На чем ездят в РТ и Казани и как предпочтения татарстанцев отличаются от общероссийских? Сколько лет стукнет в обед среднестатистической машине в республике? Неужели по дорогам Татарстана ездят 126 моделей бренда Toyota? На эти и многие другие вопросы отвечает третья часть исследования «БИЗНЕС Online».
Сегодня мы оценим марки и модели, которые больше всех потеряли и, напротив, набрали баллов в абсолютном выражении, а также назовем самые распространенные годы выпуска и средний возраст наших «героев»
АВТОПАРК РТ ВЫРОС НА 30 ТЫС. МАШИН ЗА ГОД, НА 120 ТЫС. ЗА ПЯТЬ ЛЕТ
«БИЗНЕС Online» представляет третью (основную) часть обзора гаражей Татарстана, РФ и Казани. Напомним, что в первом тексте мы рассмотрели самые общие характеристики парков легковых автомобилей, во второй части уделили внимание самым популярным маркам и моделям премиального сегмента.
Сегодня мы оценим марки и модели, которые больше всех потеряли и, напротив, набрали баллов в абсолютном выражении, а также, как и прежде, назовем самые распространенные годы выпуска и средний возраст наших «героев».
Напомним, за 2019-й автопарк Татарстана вырос на 2,6%, или на 32 тыс. машин, за пять лет — на 10,3%, или на 119 тыс., до 1,28 млн единиц, следует из имеющегося в распоряжении «БИЗНЕС Online» отчета агентства «Автостат». Автопарк Казани подрос за год на 1,4%, за пятилетку — на 4% до 380 тыс. транспортных средств. В целом российский рынок увеличился за последний год на 2,3%, или на 1 млн, за пять лет — на 9%, или на 3,7 млн, до 44,5 млн авто.
Больше всех за пятилетку в Татарстане потеряла снятая с производства в 2013 году модель 2114 Samara 2: минус 14,5 тыс. (21%) до 54,5 тыс. авто
КАЗАНЦЫ РАЗЛЮБИЛИ LADA, НО «ЧЕПЫРКА» В ТАТАРСТАНЕ ВСЕ ЕЩЕ №1
Начнем с проигравших. Первое место по абсолютным потерям за пять лет в легковом автопарке Татарстана среди автомобильных брендов занимает LADA: «в штуках» снижение составило 15,7 тыс. единиц, или 3%, до 492,9 тысячи. При этом за прошлый год парк тольяттинской продукции сократился на 1 879 машин — и это второй худший результат.
Как следствие, доля главного отечественного бренда в республиканском автопарке сократилась за пять лет с 43,9% до 38,6% (здесь и далее на 1 января 2020 года), но и этот результат по-прежнему впечатляет: ближайший конкурент в лице корейского KIA смог получить только 7,4%.
Средний возраст республиканской LADA составляет 11 лет и 7 месяцев, с выходом с конвейера в мае 2007-го. По годам выпуска больше всего татарстанских LADA датированы следующим образом: 2012-й (35,2 тыс. единиц), 2013-й (30,5 тыс.) и 2007-й (28,1 тыс.).
В Казани за пять лет парк LADA сократился на 18,8 тыс. (17%) до 92,3 тыс. авто. За прошлый год потери составили 3 065 машин — и это самый сильный спад среди всех марок. Нетрудно понять, что и за год, и за пятилетку именно за счет казанских автолюбителей АвтоВАЗ ушел в минус по республике в целом. Столь же несложно подсчитать, что за пределами столицы РТ спрос на авто самой ходовой марки даже вырос на 3,1 тыс. до 400,6 тыс. машин.
А вот по России в целом LADA не вошла даже в тройку «призеров» по потерям, заняв только четвертое место. Ее популяция сократилась за пять лет на 173 тыс., или на 1,2%, до 13 941 000 единиц, за год потери составили 32 тыс. машин, или только 0,2%. Зато доля бренда в общем котле сократилась с 34,6% до 31,3%.
Средний возраст российской LADA — 17 лет (на 5 лет и 3 месяца старше татарстанской), с выпуском в январе 2003-го. Самые ходовые годы — 2007-й (669 тыс. единиц), 2004-й (650 тыс.) и 2005-й (649,5 тыс.).
В Казани и «шестерка», и «копейка» потеряли чуть более 3 тыс. голосов и делят второе место по убыли за пятилетие
Теперь оценим индивидуальные результаты участников тольяттинской «команды». Больше всех за пятилетку в Татарстане потеряла снятая с производства в 2013 году модель 2114 Samara 2: минус 14,5 тыс. (21%) до 54,5 тыс. авто. Эта же модель стала лидером потерь и в Казани: минус 5,7 тыс. (35%) до 10,5 тыс. машин. Однако это не мешает «чепырке» оставаться лидером модельного ряда, больше всего таких авто в РТ было выпущено в 2007 году — 7,8 тыс. единиц. Не попадавшее в аварию транспортное средство с единственным владельцем в истории (здесь и далее мы будем рассматривать цены на небитые, без ДТП, машины с одним владельцем, если не указано иное) и пробегом 126 тыс. км этой весной можно было найти за 80 тыс. рублей.
Второе место по потерям в татарстанских рядах LADA осталось за одним из представителей вазовской классики, 2106: минус 12,9 тыс. (30%) до 29,8 тыс. авто. Однако даже такой результат позволяет модели занимать пятую строчку по популярности в линейке. Третье место по снижению — у модели 2101, или «копейки»: на 9,7 тыс. (84%) до 1,8 тыс. авто. В Казани и «шестерка», и «копейка» потеряли чуть более 3 тыс. голосов и делят второе место по убыли за пятилетие.
Пока одни модели теряли, другие набирали вес, и главный бенефициар утилизации стареньких «росинантов» — Granta Sedan первого поколения, поголовье которой за пятилетку в РТ увеличилось на 10,2 тыс. до 41,9 тыс. авто, что позволило машине занять третье место по популярности. За пять лет по прибавке ее обходит Vesta (плюс 12,2 тыс.), но лишь из-за отсутствия последней в линейке на начало 2015 года. В Казани, набрав 8,4 тыс. голосов, Granta Sedan заняла вторую позицию.
Самый ходовой год для первой Granta в Татарстане — 2013-й (12 тыс. авто), и такую машину с пробегом 63 тыс. км предлагали за 220 тыс. рублей.
Можно добавить, что вторую строчку в РТ и третью в Казани у LADA занимает опять же представитель классики, 2107, снятый с производства в 2012-м. Больше всего «семерок», как и «чепырок», образца 2007 года, авто с пробегом 97 тыс. км предлагали за 69 тыс. рублей.
В Казани «Москвич» растерял 3,4 тыс. (91%) до 330 единиц и занял четвертую строчку по сокращению парка
РОССИЯ НЕ ХОЧЕТ СЛЕЗАТЬ С «СЕМЕРКИ»
В целом по России картина отличается, причем существенно. Больше всех с 2015 по 2020 год сокращался гараж куда более старых моделей — 2101 (678 тыс., или 70%), 2106 (374 тыс., или 21%), 2103 (164 тыс., или 77%). Также в антилидерах идут 2105 и 2102 — минус 105 тыс. и 75 тыс. соответственно.
Самая же популярная модель АвтоВАЗа в России — 2107 (1,7 млн авто), да и потеряла она за пятилетку сравнительно скромные 3%. Второе место у 2106 с 1,41 млн баллов, третье — у 4Х4 с результатом в 1,02 миллиона. Чемпион же РТ и Казани — «чепырка» — выбился по России только на шестое место с результатом 775 тыс. авто.
Так уж получилось, что на 2–4-м месте по наибольшим потерям находятся бренды, которые уже остановили производство легковых авто. Второе место по Татарстану — на 12,2 тыс. до 2,2 тыс. машин за пять лет — осталось за опять же отечественным брендом «Москвич», продукция которого не выпускалась после 2002-го. Детализации потерь в отчете нет, скажем, что самыми распространенными годами выпуска тут остаются 1999-й (380 единиц) и 1991-й (230). Вариант 214145 с 2-литровым двигателем пробегом 11 тыс. км и заводской краской предлагали за 109 тыс. рублей.
В Казани «Москвич» растерял 3,4 тыс. (91%) до 330 единиц и занял четвертую строчку по сокращению парка, а вот в масштабах всей страны Московский автозавод потерял больше, чем кто бы то ни было: минус 740 тыс. (69%) до 336 тыс. транспортных средств.
«Бронза» по потерям в республиканском парке закреплена за маркой GAZ: минус 8,5 тыс. (43%) до 11,5 тыс. единиц. Сегодня легкие коммерческие и среднетоннажные авто Горьковского автозавода преуспевают на рынке коммерческой техники, а выпуск легковых машин завершился в 2010 году моделью Volga Siber. Неудивительно, что средний возраст оставшихся в живых «Волг» — 20 лет и 7 месяцев с выпуском в мае 1999-го.
В Казани численность «Волг» сократилась на 3,3 тыс. до 2,8 тыс. единиц, что потянуло только на пятое место. Зато по РФ, как и в РТ, GAZ занял третье место в антирейтинге: его парк сократился за пятилетку на 311 тыс. до 855 тыс. авто
Сильнее всего из нижегородских — минус 4,4 тыс. до 5,3 тыс. авто — в республике сократилась популяция модели 3102. Далее идут мечта советского зажиточного гражданина 24-я «Волга» (минус 2,4 тыс. до 165 авто) и «Волга» 3110 (минус 1,1 тыс. до 5,9 тыс. машин). Больше всего по просторам Татарстана ездит моделей 3110 2000 года (990 единиц), за такой вариант с пробегом 81 тыс. км просили 170 тыс. рублей.
В Казани численность «Волг» сократилась на 3,3 тыс. (54%) до 2,8 тыс. единиц, что потянуло только на пятое место. Зато по РФ, как и в РТ, GAZ занял третье место в антирейтинге: его парк сократился за пятилетку на 311 тыс. (27%) до 855 тыс. авто. При этом средний возраст выживших всего на пару месяцев старше татарстанского: 20 лет и 9 месяцев с выпуском в марте 1999-го. По численности с серьезным отрывом от других моделей лидирует также 3110 — 511 тыс. авто.
Четвертое место по абсолютным потерям, минус 6,4 тыс. (18%) до 28,8 тыс. авто, в республике осталось за моделью «Ока» («ВАЗ-1111/11113»), выделенной в специальную линейку. Напомним, производство этих «бешеных табуреток» АвтоВАЗ прекратил в 2008 году. Средний возраст местной окушки составляет 18 лет и 6 месяцев, выпуск — июнь 2001-го. Больше всего, 4 460 авто, приходится на 2001 год, но такой вариант с одним владельцем в ПТС нам найти не удалось. Небитый вариант с тремя владельцами, пробегом в 135 тыс. км и камазовским двигателем предлагали за 65 тыс. рублей.
По Казани «Ока» растеряла 1,3 тыс. (25%) до 3,9 тыс. авто, заняв 8-е место по снижению за пятилетку. Тем временем в целом по РФ «Ока» заняла 9-ю строку с сокращением поголовья на 16,3 тыс. (4%) до 387,1 тыс. машин. Получается, чуть больше трети общероссийского падения популяции «Оки» обусловлено динамикой в Татарстане. При этом средний возраст российской малолитражки идентичен татарстанскому (18 лет и 6 месяцев).
UAZ РОССИЙСКИЙ МОЛОЖЕ ТАТАРСТАНСКОГО
Шестое место среди «потеряшек» занимает еще один отечественный бренд — UAZ, за пятилетку сузивший свое присутствие в РТ на 5,8 тыс. (32%) до 12,3 тыс. авто. Поскольку этот участник пока еще находится в игре, уделим ему больше внимания. Абсолютный лидер модельного ряда ульяновского завода, она же основная причина падения рейтинга — модель 3151, чья популяция сократилась на 6,2 тыс. до 6,8 тыс. авто. (Для сравнения: на втором месте по присутствию в РТ — модель 3163 Patriot с ростом за пять лет на 1,2 тыс. до 2,6 тыс. авто). Самый популярный год выпуска — 1997-й (1 067 единиц), за ним следуют 2000-й (621) и 2001-й (617). Средний возраст татарстанского уазика — 15 лет и 8 месяцев, выпуск — апрель 2004-го. К примеру, авто 1997 года с пробегом 129 тыс. км в приличном состоянии предлагали за 135 тыс. рублей.
В Казани число уазиков за пятилетку сократилось на 793 единицы (22%) до 2,8 тысячи. При этом первое место по распространенности пока также занимает 3151 с 983 очками, но в затылок ему дышит сравнительно свежий 3163 Patriot, за который рублем проголосовали 962 казанца, то есть треть республиканских «патриков» прописалась в столице РТ.
В целом по России ульяновцы растеряли 49,5 тыс. (7%) до 622,2 тыс. авто. Как видим, россияне пока не спешат расставаться со своими бюджетными полноприводными внедорожниками. Лидируют в гаражах пока также 3151, но и за пятилетку тут самые внушительные потери — минус 85,6 тыс. до 280,8 тыс. единиц, на втором месте по потерям расположилась модель 469 — минус 59,5 тыс. до 14,4 тыс. авто. Больше всех добрал у ульяновцев все тот же 3163 Patriot: плюс 73,5 тыс. до 186 тыс. машин.
Средний возраст российского уазика составляет 15 лет и 6 месяцев (выпуск — июнь 2004-го), что на пару месяцев меньше, чем в среднем по РТ.
Бренды концерна GM, Chevrolet и Opel, официально покинули российский рынок в 2015 году. Впрочем, продажи новых Chevrolet неуклонно падали с 2011-го
CHEVROLET И DAEWOO: казань воротит нос, россия ездит
Заслуживают внимания и марки, которые заняли 2–3-е место по потерям в Казани за пятилетку. «Серебро» у американского бренда Chevrolet: минус 5,8 тыс. (22%) до 20,6 тыс. машин. В то же время по республике спад составил минус 3 тыс. до 59,2 тыс. авто, так что провал (не в первый уже раз и далеко не в последний) образовался за счет столицы, ведь в других муниципальных образованиях спрос даже вырос на 2,8 тыс. единиц.
Напомним, что бренды концерна GM, Chevrolet и Opel, официально покинули российский рынок в 2015 году. Впрочем, продажи новых Chevrolet неуклонно падали с 2011-го, а с 2015-го спрос теплился благодаря Chevrolet Niva. Хотя в 2017 году падение замедлилось до 50 единиц, но уже в 2018-м, пока рынок в целом еще рос, сваливание в штопор ускорилось до 130 авто, 2019 год с его утроением потерь расставил точки над i.
Опять же для одних кризис — боль и потери, для других — возможности. Так, АвтоВАЗ, вероятно, получив хорошее предложение от GM (который, судя по дожиманию соков из старых заделов, вкладываться в проект финансами не желал), под занавес ушедшего года выкупил долю в совместном заводе, а вместе с ним и бренд Niva.
Средний возраст казанского и татарстанского Chevrolet — 9 лет и 3 месяца, выпуск — сентябрь 2010-го.
Из моделей Chevrolet крупнейшие потери за пять лет приходятся на Lacetti: в Казани — минус 1,7 тыс. до 4 тыс., по РТ — минус 2 тыс. до 11,3 тыс. транспортных средств. Второе место у более компактного Aveo, чей рейтинг упал в Казани на 1,4 тыс. до 4,3 тыс., по РТ — на 1,6 тыс. до 9,9 тыс. авто. Третьим по потерям стал просторный Cruze, отминусовавший по 1,23 тыс. единиц в столице и республике — до 2,8 тыс. и 7,5 тыс. авто соответственно.
Самой же популярной моделью, разумеется, является Niva, которая в Казани ужалась на 213 единиц до 5,3 тыс. авто, а по Татарстану прибавила (!) 3,7 тыс. до 19,4 тыс. машин. Самые востребованные годы данного внедорожника в РТ — это 2012-й (2 тыс.), 2013-й (1,9 тыс.) и 2014-й (1,8 тыс.). За автомобиль 2012 года в комплектации L и пробегом 98 тыс. км владелец просил 265 тыс. целковых.
По РФ в целом Chevrolet и вовсе входит в первую десятку брендов, сумевших вырасти за пятилетку: плюс 181 тыс. (12%) до 1,86 млн авто. Лидирует снова Niva, прибавившая 151 тыс. до 637 тыс. машин, но прирост показали и другие модели: Cruze (на 8 тыс. до 204 тыс. авто) и Aveo (на 7 тыс. до 203 тыс.). С учетом того, что и в прошлом году рейтинг последних моделей вырос, пусть и на пару сотен баллов, налицо явно наблюдался импорт подержанных тачек.
В среднем российский Chevrolet на 10 месяцев старше татарстанского: выпуск — ноябрь 2009-го. И здесь можно подвести один из промежуточных результатов: среди брендов, понесших наибольшие потери (кроме LADA), возрастная разница между РТ и РФ минимальная. Республиканские авто при таком сравнении не отличаются относительной свежестью, а местный UAZ и вовсе старше среднего по России.
Что касается достижений Daewoo, то в Казани его потери составили 4,2 тыс. (24%) до 13,1 тыс. авто, по РТ — 6,4 тыс. (18%) до 38,8 тыс. единиц. Средний возраст татарстанского Daewoo — 11 лет и 9 месяцев, выпуск — март 2008-го
DAEWOO: В КАЗАНИ И ТАТАРСТАНЕ РЕЗКО СНИЖАЕТСЯ, ПО РОССИИ РАСТЕТ
Еще одна местная, в первую очередь казанская, история — значительная потеря рейтинга такой маркой, как Daewoo. Чтобы два раза не вставать, сюда же отнесем и другое «имя» узбекской мануфактуры — Ravon, сменившее Daewoo в 2015 году. Ввиду кардинальной смены модельного ряда на снятые с конвейера GM Chevrolet Aveo и Spark мы решили не смешивать их данные с более привычными корейско-узбекскими моделями, хотя модель Gentra, ставшая реинкарнацией Chevrolet Lacetti, успела попасть в зачет Daewoo. Уточним, что в общей сложности за пять лет в Казани осел только 301 автомобиль Ravon, а в республике — лишь 1,3 тыс. машин с таким шильдиком.
Что касается достижений Daewoo, то в Казани его потери составили 4,2 тыс. (24%) до 13,1 тыс. авто, по РТ — 6,4 тыс. (18%) до 38,8 тыс. единиц. Средний возраст татарстанского Daewoo — 11 лет и 9 месяцев, выпуск — март 2008-го.
Больше всего в РТ потерял бывший хит продаж Nexia: минус 3,5 тыс. (13%) до 22,8 тыс. машин. Чаще всего у этой модели встречаются автомобили с выпуском в 2007-м (3 тыс. единиц), 2012-м (2,7 тыс.) и 2008-м (2,6 тыс.). К примеру, «старушку» Nexia 2007 года с пробегом 82 тыс. км предлагали за 135 тыс. рублей. Второе место по снижению за малолитражкой Matiz: минус 2,7 тыс. (18%) до 12,5 тыс. авто.
Тем временем российская популяция Daewoo за пятилетку выросла (!) на 25,4 тыс. (3,6%) до 731 тыс. транспортных средств. Так, с января 2015-го по январь 2020-го Nexia прибавила 8 тыс. до 422 тыс. авто, Matiz — 10 тыс. до 248 тыс. единиц, еще 7,5 тыс. до 24 тыс. машин вырос гараж Gentra. Как и в случае с Chevrolet, в среднем федеральный Daewoo на 10 месяцев старше татарстанской, выпуск — май 2007-го.
Безусловным лидером всех рассматриваемых парков по абсолютному приросту за пять лет стал корейский бренд KIA
КТО СИЛЬНЕЕ ВСЕх. СЛАДКАЯ ПАРОЧКА HYUNDAI MOTOR
Обратимся к другой чаше весов. Безусловным лидером всех рассматриваемых парков по абсолютному приросту за пять лет стал корейский бренд KIA. В Татарстане чемпион увеличил свой парк на 43,6 тыс. единиц (85%) до 94,6 тыс. авто, за 2019 год — на 8,6 тыс., или на одну десятую. Рыночная доля KIA за пятилетку выросла на 3 п. п. до 7,4%. В столице республики «кореец» добавил 13,5 тыс. (63%) до 35 тыс. транспортных средств, за прошлый год — 2,5 тыс., или 8%.
В целом по стране «рейтинг» KIA вырос на 939 тыс. (79%) до 2,13 млн машин, за последний год — на 219 тыс., или на 11,5%.
Средний возраст республиканской KIA составляет 5 лет и 10 месяцев, выпуск — февраль 2014-го. В масштабах страны «кореец» старше на 11 месяцев: выпуск — март 2013-го. Впрочем, в обоих случаях машины значительно моложе средних для всего рынка значений.
Самый большой вклад в достижения чемпиона внес бессменный хит продаж Rio, за пять лет число его поклонников в РТ увеличилось на 26,8 тыс., или в 2,2 раза, до 49,3 тыс., за последний год прирост составил 9%, или 3,9 тысячи. Доля Rio в модельном ряду составляет 52%: проще говоря, чуть более половины всех припаркованных в республике KIA приходится на данную модель. Самые распространенные годы выпуска — 2014-й (7,4 тыс. единиц), 2015-й (6,8 тыс.) и 2016-й (6,5 тыс.). Авто 2014 года с механической коробкой передач и пробегом 91 тыс. км можно было купить за 455 тыс. рублей.
Rio лидирует и в Казани, за прошлый год расширив круг поклонников на 1,1 тыс. и за пятилетку на 8,2 тыс. до 17,3 тыс. владельцев. В целом по РФ абсолютный бестселлер прибавил за год 91 тыс., за пять лет — 464,5 тыс. до 843 тыс. машин на 1 января 2020-го. Относительный темп прироста за пять лет совпал с республиканским — 2,2 раза, однако доля модели в общем котле скромнее на 12 п. п. — 40%.
«Серебро» модельного ряда KIA во всех рассматриваемых парках держит среднеразмерный кроссовер Sportage. Его парк в РТ за год увеличился на 1,5 тыс. (15%), за пятилетку — на 5,3 тыс. (83%) до 11,8 тыс. авто. Доля модели в общем весе бренда составляет 12,5%. Самые ходовые года — 2018-й (1,7 тыс. единиц), 2014-й (1,5 тыс.) и 2019-й (1,4 тыс.). Например, Sportage образца 2018 года с 2-литровым двигателем, механикой и пробегом 30 тыс. км продавался за 1,05 млн рублей.
В Казани гараж Sportage расширился за год на 495 единиц (12%), за пять лет — на 1 754 единицы (58%) до 4 789 авто. В федеральном разрезе популярность кроссовера за год увеличилась на 32,5 тыс. (11%), за пять лет — на 128,5 тыс. (66%) до 323 тыс. машин, а доля в общем весе марки составляет 15% — на 2,5 п. п. выше, чем по Татарстану.
«Бронзовой» моделью KIA единогласно во всех парках автолюбители признали Ceed. Его популяция в Татарстане за год выросла на 457 единиц (5%), за пять лет — на 3 345 единиц (50%) до 10 тыс. авто. Вклад машины в общий результат бренда составил 10,6%.
Для Ceed самыми ходовыми годами стали 2013-й (1,9 тыс.), 2014-й (1,3 тыс.) и 2015-й (1 тыс.). Автомобиль 2013 года с «автоматом» и пробегом 112 тыс. км предлагали за 580 тыс. рублей.
В Казани обладатель третьего места за год увеличил свое представительство на 25 единиц (1%), за пять лет — на 914 единиц (31%) до 3 859 авто. Российская популяция Ceed выросла за год на 15 тыс. (6%), за пятилетку — на 86 тыс. (45%) до 275 тыс. машин. Доля модели составила 13% — на 2,4 п. п. выше, чем в РТ.
Средний возраст татарстанского Hyundai составляет 6 лет и 6 месяцев (выпуск — июнь 2013-го), российского — на 1 год и 7 месяцев старше (выпуск — декабрь 2011-го)
Не менее впечатляющими стали успехи брата-близнеца KIA, бренда Hyundai. Последний увеличил свое присутствие в Татарстане за год на 7 тыс. (10,5%), за пять лет — на 32 тыс. (76%) до почти 74 тыс. авто. В столице республики данный представитель корейского автопрома ускорился за год на 2,2 тыс. (9,1%), за пять лет — на 10,2 тыс. (64%) до 26,2 тыс. баллов.
По стране в целом парк легковых Hyundai вырос за год на 178 тыс. (8,7%), за пять лет — на 801 тыс. (56%) до 2,23 млн авто.
Отметим, что по приросту за пятилетку в РТ и Казани этот корейский бренд занял третье место, пропустив вперед французский Renault, а вот по России — второе, уступив только напарнику по концерну. И в абсолютном зачете (по общему числу авто) KIA в РТ и Казани держит второе место, Hyundai — четвертое, но по РФ уже Hyundai занимает третью строчку, а KIA — только пятую.
Средний возраст татарстанского Hyundai составляет 6 лет и 6 месяцев (выпуск — июнь 2013-го), российского — на 1 год и 7 месяцев старше (выпуск — декабрь 2011-го).
Как и у напарника по корейскому концерну, внушительная доля спроса и прироста приходится на бюджетную модель, с последнего времени выпускаемую только в кузове седан (ранее был доступен также хетчбэк), Solaris. Хит продаж за последний год нарастил присутствие в РТ на 2,6 тыс. (9%), за пять лет — на 18 тыс. (120%) до 33,2 тыс. авто. Доля в общем результате марки составила без малого 45%, что, впрочем, заметно скромнее результата Rio в линейке KIA. Самые ходовые на данный момент года — 2014-й (5,2 тыс. единиц), 2015-й (4,9 тыс.) и 2016-й (4,8 тыс.). К примеру, Solaris 2014 года с двигателем 1,6 л, механикой и пробегом 107 тыс. км предлагали за 450 тыс. рублей.
В Казани бестселлер Hyundai за год прибавил 871 авто (8%), за пять лет — 6,1 тыс. (115%) до 11,4 тыс. машин. Российская же популярность Solaris за прошлый год выросла на 58,8 тыс. (8%), за пять лет — на 376 тыс. (89%) до 798 тыс. авто. Доля модели в общем весе составляет чуть менее 36% — на 9 п. п. ниже, чем по РТ.
Второе место по популярности у татарстанских и казанских поклонников марки Hyundai занимает кроссовер Creta, безусловно, ставший прорывным проектом бренда. Уточним, что первые Creta в России появились только в 2016 году, поэтому абсолютный прирост за пятилетку соответствует итоговому результату на январь 2020-го. При этом за последний год в РТ кроссовер добавил в свою копилку 3,2 тыс. голосов (46%), добравшись до отметки до 10,1 тыс. авто. На минуту: динамика-то за год покруче, чем у Solaris с его 2,6 тыс. авто! Обозревая рынок новых машин, мы неоднократно отмечали, что позиции как Rio, так и Solaris ослабли на фоне укрепления, с одной стороны, бюджетных седанов других марок, в первую очередь LADA Vesta, с другой — бюджетных кроссоверов. По итогам 2019 года доля Creta в республиканском автопарке бренда составила 13,7%.
Чаще всего в РТ встречаются Creta, выпущенные в 2018-м, 2019-м и 2017-м: на каждый приходится около 3 тыс. единиц. К примеру, автомобиль 2018 года с «автоматом» и пробегом 15 тыс. км предлагали за 925 тыс. рублей.
В Казани за год популяция кроссовера выросла на 1,1 тыс. (42%) до 3,7 тыс. авто. По России модель ускорилась за это же время на 64 тыс. (43%) до 213 тыс. машин, но это позволило автомобилю занять только третье место в линейке, а его доля в линейке Hyundai в среднем по стране составила 9,6% — на 4,1 п. п. ниже, чем по РТ.
«Бронзу» модельного зачета Hyundai татарстанские и казанские автолюбители отдали снятой с производства компактной модели Getz. По республике «компакт» за год потерял 25 голосов, или менее 1%, за пять лет — 412 голосов, или 7%, до 5,3 тыс. поклонников. Доля в общем весе марки — 7,1%. Самые востребованные годы — 2008-й (1,9 тыс.), 2007-й (1,2 тыс.) и 2010-й (0,9 тыс.). К примеру, Getz 2008 года с «автоматом» и пробегом 103 тыс. км отдавали за 335 тыс. рублей.
В Казани «компакт» за год потерял 4%, за пять лет — 21% до 2,1 тыс. регистраций. В федеральном же масштабе Getz занимает только четвертое место среди моделей бренда с долей 6,7% — на 0,4 п. п. ниже, чем в РТ. Но численность этого сплоченного отряда только растет: за год на 8 тыс. (6%) и за пять лет на 4 тыс. (3%) до без малого 150 тыс. авто. Несложно заметить, что спрос на ввоз подержанных моделей подскочил в 2019-м, тогда как с 2015 по 2018 год имеющаяся популяция Getz редела.
Пару строк уделим обладателю второго места в российской, четвертого в республиканской и седьмого в казанской линейке Hyundai — модели Accent. За год в РТ ее популярность упала на 6%, за пять лет — на 29% до 4,2 тыс. авто. По России в прошлом году наблюдалась символическая прибавка на 180 единиц, но за пять лет — уже на 7,4 тыс. (3%) до 242 тыс. машин. Accent самого популярного в народе возраста, выпуска 2008 года, с пробегом 123 тыс. км оценивали в 200 тыс. рублей.
Пора заметить, что тенденция пополнять автопарк пусть уже снятыми с производства, но проверенными моделями с высоким соотношением цены и качества свойственна больше остальным регионам, нежели Татарстану и Казани. Здесь же предпочитают быстрее обновлять свой гараж, пересаживаясь пусть на «ВАЗ», но новый.
Второе место по абсолютной прибавке в Казани и Татарстане за пятилетку заработал французский Renault
ФРАНЦУЗСКАЯ ДИАСПОРА RENAULT
Второе место по абсолютной прибавке в Казани и Татарстане за пятилетку заработал французский Renault. В ряде стран самые популярные в РФ модели Logan, Sandero, Duster идут в копилку румынской Dacia, входящей во французский концерн, однако в России все модели попадают в официальный зачет Renault.
В Татарстане «французская диаспора» увеличилась за год на 8 тыс. (11,6%), за пять лет — на 33,8 тыс. (78%) до 77,1 тыс. авто. В Казани за год прирост составил 2,5 тыс. (10,1%), за пятилетку — 10,9 тыс. (67,5%) до 27,1 тыс. единиц.
В России Renault по ускорению за пять лет занимает третью строчку 650,8 тыс. авто (50,3%), скачок за 2019 год составил 145,4 тысячи (8,1%).
Средний возраст татарстанского Renault составляет 6 лет и 1 месяц (выпуск — декабрь 2013-го), а медианного российского — на 1 год и 10 месяцев больше (февраль 2012-го).
Как и у многих бюджетных марок, три наиболее популярные модели Renault вобрали в себя львиную долю спроса: в РТ — 80%, в Казани — 79%, по РФ — 75%.
Как наверняка догадались многие читатели, на первом месте в линейке во всех рассматриваемых парках оказался Logan. Несмотря на все претензии к внешнему виду, особенно первого поколения, его преимущества в виде доступной цены покупки и обслуживания, а также всеядной трудноубиваемой подвески сделали свое дело.
По республике бестселлер за год прибавил 1,5 тыс. (7%), за пятилетку — 6,3 тыс. (37%) до 23,3 тыс. авто, заняв 30,3% от общего веса марки. Самые распространенные машины выпущены в 2014-м (2,6 тыс. единиц), 2011-м (2,3 тыс.) и 2015-м (2 тыс.). Logan 2014 года (рестайлинг первого поколения) на механике с пробегом 85 тыс. км выставлялся на продажу, в частности, за 320 тыс. рублей.
В Казани абсолютный хит ускорился за год на 5%, за пять лет — на 28% до 7,5 тыс. авто.
Российский рейтинг модели за год увеличился на 37 тыс. (5%), за пять лет — на 170 тыс. (32%) до 708 тыс. авто. В российском «пироге» бренда доля Logan составила 36,4% — на 6,1 п. п. больше, чем по РТ.
Второе место в модельном ряду марки по РТ и ее столице, но третье по РФ занимает Sandero. Сразу оговоримся, что в общий зачет здесь идут как обычные хетчбэки, так и с увеличенным клиренсом. Несмотря на мнение отдельных автолюбителей, считающих, что хитрые маркетологи убеждают покупателей доплатить сотню тысяч рублей за сантиметр-другой дорожного просвета, который у Renault и без того неплох, спрос на автомобили с приставкой Stepway все же есть.
По Татарстану парк Sandero за год вырос на 2,6 тыс. (15%), за пятилетку — на 11,7 тыс. (по абсолютной прибавке лидер в модельном ряду), или на 148%, до 19,5 тыс. авто и занимает четверть «веса» Renault. Самые востребованные авто выпущены совсем недавно: 2018-й и 2017-й — по 2,8 тыс., 2019-й — 2,2 тыс. транспортных средств. «Простой» Sandero 2017 года на механике с пробегом 61 тыс. км предлагали за 450 тыс. рублей, Stepway на «автомате» с пробегом 75 тыс. км можно было найти за 590 тыс. рублей или на механике и с пробегом всего 19 тыс. км за 580 тыс. рублей, что было на 150 тыс., или на 21%, дешевле базовой комплектации из автосалона во второй декаде апреля 2020-го. Экономия, о которой стоит подумать, особенно в кризисные времена.
В Казани Sandero за год прибавил 14%, за пять лет — 128% до 7,3 тыс. единиц.
По России рейтинг популярного «хетча» увеличился за год на 30 тыс. (10%), за пять лет — на 148 тыс. (79%) до 337 тыс. авто. Но в общей массе «французов» его доля только 17,3%, на 8 п. п. меньше, чем по Татарстану.
Третье место в Казани и РТ и второе в России осталось за Duster. Этот внедорожник со сравнительно демократичным ценником и философией «4×4 для всех» за год увеличил свой парк в республике на 1,6 тыс. (10%), за пять лет — на 9,9 тыс. (115%) до 18,6 тыс. авто, взяв на себя 24,1% общего веса марки. Чаще всего на дорогах РТ можно встретить машины следующих годов выпуска: 2013-й (3,3 тыс. единиц), 2014-й (3,1 тыс.) и 2017-й (2,6 тыс.). При этом Duster 2013 года на механике с 2-литровым двигателем и пробегом 58 тыс. км предлагали за 569 тыс. рублей, а с двигателем 1,6 л и пробегом 106 тыс. км — за 448 тыс. рублей.
В Казани «дуся» за год прибавила 7%, за пятилетку — 100% до 6,7 тыс. единиц.
По РФ Duster за прошлый год поднял рейтинг на 39 тыс. (11%), за пять лет — на 206 тыс. (102%) до 408,5 тыс. авто, заняв долю 21%, что на 3,1 п. п. скромнее татарстанского результата модели. Еще раз подчеркнем, что концентрация спроса на лидерах в РТ и Казани заметно выше, чем по РФ.
Показательным в плане предпочтений татарстанцев более новых авто является положение моделей, занимающих четвертое и пятое места. Kaptur, стартовавший в 2016 году, в РТ успел собрать 5,6 тыс. голосов, чего оказалось достаточно, чтобы обойти снятый с производства Megane (3,6 тыс. авто). В то же время всероссийских 99 тыс. голосов, отданных за новичка, не хватило, чтобы превзойти «старушку» с ее 129 тыс. поклонниками.
Четвертое место по абсолютному приросту и шестое по численности в парке республики занимает Volkswagen
VOLKSWAGEN: КАЗАНЦЫ ЗА СВЕЖИЙ TIGUAN, РОССИЯНЕ ЗА PASSAT из 90-Х
Четвертое место по абсолютному приросту и шестое по численности в парке республики занимает Volkswagen. Народный немецкий бренд увеличил свое присутствие в Татарстане за год на 3,8 тыс. (9,1%), за пять лет — на 18,4 тыс. (66%) до 46 тыс. авто. В Казани годовой прирост составил 1 тыс. авто (6,3%), за пятилетку — 6,3 тыс. (58%) с итоговыми 17,2 тыс. авто. Российский гараж увеличился за последний год на 101 тыс. (6,2%), за пять — на 440 тыс. (34,5%) до 1,72 млн автомобилей.
Средний возраст татарстанского Volkswagen составляет 7 лет и 2 месяца (октябрь 2012-го), а российский существенно старше — 12 лет (январь 2008-го).
Самая востребованная модель во всех рассматриваемых парках — Polo. В Татарстане популярность бюджетного бестселлера за год выросла на 2,1 тыс. (10%), за пятилетку — на 10,7 тыс. (92%) до 22,3 тыс. авто. Вклад модели в общий парк бренда составил 48,4%. Конечно, ведущую роль тут сыграли самые многочисленные — по дате производства — автомобили образца 2013-го (3,4 тыс. единиц), 2012-го (3 тыс.) и 2016-го (2,3 тыс.). С рук Polo 2013 года на механике с пробегом 76 тыс. км предлагали за 396 тыс. рублей, на автомате и с пробегом 97 тыс. км — за 455 тыс. рублей.
В Казани и без того популярный хит повысил рейтинг за год на 7%, за пять лет — на 87% до 7,3 тыс. баллов.
Хотя российский парк Polo за год вырос на 55 тыс. (12%), за пятилетку — на 247 тыс. (91%) до 519 тыс. единиц, его вклад в общее дело составил только 30,3% — на 18,1 п. п. меньше, чем в Татарстане.
Второе место в модельном ряду Volkswagen Казани и Татарстана, а также третье по России занимает среднеразмерный кроссовер Tiguan. Свой рейтинг в республике обладатель «серебра» поднял за год еще на 1,4 тыс. (22%), а за пять лет — на 5,1 тыс. (171%!) до 8 тыс. автомобилей. В общем, и «пакет акций» модель собрала довольно приличный — 17,4%. Самые ходовые машины — выпуска 2018-го (1,3 тыс.), 2019-го и 2017-го — по 1,2 тыс. авто. Купить подержанный Tiguan 2018 года с двигателем 1,4 л, роботизированной коробкой передач и пробегом 30 тыс. км можно было за 1,51 млн рублей.
В Казани кроссовер ускорился за год на 17%, за пятилетку — на 149% до 3,9 тыс. единиц. Средний возраст прописанных в столице РТ автомобилей — 4 года и 7 месяцев.
На федеральном уровне Tiguan тоже не подкачал. Его поголовье за прошлый год увеличилось на 38 тыс. (19%), за пятилетку — на 121 тыс. (101%) до 240 тыс. авто. Хотя вклад в общий котел составил только 14%, — на 3,4 п. п. меньше, чем удалось ему внести в Татарстане.
Третье место в парках Казани и РТ и пятое в РФ застолбила за собой Jetta. По республике модель за последний год занесла в свой актив чисто символические 3 голоса, но за пять лет ее парк увеличился на 1,4 тыс. (плюс 47%) до 4,3 тыс. авто. Доля Jetta в пироге Volkswagen — 9,3%, а самыми распространенными в республике стали автомобили 2014 (852 единицы), 2015 (688) и 2013 (673) годов выпуска. К примеру, Jetta 2014-го с двигателем 1,4 л, «роботом» и пробегом 74 тыс. км предлагали за 595 тыс. рублей.
При этом в Казани Jetta за год отминусовала 4%, хотя за пять лет прибавила 41% до 1 456 единиц. Впрочем, все познается в сравнении: в масштабах России модель за год потеряла 843 голоса, за пять лет добавила 27 тыс. (23%), доведя общую численность до 147,4 тыс. авто. Ее доля по РФ составила 8,6% — на 0,7 п. п. меньше, чем по РТ.
Некогда популярнейший Passat занимает в парке бренда в РФ второе место, в Казани — шестое место, в Татарстане — четвертое место. Тут надо отметить, что с 2016 года спрос на новые авто резко упал: резко вырос ценник из-за ослабления рубля, нового позиционирования модели в сегменте sub-premium, а также из-за смещения спроса в сторону конкурентов — Toyota Camry, Hyundai i40, Sonata, KIA Optima.
В результате в Татарстане отряд Passat потерял за год 23 «бойца», а за пять лет — 39 авто, и с итоговыми 3,8 тыс. машин доля модели составила 8,2%. Транспортное средство образца самого популярного 2012 года с «роботом» и пробегом 82 тыс. км продавцы предлагали, к примеру, за 600 тыс. рублей. Средняя по республике дата «рождения» авто — апрель 2005-го.
По стране в целом Passat за год добавил минималистичный 21 голос, за пятилетку — 9,8 тыс. (3%), а к текущему году имел в гараже 370 тыс. авто. При этом его доля составила 21,6% — сразу на 13,4 п. п. больше, чем в Татарстане. Медианная дата выпуска данной модели по РФ — июль 1999 года. Но сделаем важное уточнение: в российском поголовье Passat большие объемы, по 21–25 тыс. единиц, приходятся на колесницы, выпущенные в лохматых 1989–1991 годах. Подобными показателями среди более-менее молодых Passat может похвастаться разве что поколение 2008 года — 25 тыс. авто.
Российская популяция Skoda выросла за год на 83,5 тыс. (10,3%), за пятилетку — на 325,5 тыс. (57%) до 895 тыс. авто
SKODA: RAPID ОМОЛОДИЛ МАРКУ, С FABIA НЕ ХОТЯТ РАССТАВАТЬСЯ МЕСТНЫЕ ФАНАТЫ
Пятое место по абсолютной прибавке в РТ и Казани, шестое в России занимает еще один входящий в концерн VW бренд — чешская Skoda.
Татарстанский гараж чехов в прошлом году пополнился на 2,9 тыс. (плюс 11,6%), за пять лет — на 11,3 тыс. (плюс 66,5%), в итоге составил 28,2 тыс. авто. В Казани темпы были помедленнее: за год прирост на 812 единиц (плюс 7,9%), за пять лет — 3,5 тыс. (плюс 46%), в результате — 11,1 тыс. поставленных на учет авто.
Российская популяция Skoda выросла за год на 83,5 тыс. (10,3%), за пятилетку — на 325,5 тыс. (57%) до 895 тыс. машин.
Средний возраст татарстанской Skoda составляет 6 лет и 8 месяцев с выпуском в апреле 2013-го — на 10 месяцев позже российской (июнь 2012-го). Это в общем-то молодой возраст, если ориентироваться на средние значения по всем маркам и, в частности, тот же VW.
Средние российские предпочтения обладателей чешских авто совпали с татарстанскими, как и первые пять мест в модельном ряду. Абсолютный чемпион для всех парков и возрастов — это любимый многими за просторный салон и отличный баланс цены и качества лифтбэк Octavia. В Татарстане его парк за год прирос на 530 единиц (4%), за пять лет — на 2,9 тыс. (29%) до 12,6 тыс. авто. Доля от общего веса марки составила 44,7%.
Звездными годами для первой скрипки чешского оркестра стали 2008-й (1,7 тыс. единиц), 2012-й (1,6 тыс.) и 2013-й (1,3 тыс.). И если Octavia второго поколения 2008 года с двигателем 1,6 л, пробегом 195 тыс. км и двумя комплектами колес на дисках предлагали за 350 тыс., то рестайлинговый вариант 2012 года с двигателем 1,4 л и пробегом 97 тыс. км стоил уже 469 тыс. рублей.
Российский парк Octavia за 2019 год увеличился на 23,9 тыс. (6%), за пятилетку — на 110,2 тыс. (36%) до 418,5 тыс. авто. Вклад в общий вес марки составил 46,8%, на 2,1 п. п. больше, чем в Татарстане.
На второй позиции у Skoda более скромный по размерам лифтбэк Rapid, который играет в ценовом сегменте наряду с Kia RIO и LADA Vesta. Напомним, что Rapid подоспел на подмогу марке как раз в 2014 году, когда российский рынок стал проваливаться, а в 2015-м окончательно рухнул. В частности, поддержка понадобилась старшей сестре Octavia, ценник которой быстро потянулся вверх, следуя за курсом евро.
В РТ обладатель «серебра» за год увеличил присутствие на 1,4 тыс. (28%), за пять лет — на 5,7 тыс. (595%) до 6,7 тыс. авто. Доля в общем объеме марки составила 23,6%. И вновь самыми распространенными здесь стали сравнительно свежие машины — 2018 (1,5 тыс. единиц), 2019 и 2017 (по 1,2 тыс.) годов выпуска. К примеру, Rapid 2018-го с двигателем 1,6 л, «автоматом» и пробегом 28 тыс. км предлагали за 605 тыс. рублей, еще и с торгом у капота. При оценке объявлений этой весной мы столкнулись с большим объемом предложения модели «из-под такси», с пробегом 75 тыс. км и более за два года, порой владелец даже выставлял фото автомобиля с говорящей самой за себя наклейкой на кузове. Заметим, что выбор таксистов в пользу той или иной модели, как правило, говорит о том самом хорошем соотношении цены и качества и высокой ликвидности машины на вторичном рынке.
Свой российский рейтинг этот любимец таксистов за год повысил на 33,7 тыс. баллов (26%), за пять лет — на 143,6 тыс. (682%) до 164,7 тыс. авто. Доля модели в весе бренда — 18,4%, на 4,8 п. п. меньше, чем в Татарстане.
Третье место у чехов занимает исчезнувшая в 2015 году из российской линейки компактная Fabia. В Татарстане машина за год добавила 84 балла (2%), за пять лет — 187 очков (5%) до 4 252 авто. На январь 2020-го доля Fabia в общем «котле» составила 15,1%.
Отметим, что приток авто, снятых с производства / пропавших из российской линейки, нехарактерен для Татарстана в отличие от аналогичных распространенных в целом по РФ примеров. Так что Fabia можно считать в своем роде исключением из правил.
Самые ходовые годы — 2013-й (1 тыс. единиц), 2012-й (0,8 тыс.) и 2011-й (0,6 тыс.). Продавали Fabia 2013 года с самым популярным силовым агрегатом 1,2 л (70 лошадиных сил), пробегом 47 тыс. км за 370 тыс. рублей, а заряженный 105 «лошадками» вариант с 6-ступенчатым «автоматом» на литых дисках и пробегом 82 тыс. км — за 515 тыс. рублей.
Казанцы были менее преданны юркому хетчбэку: его рейтинг в столице упал за год на 1%, за пять лет — на 6% до 2 095 авто. Но опять же по сравнению с другими моделями, исчезнувшими из ассортимента заводов, это сильный результат.
По РФ Fabia за год прибавила 196 единиц, за пять лет — 850 транспортных средств, или около 1%, до 133,4 тыс. авто. То есть в данном случае мы снова имеем дело с импортом подержанных машин. При этом доля модели в общем весе бренда составила 14,9% — всего лишь на 0,2 п. п. ниже республиканского значения.
Шестым по прибавке в Татарстане, седьмым — в Казани и в целом по РФ стал японский Nissan. В республике этот представитель Страны восходящего солнца за год расширил круг владельцев на 2 тыс. автолюбителей
NISSAN: ОТ СВЕЖИХ QASHQAI ДО ВЕТЕРАНОВ BLUEBIRD И SUNNY
Шестым по прибавке в Татарстане, седьмым — в Казани и в целом по РФ стал японский Nissan. В республике этот представитель Страны восходящего солнца за год расширил круг владельцев на 2 тыс. автолюбителей (6%), за пятилетку — на 7,4 тыс. неофитов (27%) и пришел к текущему году с 35,2 тыс. регистраций. В Казани за год — плюс 529 (3,7%), за пять лет — 2,5 тыс. (20%) до 14,9 тыс. авто. В масштабе страны относительное ускорение было еще плавнее: за год — 75,9 тыс. (3,7%), за пять лет — 308 тыс. (17%), или до 2,15 млн автомобилей.
Средний возраст татарстанского Nissan — 7 лет и 9 месяцев (выпуск — март 2012-го), российский старше его на 4 года и 10 месяцев (май 2007-го).
Интересная особенность данного бренда заключается в ассортименте представленных автомобилей Nissan, а он очень и очень широкий, второй по разнообразию среди всех марок: так, в автопарке РФ есть 81 модель, РТ — 59 моделей. Тут и спортивные GT-R, 300 Z, Skyline, и бюджетный (по сравнению с Tesla) электрокар Leaf, и такие легендарные ветераны, как Bluebird и Sunny.
В Татарстане и Казани сравнительно старых моделей и лохматых годов выпуска меньше, концентрация на тройке лидеров выше: 60% и 59% соответственно против 43,5% в среднем по РФ. Чемпион модельного ряда в РТ и ее столице — компактный кроссовер Qashqai. По республике глобальный хит продаж бестселлер за год добавил 755 единиц (9%), за пять лет — 2,6 тыс. (41%) до без малого 9 тыс. авто. Доля в общем весе марки — 25,5%. Самые ходовые годы — 2012-й (1,3 тыс. единиц), 2013-й (1,2 тыс.) и 2018-й (1,05 тыс.).
Второе место в Татарстане, третью позицию в Казани и РФ получает Almera, в 2019 году выбывшая из битвы за звание народного российского авто. За последний год численность этих бюджетных седанов в республике выросла на 32 единицы (менее 1%), за пять лет — на 1,7 тыс. (34%) до 6,8 тыс. машин. Далековато, например, до Logan с его 23,3 тыс. авто. В общем весе марки японский бюджетник занял 19,4%, а его самые ходовые годы — 2014-й (1,3 тыс. единиц), 2015-й (700) и 2013-й (600). В Казани данный седан за год потерял одного поклонника, а за пятилетку добавил 475, или 26%, до 2 292 фанатов.
Третье место по РТ, вторую строчку в Казани и первую позицию по РФ занимает более просторный кроссовер X-Trail. Средний брат линейки кроссоверов в республике приплюсовал за год 518 единиц (11%), за пять лет — 2 тыс. регистраций (60%) до 5,4 тыс. авто. На X-Trail приходится доля 15,3% от общих достижений бренда, а чаще всего на дорогах республики можно встретить машины, выпущенные в 2018-м (606 единиц), 2015-м (581) и 2012-м (564). У этой модели самая большая общероссийская доля — 14,9%, которая все равно на 0,4 п. п. меньше, чем в РТ.
Кратко еще о паре моделей, обладателей четвертого и пятого мест в региональной и казанской линейке плодовитого Nissan. Итак, почетное четвертое место — у компактного стильного кроссовера Juke, который за пять лет прибавил 126 регистраций до 3,1 тыс. авто. Доля от общего веса марки — 8,9%, самый популярный Juke был выпущен в 2012 году (976 единиц). Казанская популяция этих авангардных кроссоверов сократилась за пять лет на 151 до 1,7 тыс. машин.
В российском зачете Nissan юркий Juke занимает шестую строчку, причем его рейтинг поднялся за пять лет — на 15 тыс. (17%) до 101 тыс. баллов.
Пятое место удерживает внедорожник Terrano. Брат-близнец Renault Duster в Татарстане за год добавил в копилку 572 голоса (29%), за пять лет — 2,1 тыс. (456%) до 2,6 тыс. авто. Тем самым модель обеспечила 7,3% всего спроса на марку. В столице внедорожник за год нарастил присутствие на 23%, за пять лет — на 475% до 1 075 единиц.
По РФ Terrano занимает 7-ю позицию, за год его численность увеличилась на 13 тыс. (15%), за пять лет — на 56 тыс. (135%) до 98 тыс. единиц.
Средний возраст татарстанской Toyota — 8 лет и 3 месяца (выпуск — сентябрь 2011-го, на полгода старше, чем Nissan), а вот российской — практически вдвое больше — 16 лет (январь 2004-го)
TOYOTA: САМый СТАРый ИЗ ЛИДЕРОВ с САМЫМ ШИРОКИМ АССОРТИМЕНТОМ
Наконец, обладатель седьмого места в РТ по абсолютному приросту за пятилетку, десятой строчки в Казани и пятой позиции по РФ — Toyota. По численности в парках этот японский бренд занимает следующие места: в Казани — шестое, в Татарстане — седьмое, а по РФ — второе (!).
Средний возраст татарстанской Toyota — 8 лет и 3 месяца (выпуск — сентябрь 2011-го, на полгода старше, чем Nissan), а вот российской — практически вдвое больше — 16 лет (январь 2004-го). Так что в масштабах страны вовсе не новенькие Hyndai или KIA являются главными конкурентми вазовской продукции, а подержанные Toyota.
Как мы отметили выше, у российского Nissan тоже не детсадовский возраст (выпуск — май 2007-го). Ради интереса мы рассчитали возраст еще несколько японских марок. Так, у Mitsubishi средняя дата выпуска по РТ приходится на июль 2010-го, по РФ — на январь 2007-го, у Honda по РТ — январь 2008-го (старше Toyota на 2 года и 9 месяцев), по РФ — февраль 2004-го (на месяц моложе Toyota, с учетом погрешности, можно сказать, они ровесницы).
В глазах российских автолюбителей японские авто зарекомендовали себя как очень надежные и неприхотливые машины. Не секрет, что многие россияне предпочтут пятилетнего (а то и старше) японского «скакуна», желательно зарубежной сборки и без пробега по РФ, нежели новый «ВАЗ» или тот же Renault. Хотя споры о том, что же лучше — новый авто или за те же деньги более качественный, но подержанный, станут, наверное, длиться столько же, сколько будет существовать отрасль. Также в масштабах РФ следует учитывать фактор близости ряда восточных регионов к родине этих авто — Японии.
В Татарстане Toyota за год расширила свое представительство на 2,4 тыс. авто (5,6%), за пять лет — на 5,8 тыс. (14,7%) до 45,2 тыс. машин. В целом по РФ бренд за год прибавил 133 тыс. (3,5%), за пять лет — 335 тыс. (9,3%) до 3,94 млн голосов.
О широком ассортименте Nissan мы уже говорили, однако Toyota переплюнула и его: в Татарстане насчитывается 99 различных моделей бренда, по России — 126. Тут вам и гибридный Prius, и малютка Aygo, и гигантская Sequoia, и минивэн Alphard — на любой вкус и цвет. Также отметим, что 17 моделей в Татарстане представлены в единственном экземпляре, среди них Nadia 1999 года, Rush 2011-го (он же Daihatsu BeGo), Vanguard 2012-го, Vellfire 2014-го.
Но речь, конечно же, не о них. №1 для Казани и Татарстана и №3 для России — среднеразмерный кроссовер Rav4, глобальный хит продаж. По республике «рафчик» за год прибавил 910 голосов (8%), за пять лет — 4,6 тыс. (60%) до 12,3 тыс. авто, а его доля в общем весе бренда составила 27,3%.
Самые распространенные годы выпуска: 2014-й (1,39 тыс.), 2017-й (1,35 тыс.) и 2018-й (1,32 тыс.). К примеру, Rav4 2014 года с 2-литровым двигателем, вариатором и пробегом 67 тыс. км предлагали за 1,1 млн рублей.
В Казани за год прибавка составила 6%, за пятилетку — 43% до 6,2 тыс. голосов. Присутствие в России популярный кроссовер за год нарастил на 31 тыс. (8%), за пять лет — на 144 тыс. (51%) до 425 тыс. голов. Правда, доля в общем весе бренда составила всего-то 10,8% — в 2,5 раза скромнее республиканского.
Второе место татарстанцы, и казанцы в том числе, отдали модели Corolla, занявшей в РФ первую строчку. По республике данная модель за год потеряла символические 18 голосов, за пять лет — 1 063 баллов (9%) до 11,1 тыс. авто. Ее вклад в общий котелок составил 24,7%. И кстати, это очередной случай, когда именно казанцы обусловили снижение показателя по республике: за год столичные автолюбители отказались от 160 машин (то есть по другим городам и весям был рост на 142 транспортных средства за 2019 год), за пятилетку — от 980 единиц.
Самые ходовые годы у Corolla — это 2008-й (2,2 тыс.), 2012-й (1,3 тыс.) и 2013-й (1,2 тыс.). Авто 2008 года с двигателем 1,6 л, «роботом» и пробегом 137 тыс. км предлагалось за 415 тыс. рублей, а за вариант 2013-го с «автоматом» и пробегом 26 тыс. км просили 789 тыс. рублей.
Третье место по Казани и РТ и вторую строку по РФ занимает также прошедшая неоднократно обновленная Camry. В республике этот бизнес-седан прибавил за год 547 голосов (8%), за пять лет — 2,2 тыс. (42%) до 7,4 тыс. авто. Доля модели в общем весе бренда составила 16,5%.
Отметим, что после кризиса 2014–2015 годов из гонки выбыл один из главных конкурентов Camry — Nissan Teana. Не самым лучшим образом шли дела и у Ford Mondeo, который в итоге покинул российский рынок в 2019-м. VW Passat из-за позиционирования в sub-premium заметно прибавил в цене и потерял солидную часть спроса. С другой стороны, времени не теряли нарастившие популярность корейские Hyundai i40, Sonata и KIA Optima.
Самые ходовыми годами для Camry в РТ стали 2018-й (756 единиц), 2013-й (712), а также 2014-й и 2016-й (по 665 единиц). К примеру, за Camry 2018 года с двигателем 2,5 л и пробегом 32 тыс. км просили 1,63 млн рублей, а за вариант 2013-го с аналогичным силовым агрегатом и пробегом 99,5 тыс. км — только 830 тыс. рублей.
Российский рейтинг японского седана за прошлый год подрос на 32 тыс. регистраций (8%), за пять лет — на 117 тыс. (34%) до 457 тыс. авто. Доля Camry составила 11,6% — на 4,9 п. п. меньше, чем по РТ.
Почетное четвертое место во всех рассматриваемых автопарках занимает одна из самых известных моделей Toyota. Речь, конечно, идет о внедорожнике Land Cruiser Prado 150, популярность которого в Татарстане за год увеличилась на 9%, за пять лет — на 84% (!) до 4,3 тыс. авто. К примеру, Land Cruiser Prado 150 самого популярного 2018 года с двигателем 2,7 л и пробегом 9 тыс. км предлагали за 3,2 млн рублей, а тоже ходового 2014-го с аналогичной силовой установкой и пробегом 39 тыс. км — за 2,2 млн рублей.
В Казани рейтинг внедорожника за год поднялся на 8%, за пять лет — на 76% до 1 885 единиц.
По РФ динамика была бодрее: плюс 11% (16 тыс.) за год, плюс 94% (76 тыс.) до 157 тыс. за пять лет.
Также во всех парках пятое место занимает Land Cruiser 200, чья популярность за пять лет выросла в Казани на 51% до 929 единиц, по РТ — на 57% до 2,1 тыс., по РФ — также на 57% до 129 тыс. транспортных средств.
Но если в автопарке Казани и Татарстана на 6-й и 7-й позициях находятся сравнительно свежие модели Avensis и Auris, то в России здесь обосновались Carina и Corona. За пятилетку рейтинг данных моделей снизился на 15% и 17% до 120 тыс. и 112 тыс. соответственно, но пока они занимают около 3% от веса марки каждая. Уточним, что Carina свежее 2001 года, а Corona моложе 2002-го нет. Средний возраст этих моделей — около 28 лет (выпуск в среднем — декабрь 1991-го и февраль 1992-го). И неизвестно, сколько они еще будут бегать…
* * *
Итак, подводя общие итоги, еще раз подчеркнем: в большинстве случаев татарстанские, в том числе казанские, автолюбители стремятся быстрее обновить свои машины (одно из исключений — Skoda Fabia). В целом же для РФ характерно пополнение автопарка пусть и не новыми, но зарекомендовавшими себя по соотношению цены и качества моделями, будь то Chevrolet Aveo, Cruze, Skoda Yeti, Renault Symbol или Nissan Almera. Несмотря на расхождения в предпочтениях по целому ряду марок и моделей, самую сильную динамику за последние пять лет во всех автопарках показал бренд KIA благодаря бюджетному бестселлеру Rio и среднеразмерному кроссоверу Sportage. Компанию чемпиону составили Hyundai с его Soraris и Creta, Renault с Logan, Sandero и Duster, а также Volkswagen с его Polo и Tiguan.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 114
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.