«В Берлине, например, автобусы ходят по расписанию, минута в минуту, на остановках стоят банкоматы, где покупается билет. Но мы пока не готовы к такому — у нас банкомат просто унесут…» — считает гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин. О том, что порой вытворяют пассажиры и почему из 400 микроавтобусов на линию выходит только 300, один из основных перевозчиков Челнов рассказал на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online».
Николай Тятюшкин: «Водители абсолютно никакой ответственности не несут — даже если он совершил ДТП и виноват, расплачивается собственник автобуса»
«Сегодня вопрос стоит отказаться от «Газелей»
— Николай Иванович, каков на сегодня автопарк «Пассажирских перевозок»?
— Сегодня в нашем автопарке 400 микроавтобусов. Половина из них — «Газель Next», остальные — Ford Transit, Peugeot. 50 процентов автопарка — это новые микроавтобусы. Автобусы 2012, 2013 годов уже подлежат замене. В основном машины у нас дизельные, но есть и на газу. Сейчас производитель автобусов ГАЗ стал сразу устанавливать газовое оборудование на микроавтобусы. Но двигатель не очень удачный — пусть они [на заводе] на меня обижаются, он не выдерживает нагрузки для данной машины. Через 30 тысяч километров пробега мотор выходит из строя — ломается коленвал.
— Зачем вы тогда берете «Газели»?
— Сегодня вопрос стоит отказаться от них. Мало того что двигатель разваливается, так еще машина у них в сервисах простаивает. А коммерческий автомобиль должен работать, приносить выгоду. Да и последствия ДТП для владельца «Газели» более ощутимы. Был у нас случай, когда «Газель» въехала в мусоровоз, так автомобиль пришлось списать при пробеге в 10 тысяч километров. Что уж говорить о безопасности в салоне в таком случае.
— А какой ресурс у Ford и Peugeot?
— Даже если водитель заливает плохую солярку, то Ford и Peugeot выдерживают 250 тысяч километров до капремонта. В основном поршневая у них выходит из строя, поскольку в данном виде топлива много серы и парафина. А после ДТП они вполне подлежат ремонту.
«Сегодня в нашем автопарке 400 микроавтобусов. Половина из них — «Газель Next», остальные — Ford Transit, Peugeot. 50 процентов автопарка — это новые микроавтобусы»
«Некоторые ищут заправки, где на 20 копеек дешевле, и заправляются корабельным топливом»
— По поводу топлива. Много лет жители жалуются на дымящие маршрутки. Чадящие автобусы встречаются и сегодня. Как решаете проблему?
— За всеми водителями не уследишь. Некоторые ищут заправки, где на 20 копеек дешевле, и заправляются корабельным топливом. В итоге выходят из строя форсунки (элемент системы впрыска — прим.ред.), машина дымит. Запчасти, конечно, меняем, но одна форсунка стоит 10 тысяч рублей, а надо заменить четыре — выходит дорого. Но свои колонны — 35-й и 9-й маршруты — я заставляю заправлять машины только по картам, что исключает возможность заливки некачественной солярки.
— А водители не несут ответственность за то, что гробят машины и заправляют плохим топливом?
— Водители абсолютно никакой ответственности не несут — даже если он совершил ДТП и виноват, расплачивается собственник автобуса. Например, две мои машины ранее попали в аварию, в ремонт каждой я вложил по 150 тысяч…
— Вы сказали, что половину автобусов надо менять, когда замените?
— Чтобы закупить их, нужно оформлять лизинг. «Форд Соллерс» предложил нам хорошие условия — Ford Transit по цене 2 миллиона 60 тысяч рублей. «Газель Next» стоит, конечно, дешевле — 1,6 миллиона, но, как я уже сказал, с ней есть проблемы. В любом случае без тендера (на осуществление пассажирских перевозок — прим.ред.) мы пока не можем приобрести новые машины.
— Когда последний раз конкурс проводился? И как часто он бывает?
— Конкурс был в 2015 году. Он должен проходить каждые три года. По новому закону будет проводиться каждые пять лет.
— То есть срок действия договора с исполкомом истек?
— Да.
— А на каком основании тогда вы занимаетесь перевозками?
— (Разводит руками.) Документы готовятся, ждем конкурс…
— Чувствуете конкуренцию со стороны «Электротранспорта» — как в части больших автобусов, так и трамваев?
— Ну какая может быть конкуренция? У них свои пассажиры, у нас — свои. За прошлый год мы перевезли 2,5 миллиона льготников — это 47 процентов от всех пенсионеров и школьников города, остальные 53 процента — у МУП «Электротранспорт» и ООО «Электротранспорт».
— Насколько сильно просел пассажиропоток с открытием трамвайной линии в 2014 году? Есть ли необходимость в новых линиях на ваш взгляд?
— За весь пассажиропоток не могу сказать. Строительство новых путей — дорогое удовольствие, это пусть заказчик (исполком — прим.ред.) решает. Да, трамваи не стоят в пробках, в этом их плюс. Но, по моим подсчетам, пассажиры сегодня по-прежнему предпочитают микроавтобусы. Вот недавно перекрыли дорогу в районе 4-й поликлиники, микроавтобусу легче объехать эту пробку, чем «НефАЗу». Ремонтники зачастую не вешают схему объезда, не предупреждают, и водителю приходится сходу перестраиваться. В итоге микроавтобус сможет это сделать и довезет пассажиров, а «НЕФАЗ»?
— Что думаете о маршрутной сети города, особенно в части отсутствия рейсов в промзону?
— Что касается новых маршрутов, то это больше вопрос к исполкому. Рейсы на промзону востребованы только утром и вечером, а это уже получается вахта. Мы же обслуживаем сегодня 13 городских маршрутов, два из них нерентабельны — это №6 и 8.
— Это, наверное, условие тендера — хотите обслуживать остальные маршруты, берите и убыточные?
— Да, таковы условия. А вот в Казани, например, если маршруты, обслуживаемые большими автобусами, убыточны, то перевозчик в одностороннем порядке может расторгнуть договор.
«Со стороны ГИБДД поступила рекомендация не брать иностранцев на работу»
— Какими видите перспективы развития общественного транспорта в городе? Какие новые маршруты нужны и планируется ли их появление?
— Я понимаю, что челнинцам хотелось бы автобус поближе к дому и работе, но не на всех участках дороги их разрешается эксплуатировать. А для удовлетворения всех «хотелок» жителей в маршрутах нам надо не 400, а 1200 автобусов иметь в парке. И тем не менее мы не стоим на месте. По ходу разрастания города, появления новых микрорайонов мы продлевали существующие маршруты. Если взять Замелекесье, то наши автобусы там не ходили раньше, но по договоренности с исполкомом пустили туда маршруты №9,12,13. Больших проблем там нет. В 65-й микрорайон теперь заезжаем, в Рябинушку тоже. Планируем запустить автобусы из Замелекесья в поселок ГЭС и Сидоровку. Все пока упирается в тендер.
— С прошлого года вы добиваетесь повышения стоимости проезда в автобусах с 22 до 25 рублей. Произойдет ли подорожание в этом году?
— Да, мы просим повысить стоимость до 25 рублей. Два года назад топливо стоило 34 рубля, а сегодня — 44–45 рублей! Экономически же обоснованная цена проезда на автобусе малой вместимости получается даже чуть более 25 рублей. У больших автобусов — в разы больше. Микроавтобус пять человек провез, уже вышел в ноль, солярку отработал, а «НефАЗу» нужно 15 пассажиров провезти. Что касается подорожания проезда, то пока не проведут конкурс [тендер], мы не сможем отстоять новый тариф в госкомитете [госкомитете по тарифам РТ]. Повышение на каждый рубль там нужно доказывать, это нелегко, им нужны чеки на каждую заправленную машину, надо доказать, что ты работаешь в убыток. Поэтому не думаю, что в этом году произойдет изменение стоимости, по крайней мере в ближайшее время проезд не подорожает.
«Да, трамваи не стоят в пробках, в этом их плюс. Но, по моим подсчетам, пассажиры сегодня по-прежнему предпочитают микроавтобусы»
— По данным открытых источников, в 2017 году ваша компания показывала убытки, а сегодня каковы показатели?
— Когда мы оформляли новые машины в лизинг, брали кредиты, у нас, понятное дело, были убытки. Сейчас мы все автобусы выкупили и выходим на «ноль».
— Какова средняя зарплата водителей?
— В пределах 35 тысяч.
— Текучесть кадров большая?
— Те, кто давно к нам пришел, привыкли и не уходят. А новые, например, дальнобойщики, не выдерживают. Работать с пассажирами сложно.
— Сколько автобусов из 400 ежедневно выходит в рейс?
— Одновременно около 300. Но не потому, что они на ремонте, а потому что у нас есть дефицит водителей. На некоторых автобусах работает по одному водителю. Мы не можем допустить, чтобы была переработка рабочего времени.
— А сколько часов длится смена водителя?
— Мы стараемся, чтобы они не перерабатывали. Водители посменно работают — в пределах 10 часов длится смена, включая межрейсовый отстой. Шоферу положен отдых.
— Как думаете решать кадровую проблему? В Казани, например, наверное, половина водителей, которые ездят на красных автобусах, − из Таджикистана, Узбекистана…
— С ними тоже не так легко. Несколько лет назад мы пользовались их услугами. Но после того как выходец из Средней Азии на «ЛАЗе» врезался в трамвай, со стороны ГИБДД поступила рекомендация не брать иностранцев на работу. Да к нам и не каждый пойдет, потому что у нас, частников, фиксированная выручка, и водитель может «украсть» разве что сам у себя. Молодежь к нам работать не идет, категория D теперь непрестижна. Мы за свой счет обучили пять человек с условием, что они два года отработают у нас. Если не выдерживают два года, то должны выплатить стоимость обучения.
— Насколько жесткий у вас отбор кадров: помимо нужной водительской категории, какие требования предъявляете к водителю?
— Главное для нас, чтобы при поступлении у водителя были все справки — от ПНД, ГНД, справка о состоянии здоровья и категория D. Иногда мне жалуются на какого-то сотрудника, говорят, что он психически нездоров. Но я же не психолог, доверяю справкам из ПНД и ГНД, а у этих учреждений требования к водителям категории D очень серьезные.
«Молодежь к нам работать не идет, категория D теперь непрестижна»
«Сейчас мы планируем внедрить телемедицину»
— Обычно автовладельцы после получения водительских прав редко обновляют медсправку, часто тянут до истечения срока действия прав. Получается, что после поступления на работу та же справка и действует у вас, повторно водителей не осматривают?
— Нет, это не так! За это нас сильно «бьют». Своевременное прохождение контролируется органом, который выдает нам лицензии, — УГДН (управление государственного дорожного надзора). Штраф за просроченную медсправку вырос с 3 тысяч до 10 и выше. Перед выездом в рейс водителей проверяет медик, в каждой колонне минимум два алкотестера, тонометр. Да, в народе бытует мнение, что водители — алкоголики. Ну, может, он во внерабочее время и употребляет алкоголь, но на работе водители трезвые, алкотестер должен показывать «ноль», другие варианты не допускаются! У нас за этим строжайший контроль. Более того, сейчас мы планируем внедрить телемедицину. У нас уже есть компьютерная программа, которая тестирует состояние здоровья водителя. Теперь этот осмотр снимается на камеру, и медик, работающий удаленно, видит тестируемого. Как происходит осмотр: водитель садится за компьютер, вводит свой код, на мониторе высвечивается его фамилия. Он замеряет себе тонометром давление, проходит тестирование на алкотестере, все параметры появляются сразу на мониторе и доступны медику. Если все в норме, то врач выдает допуск-команду, и на принтере распечатывается путевой лист. Раньше, когда не было видеосъемки, медики не хотели брать на себя ответственность и проводить осмотр удаленно, поскольку не видели водителя. Теперь вот будем внедрять телемедицину. Мы долго искали такую программу, нашли в Чебоксарах. Это удобно, экономит время и деньги. Ведь выезд специалиста для осмотра одного водителя стоит 30–40 рублей, а у нас их много, в копейку влетает.
— Каков средний возраст водителей?
— Под 50 лет. Более молодые находят деньги, берут бэушную машину и кормят семью извозом.
— Ваше ООО ведь и создавалось как кооперация нескольких ипэшников, чтобы пройти конкурс с минимальными потерями (одной из таких потерь стала владелица 109-го маршрута). Как вы сотрудничаете с этими ИП? Как контролируете?
— Да, в 2015 году при прохождении конкурса все перевозчики — ИП — объединились. Что касается 109-го маршрута, то его владельцы создали свое ООО, собрали 263 единицы транспорта и шли на тендер самостоятельно, хотя им было предложено действовать вместе. Конкурс они проиграли, но не согласились с этим и долго судились. Однако суд постановил, что тендер был проведен правильно. Остальные ИП не числятся в нашем ООО «Пассажирские перевозки», каждый маршрут является колонной, они считаются начальниками колонн, как и на всех автопредприятиях. Со всеми нормально работаем.
«По федеральному закону с 1 июля 2019 года пассажирский транспорт должен быть оборудован терминалами, принимающими оплату по банковским картам»
— Когда в челнинских маршрутках можно будет расплатиться банковской картой?
— По федеральному закону с 1 июля 2019 года пассажирский транспорт должен быть оборудован кассовыми аппаратами, тахографами и, соответственно, терминалами, принимающими оплату по банковским картам. Но нам дали «каникулы» на год, то есть в течение этого года налоговая инспекция нас наказывать не будет за отсутствие аппаратов. Это не говорит о том, что мы не будем устанавливать данное оборудование. Сейчас ищем долговечные кассовые аппараты, ведь зимой за ночь салон машины остывает, и оборудование, пусть даже оставленное в каком-то помещении, должно быть готово к минусовой температуре, так как утром за 10 минут автобус не прогреется.
— Во сколько обойдется оборудование? Затраты лягут в тариф?
— Один тахограф стоит в пределах 40 тысяч, кассовый аппарат — порядка 35 тысяч. Установить такое оборудование на все автобусы предприятия — это миллионные расходы. Да и в связи с нестабильной работой интернета кассовые аппараты функционируют ненадежно. Сейчас мы в поиске надежного оборудования, которое будет работать и в мобильном режиме во время движения автобуса. В 2011 году я отказался от оборудования «Социальной карты», и со мной согласились многие ИП, время показало, что мы были правы. Установили приборы «Квантор», и они до сих пор работают.
— С другой стороны, работа с кассовым аппаратом — это дополнительная нагрузка на водителя, который будет отвлекаться во время движения. Во многих странах в маршрутках никаких кассовых аппаратов нет. Причем цена билета может зависеть от расстояния.
— Да, а в Берлине автобусы ходят по расписанию, минута в минуту, на остановках стоят банкоматы, где покупается билет. Но мы пока не готовы к такому — у нас банкомат просто унесут… Что касается ценообразования, то далеко ходить не надо. Даже в Ульяновске в левобережье — одна стоимость проезда, если ехать через мост на правобережье — другая. А у нас даже фиксированную в 22 рубля не хотят оплачивать, стараются выскочить, не заплатив, или утверждают, что заплатили, а водителю ведь трудно всех запомнить. Многие стремятся устроиться на «Газели» работать, потому что там все пассажиры через водителя проходят.
«Микроавтобус пять человек провез, уже вышел в ноль, солярку отработал, а «НефАЗу» нужно 15 пассажиров провезти»
«Пока там жалобу рассмотрят, пройдет 3–4 дня, записи уже все сотрутся в салоне»
— А камеры видеонаблюдения уже во всех автосалонах микроавтобусов установлены?
— Камеры нас не заставляют ставить, но мы устанавливаем, так как видео с них — это доказательство в случае ДТП, инцидентов с пассажирами. Но нынешняя аппаратура нас не совсем устраивает — памяти флешки хватает на 6–7 часов, потом заново запись начинается, а автобус, к примеру, 16 часов на маршруте. В зависимости от результатов тендера будем дальше решать вопрос с камерами. В планах — установить сертифицированное оборудование с жесткими дисками, чьей памяти хватает на 1–1,5 месяца.
— Часто пассажиры жалуются на хамство водителей. Видеозаписи тоже проясняют ситуацию?
— Да, вот последний случай, который мы рассматривали совместно с исполкомом: девочка пожаловалась, что ее оскорбил водитель. Мы смотрим запись, слышно, как щелкает реле, водитель молча берет социальную транспортную карту. Спрашиваем девочку: «Как ты поняла, что он тебя оскорбил?» Говорит: «Я по губам прочитала». Часто пишут в «Народный контроль», но пока там жалобу рассмотрят, пройдет 3–4 дня, записи уже все сотрутся в салоне. Поэтому я всегда прошу звонить нам, называть номер автобуса, именно номер, потому что на маршруте могут быть десятки машин.
— Почему не во всех автобусах заранее объявляются остановки и не во всех салонах есть карта маршрута автобуса?
— Карту даже повесить негде, в салоне «Газелей» место для этого не предусмотрено, если доску вешать — пол-окна закрывается. Но обновлять карты будем. По поводу объявления остановок — когда названия в записи включаешь, то стоит водителю один раз забыть нажать кнопку, весь порядок сбивается. Хотим организовать объявление остановок через соединение с «ГЛОНАСС», чтобы это автоматически происходило. Но опять же ждем тендер…
«Бывает, что водитель в ответ грубит. Но если до этого у 10 человек прибор нормально считал с карты, а у вас нет, то, наверное, нужно разбираться с картой»
«Конфликты бывают, когда карта не считывается и водитель пытается ее повторно приложить»
— Когда будет решена проблема с проездом по транспортной карте? Челнинцы жалуются, что до сих пор некоторые водители выгоняют школьников и пенсионеров с картой. Сообщалось о нескольких фактах увольнения водителей за грубость…
— Вот все жалуются, а конкретно где факты, назовите номер автобуса? Будем разбираться. У меня был уже случай, когда я сгоряча по жалобе в соцсети по телефону позвонил начальнику колонны и уволил водителя. А оказалось, что он не виноват. А если я водителя включаю в «черный список», его на нашем предприятии ни в одной колонне на работу уже не возьмут.
— Вы хотите сказать, что не было конфликтов в этом году, когда водители были виноваты?
— Нет, бывали. Например, на днях — ну не считывает валидатор карту у школьника! Начинается скандал, бывает, что водитель в ответ грубит. Но если до этого у 10 человек прибор нормально считал с карты, а у вас нет, то, наверное, нужно разбираться с картой. Эти карты в обращении с 2011 (!) года, выдаются на несколько лет, их никто не обменивает — конечно, со временем они становятся неисправны. Банковские карты регулярно обменивают, а эти транспортные социальные карты собственник почему-то не считает нужным обновлять.
— А почему грубят пенсионерам? Вам не платят за их проезд компенсацию или в чем проблема?
— Нам платят до 15 рублей компенсации за каждого льготника, но часть средств за свои услуги забирают «Социальная карта», «Квантор», в итоге нам остается 11 рублей, это половина стоимости проезда. Конфликты бывают, когда карта не считывается и водитель пытается ее повторно приложить. Тогда начинают его обвинять, что, мол, вы наши деньги списываете! Я еще раз через вашу газету обращаюсь к льготной категории пассажиров — нет на транспортных картах денег, там фиксируются только даты проезда в текущем месяце. А средства зачисляются пенсионерам на счет «Социальной карты», затем этот оператор подсчитывает число поездок и рассчитывает компенсацию нам. Я повторюсь, что за прошлый год мы перевезли 2,5 миллиона льготников! Поэтому нельзя утверждать, что мы их обижаем, есть единичные случаи, но с каждым фактом разбираемся. Как-то раз зашел в маршрутку, полную пенсионерок, там водитель возмущался, что одни льготники в салоне, некоторые при этом были с деньгами. Так я при всех его отругал. Пассажирам так понравилось! Водители мою машину по госномеру знают, и если я рядом проезжаю с маршруткой, она остается далеко позади и на отведенной для автобуса полосе (улыбается).
— Кстати, об автобусных полосах. В Челнах мало кто соблюдает данное правило. В Казани выписывают большие штрафы за выезд на полосу для общественного транспорта. Как вы к этому относитесь?
— С одной стороны, разметка нужна и даже нам помогла. С другой — нанесли ее не совсем правильно. Сплошная полоса заканчивается за полметра до съезда с проспекта на местную. Если нужно заранее перестроиться, ты не сможешь этого сделать из-за сплошной, которую нельзя пересекать. Да и водители у нас игнорируют автобусную полосу.
— Наверное, потому что штрафов нет, как в Казани?
— Да, в Казани все четко в этом плане — везде камеры, а у нас машину могут бросить возле остановки, включив аварийку. Но, я думаю, и у нас скоро везде камеры будут и водители станут дисциплинированнее.
— Как сами повышать культуру водителей будете?
— Мы собрали несколько сотрудников, которые находились под угрозой увольнения, и уже организовали им курсы. Некоторые поняли, как себя вести, другие — ушли. А увольнять по каждой жалобе я не могу, у меня очередь из водителей не стоит.
«По поводу объявления остановок — когда названия в записи включаешь, то стоит водителю один раз забыть нажать кнопку, весь порядок сбивается»
«Водитель останавливается там, где народ»
— «Такое ощущение, что по сравнению с той же Казанью, где есть 4 вида общественного транспорта, электронные табло на остановках, работающая транспортная карта и прочее Набережные Челны застряли в 90-х. Планируются ли какие-нибудь изменения?» (Люция.)
— Может, читательница не помнит, что было в 90-е? Мы тогда ездили в «ЛиАЗах», туда набивалось много народа! Ни один «ЛиАЗ» теперь не ходит, ездят «НефАЗы» на газу, появились микроавтобусы. Сегодня уже никто не хочет ездить, как селедки в бочке. Если сидячих мест в микроавтобусе нет, пассажиры часто ждут другой, чтобы не ехать стоя. Ведь следующий подойдет через 2–3 минуты. Хотя в часы пик пассажирам не до сидения, главное — уехать. Я не согласен, что мы застряли в прошлом веке.
— Наверное, имеется в виду, что у нас до сих пор нет расписания автобусов, работающих электронных табло, оплаты банковской картой…
— Расписание и табло — эти вопросы не в нашей компетенции, по карте я ответил.
— Челнинцы жалуются, что не знают, уедут ли с остановки после 22:00 или нет — приходится очень долго ждать микроавтобус, особенно если находишься не на проспекте Мира…
— Да, каждые три минуты в ночное время автобусы не ходят. Но сказать, что вообще не ходят — нельзя. Например, по Чулману ездят №9 и 42, только интервал движения увеличен. Было много жалоб от работников торгового центра «СитиМолл», так как они заканчивают работу в 22:00. Мы откорректировали расписание движения автобусов, и проблема была снята. По другим проспектам тоже можно добраться, если не на микроавтобусах, то на «НефАЗах» или трамваях.
— «Ежедневно добираюсь на работу и обратно маршрутом №9. Расширится ли данный маршрут? НИИ из Санкт-Петербурга изучал логистику движения, а изменений не видно. Когда в микроавтобусах начнут объявлять остановки? И почему автобусы так упорно не хотят доезжать до павильона остановок?» (Яна)
— Маршрут №9 и так по протяженности самый большой. Не вижу, куда его продлевать. Он вряд ли будет пересматриваться. А появление нового маршрута — это вопрос заказчика, исполкома. Что касается исследования, то оно было выполнено на перспективу, для растущего города, изменения в маршрутной сети будут происходить постепенно. По поводу того, что автобусы не доезжают до павильона. Рассмотрим остановку «Медгородок» в сторону Нового города. Остановочный павильон здесь далеко от подземки. Люди выходят из него и стоят возле подземного перехода. Водитель останавливается там, где народ. И таких случаев много, когда пассажиры ждут автобус не на остановке. А на «Пединституте» поставили декоративный забор, и люди теперь стоят на остановке, и автобусы там же останавливаются. Думаю, мы к этому везде придем.
— Ранее руководитель исполкома Ринат Абдуллин упрекал перевозчиков в том, что в Челнах встречаются маршрутки-нелегалы. Сейчас какова ситуация?
— На наших 13 маршрутах нет нелегальных перевозчиков. Есть несколько нелегальных машин на 26-м маршруте. С 1 июля вступил в силу новый федеральный закон о лицензировании. Думаю, что скоро нелегалы исчезнут, так как за отсутствие лицензии штраф — 400 тысяч рублей.
«Увольнять по каждой жалобе я не могу, у меня очередь из водителей не стоит»
— А почему они до сих пор работали нелегально?
— Когда на этот маршрут пришел МУП, микроавтобусы ликвидировали, но нелегалы пристроились, их особо никто не гонял, видимо. Не было серьезных рычагов воздействия — по новому же федеральному закону о лицензировании за повторный нелегальный рейс нарушителя ждет конфискация машины. А кроме 26-го маршрута других нелегалов нет, наши водители таких быстро вычислили бы и не дали бы работать.
— В мае в Челнах случилась серьезная авария на обновленном проспекте Мира. 14-местную «Газель» с пассажирами протаранил владелец Volkswagen Tiguan. Были пострадавшие. Чем закончился для вас инцидент?
— На днях звонила пострадавшая участница, спрашивала, когда сможет получить компенсацию. Но расследование еще не закончено. Кроме того, пассажирке нужно собрать необходимые справки от судмедэксперта, ГИБДД, обратиться в страховую компанию. Вообще на моей памяти одна из участниц ДТП, сломавшая руку, получила компенсацию в 130 тысяч рублей.
— Как часто ваши микроавтобусы попадают в ДТП?
— Мелкие аварии с царапинами примерно раз в неделю случаются.
— Когда пустят общественный транспорт по улице 40 лет Победы?
— А кого там возить?
— Но остановки же там поставили, наверное, есть кого…
— Не знаю, зачем их поставили, это не мой вопрос, но в настоящее время пассажиропотока там нет. Скорее всего, установили павильоны на будущее.
«Я уже однажды отличился, купив автобусы средней вместимости «МАЗы», потом еле их продал, потеряв по миллиону с каждой машины. Ну не садился народ в них!»
«Наш бизнес — «только для поддержки штанов»
— Как часто проводится уборка в салонах автобусов, иногда в них неприятно заходить — сиденья грязные, полы тоже.
— Да, мной были выявлены невыносимые машины, я их тут же с рейса снял. Я бы сравнил салон такого автобуса с баней по-черному. Водитель мне говорит: «Ну она еще сегодня поездит, я химчистку заказал…» Но я запретил такой автобус выпускать. Регулярно слежу за этим, с салфеткой прохожу по салону. Да и сиденья не водитель ведь пачкает, пассажиры разные попадаются. Бывает, что мягкие новые сиденья изрежут до фанеры! Ну вот что они там ищут?! Кладут на сиденья грязные сумки с протекающим пакетом с мясом, с урожаем с дач. Краской портят машины. Или в туалет умудряются сходить, а водителю это все приходится убирать!
— Часто водители автобусов во время движения переписываются в телефоне, разговаривают, держа в руке телефон. Как вы с этим боретесь?
— Они обычно не переписываются, а связываются с другими водителями по громкой связи, договариваются об интервалах движения. Курят, как правило, на конечной, с этим тоже разбираемся.
— Почему в Челнах нет открытых двухэтажных автобусов, как в Москве, Казани или Лондоне?
— Нам ведь ни копейки не дают. Если самим его покупать, то я сомневаюсь, что он окупится, у нас же не туристический город. Да и где его запускать? Не уверен, что он по высоте пройдет — из-за трамвайных линий.
— Но в Казани же ездит…
— Там туристический автобус, и он только по своему маршруту ездит, не по проспектам. Я уже однажды отличился, купив автобусы средней вместимости «МАЗы», потом еле их продал, потеряв по миллиону с каждой машины. Ну не садился народ в них! Вы поймите, наш бизнес — «только для поддержки штанов», больших денег не заработаешь…
— Если это такой сложный и не сильно прибыльный бизнес, зачем же вы столько лет несете этот «чемодан без ручки»?
— Ну все не так уж плохо, не улэм. Чтобы оставаться на плаву, мы держим небольшой штат, медики, механик, инженеры по безопасности у нас работают по совместительству, например. Держать этот бизнес все же выгоднее, чем положить деньги в банк под 4 процента. Поэтому «половина ручки у чемодана» все же есть.
— Читаете ли вы «БИЗНЕС Online»?
— Постоянно читаю, считаю, что вы наиболее справедливо освещаете события и не прячетесь за анонимными масками, как авторы постов в тех же соцсетях. Вы даете возможность высказаться обеим сторонам конфликта — это важно, не выдергиваете фразы из контекста. Поэтому мне нравится ваше издание.
— Спасибо за интересную беседу!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.