Проектирование вертолетоносцев — едва ли не самой скандальной темы российского кораблестроения последних лет — с высокой степенью вероятности отдадут Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро. Эта информация уже наделала шума в кораблестроительных кругах: почему ЗПКБ, а не признанные крупные бюро? В обоснованности «десантных» амбиций зеленодольцев разбирался «БИЗНЕС Online».
Судостроительная корпорация «Ак Барс», возглавляемая Ренатом Мистаховым, претендует не только на строительство вертолетоносцев, но и на их разработку
проектировать в ЗЕЛЕНОДОЛЬСКе, строить в керчи
Проектировать новый для России тип военной техники — универсальный десантный корабль (УДК) на замену так и не поставленных нашему ВМФ французских «Мистралей» будет Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ), сообщили источники «БИЗНЕС Online» в оборонно-промышленном комплексе. Таким образом, патронирующая ЗПКБ судостроительная корпорация «Ак Барс» (СКАБ) претендует не только на строительство вертолетоносцев, но и на их разработку. Мы предложили руководству компании прояснить вопрос, но генеральный директор Ренат Мистахов не стал комментировать эту тему.
Отметим, что и проскочившая месяц назад информация о том, что УДК будет строить керченская верфь «Залив», которую курирует главный судостроительный актив «Ак Барса», Зеленодольский завод им. Горького, тоже осталась неподтвержденной. Но и опровергать вброс никто не стал. «Слив вряд ли был случайным, — говорит один из наших источников. — Любое серьезное мероприятие в ОПК требует информационного обеспечения: необходимо узнать, что скажут эксперты, общественность, какой будет реакция заинтересованных кругов».
Дело в том, что, как говорят в отрасли, если строительство вертолетоносцев действительно отдадут зеленодольской компании, это будет выглядеть несколько странно — ведь есть более мощные и, предположительно, лучше подготовленные к такому делу кораблестроители, например, в Санкт-Петербурге. Утверждают, что решающим фактором стала не столько репутация завода им. Горького как одной из самых плодовитых и беспроблемных верфей, сколько другие соображения. Во-первых, у конкурентов вроде питерских Балтийского завода и Адмиралтейских верфей уже много работы. Во-вторых, на керченском «Заливе» есть большой сухой док и другие потенциальные технические возможности для строительства таких гигантов, как УДК. В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов политический момент — необходимость развития промышленности Крыма.
И вот на этом фоне выясняется, что и проектирование отдают провинциальному Зеленодольску. Недоуменные вопросы повторяются, но с корректировкой политического момента: теперь говорится об особом статусе Татарстана, лоббистских возможностях президента РТ Рустама Минниханова и якобы неровно дышащем к зеленодольцам экс-замминистра обороны по вооружению, а ныне — вице-премьере правительства России Юрии Борисове.
Но чего же такого в этих вертолетоносцах, что эксперты посчитали ЗПКБ не слишком приспособленным для их проектирования?
Сейчас говорится об особом статусе Татарстана, лоббистских возможностях президента РТ Рустама Минниханова и якобы неровно дышащем к зеленодольцам вице-премьере правительства России Юрии Борисове
ПРОЕКЦИЯ СИЛЫ
УДК придумали в США. Во время Вьетнамской войны их ВМС столкнулись с проблемой раскоординации действий при высадке морского десанта. Кроме того, надо было обезопасить десантные корабли от артиллерии противника. В результате родилась концепция больших кораблей, которые высаживают десант и тяжелую технику за полсотни километров от берега — при помощи скоростных катеров. Но еще раньше, за 100 км, с борта взлетают транспортные вертолеты с первой волной десанта, который расчищает плацдарм и обеспечивает прием тяжелой техники. И все это прикрывается огнем боевых вертолетов. Кроме того, УДК — это еще и корабль управления, где может размещаться штаб, координирующий действия разнородных сил. Считается, что такие корабли идеальны для ведения локальных войн и проведения миротворческих операций.
Сегодня УДК есть также у Великобритании, Испании, Франции, Японии, Южной Кореи и Бразилии, также первый УДК недавно построили в Китае. Заиметь такие корабли решила и Россия. Распространено мнение, что толчком послужила война с Грузией, якобы после нее тогдашний главком ВМФ Владимир Высоцкий сказал, что при помощи УДК все можно было бы решить за час.
Поскольку собственных разработок нет, решили купить у французов — УДК типа «Мистраль», который на его родине называют кораблем «управления и проекции силы». В стандартном варианте эта махина несет 450 морских пехотинцев, четыре десантных катера (либо два на воздушной подушке), которые размещаются во внутреннем доке, до 16 средних или тяжелых вертолетов — в походе они находятся в подпалубном ангаре, а также примерно 60 единиц бронетехники. На борту оборудован командный центр. Оборону обеспечивают две скорострельные артустановки и два зенитно-ракетных комплекса. Главная энергетическая установка создана по принципу электродвижения на основе четырех дизелей. Погруженные электродвигатели располагаются в поворотных гондолах, что обеспечивает повышенную маневренность.
В 2010 году с французской компанией DCNS минобороны РФ заключило контракт стоимостью 1,2 млрд евро на строительство двух УДК. В русифицированном варианте ТТХ «Мистралей» выглядели так. Длина — 199 м, ширина — 32 м, высота — 64,3 м, осадка — 6,3 м, водоизмещение — 16,5 тыс. тонн. Скорость — 19 узлов, дальность — 10800 миль, автономность — 30 суток. Экипаж — 160 чел (20 — офицеры). Десант — 450 человек, 8 ударных вертолетов Ка-52К и 8 транспортно-десантных Ка-29.
Предусматривалась передача ряда технологий, а также строительство еще двух вертолетоносцев уже в России. Кроме того, кормовые части первых двух УДК строил Балтийский завод в Петербурге. В 2012–2013 годах корабли заложили, Россия начала готовить экипажи и технику, но после крымской эпопеи под давлением США контракт скандально разорвали.
В 2010 году с французской компанией DCNS минобороны РФ заключило контракт стоимостью 1,2 млрд евро на строительство двух УДК типа «Мистраль». Но под давлением США его скандально разорвали
МОЖНО БЫЛО СКОПИРОВАТЬ «МИСТРАЛЬ», НО…
Как полагает научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов, ЗПКБ, как и любое другое крупное КБ, разрабатывающее проекты надводных кораблей, вполне способно спроектировать вертолетоносец: особой сложности нет, и это, скорее, вопрос внятности требований ВМФ. «Можно было бы вообще, не мудрствуя, скопировать „Мистраль“, тем более техдокументацию на него наверняка получили, — отметил он в комментарии „БИЗНЕС Online“. — Но у нас, скорее всего, как обычно, пойдут более сложным путем». К слову, поговаривали, что проект и вовсе могут купить у Китая, который недавно спустил на воду свой первый УДК, но наши источники считают, что по этому пути не пойдут — вопросы имиджа не позволят, а вот двигатели, которых тоже нет, вполне могут приобрести в Поднебесной.
Какие бюро можно назвать конкурентами зеленодольцев? Эксперт в области кораблестроения Владимир Леонов в комментарии «БИЗНЕС Online», выделил три компании.
Прежде всего, это Невское ПКБ, которое, по его словам, считается официальным проектантом вертолетоносцев. На сайте ПКБ сказано: «Головное предприятие по проектированию и обеспечению документацией строительства, ремонта, эксплуатации, переоборудования и модернизации самых крупных и сложных боевых кораблей океанской зоны — авианесущих и больших десантных кораблей». Более того, в 1980-е годы оно разрабатывало советский УДК — проект 11780, но он так и не состоялся, но есть мнение, что его можно возродить. Плюс в 2015 году Невское ПКБ представило концепт УДК проекта «Прибой».
Но, как уверен Леонов, данное бюро не способно потянуть вертолетоносец. Он напомнил, что Невское ПКБ уже лет 50 работает весьма странно: «В 1975 году на авианесущем крейсере „Киев“ поставили пушки, которые к тому времени устарели и были запрещены к установке на новых кораблях. В 1978-м на большом десантном корабле „Иван Рогов“ (длина — 180 метров, водоизмещение — 15 тысяч тонн, что ненамного меньше „Мистраля“) позабыли о размещении вертолета. При разработке первого новейшего десантного корабля проекта 11711 „Иван Грен“ забыли, что с 1941 года на всех кораблях мира ставят размагничивающие обмотки. Ошибку спешно исправляли уже на строящемся корабле, что затормозило постройку на 26 месяцев (корабль кое-как сдан в 2018 году). Поэтому уже много лет стоит вопрос о закрытии Невского ПКБ и передаче его тематики Северному ПКБ».
Это бюро Леонов называет вторым претендентом, но указывает, что компания завалена работой по проектированию авианосца и ряду других больших кораблей, а потому не сможет заниматься УДК.
Третий кандидат, ЦМКБ «Алмаз», по утверждению нашего собеседника, «пока с большим трудом решает проблемы при проектировании корветов длиной 100 метров, УДК длиной 200 метров для него слишком сложен».
Проекты ЗПКБ — одни из самых тиражируемых в новейшей истории российского кораблестроения (на фото второй слева — гендиректор бюро Евгений Жирков)
СПРАВИТСЯ ЛИ ЗЕЛЕНОДОЛЬСК?
Учитывая вышесказанное, проект отдают ЗПКБ вполне «законно», полагает Леонов, и никаких политических и иных игр в этой ситуации искать не надо: «Просто большие чиновники в минпромторге и ВМФ хорошо исполняют свои обязанности: у них есть понимание проблем Невского ПКБ и реальных возможностей других бюро». К тому же эксперт уверен, что в работе по УДК у России есть серьезное подспорье: «С точки зрения сложности техники проектирования нужно учесть, что российский УДК создается с использованием проверенного временем и участием в реальных боевых условиях французского технического проекта и опыта постройки двух кормовых половин „Мистраля“. Так что проект создается далеко не с нуля, а основные грубые ошибки в проектировании возникают в самом начале процесса. Поэтому за способности Зеленодольского ПКБ по разработке качественного проекта можно не беспокоиться».
К тому же, как полагает Леонов, ЗПКБ будет работать по теме в кооперации с другими бюро. Этой же точки зрения придерживается наш источник: «Зеленодольцы готовы к проектированию вертолетоносца. Может, не хватает немного проектных мощностей, но это решаемо. Скорее всего, будет компромисс: головным назначат ЗПКБ, а оно значительную часть работ закажет на стороне».
Зеленодольцы спроектировали для военных необычный танкер проекта 03182
Напомним, проекты ЗПКБ (создано в 1949 году) — одни из самых тиражируемых в новейшей истории российского кораблестроения (а всего по его «чертежам» построено более 800 кораблей и судов). Среди новых разработок можно отметить четверку фрегатов проекта «Гепард» для ВМС Вьетнама (Россия не экспортирует никаких других больших боевых кораблей); три малых артиллерийских корабля проекта 21630 «Буян». Но самая большая серия — 12 единиц — это малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М». Напомним, именно тройка этих МРК («Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг») и ракетный корабль «Дагестан» (проект 11661, также создан в ЗПКБ) наносили удары по базам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) в Сирии из акватории Каспийского моря.
Также зеленодольцы спроектировали для военных необычный танкер проекта 03182 (строится серийно) и предложили, можно сказать, революционный проект корвета охраны водного района. Кроме того, как говорят источники, бюро с блеском справилось с работой по проектированию надстройки (жилой блок и рулевая рубка) для самых больших в мире ледоколов (проект 22220 ЛК-60Я), по размерам сравнимой с 9-этажным домом.
Получение заказа на проектирование вертолетоносцев, безусловно, выгодно Татарстану, который в ноябре 2018 года стал основным владельцем ЗПКБ
на кону десятки миллиардов
Получение заказа на проектирование вертолетоносцев, безусловно, выгодно (что с экономической, что с имиджевой точки зрения) Татарстану, который в ноябре 2018 года стал основным владельцем ЗПКБ (75% минус одна акция; остальное — у Объединенной судостроительной корпорации). Напомним, эпическая и встретившая серьезное сопротивление спецоперация по выводу бюро из ОСК была проведена в интересах судостроительной компании «Ак Барс», созданной с целью наращивания позиций Татарстана едва ли не по всем судо- и кораблестроительным направлениям и которой для этого нужны собственные проектировочные мощности.
Передача акций прошла согласно указу президента России Владимира Путина «О некоторых вопросах развития судостроительной отрасли», но республике поставили условие — привлечь инвестиции в модернизацию и развитие ЗПКБ, и получение заказа на вертолетоносцы, безусловно, можно считать такими инвестициями. «На проектирование и строительство УДК выделят десятки миллиардов рублей, — отмечает наш источник. — Это очень прибыльно и выгодно. Поэтому-то за участие в создании УДК сегодня и идет серьезная подковерная борьба».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 70
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.