«Наша задача — пристегнуть вагоны с татарстанскими товарами к самому быстрому локомотиву», — объяснил суть работы с онлайн-ретейлерами министр экономики РТ Фарид Абдулганиев. Вчера весь день Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет» вместе с республиканскими чиновниками в Казани презентовали свои планы на татарстанский рынок. Как малый бизнес просил площадки снизить комиссионные, а куратор сувенирной индустрии Нури Мустафаев готов был сразу заключить договор, наблюдал «БИЗНЕС Online».
Вчера весь день Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет» вместе с республиканскими чиновниками в Казани презентовали свои планы на татарстанский рынок
«ВСЕ, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ 8 ДНЕЙ, — ЭТО НЕ ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ»
Накануне утром на площадке Kazan Palace by Tasigo прошел бизнес-завтрак, на котором представители татарстанского бизнеса смогли пообщаться с руководством компании Ozon, чиновниками минэкономики РТ во главе с министром Фаридом Абдулганиевым и представителями минпромторга РТ об особенностях развития электронной коммерции в Татарстане и драйверах ее роста.
В начале встречи вице-президент по логистике и цепям поставок Ozon Андрей Павлович вкратце рассказал о своей компании — логистические мощности в России составляют 150 тыс. кв. м, ассортимент — более 2 млн позиций, что сравнимо с неповторяющимся ассортиментом 100 крупных супермаркетов. Ежедневно компания отправляет покупателям порядка 150 тыс. заказов. У Ozon имеется 21 сортировочный центр, где работают около 7000 сотрудников, в ближайшие годы планируется создать еще 75. В результате порядка 40% всех заказов доставляется покупателям на следующий день, а оставшиеся 60% — в течение трех дней. «Все, что доставляется более 8 дней, — это не электронная коммерция», — отметил Павлович, видимо, намекая на главного конкурента — китайского интернет-гиганта Alibaba.
По его словам, Ozon уже несколько лет работает в Казани, но для повышения своего присутствия в Татарстане и Поволжье было принято решение о строительстве в ТОСЭР «Зеленодольск» крупного складского логистического комплекса стоимостью более 1 млрд рублей, где будут работать около 2 тыс. сотрудников компании.
Российский рынок электронной торговли Павлович назвал «оазисом благополучия» — за год он прирастает на 26%, причем бизнес Ozon, по его словам, растет еще большими темпами: так, объем продаж на Урале по итогам 8 месяцев 2019 года увеличился на 93%, в Татарстане объемы бизнеса Ozon выросли на 111%, а в Башкортостане — вообще на 154%. Правда, как пояснил Павлович, лидерство соседней республики объясняется более низкой базой (там еще нет своего логистического центра) и на самом деле объемы продаж в Татарстане более чем в два раза больше. Впрочем, как ни просили журналисты, конкретных цифр объемов продаж Павлович не называл.
Ozon, по словам Андрея Павловича, растет большими темпами: так, объем продаж на Урале по итогам 8 месяцев 2019 года увеличился на 93%, в Татарстане объемы бизнеса Ozon выросли на 111%, а в Башкортостане — вообще на 154%
Особенностью татарстанского рынка электронной коммерции Павлович назвал гиперконцентрацию заказов в Казани из-за недостаточно развитой инфраструктуры доставки в другие населенные пункты, не слишком сильные позиции международных игроков (притом что в первую очередь востребованы товары зарубежных поставщиков) и очень высокие требования татарстанцев к скорости доставки.
За 8 месяцев 2019 года в республике на 20% выросло количество клиентов, которые делают более 15 онлайн-заказов в течение года. Несмотря на это, рынок интернет-торговли все еще мал и составляет 5,5% от объемов розничной торговли. По оценкам Павловича, каждый житель республики, включая младенцев, тратит на покупки в интернет-магазинах всего 500 рублей в год. По его словам, самыми популярными категориями электронной коммерции являются книги, товары для мам и детей, для дома и спорта, электроника, лекарственные препараты. В прошлом году компанией была запущена доставка крупной техники, например холодильников. А в Москве Ozon начал экспериментировать с доставкой свежих продуктов питания.
В Москве Ozon начал экспериментировать с доставкой свежих продуктов питания. Это сразу заинтересовало председателя ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияра Байтемирова
Это сразу заинтересовало председателя ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияра Байтемирова, который заявил об «определенной надежде» местных сельхозпроизводителей на этот канал продаж. Павлович отметил, что у доставки свежих продуктов питания есть своя специфика: нужно создать холодную цепочку доставки (холодные склады, грузовики-рефрижераторы). «В Москве мы уже начали эксперимент и рассчитываем добиться доставки заказа в течение 3–4 часов. Сразу после отработки технологии мы выйдем с такой услугой и в Татарстан», — пообещал вице-президент Ozon, добавив, что компания намерена закупить для своей курьерской доставки 1000 брендированных автомобилей.
Впрочем, по словам Павловича, конкурировать с сервисом «Яндекс.Еда» в области доставки готовых блюд Ozon не планирует. «По крайней мере, пока», — многозначительно добавил он.
Затем вице-президент Ozon остановился на том, какие перспективы дает местному бизнесу приход крупных интернет-площадок. Он отметил, что сейчас 9 из 10 небольших продавцов в России ограничены ведением бизнеса в своем городе или в лучшем случае в регионе. Всего 7 месяцев назад Ozon запустил свой маркетплейс, где любая компания может продавать свой товар как в России, так и за рубежом. Сейчас там торгуют уже 15 тыс. компаний, а их ассортимент составляет 33% всего предложения Ozon. «Каждый пятый заказ содержит товар с маркетплейс», — подчеркнул Павлович.
В качестве примера он рассказал, как некий продавец чурчхелы решил попробовать продавать ее через Ozon. И был в восторге: обороты бизнеса резко пошли вверх.
Фарид Абдулганиев: «Наша задача — предложить бизнесу четкий план развития в рамках полноценной стратегии господдержки интернет-торговли, которую минэкономики сейчас разрабатывает»
«пристегнуть вагоны с татарстанскими товарами к самому быстрому локомотиву»
Министр экономики Республики Татарстан Абдулганиев пояснил, почему интернет-площадки выбирают Татарстан. Во-первых, удачное местоположение — половина населения России проживает в радиусе 1000 км от Казани. Во-вторых, сильная экономика республики — по итогам 2018 года ВРП Татарстана составил 2,44 трлн рублей, 13% из него приходится на долю оптовой и розничной торговли. При этом оборот розничной торговли по результатам 2018-го в денежном выражении составил 917 млрд рублей. Доля интернет-торговли в Татарстане составляет, по данным статистики, 1,3%, что практически соизмеримо с показателями в целом по России (1,7%). Министр объясняет этот парадокс погрешностями подсчета. «Статистика может фиксировать только промежуточные показатели, потому что интернет-торговля стремительно развивается», — отметил министр и добавил, что у электронной коммерции в республике есть потенциал расти темпами выше общероссийских.
В-третьих, 97% татарстанцев имеют доступ к мобильному интернету, в том числе 88% по скорости 4G. А на подходе уже стандарт 5G. Также в республике имеется развитая дорожная сеть, что есть не во всех соседних регионах.
Абдулганиев сообщил, что вслед за Ozon другой интернет-гигант Wildberries только что выбрал ТОСЭР «Зеленодольск» местом размещения для своего логистического центра. «Наша задача — предложить бизнесу четкий план развития в рамках полноценной стратегии господдержки интернет-торговли, которую минэкономики сейчас разрабатывает. Первые шаги мы уже сделали», — отметил он.
«Когда в Татарстан заходили федеральные торговые сети, нас убеждали, что они помогут нам в реализации своей продукции. Но этого не произошло. Заложена ли защита местных производителей в договорах с интернет-площадками?» — задал ключевой вопрос многоопытный Байтемиров, выразив опасение многих, что с их приходом местный рынок захлестнет вал конкурирующей продукции из других регионов.
Министр признал, что нюансы интернет-торговли по большому счету недостаточно изучены. «В данной области мы делаем только первые шаги. С одной стороны, это „голубой океан“ огромных возможностей, а с другой — вызовы, на которые мы должны ответить», — подчеркнул он.
«Какую цель должны преследовать интернет-компании, которые приходят в Татарстан?» — задал спикер вопрос 28-летнему заместителю министра промышленности и торговли Герману Лернеру. Тот неожиданно растерялся. «Это сложный вопрос… Фарид Султанович, поможете?» — обратился Лернер за поддержкой к Абдулганиеву.
«Конечно!» — охотно ответил министр и сказал, что у интернет-компаний должна быть одна-единственная цель — сделать свои услуги удобными для жителей Татарстана. А те уже сами выберут, с кем работать.
«Интернет-торговля — это лишь инструмент. У каждой интернет-компании свой локомотив, у кого-то более мощный и быстрый, у кого-то — менее. Наша задача — пристегнуть вагоны с татарстанскими товарами к самому быстрому локомотиву. Причем быть не последним вагоном, а первым. У татарстанских продавцов еще есть немного времени, чтобы воспользоваться имеющимися преимуществами и стать сильнейшими на российском рынке, пока другие раскачиваются», — отметил Абдулганиев. В качестве иллюстрации он привел построенный в начале XX века железнодорожный мост через Волгу в районе Свияги, который позволил местным купцам и промышленникам выйти на общероссийский рынок.
Журналист «БИЗНЕС Online» спросил у Абдулганиева, в какой стадии находится разработка стратегии развития рынка электронной коммерции. Напомним, что в конце апреля со ссылкой на пресс-службу минэкономики РТ появилось сообщение о том, что на рабочем совещании у президента РТ Рустама Минниханова с участием Абдулганиева и гендиректора Ozon Александра Шульгина было принято решение о разработке стратегической программы по развитию рынка электронной коммерции в Татарстане.
Как оказалось, то решение пока еще не оформлено в виде поручения президента. Тем не менее министр отметил, что последние полгода не прошли зря — общаясь с федеральными и местными интернет-компаниями, министерство экономики нарастило свои компетенции в новой для себя области интернет-коммерции и экспорта посредством онлайн-каналов продаж.
«НАДО УЧИТЬСЯ У ЛИДЕРОВ РЫНКА»
Надо отметить, что пришедшие на бизнес-завтрак татарстанские предприниматели выразили большую заинтересованность в новом для себя канале продвижения. А гендиректор ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан» Нури Мустафаев практически поймал Павловича на слове и предложил ему прямо сейчас подписать договор о намерениях, с тем, чтобы уже со следующего года приступить к реализации через Ozon татарских сувениров.
Предпринимателей также интересовала стоимость услуг Ozon. Павлович назвал «вилку» от 5 до 30% от стоимости товара, в зависимости от его категории.
— Планируете ли вы снижать процент? — спросил его один из участников мероприятия.
— Присоединяюсь к вопросу, — тут же отозвался Абдулганиев.
— Мы готовы обсуждать этот вопрос. Но мы в самом начале пути, — ответил вице-президент Ozon. Он пояснил, что сначала компании надо построить максимально эффективную логистическую сеть, которая позволит снижать издержки. А это требует серьезных инвестиций.
Мустафаев все равно озвучил желанную планку — 5%. Абдулганиев на это ответил, что, помимо снижения процентной ставки при торговле через маркетплейсы, необходимо усилить и компетенции самих татарстанских поставщиков и продавцов. Сейчас, например, маркировка товаров идет в основном на татарском и русском языках, а для их реализации на более масштабном рынке нужны описания еще и на английском. Кроме того, упаковка продукции также должна соответствовать растущим ожиданиям покупателей, а бизнес —получить навыки в продвижении товаров через интернет-маркетинг. «Надо учиться у лидеров рынка», — отметил министр и предложил компании Ozon взяться за обучение татарстанских предпринимателей. «А мы вас обеспечим продукцией», — добавил он.
После бизнес-завтрака его участники переместились в стены шоурума высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ
«НЕ ЗАЙДУТ НАШИ ИГРОКИ — ЗАЙДУТ ДРУГИЕ»
После бизнес-завтрака его участники переместились в стены шоурума высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ, где к ним присоединились другие гиганты индустрии e-commerce: Wildberries и «Яндекс.Маркет». Участники ток-шоу хотели в процессе дискуссии определить будущее розничной онлайн-торговли.
Уже начиная с середины 2020 года двое из них построят на территории ТОСЭР «Зеленодольск» свои логистические центры. Не определился с местом размещения только «Яндекс.Маркет» — такой вывод можно было сделать по словам руководителя B2B-платформы компании Ильи Никанорова. Но минэкономики РТ и собравшиеся студенты уже смогли оценить все плюсы от такого соседства логохабов: будут созданы 7,5 тыс. рабочих мест: 5 тыс. — для Wildberries, 2 тыс. — Ozon, 500 — «Яндекс.Маркет». А доставка станет дешевле и быстрее. «Это тот драйвер и локомотив роста, который мы просто упустить не можем», — отметил Абдулганиев. По словам Никанорова, именно быстрые темпы роста e-commerce (в два раза выше, чем в среднем по стране) и привлекли «Яндекс.Маркет» в Татарстан.
Не определился с местом размещения только «Яндекс.Маркет» — такой вывод можно было сделать по словам руководителя B2B-платформы компании Ильи Никанорова (справа)
«Да, это неизбежно. Мы должны быть к такому готовы», — прокомментировал Абдулганиев тезис о том, что бурное развитие онлайн-торговли может повлечь за собой убийство традиционных бизнесов. Хотя представители интернет-торговли словно оправдывались и утверждали иное. Как пояснил директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко, услугами их платформы пользуются 16 тыс. поставщиков, из которых 9 тыс. — малые и средние предприятия, из которых же, в свою очередь, около 6 тыс. — только российские поставщики. По словам вице-президента по логистике и цепям поставок Ozon, в их компании наблюдаются похожие тенденции. «У малого и среднего бизнеса гигантское количество головных болей. Он не должен заниматься логистикой, не обязан создавать свой сайт, ему не надо думать о хранении. Это все за него сделают гиганты. Он должен сосредоточиться на создании конкурентных продуктов, которыми он завоевывает рынок», — убеждал всех Никаноров, уверяя, что локализация их логомощностей в Татарстане не повлечет за собой гибель местных производителей.
«Мы сами можем на этом [логистике и продаже] заработать», — слегка поспорили с представителем «Яндекс.Маркета» татарстанские производители в лице представителей Кукморского завода металлопосуды Айдара Рашидова и Булата Загидуллина. Они уже активно сами развивают платформы интернет-продаж своей продукции по всей стране и особо не видят каких-то плюсов от прихода крупных площадок e-commerce, услугами которых они так и так пользуются. Разве что появятся дополнительные каналы сбыта — разумеется, за отдельные проценты таким посредникам с продаж.
Как пояснил директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко, услугами их платформы пользуются 16 тыс. поставщиков, из которых 9 тыс. — малые и средние предприятия
«Есть дискуссия по поводу того, не убьет ли бизнес [работа крупных онлайн-площадок], нужно ли останавливать свой интернет-магазин, свою логистику… Мне кажется, такого не нужно делать ровно по одной причине. Если мы как компания сделаем эту логистику лучше, эффективнее и дешевле, то ответ лежит на поверхности. Наша задача — сделать физику логистики, доставку товара производителя потребителю наиболее эффективной и быстрой. И все зависит от того, или это сделаем мы, или кто-то другой», — заметил в ответ Павлович, доказывая, что e-commerce — один из факторов сильной экономики сильного государства.
Но, как заметил Абдулганиев, не без помощи наводящих вопросов ведущего, тренд на закрытие розницы на фоне прихода онлайн-торговли и крупных игроков с каждым днем заметен все чаще. Он рассказал историю, как в одном из районов Татарстана за квартал закрылось сразу 12 розничных магазинов из-за прихода двух «Магнитов» и одной «Пятерочки», и не все из этой дюжины закрывшихся малых игроков смогли потом найти для себя пути выхода. Рабочие места сокращаются, торговые точки закрываются, казна недосчитывается налогов с них… А в Татарстане, на секунду, 184 тыс. человек заняты в сфере торговли. «Не зайдут наши игроки — зайдут другие. Мы видим, как идет Alibaba, как агрессивно выходит на наши рынки Amazon. Недалек тот день, когда будут укрупняться и эти компании. Данный процесс неизбежен. Мы должны делать соответствующие выводы», — отметил глава минэкономики РТ.
«Много у нас сельских производителей! Вы не представляете, какой бешеной популярностью пользуется та же самая ручная работа. Посуда, которая расписывается регионами, в зависимости от их культуры…» — заметил Иващенко. Ozon ему вторил, что не нужно недооценивать потенциал российских производителей: «Да будут развиваться!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.