Против бывшего начальника отдела ГИБДД Нурлата Ленара Лотфуллина возбуждено дело по статье о мошенничестве, совершенном организованной группой, либо в особо крупном размере Против бывшего начальника отдела ГИБДД Нурлата Ленара Лотфуллина возбуждено дело по статье о мошенничестве, совершенном организованной группой, либо в особо крупном размере Фото: кадр видеоролика о расследовании Сергея Еретнова

НУРЛАТСКИЙ ТЕНЕВОЙ АВТОСАЛОН

В Казани перед уик-эндом прямо из больницы увезли в изолятор временного содержания бывшего начальника отдела ГИБДД Нурлата Ленара Лотфуллина. Против него возбуждено дело по ст. 159 ч. 4 УК РФ о мошенничестве, совершенном организованной группой, либо в особо крупном размере. Дело касается торговли угнанным автотранспортом, и ремарки об использовании служебного положения в нем нет только благодаря тому, что ко времени предполагаемой сделки Лотфуллин уже вышел на пенсию и устроился в частный бизнес.

На данный момент Лотфуллин не ограничен в передвижении — в субботу суд отказал следователям в строгой мере пресечения и наложил на подозреваемого только запрет определенных действий. Расследование ведет второй отдел следственного комитета по РТ, занятый на особо важных делах, конкретно — челнинская структура в лице полковника юстиции Константина Замараева. Как выяснилось, дело открыли еще в прошлом году и тогда же были опрошены все участники событий, собраны необходимые доказательства, однако довести его до суда не удалось. По словам наших источников, опосредованно знакомых с ходом следствия, Лотфуллину долгое время удавалось «бегать» от правоохранителей, сказываясь больным и прикрываясь справками, пока вопрос не был решен кардинально.

О ситуации с Лотфуллиным чуть меньше года назад в одном из своих роликов рассказывал видеоблогер Сергей Еретнов. Автору тогда удалось встретиться и с покупателями машин у Лотфуллина, и с теми, на кого эти угнанные автомобили были фиктивно зарегистрированы. Сразу уточним, что, хотя речь изначально шла не об одной машине, в актуальном деле эпизод остался один — другие случаи продажи пришлось списать за сроком давности, так как период активности предполагаемого торговца краденым датируется началом десятилетия.

Согласно показаниям свидетелей, в нулевых годах Лотфуллин возглавлял отдел ГИБДД в Нурлате, в начале 2010-х — службу безопасности подразделения одного из банков в своем городе. В этот период, уже после отставки Лотфуллина из ГИБДД, дело об угнанных и обнаруженных в Нурлатском районе машинах развернулось впервые.

Как, к примеру, рассказывал один из подставных владельцев Владимир Логинов, по просьбе экс-начальника ГИБДД Лотфуллина он зарегистрировал на себя два автомобиля Lexus, а также Honda и Toyota Land Cruiser Prado. Этих машин Логинов ни разу не видел, как и его шурин по фамилии Макаров, на которого был оформлен еще один автомобиль. Регистрация действовала около двух лет. В схеме с угнанными машинами эти нурлатские жители выступали как продавцы — предположительно, Лотфуллин ставил машины на учет и записывал на неприметных работяг из окрестных деревень, чтобы потом от их имени продать реальным покупателям.

Согласно показаниям свидетелей, в нулевых годах Лотфуллин возглавлял отдел ГИБДД в Нурлате, в начале 2010-х — службу безопасности «Ак Барс Банка» в своем городе Согласно показаниям свидетелей, в нулевых годах Лотфуллин возглавлял отдел ГИБДД в Нурлате, в начале 2010-х — службу безопасности Ак Барс Банка в своем городе Фото: «БИЗНЕС Online»

КОГДА ПЛАТЯТ ДВАЖДЫ

Одним из таких покупателей стал бывший приятель Лотфуллина фермер Нияз Минигулов — именно его случай и позволил не закрыть дело по срокам давности целиком.

В 2010 году Минигулов решил обновить машину и бывший инспектор предложил ему BMW X5 за 2,5 млн рублей — на 1,2 млн дешевле, чем в автосалоне. Машина, по словам Минигулова, была зарегистрирована в Нурлатском районе — позднее он узнал, что «владельцем» оказался житель села Селенгуши Макаров, работавший скотником. Деньги Минигулов передал лично Лотфуллину, а тот якобы приложил к автомобилю уже готовое свидетельство о регистрации и даже страховку, не пришлось подписывать даже договор купли-продажи.

Проблемы начались через полгода. Автомобиль в это время стоял в Набережных Челнах у друга Минигулова по имени Феликс Насыров. К нему пришли сотрудники местного отдела ГИБДД, арестовали машину и пригласили Насырова на ее обследование. Выяснилось, что номера BMW X5 перебиты. С тех пор ни Насыров, ни Минигулов автомобиля больше не видели. Отдельным «удовольствием» для покупателя стал транспортный налог — более 7 лет Минигулов платил за эксплуатацию арестованного BMW, потому что суд не позволял снять автомобиль с учета, пока не завершено уголовное дело. Дело же так и не дошло до суда, хотя в 2011–2012 годах при первой попытке расследования следователи нашли 22 автомобиля, угнанных и оформленных подобным образом в Нурлатском районе. Только благодаря уплате Минигуловым налога и сохранению регистрации его BMW X5 следствие получило возможность привлечь подозреваемого хотя бы по этому эпизоду.

Почему дело об угоне и перепродаже автомобилей так и не было завершено 7 лет назад — неизвестно. Лотфуллин — непростой человек не только по меркам Нурлата, у него есть влиятельные родственники в судебной системе. Но автор ролика Еретнов полагает, что теперь шансы на успех у следователей есть. «Показательно, что дело передано Замараеву, — считает блогер. — Он занимает особую нишу — расследует дела, в которых велик фактор давления, и доводит их до суда. На него бесполезно давить, он не входит ни в какие группы влияния, поэтому я думаю, что и это дело будет доведено до конца».

Около половины машин, обнаруженных в Нурлате, были пригнаны из Москвы. Такие ТС, как правило, покупаются в салонах, страхуются от угона, а потом тайно продаются по предварительной договоренности Около половины машин, обнаруженных в Нурлате, были пригнаны из Москвы. Такие ТС, как правило, покупаются в салонах, страхуются от угона, а потом тайно продаются по предварительной договоренности Фото: «БИЗНЕС Online»

СХЕМАТОЗ НЕ ДЛЯ ОДИНОЧЕК

Из показаний других свидетелей можно выделить еще один яркий случай. Один из подставных владельцев машин во время оформления на него трех новых автомобилей находился в СИЗО Чистополя, будучи под следствием. Вернувшись домой, он обнаружил кипу штрафов. По данным наших источников, «автовладелец» пришел к Лотфуллину выяснять отношения, тот аннулировал штрафы, но предложил сидельцу самостоятельно снять машины с учета. Получив отказ, Лотфуллин якобы организовал несговорчивому гражданину трехдневное задержание, но своего не добился. В итоге автомобили все же были сняты со злополучного нурлатца без его участия. Эти факты еще раз со всей очевидностью свидетельствуют о существовании некой группы, занятой в начале 2010-х годов постановкой и снятием с учета автомобилей, о чем фейковые владельцы могли даже не подозревать. Понятно, что бывший начальник ОГИБДД самостоятельно такие операции проворачивать не мог. Не говоря уже о том, что кто-то должен был эти машины в Нурлат пригонять.

Схему преступного бизнеса инсайдеры в ГИБДД поясняют следующим образом. Около половины машин, обнаруженных в Нурлате, были пригнаны из Москвы. Такие автомобили, как правило, покупаются в салонах, страхуются от угона, а потом тайно продаются по предварительной договоренности. Первый владелец автомобиля получает страховку, машина едет в Нурлат, дальнейшая ее судьба уже описана: она на кого-то регистрируется и с этими документами выставляется на продажу. Московских хозяев этих автомобилей в итоге нашли.

Однако иные машины остались безхозяйными. Скорее всего, это означает, что они пригнаны из-за границы. Схема вполне может быть той же самой, только гражданин некой страны, купив и застраховав свой автомобиль, продает его в Россию. Базы данных разных государств не дополняют друг друга, поэтому и отследить такую машину после перегона уже невозможно, и возвращать ее некому. Конечный добросовестный покупатель в таком случае может через суд оставить автомобиль в своей собственности, вот только уже не сможет его продать.