После ЧМ по футболу и WorldSkills бюджет Татарстана постепенно лишается костылей в виде поступлений из федерального бюджета, однако все равно умудряется снижать дефицит, а из ФОМС уплывает все больше денег на операции в соседних регионах. За счет каких статей казны крепчает республика и на кого не хватит лоскутного одеяла, на парламентских слушаниях в Госсовете узнал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Вчера в Госсовете РТ состоялись парламентские слушания по обсуждению проекта закона «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
700 СТРАНИЦ БЮДЖЕТА
Вчера в Госсовете РТ состоялись парламентские слушания по обсуждению проекта закона «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Перед началом основных докладов председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин отметил, что рассматриваемый бюджет отличается особо тщательной проработкой: все доходы и расходы прописаны в отдельных строчках документа, в результате он стал весьма пухлым — более 700 страниц.
В парламентских слушаниях приняли участие премьер-министр РТ Алексей Песошин и вице-премьер Юрий Камалтынов. Впрочем, их моральная поддержка выступающим с докладами министру экономики Фариду Абдулганиеву, министру финансов Радику Гайзатуллину и руководителю татарстанского подразделения фонда обязательного медицинского страхования Алсу Мифтаховой не понадобилась. Парламентские слушания прошли на удивление спокойно, и даже коммунисты с эсерами задавали докладчикам довольно беззубые вопросы.
Основные параметры бюджета на 2020 год «БИЗНЕС Online» уже освещал по итогам слушаний в комитете по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета. В своих докладах Абдулганиев и Гайзатуллин повторили эти цифры, поэтому напомним лишь основные. Объем промышленного производства в 2019-м ожидается на уровне 2,941 трлн рублей (+1,6%). В 2020–2024 годах ежегодный рост экономики республики прогнозируется в пределах 2–3,3%, в первую очередь за счет роста обрабатывающих отраслей. Рост промпроизводства в прогнозируемый период планируется в диапазоне 1,3–3,8% в год.
По словам Абдулганиева, параметры республиканского бюджета сопоставимы с регионами аналогичного уровня, такими, как Башкортостан, Челябинская и Нижегородская области.
Депутат Эдуард Шарафиев поинтересовался у министра экономики, ведется ли анализ эффективности муниципальных промплощадок и технопарков в связи с тем, что их резидентам продлен срок действия льгот. Абдулганиев оценил их деятельность положительно, при этом сообщил, что готовится ряд предложений по дальнейшему увеличению преференций для резидентов промплощадок и технопарков (в первую очередь — льготные тарифы за электроэнергию) для повышения привлекательности среди предпринимателей.
По словам Фарида Абдулганиева, параметры республиканского бюджета сопоставимы с регионами аналогичного уровня, такими, как Башкортостан, Челябинская и Нижегородская области
ПОСТУПЛЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СОКРАЩАЮТСЯ. ПОЧЕМУ ТАК?
Гайзатуллин озвучил прогнозы по поступлениям по налогу на прибыль. В 2020 и 2021 годах они составят по 100 млрд и лишь в 2023-м вернутся к рекордному уровню 2018 года — 103,8 млрд рублей. Позже в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он объяснил это рекордными дивидендами, выплаченными «Татнефтью» в 2018 году, и ужесточением ставок по налогу на добычу полезных ископаемых, что привело к снижению прибыли всех татарстанских нефтяных компаний — главных доноров республиканского бюджета.
В то же время ожидается рост поступлений по налогу с доходов физлиц (НДФЛ) в консолидированный бюджет РТ. В 2020 году они составят 82,1 млрд рублей, что составляет 31% от всех поступлений в консолидированный бюджет, в 2021-м — 84,6 млрд рублей, а в 2022 году — 87,1 млрд рублей. Министр объяснил рост доли доходов от этого налога ожидаемым увеличением зарплат в Татарстане.
Интересна динамика поступлений по акцизам. В 2020 году они составят 34,2 млрд рублей, в 2021-м вырастут до 36,7 млрд рублей, но в 2022 году ожидается снижение поступлений до 34,7 млрд рублей. Причина тому — резкое уменьшение ожидаемых поступлений от акцизов на алкогольную продукцию с 11,2 млрд рублей в 2020 году до 6 млрд рублей в 2022-м. «Это объясняется тем, что начиная с 2018 года произошли изменения в законодательстве РФ. Если раньше основным плательщиком акцизов для нас был „Татспиртпром“ — они платили 40 процентов в бюджет республики, то теперь они полностью отдают в федеральный бюджет, а потом выплаты перераспределяются через розничную торговлю. Поэтому у нас идет определенное ежегодное снижение», — объяснил ситуацию Гайзатуллин.
Также депутатов смутило запланированное снижение объемов безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Если в 2019 году они составили 40 млрд рублей, то в 2020-м они ожидаются в размере 31,3 млрд рублей. Сокращение будет и дальше: в 2021 году — 27,7 млрд рублей, а в 2022-м — 26,3 млрд рублей (на 34% меньше, чем в 2019-м).
Коммунист Хафиз Миргалимов возмутился: «Татарстан ежегодно перечисляет в виде налогов и сборов 875 миллиардов рублей в федеральный бюджет. Но поступления из федерального бюджета сокращаются. Почему так?» Министр финансов напомнил, что в 2019 году республика получила 9,5 млрд рублей из федерального бюджета на подготовку к чемпионату рабочих профессий WorldSkills. На следующий год таких масштабных мероприятий не планируется, поэтому и размер поступлений из федерального центра сократился. Впрочем, по его словам, цифры еще не окончательные и основываются на тех данных, которые заложены в федеральном бюджете на первые слушания. По мнению Гайзатуллина, ко вторым слушаниям эта цифра может увеличиться.
Среди других любопытных цифр можно выделить стагнацию запланированных расходов на экономику в консолидированном бюджете: в 2020 году они составят 52,9 млрд рублей, в 2021-м — 53,6 млрд рублей, но в 2022 году значения возвращаются к отправной точке — 52,9 млрд рублей. Расходы на ЖКХ будут расти очень медленно — с 24,1 млрд рублей в 2020 году до 25,8 млрд рублей в 2022-м.
Радик Гайзатуллин озвучил прогнозы по поступлениям по налогу на прибыль. В 2020 и 2021 годах они составят по 100 млрд и лишь в 2023-м вернутся к рекордному уровню 2018 года — 103,8 млрд рублей
Темпы роста расходов на социально-культурную сферу консолидированного бюджета РТ вроде бы запланированы приличные — в размере 5,7 — 7,6%. Но если посмотреть по заложенным на 2021–2022 годы расходам, то картина довольно удручающая. Расходы на образование в 2020-м снизятся по сравнению с текущем годом до 96,5 млрд рублей (консолидированный бюджет РТ), и их доля в общем объеме расходов уменьшится с 28% до 25% и будет снижаться до 22% к 2022 году (90,3 миллиарда).
Расходы на здравоохранение в 2020 году значительно вырастут по сравнению с текущем годом — с 24 до 29,7 млрд рублей, их доля в общем объеме расходов вырастет с 9,4% до 11%, но в последующие годы запланировано снижение расходов до 26,9 млрд рублей в 2022-м.
Расходы на культуру все три года будут колебаться в размере 14,7–14,4 млрд рублей. Заложено снижение расходов на физкультуру и спорт — с 12,2 млрд рублей в 2020 году до 10,1 млрд рублей в 2022-м. Зато стабильно будет выделяться по 1,5 млрд рублей ежегодно на поддержку республиканских СМИ. На этом фоне более благополучно выглядит статья расходов на проведение социальной политики — они увеличатся с 47,9 млрд рублей в 2020 году до 51,5 млрд рублей в 2022-м. Впрочем, как отметил министр финансов, эти цифры неокончательные и в них будут вноситься коррективы в сторону увеличения.
В результате дефицит консолидированного бюджета РТ в 2020 году составит 2,9 млрд рублей. В последующие два года он сократится до 2,6 млрд рублей.
Также Гайзатуллин сообщил, что на софинансирование программ по самообложению сельских поселений в республиканском бюджете будет заложено по 1 млрд рублей на последующие годы, как и в этом году. Также никаких изменений не ожидается в финансировании развития инфраструктуры дачных и садоводческих обществ — на три последующих года заложено по 550 млн рублей. Кроме этого, в бюджете дополнительно заложено 1,4 млрд рублей на повышение в 2020 году МРОТ с 11280 до 12130 рублей.
По словам Алсу Мифтаховой, доходы бюджета фонда в 2020 году прогнозируются на уровне 57,7 млрд рублей, что на 3,5 млрд рублей больше, чем в текущем году
младшему медперсоналу увеличат оклады на 3–4%
Председатель профсоюза работников здравоохранения РТ Гульнара Хуснутдинова спросила у министра финансов, предусмотрены ли в бюджете средства на индексацию зарплаты и увеличение оклада в структуре зарплаты медработников без уменьшения установленных сейчас компенсационных выплат. По ее словам, такое поручение было дано Владимиром Путиным на правительственном совещании 2 октября. Также ее интересовало, планируется ли поднятие минимального базового оклада общеотраслевых рабочих и служащих до уровня МРОТ и будут ли наконец-то установлены доплаты руководителям медучреждений и их заместителям за наличие квалификационной категории.
«По руководителям нам надо с вами отдельно встретиться и обсудить этот вопрос. Потому что ответить на него я сейчас не готов», — ответил Гайзатуллин. Что касается среднего и младшего персонала, то, по словам министра, в 2019 году были проблемы в повышении базовых окладов до уровня не меньше МРОТ. «А что касается 2020 года, мы здесь проблем не видим, потому что для младшего персонала предусмотрено увеличение зарплаты с 1 октября на 3 процента, а для среднего с 1 января должны выравняться с окладами по средним в экономике республики. Это само собой приведет к полной балансировке», — сказал Гайзатуллин. В 2020-м средняя зарплата младшего медперсонала проиндексируется на 3%, а в 2021 и 2022 годах — на 4%.
Правда, по его словам, окладную часть можно довести до МРОТ (12130 рублей), если убрать стимулирующую часть зарплаты. А если ее оставить, как этого требуют медработники, «то нам с вами нужно будет посчитать, какие средства можно на них направить».
Хафиз Миргалимов: «Тех денег, которые закладываются в республиканском бюджете на проведение глазных операций, не хватает, и татарстанцы вынуждены ехать за операцией в другие регионы»
«НЕЛЬЗЯ ЛИ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НАШИ ЛЮДИ ПОМЕНЬШЕ ЕЗДИЛИ ЗА ОПЕРАЦИЯМИ В ОРЕНБУРГ ИЛИ ЧЕБОКСАРЫ?»
Медицинскую тему продолжило выступление Мифтаховой. По ее словам, доходы бюджета фонда в 2020-м прогнозируются на уровне 57,7 млрд рублей, что на 3,5 млрд рублей больше, чем в текущем году. В том числе субвенции из федерального бюджета составят 48,1 млрд рублей. Далее по нарастающей: в 2021-м — 60,7 млрд рублей (из них субвенции 50,9 млрд рублей), в 2022-м — 63,7 млрд рублей (53,7). Причем, как отметила Мифтахова, 31% в субвенциях — это отчисления из бюджета РТ на обязательное медицинское страхование по неработающему населению. Общий бюджет татарстанского ФФОМС на 2020–2023 годы сбалансирован — его доходы равны расходам.
Из средств ФОМС на финансирование работы онкологических стационаров в 2020 году планируется выделить 6,7 млрд рублей (в 2019-м — 4,3 млрд рублей), 75% из которых пойдет на оплату химиотерапии больных.
Много интересной информации удалось почерпнуть из приведенного ею графика динамики по межтерриториальным расчетам за 2018–2022 годы. Поступления в местный филиал ФОМС по межтерриториальным расчетам за медпомощь, оказанную в Татарстане жителям других регионов, прогнозируется на уровне 886 млн рублей. Для сравнения: в 2019 году поступило 823,3 млн рублей, в 2021-м ожидается 921,8 млн рублей.
Мифтахова не стала дальше комментировать слайд, хотя из него было понятно, что из татарстанского ФОМС денег по межтерриториальным расчетам уходит больше, чем приходит, и эта разница резко выросла за последние 1–2 года. То есть татарстанцы не хотят ждать, когда наступит их очередь на проведение операций в республиканских медучреждениях, а едут в другие регионы и там бесплатно и без очереди решают свои проблемы со здоровьем. Причем услуги «чужих» больниц оплачиваются из бюджета татарстанского ФФОМС. Так, если в 2018 году из республики уплыло 917,2 млн рублей, то в 2019-м — уже 1,39 млрд рублей. Прогноз на 2020 год — 1,468 млрд рублей, на 2021-й — 1,527 млрд рублей. Таким образом, складывается отрицательное сальдо более чем в 500 млн рублей.
Коммунист Миргалимов не упустил возможность указать Мифтаховой на это. «На прошлой неделе я посетил офтальмологическую больницу. Два года назад там в очереди на бесплатную операцию стояли 30 тысяч человек. Сейчас их осталось около 15 тысяч. Тех денег, которые закладываются в республиканском бюджете на проведение глазных операций, не хватает, и татарстанцы вынуждены ехать за операцией в другие регионы. Но у вас каждый год остается резерв. Нельзя ли его туда направить, чтобы наши ветераны смогли сделать бесплатные операции? Чтобы наши люди поменьше ездили за операциями в Оренбург или Чебоксары?» — спросил он руководителя ФФОМС.
«У нас на 2019 год было запланировано 9700 операций по катаракте глаз. Сейчас по факту на начало октября на территории Татарстана проведено уже более 10000 таких операций и свыше 4000 операций за пределами республики. Объем финансирования по этой операции составил 327,8 миллиона рублей. При планировании объемов на следующий год мы обязательно учтем эту динамику и очередность», — пообещала Мифтахова.
В итоге участники парламентских слушаний порекомендовали принять проект бюджета за основу и создать рабочую группу по внесению в него предложений и рекомендаций, высказанных в ходе слушаний. Было особо отмечено, что в проекте бюджета РТ на 2020–2022 годы не планируется существенного увеличения расходов на человеческий капитал (образование, здравоохранение) к концу планового периода, о чем мы уже сказали ранее.
Радик Гайзатуллин: «Пока мы считаем, что параметры поддержки, которые заложены, достаточны»
«Нельзя только за счет льготирования закрыть убытки перевозчиков»
Однако самым ярким моментом стали ответы Гайзатуллина на вопросы журналистов. В частности, о требовании казанских перевозчиков довести компенсацию проезда льготников до фактической стоимости билета — то есть с 18 до 27 рублей. Глава минфина все аргументы отмел, заявив, что в нерентабельности перевозок виноваты сами транспортные предприятия. По словам Гайзатуллина, в этом году субсидии за перевозку льготников в Татарстане составили 1,165 млрд рублей. 903−905 млн рублей от этой суммы направили в Казань.
«Здесь все зависит от экономической эффективности движения на всех маршрутах. Когда мы с экспертами ЦЭСИ (центр экономических и социальных исследований — прим. ред.) анализировали, то увидели резервы. Нельзя только за счет льготирования закрыть убытки перевозчиков», — сказал глава минфина РТ в ходе парламентских слушаний.
Он добавил, что нужно детально изучить с перевозчиками работу по каждому маршруту. «Тогда можно делать выводы и говорить, что что-то недодает республика, а пока мы считаем, что параметры поддержки, которые заложены, достаточны», — заключил Гайзатуллин.
Транспортники тут же ответили министру. В ассоциации перевозчиков заявили, что пассажирские предприятия готовы обсудить работу маршрутов. «Перевозчики не требуют за счет льготирования покрывать убытки. Мы просим свои деньги за выполненную работу, не 18, а 27 рублей. Тогда и убытков бы не было. У перевозчиков потери именно из-за того, что нам не платят полным рублем за перевозку льготников. В среднем за пассажира мы получаем 22 рубля», — сообщил руководитель ассоциации Сергей Темляков.
«Резервы, которые есть у каждого маршрута, — это сокращение автобусов в вечерние и утренние часы, большой интервал в движении. Хочу отметить, что путь сокращений ни к чему хорошему не ведет. Перевозчики считают, что был выбран не совсем верный путь, и готовы прийти к министру финансов РТ и рассказать о проблемах», — добавил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.