Стратегическая сессия, состоявшаяся накануне в Альметьевске, стала первой для Тимура Нагуманова, где он выступал не в привычной для себя роли бизнес-омбудсмена, а в качестве сити-менеджера. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на встрече, услышал пока стандартные пожелания альметьевского бизнеса: о создании «единого окна» для получения разрешений на строительство, снижении «мусорных» тарифов и… повышении закупочных цен на молоко. Прорыва и чудес пока не заявлено…
Тимур Нагуманов выступал уже не в привычной для себя роли бизнес-омбудсмена, а в качестве руководителя исполкома
«день для меня немного странный»
Новый формат общения власти и бизнеса в Татарстане докатился вчера до Альметьевска. Напомним, что в республике сейчас проходит серия стратегических сессий в городах и районах с участием предпринимателей, надзорных ведомств и представителей местной власти. В ходе сессий бизнесу предлагают не только обозначить самые насущные свои проблемы, но и предложить пути для их решения. А их, по идее, должны услышать чиновники… В столице нефтяников такая встреча состоялась в здании филиала КНИТУ-КАИ при участии Тимура Нагуманова. Причем выступал он уже не в привычной для себя роли бизнес-омбудсмена, а в качестве руководителя исполкома, такая встреча состоялась.
«Вы, безусловно, участвуете сегодня в историческом событии, — открывая мероприятие, не без пафоса воодушевляла приехавших на него предпринимателей модератор встречи Диляра Хисматуллина. — Ведь вы влияете на стратегию развития своего района, у вас имеется возможность высказать все свои желания, мнения, которые будут направлены на то, чтобы вам в итоге работалось проще, легче, эффективнее…»
Для участия в мозговом штурме было приглашено около 50 предпринимателей, работающих в районе в самых разных отраслях. Результатом же этой работы, как было объявлено, должна была стать дорожная карта на ближайший год. По традиционным заверениям чиновников, она станет для них настоящей настольной книгой (честно говоря, хотелось бы увидеть хоть один район или город, где подобное есть).
Нагуманов, когда ему предоставили слово для краткого приветствия, сначала напомнил о том, что президент Татарстана, несмотря на назначение руководителем исполкома, поручил ему поработать еще некоторое время секретарем совета по предпринимательству, а затем попросил успешных предпринимателей, приглашенных на сессию в качестве наставников, отнестись к нему не как к «какому-то проходному мероприятию», а отработать по максимуму.
«Для меня сегодня день и радостный, и немного странный, — сказал Нагуманов. — С одной стороны, я сегодня здесь выступаю в роли руководителя района, который должен будет три часа неотрывно работать и что-то сделать. При этом, я, конечно, смотрю на все происходящее и с методологической точки зрения. И мне очень интересно, как же сегодня в Альметьевске пройдет эта стратегическая сессия и какие она даст результаты. У меня огромная просьба к наставникам. Я понимаю, что вы уже, возможно, „наелись " и стратсессий, и различных встреч, и всяких других мероприятий. И, наверное, некоторые из вас пришли сюда с пониманием того, что раз администрация зовет, раз совет по предпринимательству зовет, то надо прийти, галочку поставить и быстренько уйти, наверняка у всех есть какие-то дела. Но у меня огромная просьба: давайте сегодня максимально качественно отработаем эту историю, потому что на выходе мы хотим иметь результат, который будет сделан в том числе и вашими руками». Нагуманов в шутку добавил, что, воспользовавшись своим служебным положением, попросил своих коллег из совета по предпринимательству пригласить на мероприятие в Альметьевск самых крутых наставников.
В их числе можно было увидеть, например, основателя сети «Тюбетей» Султана Сафина и основного бенефициара кондитерской фабрики «Акульчев» Сергея Акульчева.
После знакомства друг с другом участники начали сессии и дискуссии на темы такого рода: «А что я сделал бы для своего города в первую очередь, если бы у меня было много возможностей?», «Что мешает нам, бизнесу и органам власти сегодня производить больше продукции, услуг и больше зарабатывать?». Модератор разделила гостей на пять рабочих групп: «Микробизнес», «Производство», «Услуги», «Сфера гостеприимства» и «Сельское хозяйство». В каждой группе было примерно по 10 человек, помимо предпринимателей и чиновников в каждую из них был включен также и эксперт совета по предпринимательству, выполнявший здесь еще и функции модератора и тот самый приглашенный наставник. Нагуманов вместе с Сафиным почему-то вошел в группу под названием «Сфера гостеприимства», а Акульчев вместе с заместителем руководителя исполкома Маратом Гирфановым занял сектор «Производство».
По заданию модератора, каждая группа должна была сформулировать три самые главные проблемы в районе, естественно, с оглядкой на отрасль, в которой работает, с которыми сталкиваются предприниматели. Следующим шагом нужно было выбрать из их решения по три лучшие идеи, которые должны быть конкретными и реализуемыми в ближайший год в рамках города или района и в рамках имеющегося законодательства.
Для участия в мозговом штурме было приглашено около 50 предпринимателей, работающих в районе в самых разных отраслях
«НАЧИНАЮЩЕМУ БИЗНЕСМЕНУ СЕГОДНЯ ПРОСТО НЕГДЕ НАЧАТЬ»
Через три часа началось подведение итогов. В целом они, надо признать, были неоригинальны и характерны для любой точки на карте республики и даже страны: просто меняй название Альметьевск на Буинск или Мамадыш — и можешь писать один и тот же отчет.
Так, группа «Микробизнес» одной из трех главных проблем признала «нехватку качества и количества кадров». В этой связи было предложено публично проводить качество оценки знаний студентов представителями бизнеса. А далее на основании этой самой оценки, по предложению предпринимателей, можно было бы формировать некий рейтинг качества преподавания в том или ином учебном заведении. Микробизнесмены также предложили на один день в неделю отправлять студентов на практику в организации по профилю их учебы, напомнив про существовавшую некогда систему советских учебно-производственных комбинатов, где студенты могли бы на практике закреплять полученные в учебных заведениях знания. Еще один больной вопрос для микробизнеса, как выяснилось, — это вопрос подбора кадров. По мнению одного из спикеров группы, специалисты по подбору кадров практически на любом предприятии сегодня заняты лишь оформлением документации, а о том, как подбирать на фирму нужных специалистов, толком ничего не знают. Было предложено повышать компетенции «эйчаров» посредством проведения для них обучающих семинаров.
«Сегодня спроси у любого кадровика про теорию поколений Штрауса–Хоу — увидишь в глазах лишь глубокое непонимание: „Что это такое? Зачем это нужно?“ И как выстраивать стратегию подбора кадров на будущее после этого?» — заявил он.
Еще одну проблему — «низкий интерес населения к предпринимательству» представители микробизнеса (видимо, они не знают о макроэкономической ситуации в стране, сужающемся покупательском спросе, о высоких ставках по кредитам для бизнеса, высоких налогах на заработный фонд и т. д. — то есть о всем том, что и является наиважнейшим стоп- фактором для массового бизнеса) — предложили решать путем создания коворкинг-центров и популяризацией бизнесменов посредством социальных сетей и СМИ, так как за каждым бизнесом так или иначе стоит тот или иной человек.
«Начинающему бизнесмену сегодня просто негде начать свой бизнес. Поэтому коворкинг — минимум на 500 квадратных метров, где были бы и консультационные службы, и обучающий центр, и, самое главное, готовые рабочие места — крайне необходим городу. Сегодня это просто больная боль для Альметьевска», — заявила бизнесвумен, представлявшая интересы микробизнеса.
Третью проблему — разобщенность (?) предпринимательского сообщества Альметьевска — представители первой выступившей группы предложили решать путем создания в городе Дома предпринимателя, куда вошли бы представители самых разных видов бизнеса по союзам и по интересам. (Видимо, альметьевцы не знают, что в Казани есть такой дом, построенный за казенный счет, но бизнес так не днюет и не ночует). Кроме того, было предложено в комсомольском духе проводить в городе ежегодный форум предпринимателей. Председатель административного совета юго-восточной ТПП Азат Шайхутдинов, услышав предложение про Дом предпринимателя и создание бизнес-сообщества, справедливо предложил не изобретать велосипед, а воспользоваться для этого возможностями, которые может предоставить его площадка. «У нас все для того, чтобы работать и общаться есть. Надо просто возобновить эту работу. Нужно включить молодых предпринимателей в правление ТПП. Если нужно организовать съезд предпринимателей, наша площадка подходит лучше всего», — заявил он.
Нагуманов при этом попытался уточнить у Шайхутдинова: «Действительно ли в ТПП Альметьевска готовы принять в правление молодых и активных предпринимателей?» И, получив утвердительный ответ, попросил это запротоколировать и добавил: «Нам нужен сегодня еще председатель ТПП. Я это декларирую официально. Нам нужен человек, который возьмет это дело и начнет с этим работать. Пока такого человека у нас нет. Если есть желающие, я категорически готов поддержать. И, если мы найдем такого человека, готового этот хомут потянуть за весь Альметьевск, мы ему будем всецело помогать», — заявил Нагуманов.
Результатом работы, как было объявлено, должна была стать дорожная карта на ближайший год
Интересно, что на сегодняшний день, по крайней мере формально, председателем юго-восточной ТПП числится известный предприниматель Рустам Латыпов, на которого в ноябре прошлого года было совершено покушение. Интересно, что самого Латыпова на стратсессии не было, что выглядело странным, если учитывать статус и тематику проводимого мероприятия.
Представители сферы гостеприимства в числе актуальных также назвали проблему квалифицированных кадров. А одним из путей ее решения, по мнению участников группы, могло бы стать проведение ежегодного конкурса профмастерства среди работников сферы гостеприимства и сезонных гастрономических фестивалей с мастер-классами.
Отсутствие надлежащих коммуникаций между бизнесом и властью молодая бизнесвумен, представившаяся Ульяной, предложила решить путем создания в исполкоме города специального отдела, который бы системно занимался проблемами предпринимателей. Кроме этого, было предложено проводить регулярные встречи с предпринимателями представителям контрольно-надзорных органов. Причем в неформальной обстановке, где можно было бы за чашкой чая обсудить и нововведения в законодательстве, и требования к предпринимателям.
Решение проблемы с отсутствием в городе доступных помещений и земель для развития бизнеса, группа сферы гостеприимства предложила путем увеличения нагрузки на владельцев неиспользуемых земельных участков и тотальной инвентаризации объектов недвижимости. Также представители бизнеса хотели бы возложить на исполком вопросы организации регулярных встреч между владельцами недвижимости и потенциальными арендаторами.
Нагуманов, комментируя предложение о создании в исполкоме отдельной структуры, которая бы занималась исключительно вопросами предпринимателей, заявил, что в наличии «фильтров», которые бы что-то аккумулировали, систематизировали и в дальнейшем доносили до руководства запросы предпринимателей, не видит никакой необходимости. «Нам никакие фильтры и буферы сегодня не нужны. Проблематика, которая звучит от вас, сразу должна браться в работу», — заявил он. А Венера Камалова добавила, что сейчас власть максимально открыта для общения с бизнесом. По ее словам, достучаться до любого чиновника можно путем тех же самых социальных сетей. «Не думайте, что это неудобно или не совсем подходящее время для ваших вопросов. Все, что вы считаете важным, надо напрямую транслировать. Если есть вопросы, если есть предложения, сразу направляйте. Максимальная открытость и местной власти и нашего института обеспечена», — заявила она.
Венера Камалова отметила, что сейчас власть максимально открыта для общения с бизнесом
КАК РЕАНИМИРОВАТЬ ПТУ?
Группа производственников, вполне ожидаемо обозначив имеющиеся у них вопросы и к системе налогообложения и к тарифам на газ и электроэнергию, так же как и предыдущие выступающие, поставила на первое место вопрос нехватки квалифицированных кадров. Было предложено создать в городе ресурсный центр, который был бы ориентирован на потребности малых и средних производственных предприятий. По словам докладчика, в советские времена в Альметьевске было целых три профессионально-технических училища, готовивших специалистов, а сейчас осталось лишь одно ПТУ-65, но оно явно не справляется с потребностями бизнеса в рабочих кадрах.
Отсутствие «единого окна» при получении в муниципалитете разрешения на строительство предприятием было названо второй серьезнейшей проблемой для бизнеса. По словам представителя «Татнефти», представившегося Виктором, занимающегося, по его словам, в компании подобными вопросами, выдача разрешения на строительство порой может растянуться на два-три года, особенно если речь идет о каком-то крупном объекте.
«Мы предлагаем создать институт внешних экспертов, мотивированных на положительное решение вопроса. Потому что в текущей ситуации чиновнику проще дать отказ, у него нет мотивации на положительное решение», — заявил он, предложив в МФЦ создать новую услугу — «дорожную карту» по разработке легитимного решения по запросу.
«Обратившись в МФЦ, человек должен получить там квалифицированную юридическую консультацию и легитимную „дорожную карту“, выполнив которую, он сможет достичь желаемой цели. Ну и, конечно же, необходимо ускорить создание системы электронного согласования и взаимодействия контрагентов», — заявил он.
Третий вопрос, который поставили производственники, звучал глобально — отсутствие стратегического мышления. По словам представителей группы, республика могла бы для того, чтобы создать «кадровый резерв», отправлять на обучение по программе МВА. Как было отдельно отмечено — за бюджетные деньги (!). Кроме этого, производственники считают, что наиболее успешные предприниматели могли бы взять шефство над остальными, стать для них своеобразными менторами, открывая им новые горизонты для развития.
«Было бы очень здорово, если бы нам, производственникам, помогли организовать экскурсии на ведущие предприятия в своих отраслях в России или в мире, где каждый из нас мог бы почерпнуть что-то интересное», — заявил один из спикеров группы и добавил, что пробел в виде незнания производственниками действующих в республике программ поддержки бизнеса можно было бы устранить путем проведения семинаров, на которых бы до них доводилась информация подобного характера.
Представители сферы услуг одной из главных своих проблем назвали отсутствие в городе мощного бизнес-сообщества и недостаточную коммуникацию между предпринимателями
«сейчас всех гребут под одну гребенку»
Представители сферы услуг, как и ранее представители микробизнеса, одной из главных своих проблем назвали отсутствие в городе мощного бизнес-сообщества и недостаточную коммуникацию между предпринимателями.
Решением могла бы стать, по мнению одного из спикеров, организация в городе образовательных программ с приглашением на них предпринимателей, добившихся серьезных успехов на своем поприще.
«У каждого предпринимателя, безусловно, есть среди успешных бизнесменов какой-то кумир. И нам было бы крайне интересно встречаться с ними вживую и задавать интересующие нас вопросы. Такие встречи необходимо проводить по крайней мере раз в квартал», — заявил представитель сферы услуг. По его словам, можно было бы создать в городе и свой YouTube-канал, на котором предприниматели рассказывали бы о своих успехах, а бизнес-сообщество, таким образом, становилось бы и крепче, и больше. «Нам надо просто выходить и рассказывать, какие мы крутые», — заявил он.
Представители сферы услуг хотели бы, чтобы при исполкоме был создан штаб по отраслям бизнеса. И за каждым из заместителей руководителя исполкома было бы закреплено по крайней мере по 200 предпринимателей. Кроме этого, было заявлено о необходимости предпринимательским сообществом представлять как минимум раз в год предложения в правительство по упрощению сдаваемой предпринимателями отчетности.
Следующий пласт проблем, по мнению группы, связан с нормативами по вывозу твердых коммунальных отходов. По словам одного из выступающих, если раньше предприниматель платил за вывоз ТКО 2 тыс. рублей в год, то теперь, с созданием регоператора, вынужден платить 32 тысячи.
«Нормативы постоянно меняются. Необходимо снизить нормативы по вывозу ТКО и распределить их по специализации. Сейчас всех гребут под одну гребенку. На маленький магазинчик сейчас вешают норматив такой, как будто бы это целый завод, который этот мусор и производит. Я считаю, что все правила и нормы должны быть понятны, просты и онии не меняться в течение длительного времени», — заявил один из участников обсуждения.
Представители сельскохозяйственного бизнеса, завершавшие серию докладов, дружно «топили» за скорейшее внедрение энергоэффективного производства на селе, увеличение закупочных цен на произведенную продукцию и привлечение кадров.
В целом итоги были неоригинальны и характерны для любой точки на карте республики и даже страны
«Необходимо провести энергоаудит на селе и выявить все слабые точки. Может быть, эти данные и есть в сельхозуправлении, но мы ими не располагаем — сколько у нас в районе имеется различной сельскохозяйственной техники, каждый из нас в этом вопросе хромает сам по себе», — заявила владелица КФХ Альфия Слесарева. По ее словам, имеющийся в районе механизированный отряд занимается только уборкой зерновых, а она хотела бы, чтобы фермер мог заказать ему и вспашку земли, и сев различных культур.
Кроме этого, фермеры намерены добиться повышения закупочных цен на молоко, с нынешних (вполне неплохих, надо признать, для лета!) 21,5 рубля за литр до 28, а вопросы с привлечением кадров на село предложили решать при помощи выделения имеющейся в их распоряжении земли приглашаемым специалистам. А муниципалитет в решении этой проблемы мог бы помочь в переводе категории земель из сельхозназначения в ИЖС.
Нагуманов, которому предоставили возможность подвести итоги стратсессии, традиционно отметил, что все прозвучавшие предложения от бизнеса советом по предпринимательству будут систематизированы, а исполком в свою очередь каждое из них разберет в отдельности. Конечно, все это он уже слышал десятки раз в разных районах, но… Ситуация лично для него изменилась — теперь волей или неволей, но ему в Альметьевске придется перейти от теории (бесконечных общений с бизнесом в качестве модератора и стороннего советчика для глав, как найти общий язык с местным бизнесом) к делу и превратить Альметьевск в образцовый город в плане делового климата.
«У нас стоит задача сделать 12-месячный план. Многие прозвучавшие сегодня идеи были понятны, но многие из них, на мой взгляд, нереализуемы в чистом виде, но я вам гарантирую, что все, что сегодня здесь прозвучало, мы обязательно проанализируем и постараемся найти пути решения. И обязательно будем вовлекать в процесс всех, кто озвучивал и формулировал конкретные задачи. Наша задача — сделать дорожную карту, которая будет отвечать на запросы, которые здесь были сформулированы. За несколько недель мы должны эту работу провести», — резюмировал он.
Прозвучало резюме слишком общо, но, к сожалению, таковы итоги креативной работы приглашенных. В целом, думается, всем интересно будет заглядывать в Альметьевск время от времени и получить ответ на вопрос: а что здесь с бизнесом?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.