Ленар Габдурахманов: «У нас же не должно быть двоякого толкования закона: если для одних сделали ограничение, то можно сделать и для других» Ленар Габдурахманов: «У нас же не должно быть двоякого толкования закона: если для одних сделали ограничение, то можно сделать и для других» Фото: Сергей Елагин

«РЕБЯТА, БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ — Я ВЕЗУ ДЕТЕЙ!»

— Обсуждается ограничение скоростного режима при перевозке в салоне автомобиля детей. Но тогда машины будут вынуждены двигаться с разной скоростью. Вы не считаете, что такая мера только повысит аварийность?

— У нас есть легковые автомобили с прицепом, их скорость вне населенного пункта ограничена 70 километрами в час, в населенных пунктах — 50. Почему же машины, которые перевозят детей, могут как-то помешать движению? Да, таких автомобилей гораздо больше, но у нас же не должно быть двоякого толкования закона: если для одних сделали ограничение, то можно сделать и для других. Я уж не говорю про грузовики, у которых порог разрешенной скорости на 20 километров в час меньше. 11 детей у нас погибли, будучи пассажирами! Родители их посадили, пристегнули, и от них уже ничего не зависело.

Инициативы по поводу безопасности перевозки детей очень активно обсуждаются на федеральном уровне. На них я остановлюсь подробнее. Во-первых, выделение автомобиля с детьми из общего потока. Считаю, что это просто необходимо. Не зря в постановление правительства №1177 внесли изменения о том, что на автобусы, которые перевозят детей, маяк желтый надо ставить, чтобы автобус был отчетливо виден другим участникам дорожного движения даже в темное время суток. «Ребята, будьте внимательны — я везу детей», — маяк значит именно это. Мы считаем, что автомобили, перевозящие детей, тоже должны обозначаться определенным образом. Необходимо утвердить конкретный знак, который четко дает всем понять, что ты везешь ребенка. И на лобовом стекле этот знак должен быть, и на заднем. 

«В постановление правительства №1177 были внесены изменения о том, что на автобусы, которые перевозят детей, маяк желтый надо ставить, чтобы автобус был отчетливо виден другим участникам дорожного движения даже в темное время суток» «В постановление правительства №1177 внесли изменения о том, что на автобусы, которые перевозят детей, маяк желтый надо ставить, чтобы автобус был отчетливо виден другим участникам дорожного движения даже в темное время суток» Фото: «БИЗНЕС Online»

Во-вторых, ограничение скорости автомобиля с детьми. У автобусов, которые перевозят детей, есть ограничение по скорости — не больше 60 километров в час. Почему эти правила распространяются на групповые перевозки детей, а на автомобили, которые везут двух-трех детей в салоне, нет? В обоих случаях должно быть четкое понимание того, что это не просто транспортное средство. Мы считаем, что нужно ограничивать скорость, по крайней мере вне населенных пунктов.

В-третьих, вопрос 50-процентной скидки. У нас есть составы преступлений, на которые эта скидка не распространяется, например на управление в нетрезвом состоянии. Мы считаем, что за нарушение правил перевозки детей, в том числе в легковом автомобиле, тоже надо отменить 50-процентную скидку. Это правонарушение умышленное — ведь когда ты везешь ребенка без кресла, прекрасно понимаешь, что нарушаешь закон. И если уровень правосознания у человека низкий, то должен срабатывать другой уровень — осознание того, что за нарушение ты должен штраф платить.

В-четвертых, сейчас есть статья 5.35 о безопасности детей до 16 лет. Если ребенок не старше 12 лет перешел дорогу в неположенном месте, он не подлежит ответственности ввиду своего возраста, поэтому ответственность за него несут родители — штраф 500 рублей. В текущем году нами был разработан новый алгоритм действий сотрудников полиции при выявлении несовершеннолетних нарушителей ПДД, согласно которому вместе с информационной карточкой «СТОП — твоя жизнь в опасности!» направляется информация в подразделение по делам несовершеннолетних. Добавлю, что по результатам рассмотрения материала комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав возможна такая мера воздействия, как постановка на профилактический учет.

Но это необязательно должен быть штраф. Я вообще считаю, что всем участникам дорожного движения, нарушившим ПДД, — и водителям, и пешеходам — нужно не только штраф заплатить, но и, например, прослушать лекцию о правилах дорожного движения — не на дороге, а в зале, где собрали всех нарушителей. И штраф считается только тогда оплаченным, когда человек получит отметку, что эту лекцию посетил. Считаю, данная мера будет очень эффективной! Предупреждение — и лекция в назначенное время.

«За нарушение правил перевозки детей, в том числе в легковом автомобиле, надо отменить 50-процентную скидку. Это правонарушение умышленное — ведь когда ты везешь ребенка без кресла, ты прекрасно понимаешь, что нарушаешь закон» «За нарушение правил перевозки детей, в том числе в легковом автомобиле, надо отменить 50-процентную скидку. Это правонарушение умышленное — ведь когда ты везешь ребенка без кресла, прекрасно понимаешь, что нарушаешь закон» Фото: © Александр Уткин, РИА «Новости»

— Лекции — ваша мечта или об этом разговоры уже идут?

— Обсуждение уже идет. Во многих европейских странах и в США есть такая практика лекций. На следующий год мы будем предлагать эту норму на федеральном уровне.

— Вернемся к детям: какие еще правила по их безопасности на дороге можно было бы ввести?

— По светоотражающим элементам. Что получается: если ты их не носишь вне населенного пункта, то тебя оштрафуют на 500 рублей, а если это делаешь в городе, то тебе ничего не будет, только порекомендуют носить. Мы считаем, что это неправильно: светоотражающие элементы надо носить всегда и везде.

— Я как автомобилист люблю ругать пешеходов, которых не видно ночью и в сумерках. Чтобы подать пример другим, прицепил небольшой светоотражающий значок себе и супруге. ГИБДД проводит очень много разных акций, но это направление часто остается без внимания. Не планируется ли акций по раздаче специальных светоотражающих ленточек, наклеек и т. п.? (Ильгизар.)

— Мы пробовали разные способы! Даже специальную краску наносили на одежду пешеходов, которые ночью шли вдоль трассы. Но краска — это неэффективно при свете фар. Другое дело — наклейка на одежду. Мы посмотрели, что продается в магазинах: ни один взрослый на себя это никогда не наклеит. Разве вы себе наклеите на спину огромный светящийся смайлик? Поэтому мы сегодня прорабатываем вопрос, чтобы в магазинах появились светоотражающие полоски, которые можно было бы приклеить на любое место одежды — на рукав, обувь и так далее. Хорошо, что ряд производителей одежды и обуви уже выпускает продукцию с такими полосками. Они понимают, что за этим будущее. Но, к сожалению, их не так много, как хотелось бы, основная масса людей ходит без светоотражающих элементов на одежде. Из 17 ДТП, которые произошли за сутки по республике, 10 наездов на пешеходов! Сейчас ночью дорога и обочина — черные, фары заляпаны грязью, человек в черном идет — его не видно, и совершается ДТП…

«Из 17 ДТП, которые произошли за сутки по республике, 10 наездов на пешеходов! Сейчас ночью дорога и обочина — черные, фары заляпаны грязью, человек в черном идет — его не видно» «Из 17 ДТП, которые произошли за сутки по республике, 10 наездов на пешеходов! Сейчас ночью дорога и обочина — черные, фары заляпаны грязью, человек в черном идет — его не видно» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Почему нельзя ввести уроки с экзаменом по ПДД в школе? За несколько лет выучат, как «Отче наш»… (Ильгизар.)

— Я благодарен этому читателю и всем тем, кто придерживается того же мнения. Про ЮИД я говорил не просто так. Чем больше мы начнем давать знаний ПДД в школе, тем будет лучше для всех. На бумаге, казалось бы, все хорошо, но если посмотреть, как это происходит на самом деле, ситуация не столь радужная. По отчетам, у нас 1,4 тысячи отрядов ЮИД, в них обучаются 18 тысяч детей. Но я склонен подвергать эти данные сомнениям…

В Швейцарии детей к велосипедам допускают. И есть идея внедрить это у нас на республиканском уровне. Для того чтобы ребенок смог сесть за руль велосипеда, он должен получить соответствующие знания, сдать в школе экзамен и получить заветную книжку о том, что он имеет право ездить на велосипеде по дорогам общего пользования. Велосипед ведь может выехать куда угодно, на самую оживленную трассу. У нас два ребенка погибли на велосипедах по собственной неосторожности!

А отряды ЮИД нужны не только для того, чтобы на соревнованиях выступать, а чтобы вовлечь большое количество детей в изучение основ безопасности дорожного движения. На федеральном уровне все это понимается, и в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» направлению ЮИД уделяется особое внимание. Более того, мы хотим связать ЮИД с картинговым движением.

— Было бы логично включить в школьную программу урок по ПДД, как считаете?

— Это надо делать обязательно!

«Чем больше мы будем давать знаний ПДД в школе, тем будет лучше для всех» «Чем больше мы начнем давать знаний ПДД в школе, тем будет лучше для всех» Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

 «ТОНИРОВКА — ЭТО СОЗНАТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ ПДД»

— Поступило два противоположных вопроса о тонировке: «Депутаты Госдумы от ЛДПР внесли в нижнюю палату парламента законопроект, предлагающий отменить штрафы за тонировку стекол на транспортном средстве. А вы недавно облаву провели за тонировку. Вы можете доказать, что тонировка провоцирует ДТП?» (Марат Ибатуллин.) «Почему перестали бороться с тонированными автомобилями? За последний год количество тонированных увеличилось в разы! Нужен контроль со стороны ГИБДД, которого почему-то на дорогах Казани все меньше». (Марат.)

— Честно говоря, к тонировке я отношусь крайне негативно. Объясню почему: тонировка — это сознательное нарушение ПДД, нанесение пленки — показатель отношения человека к правилам.

Депутат не предлагает убрать тонировку из ПДД, а только отменить штраф. Но если мы убираем лишь штраф, само-то правонарушение остается, в ПДД-то написано, что такого делать нельзя — приложение 7.13. Это как опасное вождение — оно везде прописано, а штрафа за него нет. И вот мы несколько материалов пишем, собираем их: не включил поворотник, неправильно перестроился и тому подобное. То же самое может быть и с тонировкой.

— А на аварийность тонировка влияет или нет?

— Конечно, влияет! Другими словами, тонировка — это техническая неисправность транспортного средства, при которой эксплуатация запрещена. Если такой автомобиль попадает в ДТП, то тонировка считается сопутствующим нарушением. Вечером 25 июня на автодороге Казань — Оренбург водитель тонированного автомобиля сбил насмерть пешехода. У него даже лобовое стекло было тонированным! Темно на улице, а он еще ничего не видит в свое стекло. Второе — когда мы выезжаем со второстепенных дорог, смотрим в свое боковое стекло, а если в него ничего не видно из-за тонировки, то выезжаем и провоцируем ДТП. И статистика по тонировке есть: произошло 48 ДТП, в которых погибли 7 человек и 56 пострадали. Наверное, по сравнению с общим числом погибших (277) четыре — цифра не очень большая. Но водители, которые тонируют машины, всем своим видом показывают пренебрежение к закону. У нас 99 водителей, которые тонировали свой автомобиль 10 и более раз! Мы его ловим — растонирует, а потом опять тонирует! В этом году выявили тонировки практически в два раза больше, чем за предыдущий период, — 34 тысячи.

«У нас 99 водителей, которые тонировали свой автомобиль 10 и более раз! В этом году мы выявили тонировки практически в два раза больше, чем за предыдущий период, — 34 тысячи» «У нас 99 водителей, которые тонировали свой автомобиль 10 и более раз! В этом году мы выявили тонировки практически в два раза больше, чем за предыдущий период, — 34 тысячи» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Тонируют больше или вы активнее в этом направлении стали работать?

— У нас нет облав исключительно на тонированные автомобили. Стали больше тонировать. Раньше запрещали эксплуатацию путем снятия госномеров и восстановить его нельзя было — машину заново приходилось регистрировать. К сожалению, сейчас убрали этот рычаг, за данный вид правонарушения предусмотрен лишь штраф в размере 500 рублей, и у нарушителя имеется возможность оплатить его со скидкой, что не является действенной мерой для изменения сложившейся ситуации. Сейчас в КоАП РФ есть статья 19.3 («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» — прим. ред.). Алгоритм действий следующий: при выявлении данного правонарушения сотрудником полиции водителю выдается требование о прекращении противоправных действий и запрещается дальнейшая эксплуатация транспортного средства до устранения причины задержания. При невыполнении законного требования сотрудника полиции принимаются меры административного воздействия по вышеуказанной статье. При рассмотрении данных правонарушений в суде применяется такая санкция, как административный арест. За этот год было оформлено 28 материалов по этой статье — вплоть до ареста водителя, и суды с нашей позицией полностью согласны.

— Какая тонировка опасна?

— Есть четкое понимание, когда из легкой тонировка превращается в нарушение — более 30 процентов тонировки. Эта цифра была опытным путем определена. И нарушение мы на глазок не оформляем: у каждого сотрудника есть прибор.

«У нас нет «лимита» на количество совершаемых нарушений. Получается, если платишь штрафы, то можешь нарушать неограниченное количество раз» «У нас нет лимита на количество совершаемых нарушений. Получается, если платишь штрафы, то можешь нарушать неограниченное количество раз» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ, ЧТО НЕЛЬЗЯ НАРУШАТЬ БЕСКОНЕЧНО»

— Читатель в комментариях высказал такое мнение: «Остановит лихачей введение балльной системы, как в СССР и ранней России. Превышение скорости — от 1 до 3 баллов, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу — 5 баллов. Набрал за год более 15 баллов, отдал водительское удостоверение — и на пересдачу плюс штраф тысяч 50». А вы как считаете?

— К балльной системе я отношусь положительно, но не считаю, что это надо делать по аналогу с СССР, поскольку очень многое изменилось: в Союзе не было автоматической фиксации нарушений и электронных баз данных водителей, не существовало такого количества машин. Сегодня в ряде статей есть понятие «повторность нарушения», и за это предусмотрено лишение права управления транспортным средством, например за выезд на встречную полосу в неположенном месте. Но у нас нет лимита на количество совершаемых нарушений. Получается, если платишь штрафы, то можешь нарушать неограниченное количество раз, к примеру, если их регистрирует фото- и видеофиксация. Считаю, по таким нарушениям, как, например, невключение фар или поворотника, тоже должна быть своя «повторность» — пять раз ничего не сделали, а на 6-й раз накажут обязательно. Водители должны усвоить, что нельзя нарушать бесконечно, даже если ты платишь штрафы вовремя.

— Возможность введения балльности обсуждается в ваших кругах?

— В 2013-м депутатом от «Единой России» Вячеславом Лысаковым был внесен законопроект о введении балльной системы. Проектом федерального закона №226369-6 от 20.02.2013 года предлагалось дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 12.38 в следующей редакции — «Систематическое нарушение водителем (собственником) транспортного средства правил дорожного движения». В настоящее время данный вопрос находится в работе.

«Самый массовый пешеходный переход, по которому люди будут ходить, — это всё-таки наземный. Поэтому задача — как можно лучше его обезопасить» «Самый массовый пешеходный переход, по которому люди будут ходить, — это все-таки наземный. Поэтому задача — как можно лучше его обезопасить» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Очень много аварий происходит на пешеходных переходах. Жириновский предложил убрать зебры, а переходы обустроить под или над дорогой. Но это дорого и долго. А как вы видите решение данной проблемы? (Ирина А.)

— На правительственной комиссии, которая состоялась 24 октября текущего года, эту проблему я поднимал отдельно. К сожалению, сегодня человек на пешеходном переходе не всегда может чувствовать себя в полной безопасности. Что касается предложения Жириновского: не везде мы сможем сделать подземные переходы из-за коммуникаций, а эффективность надземного пешеходного перехода, к сожалению, невысокая. Надземный пешеходный переход стоит существенных денег, а люди нечасто ими пользуются. Поэтому самый массовый пешеходный переход, по которому народ станет ходить, — это все-таки наземный. Поэтому задача — как можно лучше его обезопасить. Если дорога третьей категории, то по ГОСТу достаточно разметки и знака. Но этого явно недостаточно.

Поэтому, считаю, самая эффективная мера — преобразование нерегулируемого пешеходного перехода в регулируемый. Это и вызывные светофоры, и просто светофоры с фазой для пешеходов, когда только людям горит зеленый свет, а всем остальным — красный. Помимо этого, там, где подобное может повлечь заторы, применяются светофоры с небольшим замедлением — когда загорается красный для автомобилей, зеленый для пешеходов включается не сразу, а через 5–7 секунд, чтобы автомобили смогли совершить поворот. В прошлом году в Казани мы оборудовали 29 таких светофоров и 6 с вызывным устройством.

Если нет возможности поставить светофор, то нужно совмещать пешеходный переход с искусственной неровностью, которую в народе называют «лежачим полицейским». У водителя в конце концов должен выработаться рефлекс, что перед нерегулируемым пешеходным переходом всегда надо приостанавливаться. Хотя бы для того, чтобы поберечь свою машину. В прошлом году 62 перехода мы совместили с неровностями, и на них не было зафиксировано ни одного наезда, что говорит об их эффективности. Но не везде можно делать искусственные неровности, например на магистральных и федеральных дорогах. Поэтому надо сделать так, чтобы пешеходный переход был максимально виден — и знаками его выделить, и освещением. В прошлом году совместно с балансодержателями таким образом мы оборудовали 138 переходов.

Да, к сожалению, иногда делаем работу над ошибками. Например, на проспекте Ибрагимова сбили маму с дочкой, и в том месте мы поставили вызывной светофор. Но мы же не знаем, сколько ДТП предотвратили на пешеходных переходах, оборудовав их.

«После установки ограждений в Казани количество ДТП с пешеходами, которые переходят дорогу в неположенном месте, снизилось более чем на 13 процентов» «После установки ограждений в Казани количество ДТП с пешеходами, которые переходят дорогу в неположенном месте, снизилось более чем на 13 процентов» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А шумовые полосы где наносятся?

— Либо в местах концентрации ДТП, либо перед опасными участками. В прошлом году оборудовали 68 таких полос.  

— ГИБДД должна поднять вопрос о недопустимости заборов на дорогах. Это бессмысленно, так как создает большую опасность для пешеходов при наезде автомобиля на скорости, сужает тротуар и сильно портит облик города. (Rustem, Тимур.)

— Ограждение сделаны для того, чтобы пешеходы не перебегали дорогу где попало. После установки ограждений в Казани количество ДТП с пешеходами, которые переходят дорогу в неположенном месте, снизилось более чем на 13 процентов. Да, заборов стало много, но я считаю, что любое техническое сооружение, которое поможет избежать ДТП, — нужное и важное. В ПДД указано, в каком месте должно ставиться ограждение, и эти нормы выполняются. И дальше будем работать в данном направлении, не ограничиваясь одной Казанью.

— Почему в Казани именно в этом году установлено так много заборов вдоль дорог?

— По программе «Безопасные и качественные дороги» Казани выделили существенные средства. А кроме качественных дорог, еще должны быть технические средства безопасности.   

«В ПДД указано, в каком месте должно ставиться ограждение, и эти нормы выполняются. И дальше будем работать в этом направлении, не ограничиваясь одной Казанью» «В ПДД указано, в каком месте должно ставиться ограждение, и эти нормы выполняются. И дальше будем работать в данном направлении, не ограничиваясь одной Казанью» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НА ПЕШЕХОДОВ СОСТАВЛЕНО БОЛЕЕ 60 ТЫСяч МАТЕРИАЛОВ ЗА 10 МЕСЯЦЕВ 2019 ГОДА»

— Почему не наказываете пешеходов, которые переходят дорогу в неположенном месте? Они создают аварийные ситуации, а винят только водителей авто. (Ленар.)

— Ответственность за нарушение ПДД пешеходами предусмотрена, за 10 месяцев текущего года на пешеходов было составлено более 60 тысяч материалов.

— Почему ГИБДД не наведет порядок на перекрестках, которые оккупировали пешеходы с протянутой рукой, передвигаясь (как правило) на костылях или в инвалидных креслах в потоке между автомобилями? Они создают аварийную ситуацию. (Алексей Насыров.)

— Действительно, вопрос с попрошайками на проезжей части дороги актуален для крупных перекрестков Казани, так как данная категория граждан подвергает опасности жизнь и здоровье участников дорожного движения. Однако нахождение пешехода на проезжей части — это нарушение, за которое может быть наложен административный штраф, но не более того. Сотрудниками ГИБДД совместно с другими службами принимаются меры по исключению нахождения вышеуказанных граждан на перекрестках и проезжих частях, но действующее законодательство не позволяет нам задерживать этих лиц. И ничто им не мешает после нашего отъезда опять выйти на данный перекресток.

— Слишком много светофоров в Казани. Безопасность — это одно, но и о пропускной способности улиц надо думать. Еще Рифкат Минниханов говорил о внедрении системы типа «Умный город», когда зеленый свет загорается волной, чтобы под нее можно было подстроиться и ехать без задержек. Что-то не видно, чтобы внедрили. Или я делаю что-то не так? С какой скоростью надо ехать по городу, чтобы попасть в зеленую волну? (Дамир Мусин.)

— Что такое автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД)? Проще говоря, это светофоры с датчиками, которые считают количество транспорта. В зависимости от количества автотранспорта на дороге в данный отрезок времени светофор выстраивает режим красного и зеленного сигналов. Из 403 перекрестков, оборудованных светофорами, в АСУДД в Казани сегодня работают 143, и они в основном в центре города. Каждый светофор в этой системе работает не обособленно, а в связке с другими: сам посчитал количество автомобилей и передал данные следующему светофору. Что касается вопроса, с какой скоростью надо ехать, чтобы попасть в «зеленую волну», отмечу, что необходимо двигаться с такой скоростью, которая регламентирована правилами дорожного движения, — не превышающей установленную в населенном пункте. У АСУДД нет задачи делать «зеленую волну» для кого-то, их цель — максимально быстро разгружать перекрестки.

«Ответственность за нарушение ПДД пешеходами предусмотрена, за 10 месяцев текущего года на пешеходов было составлено более 60 тысяч материалов» «Ответственность за нарушение ПДД пешеходами предусмотрена, за 10 месяцев текущего года на пешеходов было составлено более 60 тысяч материалов» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Читатель спрашивает: «Почему вызывные светофоры не работают в системе с обычными? Десяткам водителей порой приходится останавливаться, чтобы пропустить одного пешехода, а потом стоять на следующих далее светофорах, потому что время проезда коридора истекло. Нельзя ли настроить систему так, чтобы пешеходов немного накопилось на обочине?»

— Вызывные светофоры не включают красный свет немедленно, а через определенную паузу, чтобы автомобилисты успели среагировать. За это время и скапливается какое-то количество пешеходов. В АСУДД вызывные светофоры мы не можем подключить, потому что там паузы считают датчики, а здесь ими руководят пешеходы в произвольном порядке.    

— В Елабуге сделаны высокие, неудобные «лежачие полицейские», они портят машины. Кто за это отвечает? И имеются ли стандарты, какими они должны быть? В этом году при въезде в четвертый микрорайон установили «лежачих полицейских», и только через несколько дней был выставлен знак, их предупреждающий. Сколько машин из-за этого пострадало! Разве так нужно делать? (Гумер.)

— Любые внесения изменений в организацию дорожного движения возложены на владельцев дорог, в частности, местные дороги в Елабуге находятся в ведении Елабужского исполкома. Но ГИБДД не остается в стороне от проблем и решений, направленных на профилактику ДТП. Проверяются все параметры по установке искусственных неровностей, которые отражены в ГОСТ Р 52605-20066, а именно: максимальная высота гребня может достигать 7 сантиметров, а длина неровности — до 12,5 метра. Обязательно должны быть предупреждающие знаки и определенная разметка на самой неровности. В случае выбора скоростного режима, установленного знаками, никакого ущерба машине не наносится. Но уж если нами будут выявлены несоответствия ГОСТа, то в таких случаях выдаем предписание на их устранение. Если ваши читатели встречают искусственные неровности, выполненные с нарушением, прошу сообщить нам их местонахождение.

«В штате управления ГИБДД имеется контрольно-профилактический отдел, сотрудники которого в первую очередь занимаются профилактикой и предотвращением коррупционных правонарушений» «В штате управления ГИБДД имеется контрольно-профилактический отдел, сотрудники которого в первую очередь занимаются профилактикой и предотвращением коррупционных правонарушений» Фото: «БИЗНЕС Online»

 «ВОЗБУЖДЕНО 42 УГОЛОВНЫХ ДЕЛА ПО ФАКТАМ ДАЧИ ВЗЯТОК СОТРУДНИКАМ ГИБДД»

— Знают ли сотрудники вашего подразделения, как действовать при остановке транспорта под управлением пьяного судьи, прокурора, следователя, главы администрации, мэра города и так далее (список неограничен)? Не боятся ли они действовать в этом случае по закону? (Айрат Ф.)

— Все мы знаем, что есть граждане, имеющие определенный статус, в том числе это работники прокуратуры и судов. При совершении ДТП с участием данных лиц сотрудником ГИБДД принимаются соответствующие меры. Если за рулем оказался пьяный, то принимаются меры для прекращения движения данного автомобиля. Поскольку прокуроры и судьи обладают неприкосновенностью, материал на них мы не составляем, а пишем рапорт, который направляем в прокуратуру, — для принятия мер прокурорского реагирования. В отношении работников прокуратуры происходит то же самое, только рапорт направляем в вышестоящее структурное подразделение прокуратуры. Все это четко прописано в административном регламенте, утвержденном приказом МВД России от 23.08.2017 года №664 (п.п. 291, 299, 303, 304 административного регламента ГИБДД).

А вообще, у судей отношение к любым штрафам очень болезненное, даже по автофиксации, ведь каждый судья назначается на должность президентом страны. А перед назначением работает аттестационная комиссия. Это касается и работников прокуратуры. Для них штраф или рапорт — очень серьезная ответственность. 

— Понимая все это, не угрожают ли они вашим сотрудникам, чтобы избежать наказания и последствий?

— Если человек угрожает агрессивно или пытается подраться — на это существует статья. А на каждом нашем сотруднике есть приборы фото- и видеофиксации, и любое действие работника суда или прокуратуры фиксируется. Но я не помню, чтобы какие-то противоправные ситуации возникали.  

«К сожалению, с давних пор в обществе сложилось мнение, что практически каждый гаишник — взяточник» «К сожалению, с давних пор в обществе сложилось мнение, что практически каждый гаишник — взяточник» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Общеизвестно, что чем строже наказания за нарушения ПДД, тем больше взятки гаишникам. Решен ли в вашем ведомстве вопрос с коррупцией сотрудников? Как вы боретесь с этим явлением? (Марина Киселева.)

— К сожалению, с давних пор в обществе сложилось мнение, что практически каждый гаишник — взяточник. Но никто не может быть обвинен в преступлении иначе, как по приговору суда.

Борьба с коррупцией остается важным направлением в деятельности МВД. Предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, обеспечиваются оперативно-разыскной частью собственной безопасности МВД. Кроме того, в штате управления ГИБДД имеется контрольно-профилактический отдел, сотрудники которого в первую очередь занимаются профилактикой и предотвращением коррупционных правонарушений. Это прежде всего проверки организации несения службы личным составом, анализ записей видеорегистраторов патрульных автомобилей, экзаменационных классов, выявление и пресечение случаев страхового мошенничества, взаимодействие со страховыми компаниями и другими правоохранительными органами, мониторинг интернет-ресурсов.

Нужно четко понимать, что порядочность сотрудника зависит в первую очередь от него самого. Несмотря на то что сотрудники ГИБДД подвержены коррупции, в текущем году они самостоятельно выявили уже 53 факта дачи взятки, за аналогичный период прошлого года их было 52. Уголовный кодекс четко прописывает ответственность граждан за дачу взятки должностному лицу. В текущем году было возбуждено 42 уголовных дела по фактам дачи взяток сотрудникам Госавтоинспекции.

Сотрудники Госавтоинспекции — это на 90 процентов люди с высшим образованием, и не надо думать, что стоящий на дороге наш работник — гаишник, который ничего не понимает. Это высоконравственные люди, которые в том числе совершают огромное количество хороших поступков. И серьезные уголовные деяния выявляем и предотвращаем. К примеру, мы изъяли более 20 килограммов наркотиков, и после нашего задержания оперативники вышли на тонну запрещенных веществ. А знаете, из-за чего водителя остановили? Из-за ремня безопасности! На днях на 145-м километре М7 задержали двух цыганок, которые перевозили 5 килограммов гашиша и 2 килограмма белого порошка.

— Спасибо за интересный разговор!