Два универсальных десантных корабля (УДК, их также называют вертолетоносцами) водоизмещением до 15 тыс. т планируется заложить на керченском судостроительном заводе «Залив» Два универсальных десантных корабля (УДК, их также называют вертолетоносцами) водоизмещением до 15 тыс. т планируется заложить на керченском судостроительном заводе «Залив» Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

ВЗАМЕН «МИСТРАЛЕЙ»

Два универсальных десантных корабля (УДК, их также называют вертолетоносцами) водоизмещением до 15 тыс. т планируется заложить на керченском судостроительном заводе «Залив», который, как известно, контролируется заводом им. Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс» — СКАБ), сообщили накануне источники ТАСС. Закладка планируется на май 2020 года, головной вертолетоносец флот должен получить до конца 2027-го.

Это первый для России опыт строительства УДК. Тема приобрела особую актуальность после скандала, которым завершилась попытка заказать такие корабли во Франции. Напомним, контракт по десантным вертолетоносным кораблям-докам французская компания DCNS и российская Объединенная судостроительная корпорация подписали 17 июня 2011 года. Предполагалось строительство двух вертолетоносцев во Франции и двух — в России. При этом предусматривалось серьезное «обрусение» «Мистралей» — под размещение российской техники (например вертолетов Ка-52К) и оборудования. После введения санкций контракт разорвали, однако Россия не отказалась от планов заиметь УДК.

Эти корабли предназначены для загоризонтной высадки десанта. Само судно во время высадки войск и техники держится на большом удалении от берега, а доставка личного состава и бронетехники ведется специальными десантными катерами, которые во время похода размещаются в доковой камере корабля. Непосредственно перед началом десантирования на катера погружаются техника и люди, после чего они идут к берегу. Поддерживают десант базирующиеся на УДК ударные и транспортные вертолеты (по словам источников ТАСС, их будет 10).

Получить комментарий руководства СКАБ по поводу информации ТАСС вчера не удалось — телефон генерального директора Рената Мистахова не отвечал.

Чтобы увеличить, нажмите (Фото: «БИЗНЕС Online»)

«У НАС МОГУТ БЫТЬ ИНТЕРЕСЫ В рАЗНЫХ ТОЧКАХ МИРОВОГО ОКЕАНА»

Ранее сообщалось, что опытно-конструкторские работы по УДК начнутся в 2018 году и пока все ограничится двумя кораблями. Как полагает источник «БИЗНЕС Online» в судостроительной отрасли, надо минимум четыре, хотя до сих пор не утихают споры — нужны ли России вертолетоносцы. «По большому счету это корабль проецирования силы, способный высаживать тактические десанты, правда, не знаю, где нам надо чего высаживать, — отметил собеседник. — Но по грузоподъемности он одним рейсом может заменить 10 рейсов классических больших десантных кораблей. Хотя при этом надо учитывать, что УДК — это большая мишень и в современной обстановке он — первая цель и жертва».

Того же мнения придерживается военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. «Я не уверен, что нам нужны вертолетоносцы, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Это суда экспедиционных операций, то есть действий агрессивных, когда мы отправляем свои войска в какую-нибудь страну и пытаемся заставить руководство данного государства действовать по нашим указаниям. Мы таких операций не ведем, подобных задач нет в военной доктрине. Поэтому идею с вертолетоносцами я критиковал еще тогда, когда они для нас строились во Франции. Таким образом Дмитрий Анатольевич, наш тогдашний президент, пытался отблагодарить президента Франции Саркози за то, что он помог уладить конфликт с Грузией 2008 года. Ну и слава богу, что следующий глава Франции в поставках этих вертолетоносцев отказал и нам вернули деньги, которые мы за них заплатили».

А вот начальник сектора проектного отдела ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Алексей Лицис полагает, что у России есть задачи по перевозке войск и вооружения на том же Ближнем Востоке, которые одними гражданскими судами не решить. «В будущем у нас могут быть интересы в разных точках Мирового океана и десантный корабль пригодится», — заверил он корреспондента «БИЗНЕС Online».

Проектов УДК, насколько известно, два: «Лавина» от Крыловского центра и «Прибой» от Невского проектно-конструкторского бюро.

Заказ на УДК — прекрасная возможность вдохнуть полную жизнь в «Залив» Заказ на УДК — прекрасная возможность вдохнуть полную жизнь в «Залив» Фото: © Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

САНКЦИИ ПОБОКУ?

Заказ на УДК — прекрасная возможность вдохнуть полную жизнь в «Залив», на котором сегодня зеленодольцы строят малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт», кабельные суда проекта 15310, гидрографическое судно проекта 19910, скоростные пассажирские теплоходы типа А145, а также достраивают патрульные корабли проекта 22160, но все это не самыми быстрыми темпами, а некоторые проекты и вовсе зависли, что для такого гигантского завода, конечно, малоприемлемо.

Напомним, в августе 2014 года украинские власти обвинили зеленодольское предприятие в силовом захвате ОАО «Керченский судостроительный завод „Залив“», принадлежащий украинскому олигарху Константину Жеваго. В Зеленодольске эти обвинения отрицали, утверждая, что пытались договориться с украинцами и готовы к диалогу. Российские власти вполне открыто объясняли, что над рядом крымских оборонных предприятий будут шефствовать российские заводы, в Татарстане же из этого сделали тайну — из-за возможных санкций со стороны США и Евросоюза. Впрочем, не помогло — 15 марта стало известно, что американцы решили наказать завод им. Горького.

Можно предположить, что причин — две. Первая — активное участие в строительстве кораблей для ВМФ России и ФСБ. По количеству заказов и тиражам Зеленодольск остается верфью №1 России. Вторая — как раз крымские активы. Но необходимо отметить, что к моменту введения санкций завод фактически уже жил под ними. Так, пять первых малых ракетных кораблей проекта «Буян-М» были оснащены немецкими дизелями MTU, но потом немцы отказались продолжать поставки. То же самое произошло с украинскими двигателями для экспортных кораблей проекта «Гепард 3.1».

Добавим, что санкции против завода им. Горького ввели в момент его перехода под полный контроль Татарстана. 63,1% предприятия принадлежат холдинговой компании «Ак Барс» (доля РТ в которой составляет 42,4%), 25% — минземимуществу РТ, 11,9% — Росимуществу. В марте сообщалось, что последние должны быть переданы РТ в течение 18 месяцев.

«АК БАРС» — МОЩНАЯ СТРУКТУРА»

Но почему для строительства УДК выбрали «Залив» и завод им. Горького? Лицис в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил, что это странный выбор, поскольку есть куда более прокачанные с точки зрения строительства больших кораблей «Севмаш», Балтийский и Волго-Балтийский заводы, а сейчас готовится к запуску дальневосточный завод «Звезда».

А вот директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, напротив, считает выбор закономерным. «„Ак Барс“ — мощная структура, которая хорошо зарекомендовала себя строительством, в частности, „Гепардов“ для Вьетнама, — объяснил он „БИЗНЕС Online“. — И в целом потенциал этой компании позволяет реализовать любые проекты, в том числе (если будет принято такое решение) по строительству вертолетоносцев. „Ак Барс“ — бренд, который хорошо известен, и можно не сомневаться, что в случае заказа он реализует проект качественно».

Гендиректора СКАБ Рената Мистахова источник характеризует как «по нынешним временам выдающегося промышленника» Гендиректора СКАБ Рената Мистахова источник характеризует как «по нынешним временам выдающегося промышленника» Фото: «БИЗНЕС Online»

Источник «БИЗНЕС Online» полагает, что способные на строительство УДК калининградский «Янтарь», Адмиралтейские верфи и Балтзавод сейчас вполне загружены заказами, а «Звезда» еще не запущена, «Залив» же по своим характеристикам идеально подходит для строительства очень больших кораблей. Есть еще один фактор — гендиректора СКАБ Мистахова источник характеризует как «по нынешним временам выдающегося промышленника».

Но наш собеседник прогнозирует и немалые проблемы. Первая — в Керчи сложная ситуация с рабочей силой. Вторая — в завод придется влить немало денег, а сегодня с финансированием сложно — многим не платят даже за готовые проекты и изделия. Третья — проект будет делаться на ходу, на коленке и, как обычно, затягиваться. Четвертая — усиление санкций против завода. «Это легко, — полагает наш собеседник, — тем более есть основания считать, что облегчения санкций не будет — только хуже может стать».

Но, как считает эксперт в области кораблестроения Владимир Леонов, особых проблем быть не должно. «Завод им. Горького не производит коммерческие суда на экспорт, а потому санкции не влияют на работоспособность предприятия, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“.  — На УДК в качестве главных двигателей будут применяться российские газовые турбины и оружие. Кроме того, запреты на поставку западной техники больше похожи на пиар. Все, что нужно купить на Западе для строительства кораблей, можно приобрести в Китае. Зато санкции хорошо влияют на карманы топ-менеджеров, которые очень любят получать откаты за покупку импортной техники».

В «ДОВЕСОК» К ВЕРТОЛЕТОНОСЦАМ

Кроме того, у зеленодольцев есть дополнительный интерес к строительству УДК. Еще в 2013 году завод совместно с петербургским «Агат Дизай Бюро» предлагал военным строить для «Мистралей» собственные десантные катера класса река-море (проект А223). Это судно для перевозки и выгрузки колесной и гусеничной техники на берег, в том числе необорудованный. Десантный катер должен быть способен под огневым воздействием со стороны противника с максимальной скоростью доставить наибольшее количество десанта, бронированных машин к береговой черте. Поэтому на первое место выходят такие показатели, как скорость, маневренность, вместительность, способность действовать в сложных погодных условиях, возможность подходить непосредственно к берегу.

По правому борту предполагается дистанционно управляемый из рулевой рубки пулеметно-гранатометный модуль. У А223 — три модификации. У всех экипаж — четыре человека, дальность плавания с грузом — примерно 500 миль. А вот другие характеристики отличаются. Например, А223-1 может взять на борт либо один танк Т-90, либо четыре БТР-80, либо четыре грузовика типа «Урал-4320». А223-2 — либо два танка Т-90, либо 6 БТР-80, либо 6 грузовиков. Но самый крупный вариант — А223-3: либо три танка Т-90, либо 7 БТР-80, либо 7 грузовиков. Катера спроектированы по принципу сквозной перевозки: транспорт заезжает с кормы, а выезжает с носа. Такому судну не надо пятиться, носом поворачиваться, швартоваться — как удобно причалить, с той стороны и производятся работы.

Базируется А233 именно на хорошо отработанном заводом проекте пассажирских скоростных теплоходов А145, что удешевляет проектирование и строительство. По известной информации, флоту назвали цену и он заинтересовался.

Также отметим, что если заказ на УДК состоится, то это будет своего рода подтверждением доверия военных к Мистахову, который в феврале оказался вовлеченным в коррупционный скандал. Напомним, тогда начальник 2-го отдела департамента аудита минобороны Юрий Ефимов рассказал о том, что директор дал ему две взятки на 75 млн рублей за покровительство по двум госконтрактам.

Источники ТАСС утверждают, что «разработка технического проекта по новым кораблям находится в финальной стадии и в ближайшие месяцы будет подписан контракт на постройку УДК».