Уникальный спор разворачивается между пенсионным фондом России и боссами небольших авиапредприятий РТ: их лишили специальной летной пенсии и требуют вернуть якобы переплаченные пособия. Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают на странный момент: даже если ПФР прав, то почему, обладая всей информацией, он дождался, когда суммы взысканий вырастут до сотен тысяч и только после этого предъявил претензии?
«Мне приходит письмо о том, что пенсионный фонд провел проверку и выяснил, что я до сих пор летаю, а потому не могу получать надбавку к пенсии»
ЧТО ОБЩЕГО У ЛеТЧИКОВ И ШАХТеРОВ
В начале 2020 года ряд руководящих работников татарстанских авиакомпаний «ЮВТ Аэро», Казанское авиапредприятие, «Авиасервис», «Тулпар Эйр» получили от районных отделений пенсионного фонда сообщения о том, что они больше не будут получать надбавку к пенсии, полагавшуюся им как бывшим членам летных экипажей.
«Мне приходит письмо о том, что пенсионный фонд провел проверку и выяснил, что я до сих пор летаю, а потому не могу получать надбавку к пенсии», — рассказал «БИЗНЕС Online» списанный с летной работы еще в 2015 году Владимир Синдяков, ныне работающий главным штурманом авиакомпании «ЮВТ Аэро».
Речь идет о доплате к пенсии, которую гражданские летчики пробили для себя в 2001-м «в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер» (из гражданских профессий аналогичная доплата есть еще только у шахтеров). Эти доплаты финансируются за счет дополнительных ежемесячных перечислений авиакомпаний на специальный счет ПФР 14% от зарплатного фонда. Сегодня максимальный размер надбавки — примерно 29 тыс. рублей в месяц, средний — 20,7 тысячи.
Право на доплату имеют авиаторы со стажем члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 — у женщин (если летчик списан по состоянию здоровья, то это, соответственно, 20 и 15 лет). Обязательное условие для получения надбавки — авиатор должен уйти с летной работы. В законе (№155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации») специально оговаривается то, что в случае возвращения к полетам выплата надбавки прекращается.
Право на доплату имеют авиаторы со стажем члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 — у женщин
«нам надо доказывать, что это абсурд»
Как полагает Синдяков со товарищи, ПФР почему-то решил, что нынешние менеджеры авиапредприятий вернулись на летную работу. Например, в письме Синдякову от бугульминского управления ПФР указано, что в ходе проверки «обнаружен факт осуществления вами работы как члена летных экипажей в должности главного штурмана „ЮВТ Аэро“». «Получал доплату, занимая должность главного штурмана „ЮВТ Аэро“, включенную в список должностей, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии», — говорится еще в одном письме. Имеется в виду утвержденный правительством России «Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии». В перечне есть и должность Синдякова — главный штурман.
«ПФР полагает, что раз наши должности находятся в списке, значит, мы члены летных экипажей, а мы уже давно списаны подчистую, — возмущается в беседе с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор „ЮВТ Аэро“ Петр Трубаев, который тоже получил уведомление о прекращении выплаты надбавки (должность генерального директора есть в перечне). — То есть пенсионный фонд руководствуется чисто формальным признаком. А нам надо доказывать, что это абсурд».
По мнению Синдякова, само название перечня («Список должностей членов летных экипажей…») говорит о том, что речь идет только о тех, кто летает. «Что такое летная работа? — рассказывает он. — Выполнение задания на полет, что могут делать только действующие летчики. Нелетных должностей, дающих право на доплату, никогда не было и нет, но, по логике ПФР, если ты работаешь на определенной должности в авиакомпании, значит, летаешь. Однако налет подтверждается только одним документом — летной книжкой. У меня ее никто не запрашивал. Я так и написал в ПФР: так как вы установили, что я выполнял работу члена летного экипажа, предоставьте мне сведения о налете, а заодно в таком случае пересчитайте мне пенсию. Ответа до сих пор нет».
Но пока «пересчета» требуют от самого Синдякова. Вердикт бугульминского управления ПФР гласит: «Установлено, что Синдяков получал доплату, работая в должности главного штурмана „ЮВТ Аэро“, включенной в список должностей, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии. О своем трудоустройстве ответчик в пенсионный орган не сообщил. Следовательно, за указанный период доплату к пенсии получал без законных оснований. В связи с несообщением в управление ПФР об устройстве на работу произошла переплата ежемесячной доплаты к пенсии за период с 01.05.15 по 31.12.2019 года».
Эти аргументы ПФР повторил и в ответе на запрос «БИЗНЕС Online».
Петр Трубаев: «ПФР полагает, что раз наши должности находятся в списке, значит, мы члены летных экипажей, а мы уже давно списаны подчистую»
«потребуют вернуть полмиллиона рублей»
Что касается момента «не сообщил о трудоустройстве» (имеется в виду — на летную работу), то Синдяков указывает, что ПФР не мог не знать, на какой должности он трудится: авиакомпания, как и положено, подает такие данные.
Авиационных менеджеров удивляют и другие особенности действий ПФР. Например, Синдякову уведомление об отказе в надбавке пришло без даты и исходящего номера. «Вроде ПФР — серьезная государственная организация и должна иметь определенный регламент действий с документами, но вот мне пришло письмо, а моего коллегу — инвалида по слуху, который не летает с 1993 года, — лишили надбавки вообще без всяких оповещений, — рассказывает главный штурман. — Он даже в суд не может обратиться, потому что у него нет никаких документов. При этом, когда я захожу в личный кабинет на сайте пенсионного фонда, там указано, что доплату мне по-прежнему платят. Получается, авиакомпания продолжает перечислять деньги, но до меня они не доходят».
«Я заметил, что пенсия пришла на карточку не в таком размере, как обычно, и подумал, что мошенники деньги сняли, — рассказал „БИЗНЕС Online“ еще один пострадавший — генеральный директор Казанского авиапредприятия Магомед Закаржаев. — Начал разбираться, и только тогда в отделении пенсионного фонда мне сказали о том, что меня лишили доплаты, и предупредили, что потребуют вернуть где-то полмиллиона рублей».
Магомед Закаржаев: «Я заметил, что пенсия пришла на карточку не в таком размере, как обычно, и подумал, что мошенники деньги сняли. В отделении пенсионного фонда мне сказали о том, что меня лишили доплаты»
«Некоторых наших коллег, у которых точно такая же ситуация с пенсиями и должностями, фонд почему-то тревожить не стал, — говорит Трубаев. — С меня возврата денег не требуют, а с других — да. Уведомление о снятии доплаты почему-то пришло и генеральному директору аэропорта „Бугульма“ Ренату Шакирову — его посчитали моим заместителем, которым он никогда не был. Потом проверили и извинились».
«Мне никаких уведомлений не приходило, — рассказал „БИЗНЕС Online“ командир эскадрильи авиакомпании „Авиасервис“, бывший шеф-пилот экипажа президента РТ Валерий Портнов. — Я обратил внимание, что пенсия стала заметно меньше. Позвонил. Мне сказали, что доплату с меня уберут. Потом прислали бумагу: просим явиться в пенсионный отдел, чтобы решить, как вы будете возвращать незаконно полученную сумму. При этом работница отдела мне сказала, что вопрос о том, будут меня лишать доплаты или нет, пока рассматривается — очередь до меня не дошла. То есть еще не решили, а доплату сняли… Попросил предоставить юридические документы, на основании которых меня лишили надбавки. Ответа жду второй месяц».
Валерий Портнов: «Я обратил внимание, что пенсия стала заметно меньше. Попросил предоставить юридические документы, на основании которых меня лишили надбавки. Ответа жду второй месяц»
«ПФР ДОВЕЛ СУММЫ ВЗЫСКАНИЙ ДО СОТЕН ТЫСЯЧ И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО ОБРАТИЛСЯ В СУД»
«Закон №155 связывает факт наступления выплаты только с одним обстоятельством — прекращением летной работы либо ее невыполнением, — подчеркнул в беседе с „БИЗНЕС Online“ московский адвокат Константин Горлов, специализирующийся на пенсионных делах летчиков. — Поэтому мое мнение: суду надо подойти к вопросу не с формальной стороны (дескать, должности штурмана, гендиректора и другие относится к членам летного экипажа), а дать оценку тому обстоятельству, что они не выполняют летной работы».
Казанский юрист по пенсионным спорам Лариса Лазарева полагает, что руководству авиапредприятий не следует питать особых надежд: раз, к примеру, главный штурман есть в списке летных должностей, то, невзирая на то, были полеты или нет, доплата производилась неправомерно и менеджерам придется выплачивать некогда полученное.
Вместе с тем она отметила один существенный момент: «Пенсионный фонд вряд ли не знал, в какой должности работают эти люди (сведения, включая наименование должности, работодателем предоставлялись), следовательно, он должен был сразу среагировать на данный факт. Более того, этот орган руководствуется положением о пенсионном фонде России, утвержденным постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 года №2122-1, где указано, что пенсионный фонд с участием налоговых органов осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств. Однако мы видим, что ПФР на протяжении многих лет халатно относился к своей работе как контролирующий орган, довел суммы взысканий до сотен тысяч и только после этого обратился в суд. В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса, в данной позиции усматривается злоупотребление правом, что может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований пенсионного фонда».
Невзирая на то, были полеты или нет, доплата производилась неправомерно, и менеджерам придется выплачивать некогда полученное
Любопытно, что, по данным наших собеседников-авиаторов, такие претензии ПФР выдвигает только в Татарстане. Не сталкивался с подобными делами в своей обширной практике и Горлов. Не слышал о таких случаях в других регионах и президент шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. По его мнению, правда на стороне авиаторов, а подоплека дела — дефицит средств в ПФР (на этот год дефицит фонда запланирован в размере 118,5 млрд рублей), деньги на покрытие которого и пытаются наскрести любыми способами. Он указал на то, что «идет битва за каждый рубль». Это видно по возросшей сложности прохождения пенсионных споров в судах. «Видимо, сверху давят — денег не хватает, чтобы содержать эти их безумные здания: настоящие же замки в каждом городе построили», — говорит о недвижимости ПФР профсоюзный лидер. Дельдюжов советует татарстанским летчикам никаких денег в ПФР не возвращать и тщательно готовиться к суду.
P. S. Сегодня отделение пенсионного фонда по РТ прислало дополнительный комментарий по теме. Приводим его полностью:
«Отделение пенсионного фонда России по Республике Татарстан сообщает, что дополнительные выплаты к пенсии летчикам производятся только при оставлении гражданином летной работы, дающей право на дополнительное материальное обеспечение.
При оформлении доплаты граждане заполняют соответствующее заявление, где обязуются безотлагательно извещать пенсионный фонд о любых обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии, во избежание возникновения переплат.
Напомним, что, согласно федеральному закону от 27.11.2001 №155-ФЗ „О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации“, доплата к пенсии выплачивается только при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.
Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются правительством Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что действующее законодательство о персонифицированном учете предусматривает заполнение сведений, в том числе с определенным кодом, только в целях пенсионного обеспечения. Формы отчетности работодателей, представляемые в ПФР (ежемесячная СЗВ-М и ежегодная СЗВ-СТАЖ), не содержат данных о наименовании должности, в которой работает сотрудник.
Юридически значимые факты для установления доплаты к пенсии летному составу гражданской авиации подтверждаются трудовыми книжками, летными книжками, справками работодателей, а в необходимых случаях — справками установленной формы, выдаваемыми федеральным агентством воздушного транспорта, но не данными индивидуального (персонифицированного) учета».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.