Финский керамист, скульптор и художник татарского происхождения Рафаэль Сайфуллин вновь посетил Казань, где открылась его персональная выставка «Маленькая Финляндия» Финский керамист, скульптор и художник татарского происхождения Рафаэль Сайфуллин вновь посетил Казань, где открылась его персональная выставка «Маленькая Финляндия» Фото: Василий Иванов

НУРГАЛЕЕВА: «НАШ КРЫЛАТЫЙ И ЛЮБИМЫЙ»

Можно сказать, что казанцы и гости столицы Татарстана еще раз полюбили станцию метро «Кремлевская» — после того как на одном из выходов из нее установили скульптуру «Конь-страна». Накануне ее автор — финский керамист, скульптор и художник татарского происхождения Рафаэль Сайфуллин — вновь посетил Казань, где открылась его персональная выставка «Маленькая Финляндия».

«Наш крылатый и любимый», — с чувством представила художника публике директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, рассказав о том, что в свое время Сайфуллин окончил петербургское училище им. Мухиной и лишь затем оказался в Финляндии. Сам же герой дня на открытии сердечно поблагодарил собравшихся и сравнил искусство с иконой-складнем, которое снова и снова открывает своим поклонникам что-то новое.

Тем временем известный в Казани скульптор Асия Минуллина свой отзыв о мастере искусства начала с упоминания о том, что в мухинском училище она училась вместе с автором «Конь-страны». «Сайфуллин — один из самых лучших представителей того поколения, окончивших это училище. Он и когда учился, тоже был одним из первых. Поэтому тому, что он сейчас „расцвел“, я не удивлена и очень рада. Прекрасные керамические опусы, живописные качества на высоком уровне. А графика, в которой мы видим единение с живописью, это самое большое его  достижение. Плюс его опусы в скульптуре — они не сиюминутные, а с глубоким смыслом и хорошим вкусом. Я всегда очень настороженно отношусь к тем художникам, которые пытаются работать не в своей области, не зная законов того вида искусства. А здесь у него все на высоком уровне, с пониманием и деликатностью. Я очень рада за Рафаэля!» — подчеркнула Минуллина.

«Монолог» — фигура мужчины с широко разведенными руками, тело которого сделано из нержавеющей проволоки. Лицо, сделанное из металлической пластины чуть отведено назад… Ба, да это же Пушкин! «Монолог» — фигура мужчины с широко разведенными руками, тело которого сделано из нержавеющей проволоки. Лицо, созданное из металлической пластины, чуть отведено назад… Ба, да это же Пушкин! Фото: Василий Иванов

О «ТАТАРСКОЙ КАШЕ» И НЕ ТОЛЬКО

После короткого вступления посетители выставки смогли наконец-то насладиться работами скульптора. Очень разными, но весьма яркими. Вот «Монолог» — фигура мужчины с широко разведенными руками, тело которого сделано из нержавеющей проволоки. Лицо, созданное из металлической пластины, чуть отведено назад… Ба, да это же Пушкин!

Вот «Листья», где эти самые листочки неожиданно вырастают из каменной маски другого, мрачного мужского лица Вот «Листья», где эти самые листочки неожиданно вырастают из каменной маски другого, мрачного мужского лица Фото: Василий Иванов

А вот «Листья», где эти самые листочки неожиданно вырастают из каменной маски другого, мрачного мужского лица. А вот  «Озеро». Своей оригинальностью эта работа, наверное, запомнится посетителям надолго. Самого озера не видно, его лишь обозначает круг берегов со стоящими там и сям домишками и сарайчиками. А о том, что речь идет все-таки о водном объекте, говорит голубовато-бирюзовый цвет этого объекта.

А вот «Озеро». Своей оригинальностью эта работа наверное запомнится посетителям надолго. Самого озера не видно, его лишь обозначает круг берегов со стоящими там и сям домишками и сарайчиками А вот «Озеро». Своей оригинальностью эта работа, наверное, запомнится посетителям надолго. Самого озера не видно, его лишь обозначает круг берегов со стоящими там и сям домишками и сарайчиками Фото: Василий Иванов

Центральной же фигурой выставки стала «Мелодия» — вырастающая из медной скрипки или виолы фигура женщины, словно летящая со стены навстречу зрителю. Тематически «Мелодия» очень схожа со скульптурой «Конь-страна», установленной у казанской станции метро «Кремлевская».

Сам же Сайфуллин в это время широко улыбался и, разводя руками, радостно общался со всеми, кто хотел с ним поговорить. По его словам, в Финляндии он не устает пропагандировать татарскую культуру. Судя по тому, что он говорил, — с довольно-таки занимательными экскурсами в прошлое.

Центральной же фигурой выставки стала «Мелодия» — вырастающая из медной скрипки или виолы фигура женщины, словно летящая со стены навстречу зрителю Центральной же фигурой выставки стала «Мелодия» — вырастающая из медной скрипки или виолы фигура женщины, словно летящая со стены навстречу зрителю Фото: Василий Иванов

«Я больше приношу финнам, чем они мне. Потому что пропагандирую татар. Я спрашиваю: скажи мне, как по-фински „Я тебя люблю“, по-татарски „Мин сине яратам“? Они говорят: „Minä rakastan sinua“. Это же очень похоже на татарский язык. Поэтому они начинают интересоваться, а я отвечаю: „Вы что, забыли, что ваши предки пришли с соединения Камы и Волги? Вы же оттуда родом, где была древняя Булгария!“ И начинаю говорить похожие на финские татарские слова-синонимы, которых очень много. И, кстати, гречневая каша в Финляндии называется tattaripuuro — татарская каша», — рассказывал наш собеседник.

«КОНЬ-СТРАНА» НУЖДАЕТСЯ В РЕМОНТЕ

 «БИЗНЕС Online» Сайфуллин рассказал, чем будет заниматься в ближайшие же дни. Как ни странно, речь пошла не о только что открывшейся выставке, а об его знаменитой скульптуре, установленной возле казанского метро.

«Там оторвали, как минимум, уже три элемента. Там нет освещения и ночью он стоит один, брошенный конь, символизирующий страну Татарстан» «Оторвали как минимум уже три элемента. Там нет освещения, и ночью он стоит один, брошенный конь, символизирующий страну Татарстан» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я собираюсь на днях взять молоток, инструменты и починить того коня, о котором вы говорите. Оторвали как минимум уже три элемента. Там нет освещения, и ночью он стоит один, брошенный конь, символизирующий страну Татарстан. В темноте он отдан, как говорится, на съедение вандалам, которые делают с ним что хотят. Национальную святыню, полумесяц, если видели — погнули уже! Это же вообще недопустимо!» — сменил улыбку на грустную гримасу скульптор.

Но тут же опять нашел повод для радости. «Есть такая потрясающая помощница президента — Олеся Балтусова… Скоро мы с ней встречаемся и будем говорить о следующей моей работе — „Сак-Сок“. Проект „Сак-Сок“ вышел из древней татарской легенды, в которой два родных близнеца-брата дерутся и ругаются. И кончается эта история тем, что они улетают, но мать плачет и призывает их примириться. Это послание из тысячелетнего прошлого нашему народу быть добрыми и сердечными и любить свою Родину», — рассказал Сайфуллин. Кстати, миниатюрный вариант этого художественного объекта тоже можно увидеть на выставке. Здесь он представляет собой несколько городских башен, или минаретов, взмывающих от земли к небу.

Рафаэль Сайфуллин: «Есть такая потрясающая помощница президента — Олеся Балтусова… Скоро мы с ней встречаемся и будем говорить о следующей моей работе — «Сак-Сок» Рафаэль Сайфуллин: «Есть такая потрясающая помощница президента — Олеся Балтусова… Скоро мы с ней встречаемся и будем говорить о следующей моей работе — «Сак-Сок» Фото: Василий Иванов

По словам скульптора, встреча с Балтусовой даст возможность начать поиск места, где может быть установлен этот художественный объект. «Я думаю, он будет установлен где-то около кремлевской стены. Потому что по сценарию, который заложен в самой легенде, отец стреляет в стену серебряными стрелами, мечтая ее разрушить и освободить все, что может сделать людей счастливыми. Эта база заложена в древних эпосах и легендах многих наций, но в моем народе „Сак-Сок“ — это первооснова татарской культуры», — рассказал автор.

Кроме этого, Сайфуллин поведал еще об одном проекте, который мечтает воплотить благодаря издательству «Редкая книга». По его словам, это будет издание, в котором проект «Сак-Сок» будет показан в объемном виде: «Я думаю, что выпущу эту книгу экземпляров так в 100. Причем половина там будет сделано руками — то есть какая-то чеканка, какая-то ковка».