На этой неделе в Казани широко отмечали очередную дату, связанную с юбилеем ТАССР, — на этот раз 100 лет со дня начала передачи полномочий органам власти зарождающейся республики. Историк Айрат Файзрахманов уверен, что череда праздничных мероприятий не должна смущать, к тому же впереди 30 августа — второе символическое рождение Татарстана. А пока автор «БИЗНЕС Online» рассказывает о событиях начала 100-летней истории, размышляя о том, почему у авторов Татреспублики не получилось все задуманное.
Как уже успели заметить татарстанцы, в 100-летнем юбилее ТАССР много знаменательных дат
«НЫНЕШНЯЯ ЧЕРЕДА ПРАЗДНИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НЕ ДОЛЖНА ВЫЗЫВАТЬ ВОПРОСОВ, ТАКИЕ ЮБИЛЕИ БЫВАЮТ РАЗ В ЖИЗНИ»
Как уже успели заметить татарстанцы, в 100-летнем юбилее ТАССР много знаменательных дат. Подписание декрета 27 мая 1920 года успели сравнить с выдачей свидетельства о рождении, 25 июня того же года — с выпиской младенца, а в сентябрьской дате (проведение 100 лет назад Учредительного Съезда Советов) можно провести аналогию с «бәби туе». Даже несмотря на разруху Гражданской войны, 100 лет назад каждое это событие ознаменовывалось торжественными мероприятиями: митинги, парады, субботники и даже банкеты. Все, как положено для достойной путевки в жизнь. Так что и нынешняя череда праздничных мероприятий не должна вызывать вопросов, такие юбилеи бывают раз в жизни. В этой череде круглых дат 30 августа получается вторым символическим рождением Татарстана.
Не будет лишним напомнить, что до 1920 года было несколько неудачных попыток создать республику в виде Идел-Уральского штата и ее большевистской антитезы в виде Татаро-Башкирской Советской Республики. Так, 23 марта 1918 года даже успели выписать «свидетельство о рождении» в виде «Положения о ТБСР», опубликованного в центральной газете «Правда», создать подобие ВРК (как это будет в 1920-м) — Комиссию по созыву Учредительного Собрания. К июню – июлю 1918 года многое уже было готово для осуществления подписанного народным комиссаром Иосифом Сталиным «Положения о ТБСР», оформлена даже сумма для проведения Учредительного Съезда Советов данной республики. К сожалению, тогда «ребенок» так и не успел появиться на свет. Не сложилось — помешала Гражданская война и чехословацкий корпус, затем интриги, как внутри, так и вовне, желание башкир все же иметь отдельную республику (в рамках государственного проекта меньшей площади, чем нынешний Башкортостан). Большевики с 1917 года переиграли татарско-мусульманских лидеров уже третий раз. Но попытки «зачать» республику не останавливались. В результате удалось выбить декрет от 27 мая — именно выбить, а не получить его, как благодушный подарок от Ленина.
Какая из этих дат важнее для празднования? Трудно выделить что-то одно. Каждое событие без другого было невозможно. Кстати, и многие другие братские республики прошли через подобную череду оформления своих автономий: декрет, создание ВРК и Учредительный Съезд. И почти у всех появился на изломе веков свой второй день рождения.
Аббревиатура ТАССР, ныне ушедшая в историю, появилась позже всех, в зловещем 1937-м
«ЕСЛИ ПРИДИРАТЬСЯ, ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ «АТССР», В СООТВЕТСТВИИ С ДЕКРЕТОМ»
Та же ситуация с названиями республики: их было несколько. Кстати, аббревиатура «ТАССР», ныне ушедшая в историю, появилась позже всех, в зловещем 1937-м. Так что, если придираться, правильно говорить «АТССР», в соответствии с декретом. Причем писалось «социалистическая советская», а не наоборот. Использовалось также и простое словосочетание «Татарская республика» или сокращенное название «Татреспублика». Та же множественность названий была и в Башкортостане. Однако важно отметить другое: писали и «АТССР», и просто «ТССР», без слова «автономная», причем и в официальных документах.
Вроде бы деталь, но чрезвычайно значимая, от которой могла меняться и суть самой республики. Это не спор о буквах и словах, вопрос был принципиальный. Неслучайно в официальной брошюре «Татарское государство», изданной Таткнигоиздатом в 1920 году, статус республики позиционировался таким же, как и у Украинской, Азербайджанской, Туркестанской, Киргизской и Башкирской республик. Набор прав мыслился весьма широким: считалось, что в делах просвещения, земледелия, здравоохранения, юстиции и соцобеспечения республика ведет самостоятельную политику.
Татарстан имел все шансы стать союзной республикой, к тому же Башкортостан имел на тот момент общую границу с Киргизской республикой (Казахстан), на тот момент сталинский аргумент об отсутствии границ с другими республиками здесь бы не сработал. К слову, если бы Татария и Башкирия заимели тогда союзный статус, то, возможно, Ельцин и российские элиты еще много раз подумали, стоило бы им разрушать СССР — пространственно и экономически такая РСФСР имела гораздо меньше шансов на сепаратизм, да и в стане союзных республик, ратующих за сохранение общего государства, было бы больше активных голосов.
В первые годы статус еще не был до конца определен, поэтому у Казани, Уфы, Якутска и Москвы могло быть разное понимание своих политических прав. Напомним, СССР образовался только к концу декабря 1922-го, а вместе с ним появилась иерархия республик: деление на автономные и союзные. Сильные автономные республики были разбавлены автономными национальными областями (например, Чувашия) и национальными трудовыми коммунами, ставшими республиками. В борьбе за свой статус и более справедливое национальное самоопределение татарские политические элиты проиграли четвертый раз. Лидер — Мирсаид Султан-Галиев — была арестован; председатель правительства Татарстана Кашаф Мухтаров, председатель ТатЦИКаРауф Сабиров, а также их команда через год лишились своих постов.
«Продолжающаяся череда мероприятий в честь 100-летия ТАССР стала интересным опытом формирования коллективной памяти у татарстанцев»
«САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ — ЭТО, КОНЕЧНО, НАЗВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ»
Кстати, «Татарстан» — название, которое также использовалось в то время, но более всего в татароязычной среде. Так, на первом знамени республики 1923 года записано именно это название: «Татарстан социал совет җөмһүрияте». На русском использовалось словосочетание «Советский Татарстан».
Самое интересное — это, конечно, название республики на татарском языке. В декрете, изданном в 1920 году, пишется: «Автономияле татар шуралар җөмһүрияте». Сейчас для современного читателя это воспринимается с трудом, но для татар того времени данное название, несомненно, ближе к их картине мира, к их мусульманско-тюркскому политическому языку с понятиями о справедливой власти и коллективном управлении. Кстати, недавно обнаружил, что при всем масштабе празднеств нет не только оригинального текста декрета 1920 года на татарском языке, также отсутствует в открытом доступе в сети и более поздний полнотекстовый вариант 1930-х.
Создание «татар шуралар җөмһүрияте» имело важнейшее идеологическое значение: это был своеобразный месседж всему мусульманскому Востоку о том, что их собратья, благодаря коммунистическим идеям и партии большевиков, получили свое государство. АТССР мыслилась как будущая витрина мусульманского социализма, как «звезда Востока». Напомним, тогда большинство мусульманских народов в мире проживали в рамках колониальной системы, и попытка сделать из Татарстана пример для других была не пустым звуком. Неслучайно в сакральном политическом центре Казани, там, где сейчас стоит здание кабинета министров и Госсовета, был построен уникальный завод «Пишмаш», на котором планировалось выпускать десятки тысяч пишущих машинок на арабице, способных «разжечь революционные искры на Красном Востоке». В это же время художником Фаиком Тагировым создаются уникальные авангардистские шрифты на арабице. В этой же череде символических решений и особое разрешение на строительство Закабанной мечети в ознаменование 1000-летия принятия ислама булгарами, и участие татарских ученых в международных мусульманских конгрессах, и использование татарских кадров в выстраивании дипломатических отношений с новыми мусульманскими странами, здесь же и декрет о двуязычии, появление новых татарских поселков близ Казани (например, Чингиз (ныне Нагорный) или село Кызыл Байрак) и т. д.
К сожалению, многим мечтам и планам не удалось сбыться, в своих надеждах национальная интеллигенция и элиты обманулись очередной раз, однако заложенный фундамент все равно оказался прочным. Эта наивность и искренность, а также желание быть хозяином своей земли (еще один смысл слова «дәүләт»), ответственность и практичность, трудолюбие, традиционная ученость, наконец, «илһам һәм моң» сделали имя Татарстану, создали саму республику.
P. S. В дополнение хотелось бы отметить, что рассмотрение истории 100-летней республики через призму указанных выше ценностей, через историю повседневности легло в основу выставки, которая была показана 25 июня в рамках заседания оргкомитета по празднованию юбилея в Казанской ратуше. У организаторов данной выставки есть большое желание сделать ее доступной для всех татарстанцев, раскрыть эти ценности через истории династий простых жителей республики. Вообще, в дальнейшем еще предстоит систематизировать, оцифровать материалы, которые презентуются в рамках юбилея республики. Продолжающаяся череда мероприятий в честь 100-летия ТАССР стала интересным опытом формирования коллективной памяти у татарстанцев, стала попыткой через новые медиа, всевозможные флешмобы, семейные рассказы, через музеи, библиотеки, школы, выставочные пространства сформировать новый язык «народной истории» — язык истории повседневности, язык ценностей вместо циркуляров и сложных научных конструкций. И это само по себе оказывается ценным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 110
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.