На смену бастующим водителям «Яндекс.Такси» в Казани пришли курьеры Delivery Club — доставщики еды в массовом порядке взяли выходные, отказываясь работать «за гроши». По их сведениям, накануне около 80 из 140 сотрудников клуба не вышли на службу. В самом сервисе забастовку не признают, а сложности с доставкой объясняют «непривычно высоким спросом». В HeadHunter «БИЗНЕС Online» заявили, что за год спрос на курьеров в Казани вырос в четыре раза.
Курьеры Delivery Club в Казани в массовом порядке взяли выходные, отказываясь работать «за гроши»
«ГОРОД «ГОРИТ» ОТ ЗАКАЗОВ, НИКТО ИХ БРАТЬ НЕ ХОЧЕТ»
Первые сообщения о забастовке Delivery Club появились в группе во «ВКонтакте» «Подслушано Казань». «В Казани отмечен сбой в работе сервиса Delivery Club, курьеры не вышли на работу из-за введения новой системы оплаты труда, доставка продукции задерживается на 1,5 и более часа», — сообщение с таким текстом накануне было опубликовано в группе. Информацию с почти идентичным текстом разместил на сервисе «Яндекс.Район» пользователь под ником Альберт Р: «В Казани отмечен сбой в работе сервиса Delivery Club. Большинство курьеров не вышли на работу из-за введения новой системы оплаты труда. Доставка продукции существенно задерживается или отменяется. Некоторые рестораны блокируют в приложении».
Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с несколькими курьерами, которые подтвердили эту информацию, но попросили не упоминать своих имен. «Я бы не хотел последствий для себя, опасаюсь, что за разглашение этой информации Delivery Club может привлечь меня к ответственности. У нас все боятся», — объяснил один из курьеров.
По его словам, забастовку породила новая система мотивации. Оповещение об этом сотрудники службы доставки получили 4 сентября, в силу новые расценки вступили с 6 сентября. Раньше доставщики получали почасовую фиксированную оплату, независимо от количества заказов — 80 рублей для пешеходов и 100 для автомобилистов. Плюсом к «фиксе» была доплата за каждый выполненный заказ — 50 рублей для пешеходов и 90 для водителей.
Сейчас фиксированная плата отменена полностью. Вместо этого сервис платит 80 рублей за выполнение одного заказа для пешего курьера в будни, 100 рублей — в выходные. Для автокурьера — 100 рублей за заказ в будни, 140 — в выходные. В стоимости заказа учитывается удаленность ресторана от клиента: за каждый километр пеший доставщик дополнительно получает 20 рублей, водитель — столько же.
Раньше доставщики получали почасовую фиксированную оплату, независимо от количества заказов. Сейчас сервис платит 80 рублей за выполнение одного заказа для пешего курьера в будни, 100 рублей — в выходные
Смысл реформы доставщикам объяснили просто: кто не работает, тот не ест. «Оказывается, это нужно для мотивации на выполнение большего числа заказов, чтобы избавиться от лентяев», — пояснил сотрудник службы доставки, который развозит заказы на машине. Еще одна из целей нововведения — увеличить число доставщиков в выходные дни и праздники, раньше они были в дефиците.
Однако изменения не встретили понимания не только у «лентяев», но и у подавляющего большинства доставщиков. «Лично я разносил заказы пешком, но теперь собираюсь уходить из компании, потому что зарплата очень низкая, после новой системы она стала еще меньше», — рассказал один из пеших курьеров. По его словам, за два дня он получил на целых 500 рублей меньше, чем раньше. Автокурьер в беседе с нашим корреспондентом признался, что потерял около 40% дохода, у некоторых его знакомых доход сократился на 50% и более. «Поэтому мы все скооперировались и решили, что большинство из нас — костяк курьеров — не выйдет на работу, заметил пеший курьер. Город „горит“ от заказов, никто их брать не хочет». Всего, по оценкам курьеров, с которыми поговорил корреспондент «БИЗНЕС Online», в Казани работают около 140 сотрудников службы доставки. 8 сентября на работу вышли 26 человек. 9 сентября — около 50, 10 сентября — около 80.
Размер своих заработков курьеры назвать отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну, запрет на разглашение которой прописан в трудовом договоре. «Могу только сказать, что если раньше мы получали 100 процентов суммы, то сейчас только 30, 50, 70 процентов от нее. Вместо 1000 рублей 700 и меньше», — говорит наш собеседник.
Курьеры попытались донести свою позицию до руководства, однако в ответ им сообщили, что система оплаты меняться не будет. «Сказали: если вам не нравится — уходите», — рассказал пеший курьер
«мы знаем, к чему приводит понижение оплаты — это переработка, а не дай бог, и смерть»
Курьеры попытались донести свою позицию до руководства. Однако в ответ им сообщили, что система оплаты меняться не будет. «Сказали: если вам не нравится — уходите. Я теперь ищу себе новую работу. Окончательного решения не принял, посмотрю, чем закончится забастовка», — заметил пеший курьер. Его коллеги также не спешат писать заявление, большинство заняли выжидательную позицию — взяли выходные на период стачки посмотреть, как события будут развиваться дальше. «Никто не хочет терять такую работу, мы стали здесь одной семьей и всегда работали сообща, а сейчас все это хотят у нас отнять. Все привыкли друг к другу, сдружились», — заметил третий собеседник издания из курьерской службы.
«Требования у нас очень простые — вернуть старую схему оплаты, — пояснил автокурьер. — У руководства были цели выводить больше курьеров в выходные. Так вот, можете с будней забрать немного курьеров и добавить их на выходные дни. Все на это согласны. Мы хотим лишь прийти к единому мнению, но с нами никто и не собирается контактировать или идти на уступки. Наш руководитель просто передает информацию наверх, и все».
Курьеры рассчитывают на переговоры и разумный компромисс с руководством Delivery Club. «Не хочется превращаться в компанию с огромным притоком и оттоком курьеров, как „Яндекс“, и к тому же мы знаем, к чему приводит понижение оплаты — переработка, а не дай бог, и смерть из-за этого, как уже было (18 апреля в Санкт-Петербурге во время рабочей смены из-за проблем с сердцем умер 21-летний Артык Орозалиев, курьер сервиса „Яндекс.Еда“ — прим. ред.), — рассуждает пеший курьер. — Многие согласны даже на крайние меры, работать несколько дней бесплатно в пользу компании, чтобы как-то вывести ее в плюс, но сейчас мы хотим лишь одного: чтобы нас услышали. Возможно, ради этого придется бастовать еще неделю».
«Не хочется превращаться в компанию с огромным притоком и оттоком курьеров, как «Яндекс»
«ЕСЛИ НЕ ВЫХОДИТЕ, ОСВОБОДИТЕ ИНВЕНТАРЬ И ДАЙТЕ РАБОТАТЬ ТЕМ, КТО ЗАМЕНИТ ВАС»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня сделал заказ через приложение Delivery Club. Прибывший курьер подтвердил рассказы своих коллег о забастовке. «Я сам вчера бастовал, но теперь уж очень деньги нужны, до этого полгода отдыхал, сейчас на мели», — рассказал молодой человек в фирменном зеленом «мундире» Delivery. Передав пакет с едой, он перекинул сумку с оставшимися заказами через плечо. «У нас многие бастуют, в системе сейчас висит несколько заказов, которые никто не берет», — заключил он и побежал к новому клиенту.
В самой компании забастовку предпочли не замечать. «Сбоев, подразумевающих временную приостановку работы сервиса, не происходило, эту информацию мы не подтверждаем, — сообщили „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе Delivery Club. — В понедельник мы столкнулись с непривычно высоким спросом и, действительно, доставили часть заказов с задержкой. Клиенты, которым пришлось ждать, получили компенсацию в виде бонусных баллов для будущих заказов. Мы приносим им свои извинения еще раз».
При этом в компании признали изменение системы мотивации, но подчеркнули, что произошло это не на минувшей неделе. «Когда сервис доставки начинает работать в новом городе, работа курьеров оплачивается по схеме „оплата за заказ плюс оплата за час“, — рассказали в Delivery. — В тот момент, когда количество заказов в городе становится значительным, как это произошло в Казани, схема меняется на „оплата за заказ плюс оплата за пройденное расстояние“. Это общемировая практика, позволяющая сделать систему поощрений более прозрачной, в первую очередь для самих курьеров. Те разносчики, которые настроены зарабатывать, по второй схеме могут получать больше, чем по первой, и они по-прежнему сотрудничают с нами. Поэтому на численность курьеров существенного влияния переход не оказал. Тем более мы ежедневно расширяем штат сотрудников в Казани».
В компании также заметили, что Казань всегда была одним из лидеров по динамике рынка доставки еды. «С наступлением осени активность местных потребителей и их интерес к сервису превысили самые оптимистичные ожидания, — заметили в пресс-службе. — Сейчас мы оперативно принимаем меры, которые позволят нормализовать ситуацию».
В телеграм-чате «Delivery Club. Казань» накануне появилось тревожное сообщение для забастовщиков. «Ввиду последних событий, в связи с невыходом части курьеров, просим заполнить форму тем, кто точно собирается уволиться. Если не выходите, освободите инвентарь и дайте работать тем, кто заменит вас». Компания также объявила набор новых курьеров, объявив о премии в 3000 рублей за каждого нового доставщика, которого приведет на работу действующий сотрудник.
«Если говорить о том, насколько это критично для рынка, я думаю, „Яндекс.Еда“ танцует. Если в какой-то компании половина курьеров не выйдет на работу, для нее это очень страшно», — заметил Нурислам Шарифуллин
«Яндекс.Еда» танцует. Если в какой-то компании половина курьеров не выйдет на работу, для нее это очень страшно»
Казанский ресторатор Нурислам Шарифулин (сети PLove и Love.Ashe, пиццерия Cream Coffee) перезапускает собственную доставку еды и строит несколько dark kitchen. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он признался, что «ни разу не слышал о забастовках курьеров по доставке еды». «Честно говоря, я сильно удивлен. Если говорить о том, насколько это критично для рынка, думаю, „Яндекс.Еда“ танцует. Если в какой-то компании половина курьеров не выйдет на работу, для нее это очень страшно», — говорит он.
По словам ресторатора, главная проблема в работе с курьерами по доставке еды — неадекватность доставщиков. «Кто идет работать курьером? В основном это студенты или иностранные граждане из ближнего зарубежья, которые не хотят работать, например, на стройке. Они могут уронить роллы 17 раз, ну и ладно, ничего страшного, — приводит пример ресторатор. — Например, был случай, когда один курьер вместо стандартной упаковки из 8 роллов вручил клиенту упаковку с 6 штучками и 50 рублей. Он съел две штуки, так как был очень голоден».
«Сейчас существует много альтернативных систем доставки, и Delivery Club — не единственная из них, — говорит руководитель Bulatov Group Айдар Булатов. — Поэтому понятно, что в этом случае другие службы обеспечат выполнение заказов потребителей. Плюс у каждого ресторана есть своя служба доставки. Delivery Club — это больше маркетинговая платформа, которая позволяет клиенту получить доступ к любому ресторану в одном месте. Поэтому понятно, что никакого влияния на рестораны то, что Delivery будет работать даже вполовину своей мощности, не окажет. Продолжат работать другие платформы, просто нагрузка на них возрастет».
В российской онлайн-рекрутинг платформе HeadHunter «БИЗНЕС Online» рассказали, что спрос на пеших курьеров в Казани растет. «С начала года в столице республики было размещено более 230 вакансий для представителей профессии. Это в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2018-го, — рассказала руководитель пресс-службы «HeadHunter Поволжье» Александра Севостьянова. — В среднем работодатели Казани предлагают пешим курьерам зарплату в 35 тысяч рублей, что чуть ниже среднерыночного предложения для специалистов (37 760 рублей). При этом стоит учитывать, что от кандидатов крайне редко требуется наличие опыта работы или специальных навыков. Плюс ко всему в 73 процентах вакансий указан гибкий график».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 106
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.