Стоимость создания музейного комплекса Ту-144 возле 2-го здания КНИТУ-КАИ достигла 224 млн. рублей, рассказал «БИЗНЕС Online» ректор вуза Альберт Гильмутдинов Стоимость создания музейного комплекса Ту-144 возле 2-го здания КНИТУ-КАИ достигла 224 млн рублей, рассказал «БИЗНЕС Online» ректор вуза Альберт Гильмутдинов Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОЕКТ СТАЛ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫМ»

Стоимость создания музейного комплекса Ту-144 возле 2-го здания КНИТУ-КАИ достигла 224 млн рублей, рассказал «БИЗНЕС Online» ректор вуза Альберт Гильмутдинов. «Проект стал очень серьезным, в том числе по финансам, — подчеркнул он. — Сегодня он стоит уже 224 миллиона».

Напомним, об идее Гильмутдинова перевезти от 6-го здания КАИ учебную лабораторию Ту-144 и установить ее возле 2-го корпуса вуза стало известно в 2013 году, сразу после избрания Альберта Харисовича главой университета. Впрочем, подобные мысли витали давно: предыдущий ректор Юрий Гортышев хотел установить там же ракетоносец Ту-22М3, но Казанский авиазавод (КАЗ) запросил за самолет 140 млн рублей и от мечты пришлось отказаться. Притом, что интересно, Ту-22М3 имеет к Казани и КАИ непосредственное отношение — эти самолеты здесь строили, сегодня же модернизируют, а вот о Ту-144 ничего такого не скажешь. Но идеологическое обоснование нашлось: 125-летие в общем-то не чужого для столицы РТ и КАИ Андрея Туполева, преобразование КАЗа в филиал «Ту». Был и хозяйственный резон: учебная лаборатория постепенно приходила в негодность — деньги на ее содержание выделялись по остаточному принципу, и один из 7 сохранившихся в мире Ту-144 (всего построено 16) мог попросту сгнить.

Проект музейного комплекса Ту-144 отправлен на утверждение в МосквуЭскиз предоставлен пресс-службой КАИ (чтобы увеличить, нажмите)

Ректор обратился к президенту РТ Рустаму Минниханову, и тот дал добро на перевозку самолета и создание в нем музея. Идею принял и тогдашний министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. Более того, он пообещал денег (примерно 30 млн рублей) на превращение самолета в музей, но при условии, что КАИ найдет средства на транспортировку и установку лайнера. С этим помогло правительство РТ, выделившее на транспортную спецоперацию 3 млн рублей.

Перетаскивание самолета с улицы Дементьева на Четаева в апреле 2017-го стало общегородским шоу. На новом месте Ту-144 благополучно вернули в первоначальный вид (по этому поводу были опасения), установили на постамент, покрасили, сделали подсветку (отметим, что проект установки самолета вузу подарил Казанский Гипронииавиапром, затраты на разборку и сборку взял на себя КАЗ). Создать внутри самолета музей (как было заявлено, «технический интерактивный», с сохранением оригинальной кабины летчиков и 8 рядов пассажирских кресел) планировали к 31 декабря 2018 года — 50-летию первого полета Ту-144. Но, пока суд да дело, Ливанова сменила Ольга Васильева и договоренность о финансировании проекта повисла в воздухе.

Предлагалось несколько вариантов зданияЭскиз предоставлен пресс-службой КАИ (чтобы увеличить, нажмите)

«УВЫ, ОТ ОГРАДЫ НИКУДА НЕ ДЕНЕМСЯ»

Весной 2018-го Васильева подтвердила обещания своего предшественника, но речь уже шла о 50 млн рублей. Выяснилось, что будущий музейный комплекс разрастается и будет и учебной лабораторией, и центром дополнительного технического образования для школьников, и интерактивным музеем. Предполагалось 10 тематических залов; аэродинамическая труба; демонстрационный комплекс, наглядно показывающий действие перегрузок на организм; визуализация «Самолет в разрезе»; лекционный зал; квест-зона; купольный 3D-кинотеатр и т. д. Все это должно было разместиться в самом Ту-144 и пристрое, который изначально предполагался лишь как чисто хозяйственное помещение (инженерные системы, в холодное время года — раздевалка).

Похоже, его трансформация в более серьезный объект и стала главным фактором удорожания и усложнения проекта, в котором усилилась архитектурная составляющая. «Конфетку для города сделаем», — обещал Гильмутдинов. Особая сложность виделась в том, что здание не должно было мешать восприятию самолета. Предлагалось несколько вариантов внешнего вида, но выбор, получается, сделали только сегодня.

На создание музея уже потрачено примерно 30 млн рублейФото: Сергей Елагин

«БИЗНЕС Online» предложил оценить свежие эскизы советнику по архитектуре и градостроительству «Ак Барс Девелопмент» Дмитрию Пузыреву: «Логика разработчиков концепции понятна и, считаю, верна: спокойная, некрикливая форма, а основной акцент делается на самолет. Есть элементы авиационной тематики: большой козырек, интересные изгибы, цвет. Плюс, судя по картинке, кровля будет эксплуатируемой. Главное, чтобы построили качественно и из хороших долговечных материалов… А вот если КАИ захочет продолжить тему, если ему не дает покоя павильон „Космос“, который сделали на ВДНХ московские власти, тогда надо будет создавать не приложение к самолету, а суперсовременный, яркий, многоуровневый комплекс».

Вдогонку он отметил, что эскиз здорово выигрывает у реальности отсутствием забора, которым сегодня обнесен университетский комплекс. «Но, увы, мы от ограды никуда не денемся — есть требования к вузам по безопасности», — сожалеет наш собеседник.

В пристрое расположатся крупногабаритные экспонатыЭскиз предоставлен пресс-службой КАИ (чтобы увеличить, нажмите)

…НО ТУТ ПОДОСПЕЛ ПУТИН

В июле 2017 года Гильмутдинов сообщил, что на проект уже потрачено порядка 30 млн (например, 8,9 млн из фонда президентских грантов, миллион от благотворителей), а за 5 лет планируется привлечь еще 100 млн рублей. Предполагаемые источники — и официальные (например, минпромторг РФ, Объединенная авиастроительная корпорация), и частные пожертвования. «Интуитивно понятно, что под этот проект мы можем привлечь в среднесрочной перспективе порядка 100 миллионов рублей, — говорил ректор. — И вот все, что на 100 миллионов мы придумали, реализуем».

И тут КАИ, что называется, пошла карта. Будучи в 2018 году на КАЗе, готовящемся к новому производству Ту-160, президент России Владимир Путин обмолвился, что был когда-то такой самолет Ту-144 и не грех бы нам сегодня вновь задуматься о сверхзвуковой пассажирской авиации. И в следующий визит Владимира Владимировича в столицу РТ (февраль 2019-го) его уже ждал доклад о музее Ту-144. Причем эта информация вполне законно перекликалась с повесткой встречи президента с местным активом, на которой много говорили о благоустройстве городской среды. Тут-то слово и дали Альберту Харисовичу. Он сообщил, что после разделения минобрнауки России на два министерства проект подвис, и попросил помочь.

Путин попытался увернуться — дескать, мы уходим в сторону от заявленной темы, однако сказалось то ли упорство ректора, то ли тайная любовь главы государства к сверхзвуковой авиации, но последний сдался: «Идея хорошая, и надо поддержать. Обещаю, что с коллегами обязательно переговорю, чтобы они пришли обратно к данному проекту и помогли вам. Нам сейчас нужно вернуться к сверхскоростному, сверхзвуковому пассажирскому движению. Необходимо об этом подумать. Сегодня мы в Казани реализовали блестящий проект — фактически создали новую машину Ту-160 для вооруженных сил, сверхзвуковой ракетоносец. И не только сам носитель, но и оружие к нему доработали. Все работает как часы. Так почему бы и не создать сверхзвуковой пассажирский самолет? Единственное, на что прошу обратить внимание… Бывшего председателя совета министров СССР Алексея Косыгина спросили как-то: „Сколько стоит Ту-144?“ Он подумал и ответил: „Это знаю только я, но никому не скажу“. Я к чему? Да чтобы реализация вашего проекта была в рамках здравого смысла…»

Видимо, здравый смысл шепнул, что 224 млн — в самый раз.

Так сегодня выглядит Ту-144 в Жуковском Так сегодня выглядит Ту-144 в Жуковском Фото предоставлено благотворительным фондом «Легенды авиации»

ТУ-144 ИЗ ЖУКОВСКОГО: «У НАС ПРОЕКТ СКРОМНЕЕ, ЧЕМ В КАЗАНИ»

В итоге своим поручением президент России обязал министерство науки и высшего образования РФ обеспечить открытие интерактивного музея техники на базе Ту-144. «Что зависело от республики, она сделала, — рассказал Гильмутдинов. — Президент Татарстана профинансировал разработку проекта здания — он готов, прошел госэкспертизу и сейчас находится на финишном решении в федеральном министерстве. Оно ищет 224 миллиона. Когда найдет — вопрос не к нам, но для этого много этапов надо пройти. Очень надеемся, что к осени следующего года сделаем».

То есть с учетом уже потраченного получается более 250 млн рублей. Удорожание проекта ректор объяснил желанием сделать все на самом высоком уровне, скрупулезностью проработки, уникальностью экспозиций. Если уж делать, так по полной программе. «В прилегающем к самолету здании площадью около 900 квадратных метров расположатся крупногабаритные экспонаты, в том числе двигатель НК-144, панорамный кинотеатр и мастерская „Авиационный заводик“, — рассказали „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе КНИТУ-КАИ. — Экспозиционная зона делится на четыре направления: авиастроение, вертолетостроение, двигателестроение и космонавтика».

Интересно, что сегодня нечто подобное делают в Жуковском. В августе местные энтузиасты, собрав с мира по нитке, привели в порядок и установили на вечный прикол свой Ту-144. Примерно к 2022 году внутри него также планируется создать интерактивный музей, будет экспозиция и в здании, которое, как и в столице РТ, еще только предстоит построить.

К 2022 году в Жуковском тоже планируют сделать пристройЭскиз предоставлен благотворительным фондом «Легенды авиации» (чтобы увеличить, нажмите)

«Но у нас проект, конечно, скромнее, чем в Казани, — узнав от корреспондента „БИЗНЕС Online“ прикидки стоимости музея КАИ, отметил председатель совета благотворительного фонда „Легенды авиации“ Михаил Агафонов. — Установка Ту-144 и создание музея в здании — порядка 60 миллионов, а интерактивный музей внутри самолета — 10–15 миллионов. Но да, на 220 миллионов можно много сделать… Дело еще и в том, что наш проект почти благотворительный — самолет приводили в порядок в основном волонтеры, деньги — пожертвования. Было и обращение жителей Жуковского, собрали 11 тысяч подписей. Помог губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев, но все же у региона нет средств на полноценный музей, хотя наш город — центр авиационной науки. Спасибо и ребятам из КАИ — они нам помогали советами. Благодарность и „Туполеву“, чьи специалисты многое для нас сделали на чистом энтузиазме, и Казанскому авиазаводу, который очень помог с изготовлением узлов для подъема самолета. Мы рады, что Казань, Татарстан, КАИ поддерживают такое замечательное начинание, как музейный комплекс. Альберт Гильмутдинов вообще молодец — пробивной человек! Снимаем шляпу! А вот нам трудно пробраться к президенту — нет таких возможностей. Пытались на прямую линию с Путиным выйти, но не получилось. А ведь цель-то благая — все это и после нас останется».