Интернет-магазин Wildberries вложит 5 млрд рублей в строительство в Зеленодольске огромного распределительного центра. Об этом вчера договорились президент РТ Рустам Минниханов и основательница Wildberries, миллиардер Татьяна Бакальчук. Похоже, провозглашенная министром экономики РТ Фаридом Абдулганиевым стратегия на развитие электронной коммерции начинает давать ощутимые всходы — есть надежда, что канал продаж будет работать в обе стороны и Татарстан откроет новые рынки сбыта.
Интернет-магазин Wildberries построит в Зеленодольске крупный распределительный центр. Вчера вечером это зафиксировали в соглашении Рустам Минниханов и Татьяна Бакальчук
«ЭФФЕКТ БУДЕТ ЗАМЕТЕН НА ВСЕХ УРОВНЯХ»
Интернет-магазин Wildberries построит в Зеленодольске крупный распределительный центр. Вчера вечером это зафиксировали в соглашении президент РТ Рустам Минниханов и гендиректор и основатель ООО «Вайлдберриз» Татьяна Бакальчук. Пресс-служба министерства экономики РТ сообщила, что объект площадью около 100 тыс. кв. м расположится на территории ТОСЭР «Зеленодольск». Ввод в эксплуатацию логистического комплекса ожидается во второй половине 2020 года. Инвестиции Wildberries в строительство центра составят порядка 5 млрд рублей. Кроме того, компания продолжит развивать в Татарстане собственную сеть пунктов выдачи заказов.
Wildberries основан в 2006 году и принадлежит Бакальчук. Он торгует одеждой, обувью и аксессуарами. Напомним, что среди интернет-магазинов Wildberries считается крупнейшим в России по объему продаж: в 2018-м он составил 111,2 млрд рублей, за год прирос на целых 74%. Сама же Бакальчук по версии Forbes — вторая предпринимательница-миллиардер в России после Елены Батуриной. Состояние первой на начало 2019 года оценивалось в $1,2 миллиарда.
Комментируя подписанное соглашение, министр экономики РТ Фарид Абдулганиев отметил, что этот проект работает на развитие цифровой экономики Татарстана и будет способствовать продвижению продукции местного производства. «Мы делаем очередной шаг в развитии цифровой экономики республики. С той же целью сегодня в Татарстане развивается уникальная для России система по продвижению продукции местного производства, расширяется число инновационных компаний, входящих на местный рынок и внедряющих новые инструменты развития предпринимательства», — цитируются его слова в пресс-релизе. Министр подчеркнул, что положительный эффект данного сотрудничества можно оценить совсем скоро: «Он будет заметен на всех уровнях — от отдельного предпринимателя до экономики республики в целом».
Wildberries основан в 2006 году и принадлежит Бакальчук. Он торгует одеждой, обувью и аксессуарами. Напомним, что среди интернет-магазинов Wildberries считается крупнейшим в России по объему продаж
СООБРАЗЯТ НА ТРОИХ?
Напомним, что еще весной стало известно о планах конкурента Wildberries — компании Ozon (по итогам 2018 года заняла 4-е место в рейтинге крупнейших интернет-магазинов России) — построить логистический центр на той же площадке в ТОСЭР «Зеленодольск». Правда, масштабы более скромные — объем инвестиций обещан в размере 1 млрд рублей, а площадь складских помещений — всего 20 тыс. кв. метров. Тем не менее именно с Ozon власти Татарстана 6 июня подписали соглашение о разработке республиканской стратегии развития электронной торговли. Идея состояла в том, чтобы с помощью мощных логистических возможностей крупных торговых онлайн-площадок обеспечить сбыт продукции татарстанских производителей, в том числе мелких компаний и частных предпринимателей на всей территории России, а возможно, и за рубежом. «Потенциал рынка электронной коммерции огромный, а Республика Татарстан всегда была центром инноваций, поэтому именно здесь мы будем не просто инвестировать в логистический хаб, но и активно развивать экосистему онлайн-продаж для всего рынка. Это позволит увеличить доступность миллионов товаров для жителей РТ и дать новый драйвер развития для местного бизнеса», — отмечал гендиректор Ozon Александр Шульгин во время подписания договора с Татарстаном.
По всей видимости, условие о вхождении местных производителей на онлайн-площадку стало базовым требованием для всех игроков интернет-торговли. Комментируя подписанные вчера соглашения, Бакальчук отметила, что из 14 тыс. поставщиков компании более 8 тыс. — это индивидуальные предприниматели и представители МСП. По ее словам, сейчас с компанией успешно работают 40 поставщиков из Татарстана, за два года их число выросло в 4 раза, а оборот на Wildberries в первом полугодии 2019-го увеличился на 200% до 170 млн рублей. «Мы уверены, что благодаря достигнутым договоренностям пул наших партнеров из Татарстана на Wildberries будет и дальше расширяться: в республике развивают свой бизнес немало талантливых предпринимателей, продукция которых, несомненно, найдет своих покупателей во всех странах присутствия Wildberries, а мы со своей стороны окажем необходимую консультационную поддержку», — сказала предпринимательница-миллиардер.
Весной стало известно о планах конкурента Wildberries — компании Ozon — построить логистический центр на той же площадке в ТОСЭР «Зеленодольск»
Впрочем, вскоре к двум игрокам в Татарстане присоединится еще один серьезный конкурент — компания «Яндекс.Маркет» (совместное предприятие Сбербанка и «Яндекса», владеющее маркетплейсом «Беру!» и интернет-магазином Bringly), из которой Герман Греф пообещал сделать российский Amazon (крупнейший в мире интернет-магазин). Уже известно, что распределительный центр «Яндекс.Маркета» будет расположен в пригороде Казани. О размере инвестиций и площадях пока не сообщается.
ЗЕЛЕНОДОЛЬСК СТАНОВИТСЯ КРУПНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЛОГИСТИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ
Подписание соглашений с интернет-магазинами, которые сулят многомиллиардные инвестиции в логистику, доказывает, что властям республики удалось нащупать в Зеленодольске привлекательную для федеральных игроков точку роста. Напомним, что ранее в Зеленодольске свои распределительные центры разместили крупнейшие продуктовые ретейлеры — X5 Retail Group (сеть «Пятерочка», 40 тыс. кв. м.) и ООО «Тандер» (сеть «Магнит», 22,5 тыс. кв. м).
Интерес федеральных торговых сетей к Зеленодольску понятен. Во-первых, здесь удачная логистика, которая обеспечивает быструю доставку товаров в густонаселенном Поволжском федеральном округе. Во-вторых, в этом ТОСЭРе, в отличие от многих других, налоговые льготы распространяются также на деятельность по складированию и хранению. Они существенные: резидентам можно не платить налог на имущество, налог на прибыль составит от 0 до 5% (вместо 20%, закрепленных в Налоговом кодексе), а страховые взносы сокращаются с 30 до 7,6%. Так что город корабелов и оружейников постепенно становится крупным логистическим центром. Еще и с учетом потенциального Свияжского мультимодального центра, на строительство которого привлечено 7 млрд рублей из федерального бюджета. Правда, пока что в худших традициях госкапитализма этот центр представляет собой лишь укрепленную причальную стенку и пару проложенных дорог.
«Оффлайн-продавцы пока не успели перестроиться. Сейчас у нас очень большой дефицит грамотных интернет-продавцов и грамотных производителей»
«ALIBABA ПРОИГРАЛА МЕСТНЫЕ РЫНКИ В США И ЕВРОПЕ, ПОТОМУ ЧТО ЖДАТЬ ТОВАР 30-40 ДНЕЙ — ЭТО НЕНОРМАЛЬНО»
Основной интригой прихода в Татарстан федеральных интернет-магазинов является ответ на два вопроса: смогут ли российские игроки за счет логистики оттянуть на себя многочисленных клиентов китайской Alibaba и сыграет ли ставка властей республики на развитие татарстанского бизнеса через интернет-торговлю?
Генеральный директор компании PAL (официального сервисного партнера торговой площадки Alibaba.com) Борис Нейман уверен, что места хватит для всех. «Для других площадок это прекрасное событие, потому что подогреет рынок и интерес людей к использованию данных каналов для продаж как в Россию, так и из нее», — считает он.
В свою очередь Линар Хуснуллин, основатель и директор онлайн-ретейлера KazanExpress, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что ни о каком эксклюзиве для татарстанских бизнесменов речи не идет: инфраструктурой интернет-магазинов могут пользоваться предприниматели из любого региона, вне зависимости от того, подписали власти субъекта соглашение с площадкой или нет.
Впрочем, по его мнению, главная проблема не в логистике, а в отсутствии производителей. «Возьмите Alibaba, сколько товаров, которые они продают, произведено у нас? Единицы! По нашим подсчетам, их должно быть в 300 раз больше, включая продавцов. Но оффлайн-продавцы пока не успели перестроиться. Сейчас у нас очень большой дефицит грамотных интернет-продавцов и производителей. Этому никто не обучает, потому мы открыли свой обучающий центр», — рассказал Хуснуллин.
По его словам, основная проблема всех подобных компаний в издержках, которые определяют высокую цену товаров. «Если за счет логоцентра удастся снизить издержки, тогда у них будет конкурентное преимущество, потому что в России люди не покупают дорогое. 80 процентов живут от зарплаты до зарплаты и ищут лучшую цену, это для них ключевой фактор», — подчеркнул эксперт.
Он также отметил положительную конъюнктуру для федеральных интернет-магазинов: 2018-й стал первым годом снижения доли Alibaba на российском рынке — на 2%. До этого каждый год компания забирала 3–5% у российских маркетплейсов. «Таков мировой тренд: Alibaba по сути проиграла местные рынки в США и Европе, потому что ждать товар 30–40 дней — это ненормально. Россия — последняя страна, где у них пока что основной рынок. Кто поймет, как сделать так же дешево, но при этом быстро, тот их и победит», — подчеркнул Хуснуллин.
Впрочем, по его мнению, тесно интернет-магазинам еще долго не будет, потому что рынок растет быстрее: по данным Сбербанка и ассоциации компаний интернет-торговли, в 2018 году он увеличивался на 59%. «Здесь пока всем есть место, и победитель выявится не раньше, чем через 10–12 лет», — прогнозирует эксперт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.