Татарстанские ценители дорогих автомобилей не ощущают спада в экономике и общего падения доходов. Во всяком случае, регистрации новых люксовых авто в республике в 2019 году увеличились на 6,5% Татарстанские ценители дорогих автомобилей не ощущают спада в экономике и общего падения доходов. Во всяком случае, регистрации новых люксовых авто в республике в 2019 году увеличились на 6,5%

ЛЮКСОВЫЙ РЫНОК растет НА СПАДЕ МАСС-МАРКЕТА

Татарстанские ценители дорогих автомобилей не ощущают спада в экономике и общего уменьшения доходов. Во всяком случае, регистрации новых люксовых авто в республике в 2019 году увеличились на 6,5%, или 255 единиц, до 4 184 авто, следует из отчета аналитического агентства «Автостат».

Анонсируя наш следующий материал, посвященный масс-маркету, скажем, что в целом рынок чувствовал себя заметно хуже, провалившись на 4,7%. Такой разнонаправленной динамикой бюджетного и премиального сегментов итоги 2019 года напоминают не столь далекий 2013-й накануне предкризисного 2014-го и абсолютно провального 2015-го.

Из общих факторов, которые могли поддержать люксовый рынок в четвертом квартале, отметим традиционные акции от многих производителей и желание покупателей взять авто до повышения цен, которое, как правило, происходит сразу после Нового года. Тем более что в случае с 2020-м для этого есть веские основания в виде не только базовой инфляции, но и новых ставок утилизационного сбора, которые сильнее всего скажутся на стоимости машин с объемом двигателя от 3,5 литра. Конечно, пара десятков тысяч рублей не играет ключевой роли для покупателей премиальных авто, но состоятельные люди потому таковыми и являются, что, в частности, не переплачивают за свои покупки.

Мощный рывок «бело-синие» совершили в Казани. Здесь регистрации автомобилей BMW увеличились на 22% Мощный рывок «бело-синие» совершили в Казани. Здесь регистрации автомобилей BMW увеличились на 22%

BMW ВЕРНУЛ КАЗАНСКУЮ КОРОНУ, НО ОТДАЛ РОССИЙСКОЕ ЛИДЕРСТВО MERCEDES

Самая популярная в Татарстане премиальная марка BMW продемонстрировала прирост регистраций на 15,5%, или 171 единицу, до 1 272 авто. Лучший результат баварцы показали только в 2013–2014 годах.

Напомним, что по итогам 9 месяцев спрос на BMW увеличился на 11%. На всей дистанции бренд показал классическую динамику — рост с ускорением во втором полугодии: первый квартал — плюс 287 единиц, второй — 266, третий — 331, финальный — плюс 388 регистраций. Лишь второй квартал оказался слабее апреля – июня 2018 года, отстав на символические два корпуса.

Мощный рывок «бело-синие» совершили в Казани. Здесь регистрации автомобилей BMW увеличились на 22% (за три квартала только на 13%), или на 127 единиц, до 701 авто. Этого оказалось достаточно, чтобы вернуть казанскую корону, которую в 2018-м с головы «баварцев» снял их давний конкурент Mercedes-Benz.

Российские продажи новых BMW, по данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), выросли чуть больше татарстанских — на 17%. Однако здесь баварский концерн, в кои веки опережавший Mercedes-Benz по итогам предыдущих кварталов, не смог удержать чемпионские лавры. Похоже, несмотря на резкое ускорение мерса в октябре – декабре по России, этот буст не успел в полной мере дойти до Казани, чем и воспользовались баварцы, но уже сейчас понятно, что «трехлучевые» способны вырваться вперед уже в первом квартале текущего года.

«БАВАРЦЕВ» ТАЩИЛИ В ГОРУ СЕДАНЫ И СРЕДНЕРАЗМЕРНЫЕ КРОССОВЕРЫ

Самой большой прибавкой из моделей, не стартовавших с нуля, в линейке BMW может похвастаться среднеразмерный кроссовер Х3 — плюс 66 корпусов до 206 единиц. Бестселлер прошлого года в третьей декаде января стоил от 3,38 млн рублей — на 70 тыс. дороже, чем в ноябре.

Его купейный брат Х4 (от 3,69 млн — на 70 тыс. дороже ноября), терявший по итогам трех кварталов 7 регистраций, на финише вышел вперед на 13 до 89 авто. Не терял даром время и самый компактный кроссовер Х1 (от 2,15 млн — на 40 тыс. дороже ноября): он «завербовал» 135 поклонников — на 29 больше, чем годом ранее.

Круглые 50 баллов добил до 163 регистраций компактный седан 3 Series (от 2,46 млн — на 50 тыс. дороже ноября). Чуть более просторная «пятая» серия привлекла в свои ряды 35 неофитов и с итоговыми 184 регистрациями заняла третье место по популярности в баварском модельном ряду.

Фееричный старт, сразу с 71 регистрацией, продемонстрировал дебютант 2019 года — флагман семейства кроссоверов Х7 (от 6,15 млн — на 120 тыс. дороже ноября), однако возглавлявшие до этого баварский кросс-сегмент модели понесли сопоставимые потери. Так, занимавший много лет pole position Х5 (от 4,9 млн — на 150 тыс. дороже ноября) отминусовал 33 авто до 199 регистраций, хотя на финише ему и удалось сократить отставание вдвое: по итогам трех кварталов кроссовер терял 66 балла.

Купейный Х6 (от 5,53 млн — на 110 тыс. дороже ноября) тоже не смог выйти на прежний уровень, отстав на 37 регистраций. Причем у него, в отличие от Х5, в последнем квартале случился провал — тремя месяцами ранее потери составляли лишь 9 авто.

Представительская «седьмая» серия (от 5,94 млн — на 120 тыс. дороже ноября) сдала назад на четыре корпуса и завершила год с 13 регистрациями. В то же время новинка, более элегантная и дорогостоящая «восьмая» серия (от 6,71 млн), уже на старте продаж очаровала семерых поклонников инноваций от BMW.

Mercedes не смог удержать лидерство в Казани, но по сравнению со своими же прежними достижениями результат в Татарстане у него просто феноменальный Mercedes не смог удержать лидерство в Казани, но по сравнению со своими же прежними достижениями результат в Татарстане у него просто феноменальный

MERCEDES ПОСТАВИЛ АБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД В ТАТАРСТАНЕ

Как мы уже говорили, Mercedes не смог удержать лидерство в Казани, но по сравнению со своими же прежними достижениями результат в Татарстане у него просто феноменальный: плюс 15,1%, или 139 авто, до 1 062 регистраций. Это рекордный показатель за все время наших наблюдений: побит максимум 2014 года с его 1 043 авто.

Аналогичная картина в столице РТ: плюс 19,5%, или 113 корпусов, до рекордных 693 регистраций. Ранее эталонный 2014-й остался позади на пять корпусов. Так что в целом дела у дилеров Mercedes в Татарстане шли замечательно, с чем можно поздравить Александра Колесова («МБ КАН Авто»), Альберта Суниева и Ильдара Галяутдинова («МБ-Ирбис»), а также Николая Алексеева («Центр-Кама»). Впрочем, как мы выяснили при анализе финансовых показателей крупнейших компаний РТ за 2018 год, потоки между дилерами этого бренда распределяются неравномерно, на фоне роста оборотов у одних вполне может наблюдаться падение у других.

Комментируя итоги года, в «КАН Авто» сделали акцент на сильном финише. «За 2019 год Mercedes-Benz прибавил 37 процентов, за четвертый квартал — 70 процентов. Самыми популярными в 2019 году, в частности в четвертом квартале, моделями марки Mercedes-Benz являлись GLC, I (X253); GLC Coupe, C253; GLA-Class, X156 рестайлинг, E-Class, V (W213, S213, C238)», — сообщила «БИЗНЕС Online» директор по продажам ГК «КАН Авто» Рита Халилова.

В России мерс завершил год с прибавкой 11%, также утопив педаль газа в пол в четвертом квартале, особенно в декабре, с ростом продаж на 45%. Что касается Татарстана, начал год Mercedes очень слабо, отстав на 32 авто от января – марта 2018-го, во втором квартале выровнял ситуацию — плюс 5 единиц, третий принес уже на 75 регистраций больше, чем годом ранее, наконец, октябрь – декабрь улучшили результат аналогичного периода предыдущего года (АППГ) на 81 авто.

Ситуация в модельном ряду Mercedes похожа на картину у BMW в том плане, что и тут основной тяговой силой стали среднеразмерные и компактные кроссоверы Ситуация в модельном ряду Mercedes похожа на картину у BMW в том плане, что и тут основной тяговой силой стали среднеразмерные и компактные кроссоверы Фото: «БИЗНЕС Online»

СРЕДНЕРАЗМЕРНЫЕ КРОССОВЕРЫ БЬЮТ МАКСИМУМЫ, «ГЕЛИК» ПОДЕШЕВЕЛ НА ПОЛТОРА ЛЯМА

В целом ситуация в модельном ряду Mercedes похожа на картину у BMW в том плане, что и тут основной тяговой силой стали среднеразмерные и компактные кроссоверы. Также хорошо аудитория встретила компактную модель CLA и бизнес-седаны E-Class.

Бестселлером года у «трехлучевых» стал среднеразмерный кроссовер GLC-Class (от 3,77 млн — на 120 тыс. дороже ноября), ускорившийся на 54 до 183 регистраций. Его купейный вариант GLC-Class Coupe (от 4,12 млн — на 120 тыс. дороже ноября) разогнался еще сильнее — плюс 55 до 151 авто — и занял второе место в линейке. Подчеркнем, что среднеразмерный кроссовер GLC (в предыдущей инкарнации GLK) установил абсолютный рекорд, побив достижения 2014 года с его 176 авто. В сумме два лидера собрали треть всего прошлогоднего спроса на Mercedes.

Самый компактный кроссовер GLA (от 2,26 млн — на 50 тыс. дороже ноября) добавил в общий котел 116 регистраций — на 36 больше, чем годом ранее.

Из прочего «кроссоверного» позитива отметим приличное ускорение — плюс 20 до 34 авто — легендарного внедорожника G-Class. Входной билет в клуб его владельцев в январе стоил от 7,94 млн — на 1,56 млн дешевле (!), чем в ноябре. Впрочем, по признанию представителей «КАН Авто», ценник этой модели, которая покупается явно не ради экономии, при кастомизации легко доходит до 18–20 млн рублей.

Замечательно, как всегда, шли дела у бизнес-седана E-Class (от 3,3 млн — на 120 тыс. дороже ноября): плюс 18 до 117 авто и третье место в линейке. Компанию ему составили чуть более компактные модели C-Class (от 2,45 млн) и CLA-Class (от 2,59 млн — на 90 тыс. дороже), прибавившие 10 и 59 регистраций соответственно.

Но не обошлось и без разочарований. Затянувшийся вывод на российский рынок обновленных флагманов-кроссоверов дал о себе знать. Так, провалом 2019 года можно считать полноразмерный внедорожник GLE-Class (от 4,89 — на 140 тыс. дороже). Главный любимец татарстанской публики 2018 года сдал позиции, отступив сразу на 61 до 70 авто. Не слишком весело, но все же чуть лучше шли дела у его купейного брата GLE-Class Coupe (на официальном сайте на момент написания материала актуального ценника не было, в ноябре — от 5,6 млн): минус 29 до 84 регистраций.

Забегая вперед, отметим, что свою лепту в снижение спроса на BMW X6, Mercedes GLE-Coupe мог внести новый Audi Q8, о котором речь пойдет ниже.

Далее по конюшне «трехлучевых»: еще более просторный кроссовер GLS-Class потерял 35 регистраций и ограничился 65 авто. Ожидаемая цена на старте продаж обновленного поколения в конце 2019 года составляла 6,9 млн рублей, а в третьей декаде января мы уже видим рекомендованные производителем «от 7,18 миллиона».

К слову, о новинках, которых ждут поклонники комфортных внедорожников. В российской линейке (правда, пока без ценника) появился роскошный GLS Mercedes-Maybach, который явно попытается стянуть одеяло с того же Land Rover Range Rover и, возможно, помериться силами с более редкими марками типа Bentley, а также с седанами представительского класса.

Опять же лучше поздно, чем никогда. Именно подоспевшими новинками, а также строительством российского завода в «КАН Авто» объясняют ускорение продаж Mercedes в последнем квартале.

«В доступности начали появляться автомобили GLS и GLE, без которых Mercedes работал практически весь 2019 год, что в свою очередь создало отложенный спрос. Также самая массовая по продажам модель в линейке Mercedes GLC получила рестайлинг в середине 2019 года, но при этом практически не изменила своей ценовой политики даже по сравнению с 2018 годом. Строительство нового завода в России также оказало положительное действие на продажи — сократились сроки доставки автомобилей», — отметила Халилова.

Правда, если уж речь зашла о стабильной ценовой политике, то, по нашим наблюдениям, цены на хит продаж модель GLC все же росли. В октябре 2018-го она стоила от 3,33 млн, в январе 2019-го — от 3,53 млн, в ноябре — от 3,65 млн, хотя, возможно, сотня тысяч для таких машин, да еще и после рестайлинга — это и впрямь несущественные деньги.

Отменную прибавку на 48% или 68 единиц до 209 авто в Татарстане оформил шведско-китайский Volvo Отменную прибавку на 48%, или 68 единиц, до 209 авто в Татарстане оформил шведско-китайский Volvo

VOLVO: КРУЧЕ БЫЛ ТОЛЬКО 2014 ГОД

Отменную прибавку на 48%, или 68 единиц, до 209 авто в Татарстане оформил шведско-китайский Volvo. При этом Казань обеспечила прирост на 53 авто, а в целом на город пришлось 140 регистраций. В обоих зачетах лучшие результаты «швед» показал только в 2014 году: 294 авто в РТ и 148 машин в Казани.

Интересно, что в прошлом году Volvo каждый квартал заканчивал сильнее, чем в 2018-м. И вновь сильное закрытие года: плюс 82 (!) единицы в октябре – декабре — на 33 регистрации больше, чем за АППГ.

В целом по России продажи Volvo выросли только на 14%, не будем забывать, что и база тут на порядок выше.

Как и у двух «немцев», погоду в конюшне Volvo делали кроссоверы. Локомотивом спроса здесь стал мировой бестселлер, среднеразмерный XC60 (от 3,4 млн — на 30 тыс. дороже ноября), популярность которого в республике выросла на 24 до 78 авто. Напомним, что именно этот автомобиль получил престижную североамериканскую премию North American Utility of the Year 2018.

Еще 21 балл до 30 регистраций добавил младший сын в кроссоверном семействе — XC40 (от 2,37 млн — на 100 тыс. дороже ноября), победивший в конкурсе «Европейский автомобиль 2018 года».

Накладок не случилось и с флагманом XC90, за повышенный комфорт которого проголосовали своим кошельком 64 татарстанца — на 20 больше, чем годом ранее. Здесь стоит отметить нетривиальную динамику цены: за квартал — плюс 500 тыс. до минимальных 4,46 млн рублей.

В кои веки порадовала продавцов и легковая линейка Volvo: бизнес-седан S90 (от 3,06 млн) увел у коллег по цеху 17 покупателей — на 9 больше, чем в предыдущем году.

AUDI НАЩУПАЛ ДНО: СПАСИБО Q8 И A4

Безусловно, акционеров концернов Volkswagen должно радовать то, что их новые, экстремально роскошные кроссоверы и Lamborghini, и Bentley пользуются спросом. Но в четвертом квартале у производителя был и другой повод для радости: его машина Audi наконец-то нащупала дно. Спрос год к году увеличился лишь на одну регистрацию до 463 авто, но не забываем об абсолютном антирекорде по итогам трех кварталов: в январе – сентябре недобор составлял 36 единиц, или 10%. Спасибо здесь нужно сказать в первую очередь казанским покупателям, которые приобрели за год 235 машины — на 9 больше, чем в 2018-м.

В целом по РФ «четырехкольцевые» под занавес также выехали в символический плюс 1% против минус 1% по итогам 9 месяцев.

Спрос на Audi год к году увеличился лишь на одну регистрацию до 463 авто, но не забываем об абсолютном антирекорде по итогам трех кварталов: в январе–сентябре недобор составлял 36 единиц или 10% Спрос на Audi год к году увеличился лишь на одну регистрацию до 463 авто, но не забываем об абсолютном антирекорде по итогам трех кварталов: в январе – сентябре недобор составлял 36 единиц, или 10%

Начнем с героев бренда. Бесспорно, гвоздем программы 2019 года стал свежий купейный полноразмерный кроссовер Q8: плюс 69 до 71 единицы! Такой хоть и запоздалый, но стремительный заход мог изрядно подпортить настроение продавцам BMW X6 или Mercedes GLE-Coupe.

Осенью 2018-го продажи Q8 в России стартовали с одного варианта — с силовой установкой 55 TFSi h, но это не помешало любителям купейных кроссоверов выложить за эффектную новинку от 5,1 млн рублей. (Заметим, в начале ноября 2019-го такой вариант стоил уже от 5,17 млн рублей.) Затем на подмогу подоспел вариант с дизельным двигателем 45 TDi стоимостью от 5,06 миллиона. В январе самый доступный Q8 на официальном сайте марки предлагался по цене от 5,145 млн рублей.

Пожалуй, в случае с купе — как с обычным, так и с кроссовером — решающую роль играет удачный экстерьер, включая линии и переходы, дающие облику авто нужную стремительность и «мускулистость», продвинутую и красиво исполненную переднюю и заднюю оптику. К слову, последняя, как и ряд линий, выдает родство модели с куда более дорогим Urus. С дизайном же у Q8, не считая «фарша» в виде всевозможных помощников, камер, настроек и т. д., все замечательно.

После провала до антирекордных значений в 2018 году начал расти спрос на компактные модели Audi. Так, спрос на седаны A4 (от 2,2 млн) увеличился на 21 до 70 пунктов, а самая скромная в российской линейке модель A3 (от 1,97 млн) смогла принести в копилку марки 27 очков — на 11 больше, чем годом ранее.

Теперь о моделях, сдавших позиции. Лидер продаж — среднеразмерный кроссовер Q5 (от 3,36 млн — на 90 тыс. дороже ноября) — недосчитался пяти голосов, довольствуясь 121 регистрацией, хотя еще по итогам трех кварталов прибавлял 14 пунктов. Тем не менее на эту модель приходится чуть более четверти продаж Audi в Татарстане.

Не блестяще провел сезон-2019, опустившись на 10 пунктов до 103 авто, полноразмерный кроссвоер Q7, однако за три квартала он терял еще больше.

Кто точно разочаровал у «четырехкольцевых» в прошлом году, так это часто бравшая «бронзу» в линейке Audi модель бизнес-класса А6 — минус 41 до 21 авто. Во многом причиной очень слабого разгона стал старт в конце 2018 года российских продаж обновленного поколения модели с единственным, но не самым востребованным силовым агрегатом объемом 3 л 55 TFSi и ценой от 3,9 млн рублей, подросшей к ноябрю до полноценных 4 миллионов (в январе без изменений). Правда, со второй половины 2019-го стала доступна версия с силовой установкой рабочим объемом 2 л стоимостью от 3,31 миллиона. Однако и авто с 2-литровым движком в предыдущем поколении А6 было лишь вторым по популярности с долей около трети, а самым ходовым с долей около 45% был седан с двигателем 1,8 литра.

Тем не менее линейка А6 еще расширилась, самый доступный вариант с двигателем 40 TFSi предлагался в январе по цене от 3,06 млн рублей. Судя по приросту регистраций на 13 единиц за четвертый квартал (при 8 за первые три квартала), более доступные версии модели — именно то, чего ждали приверженцы марки.

Похоже, теперь «пятерка» BMW и «ешка» Mercedes, правившие бал в прошлом году, уже не будут чувствовать себя так вольготно; А6 с более привлекательным ценником способен наверстать упущенное.

Второй аутсайдер Audi — также регулярно попадавший в призы компактный кроссовер Q3 (от 2,325 млн — на 75 тыс. дороже ноября), который выбрали только 20 татарстанских автолюбителей против 49 годом ранее. Основная причина провала — поздний запуск российских продаж обновленной машины, только в сентябре 2019-го (хотя мировая премьера состоялась летом 2018-го). Опять же продажи стартовали с не самой ходовой комплектации. Что ж, конкуренты в лице GLA от Mercedes, Х1 от BMW, да и XC40 от Volvo были рады затянувшемуся выходу Q3 на рынок РФ. Однако, как и в случае с А6, динамика последнего квартала обнадеживает, намекая на разгон спроса в ближайшие месяцы.

JEEP УДВОИЛСЯ

Из брендов, заметно улучшивших ситуацию в 2019 году, также отметим Jeep, который удвоил татарстанские продажи до 22 авто, но в целом спрос на марку выглядит скромно по сравнению со 140 авто в эталонном 2014-м. В Казани спрос на Jeep увеличился на 7 авто до 11 регистраций. Так что не перевелись еще в Татарстане состоятельные поклонники брутальных рубленых форм, надежных механических регулировок и хорошей проходимости, основанной на рамной конструкции.

Главная причина хорошей динамики в РТ — рост спроса на обновленную культовую модель Wrangler (от 3,5 млн за версию 2D, от 3,75 млн — за 4D) с 1 до 8 регистраций. Для тех, кто хочет бросить вызовы суровому бездорожью, есть специальная версия Rubicon.

Российская динамика Jeep также была положительной — плюс 4%, однако последний квартал ее сильно ухудшил, ведь за 9 месяцев продажи росли на 15%.

Главный виновник условного провала Lexus и он же локомотив, тянувший марку к новым вершинам в 2014–2017 годах, это компактный кроссовер NX Главный виновник условного провала Lexus, он же локомотив, тянувший марку к новым вершинам в 2014–2017 годах, — это компактный кроссовер NX

LEXUS СОКРАТИЛ ПОТЕРИ, NX ПОДЕШЕВЕЛ

Самые большие абсолютные потери — минус 50 регистраций, или 7,6%, до 609 авто — в Татарстане у Lexus, но заметим, что за первые три квартала «японец» терял 88 баллов, так что и ему в четвертом квартале удалось поправить ситуацию, как мы и прогнозировали. Да и в целом результат у Lexus оказался третьим среди лучших за 9 лет, уступая только 2017 и 2018 годам, поэтому в данном случае мы все же говорим не о падении, а о небольшом откате после недавних рекордов.

В Казани Lexus убедил в своих преимуществах 339 покупателей — на 28 меньше, чем в 2018 году. Российские продажи Lexus падали в одном темпе с республиканскими — минус 8%.

Главный виновник условного провала, он же локомотив, тянувший марку к новым вершинам в 2014–2017 годах, — это компактный кроссовер NX: минус 81 до 186 авто. Ценник в третьей декаде января начинался от 2,5 млн деревянных — на 60 тыс. рублей ниже ноябрьского.

Глава семейства кроссоверов LX (от 6,41 млн — без изменений) обошелся 68 регистрациями — на 19 меньше, чем годом ранее.

Минус 4 покупателя и 9 регистраций в итоге — у другого крупного внедорожника GX (от 4,57 млн).

Зато один из давних любимчиков местной публики — среднеразмерный кроссовер RX (от 3,39 млн) — ускорился на 24 до 283 баллов и стал лидером продаж марки.

Еще одна новинка — самый компактный представитель кроссоверного семейства UX (от 2,34 млн — на 20 тыс. дороже ноября) — приглянулась сразу 25 татарстанцам.

Без учета немного подорожавшего UX баннер «цены 2019 года в силе», вывешенный на официальном сайте Lexus, похоже, соответствует действительности, в отличие от обычных маркетинговых «заманух».

Land Rover сдал позиции в республике на 27 баллов до 185 авто. Хуже дела и в Казани, и по РТ шли только в 2016-м

УСПЕХ RANGE ROVER НЕ СПАС LAND ROVER, АНТИРЕКОРД INFINITI

Скажем пару слов о корейском Genesis, выделенном концерном Hyundai в премиальный бренд. После неплохого набора высоты с 40 до 94 авто в 2018 году теперь видим спад до 68 регистраций. Если младшая модель G70 (от 2,19 млн) осталась при своих 30 покупателях, то отряд поклонников старшей G80 (от 2,81 млн) сократился с 60 до 33 новобранцев.

В аутсайдерах ходит и некогда очень популярный японский бренд Infiniti, и сегодня слово «бесконечность» будет справедливо применить к падению спроса на марку в отсутствие достойных новинок. В РТ он упал на 10 единиц, или одну шестую, до свежего антирекорда в 50 регистраций, и 310 авто 2014-го сейчас выглядят для Infiniti просто фантастическими. В России «японец» растерял четверть своих фанатов.

Спрос на марку пока еще теплится благодаря среднеразмерному кроссоверу QX60 (от 3,42 млн) и чуть более компактному QX50 (от 3,08 млн) с, соответственно, 16 и 18 регистрациями в Татарстане. Остается только недоумевать, как некогда опередивший многих конкурентов — в первую очередь благодаря культовому купейному кроссоверу FX35 — теперь Infiniti безнадежно от них отстает.

Немногим лучше выступила и британская пара любимчиков татарстанского и особенно казанского бомонда Land Rover и Jaguar. Основоположник класса SUV, заводчик породистых комфортабельных внедорожников Land Rover сдал позиции в республике на 27 баллов до 185 авто. (Заметим, что 13-процентный темп снижения почти совпал с падением продаж по РФ на 12%.) У бренда дрогнул его плацдарм: в Казани «британец», собственно, и недосчитался тех самых 27 регистраций и свалился до 110 авто, поставленных на учет. Хуже дела у Land Rover и в Казани, и по РТ шли только в 2016-м, и, похоже, без решительных шагов со стороны производителя мы вскоре увидим новые минимумы.

Самые большие потери — на счету компактного кроссовера Range Rover Evoque (от 3,01 млн — на 80 тыс. дороже ноября): минус 18 до 28 авто. Тем не менее в четвертом квартале на машину нашлось 12 покупателей, и, возможно, запоздавший старт реализации обновленного поколения в июне 2019-го будет компенсирован ускорением продаж в ближайшее время.

После неплохого разгона, последовавшего за премьерой, выдохся энтузиазм покупателей модели Velar (от 4,17 млн — на 100 тыс. дороже ноября). Относительно свежий дизайн, ранее покоривший многих автолюбителей, убедил только 16 татарстанцев — на 14 меньше, чем в 2018-м.

От полного фиаско «британцев» спас флагман марки Range Rover, спрос на него увеличился на 10 до 59 авто. Отметим, что популярность самой дорогой модели в линейке лишь росла в 2016–2019 годах, побив уровень 2015-го и немного не добравшись до пика 2014-го. Входной билет в клуб любителей Range Rover стоит от 7,32 млн, но по капризу клиента при выборе комплектаций SVAutobiography легко удваивается до 14,3 миллиона. Ситуация выглядит даже парадоксально: устойчивый спрос здесь приходится именно на флагман, что, наверное, давно не давало спокойно спать инженерам и маркетологам других производителей. Возможно, конкуренцию Range Rover составит Mercedes со своим внедорожным Maybach.

Родственный Jaguar в Татарстане потерял 19 баллов и остановился на 39 регистрациях. Основной виновник, он же бывший «заводила» марки — первый кроссовер с кошачьим оскалом F-Pace (от 3,73 млн): минус 11 до 18 авто. С пяти до нуля упали продажи модели XF (от 3,55 млн). И один шаг назад до 18 регистраций сделал E-Pace (от 2,78 млн).

Впрочем, не обошлось и без позитива. В Татарстане нашелся (правда, пока в единственном числе) покупатель на свежеиспеченный электрокроссовер i-Pace (от 6,25 млн). Судя по отзывам экспертов, он стал достойным ответом топовым моделям той же Tesla. Хотя, если заглянуть на внутренний рынок Китая и оценить электрические шедевры местных производителей NIO, Xpeng, Geely, BYD, JAC, может закрасться мысль, что главных конкурентов для детища Илона Маска подвезут не Audi, Jaguar или BMW, а представители Поднебесной. Ну как минимум для своего же рынка и тех стран, которые будут лояльно настроены по таможенной политике.

В Татарстане нашелся — правда, пока в единственном числе, покупатель на свежеиспеченный электро-кроссовер i-Pace (от 6,25 млн) В Татарстане нашелся (правда, пока в единственном числе) покупатель на свежеиспеченный электро-кроссовер i-Pace (от 6,25 млн) Фото: © Ирина Калашникова, РИА «Новости»

ДВА СУПЕРКРОССОВЕРА Lambo ПРИЕХАЛО В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ

По традиции уделим внимание редким, но дорогим даже по меркам люксового сегмента «зверям».

На итальянского «быка» Lamborghini Urus пал выбор двух автолюбителей из Казани. И оба авто прикатили в свои гаражи именно в четвертом квартале. Напомним, что в 2018 году у нас припарковался лишь один Lambo. Тем, кто хочет получить в «одном флаконе» шикарный интерьер, убойную динамику — 3,5 секунды до сотни с максималкой на отметке 305 км/ч, отменную управляемость в сочетании с высоким дорожным просветом и полным приводом, придется приготовить минимум 16,5 млн рублей за «базу», но скорее с самыми необходимыми опциями надо выложить от 20 млн рублей за первый superSUV.

Впрочем, если доли секунды в динамике и агрессивный дизайн не во главе угла, а важнее комфорт, то можно присмотреться, как это сделал один татарстанский автолюбитель в 2019 году, к Bentley Bentayga (от 200 тыс. евро) либо, как пара других покупателей, к Rolls-Royce Cullinan (от 500 тыс. евро). Эти изысканные авто подоспели к нам за первые три квартала, на излете года других покупок не было. Покупатели еще двух машин «крылатой марки» предпочли Continental GT (от 14 млн рублей).

В прошлом году до трех единиц против двух в 2018-м вырос в республике спрос на кроссовер Maserati Levante (от 79 тыс. евро). Последний, впрочем, выделяется больше дизайном и по многим характеристикам проигрывает не только вышеотмеченной троице роскошных кроссоверов, но и конкурентам с сопоставимым ценником.

Завершая обзор, еще раз отметим, что лидерам премиального сегмента удалось вырваться вперед благодаря своевременному обновлению модельного ряда и запуску продаж в России, в то время как отстающие испытывали проблемы с официальным стартом сбыта или начинали поставки с не самых востребованных комплектаций. В фокусе рынка, как и последние пару лет, остаются кроссоверы всех мастей; особенность конкретно 2019 года — в большей концентрации на среднеразмерных и компактных моделях.