Чистая прибыль головной «Татнефти» по РСБУ в прошлом году упала на 19% до 156 млрд рублей, следует из бухгалтерского отчета акционерного общества по стандартам РСБУ

ПРОДАЖИ НЕФТИ СНИЖАЛИСЬ, А НЕФТЕ- И ГАЗОПРОДУКТОВ — РОСЛИ

На днях свои отчеты за прошлый год выпустили ПАО «Татнефть» и одноименная группа компаний. Аналитики «БИЗНЕС Online» изучили оба документа и выбрали из них самое интересное и показательное.

Чистая прибыль головной «Татнефти» по РСБУ в прошлом году упала на 19% до 156 млрд рублей, следует из бухгалтерского отчета акционерного общества по стандартам РСБУ. Не помогло даже то, что выручка компании выросла на 4,3% до 827 млрд рублей в 2019 году. При этом главные составляющие дохода двигались не в унисон. Если сумма от продажи собственной нефти снизилась на 10,4 млрд до 450,2 млрд рублей, то реализация своих нефте- и газопродуктов увеличилась на 47,6 млрд до 342,5 млрд рублей. Отметим, что «Татнефть» стабильно наращивает переработку сырья в первую очередь на комплексе заводов «ТАНЕКО». Так, в августе 2019 года была запущена установка мощностью 6 млн тонн, общая мощность комплекса увеличилась до 15,3 млн тонн. На новой установке должны вырабатываться  углеводородный газ, прямогонная бензиновая фракция, керосиновая и дизельная фракции, вакуумный газойль, гудрон. 

Для сравнения: согласно отчету группы «Татнефть» по МСФО, выручка ГК от небанковской деятельности увеличилась на 2,4%, или 21,8 млрд, до 932,3 млрд рублей.

Также из отчетности группы следует, что поступления от реализации нефти на внутреннем рынке выросли на 7,7 млрд (5%) до 175,4 млрд, а от реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке — на 41,6 млрд (23%) до 225,1 млрд рублей. Похоже, дефицит дизтоплива и бензина России не грозит. Автолюбители, конечно, могут жаловаться, что бензин только дорожает, но это отдельный вопрос — сколько там реально сидит прибыли нефтяников, а сколько акциза и прочих налоговых «удочек».

В то же время нефтехимический комплекс показал спад продаж внутри РФ на 4 млрд до 29,3 млрд рублей, что выглядит логично на фоне сокращения спроса на новые легковые и легкие коммерческие авто на 2,3% и на грузовики — на 2%. Однако шинному комплексу «Татнефти» удалось увеличить выручку от экспорта в страны СНГ на 1 млрд (почти 10%) до 11,5 млрд рублей. Весьма вероятно, что показатели нефтехимического комплекса были лучше, если бы не возникли сложности с давним поставщиком каучуков — ПАО «Нижнекамскнефтехим», входящим в группу «ТАИФ». Утомившись от его ценового диктата, компания просто купила заводы «СИБУРа» в Тольятти; согласно отчету, цена сделки составила 11,3 млрд рублей.

Составители отчета по МСФО также раскрыли, сколько прибыли принес каждый сегмент группы. Так, добыча заработала 241,9 млрд рублей — на 25,4 млрд меньше, чем в 2018 году. Напротив, переработка принесла 59,4 млрд рублей — на 25,5 млрд больше, чем годом ранее; показатели сбалансировали друг друга.

Стоит сказать несколько слов по конъюнктуре, сложившейся в прошлом году на рынках. Средняя цена нефти сорта Urals снизилась на 9,2% — с  $70 до $63,6 за баррель. Средний курс доллара США вырос на 2 рубля (3,2%) до 64,7 рубля. В результате по итогам 2019 года средняя рублевая цена барреля нефти снизилась на 6,2% до 4 115 рублей за «бочку». И все-таки в натуральных показателях добыча головной компании увеличилась на 276 тыс. т (0,9%) до почти 29,5 млн тонн. И, чтобы не вставать два раза, добавим, что по группе компаний добыча выросла почти идентично — на 264 тыс. т (0,9%) до 29,8 млн тонн.

Кстати, многих наших читателей интересует, почему отечественные компании используют для расчета показателей цену нефти Brent, а не «патриотичного» Urals? «Котировки нефти марки Brent отражены в разделе „Условия ведения хозяйственной деятельности в РФ“. Эффект того, как влияют изменения котировок на выручку, при этом не раскрывается. Цель заключается в том, чтобы показать снижение цен на нефть на рынке. Brent является так называемой эталонной маркой нефти, от цены которой рассчитываются цены других сортов, включая Urals. Поскольку для нефтяного рынка важна глобальная конъюнктура, а не региональная, по нашему мнению, использование эталонной марки Brent для описания макроусловий деятельности компании является наиболее правильным», — парировала пресс-служба «Татнефти».

Реализация своих нефте- и газопродуктов увеличилась на 47,6 млрд до 342,5 млрд рублей. Отметим, что «Татнефть» стабильно наращивает переработку сырья в первую очередь на комплексе заводов «ТАНЕКО»

сколько придется урезать «татнефти»?

Сколько же должна стоить нефть, чтобы российские нефтяники продавали ее с прибылью для себя? «Давайте прикинем. Операционные затраты на добычу нефти у российских нефтяных компаний составляют, согласно их отчетам за прошлый год, 3–4 долларов на баррель добытой нефти. Капитальные затраты — еще 5–6 долларов на баррель. С учетом падения курса рубля можно снизить эту оценку примерно на 20 процентов. Транспортировка нефти на экспорт обойдется еще в среднем около 4 долларов на баррель. Пошлины уже можно не считать, при цене нефти ниже 15 долларов за баррель они равны нулю. Налоги тоже падают практически до нуля. Получается, полная себестоимость экспортной нефти может составлять теперь порядка 10,5–14 долларов за баррель (еще в четвертом квартале прошлого года, по данным Росстата, она составляла около 30 долларов за баррель)», — подсчитал аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

Получается, при цене нефти марки Urals около $10 за баррель ее экспорт становится убыточным для российских компаний. По словам Калачева, продажа сырой нефти на экспорт приносила около 30% небанковской выручки группы «Татнефть». «Сохранение низких цен на длительный период может снизить выручку компании на 15–20 процентов, и прибыль — на 60–80 процентов», — делает вывод аналитик.

Первый квартал 2020-го, возможно, станет единственным отрезком в текущем году, когда нефтяные котировки вписались в долгосрочные прогнозы правительства и компаний. Средняя цена нефти Urals в январе – марте, по данным минфина РФ, составила $48,2 за баррель. Однако уже 30 марта стоимость Urals рухнула до $13 за баррель — минимума с марта 1999 года. Более того, ценовые формулы на Urals в конце марта стали отрицательными, сообщало агентство Argus Media. То есть в течение двух дней 30–31 марта расходы на доставку нефти из Западной Сибири до портов экспортная пошлина и другие затраты превысили среднюю стоимость Urals в портах Европы. В частности, котировка Argus fip Западная Сибирь 30 марта равнялась минус 1 007 рублей за тонну, а 31 марта — минус 1,2 тыс. рублей за тонну. «Поставщики беспокоятся, что продолжительный период низких цен будет способствовать нулевой или даже отрицательной доходности продаж нефти в России», — отметило агентство. А его вице-президент Argus Виктор Парно пояснил: экспорт станет невыгодным, если такая ситуация сохранится в течение месяца. По его расчетам, российские компании выходят в ноль, экспортируя нефть при цене Urals в $15−16 за баррель при текущем курсе валют.

Впрочем, за две недели успели вырасти котировки всех марок нефти, и даже дисконт Urals к Brent, доходивший в конце марта до $10 за баррель, вернулся в привычный коридор $2,5–3. Так, вчера к 18:00 мск фьючерсы на Brent торговались чуть выше $31 за бочку, а баррель Urals оценивался почти в $29. Свое веское слово сказала новая сделка ОПЕК+, заключенная в минувший уик-энд. Впрочем, нефтяные цены теперь могут обрести устойчивость и развернуться в сторону роста (что далеко не факт, слишком уж непредсказуем фактор коронавируса), а российские нефтяники столкнулись с другой серьезнейшей, если не сказать чудовищной, проблемой. Ведь теперь им нужно сократить добычу суммарно на 1,8 млн баррелей в сутки (формально по соглашению — на 2,5 млн, но в реальности получается меньше). Напомним, 6 марта министр энергетики России Александр Новак отказался подписывать соглашение о сокращении добычи Россией всего лишь на 300 тыс. баррелей. Глава «Роснефти» Игорь Сечин и его окружение, ратовавшие за такое решение, не скрывали радости: мол, наконец-то мы прижмем американских сланцевиков, да и саудитам указали на их место. Но вышло с точности до наоборот. Катастрофический обвал котировок в марте заставил российскую делегацию униженно вернуться за стол переговоров и безропотно подписать капитуляцию.

России никогда прежде не доводилось сокращать такие объемы нефти, поэтому пока никто точно не знает, как это осуществить технически, считает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов НИУ ВШЭ Марсель Салихов. Для России это в принципе сложно, так как большое количество месторождений и сама система добычи не предполагает резких изменений, говорит эксперт. «Основной риск в том, что если вы закрываете какие-то скважины, то потом вернуть их в эксплуатацию будет очень сложно, и часть добычи можно потерять навсегда», — отмечает эксперт. А партнер информационно-консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин говорит: «Если мы убьем 23 процента добычи, восстановить полностью эти потери уже никогда не удастся». Зато саудиты «в шоколаде» — их скважины с более легкой нефтью проще и закрыть, кроме того сокращение добычи в Саудовской Аравии в реальности будет меньше, чем у России, и в засадном полку у нее стоят супертанкеры, доверху залитые нефтью. Кстати, не факт, что саудиты при этом не продолжат демпинговать в Европе (никто этого не обещал), отнимая у российских поставщиков многолетних клиентов. В общем, такого фиаско в постсоветские времена еще не было.

Первый квартал 2020-го, возможно, станет единственным отрезком в текущем году, когда нефтяные котировки вписались в долгосрочные прогнозы правительства и компаний

«ТАТНЕФТЬ» КУПИЛА 75 АЗС, УРЕЗАЛА РЕКЛАМУ И СОЗДАЛА ОБОСОБЛЕННЫЙ ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ

Но вернемся к отчетности «Татнефти». Рост ее добычи явно не компенсировал снижение средней рублевой цены черного золота, и обороты нефтянки Наиля Маганова разгоняли за счет переработки. Скажем больше, поступления от реализации внутри России выросли на 62 млрд (19%) до 396,7 млрд рублей. Подобная опора на внутренний рынок и увеличение переработки становится еще актуальнее в период низких нефтяных цен первого квартала 2020 года.

В стратегию усиления на внутреннем рынке вписывается покупка компании «Несте Санкт-Петербург» (переименована в «Татнефть-АЗС-Северо-Запад»), которая владеет 75 автозаправочными станциями (АЗС). Согласно отчету, цена сделки составила 9,1 млрд рублей.

В целом же результат от производственной деятельности укрепился: валовая прибыль выросла на 1,8 млрд (0,6%) до 321,3 млрд рублей.

Выходит, что потери «Татнефть» понесла на прочих направлениях. Правда, коммерческие расходы чисто символически снизились до 46,1 млрд рублей. Зато транспортные расходы выросли на 573 млн до 37,1 млрд рублей, комиссионные вознаграждения — на 403 млн до 1,7 млрд рублей и оплата за компаундирование (смешивание) увеличились на 165 млн до 2,6 млрд рублей. А вот оптимизировала компания расходы на рекламу, которые похудели на четверть, или на 1,3 млрд, до 3,75 млрд «деревянных».

Управленческие издержки «Татнефти» также подскочили на 23%, или 1,9 млрд, до 9,9 млрд рублей. К сожалению, в отчете не раскрыты все составляющие данной статьи затрат, но есть статистика по расходам на основной управленческий персонал. Так, краткосрочные вознаграждения (включая зарплату) управленцев сократились на 41 млн до 957 млн, долгосрочные вознаграждения — на 59,4 млн до 31,8 млн рублей. Где же «зашиты» управленческие издержки? «Самое простое объяснение, которое дает сама компания, — изменение учетной политики на 2019 год. На странице 46 отчета сообщается, что по новым правилам „в состав управленческих расходов включены затраты на содержание специализированных центров, оказывающих услуги, необходимые для управления обществом“. Что бы это ни значило», — указал на возможную причину резкого роста  расходов Калачев.

Необходимое пояснение «БИЗНЕС Online» получил, обратившись в компанию. «Рост обусловлен преимущественно следующими причинами: созданием обособленного центра обслуживания и централизацией сервисных функций ПАО „Татнефть“, изменением методологии отражения затрат в составе управленческих расходов; а также увеличением расходов в части информационных, юридических консультационных услуг по сопровождению деятельности предприятия», — сообщили нам в пресс-службе компании.

На выходе операционная прибыль головного ПАО от основной деятельности составила 265,1 млрд рублей, что соответствует результату 2018 года.

Поступления от реализации внутри России выросли на 62 млрд (19%) до 396,7 млрд рублей. Подобная опора на внутренний рынок и увеличение переработки становится еще актуальнее в период низких нефтяных цен

ЛИВИЙСКИЕ АКТИВЫ ПОТРЕБОВАЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ

Но были и заметные подвижки, которые в отчетном году прошли по прочим статьям. Здесь доходы по РСБУ подросли на 1,5 млрд до 60,1 млрд рублей, а вот расходы прибавили 44,1 млрд до 124,8 млрд рублей. Самая крупная расходная статья — это «Продажа прочих активов»: расходы по ней составляют 54,7 млрд, но они покрыты доходами от таких сделок на 56 млрд рублей.

В тоже время самые большие суммы, не перекрытые доходами, были направлены компанией на создание резервов. Прежде всего речь идет о 15,2 млрд рублей, зарезервированных под обесценение активов за пределами Татарстана (в том числе в Ливии) активов, связанных с геологоразведкой.  На резервы по сомнительным долгам было выделено 14,9 млрд рублей, из них 7,3 млрд по задолженности дочерних и зависимых обществ, ведущих разведку нефти и газа за пределами РТ.

Далее переоценка финансовых вложений и, опять же, резерв под их обесценение вытянули на себя еще 11,2 млрд рублей, из них 7,1 млрд отведено на займы дочерним обществам, ведущих зарубежную геологоразведку.

Итого на возможные потери по активам и займам компаниям за пределами республики «Татнефть» приготовила 29,6 млрд рублей (15,2+7,3+7,1).

В отчетности МСФО убыток от обесценения и выбытия нефинансовых активов составил 30,9 млрд рублей — на 25 млрд рублей больше, чем в 2018 году. В отчете отмечается, что группа признала обесценение активов по разведке и оценке, причем не тех, что лежат за семью морями. Обесценение связано в основном с месторождениями в Ненецком автономном округе и Республике Калмыкия, сумма — 19,1 млрд рублей, в том числе 12,9 млрд рублей в прошлом году. Уценку группа объясняет неблагоприятными условиями на нефтяном рынке. Что тогда говорить про условия в первом квартале 2020-го и, вероятно, следующих месяцев тоже?

Пока что «Татнефть» не ощутила снижения спроса на свое сырье и нефтепродукты из-за мер, принимаемых в рамках борьбы с коронавирусом, но ждет ухудшения ситуации в дальнейшем

компания СНЯЛа ДЕНЬГИ С КОРОТКИХ ДЕПОЗИТОВ

Процентные доходы компании упали на 3,8 млрд до 1,2 млрд рублей, что компенсировалось ростом — на 1,8 млрд до 4,8 млрд рублей — поступлений от участия в других организациях. Для снижения процентных поступлений есть основания: объем краткосрочных депозитов «Татнефти» сократился с 27,2 млрд рублей до ноля. В частности, были погашены 7 млрд в Промсвязьбанке, 5 млрд в Россельхозбанке и 3,1 млрд рублей в Московском кредитном банке.

«Закрытие указанных депозитов обусловлено сроком их возврата и необходимостью финансирования текущей деятельности и инвестиций. В течение 2019 года 103,9 млрд рублей инвестиций было направлено на продолжение строительства комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов, приобретение предприятий по производству каучука, развитие сырьевой базы и рознично-сбытовой сети и другое», — пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Татнефти».

При этом у компании остались долгосрочные депозиты: 1,1 млрд — в подконтрольном ПАО «Банк Зенит» и 300 млн — в КБЭР «Банк Казани».

В сухом остатке чистая прибыль, которую рассчитывают разделить акционеры в текущем году (именно от показателя по РСБУ и вычисляется объем дивидендов) снизилась в 2019 году на 19% до 156 млрд рублей с рекордных 192,8 млрд рублей. Напомним, что правительство Татарстана, в первую очередь через госхолдинг «Связьинвестнефтехим», владеет 36% акций компании и имеет право на соответствующую долю при выплате дивидендов, за счет которых формируются специальные фонды развития, в том числе подушка безопасности республики. Кстати, желающие получать дивиденды компании в будущем могут воспользоваться текущим падением стоимости акций «Татнефти» с максимальных 840 рублей до 375 рублей. Конечно, тут не обойдется без риска, но и выигрыш может быть солидным.

Как раз в минувшую пятницу компания провела телеконференцию для аналитиков, посвященную результатам за четвертый квартал 2019 года. Инвесторов, конечно, больше всего интересовали дивиденды. Оказалось, что совет директоров рассмотрит несколько вариантов, в том числе сохранение дивидендов на уровне предыдущего. Напомним, что по итогам 2018-го компания выплатила 85 рублей на акцию, а промежуточные дивиденды за три квартала 2019-го составили 64,5 рубля — и в данном варианте нефтяникам остается заплатить еще 20,5 рубля на бумагу. Однако группа рассматривает и другие сценарии, в одном из которых дивиденды впервые за последние годы будут снижены с учетом ситуации на рынке. Свою рекомендацию акционерам совет директоров должен утвердить в апреле.

Другая информация, которую озвучил помощник гендиректора по корпоративным финансам Василий Мозговой, касалась инвестиций самой «Татнефти». По предварительным оценкам, капитальные затраты компании в 2020 году должны составить 121,5 млрд рублей. Но теперь нефтяники заявляют, что могут «урезать осетра» с учетом макроэкономической обстановки. В любом случае неприкосновенными останутся 59 млрд рублей на поддержание и увеличение добычи нефти в РТ и переработки на ТАНЕКО, а пойти под нож могут вложения, которые не являются критически важными. Пока что «Татнефть» не ощутила снижения спроса на свое сырье и нефтепродукты из-за мер, принимаемых в рамках борьбы с коронавирусом, но ждет ухудшения ситуации в дальнейшем.

Что касается одной из главных проблем мирового рынка нефти, то татарстанская компания сообщила, что ГК обеспечена мощностями для хранения нефти, но возможность переполнения хранилищ существует с учетом прогнозируемого падения спроса на углеводородное сырье.

Мы же резюмируем: ключевым фактором улучшения показателей стал рост переработки и реализации на внутреннем рынке, а причиной снижения чистой прибыли было создание резервов под обесценение активов за пределами Татарстана.