Татарстанские речники, невзирая ни на что, намерены открыть навигацию в традиционное время — 1 мая, хотя и предполагают, что пассажиров первое время будет немного, а полюбившиеся многим экскурсионные рейсы на скоростных судах до Болгара и Свияжска пока запускать не будут. В лучшем случае только 1 июня увидим и круизные четырехпалубники. Зато по Казанке обещают пустить первое в России судно на сжиженном природном газе. С перспективами водных прогулок сезона знакомился «БИЗНЕС Online».
Пригородных пассажиров будут обслуживать 8 теплоходов типа «Ом» и «Москва», еще один оставят в резерве. Судам по 40–60 лет
НА ЧЕМ ПОЙДеМ ПО РЕКЕ
Пригородных пассажиров будут обслуживать 8 теплоходов типа «Ом» и «Москва», еще один оставят в резерве. Судам по 40–60 лет, но, как заверил «БИЗНЕС Online» исполнительный директор АО «Судоходная компания „Татфлот“» Марс Хамидуллин, они в прекрасном состоянии (тем, кто интересуется прошлым и нынешним татарстанского флота, любопытная техническая информация — здесь)
Если командным составом суда укомплектованы полностью, то мотористов и матросов набирают с большим трудом. «Очень большой дефицит, — объясняет исполнительный директор. — Если в 80-е годы Казанский речной техникум выпускал по 25 судоводителей, механиков, диспетчеров, то сегодня весь поток — около 40 человек на всю Волгу (почти все аналогичные учебные заведения позакрывались либо сильно сократили выпуск и количество специальностей), при этом только 7% из них идет на флот».
Наряду с флотом, почтенного возраста и 9 из 14 дебаркадеров. Это своего рода архитектурная достопримечательность Волги, и сохранение аутентичности этих сооружений — предмет особой заботы. «Их понтоны сделаны из бетона и до сих пор никакой водотечности!» — восхищается Хамидуллин. Но вот дачники все же высказывают пожелания, чтобы эти дебаркадеры отремонтировали капитально. «А то нам всё говорят, что это культурное наследие и ремонтировать надо вдумчиво, поэтому, видимо, воз и ныне там», — посетовал в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель Верхне-Услонского отделения союза садоводов Татарстана Павел Бойко.
Пригородные маршруты остались такими же, как в 2019 году
КУДА МОЖНО БУДЕТ ДОБРАТЬСЯ
Пригородные маршруты остались такими же, как в 2019 году.
Вверх по Волге: Казань — Верхний Услон — Печищи — Казань — Верхний Услон — Печищи — Набережные Моркваши — Пустые Моркваши — Дачная — Рудник — Свияжск; Казань — Студенец — Садовая.
Вниз: Казань — Студенец — Садовая — Нижний Услон — Ключищи — Матюшино — Ташевка; Казань — Студенец — Садовая — Нижний Услон — Ключищи — Матюшино — Ташевка — Гребени — Шеланга — Кзыл Байрак.
Но с 1 мая запустят только тестовые направления: Казань — Верхний Услон; Казань — Верхний Услон — Печищи; Казань — Студенец — Садовая — Нижний Услон — Ключищи — Матюшино — Ташевка. «Посмотрим, какой будет пассажиропоток: если люди все-таки будут перемещаться, то сразу откроем все остальное», — говорит Хамидуллин. Не будет пока и стандартной частоты рейсов — их оставили только три в сутки (обычно — 6–7), увеличение пойдет по мере раскатки.
Из речного порта Чистополя можно будет добраться до Красного Яра.
Полной загрузки теплоходов не ожидается, как и в предыдущие годы. В будни 150-местное судно везет 15–20 человек, и только по пятницам и воскресеньям доходит до 100
«КАК ПРИ СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ»
Полной загрузки теплоходов не ожидается, как и в предыдущие годы. В будни 150-местное судно везет 15–20 человек, и только по пятницам и воскресеньям доходит до 100. В целом загрузка по сезону — 60%.
В 2017 году «Татфлот» перевез 380 тыс. пассажиров, в 2018-м — 427 тысяч. В 2019-м ожидался рост потока, но дело испортили рекордное обмеление Волги и, соответственно, сокращенная навигация, поэтому обслужили только 362 тыс. человек. «А сегодня вон что творится, поэтому прогнозируем, что первое время пассажиропоток будет очень слабый», — говорит Хамидуллин. А Бойко не сомневается, что у садоводов маршруты будут однозначно востребованы.
По пандемическим причинам, экипаж особо тщательно проконтролирует размещение пассажиров — чтобы расстояние между ними было не менее 1 метра. Будут на борту и дезинфицирующие средства. Температуру замерят еще у касс и проверят, есть ли маска и перчатки — это обязательное условие для попадания на борт. И, увы, в этом году на 9 мая отменен бесплатный проезд ветеранам войны и труженикам тыла — соответствующее указание пришло от главного управления водного транспорта. Причина — все тот же коронавирус.
Цена билетов остается на уровне прошлого года — от 81 до 139 рублей. Напомним, что пригородные перевозки — дотационный проект: каждую навигацию Татарстан выделяет на это 86 млн рублей. Как подчеркивает Хамидуллин, республика единственная на Волге сохранила местные речные линии: «Коллеги из других регионов удивляются — говорят, что у нас как при Советском Союзе».
Людей все больше привлекают речные прогулки, и, если лето хорошее по погоде, экскурсионные перевозки себя окупают
КРЫЛАТЫЙ ФЛОТ ДОВЕЗЕТ ДО СВИЯЖСКА И БОЛГАРА
На экскурсионных направлениях (Болгар, Свияжск) задействуют четыре судна на подводных крыльях (СПК): три «Метеора» и один «Восход». Этот флот относительно свежий: самое возрастное судно — 1987 года выпуска, самое новое — 2010-го. Но, в отличие от прошлых лет, «Татфлот» пока не получил экскурсионного разрешения — власти ждут прояснения ситуации с пандемией коронавируса.
В отличие от пригородных сообщений, загрузка здесь полная. По словам Хамидуллина, людей все больше привлекают речные прогулки, и, если лето хорошее по погоде, экскурсионные перевозки себя окупают. В 2018 году на этих направлениях перевезли 110 тыс. пассажиров, в 2019-м — 80 тыс. (тоже сыграло обмеление Волги). «Какой поток будет в этом году, боимся предугадывать», — говорит Хамидуллин.
Непонятная ситуация и с круизным флотом, на портовом обслуживании которого зарабатывает «Татфлот». «Раньше в это время мы уже знали расписание всех четырехпалубных теплоходов, а сегодня есть только заявки на комплексное обслуживание на всю навигацию, а конкретики нет, — говорит Хамидуллин. — По последней информации, круизы начнутся не ранее 1 июня». В 2018 году «Татфлот» обслужил 199 тыс. круизных пассажиров, в 2019-м — 186 тысяч.
Отметим, что, например, компания «ВодоходЪ» анонсировала старт сезона с 1 июня. Ранее сообщалось, что в апреле – мае она отменила, скажем, такие круизы, как Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Городец — Ярославль — Углич — Москва на теплоходе «Феликс Дзержинский» или Санкт-Петербург — Лодейное Поле — Свирьстрой — Вытегра — Ирма — Череповец — Кострома — Городец — Нижний Новгород — Казань — Чистополь — Сарапул — Чайковский — Елабуга — Пермь — Свияжск — Нижний Новгород — Городец — Ярославль — Горицы — Кижи — Мандроги — Санкт-Петербург на теплоходе «Виссарион Белинский».
«Мы сдвинули начало круизного сезона с апреля на июнь, а потому продлили сезон навигации до глубокой осени, — рассказал „БИЗНЕС Online“ заместитель генерального директора по развитию круизной компании „ВодоходЪ“ Илья Суховольский. — А если путешественник уже купил круиз на апрель или май, переносим его на любой другой месяц 2020 и 2021 года без увеличения стоимости». По его словам, у компании довольно много клиентов из Казани, а один из теплоходов — «Александр Суворов» — работает непосредственно из столицы РТ. Он подчеркнул, что в эту навигацию из города будут рейсы и на новом премиальном теплоходе «Мустай Карим».
30 августа между «Ак Барс Банк Ареной» и Свияжском начнет ходить прогулочная «Чайка»
ПРОЙТИ ПОД МОСТАМИ
Изюминкой этой навигации может стать запуск пассажирской навигации на Казанке. По словам Хамидуллина, летом «Татфлот» должен получить от Зеленодольского завода им. Горького прогулочное судно «Чайка», работающее на сжиженном природном газе. На верфи уже начали швартовые испытания, а судоходная компания подготовила экипаж. Попутно «Газпром Трансгаз» строит в районе Победилово соответствующую заправку.
Предположительно, 30 августа откроют новый маршрут — от «Ак Барс Банк Арены» (ранее «Казань Арена») до Свияжска (время в пути — 1,5 часа). «То есть пока это будет чисто экскурсионное направление, но нам оно интересно, в том числе как реклама — что в дальнейшем из Ново-Савиновского района Казани можно будет добраться не только до Свияжска, но и до дач в Верхнем Услоне, — говорит Хамидуллин. — Потихоньку будем запускать „Чайку“ на местные линии. Нам неинтересно ходить на этом не самом дешевом судне только один раз в день: в зависимости от увеличения пассажиропотока будем стараться, чтобы оно было задействовано постоянно». Стоимость билетов на инновационное судно станет известна в середине лета.
Если поездки от центра Казани будут популярными, «Чаек» станет больше: другие, например, уже имеющиеся теплоходы для этих рейсов не годятся — по высоте не пройдут под мостами. Как сообщил Хамидуллин, на Казанке планируется оборудовать еще три пристани — под парком им. Горького, возле цирка и у «Чаши».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.