Илдус Курбиев: «Должна быть государственная программа — с планом и обязательным бюджетом на 3-5-7, а если надо, и более лет» Илдус Курбиев: «Должна быть государственная программа — с планом и обязательным бюджетом на 3–5–7, а если надо, и более лет»

«ПРЯМОЛИНЕЕН В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ И КОНКРЕТЕН В ДЕЙСТВИЯХ»

— Илдус Ульфатович, на недавнем заседании коллегии минпромторга Татарстана вице-премьер правительства России Юрий Борисов, по сути, пообещал оборонным промышленникам пересмотреть ряд действующих сегодня отраслевых «стандартов». Какие вопросы вы предложили решить прежде всего?

— Обнадеживает сам факт сделанных Юрием Борисовым заявлений: он очень компетентный в этих вопросах человек. Притом бывший первый заместитель министра обороны России не только прямолинеен в высказываниях, но и конкретен в действиях. После того заседания он провел в закрытом режиме совещание с директорами республиканских оборонных производств — поднимались вопросы, требующие решения на уровне правительства России и отраслевого руководства. По сути, проблемы, существующие в ОПК, были отражены «БИЗНЕС Online» в статье «7 претензий татарстанских оборонщиков…», на закрытом же совещании обсуждались более конкретные вопросы. И то, что нас внимательно выслушали на таком уровне, говорит о многом. Все директора воодушевлены этой встречей.

— Насколько можно понять, одна из насущных проблем — отсутствие долговременного планирования по государственному оборонному заказу…

— Должна быть государственная программа — с планом и обязательным бюджетом на 3–5–7, а если надо, и более лет. И такое государственное планирование с соответствующими финансированием и заданным уровнем ответственности необходимо не только в оборонке, но и в других основополагающих отраслях промышленности.

Применительно к Казанскому приборостроительному конструкторскому бюро это значит, что мы хотели бы иметь возможность планировать опытно-конструкторские работы (ОКР) по актуальным темам, готовить производственные мощности, обучать кадры, прорабатывать логистику на 5–10 лет вперед. Сегодня же мы работаем по предварительным заявкам, производство запускаем по уточненным. С учетом проработки расчетно-калькуляционных материалов, подписания договоров и получения авансовых платежей проходит много времени, а заказчику, как обычно, все нужно уже вчера.

Следующая важнейшая проблема — перевооружение предприятий. Оборудование изнашивается, стареет: через 8–10 лет работы любой станок с ЧПУ можно смело сдавать в металлолом — он не будет давать необходимой точности, а вот ремонта потребует постоянного.

И, конечно, насущен вопрос повышения квалификации инженерно-технического персонала. К примеру, обучение по внедрению и администрированию программных решений для управления жизненным циклом изделий, по работе с новейшим CAD/CAM-системами и ЧПУ. Конкретно для КПКБ актуально обучение сотрудников в области разработки и испытаний авиационной техники гражданского назначения.

«Свой стратегический интерес мы видим в гражданской авиации поэтому в прошлом году КПКБ получило сертификат разработчика авиационной техники гражданского назначения» «Свой стратегический интерес мы видим в гражданской авиации, потому в прошлом году КПКБ получило сертификат разработчика авиационной техники гражданского назначения» Фото предоставлено АО «КПКБ»

«АБСОЛЮТНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА»

— Как государство должно помочь предприятиям?

— Я говорю не о помощи, а поддержке. Сегодня существует масса инвестиционных программ — как с бюджетными средствами, так и в сотрудничестве с различными фондами. Но надо ли говорить о том, какие сложности ожидают на пути к этим деньгам? Потому самая действенная поддержка (и, уверен, в подобном меня поддержат 100 процентов коллег) — дать предприятиям, исполняющим ГОЗы и решающим другие стратегические государственные задачи, налоговые льготы. Ведь налоги, наряду с зарплатой и обязательными страховыми выплатами, — одна из наших основных затрат. Почему бы не предусмотреть для этих компаний налоговые льготы, аналогичные тем, что есть у резидентов, к примеру ТОСЭРов? Ведь не секрет, что, выполняя ГОЗы, многие из которых давно стали убыточными, оборонные компании превращаются в центр экономической нестабильности. Это абсолютно неправильная финансовая политика, поскольку где, как не на базе таких предприятий, развивать новые технологии и методы управления! Например, у КПКБ есть все для подобного: и производство, и конструкторские коллективы, и научный потенциал, и, что крайне важно, полная поддержка нашего головного концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) — нашей надежной опоры в любых вопросах.

Если примут такое решение, остальные проблемы — и покупку оборудования, и обучение кадров, и вложения в развитие — решим сами: мы умеем эффективно распоряжаться деньгами. Ведь, будучи предприятием, исполняющим стратегические заказы государства по требованиям, которые предполагают серьезные издержки, мы работаем на рынке и как коммерческая компания, которая должна конкурировать, лавировать, искать новое, расширять продуктовую линейку.

«Будучи предприятием, исполняющим стратегические заказы государства по требованиям, которые предполагают серьезные издержки, мы работаем на рынке и как коммерческая компания, которая должна конкурировать, искать новое»

— Но с этой стороны КПКБ почти неизвестно. Все давно привыкли, что бюро проектирует и выпускает достаточно стандартный набор продуктов: датчики температуры и оборотов, стрелочные индикаторы. К тому же это все изделия, так скажем, двойного назначения…

— Как говорится, хочешь изменить мир — начни с себя. Свой стратегический интерес мы видим в гражданской авиации, потому в прошлом году КПКБ получило сертификат разработчика авиационной техники гражданского назначения. Для этого серьезно модифицировали систему управления качеством, изменили структуру предприятия и бизнес-процессы, даже устав пришлось скорректировать. Не секрет, что нередко сертификация рассматривается как формальность, а мы полностью обновили предприятие.

Дело в том, что гражданка предполагает особый уровень компетенций, поскольку Воздушный кодекс и федеральные авиационные правила оговаривают специальный порядок создания техники — чтобы, если с воздушным судном что-то случилось, историю его разработки и строительства можно было «отмотать» к самому началу.

«Следующий наш шаг — получение сертификата производителя авиационной техники. Надеемся, это произойдет в 2020 году» «Следующий наш шаг — получение сертификата производителя авиационной техники. Надеемся, это произойдет в 2020 году»

«ИМПОРТНЫЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ВЫГЛЯДЯТ БОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ, НО…»

— Получение сертификата само по себе мало о чем говорит — важнее другое: что вы готовы предложить гражданскому рынку?

— Бюро осваивает разработку и производство цифровой и цифро-аналоговой техники, в том числе переводим на цифровую архитектуру традиционные для КПКБ системы измерения температуры и частоты вращения. И сегодня у нас есть ряд цифровых платформенных решений, например по многофункциональным индикаторам (МФИ).

— Но, насколько известно, такие приборы уже спроектированы и выпускаются несколькими российскими предприятиями…

— Верно, но все это большие многофункциональные индикаторы, на которые выводятся показания всех приборов: тахометра, локатора, авиагоризонта и так далее. Мы же работаем в области резервных МФИ, к примеру, создали ультракомпактный (самый маленький в России) индикатор. Миниатюризация такого рода приборов актуальна для авиации — борьба за вес и эргономику кабины, поэтому к нашему изделию уже большой интерес со стороны разработчиков самолетов и вертолетов.

Кроме того, сегодня актуальны бортовые системы, в которых силовые электрические цепи управляются цифровыми сигналами, и мы спроектировали такие блоки управления, например для аппаратуры кондиционирования воздуха, противообледенительной и других систем.

— А потенциальные покупатели не скажут, что им проще все вами перечисленное купить за границей, тем более в чисто гражданской области действия санкций, как уверяют, почти нет?

— Действительно, потребность в таких изделиях гораздо выше скорости их разработки и производства в России, поэтому импортные комплектующие выглядят более привлекательными, к тому же у них отлажен сервис. Но происходящее прямо сегодня в экономике (последствия пандемии коронавируса, падение цен на нефть и девальвация нашей национальной валюты) наглядно показывает, что вопрос с импортозамещением стоит очень остро. Это не говоря о том, что санкции отражаются и на гражданской сфере. Потому уверен, что стремление российских производителей к импортонезависимости в ближайшем будущем будет поддерживаться очень серьезно. С такой точки зрения компании типа нашей могут извлечь из нынешнего кризиса немало полезного. И следующий наш шаг — получение сертификата производителя авиационной техники. Надеемся, это произойдет в 2020 году. Вот тогда мы уже в полной мере попадем на борт и получим выход на оба рынка гражданской авиации — разработки и производства.

«У КПКБ и разработчики, и производство абсолютно современные. Более того, авиационный опыт приучил нас предъявлять повышенные требования к своей работе» «У КПКБ и разработчики, и производство абсолютно современные. Более того, авиационный опыт приучил нас предъявлять повышенные требования к своей работе»

«КОНСЕРВАТИВНОСТЬ ОБОРОНКИ — СТЕРЕОТИП, НЕ БОЛЕЕ»

— А вне сферы авиации ваша продукция могла бы найти спрос?

— Конечно. К примеру, это системы измерения физических величин для нефтедобычи, нефтепереработки, энергетики, медицины. На любом нефтеперерабатывающем заводе надо измерять температуру, давление, расход и так далее. Сейчас это на 100 процентов импортное. Мы не говорим, что нужно замещать сразу все, но ведь есть российские датчики, с них можно начать.

Хотелось бы, чтобы энергетические, перерабатывающие и другие производства, которые находятся с нами рядом, обратили внимание на такие компании, как наша. А то сегодня, когда начинаешь рассказывать руководителям этих предприятий о том, что мы умеем, они сильно удивляются. Информация о том, что мы можем сделать не хуже американского, немецкого, китайского, для них целое открытие. Уверен, что они тоже должны искать российских контрагентов — надо эффективнее использовать потенциал наших предприятий, университетов, НИИ.

— Возможно, их пугает то, что предприятие ОПК — это, по общему мнению, дополнительные накладные расходы (а следовательно, удорожание продукции), консервативные методы разработки и производства…

— Это стереотип, не более. У КПКБ и разработчики, и производство абсолютно современные. Более того, авиационный опыт приучил нас предъявлять повышенные требования к своей работе.

И тут надо вернуться к началу нашего разговора. Чтобы ГОЗ с большей эффективностью работал на нужды государства, необходимо больше внимания обращать на ОКРы. Они всегда финансировались прежде всего для военных нужд, а потом при правильном подходе конвертировались в гражданские изделия. Мы таким инструментом владеем. Но, чтобы он заработал, необходимы плановые ОКРы с гарантированными заказами на серийные изделия и опережающие НИОКРы по формированию задела — только так можно создать гибкое адаптивное производство с эффективной экономикой.