Обычно сонный первый квартал вдруг взорвался: спрос на новые легковые автомобили ускорился на 18% по сравнению с январем-мартом 2019 года Обычно сонный первый квартал вдруг взорвался: спрос на новые легковые автомобили ускорился на 18% по сравнению с январем – мартом 2019 года Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

ВТОРОЙ В ИСТОРИИ ПО СИЛЕ ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ

Глобальные потрясения отразились на российской экономике значительно сильнее, чем на экономиках развитых стран, хотя бы потому, что для большинства стремительное падение цен на нефть стало хоть небольшой отдушиной, в то время как РФ такой удар отправил в нокаут. Мы еще не знаем глубину падения, представление об этом дадут лишь статистические выкладки по итогам второго квартала, но и первая четверть 2020 года предоставила экспертам поводы для размышлений, оказавшись, мягко говоря, не самой типичной по целому ряду параметров.

Ситуация на авторынке РТ — один из таких «взбунтовавшихся» маркеров. Обычно сонный первый квартал вдруг взорвался: спрос на новые легковые автомобили ускорился на 18% по сравнению с январем – мартом 2019 года. Подробно о ситуации на массовом рынке мы расскажем во второй части обзора, для начала же по традиции обратим взгляд на премиальный сегмент, а там дела шли куда веселее. В первом квартале 2020-го регистрации новых люксовых авто в Татарстане выросли в годовом разрезе на 31% (!), или на 256 единиц, до 1 075 поставленных на учет машин, следует из имеющегося в распоряжении «БИЗНЕС Online» отчета агентства «Автостат».

В Казани бизнес продавцов дорогих тачек шел еще бойчее. Здесь по сравнению с январем – мартом 2019-го число поставленных на учет новых легковых авто (напомним, что аналитики «Автостата» фиксируют именно факты регистраций) взлетело на 39%, или на 181 единицу, до 642 транспортных средств. Пожалуй, пора напомнить один из тезисов нашего предыдущего обзора. По итогам 2019 года мы отмечали, что увеличение разрыва между тем, с какой скоростью растут масс-маркет и премиальный сегмент на фоне общего замедления, — один из признаков грядущей стагнации рынка и запуска очередного витка кризиса на нем. Однако пока что на авторынке РТ наблюдается совершенно не характерный для начала года всплеск. Чем это вызвано, догадаться нетрудно: как только стало очевидно, что экономику России ждет очередное глубокое падение, обладатели «лишних» денег поторопились припарковать часть рублевой ликвидности, а покупатели «лицом попроще» перенесли запланированную покупку на более ранний срок, до неизбежного повышения цен. 

Как следствие, в первом квартале 2020 года люксовый сегмент авторынка Татарстана показал второй по силе результат в истории наших наблюдений (спойлер: всему республиканскому рынку до рекордов далеко). Лучше показатель был только в первой четверти 2014 года, когда «Автостат» зафиксировал 1 233 регистрации. Если искать главных «виновников» отставания, то их два: BMW не дотянул сотню, а Audi — 101 регистрацию до рекордных значений января – марта. Зато сразу четыре игрока поставили свежие рекорды — это Mercedes, Lexus, Porsche и Volvo.

Похожая картина нарисовалась и на рынке Казани. Здесь первый квартал также занял второе место в истории, но личные максимумы обновили только три марки — Mercedes, Porsche, Volvo.

Добавим, что традиционно продажи новых авто распределяются поквартально по нарастающей: от самого слабого первого квартала до самых кассовых третьего и четвертого. Первые три месяца 2020-го оказались лучше, чем первая и даже вторая четверть 2019 года, заметно уступая третьему и четвертому кварталу. Зато второй квартал 2020-го с его самоизоляционными апрелем и первой половиной мая, а также единичными удаленными продажами (не забудем и вымывание спроса в предыдущие месяцы) с большой долей вероятности станет слабейшим за всю историю наших наблюдений.

Республиканскому лидеру BMW удалось улучшить прошлогодний результат в на 12,5% до 323 регистраций. В Казани «бело-синие» ускорились на 17,5% до 181 авто Республиканскому лидеру BMW удалось улучшить прошлогодний результат на 12,5% до 323 регистраций. В Казани «бело-синие» ускорились на 17,5% до 181 авто Фото: «БИЗНЕС Online»

BMW Х5 СТАЛ ДОСТУПНЕЕ С 25D

Пока же республиканскому лидеру BMW удалось улучшить прошлогодний результат на 12,5% до 323 регистраций. В Казани «бело-синие» ускорились на 17,5% до 181 авто.

По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), российские продажи новых BMW выросли на 12% до 10,88 тыс. единиц — динамика очень близка к татарстанской. Отметим, что второй год к ряду «баварцы» по итогам первого квартала обходят в РФ своего давнего конкурента Mercedes, удерживавшего корону люксового сегмента долгие годы.

Начнем с моделей, толкавших статистику производителя в гору. На 28 единиц до 78 регистраций увеличился спрос на бестселлер марки — кроссовер Х5. Результат лучше модель показала только в первом квартале 2018 года — 86 авто. При этом покупки кроссовера распределились равномерно: 30 — в январе, 18 — в феврале, 30 — в марте, так что нельзя сказать, будто клиенты ждали у моря погоды первые два месяца, а в марте ломанулись в салоны расхватывать Х5.

На 28 единиц до 78 регистраций увеличился спрос на бестселлер марки, кроссовер Х5 На 28 единиц до 78 регистраций увеличился спрос на бестселлер марки — кроссовер Х5 Фото: «БИЗНЕС Online»

В третьей декаде апреля Х5 на официальном сайте марки предлагался по цене от 4,66 млн рублей, что на 90 тыс. ниже минимального ценника в апреле 2019-го и на 240 тыс. меньше, чем в январе текущего года. Уточним, что 4,66 млн дилеры просят за дизельный 25d, а за вариант 30d придется приготовить 4,9 млн, как и в начале 2020-го. Самая доступная версия Х5 с бензиновым двигателем обойдется в 5,09 млн рублей.

Еще 28 очков в копилку бренда добавил кроссовер Х7, первые экземпляры которого появились у татарстанских автолюбителей во втором квартале 2019 года. Тогда они приобрели 22 машины, в третьем квартале — 32, а в традиционно щедрых на подарки октябре – декабре — всего 17 таких авто. Минимальный ценник на флагман семейства кроссоверов вырос за квартал на 160 тыс. до 6,31 млн за версию 30d, а с момента начала продаж цена транспортного средства увеличилась уже на 480 тыс. рублей.

Купейный кроссовер Х4 (от 3,73 млн за версию 20i — на 40 тыс. дороже января) удвоил свои прежние достижения до 32 очков. Также на 6 регистраций до 9 оформленных VIP-бортов ускорилась представительская 7 Series (от 6,11 за 730i — на 150 тыс. дороже января). Из прочих любимцев местной публики на 2 очка до 43 зарегистрированных авто продвинулся бизнес-седан 5 Series (от 3,18 млн за 520i).

При этом в отряде «лузеров» у «баварцев» оказались куда более скромные модели. Так, самый компактный кроссовер Х1 (от 2,15 млн за 18i) убедил в своих преимуществах только 20 татарстанцев — на 16 меньше, чем в январе – марте прошлого года, а купейная версия данной модели Х2 с аналогичной ценой заинтересовала только одного покупателя против прежних 9.

Компанию этим «потеряшкам» составила другая компактная модель — 3 Series. Не изменившийся за квартал базовый ценник от 2,46 млн за версию 318d не помог разогнать спрос, который откатился к уровню первого квартала 2018-го. Из прочих фаворитов слегка сдал кроссовер Х3 — минус 4 до 48 корпусов регистраций, минимальная цена которого за версию 20i с января выросла на 40 тыс. до 3,42 млн рублей. Купейный брат чемпиона, Х6 (от 5,53 млн за вариант 30d), «отминусовал» символическую единицу до 24 регистраций.

Одним из рекордсменов стал Mercedes, разогнавшийся в Татарстане на 47,7% (!) до 288 авто по итогам января-марта Одним из рекордсменов стал Mercedes, разогнавшийся в Татарстане на 47,7% (!) до 288 авто по итогам января – марта Фото: «БИЗНЕС Online»

MERCEDES ЗАПРЯГ СРЕДНЕРАЗМЕРНЫЕ КРОССОВЕРЫ

Одним из рекордсменов, как мы уже сказали, стал Mercedes, разогнавшийся в Татарстане на 47,7% (!) до 288 авто по итогам января – марта. В Казани «трехлучевые» вообще ускорились на 55% до 186 авто и снова на пять корпусов объехали «баварцев». В первом квартале 2018 года «штутгартцам» уже удавалось обойти «бело-синих» в Казани, но год спустя им пришлось вернуть чемпионский титул из-за задержек в поставках актуальных моделей на российский рынок. В принципе же подзабытая конкуренция реанимировалась с открытием в 2017-м казанского салона Mercedes-Benz ГК «КАН Авто» Александра Колесова. После этого, словно получив впрыск «нитро», «штутгартцы» и рванули за татарстанским «золотом», которое, казалось, уже прикипело к груди BMW.

По России в целом продажи бренда выросли прилично, но не столь круто — плюс 16% до 10,3 тыс. авто.

Какого-то провалившегося сегмента, будь то внедорожники или компактные седаны, у Mercedes, в отличие от BMW, не оказалось. Самую большую прибавку, плюс 30 регистраций до 57 авто, внес хит продаж первого квартала — купейный среднеразмерный кроссовер GLC-Class Coupe с рекомендуемой ценой 4,25 млн за версию 220d (на 130 тыс. дороже января). К слову, его брат-близнец в классическом кузове — стабильно попадающий в призы GLC-Class — тоже внакладе не остался, прибавив 8 очков до рекордных 48 регистраций и перекрыв на 3 балла исторический максимум образца 2014 года. Апрельская цена модели, стартовавшая от 3,88 млн за версию «200», оказалась на 110 тыс. дороже январской.

Вторым по абсолютному приросту спроса у «трехлучевых» стал внедорожник GLE-Class ценой от 5,04 млн за 300d — на 150 тыс. дороже января. Отряд его покупателей увеличился сразу на 29 до 34 поклонников-неофитов, но рекорд двухлетней давности (38 регистраций) остался непревзойденным, даже несмотря на такой резкий рывок. Обеспечила его скорее низкая база первой половины 2019 года, которую обусловил запоздалый старт продаж машины нового поколения.

При этом купейный брат, GLE-Class Coupe, хорошо выступавший предыдущие два года, сделал 15 шагов назад до 14 регистраций. Возможно, спрос сократился из-за ожидания поклонниками поставок авто следующего поколения, представленного во Франкфурте в сентябре 2019-го. Его продажи должны были стартовать в начале текущего года, но еще в конце января на официальном сайте марки ценник не вывесили. В третьей декаде апреля GLE Coupe предлагался покупателям по стоимости от 6,49 млн — на 890 тыс. дороже, чем в ноябре.

Не остался в стороне и яркий представитель семейства бизнес-седанов E-Class (хотя с недавнего времени в этой линейке есть и универсал ценой от 4,6 млн), чья популярность удвоилась до 29 регистраций. Предпоследнее поколение модели в апреле стоило от 3,4 млн рублей, на 100 тыс. дороже январского предложения. Ценника на самую свежую генерацию седана в последних числах апреля еще не наблюдалось.

В целом неплохо шли дела у моделей попроще. Спрос на самый компактный A-Class увеличился на 8 до 11 регистраций. Напомним, что с четвертого квартала 2018 года данная модель Mercedes предлагается не только в привычном кузове хетчбэк (от 2,05 млн), но и в виде седана (от 1,9 млн). Близкий по философии чуть более гарабритный купейный CLA-Class (от 2,65 млн — на 60 тыс. дороже января) заработал 10 баллов, на 7 больше, чем в январе – марте прошлого года. А вот играющий в той же лиге C-Class (от 2,56 млн — на 110 тыс. дороже января) недосчитался 7 голосов и закончил квартал с 9 регистрациями. Но все же на пару с CLA свои 19 очков они набрали.

Купейные произведения автоискусства AMG GT традиционно продаются небольшими партиями: за весь прошлый год татарстанцы купили только 9 таких машин. Однако на сей раз в январе – марте местные автолюбители приобрели сразу 6 роскошных игрушек — на 5 больше, чем в первой четверти прошлого года. К сожалению, в данных аналитиков нет детализации на двух- и четырехдверные купе, а стоимость их очень разнится: четырехдверные модели заметно доступнее — от 7 млн, в то время как цена заряженных двухдверных стартует от 13,7 млн рублей.

Спрос на представительский S-Class вырос на четыре голоса до пяти регистраций. Пропуск в мир бескомпромиссного качества в крайних числах апреля стоил от 8,2 млн рублей. Впрочем, год назад минимальная цена машины вообще составляла 13 млн, поскольку тогда продажи стартовали с комплектаций авто с топовыми силовыми агрегатами. Всплески интереса к этой модели наблюдались в первом квартале 2015-го и 2018-го — по 7 регистраций, а рекорд января – марта 2014-го с его 21 транспортным средством кажется сегодня недосягаемым.

Свой праздник на улице Audi: его продажи в РТ выросли на 57% до 143 авто, что позволило бренду наконец-то вернуть «бронзу» люксового сектора Свой праздник на улице Audi: его продажи в РТ выросли на 57% до 143 авто, что позволило бренду наконец-то вернуть «бронзу» люксового сектора Фото: «БИЗНЕС Online»

AUDI ВЕРНУЛ СЕБЕ «БРОНЗУ», ОТНЯТУЮ «японцем»

Свой праздник на улице Audi: его продажи в РТ выросли на 57% до 143 авто, что позволило бренду наконец-то вернуть «бронзу» люксового сектора, которую с 2017 года удерживал Lexus. В Казани «четырехкольцевые» ускорились еще сильнее — плюс 64% до 77 авто — и также вернули себе третье место. Впрочем, до собственных абсолютных рекордов 2014-го и 2013-го, когда за три месяца было поставлено на учет 244 авто в республике и 145 машин в ее столице, представителю германского автопрома как до Китая пешком, но на фоне общероссийской динамики (а в целом по стране продажи бренда выросли «всего-то» на 17% до 3,9 тыс. машин) Татарстан определенно выделяется. К тому же в масштабах государства Lexus «немцам» себя объехать не позволил. Словом, мощный рывок Audi — чисто местная история, и лавры здесь достаются дилеру марки, ГК «ТрансТехСервис» (ТТС) Вячеслава Зубарева, который, к слову, официально представляет и Lexus.

Какие модели производителя приглянулись татарстанцам? Наибольшее абсолютное ускорение — на 16 до 24 регистраций — продемонстрировала компактная А4 (от 2,2 млн), спрос на которую начал заметно расти еще во второй половине прошлого года. При этом «четверка» оказалась единственной моделью в ряду, которая вплотную подобралась к своему личному рекорду — 25 регистраций в первом квартале 2014-го.

Что характерно, все поставленные на учет в январе – марте А4 датированы 2019 годом выпуска, хотя российские продажи последней версии должны были начаться в первом квартале. Однако озвученный еще в прошлом году ценник в 39,5 тыс. евро для европейского рынка вряд ли обрадовал потенциальных покупателей — и это могло подтолкнуть их к приобретению прежней версии авто. Одно из принципиальных новшеств сегодняшней модернизации — уход от малообъемных двигателей на 1,4 л минимум к 2-литровым силовым агрегатам, которые способны выдавать от 150 (дефорсированно для РФ) до 245 «лошадок» и больший крутящий момент. Будем надеяться, что Audi не встанет на любимые грабли автопроизводителей, затянув вывод на рынок наиболее востребованных комплектаций «четверки».

Неплохо показали себя и бизнес-седаны А6, спрос на которые поднялся на 8 авто до 10 регистраций по итогам января – марта. Отмечая это, надо помнить о низкой базе: слабый «выхлоп» в начале 2019-го «шестерки» дали как раз потому, что поставки нового поколения стартовали с машин, оснащенных не самыми популярными движками. До середины прошлого года в салонах были доступны автомобили 55 TFSi с 3-литровым двигателем стоимостью от 3,9 млн (ценник поднялся до 4 млн в ноябре, а к третьей декаде апреля вырос еще на 177 тыс. рублей).

Только со второй половины 2019-го стала доступна версия с силовой установкой объемом 2 л, стоившая от 3,31 миллиона. (Интересно, что и такой вариант в предыдущем поколении А6 оказался лишь вторым по популярности — на него приходилась треть покупок, а самым ходовым с долей 45% был седан с двигателем 1,8 литра.) Пусть даже входной билет в клуб владельцев новых Audi А6 подешевел и стоил в апреле от 3,12 млн рублей за базовую комплектацию 40 TFSi, «шестеркам» будет очень трудно показать прежнюю прыть и вернуться хотя бы на уровень первого квартала 2017 года (21 авто), не говоря уж про три месяца 2014-го с его 38 регистрациями. При этом картина с продажами модели заметно хуже, чем у Mercedes E-Class и тем более баварской «пятерки» при сопоставимой цене.

Среди компактных ингольштадтских моделей улучшились дела у А3 (спортбэк — от 1,99 млн, седан — от 2,01 млн). Восемь покупок за квартал куда лучше, чем два приобретения в аналогичном периоде предыдущего года (АППГ), но и здесь бесконечно далекими остаются квартальный спрос 2016-го и непревзойденного 2014-го — 18 и 39 авто соответственно.

Приличный вклад в растущую популярность новых Audi внесли крупные кроссоверы. Так, купейный Q8 завербовал 21 неофита-татарстанца — на 12 больше, чем в АППГ. Местные продажи модели стартовали по большому счету в прошлом году по минималке 5,1 млн рублей за версию 55 TFSi, которая в минувшем апреле стоила уже от 5,27 миллиона. Позже подоспел вариант 45 TDi с ценником от 5,06 млн, выросшим до 5,145 млн к началу текущего года и оставшимся неизменным в апреле.

Приличный вклад в растущую популярность новых Audi внесли крупные кроссоверы Приличный вклад в растущую популярность новых Audi внесли крупные кроссоверы Фото: «БИЗНЕС Online»

У поклонников полноразмерных кроссоверов из Ингольштадта Q7 (от 4,805 млн за базовую 45 TDi) числится в списках фаворитов. В январе – марте в Татарстане встало на учет 28 таких авто. Это почти вдвое больше, чем год назад, а лучше было только в первом квартале 2018-го, когда в местные гаражи заехали 32 новеньких Q7.

Младший из его братьев, Q3, подорожавший с января на 50 тыс. до 2,375 млн рублей за версию 35 TFSi, «зацепил» 12 покупателей против четырех в АППГ. Но это можно считать разве что восстановлением к средним посткризисным значениям (здесь и далее по умолчанию речь идет о кризисе 2014–2015 годов), а не попыткой обновить прежний исторический максимум 2012-го — 77 регистраций за первый квартал, ведь слабые показатели прошлого года обусловили поздний запуск продаж обновленной машины. В России они начались только в сентябре 2019-го, хотя мировая премьера состоялась еще летом 2018-го, и опять же с не самой ходовой комплектации.

Главные потери в рядах «четырехкольцевых» понес среднеразмерный кроссовер Q5 (от 3,389 млн — на 29 тыс. дороже января), отминусовавший 15 до 33 голосов и все же остающийся бестселлером марки. Возможно, Audi следовало бы присмотреться к успехам Mercedes GLC Coupe и BMW X4 и быстрее представить купейный вариант Q5, раз уж у покупателей есть интерес к автомобилям с плавными и стремительными линиями.

Пусть Lexus и дал обойти себя Audi, но ускорения на 45% до 135 авто ему хватило, чтобы установить личный рекорд в Татарстане Пусть Lexus и дал обойти себя Audi, но ускорения на 45% до 135 авто ему хватило, чтобы установить личный рекорд в Татарстане Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

LEXUS: К НОВЫМ РЕКОРДАМ С ОБНОВЛЕННЫМ RX

Пусть Lexus и дал обойти себя Audi, но ускорения на 45% до 135 авто ему хватило, чтобы установить личный рекорд в Татарстане, побив предыдущий исторический максимум — 130 регистраций в январе – марте 2017-го. В Казани премиальный «японец» добавил 52%, но не дотянул всего лишь шага до повторения рекорда двухлетней давности — 74 авто.

В целом по стране продажи Lexus увеличились 16% до 4,56 тыс. машин, что помогло ему остаться выше Audi в общем зачете.

Шлягер последних лет — среднеразмерный кроссовер RX (от 3,565 млн — на 175 тыс. дороже января) — увлек за собой рекордных 63 последователя, на 17 покупателей обойдя свои лучшие достижения начала 2017-го и 2019-го. Надо отметить, что обновленная модель поступила только в октябре 2019-го, что и повлияло на успех кроссовера. «В конце прошлого года на рынок была выпущена обновленная модель Lexus RХ с отличными техническими характеристиками. Также производитель увеличил гарантию с трех до четырех лет, что тоже повлияло на поведение покупателя», — отметили в пресс-службе ТТС.

Не терял времени даром другой любимец публики — компактный кроссовер NX (от 2,6 млн — на 100 тыс. дороже января). Он с 2015 года толкал марку к новым высотам и на этот раз принес в копилку 46 баллов — на 22 больше, чем в АППГ. Впрочем, персональные рекорды четырех- и пятилетней давности, 60 и 65 регистраций, младшему японскому брату не покорились, как и самому крупному представителю внедорожного семейства LX (от 6,67 млн — на 260 тыс. дороже января), спрос на которого в республике вырос на 3 до 20 регистраций.

На 24 единицы или на 83% до не виданных в первом квартале 53 зарегистрированных разогнался Porsche На 24 единицы, или на 83%, до невиданных в первом квартале 53 зарегистрированных разогнался Porsche Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

PORSCHE СОХРАНИЛ ЦЕНЫ — И ПРОДАЖИ УЛЕТЕЛИ В КОСМОС

На 24 единицы, или на 83%, до невиданных в первом квартале 53 зарегистрированных разогнался Porsche, у которого теперь далеко позади остались достижения универсиадского 2013-го и 2016-го. Охотнее всего голосовали рублем за очередного выходца из Германии именно казанские поклонники, коих набралось 44 — вдвое больше, чем год назад. Несложно подсчитать, что на весь остальной Татарстан пришлось лишь 9 покупок машин данной марки.

В целом российские продажи премиального бренда тоже прибавили изрядно — на 42% до 1,41 тыс. авто.

Что касается модельного ряда, то в случае с Porsche все просто: львиная доля спроса приходится на Cayenne. Именно его популярность среди покупателей удвоилась до 37 единиц. Любопытно, что стартовый ценник авто в конце апреля держался у отметки 5 млн рублей, не изменившись с апреля 2019-го.

При прошлогодних 11 регистрациях и цене от 4,13 млн остался компактный кроссовер Macan. Еще 5 баллов в общий котел добавила Panamera, регистрации которой отсутствовали в статистике АППГ, однако и ее ценник с апреля 2019 года не менялся — от 6,65 млн рублей. Впрочем, в отношении премиальных авто, особенно в случае с Porsche, следует помнить, что их цена легко подрастает на 40–50%, а то и в разы, в зависимости от начинки. К примеру, за базовую Panamera Turbo S E-Hybrid продавцы просят уже от 12,9 млн деревянных, а если вам приглянулся пакет Executive, то готовьте 14,4 миллиона.

Тем временем на официальном сайте Porsche появился ценник суперэлектрокара Taycan: всего-то ничего — от 7,8 млн за одного из главных конкурентов топовых моделей Tesla. «Покатит» ли новинка татарстанским состоятельным борцам за чистый воздух либо они останутся верны продукции Илона Маска?

Не остался в стороне от рекордных веяний и шведско-китайский Volvo. Спрос на него в первом квартале-2020 и во всей республике, и отдельно в Казани вырос примерно на две трети Не остался в стороне от рекордных веяний и шведско-китайский Volvo. Спрос на него в первом квартале 2020-го и во всей республике, и отдельно в Казани вырос примерно на две трети Фото: «БИЗНЕС Online»

Не остался в стороне от рекордных веяний и шведско-китайский Volvo. Спрос на него в первом квартале 2020-го и во всей республике, и отдельно в Казани вырос примерно на две трети до 57 и 35 регистраций соответственно, лишив былого первенства 2014 год. Заметим, что общероссийская динамика продаж Volvo не впечатлила — плюс 5% до 1,7 тыс. авто

Посмотрим, какие «скандинавы-мигранты» приглянулись местным автолюбителям. В первую очередь удвоил небольшой отряд покупателей до 18 человек флагман линейки кроссоверов ХС90 (от 4,28 млн — на 180 тыс. дешевле января). Долгое время удерживавший пальму первенства Volvo среднеразмерный ХС60 тоже в стороне не остался. Мировой бестселлер принес в татарстанскую копилку бренда 16 очков, то есть на 1 больше, чем за АППГ. Цена вопроса в конце апреля составляла от 3,45 млн — на 50 тыс. дороже, чем в начале года. Наконец, компактный кроссовер ХС40 укрепил свой местный рейтинг на 4 балла до 10 пунктов, подорожав при этом с января на 50 тыс. до 2,42 млн рублей.

Из прочих моделей отметим новый универсал V60 (от 3,15 млн), который заработал симпатии 6 татарстанских автолюбителей.

LAND ROVER И JAGUAR КАК СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ. INFINITI В КРИЗИСЕ

Британская парочка Land Rover – Jaguar на этот раз похвастаться чем-то выдающимся не может. Впрочем, продажи первого выросли на 8 баллов (или на 20%) до 48 машин. С абсолютным рекордом 90 авто, установленным в 2014 году благодаря модели Freelander, сегодняшние результаты марки несопоставимы: сравнивать их, пожалуй, следует со статистикой после 2015-го, когда продажи относительно доступного Freelander обнулились. Как минимум Land Rover показал самый сильный результат первого квартала на пятилетнем отрезке, так что дела у марки идут неплохо.

В Казани основоположник класса SUV, заводчик породистых комфортабельных внедорожников, приплюсовал к АППГ 6 регистраций до 29 единиц, а вот в федеральном масштабе продажи бренда упали на 6% примерно до 2 тыс. авто. Так что жители РТ и ее столицы в очередной раз демонстрируют повышенную лояльность британскому производителю.

Спрос на самую дорогую и одновременно популярную модель Range Rover в январе – марте вырос на два пункта, повторив исторический максимум в 18 регистраций, который фиксировался ранее в первом квартале 2014-го. Цена авто сегодня начинается от 7,36 млн за версию 3.0 TD HSE — на 40 тыс. дороже, чем в январе. Если же душа попросит вариант SV Auotobiography, придется приготовить 14,4 млн целковых.

Показать положительную динамику британцу удалось во многом за счет рывка на 10 до 12 итоговых регистраций, который совершил Range Rover Sport (от 5,28 млн). Спрос на модель Discovery Sport (от 3,03 млн) откатился на один корпус до 7 авто. Тем временем рейтинг компактного кроссовера Range Rover Evoque остался на уровне АППГ — 7 поставленных на учет машин. При этом, как ни странно, машину предпоследнего поколения предлагали по цене от 3,06 млн — на 50 тыс. дороже января, а за самую свежую разработку просили меньше — от 2,93 млн рублей.

Если головному английскому бренду удалось погреться в лучах любви местных поклонников, то его напарник Jaguar впал в немилость, «ополовинив» свои достижения до 6 регистраций за квартал. По России «кошачий» бренд показал схожую динамику: его продажи упали на 45% до 307 транспортных средств. Уточним, что казанцы остались относительно лояльными к Jaguar, умерив свои аппетиты лишь на одно авто до пяти итоговых.

После зачетного разгона в 2017–2018 годах первый кроссовер бренда F-Pace (от 3,75 млн — на 20 тыс. дороже января) начал терять позиции и в первом квартале текущего года привлек только трех покупателей — на одного меньше, чем в АППГ. Призванный развить успех кроссоверного направления более компактный E-Pace (от 2,78 млн) выстрелил в прошлом году, но в январе – марте спрос на него провалился на пять до двух авто.

Казанцы остались относительно лояльными к Jaguar, умерив свои аппетиты лишь на одно авто до пяти итоговых Казанцы остались относительно лояльными к Jaguar, умерив свои аппетиты лишь на одно авто до пяти итоговых Фото: © Александр Кондратюк, РИА «Новости»

Если у британского тандема падение одного участника компенсировалось ростом другого, то у японского Infiniti в Татарстане по итогам первого квартала наблюдалось простое падение: минус 8 регистраций до 6 авто. Этот результат премиального подразделения концерна Nissan стал худшим в истории наших наблюдений. Наиболее резкий обвал — с 42 до 14 регистраций в первом квартале — произошел в 2018-м, и в прошлом году оттолкнуться от дна «японец» не смог. Главная причина — внутренний кризис марки, которая не предоставляет рынку востребованные модели, плюс проблем на татарстанском рынке ранее добавили финансовые неурядицы дилера «АКОС». В Казани спрос на Infiniti за квартал также снизился вдвое до четырех регистраций. По РФ провал продаж тоже был основательным: минус 60% до 515 авто.

Оставшийся спрос на марку в Татарстане теплится благодаря модели QX80 (от 5,39 млн), популярность которой выросла с двух до четырех регистраций. В то же время рейтинги более скромных кроссоверов QX60 (от 3,49 млн — на 70 тыс. дороже января) и QX50 (от 3,135 млн — на 55 тыс. дороже января) упали до символической единицы.

Но в заключение еще раз отметим, что люксовый сегмент авторынка РТ в первом квартале чувствовал себя замечательно. Ажиотажного марта, как это было с декабрем 2014-го, не случилось, однако спрос оставался повышенным. Другим отличием от 2014 года стала высокая концентрация спроса на лидерах отрасли, что связано, видимо, с ориентацией покупателей на характеристики авто, а не на слабеющий курс российской валюты. Дополнительный импульс ряду марок придали крупные и среднеразмерные кроссоверы и особенно купейные новинки. Суммировавшись с активностью дилеров, эти факторы и привели к новым квартальным рекордам продаж в РТ сразу нескольких брендов.