«БИЗНЕС Online» проанализировал, как протекали госзакупки минлесхоза при трех министрах за 8 лет. Как дилер белорусских машин-«лесорубов» стал главным поставщиком минлесхоза, куда протянулись новые ветви империи Колесовых, как заправлявшееся у ТАИФа ведомство вдруг свернуло закупки топлива и почему час полета ростовских летчиков оказался на 30% дороже, чем у местного аэроклуба, — читайте в нашем материале.
C мая 2010-го по октябрь 2014-го минлесхозом рулил Наиль Магдеев. В период его руководства ведомство сделало госзаказов на 2,86 млрд рублей
закупки «лесных» министров: БОЛЬШЕ ВСЕх потратил МАГДЕЕВ
Прежде чем перейти к разбору достижений главных подрядчиков министерства лесного хозяйства РТ, оценим общие объемы его расходов. Самым «тучным» оказался и самый отдаленный из рассматриваемых нами 2011 год с рекордной суммой 1,6 млрд рублей. Напомним, что с мая 2010-го министерством рулил нынешний мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. Далее госфинансирование распределялось следующим образом: 2012 год — 394 млн, 2013-й — 433 млн, 2014 год — 421 млн, итого в период Магдеева — 2,86 млрд рублей.
В конце октября 2014-го кресло министра занял Алмас Назиров, при котором денежные потоки увеличились — 2,19 млрд рублей уже за три года
В конце октября 2014-го кресло министра занял Алмас Назиров, при котором денежные потоки увеличились: 2015 год — 719 млн, 2016-й — 789 млн, 2017 год — 679 млн, итого 2,19 млрд рублей. Наконец, в феврале 2018-го пост принял Равиль Кузюров, и этот год стал самым скудным в плане закупок — 198 млн рублей. Впрочем, за 8 месяцев текущего года под началом Кузюрова министерство закупило товаров и услуг на 399 млн — объемы расходов явно пошли в гору. Но пока в портфеле действующего министра контрактов только на 597 млн рублей.
Общий объем заказов ведомства в 2011–2019 годах перевалил за 5,6 млрд рублей.
Наконец, в феврале 2018-го пост принял Равиль Кузюров, и этот год стал самым скудным в плане закупок — 198 млн рублей
АБСОЛЮТНЫЙ ЛИДЕР — БЕЛОРУССКИЙ ДИЛЕР
Начнем с первой десятки поставщиков минлесхоза. С большим отрывом первое место — и в целом, и в период руководства Кузюрова — заняла компания «Амкодор-Бел» с контрактами на 1,1 млрд рублей. Первые заказы от ведомства компания получила в 2015 году при Назирове (883 млн) и продолжила сотрудничество при Кузюрове (218 млн). «Официальный дилер ОАО „Амкодор“ по РТ предлагает многофункциональную технику более 80 моделей и модификаций для дорожно-строительной, коммунальной, сельскохозяйственной, лесопромышленной и других сфер деятельности», — сообщает официальный сайт местного дилера, представляющего производителя техники из Беларуси.
Закупки лесозаготовительной техники белорусского «Амкодора» вполне объяснимы: в России подобная не производится, а западные аналоги гораздо дороже. Хотя тендеры минлесхоза выигрывал (хотя и на гораздо меньшие суммы) и дилер другого производителя лесозаготовительной техники — японского концерна «Комацу», о чем — ниже. Что касается «Амкодор-Бела», то он является официальным дилером белорусского изготовителя в Татарстане. Так что выбора у минлесхоза практически нет.
С большим отрывом первое место — и в целом, и в период руководства Кузюрова — заняла компания «Амкодор-Бел» с контрактами на лесозаготовительную технику на 1,1 млрд рублей
С 2008 года бессменно директором компании-дилера «Амкодор-Бел» работает Сергей Чопчиц. А ее бенефициарами на паритетных началах выступают Александр Александрович и Александр Васильевич Шакутины. Весь портфель заказов татарстанского «Амкодор-Бела» за рассматриваемый период составил 1,2 млрд рублей, то есть доля минлесхоза в нем — 92%. Кроме того, пару раз в общей сложности на 40 млн рублей белорусской техникой закупился «Татавтодор» под началом Айрата Шаймиева, более скромные заказы делали «Татмелиоводхоз», «Горводзеленхоз», «Челныводоканал» и т. д.
Самый весомый контракт компании Шакутиных с минлесхозом был заключен в апреле 2016 года: за 268 млн компания продала 10 лесозаготовительных машин типа харвестер (по 15,8 млн за единицу) и 10 машин типа форвардер (по 11 миллионов). Стартовая цена была определена как наименьшая из трех полученных коммерческих предложений при анализе рынка на предварительном этапе. При этом два предложения оказались дороже минимального всего лишь на 5 тыс. рублей, столь узкий зазор (0,03%) — редкое явление на торгах. Тем не менее стоимость, предложенная дилером «Амкодора», оказалась лучшей, так что электронный аукцион прошел без конкурентов и скидок.
Если присмотреться к техзаданию, то волей-неволей возникает мысль, что документ был написан под конкретного производителя и, соответственно, его дилера в РТ. В задании указаны не только рабочие характеристики (вылет стрелы от 9,5 м, угол поворота в горизонтальной плоскости от 260° и т. п.), но и габариты самого агрегата по заготовке бревен и даже требования к емкостям (например заправочный бак от 190 литров).
Пару раз в общей сложности на 40 млн рублей белорусской техникой закупился «Татавтодор» под началом Айрата Шаймиева
При этом в 2015 году те же машины обошлись республиканскому бюджету заметно дороже. Так, 250 млн рублей были выделены на приобретение 8 харвестеров по 19,08 млн рублей и такого же количества форвардеров по 12,15 миллиона. Отчасти это можно списать на экстремальные колебания курса рубля и его падение к доллару в начале 2015 года. А вот обоснование цены отличалось: несмотря на два других предложения по 19,06 млн за харвестер, спецы минлесхоза (ответственным за обоснование указан замминистра Раис Гумеров) выставили стартовой не минимальную, а среднюю из трех цену в 19,08 миллиона. В итоге на аукцион все равно заявился только «Амкодор-Бел» и без скидок получил контракт.
Схожий контракт суммой 249 млн, включающий также лесопогрузчики, был заключен в начале 2017 года. На аукцион заявился только «Амкодор-Бел», и, разумеется, скидок заказчик не получил. В текущем году минлесхоз выделил 218 млн рублей на покупку трех харвестеров, трех форвардеров и 13 фронтальных лесопогрузчиков. На сей раз на конкурс поступили две заявки (вторая — от анонимного участника), но всем нормативам соответствовала только поданная «Амкодор-Белом». В июне контракт ушел в портфель нашего чемпиона по максимальной начальной цене.
Нажмите, чтобы увеличить
КТО МОЖЕТ КОНКУРИРОВАТЬ С «АМКОДОР-БЕЛОМ»?
Конкурировать с «Амкодор-Белом» в поставках дорогих лесозаготовительных машин могли бы только дилеры «Амкодора» из других российских регионов. Но вопрос в том, насколько отлажены их каналы поставок в Татарстане, не говоря уже об отсутствии таких связей, какие наработал местный дилер.
При крупных поставках «Амкодор-Бел» практически не промахивается: при общем портфеле выигранных контрактов на 1,2 млрд компания осталась не у дел при розыгрыше заказов только на 16 млн рублей, и те размещал не минлесхоз. Так, осенью 2015 года на аукцион «Татспиртпрома» на поставку погрузчика заявились сразу 9 желающих, и со скидкой 17% от стартовой цены контракт ушел за 3,5 млн к АО «Техсервис-Петербург». В октябре 2017-го два конкурента татарстанцев в лице Завода дорожных машин Павла Кузнецова и ООО «ЯрСпецСнаб» Игоря Сабирова заявились на торги зеленодольского исполкома и опустили цену на 26% (!), до 2,8 миллиона. Контракт ушел второй компании. А в апреле текущего года «Амкодор-Бел» в тендере «Буинского сахара» на поставку запчастей для белорусской техники столкнулся с московским дилером того же производителя, компанией «Амко». И москвичи, уступив 5% от стартовой цены, забрали подряд за 2,19 млн рублей.
Прочие местные госзаказчики «Амкодор-Бела» покупали у него технику с символическими скидками в пределах 1%. Единственный раз дилеру пришлось сбросить 3% в далеком уже 2011 году при поставках ГУЧ «Безопасность дорожного движения».
«БИЗНЕС Online» направил в минлесхоз запрос, по какой причине закупки министерства укрупняются с включением в них как специальной (форвардеры и харвестеры), так и более универсальной техники (фронтальные погрузчики). Ведь если за поставку первых конкурировать может узкий круг игроков, то за снабжение погрузчиками — десятки, что могло бы снизить их стоимость. На момент публикации ответ на наш запрос так и не поступил.
«Серебро» в абсолютном зачете за все рассматриваемые годы получает ООО «РАФФ» Фариза Мухтарова с подрядом на сумму 885 млн рублей на лесной селекционно-семеноводческий центр
ГИГАНТ ВРЕМЕН МАГДЕЕВА
«Серебро» в абсолютном зачете за все рассматриваемые годы получает ранее акционерное общество, а с 2014 года ООО «РАФФ» Фариза Мухтарова с подрядом на сумму 885 млн рублей на лесной селекционно-семеноводческий центр (ЛССЦ). Под его сооружение, которое было заказано в 2011-м, отвели 9,1 га в Сабинском лесничестве. Производственная программа центра включала 2 т семян сосны и ели, а также производство посадочного материала — 4 млн сосны обыкновенной, 4 млн ели европейской, 2 млн лиственницы сибирской и 2 млн декоративных древесно-кустарниковых пород. В дальнейшем ЛССЦ должен был обеспечивать посадочным материалом не только Татарстан, но и все регионы ПФО.
Отметим, что изначально министерство и гендиректор «РАФФа» Рустем Мифтахов оценивали стоимость проекта в 600 млн рублей. Как видим, ценник в итоге подскочил почти наполовину, а точнее — на 48%.
В том же 2011 году «РАФФ» за 291 млн рублей выполнил второй и третий этапы строительства ЛССЦ для Костромской области.
Сотрудничал «РАФФ» не только с самим минлесхозом. Так, в 2015-м компания получила серию контрактов на санитарно-оздоровительные мероприятия в Сабинском лесничестве от подконтрольного министерству ГБУ «Учебно-опытный Сабинский лесхоз». При этом в двух случаях, когда на торги также заявлялось ООО «СтройСоюз» Ильгиза Ахмадуллина, фирме Мухтарова пришлось скостить с «максималки» 15%, до 17 млн, а дважды такая конкуренция дала экономию только 0,5% и итоговая цена составила соответственно 39,8 млн и 99,5 млн рублей.
«Бронзу» получает ХК «Татнефтепродукт» с контрактами на поставку автомобильного топлива суммарно на 573 млн рублей. При этом в 2012–2015 годах на горючее минлесхоз тратил ежегодно 82–102 млн рублей
КРУПНАЯ ЗАПРАВКА НА «ТАИФЕ» И ЯПОНСКАЯ ТЕХНИКА
«Бронзу» получает ХК «Татнефтепродукт» (3) с контрактами на поставку автомобильного топлива суммарно на 573 млн рублей. При этом в 2012–2015 годах на горючее минлесхоз тратил ежегодно 82–102 млн рублей. Однако в 2016-м министерство заказало у ТНП несколькими партиями топлива на 165 млн, а подряд еще на 88 млн достался «ТАИФ-НК АЗС» (в общей сложности 91 млн рублей и 8-е место). Напомним, что во второй половине 2015 года ТАИФ получил контроль над «Татнефтепродуктом», выкупив 34% у госхолдинга «Связьинвестнефтехим». То есть, по сути, год спустя минлесхоз мощно закупился фактически у ТАИФа.
Поскольку с тех пор «Татнефтепродукт» заказов не получал, а «ТАИФ-НК АЗС» перепадали скромные контракты в пределах 1 млн рублей, вероятно, в 2016-м стороны могли оформить договоры поставки с запасом на следующие годы. Впрочем, с учетом среднего расхода топлива в 2012–2015 годах запас на 253 млн рублей должен был быть выработан уже в 2018-м.
Логично предположить, что заказы в 2017–2019 годах перехватил главный топливный, и не только, конкурент ТАИФа — группа «Татнефть». Однако заказы, доставшиеся компании «Татнефть-АЗС Центр», в этом периоде не превышали 2 млн рублей в год, хотя в 2015-м компании удалось «заправить» минлесхоз на 26 миллионов. Так чем же вызвано падение закупок автомобильного топлива на порядок (!) в последние три года? Может быть, горючее теперь просто «проводится» через другое ведомство? Увы, этот вопрос остался без ответа.
Почетное 4-е место по объему контрактов — у компании «Комацу СНГ» с ее 378 млн рублей. При этом госзаказ на 308 млн российская «дочка» японского производителя лесозаготовительной и прочей техники получила с подачи еще Магдеева в 2011 году. Четыре года спустя компании достался подряд на 43 млн, в 2016-м — на 19,5 млн и в 2017 году — на 7,5 млн рублей. И вновь поражает детализация техзадания. В нем указаны параметры не только рабочих частей типа вылета стрелы или диаметра распила, но и размеров передних и задних колес и даже рабочей памяти бортового компьютера. Неучтенными остались разве что цвет и форма звуковых колонок, что опять наводит на мысль о подгонке закупки под конкретного поставщика.
Японская техника обходилась недешево. За один харвестер минлесхоз выложил 23 млн, а за форвардер — 20 млн рублей. И, как выясняется, практически весь портфель госзаказов «Комацу СНГ» (выручка в 2018 году — 65 млрд рублей) сформирован контрактами с минлесхозом РТ, за исключением подряда на 11,4 млн от Марийского государственного технического университета. При этом на конкурсе у марийского вуза компания «Комацу СНГ» уступила 5% от стартовой цены, а вот минлесхоз РТ закупал технику по максимальной цене.
Напомним, что во второй половине 2015 года ТАИФ получил контроль над «Татнефтепродуктом», выкупив 34% у госхолдинга «Связьинвестнефтехим»
МЕСТНЫЕ ПОСТАВЩИКИ: «ФЕНИКС», «АВТОПАРТНЕР», «ЕЛАЗ»
Нашлось место в нашем рейтинге и местным производителям специальной автомобильной техники для перевозки лесоматериалов. Пятую позицию в общем зачете (316 млн) и вторую — при руководстве Кузюрова минлесхозом (143 млн) застолбила за собой ТФК «Феникс» Ленура Ибрагимова. В портфеле госконтрактов компании три крупнейших заказа принадлежат именно республиканскому минлесхозу. Стартовал на этой ниве «Феникс» в 2015-м, а самый весомый подряд достался ему в июне текущего года. Тогда министерство заплатило 78 млн рублей за поставку 10 лесовозов и одного сортиментовоза. В отличие от многих упомянутых закупок, этот тендер не обошли вниманием серьезные конкуренты: на него заявились два анонимных участника и другой челнинский дилер КАМАЗа — «Автократ» Ильнура Исмагилова. Впрочем, «Фениксу» оказалось достаточно снизить цену на 1,5%, чтобы выиграть торги. В том же месяце «Автократ» еще раз ушел несолоно хлебавши, когда компания Ибрагимова со скидкой 2% увела у него поставки техники почти на 21 млн рублей на этот раз в адрес УОСЛ.
В 2017 году за контракт на сумму 64 млн «Фениксу» пришлось сойтись с еще одним местным экспертом по спецтехнике, «Автодор-Моторс» Галины Самаренкиной, тогда бюджет сэкономил 2,5%. Однако есть и примеры более ожесточенных схваток. В начале текущего года в борьбе с пятью конкурентами (включая «дочку» КАМАЗа — фирму «Кран центр „КАМАЗ“») за поставку сортиментовоза УФСИНа Республики Коми фирма Ибрагимова уступила 11,5%. А самую большую скидку, на 17,5%, «Феникс» продемонстрировал в 2015-м, когда на тендер со стартовой ценой 34 млн заявились ОАО «ПО ЕлАЗ» и ООО «Автопартнер» Иршата Насертдинова.
В отличие от некоторых почти не знающих промаха игроков, у «Феникса» при 818 млн рублей, выигранных на тендерах, неудачных попыток насчитывается на 389 млн рублей. Также у компании есть десятки небольших заказов на одну-две машины с серьезными конкурентами и итоговыми скидками 5–10% от стартовой цены.
Строкой ниже идет госучреждение «Рослесинфорг» (6), получившее 208 млн на лесоустройство в районах Татарстана. Между тем упомянутый «Автопартнер», не раз боровшийся с «ЕлАЗом» и «Фениксом» за контракты минлесхоза в 2014–2015 годах, собрал-таки почти 90 млн рублей (9). Снижать цену компании Насертдинова приходилось от и до: от нуля в закупке трех сортиментовозов на 10 млн до 9,5% на самом крупном ее аукционе со стартовой ценой 57 млн, предметом которого стали четыре сортиментовоза и 10 авто.
Добавим, что доля минлесхоза РТ в портфеле госзаказов «Автопартнер» составляет 62%, всего же он собрал контрактов на 145 млн рублей. Могло быть и больше, но в ноябре 2016 года компания ликвидировалась путем реорганизации и присоединения к другому юрлицу.
Сам «ЕлАЗ» (7) внакладе тоже не остался. Завод, который контролируют экс-министры промышленности и торговли РТ Хафиз Салихов и Равиль Зарипов, самые изобильные в плане госзаказа времена пережил при Магдееве: в 2011 году — 59 млн, в 2012-м — 69,5 млн, в 2013-м — 6,5 миллиона. На посошок «ЕлАЗу» «налили» еще 11 млн в 2015 году при Назирове, позже заказов от минлесхоза производителю не доставалось. Свой самый крупный контракт суммой 45 млн на поставку сортиментовозов на шасси «КАМАЗ-43118» компания получила, не сделав даже минимальной скидки. Впрочем, этим отличаются 9 самых весомых контрактов «ЕлАЗа» — будь то заказчиком «Газпром подземремонт Оренбург», «Ванкорнефть» или «Транснефть». В целом портфель заказов весит 1 млрд рублей.
Самую большую скидку, на 17,5%, «Феникс» продемонстрировал в 2015 году, когда на тендер со стартовой ценой 34 млн заявились ОАО «ПО ЕлАЗ» и ООО «Автопартнер» Иршата Насертдинова
ТОП ЛИДЕРОВ ПРИ НОВОМ МИНИСТРЕ
Напомним, что до этого момента мы говорили о главных заказчиков минсельхоза в 2011–2017 годах. Далее пойдет речь об игроках, которые собрали самые увесистые портфели уже при руководстве Кузюрова менее чем за два года. За исключением тех, кого мы уже упоминали в связи с общим топ-10, — это «Амкодор-Бел» (1), ТФК «Феникс» (2) и «Рослесинфорг» (7).
Третье место с 29 млн рублей получает тюлячинское ООО «УАЗ-Авто». Ранее его учредителями выступали Владимир Парфенов и Михаил Мельников, но с апреля 2016 года 60% капитала получил Ирек Магизов и 40% — Мария Галеева. И тут на компанию пролился золотой дождь госзаказа: в июне минлесхоз выделил 36 млн на обновление автопарка. Чтобы оставить не у дел одну из компаний группы ТТС, победителю конкурса хватило скидки в 1%. Всего же в этом самом урожайном для него году ООО «УАЗ-Авто» подписало с минлесхозом контрактов более чем на 45 млн рублей. Затем повисла пауза, а в 2018-м подоспело очередное обновление министерского автопарка и автотрейдер получил подряды почти на 22 миллиона. Господдержка пришла весьма своевременно, ведь даже несмотря на нее, количество регистраций «уазиков» в республике в том году сократилось на 10%, до 418 авто.
В текущем году минлесхоз продолжил закупать продукцию УАЗа. За 8 месяцев в копилку Магизова и Галеевой министерство отправило 7,6 млн рублей плюс через УОСЛ — еще 12,5 млн рублей. Подкидывали дилеру работы и другие госучреждения. Так, контракты по 800 тыс. рублей каждый заключили МЧС РТ, местный филиал ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» и МУП «Водопроводно-канализационного хозяйства округа Похвистнево» из Самарской области.
«ЕлАЗ», которым владеют экс-министры промышленности и торговли РТ Хафиз Салихов и Равиль Зарипов (на фото), самые изобильные в плане госзаказа времена пережил при Магдееве
ВЕТВИ ИМПЕРИИ КОЛЕСОВЫХ
Тему закупок легковых авто продолжает компания «Авто Трейд» (6), оформленная на Айрата Сибгатуллина. Предприятие мощно выступило еще в 2018-м, собрав госзаказов в целом на 358 млн рублей, но в августе текущего года подалось на ликвидацию. Сибгатуллин же в 2009–2014 годах работал директором в «Мега Авто», где бенефициаром с 2010-го и по сей день числится Александр Колесов — сын генерального директора концерна КРЭТ Николая Колесова и, что более важно в данном случае, владелец и президент группы компаний «КАН Авто».
Крупнейшие клиенты «Авто Трейда» — ветеринарное управление минсельхоза (закупок в 2016–2018 годах — на 220 млн рублей), ГБУ «Безопасность дорожного движения» (168 миллионов). Среди заказчиков также числятся минтруд, МЧС, налоговая и другие госучреждения РТ.
Судя по техзаданию, минлесхоз за 15,9 млн рублей приобрел 32 «Нивы», точнее, трехдверных автомобиля LADA 4×4, в зеленом цвете с надписью «Лесная охрана» — по 497 тыс. за штуку. Отметим, что «КАН Авто» выступает официальным дилером марки LADA и сегодня розничные цены на данную модель (без акций и скидок) начинаются от 524 тыс. рублей. В целом складывается впечатление, что компания «Авто Трейд» отработала по максимуму 2016–2018 годы, в первую очередь в тандеме с ветуправлением, а после завершения масштабного обновления парка подалась на ликвидацию — это выглядит как классическая отработка проекта с обрубанием хвостов, что мы часто наблюдаем среди строительных компаний.
Но, похоже, новая инкарнация трейдера уже приступила к делу. Компания «Тендер Авто» (9) прописана по тому же адресу, что и «Авто Трейд» — улица Короленко, 58. С февраля 2019 года фирма зарегистрирована на Алексея Гурняка, однако ранее ее учредителем являлся все тот же Александр Колесов, а называлась она «КАН Авто эксперт-23». За 8 месяцев текущего года компания собрала подрядов на 217 млн рублей, крупнейший заказчик — «БДД» (72 млн), далее идут минсоцдемографии Самарской области (23 млн), татарстанский соцстрах (13,4 млн) и на четвертом месте — минлесхоз (10,5 миллиона).
И, кстати, этот конкурс минлесхоза не проспали и люди Вячеслава Зубарева: в борьбу включилась «LADA-ТТС», и «Тендер Авто» пришлось спустить цену сразу на 4,5%, или 500 тыс. рублей.
Судя по техзаданию, минлесхоз за 15,9 млн рублей приобрел у компании «Авто Трейд» 32 «Нивы», точнее, трехдверных автомобиля LADA 4×4, в зеленом цвете с надписью «Лесная охрана» — по 497 тыс. за штуку
ВАРЯГИ НА ЗАКУПКАХ: ЧЕБОКСАРСКАЯ ТЕХНИКА И СПЕЦОДЕЖДА
Приличную часть турнирной таблицы «первенства минлесхоза» занимают варяги. Капитал чебоксарского ООО «ТВП «Новатор» (4) по трети контролируют Зоя, Анатолий и Андрей Головины. На официальном сайте компании в ассортименте представлены оборудование для выращивания посадочного материала, машины для ухода за лесными культурами, хмелеводства и коммунального хозяйства. Ранее «Новатор» цеплялся за госзаказы, получив 17 млн рублей в 2013 году, но в 2014-м их поток обнулился, а 2015–2017 годах не превысил 6 млн рублей. Но затем наступил 2018 год, когда татарстанский минлесхоз под началом Кузюрова созрел для закупки сеялок, плугов и культиваторов на 12,8 млн рублей. Несмотря на участие в аукционе еще двух претендентов в лице КМПО-АЮ и матерого (с портфелем госконтрактов на 1 млрд рублей) ООО «Лесхозснаб», снижение цены составило лишь 0,5%.
Между тем в июле минлесхоз заказал оборудование еще на 12,7 млн, причем на этом аукционе у «Новатора» соперников не замечено. Кроме того, на 4,9 млн закупился УОСЛ, вслед за которым потянулись за оборудованием и другие заказчики: «Южное лесное хозяйство» (8,9 млн), минприроды Чувашии (5,7 млн) — странно, что не оно первым закупило продукцию своего же поставщика, «Томсклесхоз» (3,2 млн) и т. д.
Чебоксарский бизнес поставлял татарстанскому минлесхозу не только технику, но и спецодежду. Так, Геннадий Аврелькин (10) подрядился поставить форменного обмундирования для лесников РТ на 9,9 млн рублей. Индивидуальный предприниматель победил в тендере, обойдя четырех — правда, анонимных — участников благодаря символической скидке 0,5%. В число крупнейших заказчиков Аврелькина в 2018–2019 годах, кроме минлесхоза РТ, вошли минэкологии РТ, Росгвардия и управление судебного департамента Нижегородской области. С 2012 по 2018 годы компания стабильно получала заказы на 20–60 млн рублей, но теперь успела собрать 65 млн уже за 8 месяцев текущего года.
Что касается достижений на ниве госзаказа КМПО-АЮ (16) Яхьи Сафиуллина, то, за исключением договора на 360 тыс. от Елабужского исполкома, все остальные контракты в 2015–2019 годах, суммарно на 30 млн рублей, компании достались от минлесхоза. КМПО-АЮ исправно впрягается в поставки оборудования для лесозаготовок. Среди символических скидок, сделанных на тендере, есть исключение от 2015 года — на 47% (!), до 1,2 млн, цену на все то же оборудование сбил ИП Андрей Филимонов.
АЛТАЙСКИЕ АВТОЦИСТЕРНЫ, ТЮМЕНСКИЕ ТРАКТОРА И ПОДМОСКОВНЫЕ АВТОПОДЪЕМНИКИ
Алтайское АО «СТ-Авто» (5), капитал которого в равных долях контролирует трио Юрий Дедков, Степан Егоров и Вадим Помбрик, явно поймало восходящий поток. Последние три года его портфель госзаказов только рос: в 2017-м — 492 млн, в 2018 году — 1,15 млрд, за 8 месяцев 2019 года — 1,92 миллиарда. За всю историю компании ее улов составил 7,1 млрд рублей, но здесь ей сильно помогли столичные спасатели. Лучшие заказчики выходцев с Алтая — это центральная база измерительной техники МЧС России (697 млн за 2019 год), управление обеспечения деятельности противопожарно-спасательной службы Московской области (350 млн за три года) и их коллеги из Иркутской области (340 млн за три года).
Профиль деятельности заказчиков объясняется специализацией «СТ-Авто». Вот и минлесхоз РТ заказал у нее на 23,5 млн без скидок две пожарные автоцистерны ценой по 6,7 млн каждая и еще три — по 3,7 млн рублей. А МЧС РТ в текущем году закупило через «СТ-Авто» автоцистерну с установкой гидроабразивной резки за 13,6 млн, и тут алтайской компании пришлось подвинуться на 1% (ну 140 тыс. тоже на дороге не валяются) из-за появления конкурента — компании «Бранд Мастер».
В список почетных покупателей ТС-ТС (8), прописанного в Тюлячинском районе, входят МВД РФ, Тюменская авиабаза и УФСИН Оренбургской области. В 2017 году компанию учредила Нурия Фатхутдинова. Здесь объемы также идут по восходящей: 2017 год — 92 млн, 2018-й — 135 млн и 8 месяцев текущего года — 180 млн, итого 411 млн рублей.
За тюменские, курганские и т. п. заказы на поставку спецтехники компания Фатхутдиновой боролась, предоставляя скидки от 5% до 21%! А вот минлесхоз РТ закупает товар у заявившегося на аукцион в единственном числе ТС-ТС без какого-либо дисконта. К примеру, за 7,3 млн было приобретено четыре лесопожарных комплекса (трактор с прицепом-цистерной и насосом).
Созданное в конце 2017 года Олегом Казущиком тюменское ООО «Агроайчына» (11) уже в следующем году успело собрать от лесхозов различных регионов подрядов на 129 млн и с начала текущего года — на 154 млн рублей. Любопытно, что на официальном сайте компании указано, что она является официальным дилером компаний «Амкодор» (привет «Амкодор-Белу») и «МТЗ-Татарстан». А контракт на 9,7 млн рублей на 9 тракторов — тот редкий случай, когда по-настоящему рыночные баталии с участием ТС-ТС и «Технокора» помогли минлесхозу РТ сэкономить круглый миллион рублей, или 9% от стартовой цены.
Подмосковное ООО «Профлизинг» (12) Анастасии Сахаровой в 2018 году получило госзаказов на 16 млн, но затем резко ускорилось и за 8 месяцев текущего года набрало уже 173 млн рублей. Преимущественно компания подряжается на поставки оборудования для сбора и хранения твердых коммунальных отходов. Дать «Профлизингу» бой на тендере по двум автогидроподъемникам со стартовой ценой 8,6 млн решил местный дилер марки «ГАЗ» — «Луидор Казань». Наверняка только благодаря этому цена техники опустилась на 5% — порадуемся за нерезиновый бюджет РТ.
ВОЗДУШНЫЙ ПАТРУЛЬ: СКОЛЬКО СТОИТ ЧАС ПОЛЕТОВ?
В истории ростовского «Азовспецавиа» (13) Александра Борисенко есть всего три госзаказа суммарно на 11 млн рублей. И половину из них принес контракт на 5,9 млн, заключенный в апреле 2018-го с минлесхозом РТ. Предприятие подрядилось вести мониторинг лесного фонда республики, «продав» 110 часов полетов — по 53,7 тыс. рублей за час.
Примечательно обоснование стартовой цены данного контракта: при полученных предложениях на 52, 54 и 55 тыс. рублей специалисты минлесхоза пришли к стандартному выводу, что соблюдена однородность в пределах 33%, но взяли не минимальную цену, как поступают для экономии бюджетных денег, а простую среднюю. В итоге подчиненные Кузюрова заключили контракт на 187 тыс. выше минимально предложенной стоимости, но сколько на самом деле мог переплатить минлесхоз, станет ясно из нижеследующего контракта.
В текущем году авиапатрулированием родных лесов решил заняться аэроклуб при местном ДОСААФе (14). Ростовчане из «Азовспецавиа» также заявились на тендер, но после, казалось бы, небольшой скидки в 1,5%, до 5,8 млн, от местных участников ретировались с конкурса. А соль в том, что в этом году нужно было уже не 110 часов, а 155 — по 37,4 тыс. за час, что на 30% (!) дешевле полетов компании Борисенко в прошлом году.
Омское ООО «Автодом» (15) Александра Елизарова предлагает технику ОАО «Курганский завод дорожных машин» и ООО «Завод ЛЭКС» на правах их дилера. Общий портфель госзаказов составляет 461 миллион. А свой первый контракт суммой 5,7 млн рублей на поставку двух гусеничных тракторов компания выиграла летом 2019 года, уступив 1% от стартовой цены.
КТО ОХРАНЯЛ И РАЗВЛЕКАЛ РАБОТНИКОВ ЛЕСА
Охранять минлесхоз в начале и конце 2018 года подрядилось ЧОО «Барс» (17) Тимура Нугуманова. Самый важный клиент компании Нугуманова — КНИТУ-КАИ, который в 2017 году заказал охранных услуг на 27 млн, а в 2018-м — на 33 млн (скидки от 0,5 до 14%). Тогда же был получен заказ на охрану футбольного клуба «Рубин» суммой 17,5 млн рублей (скидки 25–35%). Еще среди постоянных клиентов «Барса» — спортивная школа «Ак Буре», клиника медуниверситета и управление службы судебных приставов.
Символическую скидку в пределах 1% «Барс» давал, когда на торги вместе с ним заявлялось ЧОО «Агентство безопасности» Наили Ждановой, и куда круче скидки (вплоть до 51%) возникали, когда в борьбу за госзаказчиков включались другие претенденты — будь то «Медведь», «Тайпан», «Сварог» или «Батыр». Последний контракт от декабря 2018-го с минлесхозом, как вы уже, наверное, догадались, не стал исключением в хорошо отработанной схеме тандема Нугуманова и Ждановой — минус 0,5% от стартовой цены. А в декабре 2017 года, когда, кроме надежного напарника, бороться решили еще пять компаний, но подвинуть «Барс» удалось только на 1,5%, до 2,55 млн, контракт был подписан в январе 2018-го.
В сентябре 2018 года ООО «Абрис» (18), учрежденное в феврале того же года Наилем Салаховым, получило контракт на сумму 4,65 млн на организацию и проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню работников леса. Кроме него, на конкурс заявились такие мастера организации торжеств, как Алла Белль, «Роза Мира», «Проект» и т. д., но это не помогло опустить цену более чем на 2%. Компания Салахова успела собрать несколько контрактов от минкульта РТ: самый дорогой, на оформление 15-го казанского международного фестиваля мусульманского кино, стоил 1,1 млн рублей. В общей сложности портфель госконтрактов «Абриса» весит 7,9 млн, то есть заказ минлесхоза занимает в нем более половины.
В текущем году контракт на организацию профпраздника лесников перехватил АДМ «Диалог» (20) Ильсура Мустафина, оформив скидку в 8%, до 4,36 млн рублей.
А вот организацию этапа профессионального чемпионата «Лесоруб-2019» в июне 2019 года на себя взял предприниматель и по совместительству президент ассоциации лесопромышленников и лесоэкспортеров Кировской области Андрей Гродников (19). В напряженной борьбе участники аукциона совместными усилиями снизили стартовую цену на 14%, до 4,4 миллиона.
***
Подведем итог. Мы видим, что в подавляющем большинстве случаев ведомство приобретало товары и услуги если не по максимальным ценам, то уж точно далеким от минимальных. Однако эти же поставщики на тендерах других заказчиков демонстрировали готовность уступить в цене, а в случаях внезапной конкурентной борьбы серьезные скидки приходилось делать и постоянным подрядчикам минлесхоза Татарстана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.