Платная трасса «Москва-Казань» и проект «Меридиан» больше не исключают друг друга Платная трасса Москва — Казань и проект «Меридиан» больше не исключают друг друга Фото: «БИЗНЕС Online»

ТРАССЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, ТРАССЫ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ?

Президент Владимир Путин поручил правительству проработать сразу две трассы в Китай — как проект «Автодора», который пролегает через Казань, так и частной дороги «Меридиан», так называемый южный путь. Глава страны поручил правительству проанализировать трассировку международного транспортного коридора Европа — Западный Китай, чтобы оптимизировать ее, сообщают сегодня «Ведомости». Заявляя это, издание ссылается на протокол совещания в правительстве от 10 июля и собственные анонимные источники.

Обе трассы имеют право на существование и должны обсуждаться отдельно. Решение можно назвать историческим. Оба проекта нужны, но они очень разные с точки зрения социально-экономических эффектов: скоростная трасса Москва — Казань пройдет через населенные пункты, а «Меридиан» распланирован вдалеке от агломераций, это транзитный проект.

Напомним, что международный транспортный коридор проходит от границы с Евросоюзом через Санкт-Петербург и Казань до границы с Казахстаном. Президент РФ ранее поручал достроить весь маршрут к 2024 году. Платная магистраль Москва — Казань стоимостью 539 млрд рублей должна стать частью этого коридора, она включена в комплексный план модернизации и развития инфраструктуры.

Однако уже долгое время правительство РФ никак не может определиться, какие именно дороги и к какому сроку будут строить. Минэкономразвития предлагает до конца 2024 года протянуть трассу только до Владимира вместе с обходами Владимира, Гороховца, Нижнего Новгорода и Чебоксар. Параллельно — реконструировать трассу М7, расширив ее там, где необходимо до трех полос. По мнению министра Максима Орешкина, эта оптимизация сократит расходы с 539 млрд до 279 млрд рублей. А новую дорогу через Казань до Екатеринбурга в минэкономразвития предлагают начать строить уже в более отдаленной перспективе — вплоть до 2030 года. У минфина еще более экономичный вариант — за 120 млрд рублей реконструировать М7 и забыть про строительство платного автобана. Минтранс поддерживает идею капремонта М7, чтобы повысить ее безопасность, но и от новой трассы из Москвы в Казань отказываться не собирается. В общем, палитра взаимоисключающих мнений.

Вячеслав Петушенко: «Меридиан»— транзитная трасса, а у нас связь центров экономического роста регионов России. У нас всего лишь 5% приходится на международный трафик, все остальное — это перевозки внутри страны» Вячеслав Петушенко: «Меридиан»— транзитная трасса, а у нас связь центров экономического роста регионов России. У нас всего лишь 5% приходится на международный трафик, все остальное — это перевозки внутри страны» Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

«в стране так мало дорог, что любая построенная дорога найдет своего потребителя»

Председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, с которым сегодня утром побеседовал корреспондент «БИЗНЕС Online», уверен, что трасса Москва — Казань обязательно будет построена. «На последнем совещании в правительстве, которое проходило три недели назад, проговаривалось, что трасса обязательно пройдет через Казань, южный обход Казани», — заявил Петушено.

По его словам, объект (то есть разработка проекта планировки участка, который включает в себя территорию Татарстана, — прим. авт.), действительно проторгован, но контракт пока не заключен, так как в «Автодоре» ждут решения правительства РФ. «Думаю, что решение будет принято в самое ближайшее время. Когда именно, не могу сказать — нет у меня прямого телефона председателя правительства РФ», — добавляет Петушенко.

По его словам, два проекта никак не противоречат друг другу, так как они имеют разные назначения. «„Меридиан“ — транзитная трасса, а у нас связь центров экономического роста регионов России. У нас всего лишь 5 процентов приходится на международный трафик, все остальное — это перевозки внутри страны, — поясняет глава „Автодора“ и добавляет. — У нас в стране так мало дорог, что любая построенная дорога найдет своего потребителя и безусловно будет востребована».

Предложение Орешкина по поводу того, что на строительстве платного автобана можно сэкономить, Петушенко называет половинчатым решением. «Мы в любом случае придем к строительству новой трассы. Капитально ремонтировать дороги необходимо, и приводить существующую дорогу в нормативное состояние надо. Но новая трасса нужна. Буквально вчера проводили совещание со всеми субъектами — Владимирская, Нижегородская, Чувашия… Мы видим крайнюю заинтересованность в этой трассе. Дорога весьма необходима, и в первую очередь Татарстану, потому что эти 700 километров можно будет проехать за пять часов. А скорость и комфорт передвижения — это развитие экономики», — заявляет Петушенко.

Фоат Комаров: «Всем возможность надо предоставить, чтобы параллельно велась работа, кто хочет работать, пусть работает» Фоат Комаров: «Всем возможность надо предоставить, чтобы параллельно велась работа: кто хочет работать, пусть работает» Фото: «БИЗНЕС Online»

«когда кто-то пытается ревизировать действия Путина, это вообще не корректно»

На эту тему во вторник высказывался и президент РТ Рустам Минниханов. «Сегодня обсуждают: или делать новую магистраль Москва — Нижний — Казань, или расширять. Даже министр экономического развития РФ Максим Орешкин проехал на автомобиле. Я не знаю, какое будет решение, — говорил он на встрече с главными редакторами ведущих СМИ. — Вся беда в чем? Мы рассуждаем сегодняшним днем. Это наша самая большая ошибка. Сегодня надо вот столько-то — а через 10 лет? Дорогу минимум пять лет надо строить. А что будет через 10 лет? Поэтому дорогу надо прокладывать. Я думаю, что автомобильную дорогу надо делать пораньше. Вот у нас один мост через Волгу. Ну что это такое? Поэтому мост через Волгу — новая М7 нужна». 

«Нужны обе дороги, я согласен. Мы же никогда против „Меридиана“ не выступали. Я за. Правительство правильно делает. Нельзя запрещать (строительство платной дороги Москва — Казань — прим. авт.), когда пытаются запретить и сделать другое за счет кого-то… Всем возможность надо предоставить, чтобы параллельно велась работа: кто хочет работать, пусть работает», — поддерживает решение президента страны генеральный директор АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. Все действия должны происходить одновременно — и строительство проекта «Меридиан», и ремонт дороги М7, и новой дороги Москва — Казань, уверен строитель.

«Постановление правительства принято, в бюджете заложено, в программе существует, Путин это контролирует. И когда кто-то пытается ревизировать действия президента, это вообще не корректно», — считает глава «СМП-Нефтегаз».

Что касается высказываний Орешкина и представителей минфина РФ по поводу отмены строительства платной магистрали, Комаров считает, что они высказываются в интересах своего сектора, но это не значит, что к их словам в конечном случае прислушается председатель правительства РФ и президент страны. «Но нужно уже начинать строить, полностью согласен!» — заключает Комаров.

Напомним, что на прошлой неделе замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин сообщил «БИЗНЕС Online», что Татарстан не намерен отказываться от проекта платной дороги. «Что бы ни говорили, в плане закупок у госкомпании „Автодор“ заключен госконтракт, объект проторгован — это разработка проекта планировки участка, включая 7-й и 8-й этапы на территории Татарстана. Работа должна быть сдана в декабре. Раз контракт заключают и в плане деятельности госкомпании он есть, никто пока ничего не останавливает», — заявил Чукин.

Необходимость трассы он объясняет сильной загруженностью М7, также он согласен с правительством РФ в той части, что нужно реконструировать эту федеральную трассу. Уже сегодня интенсивность движения там составляет за 30–40 тысяч автомашин (в сутки), так что по действующим СНиПам там должна быть «шестиполоска». Участок дороги М7 — мост через Волгу в районе Займища, по которому движение идет всего по двум полосам в каждую сторону, — также необходимо расширять.

«Строительство таких значимых автомагистралей это драйвер развития экономики страны, драйвер развития регионов, по которым она проходит» «Строительство таких значимых автомагистралей — это драйвер развития экономики страны, драйвер развития регионов, по которым она проходит» Фото: «БИЗНЕС Online»

«во всем мире дороги строят, чтобы ездить, а в России еще и для воровства»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов высказать свое мнение.

Сергей Асланян — автоэксперт:

— Наша экономика обе эти стройки, конечно же, без проблем осилит. Потому что тут же будет осуществлено концессионное соглашение и на наши с вами деньги, по секретному проценту и на секретный срок, который будет коммерческой тайной, специальные люди типа Ротенберга из любого банка возьмут любое количество денег, как это и происходит у нас при любых строительствах. После чего нам расскажут, что это был частный инвестор, который на свои деньги построил нам дорогу. Поэтому она теперь безальтернативно платная, поскольку должны этому инвестору. Все-таки Салтыков-Щедрин был абсолютно прав, когда говорил, что во всем мире дороги строят, чтобы ездить, а в России — еще и для воровства. При этом сама по себе идея давняя, потому что Китай не хочет иметь никаких транзитных потоков через нашу страну и железнодорожный Великий шелковый путь нас уже обошел. Он в основном проложен по Казахстану, потому что скорость перемещения одного условного вагона по Транссибу составляет порядка 100 километров в сутки, а у китайцев почему-то 1100 километров в сутки. Поэтому с нами связываться бесполезно. А что касается автодороги, то она все-таки строится не столько под транзит, сколько именно под воровство, но это оценочное суждение.

Китай ни в коем случае не позволит себе никаких транзитов через нашу страну, где количество грабителей на дорогах (в прямом и переносном смысле) только увеличивается. Несколько лет тому назад возникла дорога Москва — Владивосток, причем на участке Чита — Хабаровск ее не было никогда, но потом ее построили. И тогда еще Медведев призывал развивать транзит и использовать преимущества нашего геополитического положения — все-таки мы ближайший сосед для Китая. Так вот тогда выяснилось, что нам и возить-то по этой дороге нечего. Потому что Дальний Восток живет сам по себе, оторванный от страны и даже не хочет к ней как-то возвращаться. Тем более и иностранцы не рискуют — потому что могут банально остаться без штанов: проезд по нашей стране неуправляемо платный по тарифам.

Но в любом случае дорога — во благо. Потому что политическая конъюнктура меняется, власть тоже иногда меняется, а у дороги есть шанс остаться.

Владислав Абрамов — председатель правления объединения перевозчиков города Казани:

— Этот вопрос неоднозначный. Строительство таких важных автомагистралей — это драйвер развития экономики страны, драйвер развития регионов, по которым она проходит. И тут вроде бы все хорошо. Но мы знаем наши российские реалии, что это все делается только для распила денег. Заработают на этом все, кроме государства: строители, подрядчики, любимые нашей Родиной частно-государственные партнерства. Кроме того, есть такое мнение, что это делается в интересах Китая. Чтобы их экспансия дошла прямо до Урала. Дорога выйдет на Оренбург, после чего китайцы оттяпают у нас всю Сибирь.

А вообще идея насчет дороги очень хорошая. Я читал, что строительство дороги через Казань будет вести «Автодор», а то, что южнее, — «Меридиан». И у «Меридиана» стоимость строительства дороги в три раза дешевле, чем в Казани. Но я так думаю, что опять склонятся к тому, что какие-то Ротенберги будут строить. Так что заработают на этой дороге все, кроме государства и регионов.