До $65,44 за баррель поднялась цена нефти марки WTI — таковы промежуточные итоги атаки на объекты нефтяной промышленности в Саудовской Аравии. Подготовленный налет всего лишь 10 дронов сократил общемировую добычу на 6%. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что спекулятивный рост цен продолжится несколько дней, но важнее сейчас другое — не станет ли это casus belli и не начнут ли США в качестве возмездия операцию против Ирана.
Рой из 10 дронов, оснащенных взрывчаткой, атаковал два крупнейших саудовских нефтяных объекта — НПЗ Абкайк и нефтяное месторождение Хурайс
«Операции будут расширяться и станут еще более болезненными»
Событие, о котором уже два дня говорят все биржевые аналитики и финансисты, произошло субботним утром 14 сентября. Рой из 10 дронов, оснащенных взрывчаткой, атаковал два крупнейших саудовских нефтяных объекта — НПЗ в Абкайке и нефтяное месторождение в районе Хурайс. Ответственность за атаку взяли на себя повстанцы-шииты из группировки «Ансар Аллах», действующей на территории Йемена. Согласно новостному ресурсу повстанцев Saba, совершить атаку им помогли разведданые от своих людей внутри Саудовской Аравии, а представитель повстанцев Яхъя Сари заявил, что подобные «операции» будут расширяться и станут «еще более болезненными», до тех пор пока саудовский режим продолжает агрессию и блокаду Йемена. Напомним, йеменские шииты воюют против властей страны с 2014 года, а президенту страны Абд-Раббу Мансуру Хади помогает коалиция суннитских государств региона во главе с Саудовской Аравией. Конфликт в Йемене многими рассматривается как прокси-война в рамках более широкого противостояния за региональное доминирование между Саудовской Аравией и Ираном. Но и сами повстанцы, и Иран обвинения в том, что Тегеран их спонсирует, вооружает или тренирует, отвергают.
Нефтяные поля и трубопроводы Саудии ранее в течение года неоднократно подвергались атакам повстанцев, но в вылетах участвовал только один дрон. Субботнее нападение стало крупнейшим и наиболее результативным. Добыча нефти в стране упала с 9,9 млн баррелей в сутки до 5,7 млн (в мире она снизилась примерно на 6%). Эксперты сразу предсказали, что торги в понедельник откроются скачком нефтяных цен, что и произошло: фьючерсы на нефть марки Brent с поставкой в ноябре текущего года подскочили на 13,86% до $69,91 за баррель.
Президент США Дональд Трамп заявил о готовности США распечатать свои запасы для поддержания цен
Президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп заявил о готовности страны распечатать свои запасы для поддержания цен. «Исходя из атаки на Саудовскую Аравию, которая может повлиять на нефтяные цены, я санкционировал в случае необходимости выделить из стратегического нефтяного резерва нефть в необходимом количестве, достаточном для поддержания рынка», — написал он в «Твиттере». Кроме того, согласно сообщению МИД Саудовской Аравии, Трамп позвонил наследному принцу Мохаммеду бин Салману и заявил, что США будут поддерживать безопасность королевства. Госсекретарь Соединенных Штатов Майк Помпео прямо обвинил Иран «в беспрецедентной атаке на мировую систему энергопоставок» и заявил, что нет никаких доказательств того, что атака была произведена из Йемена. Также он призвал все страны «публично и безоговорочно» осудить Иран. «США будут работать с нашими союзниками и партнерами, чтобы обезопасить энерегорынок и привлечь Иран к ответственности за его агрессию», — написал он в «Твиттере». На это Помпео ответил министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф. «Провалив „максимальное давление“, переходит к „максимальному обману“», — написал министр в своем аккаунте. А командующий воздушно-космическими силами иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Амир Али Хаджизаде напомнил, что все американские базы и авианосцы в радиусе 2 тыс. км вокруг Ирана находятся в зоне досягаемости иранских ракет.
Российская сторона сдержанно отреагировала на произошедшее. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что глава государства в курсе атаки, а власти Саудовской Аравии не обращались к нему за помощью. Глава минэнерго РФ Дмитрий Новак заявил, что дефицит нефти из-за атаки может быть покрыт из мировых нефтяных запасов, а конкретные действия игроков будут зависеть от того, насколько быстро саудовцам удастся ликвидировать ее последствия.
Наблюдатели отмечают, что, помимо текущего ущерба, атака на крупнейшие в мировой энергосистеме НПЗ имеет более широкие последствия. Дело в том, что Saudi Aramco в течение двух лет собирается провести IPO, первичное размещение акций, которое станет крупнейшим в истории, но продемонстрированная уязвимость важнейшего элемента в мировой энергосистеме перед таким дешевым и низкотехнологичным оружием, как дроны, может сказаться на потенциальной оценке компании.
Нефть марки Brent по состоянию сегодня на 11:00 оценивается в $65,44 за баррель, нефть марки WTI — в $59,06 за баррель. Подъем цен стал максимальным с февраля 2016 года. На открытии торгов стоимость составляла $66,45 и $61,48 соответственно. Рубль на открытии торгов уже укрепился до 64 рублей за доллар — это лучший показатель с начала августа.
Нефть марки Brent по состоянию сегодня на 11:00 оценивается в $65,44 за баррель, нефть марки WTI — в $59,06 за баррель. Рубль на открытии торгов уже укрепился до 64 рублей за доллар — это лучший показатель с начала августа
«с одной стороны, запасы накоплены, с другой — кто-то может активно начать на этом играть и разгонять цену»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали атаку на объекты нефтяной промышленности в Саудовской Аравии.
Степан Демура — финансовый и биржевой аналитик:
— В ближайшие два, три, четыре дня нас ждет дальнейший рост цен на нефть по Light Sweet с небольшими коррекциями, а потом начнется падение. До 100 долларов за баррель в этот раз не дойдем, не беспокойтесь.
На ценообразование влияют ликвидность и настроения рынка. В пятницу утром закончилась коррекция, по Light Sweet должен был быть рост. Ну произошло это событие. Не случилось бы подобного, рост приписали бы ухудшению ситуации в торговой войне между США и Китаем, «зеленым росткам» экономики и тому подобное.
Саудиты достаточно быстро восстановят добычу. Иран получит люлей либо согласится на все условия США. Уже в воскресенье вечером в преддверии того, чтобы быть отбомбленными в каменный век, иранцы с разрешения великого айдалы согласились на переговоры с США без каких-либо предварительных условий. До этого они долго требовали, чтобы сначала сняли санкции, только затем соглашались вести переговоры. Как говорится, поломались, дурочку поваляли — и хватит.
На России это никак не скажется. Нам что цены на нефть 100 долларов за баррель, что 60, что 40. У нас идет экономической коллапс, поэтому, к сожалению, никак не отразится на РФ.
Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:
— Как изменятся цены на нефть, я сказать не могу, но данное событие на руку Саудовской Аравии, потому что страна не скрывает, что ей необходимо иметь цену не менее 80 долларов за баррель (только в этом случае у нее будет сбалансированный бюджет). Россия от события получит дополнительные миллиарды долларов, но, к сожалению, они уйдут мимо нашей казны. Баррель может дойти и до 100 долларов, я не исключаю. Но сейчас рынком управляет не ОПЕК, а некие закулисные силы, которые могут провоцировать различные взрывы, блокады поставок черного золота или даже просто проводить информационные интервенции. Это все может раскачивать рынок.
Александр Виноградов — ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“»:
— Сейчас никто не может однозначно сказать, что будет с ценами на нефть в ближайшие дни. Эта картинка в режиме сугубо спекуляции, потому что, с одной стороны, накоплено достаточно много запасов, которые можно поедать и за счет которых нормально пережить этот период нехватки продукта для мировой экономики, с другой — кто-то может активно начать на этом играть и разгонять цену. Предсказывать такие вещи бессмысленно. Однозначно можно сказать одно — буфер есть.
Мне кажется, главное — это возможная реакция США. С одной стороны, они уже высказались, что виноват Иран и, дескать, мы его накажем. Но вопрос: будут ли наказывать? Если да, то как? Если дело не дойдет до очередной военной операции, доллар погуляет в промежутке 60–75.
Рубль уже укрепился. Приходящей валюты в какой-то период станет побольше. В целом для России это позитивное явление, правда, очень временное.
Сергей Дроздов — аналитик ГК «Финам»:
— Американцы, конечно, обвиняют в произошедшем Иран, но у них данная страна — такая горячая тема сейчас, поэтому во всем, что в последнее время происходит на Ближнем Востоке, у них виноват Иран, как в свое время во всем была виновата Россия. Была даже такая поговорка: «Русские сделали это». Ну вот сейчас они на Иран переключились. А что касается цены в 100 долларов за баррель, то это вряд ли. Просто на волне такого хайпа отдельные иностранные эксперты и аналитики прогнозируют цену за сотню долларов, но в общем-то, скорее всего, этого мы не увидим. Трамп объявил, что они могут распечатать резерв, но будут они делать подобное или нет — еще вопрос. Тем не менее ночью цены поднимались выше 71 доллара. И конечно же, это спекулятивный скачок на фоне данной новости, который к утру, когда открылись европейские биржи, был уже нивелирован. Сейчас у нас основная отметка — 65 долларов за баррель по эталонному сорту Brent. И если спекулянты смогут ее удержать, тогда да, мы сможем увидеть повторный тест уровня 71 доллар за баррель, но, на мой взгляд, такое достаточно маловероятно.
Это просто спекулятивный скачок, а спекулятивные скачки, как правило, нивелируются за достаточно непродолжительное время. Мы сейчас видим, что рубль не реагирует на подобное каким-то фантастическим ростом, укрепляется только в пределах процента, может быть, чуть меньше, потому на экономике нашей страны такое никак не отразится. Более того, даже если цена и будет 100 долларов за баррель, для бюджета это будет большой плюс, но на нас с вами, на простых гражданах, подобное никак не отразится ввиду бюджетного правила и достаточно завышенного курса доллара по отношению к рублю.
Александр Разуваев — руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» (ИАЦ «Альпари»):
— Бог войны на стороне нефтяников. Можно сделать однозначный вывод: в ближайшее время саудовская нефтяная компания не пойдет на IPO. Инвесторы потребуют большой дисконт за риски. Так что трон саудитов не такой прочный, как казалось ранее. От роста цен на нефть в России выигрывает прежде всего бюджет, но пока это краткосрочный фактор. В мире все больше пахнет большой войной, а в лучшем сценарии — мировым кризисом, который обнулит нефть и фондовые индексы. Вероятно, золоту нет альтернативы.
Может ли нефть стоить 100 долларов? Только в случае масштабной войны на Ближнем Востоке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.