Сегодня мы оценим марки и модели, которые больше всех потеряли и, напротив, набрали «баллов» в абсолютном выражении, а также, назовем самые распространенные года выпуска и средний возраст наших «героев» Сегодня мы оценим марки и модели, которые больше всех потеряли и, напротив, набрали баллов в абсолютном выражении, а также назовем самые распространенные годы выпуска и средний возраст наших «героев» Фото: «БИЗНЕС Online»

АВТОПАРК РТ ВЫРОС НА 30 ТЫС. МАШИН ЗА ГОД, НА 120 ТЫС. ЗА ПЯТЬ ЛЕТ

«БИЗНЕС Online» представляет третью (основную) часть обзора гаражей Татарстана, РФ и Казани. Напомним, что в первом тексте мы рассмотрели самые общие характеристики парков легковых автомобилей, во второй части уделили внимание самым популярным маркам и моделям премиального сегмента.

Сегодня мы оценим марки и модели, которые больше всех потеряли и, напротив, набрали баллов в абсолютном выражении, а также, как и прежде, назовем самые распространенные годы выпуска и средний возраст наших «героев».

Напомним, за 2019-й автопарк Татарстана вырос на 2,6%, или на 32 тыс. машин, за пять лет — на 10,3%, или на 119 тыс., до 1,28 млн единиц, следует из имеющегося в распоряжении «БИЗНЕС Online» отчета агентства «Автостат». Автопарк Казани подрос за год на 1,4%, за пятилетку — на 4% до 380 тыс. транспортных средств. В целом российский рынок увеличился за последний год на 2,3%, или на 1 млн, за пять лет — на 9%, или на 3,7 млн, до 44,5 млн авто.

Больше всех за пятилетку в Татарстане потеряла снятая с производства в 2013 году модель «2114» Samara 2: минус 14,5 тыс. (21%) до 54,5 тыс. авто Больше всех за пятилетку в Татарстане потеряла снятая с производства в 2013 году модель 2114 Samara 2: минус 14,5 тыс. (21%) до 54,5 тыс. авто Фото: «БИЗНЕС Online»

КАЗАНЦЫ РАЗЛЮБИЛИ LADA, НО «ЧЕПЫРКА» В ТАТАРСТАНЕ ВСЕ ЕЩЕ №1

Начнем с проигравших. Первое место по абсолютным потерям за пять лет в легковом автопарке Татарстана среди автомобильных брендов занимает LADA: «в штуках» снижение составило 15,7 тыс. единиц, или 3%, до 492,9 тысячи. При этом за прошлый год парк тольяттинской продукции сократился на 1 879 машин — и это второй худший результат.

Как следствие, доля главного отечественного бренда в республиканском автопарке сократилась за пять лет с 43,9% до 38,6% (здесь и далее на 1 января 2020 года), но и этот результат по-прежнему впечатляет: ближайший конкурент в лице корейского KIA смог получить только 7,4%.

Средний возраст республиканской LADA составляет 11 лет и 7 месяцев, с выходом с конвейера в мае 2007-го. По годам выпуска больше всего татарстанских LADA датированы следующим образом: 2012-й (35,2 тыс. единиц), 2013-й (30,5 тыс.) и 2007-й (28,1 тыс.).

В Казани за пять лет парк LADA сократился на 18,8 тыс. (17%) до 92,3 тыс. авто. За прошлый год потери составили 3 065 машин — и это самый сильный спад среди всех марок. Нетрудно понять, что и за год, и за пятилетку именно за счет казанских автолюбителей АвтоВАЗ ушел в минус по республике в целом. Столь же несложно подсчитать, что за пределами столицы РТ спрос на авто самой ходовой марки даже вырос на 3,1 тыс. до 400,6 тыс. машин.

А вот по России в целом LADA не вошла даже в тройку «призеров» по потерям, заняв только четвертое место. Ее популяция сократилась за пять лет на 173 тыс., или на 1,2%, до 13 941 000 единиц, за год потери составили 32 тыс. машин, или только 0,2%. Зато доля бренда в общем котле сократилась с 34,6% до 31,3%.

Средний возраст российской LADA — 17 лет (на 5 лет и 3 месяца старше татарстанской), с выпуском в январе 2003-го. Самые ходовые годы — 2007-й (669 тыс. единиц), 2004-й (650 тыс.) и 2005-й (649,5 тыс.).

В Казани и «шестерка», и «копейка» потеряли чуть более трех тысяч голосов и делят второе место по убыли за пятилетие В Казани и «шестерка», и «копейка» потеряли чуть более 3 тыс. голосов и делят второе место по убыли за пятилетие Фото: «БИЗНЕС Online»

Теперь оценим индивидуальные результаты участников тольяттинской «команды». Больше всех за пятилетку в Татарстане потеряла снятая с производства в 2013 году модель 2114 Samara 2: минус 14,5 тыс. (21%) до 54,5 тыс. авто. Эта же модель стала лидером потерь и в Казани: минус 5,7 тыс. (35%) до 10,5 тыс. машин. Однако это не мешает «чепырке» оставаться лидером модельного ряда, больше всего таких авто в РТ было выпущено в 2007 году — 7,8 тыс. единиц. Не попадавшее в аварию транспортное средство с единственным владельцем в истории (здесь и далее мы будем рассматривать цены на небитые, без ДТП, машины с одним владельцем, если не указано иное) и пробегом 126 тыс. км этой весной можно было найти за 80 тыс. рублей.

Второе место по потерям в татарстанских рядах LADA осталось за одним из представителей вазовской классики, 2106: минус 12,9 тыс. (30%) до 29,8 тыс. авто. Однако даже такой результат позволяет модели занимать пятую строчку по популярности в линейке. Третье место по снижению — у модели 2101, или «копейки»: на 9,7 тыс. (84%) до 1,8 тыс. авто. В Казани и «шестерка», и «копейка» потеряли чуть более 3 тыс. голосов и делят второе место по убыли за пятилетие.

Пока одни модели теряли, другие набирали вес, и главный бенефициар утилизации стареньких «росинантов» — Granta Sedan первого поколения, поголовье которой за пятилетку в РТ увеличилось на 10,2 тыс. до 41,9 тыс. авто, что позволило машине занять третье место по популярности. За пять лет по прибавке ее обходит Vesta (плюс 12,2 тыс.), но лишь из-за отсутствия последней в линейке на начало 2015 года. В Казани, набрав 8,4 тыс. голосов, Granta Sedan заняла вторую позицию.

Самый ходовой год для первой Granta в Татарстане — 2013-й (12 тыс. авто), и такую машину с пробегом 63 тыс. км предлагали за 220 тыс. рублей.

Можно добавить, что вторую строчку в РТ и третью в Казани у LADA занимает опять же представитель классики, 2107, снятый с производства в 2012-м. Больше всего «семерок», как и «чепырок», образца 2007 года, авто с пробегом 97 тыс. км предлагали за 69 тыс. рублей.

В Казани Moscvich растерял 3,4 тыс. (91%) до 330 единиц и занял четвертую строчку по сокращению парка В Казани «Москвич» растерял 3,4 тыс. (91%) до 330 единиц и занял четвертую строчку по сокращению парка Фото: «БИЗНЕС Online»

РОССИЯ НЕ ХОЧЕТ СЛЕЗАТЬ С «СЕМЕРКИ»

В целом по России картина отличается, причем существенно. Больше всех с 2015 по 2020 год сокращался гараж куда более старых моделей — 2101 (678 тыс., или 70%), 2106 (374 тыс., или 21%), 2103 (164 тыс., или 77%). Также в антилидерах идут 2105 и 2102 — минус 105 тыс. и 75 тыс. соответственно.

Самая же популярная модель АвтоВАЗа в России — 2107 (1,7 млн авто), да и потеряла она за пятилетку сравнительно скромные 3%. Второе место у 2106 с 1,41 млн баллов, третье — у 4Х4 с результатом в 1,02 миллиона. Чемпион же РТ и Казани — «чепырка» — выбился по России только на шестое место с результатом 775 тыс. авто.

Так уж получилось, что на 2–4-м месте по наибольшим потерям находятся бренды, которые уже остановили производство легковых авто. Второе место по Татарстану — на 12,2 тыс. до 2,2 тыс. машин за пять лет — осталось за опять же отечественным брендом «Москвич», продукция которого не выпускалась после 2002-го. Детализации потерь в отчете нет, скажем, что самыми распространенными годами выпуска тут остаются 1999-й (380 единиц) и 1991-й (230). Вариант 214145 с 2-литровым двигателем пробегом 11 тыс. км и заводской краской предлагали за 109 тыс. рублей.

В Казани «Москвич» растерял 3,4 тыс. (91%) до 330 единиц и занял четвертую строчку по сокращению парка, а вот в масштабах всей страны Московский автозавод потерял больше, чем кто бы то ни было: минус 740 тыс. (69%) до 336 тыс. транспортных средств.

«Бронза» по потерям в республиканском парке закреплена за маркой GAZ: минус 8,5 тыс. (43%) до 11,5 тыс. единиц. Сегодня легкие коммерческие и среднетоннажные авто Горьковского автозавода преуспевают на рынке коммерческой техники, а выпуск легковых машин завершился в 2010 году моделью Volga Siber. Неудивительно, что средний возраст оставшихся в живых «Волг» — 20 лет и 7 месяцев с выпуском в мае 1999-го.

В Казани численность «Волг» сократилась на 3,3 тыс.  до 2,8 тыс. единиц, что потянуло только на пятое место. Зато по РФ, как и в РТ, GAZ занял третье место в антирейтинге: его парк сократился за пятилетку на 311 тыс. до 855 тыс. авто В Казани численность «Волг» сократилась на 3,3 тыс. до 2,8 тыс. единиц, что потянуло только на пятое место. Зато по РФ, как и в РТ, GAZ занял третье место в антирейтинге: его парк сократился за пятилетку на 311 тыс. до 855 тыс. авто Фото: «БИЗНЕС Online»

Сильнее всего из нижегородских — минус 4,4 тыс. до 5,3 тыс. авто — в республике сократилась популяция модели 3102. Далее идут мечта советского зажиточного гражданина 24-я «Волга» (минус 2,4 тыс. до 165 авто) и «Волга» 3110 (минус 1,1 тыс. до 5,9 тыс. машин). Больше всего по просторам Татарстана ездит моделей 3110 2000 года (990 единиц), за такой вариант с пробегом 81 тыс. км просили 170 тыс. рублей.

В Казани численность «Волг» сократилась на 3,3 тыс. (54%) до 2,8 тыс. единиц, что потянуло только на пятое место. Зато по РФ, как и в РТ, GAZ занял третье место в антирейтинге: его парк сократился за пятилетку на 311 тыс. (27%) до 855 тыс. авто. При этом средний возраст выживших всего на пару месяцев старше татарстанского: 20 лет и 9 месяцев с выпуском в марте 1999-го. По численности с серьезным отрывом от других моделей лидирует также 3110 — 511 тыс. авто.

Четвертое место по абсолютным потерям, минус 6,4 тыс. (18%) до 28,8 тыс. авто, в республике осталось за моделью «Ока» («ВАЗ-1111/11113»), выделенной в специальную линейку. Напомним, производство этих «бешеных табуреток» АвтоВАЗ прекратил в 2008 году. Средний возраст местной окушки составляет 18 лет и 6 месяцев, выпуск — июнь 2001-го. Больше всего, 4 460 авто, приходится на 2001 год, но такой вариант с одним владельцем в ПТС нам найти не удалось. Небитый вариант с тремя владельцами, пробегом в 135 тыс. км и камазовским двигателем предлагали за 65 тыс. рублей.

По Казани «Ока» растеряла 1,3 тыс. (25%) до 3,9 тыс. авто, заняв 8-е место по снижению за пятилетку. Тем временем в целом по РФ «Ока» заняла 9-ю строку с сокращением поголовья на 16,3 тыс. (4%) до 387,1 тыс. машин. Получается, чуть больше трети общероссийского падения популяции «Оки» обусловлено динамикой в Татарстане. При этом средний возраст российской малолитражки идентичен татарстанскому (18 лет и 6 месяцев).

UAZ РОССИЙСКИЙ МОЛОЖЕ ТАТАРСТАНСКОГО

Шестое место среди «потеряшек» занимает еще один отечественный бренд — UAZ, за пятилетку сузивший свое присутствие в РТ на 5,8 тыс. (32%) до 12,3 тыс. авто. Поскольку этот участник пока еще находится в игре, уделим ему больше внимания. Абсолютный лидер модельного ряда ульяновского завода, она же основная причина падения рейтинга — модель 3151, чья популяция сократилась на 6,2 тыс. до 6,8 тыс. авто. (Для сравнения: на втором месте по присутствию в РТ — модель 3163 Patriot с ростом за пять лет на 1,2 тыс. до 2,6 тыс. авто). Самый популярный год выпуска — 1997-й (1 067 единиц), за ним следуют 2000-й (621) и 2001-й (617). Средний возраст татарстанского уазика — 15 лет и 8 месяцев, выпуск — апрель 2004-го. К примеру, авто 1997 года с пробегом 129 тыс. км в приличном состоянии предлагали за 135 тыс. рублей.

В Казани число уазиков за пятилетку сократилось на 793 единицы (22%) до 2,8 тысячи. При этом первое место по распространенности пока также занимает 3151 с 983 очками, но в затылок ему дышит сравнительно свежий 3163 Patriot, за который рублем проголосовали 962 казанца, то есть треть республиканских «патриков» прописалась в столице РТ.

В целом по России ульяновцы растеряли 49,5 тыс. (7%) до 622,2 тыс. авто. Как видим, россияне пока не спешат расставаться со своими бюджетными полноприводными внедорожниками. Лидируют в гаражах пока также 3151, но и за пятилетку тут самые внушительные потери — минус 85,6 тыс. до 280,8 тыс. единиц, на втором месте по потерям расположилась модель 469 — минус 59,5 тыс. до 14,4 тыс. авто. Больше всех добрал у ульяновцев все тот же 3163 Patriot: плюс 73,5 тыс. до 186 тыс. машин.

Средний возраст российского уазика составляет 15 лет и 6 месяцев (выпуск — июнь 2004-го), что на пару месяцев меньше, чем в среднем по РТ.

Бренды концерна GM, Chevrolet и Opel, официально покинули российский рынок в 2015 году. Впрочем, продажи новых Chevrolet неуклонно падали с 2011 года Бренды концерна GM, Chevrolet и Opel, официально покинули российский рынок в 2015 году. Впрочем, продажи новых Chevrolet неуклонно падали с 2011-го Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

CHEVROLET И DAEWOO: казань воротит нос, россия ездит

Заслуживают внимания и марки, которые заняли 2–3-е место по потерям в Казани за пятилетку. «Серебро» у американского бренда Chevrolet: минус 5,8 тыс. (22%) до 20,6 тыс. машин. В то же время по республике спад составил минус 3 тыс. до 59,2 тыс. авто, так что провал (не в первый уже раз и далеко не в последний) образовался за счет столицы, ведь в других муниципальных образованиях спрос даже вырос на 2,8 тыс. единиц.

Напомним, что бренды концерна GM, Chevrolet и Opel, официально покинули российский рынок в 2015 году. Впрочем, продажи новых Chevrolet неуклонно падали с 2011-го, а с 2015-го спрос теплился благодаря Chevrolet Niva. Хотя в 2017 году падение замедлилось до 50 единиц, но уже в 2018-м, пока рынок в целом еще рос, сваливание в штопор ускорилось до 130 авто, 2019 год с его утроением потерь расставил точки над i.

Опять же для одних кризис — боль и потери, для других  — возможности. Так, АвтоВАЗ, вероятно, получив хорошее предложение от GM (который, судя по дожиманию соков из старых заделов, вкладываться в проект финансами не желал), под занавес ушедшего года выкупил долю в совместном заводе, а вместе с ним и бренд Niva.

Средний возраст казанского и татарстанского Chevrolet — 9 лет и 3 месяца, выпуск — сентябрь 2010-го.

Из моделей Chevrolet крупнейшие потери за пять лет приходятся на Lacetti: в Казани — минус 1,7 тыс. до 4 тыс., по РТ — минус 2 тыс. до 11,3 тыс. транспортных средств. Второе место у более компактного Aveo, чей рейтинг упал в Казани на 1,4 тыс. до 4,3 тыс., по РТ — на 1,6 тыс. до 9,9 тыс. авто. Третьим по потерям стал просторный Cruze, отминусовавший по 1,23 тыс. единиц в столице и республике — до 2,8 тыс. и 7,5 тыс. авто соответственно.

Самой же популярной моделью, разумеется, является Niva, которая в Казани ужалась на 213 единиц до 5,3 тыс. авто, а по Татарстану прибавила (!) 3,7 тыс. до 19,4 тыс. машин. Самые востребованные годы данного внедорожника в РТ — это 2012-й (2 тыс.), 2013-й (1,9 тыс.) и 2014-й (1,8 тыс.). За автомобиль 2012 года в комплектации L и пробегом 98 тыс. км владелец просил 265 тыс. целковых.

По РФ в целом Chevrolet и вовсе входит в первую десятку брендов, сумевших вырасти за пятилетку: плюс 181 тыс. (12%) до 1,86 млн авто. Лидирует снова Niva, прибавившая 151 тыс. до 637 тыс. машин, но прирост показали и другие модели: Cruze (на 8 тыс. до 204 тыс. авто) и Aveo (на 7 тыс. до 203 тыс.). С учетом того, что и в прошлом году рейтинг последних моделей вырос, пусть и на пару сотен баллов, налицо явно наблюдался импорт подержанных тачек.

В среднем российский Chevrolet на 10 месяцев старше татарстанского: выпуск — ноябрь 2009-го. И здесь можно подвести один из промежуточных результатов: среди брендов, понесших наибольшие потери (кроме LADA), возрастная разница между РТ и РФ минимальная. Республиканские авто при таком сравнении не отличаются относительной свежестью, а местный UAZ и вовсе старше среднего по России.

Что касается достижений Daewoo, то в Казани его потери составили 4,2 тыс. (24%) до 13,1 тыс. авто, по РТ — 6,4 тыс. (18%) до 38,8 тыс. авто. Средний возраст татарстанской Daewoo 11 лет и 9 месяцев, выпуск март-2008 Что касается достижений Daewoo, то в Казани его потери составили 4,2 тыс. (24%) до 13,1 тыс. авто, по РТ — 6,4 тыс. (18%) до 38,8 тыс. единиц. Средний возраст татарстанского Daewoo — 11 лет и 9 месяцев, выпуск — март 2008-го Фото: «БИЗНЕС Online»

DAEWOO: В КАЗАНИ И ТАТАРСТАНЕ РЕЗКО СНИЖАЕТСЯ, ПО РОССИИ РАСТЕТ

Еще одна местная, в первую очередь казанская, история — значительная потеря рейтинга такой маркой, как Daewoo. Чтобы два раза не вставать, сюда же отнесем и другое «имя» узбекской мануфактуры — Ravon, сменившее Daewoo в 2015 году. Ввиду кардинальной смены модельного ряда на снятые с конвейера GM Chevrolet Aveo и Spark мы решили не смешивать их данные с более привычными корейско-узбекскими моделями, хотя модель Gentra, ставшая реинкарнацией Chevrolet Lacetti, успела попасть в зачет Daewoo. Уточним, что в общей сложности за пять лет в Казани осел только 301 автомобиль Ravon, а в республике — лишь 1,3 тыс. машин с таким шильдиком.

Что касается достижений Daewoo, то в Казани его потери составили 4,2 тыс. (24%) до 13,1 тыс. авто, по РТ — 6,4 тыс. (18%) до 38,8 тыс. единиц. Средний возраст татарстанского Daewoo — 11 лет и 9 месяцев, выпуск — март 2008-го.

Больше всего в РТ потерял бывший хит продаж Nexia: минус 3,5 тыс. (13%) до 22,8 тыс. машин. Чаще всего у этой модели встречаются автомобили с выпуском в 2007-м (3 тыс. единиц), 2012-м (2,7 тыс.) и 2008-м (2,6 тыс.). К примеру, «старушку» Nexia 2007 года с пробегом 82 тыс. км предлагали за 135 тыс. рублей. Второе место по снижению за малолитражкой Matiz: минус 2,7 тыс. (18%) до 12,5 тыс. авто.

Тем временем российская популяция Daewoo за пятилетку выросла (!) на 25,4 тыс. (3,6%) до 731 тыс. транспортных средств. Так, с января 2015-го по январь 2020-го Nexia прибавила 8 тыс. до 422 тыс. авто, Matiz — 10 тыс. до 248 тыс. единиц, еще 7,5 тыс. до 24 тыс. машин вырос гараж Gentra. Как и в случае с Chevrolet, в среднем федеральный Daewoo на 10 месяцев старше татарстанской, выпуск — май 2007-го.

Безусловным лидером всех рассматриваемых парков по абсолютному приросту за пять лет стал корейский бренд KIA Безусловным лидером всех рассматриваемых парков по абсолютному приросту за пять лет стал корейский бренд KIA Фото: «БИЗНЕС Online»

КТО СИЛЬНЕЕ ВСЕх. СЛАДКАЯ ПАРОЧКА HYUNDAI MOTOR

Обратимся к другой чаше весов. Безусловным лидером всех рассматриваемых парков по абсолютному приросту за пять лет стал корейский бренд KIA. В Татарстане чемпион увеличил свой парк на 43,6 тыс. единиц (85%) до 94,6 тыс. авто, за 2019 год — на 8,6 тыс., или на одну десятую. Рыночная доля KIA за пятилетку выросла на 3 п. п. до 7,4%. В столице республики «кореец» добавил 13,5 тыс. (63%) до 35 тыс. транспортных средств, за прошлый год — 2,5 тыс., или 8%.

В целом по стране «рейтинг» KIA вырос на 939 тыс. (79%) до 2,13 млн машин, за последний год — на 219 тыс., или на 11,5%.

Средний возраст республиканской KIA составляет 5 лет и 10 месяцев, выпуск — февраль 2014-го. В масштабах страны «кореец» старше на 11 месяцев: выпуск — март 2013-го. Впрочем, в обоих случаях машины значительно моложе средних для всего рынка значений.

Самый большой вклад в достижения чемпиона внес бессменный хит продаж Rio, за пять лет число его поклонников в РТ увеличилось на 26,8 тыс., или в 2,2 раза, до 49,3 тыс., за последний год прирост составил 9%, или 3,9 тысячи. Доля Rio в модельном ряду составляет 52%: проще говоря, чуть более половины всех припаркованных в республике KIA приходится на данную модель. Самые распространенные годы выпуска — 2014-й (7,4 тыс. единиц), 2015-й (6,8 тыс.) и 2016-й (6,5 тыс.). Авто 2014 года с механической коробкой передач и пробегом 91 тыс. км можно было купить за 455 тыс. рублей.

Rio лидирует и в Казани, за прошлый год расширив круг поклонников на 1,1 тыс. и за пятилетку на 8,2 тыс. до 17,3 тыс. владельцев. В целом по РФ абсолютный бестселлер прибавил за год 91 тыс., за пять лет — 464,5 тыс. до 843 тыс. машин на 1 января 2020-го. Относительный темп прироста за пять лет совпал с республиканским — 2,2 раза, однако доля модели в общем котле скромнее на 12 п. п. — 40%.

«Серебро» модельного ряда KIA во всех рассматриваемых парках держит среднеразмерный кроссовер Sportage. Его парк в РТ за год увеличился на 1,5 тыс. (15%), за пятилетку — на 5,3 тыс. (83%) до 11,8 тыс. авто. Доля модели в общем весе бренда составляет 12,5%. Самые ходовые года — 2018-й (1,7 тыс. единиц), 2014-й (1,5 тыс.) и 2019-й (1,4 тыс.). Например, Sportage образца 2018 года с 2-литровым двигателем, механикой и пробегом 30 тыс. км продавался за 1,05 млн рублей.

В Казани гараж Sportage расширился за год на 495 единиц (12%), за пять лет — на 1 754 единицы (58%) до 4 789 авто. В федеральном разрезе популярность кроссовера за год увеличилась на 32,5 тыс. (11%), за пять лет — на 128,5 тыс. (66%) до 323 тыс. машин, а доля в общем весе марки составляет 15% — на 2,5 п. п. выше, чем по Татарстану.

«Бронзовой» моделью KIA единогласно во всех парках автолюбители признали Ceed. Его популяция в Татарстане за год выросла на 457 единиц (5%), за пять лет — на 3 345 единиц (50%) до 10 тыс. авто. Вклад машины в общий результат бренда составил 10,6%.

Для Ceed самыми ходовыми годами стали 2013-й (1,9 тыс.), 2014-й (1,3 тыс.) и 2015-й (1 тыс.). Автомобиль 2013 года с «автоматом» и пробегом 112 тыс. км предлагали за 580 тыс. рублей.

В Казани обладатель третьего места за год увеличил свое представительство на 25 единиц (1%), за пять лет — на 914 единиц (31%) до 3 859 авто. Российская популяция Ceed выросла за год на 15 тыс. (6%), за пятилетку — на 86 тыс. (45%) до 275 тыс. машин. Доля модели составила 13% — на 2,4 п. п. выше, чем в РТ.

Средний возраст татарстанского Hyundai составляет 6 с половиной лет (выпуск июнь-2013), российского  — на год и 7 месяцев старше (выпуск декабрь-2011) Средний возраст татарстанского Hyundai составляет 6 лет и 6 месяцев (выпуск — июнь 2013-го), российского — на 1 год и 7 месяцев старше (выпуск — декабрь 2011-го) Фото: «БИЗНЕС Online»

Не менее впечатляющими стали успехи брата-близнеца KIA, бренда Hyundai. Последний увеличил свое присутствие в Татарстане за год на 7 тыс. (10,5%), за пять лет — на 32 тыс. (76%) до почти 74 тыс. авто. В столице республики данный представитель корейского автопрома ускорился за год на 2,2 тыс. (9,1%), за пять лет — на 10,2 тыс. (64%) до 26,2 тыс. баллов.

По стране в целом парк легковых Hyundai вырос за год на 178 тыс. (8,7%), за пять лет — на 801 тыс. (56%) до 2,23 млн авто.

Отметим, что по приросту за пятилетку в РТ и Казани этот корейский бренд занял третье место, пропустив вперед французский Renault, а вот по России — второе, уступив только напарнику по концерну. И в абсолютном зачете (по общему числу авто) KIA в РТ и Казани держит второе место, Hyundai — четвертое, но по РФ уже Hyundai занимает третью строчку, а KIA — только пятую.

Средний возраст татарстанского Hyundai составляет 6 лет и 6 месяцев (выпуск — июнь 2013-го), российского — на 1 год и 7 месяцев старше (выпуск — декабрь 2011-го).

Как и у напарника по корейскому концерну, внушительная доля спроса и прироста приходится на бюджетную модель, с последнего времени выпускаемую только в кузове седан (ранее был доступен также хетчбэк), Solaris. Хит продаж за последний год нарастил присутствие в РТ на 2,6 тыс. (9%), за пять лет — на 18 тыс. (120%) до 33,2 тыс. авто. Доля в общем результате марки составила без малого 45%, что, впрочем, заметно скромнее результата Rio в линейке KIA. Самые ходовые на данный момент года — 2014-й (5,2 тыс. единиц), 2015-й (4,9 тыс.) и 2016-й (4,8 тыс.). К примеру, Solaris 2014 года с двигателем 1,6 л, механикой и пробегом 107 тыс. км предлагали за 450 тыс. рублей.

В Казани бестселлер Hyundai за год прибавил 871 авто (8%), за пять лет — 6,1 тыс. (115%) до 11,4 тыс. машин. Российская же популярность Solaris за прошлый год выросла на 58,8 тыс. (8%), за пять лет — на 376 тыс. (89%) до 798 тыс. авто. Доля модели в общем весе составляет чуть менее 36% — на 9 п. п. ниже, чем по РТ.

Второе место по популярности у татарстанских и казанских поклонников марки Hyundai занимает кроссовер Creta, безусловно, ставший прорывным проектом бренда. Уточним, что первые Creta в России появились только в 2016 году, поэтому абсолютный прирост за пятилетку соответствует итоговому результату на январь 2020-го. При этом за последний год в РТ кроссовер добавил в свою копилку 3,2 тыс. голосов (46%), добравшись до отметки до 10,1 тыс. авто. На минуту: динамика-то за год покруче, чем у Solaris с его 2,6 тыс. авто! Обозревая рынок новых машин, мы неоднократно отмечали, что позиции как Rio, так и Solaris ослабли на фоне укрепления, с одной стороны, бюджетных седанов других марок, в первую очередь LADA Vesta, с другой — бюджетных кроссоверов. По итогам 2019 года доля Creta в республиканском автопарке бренда составила 13,7%.

Чаще всего в РТ встречаются Creta, выпущенные в 2018-м, 2019-м и 2017-м: на каждый приходится около 3 тыс. единиц. К примеру, автомобиль 2018 года с «автоматом» и пробегом 15 тыс. км предлагали за 925 тыс. рублей.

В Казани за год популяция кроссовера выросла на 1,1 тыс. (42%) до 3,7 тыс. авто. По России модель ускорилась за это же время на 64 тыс. (43%) до 213 тыс. машин, но это позволило автомобилю занять только третье место в линейке, а его доля в линейке Hyundai в среднем по стране составила 9,6% — на 4,1 п. п. ниже, чем по РТ.

«Бронзу» модельного зачета Hyundai татарстанские и казанские автолюбители отдали снятой с производства компактной модели Getz. По республике «компакт» за год потерял 25 голосов, или менее 1%, за пять лет — 412 голосов, или 7%, до 5,3 тыс. поклонников. Доля в общем весе марки — 7,1%. Самые востребованные годы — 2008-й (1,9 тыс.), 2007-й (1,2 тыс.) и 2010-й (0,9 тыс.). К примеру, Getz 2008 года с «автоматом» и пробегом 103 тыс. км отдавали за 335 тыс. рублей.

В Казани «компакт» за год потерял 4%, за пять лет — 21% до 2,1 тыс. регистраций. В федеральном же масштабе Getz занимает только четвертое место среди моделей бренда с долей 6,7% — на 0,4 п. п. ниже, чем в РТ. Но численность этого сплоченного отряда только растет: за год на 8 тыс. (6%) и за пять лет на 4 тыс. (3%) до без малого 150 тыс. авто. Несложно заметить, что спрос на ввоз подержанных моделей подскочил в 2019-м, тогда как с 2015 по 2018 год имеющаяся популяция Getz редела.

Пару строк уделим обладателю второго места в российской, четвертого в республиканской и седьмого в казанской линейке Hyundai — модели Accent. За год в РТ ее популярность упала на 6%, за пять лет — на 29% до 4,2 тыс. авто. По России в прошлом году наблюдалась символическая прибавка на 180 единиц, но за пять лет — уже на 7,4 тыс. (3%) до 242 тыс. машин. Accent самого популярного в народе возраста, выпуска 2008 года, с пробегом 123 тыс. км оценивали в 200 тыс. рублей.

Пора заметить, что тенденция пополнять автопарк пусть уже снятыми с производства, но проверенными моделями с высоким соотношением цены и качества свойственна больше остальным регионам, нежели Татарстану и Казани. Здесь же предпочитают быстрее обновлять свой гараж, пересаживаясь пусть на «ВАЗ», но новый.

Второе место по абсолютной прибавке в Казани и Татарстане за пятилетку заработал французский Renault Второе место по абсолютной прибавке в Казани и Татарстане за пятилетку заработал французский Renault Фото: «БИЗНЕС Online»

ФРАНЦУЗСКАЯ ДИАСПОРА RENAULT

Второе место по абсолютной прибавке в Казани и Татарстане за пятилетку заработал французский Renault. В ряде стран самые популярные в РФ модели Logan, Sandero, Duster идут в копилку румынской Dacia, входящей во французский концерн, однако в России все модели попадают в официальный зачет Renault.

В Татарстане «французская диаспора» увеличилась за год на 8 тыс. (11,6%), за пять лет — на 33,8 тыс. (78%) до 77,1 тыс. авто. В Казани за год прирост составил 2,5 тыс. (10,1%), за пятилетку — 10,9 тыс. (67,5%) до 27,1 тыс. единиц.

В России Renault по ускорению за пять лет занимает третью строчку 650,8 тыс. авто (50,3%), скачок за 2019 год составил 145,4 тысячи (8,1%).

Средний возраст татарстанского Renault составляет 6 лет и 1 месяц (выпуск — декабрь 2013-го), а медианного российского — на 1 год и 10 месяцев больше (февраль 2012-го).

Как и у многих бюджетных марок, три наиболее популярные модели Renault вобрали в себя львиную долю спроса: в РТ — 80%, в Казани — 79%, по РФ — 75%.

Как наверняка догадались многие читатели, на первом месте в линейке во всех рассматриваемых парках оказался Logan. Несмотря на все претензии к внешнему виду, особенно первого поколения, его преимущества в виде доступной цены покупки и обслуживания, а также всеядной трудноубиваемой подвески сделали свое дело.

По республике бестселлер за год прибавил 1,5 тыс. (7%), за пятилетку — 6,3 тыс. (37%) до 23,3 тыс. авто, заняв 30,3% от общего веса марки. Самые распространенные машины выпущены в 2014-м (2,6 тыс. единиц), 2011-м (2,3 тыс.) и 2015-м (2 тыс.). Logan 2014 года (рестайлинг первого поколения) на механике с пробегом 85 тыс. км выставлялся на продажу, в частности, за 320 тыс. рублей.

В Казани абсолютный хит ускорился за год на 5%, за пять лет — на 28% до 7,5 тыс. авто.

Российский рейтинг модели за год увеличился на 37 тыс. (5%), за пять лет — на 170 тыс. (32%) до 708 тыс. авто. В российском «пироге» бренда доля Logan составила 36,4% — на 6,1 п. п. больше, чем по РТ.

Второе место в модельном ряду марки по РТ и ее столице, но третье по РФ занимает Sandero. Сразу оговоримся, что в общий зачет здесь идут как обычные хетчбэки, так и с увеличенным клиренсом. Несмотря на мнение отдельных автолюбителей, считающих, что хитрые маркетологи убеждают покупателей доплатить сотню тысяч рублей за сантиметр-другой дорожного просвета, который у Renault и без того неплох, спрос на автомобили с приставкой Stepway все же есть.

По Татарстану парк Sandero за год вырос на 2,6 тыс. (15%), за пятилетку — на 11,7 тыс. (по абсолютной прибавке лидер в модельном ряду), или на 148%, до 19,5 тыс. авто и занимает четверть «веса» Renault. Самые востребованные авто выпущены совсем недавно: 2018-й и 2017-й — по 2,8 тыс., 2019-й — 2,2 тыс. транспортных средств. «Простой» Sandero 2017 года на механике с пробегом 61 тыс. км предлагали за 450 тыс. рублей, Stepway на «автомате» с пробегом 75 тыс. км можно было найти за 590 тыс. рублей или на механике и с пробегом всего 19 тыс. км за 580 тыс. рублей, что было на 150 тыс., или на 21%, дешевле базовой комплектации из автосалона во второй декаде апреля 2020-го. Экономия, о которой стоит подумать, особенно в кризисные времена.

В Казани Sandero за год прибавил 14%, за пять лет — 128% до 7,3 тыс. единиц.

По России рейтинг популярного «хетча» увеличился за год на 30 тыс. (10%), за пять лет — на 148 тыс. (79%) до 337 тыс. авто. Но в общей массе «французов» его доля только 17,3%, на 8 п. п. меньше, чем по Татарстану.

Третье место в Казани и РТ и второе в России осталось за Duster. Этот внедорожник со сравнительно демократичным ценником и философией «4×4 для всех» за год увеличил свой парк в республике на 1,6 тыс. (10%), за пять лет — на 9,9 тыс. (115%) до 18,6 тыс. авто, взяв на себя 24,1% общего веса марки. Чаще всего на дорогах РТ можно встретить машины следующих годов выпуска: 2013-й (3,3 тыс. единиц), 2014-й (3,1 тыс.) и 2017-й (2,6 тыс.). При этом Duster 2013 года на механике с 2-литровым двигателем и пробегом 58 тыс. км предлагали за 569 тыс. рублей, а с двигателем 1,6 л и пробегом 106 тыс. км — за 448 тыс. рублей.

В Казани «дуся» за год прибавила 7%, за пятилетку — 100% до 6,7 тыс. единиц.

По РФ Duster за прошлый год поднял рейтинг на 39 тыс. (11%), за пять лет — на 206 тыс. (102%) до 408,5 тыс. авто, заняв долю 21%, что на 3,1 п. п. скромнее татарстанского результата модели. Еще раз подчеркнем, что концентрация спроса на лидерах в РТ и Казани заметно выше, чем по РФ.

Показательным в плане предпочтений татарстанцев более новых авто является положение моделей, занимающих четвертое и пятое места. Kaptur, стартовавший в 2016 году, в РТ успел собрать 5,6 тыс. голосов, чего оказалось достаточно, чтобы обойти снятый с производства Megane (3,6 тыс. авто). В то же время всероссийских 99 тыс. голосов, отданных за новичка, не хватило, чтобы превзойти «старушку» с ее 129 тыс. поклонниками.

Четвертое место по абсолютному приросту и 6-е по численности в парке республики занимает Volkswagen Четвертое место по абсолютному приросту и шестое по численности в парке республики занимает Volkswagen Фото: «БИЗНЕС Online»

VOLKSWAGEN: КАЗАНЦЫ ЗА СВЕЖИЙ TIGUAN, РОССИЯНЕ ЗА PASSAT из 90-Х

Четвертое место по абсолютному приросту и шестое по численности в парке республики занимает Volkswagen. Народный немецкий бренд увеличил свое присутствие в Татарстане за год на 3,8 тыс. (9,1%), за пять лет — на 18,4 тыс. (66%) до 46 тыс. авто. В Казани годовой прирост составил 1 тыс. авто (6,3%), за пятилетку — 6,3 тыс. (58%) с итоговыми 17,2 тыс. авто. Российский гараж увеличился за последний год на 101 тыс. (6,2%), за пять — на 440 тыс. (34,5%) до 1,72 млн автомобилей.

Средний возраст татарстанского Volkswagen составляет 7 лет и 2 месяца (октябрь 2012-го), а российский существенно старше — 12 лет (январь 2008-го).

Самая востребованная модель во всех рассматриваемых парках — Polo. В Татарстане популярность бюджетного бестселлера за год выросла на 2,1 тыс. (10%), за пятилетку — на 10,7 тыс. (92%) до 22,3 тыс. авто. Вклад модели в общий парк бренда составил 48,4%. Конечно, ведущую роль тут сыграли самые многочисленные — по дате производства — автомобили образца 2013-го (3,4 тыс. единиц), 2012-го (3 тыс.) и 2016-го (2,3 тыс.). С рук Polo 2013 года на механике с пробегом 76 тыс. км предлагали за 396 тыс. рублей, на автомате и с пробегом 97 тыс. км — за 455 тыс. рублей.

В Казани и без того популярный хит повысил рейтинг за год на 7%, за пять лет — на 87% до 7,3 тыс. баллов.

Хотя российский парк Polo за год вырос на 55 тыс. (12%), за пятилетку — на 247 тыс. (91%) до 519 тыс. единиц, его вклад в общее дело составил только 30,3% — на 18,1 п. п. меньше, чем в Татарстане.

Второе место в модельном ряду Volkswagen Казани и Татарстана, а также третье по России занимает среднеразмерный кроссовер Tiguan. Свой рейтинг в республике обладатель «серебра» поднял за год еще на 1,4 тыс. (22%), а за пять лет — на 5,1 тыс. (171%!) до 8 тыс. автомобилей. В общем, и «пакет акций» модель собрала довольно приличный — 17,4%. Самые ходовые машины — выпуска 2018-го (1,3 тыс.), 2019-го и 2017-го — по 1,2 тыс. авто. Купить подержанный Tiguan 2018 года с двигателем 1,4 л, роботизированной коробкой передач и пробегом 30 тыс. км можно было за 1,51 млн рублей.

В Казани кроссовер ускорился за год на 17%, за пятилетку — на 149% до 3,9 тыс. единиц. Средний возраст прописанных в столице РТ автомобилей — 4 года и 7 месяцев.

На федеральном уровне Tiguan тоже не подкачал. Его поголовье за прошлый год увеличилось на 38 тыс. (19%), за пятилетку — на 121 тыс. (101%) до 240 тыс. авто. Хотя вклад в общий котел составил только 14%, — на 3,4 п. п. меньше, чем удалось ему внести в Татарстане.

Третье место в парках Казани и РТ и пятое в РФ застолбила за собой Jetta. По республике модель за последний год занесла в свой актив чисто символические 3 голоса, но за пять лет ее парк увеличился на 1,4 тыс. (плюс 47%) до 4,3 тыс. авто. Доля Jetta в пироге Volkswagen — 9,3%, а самыми распространенными в республике стали автомобили 2014 (852 единицы), 2015 (688) и 2013 (673) годов выпуска. К примеру, Jetta 2014-го с двигателем 1,4 л, «роботом» и пробегом 74 тыс. км предлагали за 595 тыс. рублей.

При этом в Казани Jetta за год отминусовала 4%, хотя за пять лет прибавила 41% до 1 456 единиц. Впрочем, все познается в сравнении: в масштабах России модель за год потеряла 843 голоса, за пять лет добавила 27 тыс. (23%), доведя общую численность до 147,4 тыс. авто. Ее доля по РФ составила 8,6% — на 0,7 п. п. меньше, чем по РТ.

Некогда популярнейший Passat занимает в парке бренда в РФ второе место, в Казани — шестое место, в Татарстане — четвертое место. Тут надо отметить, что с 2016 года спрос на новые авто резко упал: резко вырос ценник из-за ослабления рубля, нового позиционирования модели в сегменте sub-premium, а также из-за смещения спроса в сторону конкурентов — Toyota Camry, Hyundai i40, Sonata, KIA Optima.

В результате в Татарстане отряд Passat потерял за год 23 «бойца», а за пять лет — 39 авто, и с итоговыми 3,8 тыс. машин доля модели составила 8,2%. Транспортное средство образца самого популярного 2012 года с «роботом» и пробегом 82 тыс. км продавцы предлагали, к примеру, за 600 тыс. рублей. Средняя по республике дата «рождения» авто — апрель 2005-го.

По стране в целом Passat за год добавил минималистичный 21 голос, за пятилетку — 9,8 тыс. (3%), а к текущему году имел в гараже 370 тыс. авто. При этом его доля составила 21,6% — сразу на 13,4 п. п. больше, чем в Татарстане. Медианная дата выпуска данной модели по РФ — июль 1999 года. Но сделаем важное уточнение: в российском поголовье Passat большие объемы, по 21–25 тыс. единиц, приходятся на колесницы, выпущенные в лохматых 1989–1991 годах. Подобными показателями среди более-менее молодых Passat может похвастаться разве что поколение 2008 года — 25 тыс. авто.

Российская популяция Skoda выросла за год на 83,5 тыс. (10,3%), за пятилетку — на 325,5 тыс. (57%) до 895 тыс. авто Российская популяция Skoda выросла за год на 83,5 тыс. (10,3%), за пятилетку — на 325,5 тыс. (57%) до 895 тыс. авто Фото: «БИЗНЕС Online»

SKODA: RAPID ОМОЛОДИЛ МАРКУ, С FABIA НЕ ХОТЯТ РАССТАВАТЬСЯ МЕСТНЫЕ ФАНАТЫ

Пятое место по абсолютной прибавке в РТ и Казани, шестое в России занимает еще один входящий в концерн VW бренд — чешская Skoda.

Татарстанский гараж чехов в прошлом году пополнился на 2,9 тыс. (плюс 11,6%), за пять лет — на 11,3 тыс. (плюс 66,5%), в итоге составил 28,2 тыс. авто. В Казани темпы были помедленнее: за год прирост на 812 единиц (плюс 7,9%), за пять лет — 3,5 тыс. (плюс 46%), в результате — 11,1 тыс. поставленных на учет авто.

Российская популяция Skoda выросла за год на 83,5 тыс. (10,3%), за пятилетку — на 325,5 тыс. (57%) до 895 тыс. машин.

Средний возраст татарстанской Skoda составляет 6 лет и 8 месяцев с выпуском в апреле 2013-го — на 10 месяцев позже российской (июнь 2012-го). Это в общем-то молодой возраст, если ориентироваться на средние значения по всем маркам и, в частности, тот же VW.

Средние российские предпочтения обладателей чешских авто совпали с татарстанскими, как и первые пять мест в модельном ряду. Абсолютный чемпион для всех парков и возрастов — это любимый многими за просторный салон и отличный баланс цены и качества лифтбэк Octavia. В Татарстане его парк за год прирос на 530 единиц (4%), за пять лет — на 2,9 тыс. (29%) до 12,6 тыс. авто. Доля от общего веса марки составила 44,7%.

Звездными годами для первой скрипки чешского оркестра стали 2008-й (1,7 тыс. единиц), 2012-й (1,6 тыс.) и 2013-й (1,3 тыс.). И если Octavia второго поколения 2008 года с двигателем 1,6 л, пробегом 195 тыс. км и двумя комплектами колес на дисках предлагали за 350 тыс., то рестайлинговый вариант 2012 года с двигателем 1,4 л и пробегом 97 тыс. км стоил уже 469 тыс. рублей.

Российский парк Octavia за 2019 год увеличился на 23,9 тыс. (6%), за пятилетку — на 110,2 тыс. (36%) до 418,5 тыс. авто. Вклад в общий вес марки составил 46,8%, на 2,1 п. п. больше, чем в Татарстане.

На второй позиции у Skoda более скромный по размерам лифтбэк Rapid, который играет в ценовом сегменте наряду с Kia RIO и LADA Vesta. Напомним, что Rapid подоспел на подмогу марке как раз в 2014 году, когда российский рынок стал проваливаться, а в 2015-м окончательно рухнул. В частности, поддержка понадобилась старшей сестре Octavia, ценник которой быстро потянулся вверх, следуя за курсом евро.

В РТ обладатель «серебра» за год увеличил присутствие на 1,4 тыс. (28%), за пять лет — на 5,7 тыс. (595%) до 6,7 тыс. авто. Доля в общем объеме марки составила 23,6%. И вновь самыми распространенными здесь стали сравнительно свежие машины — 2018 (1,5 тыс. единиц), 2019 и 2017 (по 1,2 тыс.) годов выпуска. К примеру, Rapid 2018-го с двигателем 1,6 л, «автоматом» и пробегом 28 тыс. км предлагали за 605 тыс. рублей, еще и с торгом у капота. При оценке объявлений этой весной мы столкнулись с большим объемом предложения модели «из-под такси», с пробегом 75 тыс. км и более за два года, порой владелец даже выставлял фото автомобиля с говорящей самой за себя наклейкой на кузове. Заметим, что выбор таксистов в пользу той или иной модели, как правило, говорит о том самом хорошем соотношении цены и качества и высокой ликвидности машины на вторичном рынке.

Свой российский рейтинг этот любимец таксистов за год повысил на 33,7 тыс. баллов (26%), за пять лет — на 143,6 тыс. (682%) до 164,7 тыс. авто. Доля модели в весе бренда — 18,4%, на 4,8 п. п. меньше, чем в Татарстане.

Третье место у чехов занимает исчезнувшая в 2015 году из российской линейки компактная Fabia. В Татарстане машина за год добавила 84 балла (2%), за пять лет — 187 очков (5%) до 4 252 авто. На январь 2020-го доля Fabia в общем «котле» составила 15,1%.

Отметим, что приток авто, снятых с производства / пропавших из российской линейки, нехарактерен для Татарстана в отличие от аналогичных распространенных в целом по РФ примеров. Так что Fabia можно считать в своем роде исключением из правил.

Самые ходовые годы — 2013-й (1 тыс. единиц), 2012-й (0,8 тыс.) и 2011-й (0,6 тыс.). Продавали Fabia 2013 года с самым популярным силовым агрегатом 1,2 л (70 лошадиных сил), пробегом 47 тыс. км за 370 тыс. рублей, а заряженный 105 «лошадками» вариант с 6-ступенчатым «автоматом» на литых дисках и пробегом 82 тыс. км — за 515 тыс. рублей.

Казанцы были менее преданны юркому хетчбэку: его рейтинг в столице упал за год на 1%, за пять лет — на 6% до 2 095 авто. Но опять же по сравнению с другими моделями, исчезнувшими из ассортимента заводов, это сильный результат. 

По РФ Fabia за год прибавила 196 единиц, за пять лет — 850 транспортных средств, или около 1%, до 133,4 тыс. авто. То есть в данном случае мы снова имеем дело с импортом подержанных машин. При этом доля модели в общем весе бренда составила 14,9% — всего лишь на 0,2 п. п. ниже республиканского значения.

Шестым по прибавке в Татарстане, седьмым — в Казани и в целом по РФ стал японский Nissan. В республике этот представитель Страны восходящего солнца за год расширил круг владельцев на 2 тыс. автолюбителей Шестым по прибавке в Татарстане, седьмым — в Казани и в целом по РФ стал японский Nissan. В республике этот представитель Страны восходящего солнца за год расширил круг владельцев на 2 тыс. автолюбителей Фото: pixabay.com

NISSAN: ОТ СВЕЖИХ QASHQAI ДО ВЕТЕРАНОВ BLUEBIRD И SUNNY

Шестым по прибавке в Татарстане, седьмым — в Казани и в целом по РФ стал японский Nissan. В республике этот представитель Страны восходящего солнца за год расширил круг владельцев на 2 тыс. автолюбителей (6%), за пятилетку — на 7,4 тыс. неофитов (27%) и пришел к текущему году с 35,2 тыс. регистраций. В Казани за год — плюс 529 (3,7%), за пять лет — 2,5 тыс. (20%) до 14,9 тыс. авто. В масштабе страны относительное ускорение было еще плавнее: за год — 75,9 тыс. (3,7%), за пять лет — 308 тыс. (17%), или до 2,15 млн автомобилей.

Средний возраст татарстанского Nissan — 7 лет и 9 месяцев (выпуск — март 2012-го), российский старше его на 4 года и 10 месяцев (май 2007-го).

Интересная особенность данного бренда заключается в ассортименте представленных автомобилей Nissan, а он очень и очень широкий, второй по разнообразию среди всех марок: так, в автопарке РФ есть 81 модель, РТ — 59 моделей. Тут и спортивные GT-R, 300 Z, Skyline, и бюджетный (по сравнению с Tesla) электрокар Leaf, и такие легендарные ветераны, как Bluebird и Sunny.

В Татарстане и Казани сравнительно старых моделей и лохматых годов выпуска меньше, концентрация на тройке лидеров выше: 60% и 59% соответственно против 43,5% в среднем по РФ. Чемпион модельного ряда в РТ и ее столице — компактный кроссовер Qashqai. По республике глобальный хит продаж бестселлер за год добавил 755 единиц (9%), за пять лет — 2,6 тыс. (41%) до без малого 9 тыс. авто. Доля в общем весе марки — 25,5%. Самые ходовые годы — 2012-й (1,3 тыс. единиц), 2013-й (1,2 тыс.) и 2018-й (1,05 тыс.).

Второе место в Татарстане, третью позицию в Казани и РФ получает Almera, в 2019 году выбывшая из битвы за звание народного российского авто. За последний год численность этих бюджетных седанов в республике выросла на 32 единицы (менее 1%), за пять лет — на 1,7 тыс. (34%) до 6,8 тыс. машин. Далековато, например, до Logan с его 23,3 тыс. авто. В общем весе марки японский бюджетник занял 19,4%, а его самые ходовые годы — 2014-й (1,3 тыс. единиц), 2015-й (700) и 2013-й (600). В Казани данный седан за год потерял одного поклонника, а за пятилетку добавил 475, или 26%, до 2 292 фанатов.

Третье место по РТ, вторую строчку в Казани и первую позицию по РФ занимает более просторный кроссовер X-Trail. Средний брат линейки кроссоверов в республике приплюсовал за год 518 единиц (11%), за пять лет — 2 тыс. регистраций (60%) до 5,4 тыс. авто. На X-Trail приходится доля 15,3% от общих достижений бренда, а чаще всего на дорогах республики можно встретить машины, выпущенные в 2018-м (606 единиц), 2015-м (581) и 2012-м (564). У этой модели самая большая общероссийская доля — 14,9%, которая все равно на 0,4 п. п. меньше, чем в РТ.

Кратко еще о паре моделей, обладателей четвертого и пятого мест в региональной и казанской линейке плодовитого Nissan. Итак, почетное четвертое место — у компактного стильного кроссовера Juke, который за пять лет прибавил 126 регистраций до 3,1 тыс. авто. Доля от общего веса марки — 8,9%, самый популярный Juke был выпущен в 2012 году (976 единиц). Казанская популяция этих авангардных кроссоверов сократилась за пять лет на 151 до 1,7 тыс. машин.

В российском зачете Nissan юркий Juke занимает шестую строчку, причем его рейтинг поднялся за пять лет — на 15 тыс. (17%) до 101 тыс. баллов.

Пятое место удерживает внедорожник Terrano. Брат-близнец Renault Duster в Татарстане за год добавил в копилку 572 голоса (29%), за пять лет — 2,1 тыс. (456%) до 2,6 тыс. авто. Тем самым модель обеспечила 7,3% всего спроса на марку. В столице внедорожник за год нарастил присутствие на 23%, за пять лет — на 475% до 1 075 единиц.

По РФ Terrano занимает 7-ю позицию, за год его численность увеличилась на 13 тыс. (15%), за пять лет — на 56 тыс. (135%) до 98 тыс. единиц.

Средний возраст татарстанской Toyota 8 лет и 3 месяца (выпуск сентябрь-2011, на полгода старше, чем Nissan), а вот российской практически вдвое больше — 16 лет (январь-2004) Средний возраст татарстанской Toyota — 8 лет и 3 месяца (выпуск — сентябрь 2011-го, на полгода старше, чем Nissan), а вот российской — практически вдвое больше — 16 лет (январь 2004-го) Фото: «БИЗНЕС Online»

TOYOTA: САМый СТАРый ИЗ ЛИДЕРОВ с САМЫМ ШИРОКИМ АССОРТИМЕНТОМ

Наконец, обладатель седьмого места в РТ по абсолютному приросту за пятилетку, десятой строчки в Казани и пятой позиции по РФ — Toyota. По численности в парках этот японский бренд занимает следующие места: в Казани — шестое, в Татарстане — седьмое, а по РФ — второе (!).

Средний возраст татарстанской Toyota — 8 лет и 3 месяца (выпуск — сентябрь 2011-го, на полгода старше, чем Nissan), а вот российской — практически вдвое больше — 16 лет (январь 2004-го). Так что в масштабах страны вовсе не новенькие Hyndai или KIA являются главными конкурентми вазовской продукции, а подержанные Toyota.

Как мы отметили выше, у российского Nissan тоже не детсадовский возраст (выпуск — май 2007-го). Ради интереса мы рассчитали возраст еще несколько японских марок. Так, у Mitsubishi средняя дата выпуска по РТ приходится на июль 2010-го, по РФ — на январь 2007-го, у Honda по РТ — январь 2008-го (старше Toyota на 2 года и 9 месяцев), по РФ — февраль 2004-го (на месяц моложе Toyota, с учетом погрешности, можно сказать, они ровесницы).

В глазах российских автолюбителей японские авто зарекомендовали себя как очень надежные и неприхотливые машины. Не секрет, что многие россияне предпочтут пятилетнего (а то и старше) японского «скакуна», желательно зарубежной сборки и без пробега по РФ, нежели новый «ВАЗ» или тот же Renault. Хотя споры о том, что же лучше — новый авто или за те же деньги более качественный, но подержанный, станут, наверное, длиться столько же, сколько будет существовать отрасль. Также в масштабах РФ следует учитывать фактор близости ряда восточных регионов к родине этих авто — Японии.

В Татарстане Toyota за год расширила свое представительство на 2,4 тыс. авто (5,6%), за пять лет — на 5,8 тыс. (14,7%) до 45,2 тыс. машин. В целом по РФ бренд за год прибавил 133 тыс. (3,5%), за пять лет — 335 тыс. (9,3%) до 3,94 млн голосов.

О широком ассортименте Nissan мы уже говорили, однако Toyota переплюнула и его: в Татарстане насчитывается 99 различных моделей бренда, по России — 126. Тут вам и гибридный Prius, и малютка Aygo, и гигантская Sequoia, и минивэн Alphard — на любой вкус и цвет. Также отметим, что 17 моделей в Татарстане представлены в единственном экземпляре, среди них Nadia 1999 года, Rush 2011-го (он же Daihatsu BeGo), Vanguard 2012-го, Vellfire 2014-го.

Но речь, конечно же, не о них. №1 для Казани и Татарстана и №3 для России — среднеразмерный кроссовер Rav4, глобальный хит продаж. По республике «рафчик» за год прибавил 910 голосов (8%), за пять лет — 4,6 тыс. (60%) до 12,3 тыс. авто, а его доля в общем весе бренда составила 27,3%.

Самые распространенные годы выпуска: 2014-й (1,39 тыс.), 2017-й (1,35 тыс.) и 2018-й (1,32 тыс.). К примеру, Rav4 2014 года с 2-литровым двигателем, вариатором и пробегом 67 тыс. км предлагали за 1,1 млн рублей.

В Казани за год прибавка составила 6%, за пятилетку — 43% до 6,2 тыс. голосов. Присутствие в России популярный кроссовер за год нарастил на 31 тыс. (8%), за пять лет — на 144 тыс. (51%) до 425 тыс. голов. Правда, доля в общем весе бренда составила всего-то 10,8% — в 2,5 раза скромнее республиканского.

Второе место татарстанцы, и казанцы в том числе, отдали модели Corolla, занявшей в РФ первую строчку. По республике данная модель за год потеряла символические 18 голосов, за пять лет — 1 063 баллов (9%) до 11,1 тыс. авто. Ее вклад в общий котелок составил 24,7%. И кстати, это очередной случай, когда именно казанцы обусловили снижение показателя по республике: за год столичные автолюбители отказались от 160 машин (то есть по другим городам и весям был рост на 142 транспортных средства за 2019 год), за пятилетку — от 980 единиц.

Самые ходовые годы у Corolla — это 2008-й (2,2 тыс.), 2012-й (1,3 тыс.) и 2013-й (1,2 тыс.). Авто 2008 года с двигателем 1,6 л, «роботом» и пробегом 137 тыс. км предлагалось за 415 тыс. рублей, а за вариант 2013-го с «автоматом» и пробегом 26 тыс. км просили 789 тыс. рублей.

Третье место по Казани и РТ и вторую строку по РФ занимает также прошедшая неоднократно обновленная Camry. В республике этот бизнес-седан прибавил за год 547 голосов (8%), за пять лет — 2,2 тыс. (42%) до 7,4 тыс. авто. Доля модели в общем весе бренда составила 16,5%.

Отметим, что после кризиса 2014–2015 годов из гонки выбыл один из главных конкурентов Camry — Nissan Teana. Не самым лучшим образом шли дела и у Ford Mondeo, который в итоге покинул российский рынок в 2019-м. VW Passat из-за позиционирования в sub-premium заметно прибавил в цене и потерял солидную часть спроса. С другой стороны, времени не теряли нарастившие популярность корейские Hyundai i40, Sonata и KIA Optima.

Самые ходовыми годами для Camry в РТ стали 2018-й (756 единиц), 2013-й (712), а также 2014-й и 2016-й (по 665 единиц). К примеру, за Camry 2018 года с двигателем 2,5 л и пробегом 32 тыс. км просили 1,63 млн рублей, а за вариант 2013-го с аналогичным силовым агрегатом и пробегом 99,5 тыс. км — только 830 тыс. рублей.

Российский рейтинг японского седана за прошлый год подрос на 32 тыс. регистраций (8%), за пять лет — на 117 тыс. (34%) до 457 тыс. авто. Доля Camry составила 11,6% — на 4,9 п. п. меньше, чем по РТ.

Почетное четвертое место во всех рассматриваемых автопарках занимает одна из самых известных моделей Toyota. Речь, конечно, идет о внедорожнике Land Cruiser Prado 150, популярность которого в Татарстане за год увеличилась на 9%, за пять лет — на 84% (!) до 4,3 тыс. авто. К примеру, Land Cruiser Prado 150 самого популярного 2018 года с двигателем 2,7 л и пробегом 9 тыс. км предлагали за 3,2 млн рублей, а тоже ходового 2014-го с аналогичной силовой установкой и пробегом 39 тыс. км — за 2,2 млн рублей.

В Казани рейтинг внедорожника за год поднялся на 8%, за пять лет — на 76% до 1 885 единиц.

По РФ динамика была бодрее: плюс 11% (16 тыс.) за год, плюс 94% (76 тыс.) до 157 тыс. за пять лет.

Также во всех парках пятое место занимает Land Cruiser 200, чья популярность за пять лет выросла в Казани на 51% до 929 единиц, по РТ — на 57% до 2,1 тыс., по РФ — также на 57% до 129 тыс. транспортных средств.

Но если в автопарке Казани и Татарстана на 6-й и 7-й позициях находятся сравнительно свежие модели Avensis и Auris, то в России здесь обосновались Carina и Corona. За пятилетку рейтинг данных моделей снизился на 15% и 17% до 120 тыс. и 112 тыс. соответственно, но пока они занимают около 3% от веса марки каждая. Уточним, что Carina свежее 2001 года, а Corona моложе 2002-го нет. Средний возраст этих моделей — около 28 лет (выпуск в среднем — декабрь 1991-го и февраль 1992-го). И неизвестно, сколько они еще будут бегать…

* * *

Итак, подводя общие итоги, еще раз подчеркнем: в большинстве случаев татарстанские, в том числе казанские, автолюбители стремятся быстрее обновить свои машины (одно из исключений — Skoda Fabia). В целом же для РФ характерно пополнение автопарка пусть и не новыми, но зарекомендовавшими себя по соотношению цены и качества моделями, будь то Chevrolet Aveo, Cruze, Skoda Yeti, Renault Symbol или Nissan Almera. Несмотря на расхождения в предпочтениях по целому ряду марок и моделей, самую сильную динамику за последние пять лет во всех автопарках показал бренд KIA благодаря бюджетному бестселлеру Rio и среднеразмерному кроссоверу Sportage. Компанию чемпиону составили Hyundai с его Soraris и Creta, Renault с Logan, Sandero и Duster, а также Volkswagen с его Polo и Tiguan.