«Каждый согласен, что проблема есть, но все чего-то ждут», — заявил Марат Бариев, объявивший войну никотиносодержащим снюсам, ставшим популярными среди школьников. Депутат Госдумы от Татарстана внес законопроект, запрещающий продажи данных веществ. О том, почему этот товар так опасен, но популярен среди детей, — в материале «БИЗНЕС Online».
Марат Бариев внес на рассмотрение нижней палаты российского парламента новый законопроект, запрещающий торговлю сосательными и жевательными никотиносодержащими смесями
НЕЛЬЗЯ ТАБАКОСОДЕРЖАЩИЕ, НО МОЖНО НИКОТИНОСОДЕРЖАЩИЕ
«Сейчас первым делом надо быстро закрыть лазейку», — заявил сегодня утром корреспонденту «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от Татарстана Марат Бариев. Накануне он внес на рассмотрение нижней палаты российского парламента новый законопроект, запрещающий торговлю сосательными и жевательными никотиносодержащими смесями.
Документ вносит изменения в ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». В пояснительной записке к законопроекту, внесенному буквально вчера вечером, сказано, что в законодательстве сегодня есть пробел, который позволил появиться в продаже новому виду жевательных и сосательных снюсов — они без табака, но зато с обильным содержанием никотина. И новый вид снюсов приобрел в силу своей доступности, дешевизны и легальности большую популярность среди подростков, особенно в школьной среде. Но их употребление, по мнению автора законопроекта, может привести к никотиновой зависимости и, что еще хуже, появлению различных сопутствующих заболеваний.
Концентрация никотина в новых смесях в среднем составляет 40–60 мг, а иногда доходит и до 100 миллиграммов. Для сравнения: в обычной сигарете всего до 1,5 миллиграмма. «Следствием употребления данных смесей являются заболевания верхних дыхательных путей, желудка, пищевода и полости рта. При этом увеличивается риск сердечно-сосудистых, онкологических и респираторных заболеваний. Так как доза потребляемого никотина при рассасывании вещества очень велика, то возможны и нейротоксические нарушения в организме, что в итоге может привести к расстройством сознания», — пишет законодатель.
«Новый вид снюсов приобрел в силу своей доступности, дешевизны и легальности большую популярность среди подростков, особенно в школьной среде»
Новая инициатива Бариева является следствием его прошлой борьбы со снюсами. В конце 2015 года сосательный табак запретила Госдума по инициативе Госсовета Татарстана. В республике такой табак был запрещен еще годом ранее под угрозой штрафа от 1 тыс. до 30 тыс. рублей. С новыми же ограничениями, пролоббированными Маратом Мансуровичем, за нарушения запрета на оптовую и розничную торговлю снюсом предусматривались штрафы для граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей, для должностных лиц — от 7 тыс. до 12 тыс. рублей, для юрлиц — от 40 тыс. до 60 тыс. рублей. Аналогичное наказание также стало грозить и за продажу насвая. К слову, после этого в 2017 году Бариев вместе с другим депутатом Госдумы, Николаем Герасименко, предлагал запретить кальяны, вейпы и электронные сигареты, распространив на них нормы антитабачного законодательства, однако по непонятным причинам законопроект так и не дошел до голосования.
«НУЖНО ВНОСИТЬ НОРМАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ЧТОБЫ ПРЕСЕЧЬ ЭТУ ЛАЗЕЙКУ»
«Проблема в чем? Снюсы запрещены законом, табакосодержащие снюсы, сосательные табачные изделия, но сейчас производители начали выпускать бестабачные смеси, бестабачные никотиносодержащие изделия, сосательные, жевательные. Таким образом они обошли закон, — пояснил „БИЗНЕС Online“ сам Бариев. — Но, как говорят эксперты, в таком виде они еще опаснее для человека, организма, особенно для организма подростка, потому что никотина в этих изделиях в десятки раз больше, чем в обычных курительных смесях, сигаретах. То есть снюс — это как пару пачек сигарет скурить. Кроме того, есть еще и канцерогены, аллергические химические добавки. Их может приобрести практически любой школьник, подросток за 30–40 рублей, поэтому они получили такое быстрое и резкое распространение. Это не только в Татарстане, но и по всей стране».
По словам Бариева, на прошлой неделе он проводил совещание с представителями разных ведомств и общественников, которые озабочены проблемой. При этом, по информации депутата, подобные совещания организовывались и до этого вице-премьером РТ Лейлой Фазлеевой и на уровне Госсовета РТ среди республиканских депутатов.
«Снюс — это как пару пачек сигарет скурить. Кроме того, есть еще и канцерогены, аллергические химические добавки»
«Здесь, конечно, нужно вносить нормативные изменения, законодательные акты, чтобы пресечь эту лазейку в законодательстве. Во-вторых, необходимо контролировать торговлю. Выявилась межведомственная разобщенность по этой проблеме. То есть каждый согласен, что проблема есть, но все чего-то ждут, никто инициативы не проявляет с ней бороться. И, конечно, специалисты ведомств, министерств должны проводить профилактическую работу как с родителями, так и с детьми, рассказывать о вреде этих снюсов, а также о том, чтобы родители наблюдали за своими детьми и знали, как выявить, употребляет их ребенок или нет. Нужно вести широкую профилактическую работу. Система торговли как будто вообще самоустранилась от решения этих вопросов», — заметил Бариев.
При этом он не одинок в своих стремлениях. Депутат Наталья Костенко из Краснодарского края буквально сегодня собирает в Москве целый круглый стол на тему «Снюс: модная конфета, убивающая детей». «Сейчас разрабатываются различные законопроекты, которые различаются по масштабам и глубине. Знаю, что другими подобные законопроекты также разрабатываются, — отметил депутат, который не исключил, что все инициативы сейчас будут собираться воедино. — Я пока один. Но думаю, что соавторы сегодня обратятся ко мне».
«Подростки порой даже не концентрируются на том, насколько им такое нравится. Они подобное делают, потому что в их среде это положено и круто, хотят, чтобы их считали своими»
«СОВЕРШЕННО НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ СНЮС НАХОДИТСЯ В ТАКОЙ СВОБОДНОЙ ШИРОКОЙ ПРОДАЖЕ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты только всячески приветствуют законодательную инициативу Бариева, отмечая и пагубность употребления никотиносодержащих снюсов, в особенности детьми.
Андрей Головин — член правления союза борьбы за народную трезвость:
— Сегодня законодательная, исполнительная власть предпринимает определенные действия: недавно приняла антитабачную концепцию на несколько лет вперед. Задача, чтобы у нас население меньше курило. Табачные производители вынуждены придумывать и изобретать новые различные способы — вейпы, сейчас уже снюс. Хотя данные вещества существовали и до этого, они были менее популярны, не входили в перечень запрещенных. Нужен единый закон, по которому на все вещества, которые содержат в том или ином виде никотин, которые продаются в киосках, магазинах, должно быть определенное ограничение.
Снюс почему в моде? Потому что его раньше часто применяли некоторые спортсмены. Внешне не видно, что человек курит, а на самом деле получает какую-то порцию никотина, причем еще и в бо́льшем размере. Табак, алкоголь — психоактивные вещества, которые меняют сознание. Употребивший человек не способен принимать оперативно здравые и безопасные решения. Конечно, депутаты должны поработать сегодня, внести определенные ограничения, при этом мы обязаны проводить разъяснительную, просветительскую работу. Людям нужно объяснить, почему мы должны вести здоровый образ жизни, а не только лишь ограничивать их. Необходимо снижать спрос, а это можно сделать только просвещением.
Закон будет ограничивать продажу этого снюса, но подобное не означает, что он полностью запретит данное вещество. Основные очаги — в первую очередь мы должны смотреть на нашу молодежь. Она начинает приобщаться. Чтобы скрывать потребление внешне, чтобы не было запаха и других проявлений, многие приучаются к этому снюсу. Вышел на перемену, пожевал и опять вернулся. Нужно проводить разъяснительную работу с нашей молодежью.
Павел Шмаков — директор школы «СОлНЦе»:
— В целом подобное актуально, но не для нас. Не могу сказать, что такого совсем нет. Это зло, так же как курение и парение. Вот я не знаю сейчас, внесен ли законопроект о запрете парения, но, по-моему, он еще не работает, о нем тоже много говорили. В принципе, это варианты того, как можно развлекаться, делать свою жизнь более разнообразной. Все это разные виды наркотиков. Различные значимости, силы. Все это важно для тех детей, у которых, во-первых, откуда-то есть больше денег (они отбирают у кого-то либо родители дают), во-вторых, больше свободного времени.
Родители знают об этом, просто большинству, к сожалению, в наше время не до детей. Проблема в том, что взрослые заняты, а школа устранена из воспитательного процесса. По нынешним законам образования ребенка нельзя даже попросить, потребовать, чтобы он с доски стер или убрал свой мусор. В школе запрещен воспитательный процесс, потому все идет к подобным вещам. В советских школах когда-то были свои проблемы и недостатки, но таких не возникало, потому что существовало так называемое трудовое воспитание, когда дети редиску сажали во дворе, за цветочками ухаживали, прибирали за собой в классах, собирали металлолом, макулатуру. Я захожу в гости к моей сестре на улице Шамиля Усманова: ее дом находится рядом со 102-й школой — и вот дети (десятки мальчишек) каждый день в определенное время выходят покурить, уходя со двора своего образовательного учреждения буквально за 200 метров. Их толпа всегда, каждый день. Школе некогда и запрещено этим заниматься. А родители... да, у нас такие родители.
Чтобы что-то изменить, нужно, чтобы государство захотело, требуется громадный комплекс мер. Как когда-то было желание сделать то, чтобы фильмы были 6+, 12+, 16+, вот подобное сыграло какую-то роль. Это не стало кампанией, а явилось реальным делом для всей страны. Какое отношение к снюсам, наркотикам, табакокурению, когда у нас на всех телеэкранах куча положительных героев, смелых и отважных, курят, употребляют наркотики? Хотите, чтобы было лучше? Маловероятно.
Снюс, насколько я понимаю, можно купить по интернету. Я сам не приобретал, но мне говорили, что он продается так. Законодательная инициатива не поможет закрыть точки продажи снюса, потому что это то же самое, что и с реализацией наркотиков, которые все равно откуда-то продаются, а вот уменьшить поможет. Чтобы этого реально стало меньше, необходимо, чтобы в подобном были заинтересованы не только газеты, но и все остальные. О подобном надо громко кричать, как о случаях насилия. Необходимо делать две вещи: во-первых, привлечь внимание всего общества, во-вторых, думать, что мы еще недодаем детям. Каких красивых, умных развлечений мы им не организовываем? Лет 20–30 назад в Казани было гигантское количество кружков технического творчества, их сейчас нет, они нерентабельны, а те дети, которые перестали ходить в кружки авиамоделирования или еще чего-то, теперь на улице. Мы недорабатываем. Пока так происходит, это все будет.
Галина Александрова — доцент кафедры психологии личности Института психологии и образования КФУ:
— Школьники, как правило, подвержены всему. В этом возрасте у подростков и детей помладше очень развита социальная ориентированность на свое окружение — сверстников. Этим и опасен данный период — они перестают ориентироваться на родителей как на авторитет, поэтому могут употреблять какие-то вещества или совершать поступки именно с целью получения одобрения в своей среде сверстников. Есть единичные случаи, когда подросток может самостоятельно оценить ситуацию и сказать, что ему что-то не нравится и он не будет этого делать. Подростки порой даже не концентрируются на том, насколько им такое нравится. Они подобное делают, потому что в их среде это положено и круто, хотят, чтобы их считали своими.
Школьный возраст действительно впитывающий. Если подросток попадает в ситуацию, где он поступил одним образом, то под влиянием окружения может и будет действовать так, как не противоречит мнению и нормам окружения, даже в противовес своим представлениям. Потом появятся сожаления или он может искать себе оправдания, но эта подверженность среде сверстников очень велика. Негативные явления подобным и опасны — они очень быстро распространяются в среде подростков.
Мне совершенно непонятно, почему снюс находится в такой свободной широкой продаже. Это выпало из поля зрения контролирующих органов? Как товары или продукты могут попадать в продажу, если не прошли тщательный контроль?
Родители в данном случае обладают для подростка меньшим авторитетом, чем сверстники, поэтому он будет рассуждать так: плохо не то, что ты так делаешь, а то, что попадаешься на этом. Единственным способом может быть убеждение, приведение таких аргументов, которые помогут подростку понять, что снюс — это реальная опасность и угроза для него. Нужно взывать к инстинкту самосохранения, хотя и у взрослых он иногда отсутствует. Надо показывать наглядно вред — через последствия.
Я бы посмотрела детальный анализ экспертизы вещества, то, чем это может быть чревато для организма, и попыталась донести до школьника, в чем опасность. Спокойно, без радикальных действий. И необходимо помнить, что подростки скорее склонны поступать наоборот. Это поколение воспринимает такую среду как враждебную. Возможно, нужно привлекать к данному делу их сверстников, которые грамотно могут донести до них весь вред. Важно ориентировать на формирование собственной системы убеждений и ценностей. Психологи могут помочь в подобном вопросе, а родители должны быть информированы о том, какие сложности есть этом возрасте, следить за психикой.
Булат Гатин — заведующий стационарным отделением Республиканского наркологического диспансера МЗ РТ:
— Снюс масштабно распространяется по республике и по всей стране, может открыто продаваться во всех табачных магазинах и ларьках. Сами дети друг друга в школе угощают. А кто сможет устоять, когда все вокруг это пробуют? Зависимость возникает очень быстро, поэтому я на 100 процентов поддерживаю желание законодателей запретить снюс.
Опасность данного вещества касается массы аспектов. Во-первых, он формирует зависимую личность. Школьник, попробовавший снюс, может перейти на что-то новое — табакокурение или какие-то запрещенные вещества. В 10–14 лет идет формирование личности ребенка, а в этот момент происходит токсическое поражение всего детского организма.
Во-вторых, снюс содержит огромные дозы никотина. Если у ребенка есть хронические заболевания, употребление данного вещества может привести к различным приступам, вплоть до летального исхода. Оно может спровоцировать быстрое формирование сердечно-сосудистой недостаточности, патологии и артериальной гипертензии (синдром повышения систолического артериального давления — прим. ред.). Помимо того, ребенок может получить токсическое поражение центральной нервной системы, головного мозга. Употребление снюса сказывается на интеллектуальных способностях — приводит к нарушениям памяти, снижает скорость мышления, негативно сказывается на способности выражать свои мысли.
В-третьих, помимо синтетического никотина, снюс содержит канцерогены, которые вызывают воспалительные процессы и новообразования в организме — в пищеводе, желудке и даже поджелудочной железе. Эти онкологические процессы носят как доброкачественный, так и злокачественный характер.
Если снюс не запретить, все вышеперечисленные последствия ждут наше новое поколение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.