Почему на трассах образуется колея и что с этим делать, обсуждали вчера на конференции в Казани. Послушав докладчиков, корреспондент «БИЗНЕС Online» также узнал, эффективна ли «Карта убитых дорог», сколько в Татарстане мест концентрации ДТП и станет ли больше контрактов с дорожниками, заключенных по принципу жизненного цикла, то есть ставящих тех, кто делает дороги, в прямую зависимость от качества собственной работы.
Главные причины появления колеи — противогололедные реагенты и шипы. Первые разрушают поверхностный слой, а вторые довершают дело
ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ С КОЛЕЕЙ?
Какую дорожную проблему можно назвать одной из главных? Колейность. Ей был посвящен один из докладов семинара «Безопасные и качественные дороги» на стартовавшей вчера в Казани выставке «ДорТрансЭкспо» (проходит в онлайн-режиме, организована ОАО «Казанская ярмарка»).
Оказывается, есть два типа колеи. Первый — пластический — образуется на правой стороне дороги под воздействием тяжелого транспорта в теплое время года. Второй — износный — на левой, от скоростных машин, причем по своим значениям он гораздо разрушительнее. Об этом говорил профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Юрий Васильев. По его словам, главные причины появления колеи — противогололедные реагенты и шипы. Первые разрушают поверхностный слой, а вторые довершают дело.
Как решить проблему? Учитывать воздействие реагентов (а, по словам профессора, дорожные теоретики упорно не желают замечать этот факт) и ограничить скоростной режим для шипованного транспорта, для чего потребуется разработать методы фиксации таких автомобилей. Также Васильев порекомендовал применять для строительства сероасфальтовый бетон — он более износостоек.
Тут ученый условно отвесил поклон выступившему в начале с программным докладом начальнику отдела автомобильных дорог министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Олегу Казеннову. Последний подчеркнул, что контрактов, при выполнении которых используются всякого рода новшества, стараются заключать все больше. На 2020 год таковых 35–58% от общего количества.
В ОТВЕТЕ ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ ДОРОГИ
И еще о качестве. По словам Казеннова, к 2024 году 70% контрактов с дорожными строителями будет заключаться на так называемых принципах жизненного цикла (сегодня — 38%). Насколько можно понять, главное в данной идее — жесткая зависимость подрядчиков от уровня собственной работы, ведь деньги они станут получать только в случае сохранения качеств дороги все оговоренное контрактом время (насколько известно, сейчас это пять лет). Сегодня же, как мы знаем, дорожников со всех сторон обвиняют в том, что они не заинтересованы в подобном. Интересно, а почему бы все контракты не перевести на такую идеологию?
Говоря о целях проекта «Дорожная сеть РТ», Казеннов привел небезынтересную статистику. Доля дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям в РТ, — 46,9% (к 2024-му надо довести до 50%), в городских агломерациях этот показатель — 80,47% (до 85%). В 2020-м по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтируют 164,6 км трасс регионального значения.
Начальник отдела автомобильных дорог напомнил, что в региональный проект вошли Казанская, Набережночелнинская и Нижнекамская агломерации. В первой протяженность дорог — 1 675 км, нормативам соответствует 83,3% (1395,3 км). Докладчик подчеркнул, что объекты включаются в проект с учетом мнения горожан, которое они могут высказать в государственной информационной системе «Народный контроль» и на сайте «Карта убитых дорог» ОНФ. В 2020 году по нацпроекту отремонтируют 91,7 км, то есть нормативу в Казани будет соответствовать 84% (1 407 км)…
Протяженность набережночелнинских дорог — 697,9 км, нормативно 78,7% (549,3 км), в этом году станет 80% (558,3 км). По Нижнекамску данные цифры таковы: 263,9 км, 67,2% (177,3 км), 70,8%.
Поставлена задача по увеличению количества камер фиксации нарушений ПДД. На дорогах РТ сегодня 162 стационарные камеры
А КАМЕР ВСЕ БОЛЬШЕ…
Понятно, что от качества дорог напрямую зависит безопасность движения. Анализ дорожно-транспортных происшествий в Татарстане за 2018 год выявил 113 мест их концентрации: 11 — на федеральных дорогах, 3 — на региональных, 99 — на местных. По словам Казеннова, поэтому там снизили скоростной режим, изменили размещение дорожных знаков, разметку и освещение. То же самое сделали еще на 58 аварийно-опасных местах и 64 участках, где произошли ДТП с погибшими. Сегодня аналогичные мероприятия планируют на аварийно-опасных местах, выявленных по итогам 2019 года. Насколько эффективная эта работа? По словам чиновника, в 2017-м опасных мест было 128. К 2024-му их намерены сократить до 64.
Дополнительная информация в тему. Как сообщил Казеннов, поставлена задача по увеличению количества камер фиксации нарушений ПДД на 211%. На региональных дорогах РТ сегодня 162 стационарные камеры (в 2019 году появились 73). Федеральные трассы в республике обеспечены ими полностью. Кроме того, есть 600 муляжей, имитирующих работу систем фотовидеофиксации. Всего в рамках нацпроекта установят 180 камер, уточнил начальник отдела автомобильных дорог.
Камень в том числе в огород ГИБДД бросил вчера руководитель отдела организации дорожного движения питерского ООО «Дорнадзор» Андрей Захаревич, указав на общероссийскую проблему: «Наши надзорные органы придерживаются такой позиции: если в ГОСТе допускается „применять или не применять“, то надо применить обязательно — так безопаснее. Возникает ощущение, что тема безопасности дорожного движения — это вопрос безопасности сотрудника, который принимает решение. На деле наши дороги зачастую обставлены таким огромным количеством знаков, что вся суть управления дорожным движением сводится к минимуму. И даже новый ГОСТ, который мы так ждали, продолжает увеличивать их количество. Между тем информация, получаемая водителем, должна быть однозначна и легка для восприятия, чтобы он мог обработать ее за доли секунды».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 189
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.