Транспортная революция, объявленная 4 года назад исполкомом автограда, рискует прийти к бесславному финалу. Изъять «НЕФАЗы» у подконтрольной исполкому компании «Электротранспорт» и продать их другим клиентам предложил накануне гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, мотивируя долгами по лизингу. Тем временем на самом предприятии происходят кадровые перестановки, а частные перевозчики заявляют, что им не нужен «этот металлолом».
Сергей Когогин: «Город до сих пор не может организовать перевозки так, чтобы каждый автобус приносил хоть какой-то денежный поток. Это довольно существенный пробел в нашей финансовой дисциплине»
«В ОТВЕТ ПОЛУЧИЛИ ТОЛЬКО ПРОБЛЕМЫ»
Сенсационное заявление для транспортников и пассажиров автограда сделал накануне рулевой КАМАЗа Сергей Когогин на пресс-конференции, проходившей в рамках выставки Comtrans в Москве. Одним из факторов отрицательного финансового результата предприятия, наряду с состоянием рынка и большой инвестиционной и кредитной нагрузкой, он назвал ситуацию, возникшую с «НЕФАЗами» в Челнах, которые город закупил в 2015 году.
«Третий фактор родился в нашем базовом городе Набережные Челны. Мы увидели неспособность нашей администрации заниматься пассажирскими перевозками. Несколько лет назад мы подарили свое транспортное предприятие городу. 60 процентов городских перевозок проводилось трамваями, это не наша функция. И мы приняли решение с акционерами передать городу и передали в лизинг 190 автобусов на газовом топливе. Сегодня долги города по лизингу, сервисному обслуживанию превышают 700 миллионов. Администрация показала, что она абсолютно не способна организовать перевозки! КАМАЗ передал им безвозмездно предприятие, в ответ получили только проблемы. В прошлом году доходило до того, что со второй смены не могли вывезти людей, это было ЧП, мы полностью ушли на частного перевозчика, сегодня не имеем дела с муниципалитетом. Город до сих пор не может организовать перевозки так, чтобы каждый автобус приносил хоть какой-то денежный поток. Это довольно существенный пробел в нашей финансовой дисциплине. Мы ведем переговоры с республикой и городом, чтобы они решили данную проблему. Скорее всего, закончится тем, что мы будем вынуждены изъять автобусы и продать их другим клиентам», — безапелляционно заявил глава предприятия.
Так резко он высказывается о команде мэра Наиля Магдеева впервые. Однако выпады автогиганта в сторону транспортников случались и раньше. Хронология конфликтов ведет отсчет еще с весны 2017 года, когда ООО «Электротранспорт», которое и передали на баланс города и которое отвечает за трамвайное движение в Челнах, заявило об отмене ночных трамвайных маршрутов на заводы, мотивируя решение убыточностью рейсов. Тогда ситуация была отыграна назад за несколько дней переговоров, а летом того же 2017 года бюджет города выделил 26 млн рублей для доставки ночных рабочих. Таким образом КАМАЗ продавил свою позицию: промышленная зона входит в черту автограда, по логике завода о транспортных нуждах жителей-камазовцев должен заботиться город.
Еще более интересен тот факт, что на фоне громких угроз от градообразующего предприятия в «Электротранспорте» на днях произошла смена руководства. МУП возглавил Радиф Мубаракшин
Второй аналогичный спор, о котором и упомянул Когогин, случился год назад. Трамваям, идущим в промзону, за долги отключил электричество «Татэнергосбыт» — как выяснилось, за энергию на городских маршрутах «Электротранспорт» платил, а на заводских — нет. КАМАЗ вынужден был срочно найти автобусы для 10 тыс. человек, работающих во вторую смену, а директор ООО «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов заявлял, что отключение именно заводских трамваев стало «неумышленным», но добавил, что на корректировке расписания под нужды КАМАЗа его предприятие потеряло 15 миллионов.
После этих трамвайных коллапсов от «КАМАЗ-Лизинга» и начали поступать иски в арбитраж отпочковавшемуся от ООО «Электротранспорт» одноименному МУПу, на чьем балансе находятся большие автобусы. Первый иск был подан в 2017-м — на возврат 190 «НЕФАЗов», закупленных еще в 2013 году. К этому времени МУП задолжало за них 365 млн рублей — иск учитывал долг с лета 2014 по октябрь 2017 года. В 2018-м иски по лизинговых платежам продолжились. В мае 2018 года «КАМАЗ-Лизинг» потребовал с «Электротранспорта» 120 млн рублей за январь–март, в июле — еще 73,5 миллиона. Впрочем, тогда руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев заявлял, что «никакого политического оттенка или оттенка противоборства с администрацией города» эти иски не несут. Автогигант, мол, не только взыскал с МУП «Электротранспорт» все долги за прошлые годы, но и получил все 435 млн рублей, которые был вынужден выделить бюджет города в январе прошлого года по лизинговым платежам.
Однако с тех пор, видимо, чаша терпения руководства КАМАЗа сильно переполнилась. Всего за два года — с августа 2017-го по август текущего — от лизинговой компании «КАМАЗ» в адрес МУПа было подано 9 исков по лизинговым платежам на общую сумму 1,1 млрд рублей.
Более того, имеются претензии на общую сумму около 77 млн рублей и от ООО «Автозапчасть КАМАЗ», которое выиграло тендер на обслуживание городских автобусов. В одних исках автогигант требует вернуть задолженность по оплате выполненных работ, в других — взыскать неосновательное обогащение. Техническое состояние больших автобусов тоже стало притчей во языцех. Когда «Электротранспорт» разместил тендер на обслуживание на сумму 404 млн рублей, транспортники на условиях анонимности жаловались на качество камазовской техники. «Вы представляете, что это практические новые машины, чуть ли не вчера их получили, а теперь такую сумму закладывают на ремонт! — возмутился в беседе с „БИЗНЕС Online“ один из городских маршрутных перевозчиков, пожелавший остаться неизвестным. — Насколько я знаю, сейчас порядка 130 автобусов находится в нерабочем состоянии. В основном по причине поломок двигателя. Это дойная корова бюджетных денег». Жалобы на газомоторные «НЕФАЗы» звучали и со стороны казанских перевозчиков.
Всего за два года — с августа 2017-го по август текущего — от лизинговой компании «КАМАЗ» в адрес МУПа было подано 9 исков по лизинговым платежам на общую сумму 1,1 млрд рублей
ПОБЕГ С ТОНУЩЕГО КОРАБЛЯ ИЛИ РОТАЦИЯ?
На фоне громких угроз от градообразующего предприятия в «Электротранспорте» на днях произошла смена руководства. МУП возглавил Радиф Мубаракшин. Прежний директор Александр Гурьянов ушел с должности по собственному желанию 29 августа.
«Я накануне передал дела новому руководителю, — сказал он „БИЗНЕС Online“. — Я ушел по собственному желанию, и вышестоящее руководство такое решение приняло. Можно назвать это модным словом „ротация“. Мне предложили остаться на должности заместителя. Но я принял решение уйти с предприятия. Пока нахожусь в отпуске, давно там не был». Директором МУПа Гурьянов проработал 1,5 года, а до этого 2,5 года был заместителем Рашида Шамсудинова, прежнего руководителя «Электротранспорта».
Как отметил первый, Мубаракшин не работал на челнинском предприятии ранее, но опыт в сфере перевозок у него имеется. Отметим, что новый транспортник в базе данных «Контур.Фокус» числился совладельцем бугульминского ООО «Меридиан», которое занималось техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств и было ликвидировано в марте 2013 года.
Впрочем, ни действующий, ни бывший директор так и не смогли прокомментировать шаткое положение автобусов и самого предприятия. Гурьянов сказал, что, не побывав на выставке, не знает, как на эту новость вообще реагировать, но высказал надежду, что стороны все же придут к компромиссу. «Город по-любому принимает все необходимые меры, чтобы урегулировать ситуацию. Потребитель полюбил большой автобус, который городу нужен, — это однозначно я могу заявить. Думаю, будет какое-то решение, которое позволит сохранить организацию и автобусы. Рост пассажиропотока был. Предприятие молодое — с 5 сентября 2015-го только автобусы запустили. Из года в год пассажиров прибавлялось. Но имелись определенные рабочие моменты, тем не менее свой авторитет компания заработала. Основное ее направление — социальное», — ответил он за всех коллег.
«Мы увидели неспособность нашей администрации заниматься пассажирскими перевозками»
В приемной МУПа сообщили, что новый директор на совещании, работает всего три дня и неизвестно, пожелает ли общаться с прессой. В пресс-службе исполкома Набережных Челнов на официальный запрос, отправленный накануне, ответили, что комментариев по этой ситуации не будет.
Напомним, что предприятие, возглавляемое Мубаракшиным, раньше было единой организацией, обслуживающей трамвайный парк города. Однако в 2015 году, когда город по инициативе мэра закупил в лизинг 190 автобусов большой вместимости, создано отдельное муниципальное предприятие. Сегодня автобусы МУПа возят челнинцев по 6 городским маршрутам из 19, а также осуществляют поездки в сады и огороды. Понять, какую долю пассажиров от общего пассажиропотока перевозят «НЕФАЗы», к сожалению, невозможно, потому что за 4 года «Электротранспорт» ни разу публично не отчитался о своих успехах. Директор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин, курирующий частных перевозчиков, на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» утверждал, что 53% от пассажиропотока приходится на «Электротранспорт», но это вместе с трамваями. Чисто визуально же можно констатировать, что пассажиры чаще предпочитают пользоваться маршрутками, а большие автобусы популярны в основном у маломобильных групп населения — мам с колясками и пенсионеров.
Кстати, муниципалы закончили прошлый финансовый год с неплохими результатами. Выручка составила 164,7 млн, чистая прибыль — 90,6 млн рублей. Годом ранее все было гораздо плачевнее: выручка составляла 225,2 млн, а убыток больше нее — 246 млн рублей. С момента создания предприятия это оказался самый убыточный год. Кстати, трамвайный собрат МУПа выручил даже в 2 раза больше — 421,2 млн, сработав с чистой прибылью в 118 тыс. рублей.
В прошлом году трамваям, идущим в промзону, за долги отключил электричество «Татэнергосбыт» — как выяснилось, за энергию на городских маршрутах «Электротранспорт» платил, а на заводских — нет
«ЭТОТ МЕТАЛЛОЛОМ НИКОМУ НИ ДАРОМ, НИ С ДЕНЬГАМИ НЕ НУЖЕН»
Несмотря на серьезность и скандальность ситуации, опрошенные эксперты сомневаются в том, что автогигант доведет свои намерения до логического конца. Тятюшкин заявил нашему изданию, что в случае, если город как основной заказчик маршрутной сети попросит взять большие автобусы, «Пассажирские перевозки» будут об этом думать, но для начала автобусы следовало бы восстановить.
«Я полагаю, что, если КАМАЗ действительно хотел бы изъять эти автобусы у „Электротранспорта“, он бы давно так сделал, — уверен директор. — Но подобного что-то не происходит… Если автогигант намеревается просто так, бесплатно, без дополнительных условий и долгов передать их другому перевозчику, то я, возможно, еще подумаю и возьму. А тот металлолом, который сейчас стоит у „Электротранспорта“ неотремонтированный, никому ни даром, ни с деньгами не нужен. Зачем его забирать, кому он понадобится в таком состоянии? Сначала автобусы необходимо восстановить. Если городом станет предложено, то мы такое можем рассмотреть. Второй вопрос: как будет предложено? Здесь ведь важны условия, на которых эта передача может состояться: будут ли образовавшиеся у „Электротранспорта“ долги перед КАМАЗом списаны или их получит новый собственник?»
«Я полагаю, что, если КАМАЗ действительно хотел бы изъять эти автобусы у «Электротранспорта», он бы давно так сделал, — уверен Тятюшкин. — Но подобного что-то не происходит»
Другой собеседник издания — гендиректор ООО «Нижнекамское ПАТП» Юрий Иванов — считает, что разрубить гордиев узел сможет четкое соблюдение 220-го федерального закона. «Там указан порядок определения начальной максимальной цены контракта на выполнение городских перевозок. Расписано все, что может хотеть заказчик. Определено, какой вместимости должен быть автобус, и прочее, прочее. Соответственно, за все это надо платить. Установленный сейчас тариф экономически не обоснованный. В Москве проезд 30–40 рублей, и там работает закон, а у нас такого нет, соответственно, содержать такие большие автобусы муниципалитет не может. Спасти предприятие можно, если оно будет работать по федеральному закону и получит деньги в соответствии с законом из муниципального бюджета. Внутригородские перевозки — это обязанность заказчика, муниципального образования. Если он будет платить за выполненные рейсы, а выручку собирать у себя, тогда перевозки станут работать. Водителям окажется неинтересно гоняться за планом, человек начнет соблюдать расписание и выполнять запланированные рейсы. Он будет стараться выполнить работу и за нее, согласно закону, получить деньги. Частная транспортная компания или муниципальная — без разницы. Заказчик перевозок один — муниципалитет», — заявил он.
По нашим данным, буквально позавчера в Казани на уровне вице-премьера РТ Рустама Нигматуллина вопрос с челнинскимии автобусами обсуждался на одном из совещаний. Сегодня аналогичное заседание уже с участием одного из заместителей министра транспорта и дорожного хозяйства должно состояться в Челнах. Можно предположить, что на нем и будет принято какое-то решение по теме, озвученной Когогиным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 104
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.