Кабмин РТ узаконил процесс ресоциализации заключенных — до этого один из членов рабочей группы, директор АНО «ЦРА» Азат Гайнутдинов, уже год занимался трудоустройством выходцев из мест не столь отдаленных. Строительные компании или ИП в сфере услуг уже готовы брать на работу людей с клеймом зэка, однако с самой проблемной категорией — алко- и наркозависимыми — успехов нет. Для их ресоциализации нужны реабилитационные центры, которых в республике не хватает, поэтому работодатели от них отказываются.
Сегодня на сайте кабинета министров РТ появилось постановление №631 «Об организации в Республике Татарстан деятельности по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы»
«КОГДА ЧЕЛОВЕК ОСВОБОЖДАЕТСЯ, ОТ ВОЗДУХА ВОЛИ ПЬЯНЕЕТ, МОЖЕТ СОВЕРШИТЬ РЕЦИДИВ, А ЗДЕСЬ КИСЛОРОД ЕМУ ВЫДАЮТ ПО ЧУТЬ-ЧУТЬ»
Сегодня на сайте кабинета министров РТ появилось постановление №631 «Об организации в Республике Татарстан деятельности по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы». Документ предписывает создать межведомственную рабочую группу по организации содействия ресоциализации бывших заключенных. Руководителем группы назначен первый заместитель премьер-министра РТ Рустам Нигматуллин, его заместитель — помощник премьер-министра РТ по правоохранительной и административной деятельности Дауфит Хамадишин. В числе членов рабочей группы также первый заместитель министра здравоохранения РТ Альмир Абашев, председатель общественного совета при УФСИН РТ Рафаиль Давлеев, начальник управления социального развития аппарата кабинета министров Ильдар Бадреев, заместитель прокурора РТ Марат Долгов, заместитель председателя комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку Рафил Нугуманов, уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская и заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова.
В числе главных задач рабочей группы — реализация комплекса мер социально-экономического, педагогического и правового характера для интеграции с обществом бывших заключенных, а в полномочия группы входит разработка для них индивидуальной программы ресоциализации.
Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из членов комиссии, руководитель центра реабилитации и социальной адаптации бывших осужденных Азат Гайнутдинов, одно из самых важных направлений деятельности комиссии — работа с исправительным центром. В Казани он как пример альтернативного лишению свободы наказания был открыт в апреле 2018 года на базе бывшей Казанской воспитательной колонии. Бывшие заключенные живут в исправцентре, а в столицу РТ ездят на работу.
«Исправительный центр — это некий переходный период, человек и не вполне на свободе находится, и не в тюрьме, — пояснил директор АНО „ЦРА“. — В итоге он привыкает к труду и получает плавный выход на свободу. Чаще всего судьба бывших заключенных складывается иначе — их просто выкидывают из тюрьмы на улицу, и гражданин с клеймом бывшего зэка не может устроиться на работу. Когда человек освобождается, он от воздуха воли пьянеет, может совершить рецидив, а здесь кислород ему выдают по чуть-чуть. Тут у него есть и жилье, а рабочее место обеспечивает наша организация».
Азат Гайнутдинов: «Исправительный центр — это некий переходный период, человек и не вполне на свободе находится, и не в тюрьме»
Претендентов в «трудовой лагерь» из числа заключенных АНО отбирает еще в колонии. «Если человек трудоустроен в колонии, работает, у него положительная характеристика, он может к нам обратиться, и тогда мы возьмем его под свою опеку и обязуемся трудоустроить, — объясняет Гайнутдинов. — Сами заключенные в этом заинтересованы, они видят нашу работу, наши результаты, к нам приходят родственники осужденных, чтобы мы взяли последних под свою опеку. Мы при принятии решения также смотрим на семью, женат ли заключенный, есть ли у него дети — это важный сдерживающий фактор для рецидива».
Министерство труда РТ возмещает работодателю затраты на трудоустройство бывших заключенных. Как рассказала нашему корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник отдела создания рабочих мест для социально незащищенных категорий Елена Кибардина, ведомство компенсирует 14 687 рублей ежемесячно каждому заключенному — в эту сумму входят страховые взносы и МРОТ (11 280 рублей). «Мы возмещаем данные затраты работодателю от 1 до 3 месяцев, в прошлом году через систему прошли 44 человека, в этом — 43 по плану, — пояснила она. — В год мы направляем на поддержку бывших заключенных около 1,3 миллиона рублей — эти средства идут на субсидирование части заработной платы, трудоустройство и консультацию осужденных еще на стадии пребывания в местах лишения свободы. Мы объясняем им, какие профессии сейчас востребованы, как им трудоустроиться, и помогаем выбрать будущую профессию».
«Сейчас у нас в исправительном центре трудоустроены официально 29 человек, — рассказал Гайнутдинов. — После попадания в исправительный центр они получают работу, проходят реабилитацию». Заключенных чаще всего трудоустраивают на стройплощадках Казани разнорабочими. В последнее время поле деятельности разнообразилось за счет вакансий в сфере услуг, например грузчики в магазинах. «Кроме того, мы занимаемся трудоустройством бездомных, в данной категории тоже есть бывшие заключенные, — добавил директор АНО „ЦРА“. — Мы их кормим, одеваем, предоставляем жилье и работу. Средства на эти цели получаем в том числе от грантов: самый крупный — в размере 2,5 миллиона рублей — дали в прошлом году по программе президента РФ. Также получаем субсидии от министерства экономики РТ, ПАО „Татнефть“».
Претендентов в «трудовой лагерь» из числа заключенных АНО отбирает еще в колонии
Некоторые заключенные обращаются в АНО после освобождения, отчаявшись найти работу. «Мы превращаемся в некий кол-центр по помощи в трудоустройстве, — говорит Гайнутдинов. — Если к нам человек подходит, подписываем с ним соглашение и помогаем найти работу — трудоустраиваем его либо в нашу организацию, либо к партнерам. Нам во всех вопросах активно помогает государство, ФСИН, Госсовет РТ, СМИ, и мы совместными усилиями постепенно меняем взгляд работодателя на бывших заключенных — теперь он видит в них не зэка, а человека, готового работать, который держится за свое место».
«Сейчас ряд работодателей все равно придерживаются политики ограничения в приеме людей из мест лишения свободы, — констатирует Кибардина. — Есть и законодательные ограничения — на некоторые заводы не берут бывших заключенных, не допускают их и к работе с детьми. А в остальном работодатели теперь лояльно относятся к осужденным и смотрят на конкретные качества человека. Бывший заключенный, наоборот, бывает, заинтересован показать себя и закрепиться на работе. Работодатели эту категорию сотрудников очень охотно берут, например строительные фирмы».
Наибольшую проблему в вопросах ресоциализации представляют бывшие заключенные, зависимые от алкоголя и наркотиков. Их ресоциализация невозможна без реабилитационных центров, которых в республике не хватает. «Эти центры нужны, надо серьезнее относиться к алко- и наркозависимым, их необходимо реабилитировать и лечить, — убежден собеседник издания. — Есть первая ласточка — в УФСИН России по РТ открыли два отряда в колониях для алко- и наркозависимых. С ними работают психологи, подготавливают к нормальной жизни. Лиц этой категории очень много, а для их реабилитации у нас специалистов и опыта не хватает, поэтому мы стараемся первых к себе не брать».
По словам Рафила Нугуманова, давно назрел вопрос о принятии закона о ресоциализации заключенных
«По всем базам человек высвечивается как ранее судимый, а Это значит «до свидания»
По словам члена рабочей группы, заместителя председателя комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку Рафила Нугуманова, вопрос ресоциализации заключенных стоит чрезвычайно остро. Реальность такова, что сотням освобождающихся заключенных практически невозможно вернуться к нормальной жизни, у них нет ни денег, ни жилья, ни работы. В отличие от советского времени, когда вопрос был отработан четко: человек вышел, ему дают направление на предприятие, которое обязано предоставить жилье и работу. По словам Нугуманова, давно назрел вопрос о принятии закона о ресоциализации заключенных. Пока его нет, межведомственная комиссия занимается помощью общественникам, точнее, общественнику — Гайнутдинову. Зампред признает, что это единственный центр в Казани, который занимается реабилитацией заключенных.
«Минсоцтруда предоставляет им работу, а с жильем уже не может помочь», — говорит член рабочей группы. Этим и занимается Гайнутдинов: трудоустраивает, находит места для проживания. По словам Нугуманова, организации помогает даже президент РТ. «Гайнутдинов занимается этим на общественных началах, комиссия ему помогает, но, конечно, все должно быть организовано на государственном уровне», — заключает зампред.
Член общественной наблюдательной комиссии и Общественной палаты РТ Николай Архипов считает сам факт наличия рабочей группы при кабмине положительным фактором, который ускорит решение проблемы реабилитации. «Человек в погонах уже не станет спорить с людьми, которые имеют выход на самый верх. Если члены комиссии будут работать и помогать, то она станет эффективна, ведь им проще выйти на законодателей, сделать дополнение к закону», — считает общественник.
По его словам, рабочая группа была создана именно под Гайнутдинова, чтобы облегчить тому работу. «Он создал организацию, которая себя зарекомендовала, к нему даже приезжают федералы, перенимают у него опыт, — говорит Архипов. — У других организаций нет сил дотянуться до уровня Гайнутдинова». По словам общественника, большую роль играет и поддержка мусульманского сообщества, в том числе муфтия РТ.
Руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов о существовании рабочей группы по содействию реабилитации заключенных не слышал. «Ресоциализации у нас нет, это я знаю совершенно точно от бывших осужденных. Есть много потуг, но воз, как говорится, и ныне там», — считает он. По его мнению, часть проблемы в том, что законодатель никак не регулирует дискриминацию по признаку привлечения к уголовной ответственности. «По всем базам человек высвечивается как ранее судимый, а это значит „до свидания“», — приводит правозащитник типичную логику работодателей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.