Судя по активности, которую развернула на египетском направлении судостроительная корпорация «Ак Барс», скоро у нее может появиться первый партнер из дальнего зарубежья. Очередной шаг сделан на этой неделе — с администрацией Суэцкого канала подписан меморандум по стратегическому сотрудничеству. Причем, как узнал «БИЗНЕС Online», усилия Рената Мистахова активно поддерживает Денис Мантуров. Санкции, предусмотрительно наложенные американцами, оказались бессильны.
9 октября в Каире судостроительная корпорация «Ак Барс» и администрация Суэцкого канала (АСК) подписали меморандум по стратегическому сотрудничеству
МАНТУРОВ ОТСТАИВАЕТ ЗЕЛЕНОДОЛЬЦЕВ
В стратегически важной точке земного шара (именно так — не более и не менее) может в обозримом будущем закрепиться АО «Судостроительная корпорация „Ак Барс“» (СКАБ, входит в группу компаний АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Ивана Егорова). Как сообщили «БИЗНЕС Online» в компании, 9 октября в Каире она и администрация Суэцкого канала (АСК) подписали «меморандум о взаимопонимании по вопросу дальнейшего стратегического сотрудничества в области модернизации судостроительных доков и совместного строительства судов различного типа».
Этому сопутствовали сразу несколько значимых мероприятий в Каире — международная выставка «Большая промышленная неделя», Африканский промышленный форум с участием министров промышленности, но главное для нас — 12-е заседание совместной российско-египетской комиссии по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. На нем стало понятно, что в Египте у СКАБ есть могущественный лоббист — министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Как говорят источники «БИЗНЕС Online», он напомнил, что с египетской стороной не раз и достаточно предметно обсуждались вопросы сотрудничества со СКАБ в области проектирования и поставки рыбопромысловых судов траулерного типа для Национальной компании по рыболовству, развития суэцких верфей, поставки танкеров для нефтяных компаний Misr Petroleum Company и Egyptian General Petroleum. Мантуров отметил, что партнеры тянут с ответом. «Просим разобраться в сложившейся ситуации», — обратился он к иностранным коллегам.
Все наметки были сделаны после визита в октябре 2018 года в Египет президента РТ Рустама Минниханова
«ВСЕ БОЛЬШЕ ВЫХОДИМ ЗА РАМКИ ЧИСТОГО СУДОСТРОЕНИЯ»
Все эти наметки были сделаны после визита в октябре 2018 года в Египет президента РТ Рустама Минниханова, и, как сообщили «БИЗНЕС Online» в СКАБ, сотрудничество предполагается по четырем направлениям.
Первое. С национальной компанией по рыболовству и рыбным ресурсам Арабской Республики Египет (АРЕ) проведены первые переговоры, на которых она заявила о необходимости строительства крупной серии рыболовецких судов. Зеленодольцы получили техзадания на суда длиной 38 и 50 м, через некоторое время презентовали их проекты, обрисовали стоимость, указали срок строительства и передали потенциальному заказчику коммерческие предложения. Египтяне даже побывали на флагмане корпорации — заводе им. Горького: хотели оценить его возможности.
Второе направление. АСК проявила интерес к строительству серии буксиров, а также модернизации ряда верфей.
На международной оборонной выставке EDEX 2018 руководство ВМС Египта заинтересовалось малыми ракетными кораблями (по всей видимости, имеются в виду МРК проекта 22800 «Каракурт»), которые строит завод им. Горького
Третье. Вышеупомянутым государственным нефтяным компаниям презентовали проект танкера (разработан совместно с АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»), и сделали предложение по строительству морских и речных плавучих заправочных станций.
Четвертое направление. В декабре 2018 года на международной оборонной выставке EDEX 2018 руководство ВМС Египта заинтересовалось малыми ракетными кораблями (по всей видимости, имеются в виду МРК проекта 22800 «Каракурт»), которые строит завод им. Горького. В марте 2019 года представители СКАБ встретились в Александрии с начальником управления вооружения ВМС министерства обороны Египта командором Мохамедом Ибрагимом Шелани. От потенциальных покупателей получили ряд предложений (предусмотреть размещение беспилотников, возможность обучения экипажей и так далее). В кратчайшие сроки вопросы, полученные от египетской стороны, были отработаны корпорацией совместно с проектным бюро АО «ЦМКБ „Алмаз“». В апреле 2019 года корпорация в рамках подготовки 6-го заседания российско-египетской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству подтвердила готовность предоставить коммерческое предложение на строительство МРК.
Ренат Мистахов: «Только в этом году я сюда уже 8 раз приезжал… Вместе со специалистами центра технологии судостроения и судоремонта обошли несколько египетских верфей, сделали отчеты»
«В октябре прошлого года Рустам Нургалиевич встречался с президентом и премьером Египта, — напомнил в беседе с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор СКАБ Ренат Мистахов. — И он нам обозначил направление: работайте, мы здесь должны быть. В итоге только в этом году я сюда уже 8 раз приезжал… Вместе со специалистами центра технологии судостроения и судоремонта (это российский законодатель мод по технологическим процессам, модернизации заводов) обошли несколько египетских верфей, сделали отчеты. Суть в том, что нынешние их верфи построены, для обслуживания небольших судов (не длиннее 25 метров), а вот большая верфь позволит обслуживать корабли длиной 250–350 метров. У египтян есть к этому огромное желание. И это нам интересно: мы все больше выходим за рамки чистого судостроения, хотим развивать свои услуги за рубежом. Есть и такой вариант: какую часть судна строим мы, часть — они (еще в 2017 году египетское руководство выражало заинтересованность в создании с Россией СП по строительству морских и речных судов — прим. авт.). Сегодня ситуация такова, что надо уметь не только строить готовые корабли».
Отметим, что работа с Египтом (которая, надеемся, пойдет) станет хорошей компенсацией за другой африканский проект — увы, похоже, заглохший. Напомним, в 2017 году зеленодольцы выстраивали отношения с ОАЭ по поводу продажи Эмиратам скоростных теплоходов проекта А145Е, но, судя по всему, договориться не удалось. В августе стало известно, что один из двух построенных «арабских» теплоходов продан Туркменистану и судно уже используется в национальной туристической зоне Аваза, на востоке Каспия. К слову, Туркменистан может стать новым крупным зарубежным партнером СКАБ — с ним договариваются о совместном проектировании и строительстве судов различного назначения, их сервисе, обучении экипажей.
Ряд поручений о необходимости модернизации и повышения производительности верфей и компаний Суэцкого канала дал президент Абдель Фаттах ас-Сиси
«ИСТОРИЯ НЕ ТОЛЬКО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, НО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ»
Возникает ряд вопросов.
Первый: чего вдруг Египту загорелось заняться всеми этими проектами? Дело в том, что руководство страны весьма обеспокоено повышением цен на топливо и большой загруженностью автодорог, а потому поставило задачу возрождения речного судоходства (сегодня речной транспорт обеспечивает всего 2% грузооборота Египта) и реконструкции портовой инфраструктуры на Ниле. Далее. В стратегии развития Египта Vision 2030 есть раздел о морской логистике и судостроении, где говорится о модернизации портов, создании сухих доков для ремонта и строительства кораблей. Много говорится о большом государственном плане по превращению Суэцкого канала и прилегающих к нему территорий в жизненно важный стратегический центр мировой торговли.
Ряд поручений о необходимости модернизации и повышения производительности верфей и компаний Суэцкого канала дал президент Абдель Фаттах ас-Сиси. Насколько можно понять из сообщений египетской прессы, речь идет о модернизации двух морских верфей — в Порт-Саиде (отметим, что неподалеку от этого города будет создана Российская промышленная зона) и Суэце, а также о строительстве совместной верфи в районе Эль-Гона.
«В том, что египтяне заинтересовались зеленодольскими предложениями, вижу несколько моментов, — говорит источник «БИЗНЕС Online» в отрасли. — Во-первых, СКАБ — реально бодрая компания»
Второй вопрос: почему египтяне выбрали именно СКАБ? По данным наших источников, рассматривался вариант с привлечением корейских компаний, но не сошлись на условиях. К примеру, при рассмотрении проектов поставки морских и речных транспортных средств Египет делает принципиальный акцент на необходимости локализации производства в стране с передачей технологий на уровне не менее 40% и обучением персонала. Корейцы такого предложить не смогли. Впрочем, это не означает, что зеленодольцам можно расслабиться — в этой стране издавна сильны судо- и портостроительные позиции США, Нидерландов, Германии, Франции, а в последнее время еще и Китая. Из российских предприятий более других интерес к Египту проявляет нижегородское ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Алексеева, но это все же очень специфическая продукция.
«В том, что египтяне заинтересовались зеленодольскими предложениями, вижу несколько моментов, — говорит источник «БИЗНЕС Online» в отрасли. — Во-первых, СКАБ — реально бодрая компания. Он (и, возможно, еще „Пела“) реализовал концепцию компакт-верфи, когда на небольшом участке судостроительный цикл выстроен так, что суда удается строить быстро. Опыт оценен — под этот формат сейчас приводят Адмиралтейские верфи, Амурский судостроительный и еще ряд предприятий.
«История не только экономическая и техническая, но и политическая. Египет все-таки дружественная нам страна, плюс исламское сотрудничество и все такое прочее — то, что пытается развивать Минниханов»
Во-вторых, не случайно корпорация станет (будем на это надеяться) и системным интегратором работ по созданию нового большого порта. Все же видят, что завод „Залив“, который в 2014 году был в дохлом состоянии, сейчас строит почти 20 кораблей и судов. И, кстати, там самые большие стапели.
В-третьих, эта история не только экономическая и техническая, но и политическая. Египет все-таки дружественная нам страна, плюс исламское сотрудничество и все такое прочее — то, что пытается развивать Минниханов».
И, наконец, такой вопрос. Главный актив СКАБ — завод им. Горького — находится под санкциями. Как же египтяне решились на сотрудничество с ним? «Им побоку абсолютно, — уверен источник, — это демонстрируется тем, что Египет — один из крупнейших покупателей российского оружия и военной техники».
Техническое задание по обсуждавшимся темам стороны намерены сформировать до конца года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.