ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС ONLINE ОПАСАЮТСЯ, ЧТО РЕВОЛЮЦИОННАЯ ИНИЦИАТИВА ПРЕЗИДЕНТА ПО СПАСЕНИЮ ОБЛИКА ЦЕНТРА МОЖЕТ УТОНУТЬ В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ВОЛОКИТЕ

Рустам Минниханов дал распоряжение минстрою остановить строительство зданий в историческом центре столицы и досконально проверить их проекты. Такой была реакция президента на увиденное им в ходе очередной, уже третьей по счету субботней экскурсии по центру города с блоггером Олесей Балтусовой. Эксперты БИЗНЕС Online высказали противоречивые точки зрения на последствия вынужденного решения президента: они не исключают, что в результате произойдет рост цен на недвижимость в центр, а инвесторам станет еще сложнее согласовывать свои проекты

ГРОМ СРЕДИ ЯСНОГО НЕБА

Похоже, что Рустам Минниханов включил экскурсии по центру столицы РТ в своей рабочий план в выходные дни так же как, например, традиционное совещание по вводу жилья. Во всяком случае, в минувшую субботу он, опять переодевшись в спортивный костюм и надвинув на глаза бейсболку, ранним утром (примерно около 7 утра) прошел по центру столицы в сопровождении блоггера, экскурсовода и члена совета ВООПИиК Олеси Балтусовой уже в третий раз.

VIP-экскурсия прошла по церкви Параскевы Пятницы, Богородицкому монастырю и парку Черное озеро. По этому маршруту также прошли прокурор РТ Кафиль Амиров, министр строительства Ирек Файзуллин, руководитель аппарата президента Юрий Камалтынов. Пресс-служба казанского Кремля сообщает, что глава республики дал поручение готовить новые экскурсии. Так что чиновникам, так или иначе имеющим отношение к строительству и благоустройству, предстоит услышать еще немало президентских поручений.

Но то, что Рустам Минниханов поручил в субботу главе минстроя Иреку Файзуллину, прозвучало как гром среди ясного неба: президент РТ распорядился, во-первых, немедленно остановить стройки (!) в историческом центре Казани. В-вторых, он поручил тщательно проанализировать проекты возводимых зданий. Исполкому Казани и Казгордуме, по словам Минниханова, следует в кратчайшие сроки пересмотреть нормативные документы, регламентирующие требования к строительству в историческом центре.

Событие далеко не рядовое: как правило, все строительство в этой части города ведут крупные бизнес-группы, часто близкие к власти, и очевидно, что их интересы будут существенно задеты. Но, по всей видимости, увиденное Миннихановым за последние три недели в центре столицы, произвело на президента такое глубокое впечатление, что он сейчас вынужден руководствоваться прежде всего интересами облика города, а не проблемами конкретных инвесторов. Хотя, отметим, субботнее решение наверняка заставит призадуматься и потенциальных инвесторов, которые еще только присматриваются к участкам в центре.

exkursia (2).jpg

ТАКОЙ ОПЫТ УЖЕ ЕСТЬ

Интересно, что решение, о котором объявил президент РТ, нельзя назвать абсолютно новым. С подачи перешедшего в мэрию Москвы Марата Хуснуллина, который столкнулся с валом жалоб защитников исторических памятников, новый столичный градоначальник Сергей Собянин в мае этого года тоже ввел мораторий на стройку в центре города.

Поводом послужила разборка компанией Capital Group фасада дома Кольбе в Замоскворечье. После этого Москомнаследие заявило, что все выданные ранее разрешения и согласования на полную или частичную разборку зданий, расположенных в охранных зонах или в зонах строгого регулирования застройки, аннулируются и вынуждены будут пройти повторную процедуру согласования. Правда, как только 16 июня истек срок моратория, застройщики сразу снесли флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице и дом Феоктистова.

exkursia.jpg

КАК КАФИЛЬ АМИРОВ СПАС ДОМ ДРУЖИНИНОЙ

В Казани спусковым крючком для столь кардинальных решений стала фирма «Свей» и особняк Дружининой. Решение разрубить гордиев узел накопившихся проблем исторического центра Казани, президент решил, судя по видеорепортажу, когда рядом с обгоревшим деревянным «домом Дружининой» на улице Зои Космодемьянской увидел монолитный остов многоэтажного долгостроя. Узнав, что территория уже несколько лет назад официально переведена в зону высотной застройки (а президент уже заявлял, что является ее противником), обратился к рядом стоящему прокурору Татарстана Кафилю Амирову.

«Пусть Казанская дума принимает решение и исправляет свою ошибку по зонам. А вы дайте предписание им. Так же?» - сказал Минниханов, обращаясь к прокурору. Как говорят источники БИЗНЕС Online, долгострой и дом Дружининой принадлежит фирме «Свей». Поговаривают, что этот дом пытались сжечь, но когда татарстанский прокурор, известный любитель казанской старины, пообещал лично заняться поиском поджигателей, поджоги прекратились. В итоге строящиеся рядом дома по ул. Космодемьянской находятся в замороженном виде с 2008 года.

ГРАНИЦЫ ЗОНЫ

Глава минстроя РТ Ирек Файзуллин рассказал газете «БИЗНЕС Online», что именно будет сделано в рамках новых поручений:

- Было принято решение приостановить строительство всех объектов в центре Казани, а также проанализировать ранее выданные разрешения на строительство. Анализу будут подвергнуты фасадные решения, а также этажность объектов, находящихся в стадии проектирования или получения разрешения на строительство. Сформированы границы зоны особого градостроительного регулирования, в этом отношении сегодня разрабатывается соответствующий нормативный акт. Границы включают не только исторический центр столицы республики, но и въезды в Казань и другие населенные пункты республики. Нормативный документ будет предписывать принятие совместных решений республиканским министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, министерством культуры и непосредственно муниципальным образованиям.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: БЮРОКРАТИЗМ, РОСТ ЦЕН И ДЕФИЦИТ

Безусловно, решение президента окажет серьезное влияние на строительный рынок в Казани. После введения запрета на строительство в центре Москвы, риэлторы и СМИ стали массово предсказывать, что элитное жилье в столице должно вырасти в цене на 20-30%. Но посткризисный рынок, правда, отреагировал на эти меры достаточно консервативно.

КАК ОТРЕАГИРУЕТ КАЗАНСКИЙ РЫНОК РЕШЕНИЕ МИННИХАНОВА?

«Вахитовский район, где расположена большая часть исторического центра, застраивается в основном элитным жильем и этот сегмент достаточно негибкий. Меры, предлагаемые президентом, направлены на улучшение архитектурного облика. Это усложнит жизнь строителям, отодвинет сроки сдачи некоторых объектов, усложнит процесс проектирования. Ожидаем в этой связи и «проектный» дефицит. Поэтому, не исключено, что цены на жилье здесь подрастут», - высказал мнение корреспонденту БИЗНЕС Online руководитель Центрального дома недвижимости «Валери» Валерий Абсалямов.

В беседе с корреспондентом БИЗНЕС Online гендиректор ООО «Финансово-промышленная группа «Симург» Самад Хакимов, положительно оценил идею пересмотра норм строительства, но указал одно «но». «Только бы от этой приостановки не получился обратный эффект. Все чиновники буду друг на друга кивать, бояться принять решение. В результате, хорошие проекты могут пропасть в чиновничьих согласованиях...», - делится девелопер, ведущий строительство гостиницы в центре Казани.

ЭХО СОВЕТОВ

За кадром президентской экскурсии оказался не менее злободневный вопрос о зонах охраны памятников истории и культуры. Сегодня в Казани до сих пор не принят этот документ, регулирующий застройку исторического центра столицы, и продолжает действовать документ от 1988 года.

Причем, критически об этих ограничениях высказываются не только игроки (см. ниже комментарий гендиректора стройкомпании «АС-Ком» Виктора Токарева), но и эксперты. В частности, авторитетный в Казани архитектор Сергей Саначин считает, что в современных условиях ограничение на строительство в центре не выше 9 метров считает абсурдным.

Правда, на 10-летнем юбилее Госстройнадзора РТ (это было еще в августе) мэр Казани Ильсур Метшин пообещал, что постоянно откладывающий проект охранных зон документ до конца этого года будет принят.

Комментарии

Сергей Саначин архитектор:

- В первую очередь бросается в глаза, что за всеми этими управленческими решениями по регулированию градостроительной деятельности в стороне остается муниципалитет. Действительно, еще с советских времен контроль за градостроительной деятельностью в небольших райцентрах, где не было сильных команд, осуществлял минстрой или как он назывался Госстрой ТАССР. В Казани же как в республиканской столице была сконцентрирована мощнейшая команда и все градостроительные вопросы решались на уровне исполкома. Поэтому несколько странно, что решать проблемы исторической застройки Минниханов решил руками Файзуллина, а не Метшина.

Что касается самого сочетания «зона особого градостроительного регулирования», то оно само по себе мало, что говорит. Надо понять, что под ним подразумевается. Если мы говорим, что к исполкому и минкульту в качестве контролирующего органа подключится минстрой, то это кроме усиления бюрократии ничего не даст. И так уже вопросы забюрократизированности строительной деятельности стали предметом для внимания прокурора республики.

Где-то полгода назад я принимал участие в подготовке документа об охранных зонах казанского Кремля и готовил раздел, в частности, об ограничении высотности в районе Кремля. Я предлагал внести в документ понятие особой зоны градостроительного регулирования, но это предложение было отвергнуто. Сейчас в Казани проектирует кто хочет и что хочет. Если частник заказывает, то это его деньги, и он привлекает кого, хочет к проектированию. Так вот, я предлагал разделить в рамках охранных зон три категории для проектирования. Первая зона – определенный перечень прилегающих к Кремлю улиц – должен иметь право проектировать только определенный перечень профессионалов-архитекторов. Вторая зона – прилегающая к Кремлю – проектирование проводить только на конкурсной основе, и третья зона – совсем в притык к Кремлю – проводить проектирования на основе результатов федерального и международных конкурсов.

Вообще, говоря о блоггере Олесе Балтусовой, то могу сказать, что сегодня в Казани нет работающих общественных организаций. Поэтому, когда Саначин, Токарев, Забирова, Хакимов и другие высказываются об архитектуре Казани, то они выражают точку зрения не Союза архитекторов или ВООПИиК, а свою личное. Все эти организации уже выдохлись. Казань еще не доросла до уровня обсуждения вопросов в архитектурном сообществе.

Виктор Токарев — генеральный директор ЗАО «АС-Ком»:

- Необходимо пересмотреть многое — нормы зонирования, землепользования. Пересмотреть в части этажности, плотности застройки, наличия автостоянок, обслуживающих учреждений.

Проект охранных зон у нас 1988 года и безнадежно устарел. Он регламентирует застройку в три этажа. Я с ужасом представляю, что центральная часть города будет трехэтажной, это будет провинциальный город. Ни в Европе, ни в Японии нет такого. Мы недавно были в Токио и видели в историческом центре высотные дома разной этажности, что создает интересную городскую среду. Но нужно проработать специалистам, экспертам. Высотки в центре должны быть, но надо очень грамотно продумать, где они должны появиться не в ущерб памятникам. И надо выделить отдельные зоны и кварталы, где запретить строить выше, чем есть. Вопрос не в том, что высотность убивает центр, а в том, что высотки нынешние сделаны бездарно.

Плотность, безусловно, должна увеличиться. В конце 19 века он был 2-3-этажный — совершенно провинциальный городишко, а потом стал 5-этажным, потом — 7-этажным. Все европейские города имеют в центральной высокую плотность, раз в пять больше, чем Казань.

Конечно, поздно спохватились. Мы 20 лет об этом писали, по телевидению говорили. Но исправить многое можно. Нужна хорошая работающая структура, а то, что президент лично сейчас принимает такие решения, это — аварийная ситуация. Должна быть система, на регулярной основе. И эта система есть: министерство строительства, управление архитектуры и строительства, - все есть, но не работает сама система.

И самое важное — все эти изменения должны вестись на профессиональной основе. Сейчас этого нет. По нашему анализу, 70 процентов застройки в центральной части города — ужасная архитектура, которая город отбрасывает далеко назад. Президент, мэр, при всем к ним уважении, не специалисты, они должны организовать специалистов и систему градостроительного управления наладить. Для этого надо поставить грамотных людей. И, конечно, союз архитекторов должен в корне изменить свою сегодняшнюю пассивную позицию. Я имею в виду качество сегодняшней архитектуры. Ведь нынешних архитекторов никто не заставляет делать плохо, они просто не могут сделать хорошо. А есть специалисты, которые делают хорошо, но они не задействованы, находятся вне поля зрения. Я не знаю, чтобы малые мастерские получали заказы, например, по Универсиаде, эти заказы все уходят в крупные институты, даже иногородние. Нужно использовать хороший профессиональный потенциал, который в Казани есть, - и в архитектуре, и в градостроительстве.

Генеральный план у нас есть, но он сделан по непонятно каким методикам, и он почти ничего не дает городу, он не работает, он лежит на полке и все. Нет проекта детальной планировки центра. Правый берег Казанки застраивается очень активно, а проектной планировки нет. Что это значит? Если ее нет, значит не решены вопросы инженерных сетей, транспортных магистралей, развязок, отсюда мы имеем вечные пробки на Чистопольской. По этим же причинам мы имеем проблемы в центре. Неграмотной планировкой мы перекрыли возможные пути развития транспортной сети. Эти проблемы надо решать в рамках генплана, проектной планировки, и делать это не формально, а профессионально. А для этого надо привлекать специалистов.

Приостановка деятельности в центре, если она будет, — вынужденная мера, ее нельзя затягивать. Надо срочно созвать совещание, экспертный совет. Пусть бы президент спросил: «Ребята, что вы делаете? Кто вам мешает?» И, может быть, в ходе общения, обнаружилось бы, где тормоз. А я убежден, что главная слабина — в органах управления. Если бы хотели, давно бы специалистов привлекли и повернули туда, куда нужно. А у нас вот уже 20 лет все катится по инерции.

Самад Хакимов — генеральный директор ООО «Финансово-промышленная группа «Симург»:

- У меня в центре города стройка идет — делаем маленькую гостиницу на улице Галактионова... Хорошо, строительство приостановим (имею в виду не только себя), но кто будет решать, как строить дальше? Идея о пересмотре норм строительства в центре Казани хороша, но только бы от этой приостановки не получился обратный эффект. Все чиновники буду друг на друга кивать, бояться принять решение. В результате, хорошие проекты могут пропасть в чиновничьих согласованиях... Создать экспертный совет? Вряд ли это поможет. Помню, сколько всяких советов создавали, но ни один толком ничего не решал. Скажу так: город остро нуждается в командирском решении. Казани нужен шериф в области архитектуры и градостроительства.

Далее. Необходим контроль за качеством строительных работ, который сейчас, по сути, отсутствует.

Что касается архитектурных и исторических памятников, то, думаю, нет проблемы в том, чтобы их сохранить, восстановить, и одновременно росту города в историческом центре не препятствовать. Давно говорю: отдайте памятники тем, кто их может привести в порядок. Но ведь нет: город, как собака на сене, — и сам не занимается этими домами, и другим не дает. Надо создать условия, когда предприниматель захочет восстановить исторический дом — отдать его по остаточной стоимости, и все. Я писал, просил отдать мне 8 полуразрушенных объектов в центре — историческая застройка. Мне ответили: 10 тысяч рублей за квадратный метр. Получается: одно здание — 10 миллионов рублей, второе — 12 миллионов. По улице Карла Маркса, 60 стоит только стенка, а ее выставляют за 8 миллионов рублей. Что тут сказать? И бюджет пополнить, и решить задачу сохранения исторического центра одновременно не получится.

Кстати, нас почему-то ни на какие объезды выставляющихся на продажу исторических памятников не приглашали.

Рустем Юнусов — директор строительной компании ООО «Фарус»:

- В историческом центре давно пора навести порядок — столько налепили. Есть определенные нормы, — этажности, сохранения фасадов, и много чего еще, - которые не слишком-то сильно соблюдались, поэтому наш старый город получился размазанным, непонятным, сильно и не в лучшую сторону разбавленным новоделами. Правильное решение, думаю, ни к какому хаосу оно не приведет.

Мы сами ничего в центре не строим, и к этому не стремимся — слишком там все сложно, слишком хрупкая система, земля неоправданно дорогая, коммуникации не в самом лучшем состоянии. По идее, в центре обязательно нужно строить с учетом того, что это исторический центр, то есть строить особо красиво, а это очень дорого.