Проезд подешевле, фальшивые билеты, оплата по номеру мобильника — вот самые распространенные и необычные способы платежа мимо кассы. Такой букет жульнических приемов выявили казанские перевозчики за последние месяцы. От самих кондукторов город отказываться не планирует, и причина здесь одна — зайцы. А вот наличность перевозчики предлагают «выжимать» из отрасли повышенной оплатой: они требуют тарифа в 40 рублей наличными и 31 — по картам.
Ассоциация перевозчиков РТ, представляющая интересы казанских «автобусников», объявила охоту на кондукторов, которые не обилечивают пассажиров, а кладут деньги себе в карман
ОТ ДЕПРЕМИРОВАНИЯ ДО УВОЛЬНЕНИЯ: ПЕРЕВОЗЧИКИ ВЗЯЛИСЬ ЗА КОНДУКТОРОВ-«НЕСУНОВ»
Объявив на прошлой неделе о необходимости очередного роста тарифов за проезд и полной компенсации за льготников, ассоциация перевозчиков РТ, представляющая интересы казанских «автобусников», анонсировала охоту на кондукторов, которые не обилечивают пассажиров, как положено, а кладут деньги себе в карман. На это частенько указывают сами жители города. В арсенале специально созданной контрольно-ревизионной службы (КРС) — контролеры, тайные пассажиры, а также жесткие меры наказания, вплоть до увольнения.
«Контрольно-ревизионная служба. Приготовьте билеты и карты оплаты!» — говорил сегодня начальник контрольно-ревизионной службы Ильсур Аюпов, заходя в автобусы для проверки подлинности выданных пассажирам чеков оплаты. Забегая вперед, отметим, что утренний рейд с участием представителей СМИ по автобусам трех разных маршрутов прошел без нарушений. «Отлов» нечистых на руку тружеников автобусной кассы не состоялся. Впрочем, не такое уж это частое явление. С момента вступления 1 июля новых нормативов применения контрольно-кассовой техники с использованием валидаторов нового поколения выявлено 40 случаев воровства. В 39 из них кондукторы получили выговор и лишились премии, в одном случае сотрудник был уволен (он попался на горяченьком второй раз, за что и следует это наказание). Отметим, что всего в Казани работает 800 автобусов.
В ассоциации отмечают, что по городу ежедневно курсирует 5–10 тайных пассажиров (знакомить их с журналистами не стали, на то пассажиры и тайные). Их зарплата не зависит от количества выявленных нарушений, такие же условия мотивации — у контролеров. В ближайшее время в Казани будет создан черный список кондукторов, которых уличили в воровстве, чтобы исключить их дальнейшее трудоустройство на все предприятия, входящие в ассоциацию.
Может быть, низкая зарплата подталкивает кондукторов к воровству? Председатель ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков пояснил, что ранее перевозчики полностью трудоустроили кондукторов и стали выплачивать им белую зарплату. В среднем по отрасли это от 30 до 50 тыс. рублей. Кондуктор одного из маршрутов рассказала журналистам, что ее зарплата в месяц вместе с премией составляет 23–25 тыс. рублей, но некоторые ее коллеги зарабатывают и 35 тыс. рублей.
Начальник КРС Ильсур Аюпов лично заходил в автобусы для проверки подлинности чеков оплаты. Утренний рейд с участием представителей СМИ по автобусам трех разных маршрутов не выявил ни одного нарушителя
«Большинство кондукторов работают хорошо, — подчеркнул глава ассоциации. — Ежедневно перевозчики получают одну-две жалобы на водителей и кондукторов автобусов. Вся эта информация проверяется, главный аргумент и доказательство — видеосъемка, которая ведется в каждом автобусе».
Ранее сами перевозчики заявляли, что большую часть вырученных средств они направляют как раз на оплату труда и лизинговые платежи. Затем идут выросшие налоговые платежи как раз в связи с полным трудоустройством кондукторов и выплатой им белой зарплаты. Впрочем, есть мнение, что перевозчики, требуя повышения тарифа, таким образом перекладывают потери от воровства на пассажиров. Темляков на это заявил, что в обосновании повышения тарифа нет такого пункта, а также затруднился назвать общие потери предприятий от ловкости рук кондукторов.
Глава ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков: «Ежедневно перевозчики получают одну-две жалобы на водителей и кондукторов автобусов. Вся эта информация проверяется»
ПОЧЕМУ ГОРОД НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ КОНДУКТОРОВ, КАК ОТЛИЧИТЬ НАСТОЯЩИЕ БИЛЕТЫ ОТ ПОДДЕЛЬНЫХ И КАК ПЕРЕВОЗЧИКИ ХОТЯТ минимизировать поток «ЖИВЫХ» ДЕНЕГ
В числе самых распространенных способов воровства — предложение оплатить проезд ниже установленного тарифа (как правило, это 20–25 рублей вместо 27). Могут просто «забыть» дать билет или молча вручить поддельный (без указания даты и времени) — ну кто будет смотреть на эти микроскопические буквы в автобусной толкотне? Еще вариант — билет, который был пробит заранее, в то время как по правилам он должен печататься кассовым аппаратом в присутствии пассажира. Был случай, когда кондуктор попросил оплатить проезд переводом через мобильный банк по номеру телефона.
«В социальных сетях кондукторам, пассажирам также в открытую предлагают приобрести поддельные билеты с датой и временем», — рассказывал Темляков. Купить липовые билеты в соцсети предлагали даже самому руководителю ассоциации. «Хотите навариться? Надо платить за качество и делать автобусные билеты с датой и временем. Для заказа у нас напишите личное сообщение», — зачитал Темляков объявление из соцсети. Между тем за использование фальшивых билетов может грозить уголовная ответственность: как-никак, это ко всему прочему еще и уход от налогов. Начальник КРС Аюпов тут же продемонстрировал, как выглядит поддельный и настоящий билет за проезд. В любом случае пассажир может сообщить обо всех случаях мелких шалостей кондукторов на горячие линии автопредприятий, комитета по транспорту столицы РТ — номера указаны в каждом автобусе. Можно в письменном виде обратиться и в саму ассоциацию. Просьба касалась не только воровства, но и грубости, хамства в автобусах со стороны водителя и кондуктора. Хотя, конечно, большинство сотрудников автобусных бригад работают корректно и не стоит вешать на них всех собак, как говорится, заочно.
За использование фальшивых билетов может грозить уголовная ответственность: как-никак, это ко всему прочему еще и уход от налогов
Действенной мерой по борьбе с воровством мог бы стать полный отказ от наличности. Но в ассоциации заявляют, что такое решение может принять городской комитет по транспорту. Напомним, что сами перевозчики предлагают платить по безналу 31 рубль, наличкой — 40 рублей и таким образом еще больше сократить количество «живых» денег на транспорте. А до полной компенсации выпадающих доходов за перевозку льготников не хватает 900 млн рублей (бюджет РТ компенсирует лишь 18 рублей при официальной стоимости проезда в 27 рублей). «Если будет полная компенсация за льготников, возможно, и не придется повышать стоимость проезда», — подчеркнул Темляков.
Стоит ли отказываться от кондукторов (как ни крути, а экономия на зарплате и ручных кассовых аппаратах) и сделать турникеты, как в Москве? Глава ассоциации пояснил, что этот вопрос не обсуждается. Московский опыт турникетов в Казани также не рассматривают и в исполкоме города. Причина проста — зайцы. «Москва на самом деле жалуется, у них 35 процентов безбилетников с этой системой», — объяснял глава транспортного комитета Айдар Абдулхаков еще в 2017 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 164
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.