«БИЗНЕС Online» обновляет традиционный рейтинг главных военно-промышленных фигур Татарстана «БИЗНЕС Online» обновляет традиционный рейтинг главных военно-промышленных фигур Татарстана Фото: president.tatarstan.ru

ГЕНЕРАЛЫ ОПК ХОТЯТ ПЕРЕМЕН

Коронавирусная самоизоляция заставила каждого из промышленников РТ пристально посмотреть на свой багаж и оценить выполненное за год. Попытались сделать это и мы — при анонимной помощи наших источников и экспертов в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) республики.

Традиционно главными критериями стали производственные новости за 2019-й, финансовая успешность компании, ее отношения с министерством обороны, лоббистские возможности руководителей оборонных предприятий, их место в неформальной табели о рангах местной элиты, способность выбраться за рамки привычного мышления и, наконец, усилия по выполнению одного из главных наказов президента РФ Владимира Путина — о диверсификации производства.

Главный тренд в ОПК Татарстана, как и всей страны, — оскудение полноводной реки гособоронзаказа (ГОЗ). Для предприятий РТ он снизился в прошлом году на 20%. В отрасли наблюдается обострение конкуренции: руководители предприятий оборонно-промышленного комплекса проверяются на прочность не только умением в срок выполнить контракт, но и следственными изоляторами, компании меняют собственников, а споры вспыхивают, казалось бы, на ровном месте.

Как показал прошедший год, генералы ОПК позволяют себе (пусть пока и анонимно) критиковать принципы формирования ГОЗа, а значит, и главного заказчика — минобороны — и поругивать «Ростех». Тенденцию улавливает и татарстанский минпромторг. Лозунг «Мы ждем перемен» закрепился и в почти обличительной речи вице-премьера Юрия Борисова в Казани. 


ночь в сизо не помешала мистахову взлететь на вершину «оборонного» рейтинга

Первое место нашего рейтинга, перепрыгнув сразу через 5 ступенек, занял генеральный директор АО «Судостроительная корпорация „Ак Барс“» (СКАБ) Ренат Мистахов. Этому не помешало даже мартовское обострение годичной давности истории о якобы взятке чинам минобороны. Ночь, проведенная депутатом Госсовета РТ в московском СИЗО, напрямую связана с тем, за что мы подняли Мистахова на вершину нашего перечня генералов ОПК Татарстана.

Никто до последнего не верил, что строительство и проектирование универсальных десантных кораблей отдадут зеленодольцам, хотя такие слухи ходили давно. Однако же это произошло, и, как отметили наши источники, многим могло не понравиться то, как идут дела у татарстанских кораблестроителей. Сам Ренат Искандерович в суде высказался по данному поводу вполне определенно: «У меня идет подписание большого контракта на сумму более 100 миллиардов… В апреле верховный главнокомандующий закладывает на нашем заводе „Залив“ в Керчи корабли. Документы уже подписаны, ведется подготовка. И в этот самый сложный момент у меня такая ситуация. Просто как специально… Для меня страшно, если проектное бюро, которое у меня в составе, и завод потеряют подобный контракт из-за того, что их руководитель попал в такую ситуацию… Весь 2019 год ушел на то, что мы защищали и бились за этот проект с несколькими бюро и заводами». Впрочем, закладку в итоге перенесли, но не из-за задержания Мистахова, а в связи с коронавирусом.

Первое место нашего рейтинга занял Ренат Мистахов (слева). Смещение с вершины рейтинга Ивана Егорова (справа) следует понимать так: обеспечил прорыв и дал простор для оперативных действий подчиненных Первое место нашего списка занял Ренат Мистахов (слева). Смещение с вершины рейтинга Ивана Егорова (справа) следует понимать так: обеспечил прорыв и дал простор для оперативных действий подчиненных Фото: president.tatarstan.ru

В том, что ответственной за вертолетоносцы назначили СКАБ, сыграли роль и репутация зеленодольских корабелов, и то, что еще недавно полумертвый «Залив» сегодня строит чуть ли не 20 судов и кораблей, и, конечно, административный и политический вес генерального директора материнского для корпорации холдинга «Ак Барс» Ивана Егорова (5). Его смещение с вершины рейтинга следует понимать так: обеспечил прорыв и дал простор для оперативных действий подчиненных. Поэтому закономерно вверх пошли подопечные Егорова и Мистахова — генеральный директор АО «Зеленодольский завод им. Горького» Александр Карпов (23) и генеральный директор АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» Евгений Жирков (24).

Экзаменом для данного тандема должен стать спуск на воду в августе первого в России пассажирского судна на сжиженном природном газе (проект «Чайка»). Завод прорабатывал идею с 2014 года, традиционно же военное бюро показывает себя многостаночником: хотите — вертолетоносцы, хотите — прогулочные суда. Для верфи сдать газоход в срок принципиально еще и потому, что первая «Чайка» (с традиционным двигателем) должна была быть готова в августе прошлого года, но дело застопорилось: по данным «БИЗНЕС Online», судно готово, но у него не сделаны интерьеры.

Передвинулся вверх и другой подчиненный Егорова — генеральный директор АО Казанский завод «Электроприбор» Павел Шацких (18): этот оборонный завод вышел в татарстанские лидеры по производству гражданской продукции.

Передвинулся генеральный директор АО «Казанский «Электроприбор» Павел Шацких — этот оборонный завод вышел в татарстанские лидеры по производству гражданской продукции Передвинулся генеральный директор АО Казанский завод «Электроприбор» Павел Шацких — этот оборонный завод вышел в татарстанские лидеры по производству гражданской продукции Фото: «БИЗНЕС Online»

ПУТИН И «АНСАТ»

Для гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николая Колесова (2), в «империю» которого включен ряд татарстанских оборонных предприятий, прошедший год можно назвать сверхуспешным в области пиара, к которому — с масштабами размаха Николая Александровича — удалось привлечь даже президентов России и Турции. На МАКС-2019 он представил им крэтовский вариант вертолета «Ансат» — «Ансат-РТ», который противопоставляется машине, выпускающейся Казанским вертолетным заводом (КВЗ). Причем изначально Путин не планировал осматривать этот вертолет и шел мимо, но Колесов его чуть ли не остановил. Под раздачу попал и находившийся рядом Реджеп Тайип Эрдоган. Колесов пообещал ему при покупке большой партии хорошую скидку, а также создание под ключ системы санитарной авиации в Турции. Печально только, что в России аналогичная Национальная служба санитарной авиации (НССА), несмотря на бравурные заявления, так и не появилась, причем неизвестно, возникнет ли. Это очевидное поражение Колесова.

Тем не менее ответственный за «Ансат-РТ» гендиректор казанского АО «Рычаг» Алексей Панин (37) продвигается в нашем рейтинге. Во-первых, Росавиация выдала на данный вертолет дополнительный сертификат типа, позволяющий ему летать в любое время суток и в любую погоду, — это серьезный аргумент в конкурентной борьбе с КВЗ. Во-вторых, министерство обороны согласовало предложенный «Рычагом» и Раменским проектно-конструкторским бюро (РПКБ) концепт радикальной модернизации знаменитых «Крокодилов» — вертолетов Ми-24.

Для Николая Колесова прошедший год можно назвать сверхуспешным в области пиара, к которому, с масштабами размаха Николая Александровича, удалось привлечь даже президентов России и Турции Для Николая Колесова прошедший год можно назвать сверхуспешным в области пиара, к которому — с масштабами размаха Николая Александровича — удалось привлечь даже президентов России и Турции Фото: «БИЗНЕС Online»

ПАО «КВЗ» под руководством управляющего директора Юрия Пустовгарова (8) тоже не ударило в грязь лицом перед Путиным и Эрдоганом — президенты на МАКС-2019 также осмотрели «Ансат» с салоном Aurus. Турецкий лидер поинтересовался, сколько стоит, на что получил ответ: $8 млн плюс лимузин Aurus в подарок. «Хорошо, согласен!» — ответил Эрдоган. Как заверяет Пустовгаров, на такой «Ансат» уже положили глаз несколько частных лиц и компаний… Кроме того, президенты России и Турции посидели в салоне VIP'овского варианта Ми-38. 26 февраля этот первый гражданский Ми-38 передали заказчику — «Русским вертолетным системам» (поговаривают, что данный салон предназначен для министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова), а ранее два Ми-38Т получили военные. В январе прошла информация о том, что два Ми-38 законтрактовал зарубежный заказчик. В июне «Ансат» от КВЗ впервые показали на авиасалоне в Ле-Бурже. На две такие машины подписалась Эритрея, на одну — Мексика. Российских военных они заинтересовали в медицинском варианте. Сертификат типа на «Ансат» валидировало управление гражданской авиации Китая.


Но за всеми этими прекрасными новостями тем не менее видно, что максимально прибыльная тема Ми-8 постепенно смещается к давнему конкуренту — Улан-Удэнскому авиазаводу, который завален заказами года на три вперед. «Ансаты» же, продаваемые по себестоимости, финансовой стабильности казанскому заводу не принесут, к тому же в прошлом году КВЗ недосчитался 40 планировавшихся «Ансатов» — их должна была заказать вышеупомянутая НССА.

И хорошо, что заводу, по некоторым данным, списали половину из его более чем 30-миллиардного долга. В 2018 году КВЗ реализовал 52 вертолета (36 Ми-8/17 и 16 «Ансатов») — худший результат с 2007-го, когда предприятие отчиталось о 35 машинах. В плане на 2019 год изначально было 105 вертолетов (38 Ми-8/17/172, 63 «Ансата» и 4 Ми-38), но, скорее всего, в новой отчетности нас ждут неприятные сюрпризы. Пустовгаров теряет в нашем рейтинге один пункт.

Гендиректор АО «Стелла К» Леонид Капелюшник, по данным «БИЗНЕС Online», задумал проект по производству комплексов для борьбы с беспилотниками, и опытные образцы уже изготовлены Гендиректор АО «Стелла К» Леонид Капелюшник, по данным «БИЗНЕС Online», задумал проект по производству комплексов для борьбы с беспилотниками, и опытные образцы уже изготовлены Фото: «БИЗНЕС Online»

ОПТИКИ УЧАТСЯ ДЕЛАТЬ ГАЗОВЫЕ СЧЕТЧИКИ

Гендиректор еще одного колесовского предприятия — АО «Стелла К» — Леонид Капелюшник (40), по данным «БИЗНЕС Online», задумал проект по производству комплексов для борьбы с беспилотниками, и опытные образцы уже изготовлены.

Двигается вверх близкий соратник Колесова — Вадим Максимов (19), в 2018 году возглавивший АО «КОМЗ». Полностью обновив ряд цехов (чего не делалось с 1960-х годов), он запустил современное оптическое производство. В планах — новые модели биноклей, возрождение выпуска фотообъективов. Идет разработка промышленных приборов: микроскопов, рефрактометров, зрительных труб, спектрометров, оборудования для офтальмологических кабинетов. По информации «БИЗНЕС Online», скоро КОМЗ начнет выпуск и совершенно новой для себя гражданской продукции — газовых счетчиков.

Двигается вверх близкий соратник Колесова — Вадим Максимов (слева), в 2018 году возглавивший АО «КОМЗ» Двигается вверх близкий соратник Колесова — Вадим Максимов (слева), в 2018 году возглавивший АО «КОМЗ» Фото: president.tatarstan.ru

На одну позицию вверх поднялся генеральный директор крэтовского ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» Илдус Курбиев (36). КПКБ получило сертификат разработчика авиационной техники гражданского назначения, для чего потребовалось серьезно обновить предприятие. К своей традиционной продукции — датчикам температуры — и оборотов бюро добавило многофункциональные цифровые индикаторы (система отображения информации в кабине воздушного судна). На этот год намечено получение сертификата производителя авиационной техники.

Как новое лицо в нашем топе появляется генеральный директор АО «Завод Элекон» Павел Коротченко (45) — он сменил на этом посту сына главы КРЭТ, президента «КАН Авто» Александра Колесова. 34-летний новый шеф одного из старейших татарстанских оборонных заводов пришел из автомобильного бизнеса. В 2014–2018 годах он руководил компанией «КАН Авто Эксперт».

На одну позицию вверх поднялся генеральный директор крэтовского ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» Илдус Курбиев На одну позицию вверх поднялся генеральный директор крэтовского ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» Илдус Курбиев Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом Колесов-младший не покинул нашего рейтинга, поднявшись в первую его десятку (9) как президент ООО «Инвест Пром Групп» — компании, управляющей всеми промышленными активами Колесова-старшего, а их более 20.

Заодно отметим витиеватый трудовой путь другого близкого к Колесову-старшему человека — Сергея Раковца. Еще будучи главой КОМЗа, последний примерил на себя пост гендиректора КВЗ. Затем, уйдя в 2018 году с оптико-механического, возглавил упоминавшееся выше Раменское ПКБ, после чего его прочили в исполнительные директоры АО «Гражданские самолеты Сухого», но он в итоге оказался на аналогичной должности в АО «Казанский Гипронииавиапром» (ГАП). Уверяют, что сегодня именно Раковец и заправляет всеми делами в институте. Одно время усиленно ходили слухи о том, что он сменит на посту генерального директора ГАПа Бориса Тихомирова (25), но, как полагает источник «БИЗНЕС Online», в обозримом будущем этого не произойдет. «Подпись Тихомирова ставят там, где нежелательна подпись Раковца, а Тихомирову простят все — настолько монументален», — говорит наш собеседник. Исчерпывающая характеристика нынешнего положения Тихомирова в ГАПе, который он был вынужден продать ростеховскому холдингу «Технодинамика» — одному из главных активов банкира и оборонного промышленника Виктора Григорьева. Есть две версии произошедшего с ГАПом. Первая: он не рассчитал свои силы, взявшись буквально за всю модернизацию Казанского авиазавода — филиала ПАО «Туполев» (КАЗ), а потому влез в долги. Вторая: институт специально затянули в долговую яму.

Падая в нашем топе, Тихомиров потянул за собой помощника президента РТ по авиакомплексу Равиля Зарипова (справа) Падая в нашем топе, Тихомиров потянул за собой помощника президента РТ по авиакомплексу Равиля Зарипова (справа) Фото: prav.tatarstan.ru

О КОНЯХ И ТРЕПЕТНЫХ ЛАНЯХ

Как бы то ни было, падая в нашем топе, Тихомиров потянул за собой помощника президента РТ по авиакомплексу Равиля Зарипова (20). Понятно, что у срыва срока модернизации КАЗа, которая должна была завершиться к 2020 году, немало причин, но, как утверждают наши источники, ГАП тут явно не без греха: «Кое-что напроектировали так, что сейчас построить не могут, к тому же устроили у себя клановые разборки и в результате потеряли управление». По словам наших собеседников, институт получил в аванс половину всей причитающейся по контрактам суммы, сегодня есть вопросы по тому, как деньги были использованы. По словам наших собеседников, когда решалось, кто возьмется за модернизацию КАЗа, имелось обращение Татарстана к оборонному вице-премьеру в то время Дмитрию Рогозину, что, дескать, республика в лице ГАПа все гарантирует. И тут такое… В данном контексте интересно выглядит недавняя информация о том, что Счетная палата в 2020 году проведет проверку госпрограммы вооружений и программы развития ОПК в части разработки и производства Ту-160 и его модификаций, а, как известно, в последнюю входит и модернизация КАЗа, которая затевалась прежде всего для возобновления производства этих ракетоносцев.

Тем не менее директор КАЗа — первый заместитель генерального директора ПАО «Туполев» Николай Савицких (7) двигается в нашем топе на две позиции вперед. Причин несколько. Во-первых, это подъем второго прототипа Ту-22М3М. Во-вторых, решение о переносе на аэродром КАЗа почти всех испытаний туполевской техники, что, конечно, прибавляет заводу веса. В-третьих, первый полет Ту-160М. Напомним, создание этих машин будет идти по двум линиям. Первая — доведение до данного формата уже имеющихся 10 ракетоносцев, что и проиллюстрировал поднятый в феврале самолет. Предположительно, в рамках опытно-конструкторской работы модернизируют еще два строевых ракетоносца, а далее начнется серийный процесс модернизации. Вторая линия — строительство 10 совершенно новых машин, контракт на которые подписали в 2018 году в присутствии Путина. Кстати, 13 мая 2019-го он вновь побывал на КАЗе и в беседе с рабочими сообщил, что количество заказанных самолетов может быть увеличено.

Директор КАЗа — первый заместитель генерального директора ПАО «Туполев» Николай Савицких (слева) двигается в нашем топе на две позиции вперед Директор КАЗа — первый заместитель генерального директора ПАО «Туполев» Николай Савицких (слева) двигается в нашем топе на две позиции вперед Фото: president.tatarstan.ru

Построенных с нуля Ту-160М пока нет, поэтому странно выглядит прозвучавшая в марте на коллегии минпромторга РТ информация о том, что на Казанском авиазаводе развернуто серийное производство стратегических ракетоносцев Ту-160М. За такую манипуляцию желаемым-действительным теряет очки министр промышленности и торговли РТ — вице-премьер РТ Альберт Каримов (12). Но отметим, что его выступление на коллегии было неожиданно оригинальным — с пословицами на татарском, цитатами из Ветхого Завета и даже обращениями к роликам Comedy Club. Впервые от высокопоставленного чиновника РТ прозвучала критика «излишней централизации», то есть работы управляющих компаний вертикально интегрированных структур типа «Вертолетов России» и ОАК.

Также министр посетовал, что пресса очень любит скандальные темы типа конфликтов «ОКБ им. Симонова — минобороны», «МВЕН — „Технология“ „Ростеха“», и попенял (уже руководителям упомянутых татарстанских компаний), что конфликты происходят из-за того, что они плохо понимают «корпоративную культуру у крупных организаций». «В итоге получается как у Пушкина: „В одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань…“ — констатировал чиновник. — Потом в ручном режиме мы разбираемся». Но, во-первых, да, у «трепетных ланей» есть косяки, однако, как действуют «звери» из крупных организаций, мы тоже кое-что знаем. А во-вторых, какие претензии могут быть к прессе: разве общественности кто-нибудь из официальных лиц разъяснил суть упомянутых конфликтов? Практически полная информационная закрытость Каримова тоже серьезно снижает его способность на что-то влиять и отстаивать интересы республики.

Теряет очки министр промышленности и торговли РТ — вице-премьер РТ Альберт Каримов Теряет очки министр промышленности и торговли РТ — вице-премьер РТ Альберт Каримов Фото: «БИЗНЕС Online»

К слову, о МВЕНе: прежний генеральный директор компании Виктор Ермоленко покидает наш топ — он передал бразды правления сыну Илье Ермоленко (48). Сегодня он ведет в суде битву с ростеховским ОНПП «Технология». «Дочка» госкорпорации обвинила казанцев в грубых нарушениях условий договора на строительство самолетов Т-500, мвеновцы же подали встречный иск. Жаль, что в публичном пространстве присутствуют только комментарии «Технологии», а МВЕН, видимо, боясь обострять отношения с могущественным противником, молчит и тем самым ставит себя в невыгодную позицию, ведь рассказать-то, судя по всему, есть о чем, да и отступать, по сути, некуда.

Что касается НПО «ОКБ им. Симонова», то его генеральный директор Александр Гомзин по-прежнему находится в СИЗО — его обвиняют в хищениях и злоупотреблениях полномочиями Что касается НПО «ОКБ им. Симонова», то его генеральный директор Александр Гомзин по-прежнему находится в СИЗО — его обвиняют в хищениях и злоупотреблениях полномочиями Фото: «БИЗНЕС Online»

ОТКУДА РОДОМ «ОДИССЕЙ»

Что касается НПО «ОКБ им. Симонова», то его генеральный директор Александр Гомзин (49) по-прежнему находится в СИЗО — его обвиняют в хищениях и злоупотреблениях полномочиями. Сам он заявляет в суде, что его компания стала жертвой конкурентов, желающих перераспределить финансовые потоки гособоронзаказа, и намекает на грядущие разоблачения. За это авансом мы передвигаем его строчкой выше. Тем более, по словам наших источников, есть основания полагать, что вскоре судьба Александра Владиславовича переменится в лучшую сторону.

По некоторым данным, около 40% акций бюро стало опосредованно принадлежать вышеупомянутому Григорьеву. При этом он через НК Банк владеет 48,65% акций Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которому симоновцев заставили передать тему военного беспилотного комплекса «Альтиус». Для этого в Казани создали филиал данного предприятия, который возглавляет Рамиль Ахмадеев (44). В декабре компания заключила с военными контракт на выполнение ОКР «Альтиус-РУ» по созданию «разведывательно-ударного комплекса с беспилотным летательным аппаратом большой продолжительности полета нового поколения, оснащенного комплексом средств спутниковой связи, элементами искусственного интеллекта, способного взаимодействовать с пилотируемыми летательными аппаратами». Позже в СМИ стали мелькать сообщения о том, что УЗГА завершил испытания экспериментального образца такого беспилотника, а в Вооруженных силах появится специальный отряд разведывательных «Альтиусов».

На строчку вниз в рейтинге спустился косвенно участвовавший в скандальной истории с ОКБ им. Симонова депутат ГД от Татарстана, член думского комитета по обороне Ринат Хайров На одну строчку в рейтинге спустился косвенно участвовавший в скандальной истории с ОКБ им. Симонова депутат ГД от Татарстана, член думского комитета по обороне Ринат Хайров Фото: «БИЗНЕС Online»

На одну строчку в рейтинге спустился косвенно участвовавший в скандальной истории с ОКБ им. Симонова депутат ГД от Татарстана, член думского комитета по обороне Ринат Хайров (39). Повод — его «недоработка» как лоббиста: если в 2018 году он «завел» в республику 15 млрд рублей по госпрограммам, ФЦП и т. д., то в 2019-м — только 4,5 миллиарда. Впрочем, очевидно, что главная причина — падение гособоронзаказа, но осадок, как говорится, остался…

Продолжая беспилотную тему, отметим новую фигуру в нашем рейтинге — директора ООО «Аэрокон» Владимира Малышева (32). Компания из деревни Чернышевки Высокогорского района РТ выпускает комплексы с беспилотными летательными аппаратами, реактивные мишени, ее сотрудники ездят по горячим точкам, в том числе были в Сирии, а стратегический заказчик — концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Именно за беспилотники отметим генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина. Эксперты не раз замечали, что ведущиеся автогигантом в этой области разработки — двойного назначения Именно за беспилотники отметим генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина. Эксперты не раз подчеркивали, что ведущиеся автогигантом в этой области разработки — двойного назначения Фото: tatarstan.ru

Именно за беспилотники отметим генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина (4). Эксперты не раз подчеркивали, что ведущиеся автогигантом в этой области разработки — двойного назначения. Да, формально беспилотные разработки КАМАЗа проходят не по оборонным программам, но тогда вдвойне радует, что завод запускает прошлые боевые наработки в мирное русло. Мы имеем в виду беспилотные проекты «Одиссей», «Челнок», «Аватар». То, что это осколки военных проектов, заставляет предположить доклад, сделанный на форуме «Армия-2015» представителем автогиганта. Доклад назывался «Возможные направления развития ВВТ Сухопутных войск в части подвижности и защищенности». Среди прочего была представлена «дорожная карта» по созданию и организации производства «безэкипажных» автомобилей «КАМАЗ», образцов ВВТ (вооружений и военной техники — прим. ред.) на их базе с дистанционным и автономным управлением. В соответствии с презентацией, к 2020 году должен был быть завершен ряд беспилотных ОКР с выходом на межведомственную комиссию.

По всей видимости, продолжать военную ипостась программы, как и другие военные проекты КАМАЗа, будет его бывшая «дочка» — АО «Ремдизель» — во главе с Фаизом Хафизовым (16). Новости от предприятия валят словно из рога изобилия. Например, минобороны приняло решение о вооружении горных разведчиков бронированными автомобилями «Тайфун К53949»; «Тайфун К4386» начнет поступать на вооружение ВДВ в 2020-м. Начались и экспортные поставки, скажем, партию К-53949 получил Узбекистан. Хафизов из года в год поднимается в нашем рейтинге. Ходят разговоры о грядущем выходе 70-летнего генерала на пенсию, но влиятельность его преемника мы оценим через год.

Как полагают эксперты, в серийное производство переданы боестойкие колеса для защищенных «КАМАЗов» и «Уралов» — и это настоящий прорыв для отрасли, потому на одну ступеньку в нашем рейтинге поднимается и. о. исполнительного директора НТЦ «Кама» (входит в шинный комплекс «Татнефти») Марат Хафизов (28).

Продолжать военную ипостась программы, как и другие военные проекты КАМАЗа, будет его бывшая дочка — АО «Ремдизель» во главе с Фаизом Хафизовым (справа) Продолжать военную ипостась программы, как и другие военные проекты КАМАЗа, будет его бывшая «дочка» — АО «Ремдизель» — во главе с Фаизом Хафизовым (справа) Фото: tatarstan.ru

военная химия: минус пороховой завод и падение ректора КНИТУ-КХТИ

Хорошо представленные в Татарстане разработка и производство боеприпасов все еще переваривают новость от минпромторга РФ о том, что на ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» свернут опасные производства (их перенесут на другие профильные предприятия России) и впредь он будет выполнять только гражданские проекты — например, запустит линию по производству искусственной кожи. Проект переезда должен быть готов уже в этом году, а реализовать его планируется к 2027-му. Впрочем, если вспомнить о том, как смехотворно закончилась затея с предложением перебазировать Казанский пороховой в Кизнер, на площади бывшего предприятия по уничтожению химического оружия (выяснилось, что объект под данные задачи не подходит, хотя эксперты предупреждали о таком изначально), нельзя исключать, что и в этом случае дело закончится пшиком. Подобные мысли сильны в среде казанских ОПК-директоров, но от руководства самого ФКП нет никаких комментариев. Поэтому гендиректора Александра Лившица (35) мы смещаем на строчку вниз, ибо одно дело — быть шефом завода с 230-летней историей, а другое — выпускать искусственную кожу.

Но тем большая ответственность за сохранение местных традиций пороходелия ложится на директора головной научной организации отрасли ФКП «ГосНИИХП» Розу Гатину (34), а потому она поднимается в топе на два пункта. И, как говорят, даже если казанский пороховой закроют, главный поставщик кадров для него — факультет энергонасыщенных материалов и изделий КНИТУ-КХТИ — без работы не останется: он готовит специалистов для боеприпасной отрасли всей России. Тем не менее ректора Сергея Юшко (47) мы вынуждены переместить заметно ниже: до 17 июня он будет под домашним арестом — в отношении него заведено уголовное дело о мошенничестве с якобы фиктивным руководством факультетом информационных технологий. На серьезность намерений его оппонентов намекает тот факт, что Юшко стал первым за долгое время высокопоставленным обвиняемым в РТ, кадры задержания которого показали общественности.

Александра Лившица мы смещаем на строчку вниз, ибо одно дело быть шефом завода с 230-летней историей, и другое — выпускать искусственную кожу Александра Лившица мы смещаем на строчку вниз, ибо одно дело — быть шефом завода с 230-летней историей, и другое — выпускать искусственную кожу Фото: «БИЗНЕС Online»

Коллега Юшко по вузовской оборонке, ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов (31), напротив, занял позицию строчкой выше: университет получил серьезные заказы от УЗГА по беспилотной теме, от «Вертолетов России» — по Ка-226Т для Индии, от НПО «Сатурн» — по лопаткам для двигателей ПД-14 и ПД-35. Плюс учтем настойчивость ректора, с какой он продвигает идею создания музейного комплекса Ту-144, необходимого для воспитания авиационных инженеров, даже Путина подключил и сумел обосновать бюджет проекта в 224 млн рублей.

Но возвратимся к боеприпасам. Производитель взрывателей — ФКП «Казанский завод точного машиностроения» — в этом году вдвое увеличит объем производства. По данным «БИЗНЕС Online», все серьезнее раскручивается созданный на базе его конструкторского подразделения научно-исследовательский центр, поэтому гендиректор Артур Хисамеев (11) поднимается на две строчки в нашем рейтинге.


Любопытно, что отныне и в этом сегменте оборонки РТ чувствуется влияние вышеупомянутого банкира Григорьева. Ростеховский концерн «Техмаш», в который входит ПО «Завод им. Серго» под началом Радика Хасанова (3), передан в управление григорьевскому холдингу «Технодинамика» — им руководит челнинец и бывший сподвижник Колесова-старшего Игорь Насенков. Утверждают, что переподчинение связано с непростым экономическим положением «Техмаша»… Оборонными новостями ПОЗиС за прошедший год не отметился, зато громко заявил о себе в пандемию коронавируса: спрос на бактерицидные облучатели-рециркуляторы такой, что предприятие не может их столько сделать. Повышенная популярность сегодня и у зеленодольских медицинских холодильников.

Альберт Гильмутдинов (слева) поднялся строчкой выше (на фото с Радиком Хасановым) Альберт Гильмутдинов (слева) поднялся строчкой выше (на фото с Радиком Хасановым) Фото: «БИЗНЕС Online»

Из татарстанских оборонных предприятий по «коронавирусной» популярности с ПОЗиСом сегодня может сравниться разве что АО «Казанский химический НИИ» под руководством врио генерального директора Дмитрия Краева (38). Оно выпускает защитные костюмы для работников разного рода экстремальных отраслей, в том числе для военных. Сегодня повышенным спросом пользуется так называемый противовирусный комбинезон.

И закрывает наш рейтинг еще одна новая для него фигура — генеральный директор АО «КЗСК» Алексей Контуров. Ранее он не входил в список из-за банкротства завода и уголовного преследования владелицы предприятия Евгении Даутовой, но в сентябре минпромторг РТ подписал договор о восстановлении производства КЗСК в условиях банкротства. Спасителем выступает подмосковный холдинг «Промышленные технологии». Пока что речь идет о возобновлении стратегического производства: КЗСК — поставщик тиокола едва ли не для всех оборонных предприятий России.

P. S. Осознавая субъективность этого рейтинга, мы предлагаем читателям высказать свои замечания и обязательно учтем их в следующей редакции табели о рангах генералов ВПК Татарстана.