«Туполев» готовит Казанский авиазавод к таким испытаниям Ту-160, Ту-22М3 и еще проектирующегося ПАК ДА, которые сейчас проводят только на более продвинутых базах. Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают, что это резко поднимает престиж предприятия. Тем временем в Жуковском, где сегодня находится база туполей, опасаются захвата летно-испытательного института бизнесменами. Авиаторы даже написали письмо Владимиру Путину.
«На Казанском авиазаводе развернута программа поэтапной подготовки летно-испытательной станции к максимально полному объему госиспытаний», — сообщил близкий к министерству обороны источник «БИЗНЕС Online»
«ВРЯД ЛИ ПОЯВИТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ГОРОДА»
«На Казанском авиазаводе развернута программа поэтапной подготовки летно-испытательной станции к максимально полному объему госиспытаний, — сообщил близкий к министерству обороны источник „БИЗНЕС Online“. — Планируется, что часть государственных совместных испытаний Ту-160М, Ту-22М3М, а потом и ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации, в будущем должен заменить все нынешние дальние и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы — прим. ред.) военные смогут проводить не в Жуковском, а на летной базе авиазавода». От обсуждения причин такого решения источник уклонился, уточнив лишь, что это, по сути, подготовка предприятия к полному циклу испытаний самолетов, тогда как сегодня там проводят в основном облет ремонтных и модернизируемых боевых машин.
В пресс-службе ПАО «Туполев» подтвердили планы «постепенно наращивать объем летных испытаний на КАЗе», пояснив, что это продиктовано увеличением количества требуемых испытательных полетов Ту-160 и Ту-22М3, загрузкой своей летно-испытательной базы в Жуковском работами по модернизации ракетоносцев Ту-95, а также намерениями постепенно создавать новые компетенции на самом авиазаводе. В пресс-службе подчеркнули, что характеристики взлетно-посадочной полосы (ВПП) и инфраструктуры аэродрома «Борисоглебское» не позволят проводить значительный объем специальных испытаний, которые по-прежнему будут в Жуковском (аэродром «Раменское» Летно-испытательного института им. Громова — ЛИИ), в летно-испытательном центре минобороны и на аэродромах дальней авиации. По всей видимости, имеется в виду длина полосы (в Жуковском она 5,5 км, на КАЗе — 3,3 км). На этот же момент обратил внимание наш источник — он полагает, что такие работы будут проводить в Ахтубинске.
«Вряд ли появится дополнительная опасность для города, — отметил экс-гендиректор КАЗа Васил Каюмов. — Самолеты взлетают и уходят для отработки заданий в зону — в высокие широты, в район Черного моря и так далее»
Словом, Казани надо ждать увеличения количества полетов ракетоносцев с аэродрома «Борисоглебское». И работы еще прибавится, если «Туполев» выиграет объявленный весной 2019 года конкурс на создание среднего военно-транспортного самолета. В нем участвуют «Ильюшин» с Ил-276 и «Туполев» с Ту-330. Ход дела не оглашается. По данным «БИЗНЕС Online», после конкурса эскизных проектов обеим компаниям дали полгода на их доработку…
Несет ли увеличение полетов какую-то опасность для Казани? «Вряд ли появится дополнительная опасность для города, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ экс-гендиректор КАЗа Васил Каюмов — Самолеты взлетают и уходят для отработки заданий в зону — в высокие широты, в район Черного моря и так далее». Такого же мнения придерживается исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев: «Выделяются зоны над безлюдными пространствами, где выполняются полетные задания. И потом плотность застройки Подмосковья тоже немаленькая, но находятся места, где удается с минимальным риском выполнять полеты».
А как же секретность? Ведь вокруг КАЗа уже понастроили многоэтажек, дач и коттеджей. «Сейчас люди с мобильными телефонами вездесущи — и первые полеты большинства новых самолетов фиксируются почти на всех аэродромах, — констатирует руководитель „АвиаПорта“. — Даже первый полет Т50 сняли и выложили в сеть, так что эта часть защиты информации в современном обществе смысла не имеет».
В 2013 Михаил Погосян сообщил, что обновление ВПП открывает перед заводом возможность инфраструктурного роста. Рустам Минниханов в ответ призвал максимально переводить деятельность «Туполева» в Казань
НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ КОПИРОВАТЬ ЖУКОВСКИЙ
Казанский филиал КБ «Туполева» (сегодня в составе КАЗа) испокон веков деятельно участвовал в доводке всех профильных для него машин этой фирмы, а сейчас, когда опытное производство туполей в Москве ликвидировано, опытные самолеты и делают в Казани. Мы уже видели такой Ту-22М3М, в ближайшее время должен взлететь прототип Ту-160М (предположительно, будет три такие опытные машины). Нет сомнений, что и ПАК ДА станут строить здесь. То есть туполевские работы постепенно концентрируются в Казани, и, в общем, логично сосредоточить в столице РТ и испытательную деятельность.
Надо сказать, что мысль о переносе испытаний в Казань возникла давно, примерно в 2011 году, когда задумывалось объединение «Туполева» и КАЗа (состоялось в 2014-м) и началась тотальная реконструкция аэродромной базы завода. В 2013 году на одном из мероприятий в Казани в то время президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян сообщил, что обновление ВПП открывает перед заводом возможность инфраструктурного роста. Президент РТ Рустам Минниханов в ответ призвал максимально переводить деятельность «Туполева» в столицу РТ. Но тогда у КАЗа не хватало некоторых принципиально важных для полноценной испытательной работы вещей, например ангаров (летно-испытательная станция (ЛИС) предприятия, как это ни странно, всегда работала под открытым небом) и стендовой базы.
Сегодня, насколько можно судить по крайним публичным выкаткам самолетов, построили два ангара — для Ту-160 и Ту-22М3
Сегодня, насколько можно судить по крайним публичным выкаткам самолетов, построили два ангара — для Ту-160 и Ту-22М3. Что касается стендов, то они подразумеваются начатой в 2016 году модернизацией завода. На сайте АО «Казанский Гипронииавиапром» (генеральный проектировщик этой программы) как о выполненной работе говорится о проекте реконструкции и технического перевооружения ЛИСа, а также стендовой базы. Уточняется, что многофункциональный испытательный комплекс будет состоять из летающей лаборатории на базе Ту-214 для летной отработки нового оборудования и наземного пункта управления летным экспериментом. И в октябре 2018 года КАЗ поднял в первый полет Ту-214ЛМК — с носом от Ту-160. Заявлено, что это составная часть системы испытаний опытного оборудования, устанавливаемого на модернизируемые и вновь разрабатываемые самолеты, в частности Ту-160 и в перспективе ПАК ДА. Ранее такая работа была прерогативой Жуковской летно-испытательной и доводочной базы (ЖЛИиДБ), которая находится на территории ЛИИ. Кстати, в прошлом году ей исполнилось 70 лет.
Плюс, как полагает Пантелеев, сегодня нет необходимости копировать или перетаскивать в Казань имеющуюся на ЖЛИиДБ технику: «Некоторые вещи не будут воссоздаваться в Казани в том виде, в котором они есть в Жуковском. Например, комплекс наблюдения за полетами, который позволяет получать ключевые параметры не по передаче информации с борта, а замеряя параметры летательного аппарата внешними средствами наблюдения. Сегодня есть возможности по замеру большого количества данных на борту воздушного судна и онлайн-трансляции этих сведений на землю».
В 2008 году на аэродроме «Раменское» решили создать международный аэропорт. В 2016-м новая воздушная гавань заработала
«ОЛИГАРХИ» ВЫЖИВАЮТ ИСПЫТАТЕЛЕЙ?
Нельзя обойти вниманием еще один немаловажный момент — странную ситуацию вокруг ЛИИ. В конце прошлого года 27 летчиков-испытателей подписали письмо на имя президента РФ Владимира Путина в защиту института. Напомним, «Раменское» уже почти 80 лет — летно-испытательная база авиапрома, там находятся испытательные силы всех ведущих ОКБ, а также авиация МЧС. Помимо двух ВПП, это ангары, склады ГСМ, служебные здания. В Жуковском начинали жизнь почти все отечественные самолеты и вертолеты. Также в ЛИИ действует школа летчиков-испытателей.
По мнению авторов письма, готовится ликвидация института, а соответственно, и всех находящихся на его территории испытательных баз. Как писала «Свободная пресса», его могут расчленить на самостоятельные подразделения, перепрофилировать, вывести из госсобственности и начать распродавать оборудование, помещения и земли. И все это будет прикрываться тотальной оптимизацией мощностей ОАК, которую объявил председатель совета директоров ОАК, исполнительный директор авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков.
Но, например, Каюмов предлагает взглянуть на вопрос несколько иначе: «Прагматичный и отстраненный от узкоотраслевых интересов Сердюков деньги считать умеет, и при всех отрицательных вещах положительное в его действиях было, поэтому на обоснованность затрат теперь станут смотреть». Пантелеев говорит, что есть две точки зрения на вопрос: «Первая: у ЛИИ большая инфраструктура, летающие лаборатории, измерительный комплекс, за многие десятилетия накоплен колоссальный и бесценный объем материальных и нематериальных ценностей. Вторая точка зрения говорит о том, что такой объем, конечно, дает определенные возможности, но расходы на поддержание колоссальной инфраструктуры, оплату труда большого количества специалистов и так далее ложатся тяжелым бременем на себестоимость испытаний авиатехники для компаний, производственные площадки которых расположены далеко от Москвы».
В Жуковском начинали жизнь почти все отечественные самолеты и вертолеты. Также в ЛИИ действует школа летчиков-испытателей
«Все может быть — там же полуолигархический аэропорт», — говорит наш источник о причине возможного сворачивания испытательной деятельности в Жуковском. Напомним, в 2008 году, в соответствии с указом президента РФ «О национальном центре авиастроения», на аэродроме «Раменское» решили создать международный аэропорт, мотивируя это некоей будущей синергией гражданской, государственной и экспериментальной авиации. В 2016-м новая воздушная гавань заработала. Ею управляет СП «Рампорт Аэро»: 25% — у ростеховского ТРК «Россия», 52,5% — у «Юнайтед Эйрпортс Менеджмент» (принадлежит голландской компании United Airports Management B.V.), 22,5% — у председателя совета директоров Бориса Алешина (да, тот самый, в прошлом зампред правительства РФ по вопросам промышленной политики, глава АвтоВАЗа, а ныне советник президента ОАК). Заявлено, что к 2020 году пропускная способность терминалов достигнет 12 млн пассажиров в год (сегодня — 4 млн), появятся гостиница, торговый и офисный центры. Завершается строительство международного грузового терминала и авиационного перрона для стоянки грузовых воздушных судов. Как все это будет соседствовать с испытательным аэродромом, непонятно. «Складывается ощущение, что расширение деятельности гражданского аэропорта может войти в противоречие с интересами испытаний», — говорит Пантелеев.
«Наверное, нет дыма без огня, поэтому летчики и обратились к президенту, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ заместитель генерального директора АО „Летно-исследовательский центр“, председатель совета благотворительного фонда „Легенды авиации“ (Жуковский) Михаил Агафонов. — Да, ЛИИ переживает системный кризис, но, как и вся промышленность, и системообразующие предприятия авиапрома вроде ЛИИ и ЦАГИ, несомненно, должны поддерживаться государством. Развалить сложившуюся систему легко, а построить очень сложно. ЛИИ — это сформированные годами уникальные методики летных испытаний и независимый экспертный орган в сертификации создаваемой авиационной техники. Глупо разрушать систему, которая себя оправдывала годами».
Как говорит источник, теперь «Туполеву» и КАЗу необходимо вырастить спецов, которые смогут проводить испытания, или переманить их из Жуковского
КАЗАНИ НЕ ПРИВЫКАТЬ К АВРАЛАМ
И наконец, главное. Как говорит источник, теперь «Туполеву» и КАЗу необходимо вырастить спецов, которые смогут проводить испытания, или переманить их из Жуковского.
Второе вряд ли возможно. «Еще когда только провозгласили создание в Жуковском национального центра авиастроения, было понятно, что это мертворожденный ребенок — никто из Москвы туда не поедет», — проводит аналогию Каюмов. Он считает, что подготовить собственных специалистов можно, но для этого «придется совершить подвиг», а пока большая часть узких спецов могут работать в Казани вахтовым методом.
Примечательную историю по этому поводу «БИЗНЕС Online» напомнил историк авипрома Ильдар Валеев: «В 1935 году приняли решение о строительстве в Казани самолетов ПС-124, но опыта-то у местных не было, кадров не хватало, а в 1938-м первый самолет надо уже сдавать. И в Москве решили прислать в Казань конструкторов из ОКБ Туполева, более 50 человек. Все до одного отказались! Ни уговоры, ни запугивания сотрудников НКВД не помогли. И решили так: едешь в Казань, получаешь под начало молодых конструкторов, учишь их за месяц, принимаешь на комиссии экзамены и едешь домой; не получается за месяц, значит, через два месяца едешь домой; если нужен год — через год. Только таким хитрым образом смогли решить проблему».
По мнению Пантелеева, не все так драматично: «Надо констатировать, что с момента, когда были созданы многие объекты ЛИИ, летный эксперимент существенно изменился, поэтому потребуются люди новых специальностей. А есть ли они в Жуковском в достаточном количестве? Неочевидно. И потом работа в режиме аврала, освоения новых небывалых компетенций — это те условия, в которых Казанский авиазавод работал с 30-х годов, и, понятно, что всегда будут появляться новые задачи, под которые нет готовых специалистов».
В конце концов, концентрация в Казани испытаний авиатехники неизбежно прибавит веса авиазаводу. «Сюда потянутся», — уверен Каюмов. Важно только не обмануть ожиданий этих людей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 175
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.