Можно ли определить жулика, пришедшего за кредитом, как удается поддерживать высокую доходность на фондовом рынке и зачем создавалась «Полезная газета» - народный еженедельник, который никогда не пишет про политику… Обо всем этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал гендиректор Ипотечной финансовой компании, депутат горсовета Набережных Челнов Ринат Нурисламов.
У НАС БЫЛИ КЛИЕНТЫ, КОТОРЫЕ ПОКУПАЛИ «ГАЗЕЛИ», ЗАЛОЖИВ СВОЮ КВАРТИРУ
- Расскажите о том, почему и как была создана «Ипотечная финансовая компания»?
- Изначально мы создали компанию для того, чтобы оказывать услуги по ипотечному кредитованию. Занимались этим до 2009 года, пока не грянул кризис. С одной стороны, прогноз рынка звучал как приговор: пару лет на ипотечном рынке будет невозможно работать. С другой - мы понимали, что сейчас пришло время для того, чтобы диверсифицировать бизнес. В тот момент наша компания расширила свое присутствие на рынке другими видами бизнеса: стали вкладывать деньги в недвижимость. Стали оказывать услуги по потребительскому кредитованию. По сути, это не кредитование в банковском смысле, скорее потребительские кредиты. Сейчас направление нашего бизнеса заключается в том, что мы приобретаем и строим коммерческие объекты недвижимости, сдаем их в аренду, оказываем услуги по финансовому сбережению и управлению и вкладываем в те проекты, которые нам самим кажутся интересными. В частности, в сфере медиабизнеса.
- Почему вы изначально решили заниматься именно ипотечными кредитами? И в чем именно заключался ваш бизнес?
- Если вы помните, с 2005 по 2008 год был бум ипотечного кредитования. Люди очень массово приобретали дома, квартиры в ипотеку. Кто-то приобретал, кто-то закладывал в ипотеку те же дома, приобретая бизнесы, другие активы. У нас были клиенты, которые покупали «Газели», заложив свою квартиру. Тогда фактически мы были кредитными брокерами. У компании был ряд банков-партнеров, от имени которых мы действовали. И в банки мы предоставляли уже готовый набор документов, им оставалось только перепроверить и выдать займ…
НО ГДЕ-ТО У БИЗНЕСМЕНА ДОЛЖЕН БЫТЬ ОФИС, МАЛЕНЬКИЙ ИЛИ БОЛЬШОЙ, НЕ ВАЖНО
- После кризиса вы диверсифицировали ваш бизнес. Как выбирали направления, в которых намеревались развиваться?
- Мы увидели, что после кризиса менее всего пострадал рынок коммерческой недвижимости. Потому что, как бы плохо ни было, бизнес все равно должен где-то размещаться. Бизнес может снизить свои расходы на связь, фонд оплаты труда, на офисные принадлежности, но где-то у бизнесмена должен быть офис, маленький или большой, не важно. Если это производство – какие-то производственные помещения. Он не может находиться под открытым небом, правда? Или в квартирах – сейчас же не 1991 год. То есть коммерческая недвижимость – это такой актив, который даже в случае потери стоимости не обнулится. Что кризис 2008 - 2009 годов и доказал.
Коммерческая недвижимость, в отличие от жилой, в случае потери стоимости, обусловленной рыночной ситуацией, очень быстро восстанавливается. Всегда, при любой рыночной ситуации, есть люди, обладающие определенным капиталом, которые будут заинтересованы в покупке такого актива. Поэтому сегодня мы приобретаем недвижимость в собственность на средства компании, и затем сдаем в аренду. Работаем мы не только на рынке Набережных Челнов, но и Казани, и готовы работать на рынках всех крупных городов России.
МАЛЫЙ БИЗНЕС ЛЮБИТ ПРИБЕДНЯТЬСЯ
- Еще недавно бизнесмены жаловались, что многие офисы, класса А и B, для них неподъемны – ставки высокие. Сейчас как обстоит с этим дело?
- Но в Челнах нет офисов класса А. Арендные же ставки по офисам класса B я считаю вполне нормальными. На самом деле малый бизнес любит прибедняться. Но если у тебя нет денег снять офис, зачем ты вообще пытаешься выйти на рынок? Если ты хочешь заниматься бизнесом, ты должен обладать стартовым капиталом и пониманием, что накладные расходы надо как-то оплачивать. Почему-то в других странах к этому относятся нормально, только у нас считается, что предприниматель должен получать все бесплатно, при этом неплохо зарабатывая. Средние цены по городу сегодня – от 400 до 700 рублей за квадратный метр в месяц. И мы работаем в этом же диапазоне.
- То есть, в Челнах рынок коммерческой недвижимости сейчас настолько пустой, что чуть ли не любой может войти на рынок, и найдет спрос?
- Да. Если кто-то захочет построить здесь нормальный офисный центр и будет продавать помещения, у него их купят. Другое дело, что существующие офисные центры не продают их, к сожалению, по частям. Они или пытаются их продать целиком, или вообще не продают.
А ПОТОМ ПРИЕЗЖАЮТ К КЛИЕНТАМ ЗЛЫЕ ДЯДИ
- Почему одним из своих направлений вы выбрали потребительские кредиты? На рынке сегодня немало банков, готовых выдавать займы населению.
- Потому что не все могут позволить себе получать займ в банке – не отвечают банковским требованиям. Потом банки долго рассматривают возможность выдачи займа. Как бы они не именовали это экспресс-кредитованием, они это делают достаточно долго. Во-вторых, не у всех банков отношение к заемщикам лояльное. Например, есть банки, всем известные, которые быстро дают займ, под высокий процент, но при этом потом приезжают к клиентам злые дяди, которые с заемщиком ведут себя очень некрасиво. Конечно, заемщики зачастую сами виноваты в том, что это происходит. Но мы так со своими клиентами не поступаем. Люди это знают, и выбирают нас.
- Потребительское кредитование вообще очень больной вопрос, как вы знаете. До кризиса был бум потребительских кредитов, часто необеспеченных, рискованных. Сейчас, напротив – многие банки боятся выдавать займы. Вы, когда выходили на рынок, как оценивали свои риски?
- Конечно, в кризис резко вырос невозврат. Нам пришлось ужесточать условия выдачи и обеспечения займов. Практически мы довели их до банковских. Сейчас ситуация другая. Мы разработали более эффективную систему оценки платежеспособности заемщика, да и заемщики стали увереннее - вместо того, чтобы портить себе биографию, они выплатят займ. Ситуации хронического и панического безденежья сегодня нет.
КУДА ХОДЯТ ИСКУСНЫЕ ЖУЛИКИ
- Какие условия выдачи займов в вашей компании?
- Если это постоянный клиент, то мы сильно не нагнетаем момент по обеспечению. Если нет, то мы просим двойное обеспечение каким-либо имуществом или серьезного поручителя, если сумма очень большая. Выдаем займы под 4 - 5 процентов в месяц. С банками я бы их не сравнивал. Объясню, почему. Например, человек занимается продажей шуб. Перед началом сезона продаж он прогнозирует большой спрос. Если предприниматель обратится в банк, займа может ждать больше месяца. За это время его конкуренты уже привезут товар. Он приходит к нам – и через два дня мы выдаем деньги, через неделю он уже продает товар. А через месяц у него достаточно средств, чтобы вернуть заем. Наша компания может выдать денежные средства хоть на неделю, хоть на год.
- То есть ваша система оценки клиентов позволяет вам изучить их за два дня. Если такая система оценки возможна, почему банки этим не занимаются?
- Я тоже хочу у них об этом спросить (улыбается). К тому же, кому не очень нужны деньги, такие клиенты за долгий срок выдачи сами отсеются. Отсеются и жулики или мошенники. Мошенников же сразу видно: им нужны деньги прямо здесь и сейчас. Определить такого можно по манере, стилю поведения, по тому, как он говорит, по другим отличительным чертам. Бывают и реально искусные жулики, но они к нам не придут, они придут в крупный банк.
- Какова доля вашего бизнеса идет на потребительские займы?
- Треть средств мы вкладываем в активы, недвижимость. Треть средств в резервном фонде – в «Тройке Диалог». И, наконец, часть средств находится в постоянном обороте.
АМЕРИКАНЦЫ ПОПАЛИ В ЛОВУШКУ СОБСТВЕННОЙ ЖАДНОСТИ
- Вы следите за тем, сколько выдаете? Просто есть горький опыт американских банков, навыдававших множество необеспеченных займов…
- Американские банки попали в ловушку собственной жадности. Они имеют доступ к дешевым деньгам, ничем не обеспеченных, кроме печатного станка США. Во-вторых, банки имеют доступ к сенату, к законам, ослабляющим требования к банковскому обеспечению, чего у нас в России нет. И они выдавали средства, которые им не принадлежат, под дешевые проценты, на долгий срок, людям, не способным эти займы обеспечить. Думаю, если бы в американской финансовой системе была бы такая ситуация, как у нас в компании, Америка еще долго бы сохраняла финансовую стабильности и доминирование в мире.
- Каков, на ваш взгляд, процент необеспеченных займов сегодня на рынке в Татарстане, в Челнах? После кризиса он снизился, а сейчас?
- Был невысокий еще недавно. Но в последнее время потихоньку рынок разгоняется в сторону необеспеченных займов. Когда все хорошо, у людей жадность начинает перебарывать страх. Это и хорошо - в том смысле, что подстегивает экономический рост. Жадность - это вообще основной двигатель экономического роста. С другой стороны, это часть экономического цикла: рост, стагнация, падение. И каких-то сдерживающих факторов по выдаче необеспеченных займов почти нет.
- Вашу компанию что сдерживает от выдачи таких займов?
- Благоразумие собственников компании. У любого финансового института на таком рынке есть невозврат. В нашем случае он не превышает 10 процентов.
- Вы сказали, что в ряду новых направлений бизнеса ваша компания также стала предоставлять услуги по финансовому сбережению и управлению и вкладываться те проекты, которые вам кажутся интересными. Не могли бы рассказать поподробнее?
- Этот наш инструмент больше связан с сохранением средств. Мы вкладываем их в ценные бумаги: облигации, акции, бумаги, обеспеченные драгоценными металлами. Для того, чтобы средства, временно находящиеся у нас в свободном обороте, не простаивали, а показывали определенную доходность. Это своеобразная подушка безопасности. Мы работаем с компанией «Тройка Диалог», через которую размещаем свои средства на фондовом, финансовом и товарных рынках. Быть партнером «Тройки Диалог» - это большая честь для нас. Это серьезная компания, и она себе в партнеры кого попало не берет. Мы также прошли у них определенную проверку надежности, и теперь партнеры.
НА ВСЮ ПЛАНЕТУ ОДИН ЦУКЕРБЕРГ И ОДИН БИЛЛ ГЕЙТС
- В числе открытых вами проектов есть «Полезная газета». Почему вдруг решили заняться этим?
- Это интересно и весело! И мы увидели в этом определенный экономический интерес. В городе нет газеты, которая отвечала бы на вопросы рядовых жителей. «Полезная газета» - это такой народный еженедельник, где не пишут про политику, республиканскую или городскую. Мы пишем про вещи, которые реально интересны простым людям: текущие трубы, общественный транспорт, проблемы с турагентствами, риэлторами…
- Вы недавно создали «Лигу дела». Что это за организация и почему вы решили ее организовать?
- В «Лигу Дела» может прийти любой человек и с любой проблемой, даже за консультацией юриста. Наша задача - найти необходимый ресурс для решения проблемы, оказать консультационную помощь. «Лига дела» проводит социальные мероприятия: дни дворов, детские праздники… Для пенсионеров устраиваем курсы компьютерной грамотности. Для молодежи есть специальная программа «Путь к успеху» - это тренинги для ребят, встречи с известными людьми, представителями бизнеса, помощь в трудоустройстве.
- На какие средства существует организация?
- На деньги ее создателя, то есть меня и моих партнеров. Но зачастую деньги не играют определяющей роли. Часто партнеры помогают нематериально. Когда занимаешься бизнесом, превращаешься в определенную машину, которая думает о конкретных вещах, оперируя конкретными понятиями. И если ты выходишь за рамки, то имеешь дело с риском, который в одном случае из ста приведет к успеху, если ты креативно мыслишь. А в 99 процентах случаев ты вылетаешь в трубу, так как твое креативное мышление никому не нужно. На всю планету один Цукерберг или Билл Гейтс. Найти себя и самореализовать можно как раз в таких проектах, как «Лига дела», которые, может, и поглощают определенные ресурсы и требуют внимания, но зато дают духовную реализацию.
- До «Лиги дела» вы избрались в горсовет. Занялись деятельностью, тоже, собственно, с бизнесом ничего общего не имеющей. Зачем «пошли в политику»?
- Когда я раньше видел депутатов в горсовете, это было достаточно унылое зрелище. Я считаю, что нужно менять ситуацию в лучшую сторону. Довольно часто мы с моими коллегами в горсовете раскачиваем острые проблемы, которые до этого годами не решались!
- Почему вообще решили заняться бизнесом?
- Хотелось реализоваться, как личность. В бизнесе это можно двумя путями: создать что-то свое или сделать карьеру, добравшись до верха. Я решил, что делать карьеру - уныло и долго. Поэтому и открыл свою компанию.
- При таком жестком графике остается у вас время на семью, на хобби?
- «Лига дела» - мое хобби. На семью время остается, но, к сожалению, не так много, как хотелось бы.
- Какая у вас главная цель в жизни?
- Чтобы не было стыдно перед моими детьми. Я считаю, прожить жизнь надо так, чтобы дети на тебя равнялись.
Сергей Афанасьев
|
Визитная карточка руководителя Нурисламов Ринат Фларитович, гендиректор ООО «Группа компаний «ИФК» Визитная карточка компании ООО «Группа компаний «ИФК» Дата создания: 5 марта 2007 года |
На правах рекламы
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.