Многочисленные жалобы нижнекамцев на транспортное обеспечение заставили администрацию города признать эту проблему одной из самых актуальных. Судя по всему, ответом на критику горожан и стала сегодняшняя презентация транспортной революции

«Эту задачу мы пока не решили. ЗДЕСЬ моя вина»

«Я надеюсь, наша сегодняшняя встреча с вами не будет последней, — объявил пришедшим на брифинг журналистам Ленар Ахметов — замруководителя исполкома города, курирующий транспортное направление. — Транспортная революция в Нижнекамске будет иметь масштабный и поэтапный характер, и мы заранее обговорили, что по мере ее реализации будем собирать СМИ для того, чтобы доносить до общественности эту информацию, обсуждать то, что уже сделано и еще будет в рамках этой реформы».

Ахметов заявил, что в городе действительно сложилась критическая ситуация с транспортным обеспечением населения, но для начала проинформировал о том, какими ресурсами вообще располагает город. На сегодняшний день в Нижнекамске функционируют 7 трамвайных, 9 городских автобусных, 13 пригородных, 12 школьных сельских маршрутов, 10 междугородних, 5 межобластных и 16 автобусных вахт в промышленную зону. Плюс к этому в летний период открывается еще и 14 сезонных маршрутов, которые курсируют в сады-огороды. Протяженность трамвайных путей в городе составляет 63,5 км, автобусных маршрутов — 180 км и еще 570 км — это маршруты пригородного автобусного движения.

Напомним, весной прошлого года по приглашению мэра Нижнекамска Айдара Метшина в город наведывались специалисты Научно-исследовательского и проектного института территориального развития транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ), который базируется в Санкт-Петербурге. Они должны были провести комплексный анализ пассажирской транспортной инфраструктуры с ее дальнейшим изменением. Кое-какие замеры, по словам Ахметова, в прошлом году питерские специалисты уже выполнили, но конкурс о проведении комплексного анализа был объявлен муниципалитетом совсем недавно. Максимальная стоимость контракта составляет 8 млн рублей, но принять участие в нем, по его словам, сможет любое профильное научное учреждение, способное разработать основную концепцию изменения развития маршрутной сети.

Понятно, что основным посылом для приглашения специалистов стали многочисленные жалобы нижнекамцев на транспортное обеспечение, регулярно появлявшиеся на портале госуслуг в разделе «Народный контроль». Массированная атака жителей заставила тогда Метшина на встрече с населением эту проблему признать одной из самых актуальных для города: «Эту задачу мы пока не решили. Здесь моя вина. В данном случае это не вина департамента, ни чья-то еще. Моя, потому что я пока не нашел решения этому вопросу. Могу ответственно сказать, что в этом году мы этот вопрос принципиально решим», — заявлял он. Судя по всему, ответом на критику горожан и стала сегодняшняя презентация транспортной революции.

Напомним, о проблемах на рынке пассажирских перевозок в Нижнекамске весной этого года «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал директор и основной собственник ООО «Нижнекамское ПАТП» Юрий Иванов. Транспортник не скрывал, что ПАТП не в силах выполнить условия муниципального контракта, который предусматривает не менее 200 водителей по городу и интервал движения не более 7–8 минут. В реальности же на городских маршрутах работают лишь 80 водителей, а интервал достигает 40 минут. Горожане жалуются на длинные перерывы между рейсами, в соцсетях периодически выкладывают фото давки на остановках и в салонах переполненных автобусов. «Без возмещения, без финансовой поддержки увеличить количество водителей я не в силах», — заявлял Иванов. Впрочем, если верить перевозчику, нынешние проблемы скоро покажутся цветочками. С 1 июля по его словам, на всех автобусах должны были установить тахографы. Это одна часть дополнительных расходов, есть и другая. Нововведение регламентирует количество часов работы водителя. Он должен теперь отработать четыре часа, потом отдохнуть, потом еще два, перерыв и еще два часа. Усредненно должно быть 2,2 водителя на автобус, в Нижнекамске же этот показатель не дотягивает и до одного.

«Летом на маршрутах у меня останется по два-три автобуса (вдвое меньше, чем сейчас — прим. ред.), — рассказывал Иванов. — Потому что уже есть контракт на сезонные рейсы, на пригородные, договор с шинным заводом. Отказаться от них я не могу. За счет того, что зарабатываю на этих перевозках, закрываю убытки по городу. А закрывать уже дальше не представляется возможным. Я все уже, приехал», — предупреждал Иванов.

Объяснения, которые он приводил, не отличаются о тех, которые многократно проговаривали и его казанские коллеги: стоимость топлива и запчастей постоянно растет, а тариф в последний раз поднимался в 2016 году. Тогда проезд подорожал с 20 до 22 рублей. Кроме того, казанским перевозчикам республиканский бюджет компенсирует перевозку льготников из расчета 18 рублей за поездку, а в Нижнекамске компенсация остается на прежнем уровне — 15 рублей. Не шикует нижнекамский перевозчик и с подвижным составом. Последнее реальное обновление было в 2013 году, когда компания купила 70 новых автобусов. В прошлом году Иванов приобрел в Казани четыре автобуса б/у, от которых там избавлялись перед ЧМ-2018 по футболу. 

Ленара Ахметова спросили, не повлияет ли транспортная реформа на стоимость проезда в общественном транспорте, тот заявил, что увеличения не предвидится, однако этот вопрос станет предметом изучения экспертов

РЕВОЛЮЦИЯ ЗАВЕРШИТСЯ К МАЮ 2020-ГО

В итоге проведенный экспертами анализ транспортной системы показал, что она неудобна из-за многочисленных и неэффективных городских маршрутов — многие из них дублируют друг друга. Причем повторение наблюдается и среди вахтовых автобусов, развозящих работников на промзону в связи с их принадлежностью к разным предприятиям. А это приводит к существенным финансовым затратам организаций и увеличению нагрузки на дорожную сеть. Существующая маршрутная сеть, как рассказал Ахметов, не изменялась на протяжении 10 лет, и это привело к тому, что перевозчики стали нести убытки и закрывать часть маршрутов. А нагрузки и расходы на вахтовые автобусные предприятия нижнекамского промышленного узла, соответственно, возросли.

Решение администрация города видит в консолидации усилий власти и промпредпритий Нижнекамска для формирования единой с вахтовыми маршрутами сети. «Мы считаем, что это позволит кардинально улучшить работу общественного транспорта и ситуацию в сфере общественных перевозок», — заявил Ахметов и добавил, что данную концепцию поддержали в казанском Кремле. По его словам, уже создана рабочая группа, в которую вошли представители городской администрации, профильные контрольно-надзорные органы, действующие перевозчики и представители промпредприятий.

В июне был объявлен конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по построению эффективной системы общественного транспорта в городе. Результатом должно стать создание транспортной модели с формированием трех вариантов маршрутной системы, из которых в итоге после проведения социологических опросов будет выбран самый оптимальный. После этого проведут конкурс на осуществление регулярных пассажирских перевозок и создадут единый центр ответственности, на который будут возложены функции планирования и контроля. Транспортная реформа должна быть завершена, по планам администрации, к маю 2020 года.

В этом же году, как отметил Ахметов, планируется и локальная поддержка городских перевозчиков. Как известно, сегодня в городе весь объем пассажироперевозок лежит на МУП «Электротранспорт» и ООО «Нижнекамское ПАТП», совладельцем которого является Иванов, не раз заявлявший об убыточности муниципальных маршрутов. В этом году, по словам Ахметова, трамвайный парк планируется пополнить пятью новыми трамваями и  отремонтировать часть путей, состояние которых вызывает серьезные замечания. Намечены и реставрация дорожно-уличной сети, и получение региональных субсидий на покрытие недополученных доходов перевозчиками. Не исключено, что в этом же году в новые микрорайоны города будет запущен маршрутный автобус, на запуске которого уже давно в своих обращениях в администрацию настаивали жители города.

Юрий Иванов (слева) не раз заявлял об убыточности муниципальных маршрутов

«Сегодня к нам не идут, а не то что к нам не пускают»

Когда Ахметова спросили, не повлияет ли транспортная реформа на стоимость проезда в общественном транспорте, тот заявил, что в госкомитет по тарифам муниципалитет с просьбой об увеличении тарифа может обращаться лишь раз в год, поэтому существенного увеличения не предвидится. Однако этот вопрос станет предметом изучения экспертов. И те, в свою очередь, затем дадут свои рекомендации по этой проблеме. При этом замРИКа не исключил, что с введением новой транспортной схемы какие-то маршруты отпадут, при этом появятся новые, но доходы от рейсов будут распределяться между всеми перевозчиками, которые будут работать на муниципальных маршрутах.

Журналисты выразили обеспокоенность тем, что оптимизация может привести к еще большему ожиданию автобусов, что, собственно, является главной проблемой на сегодняшний день. Ахметов на это заявил, что ПАТП сокращает количество подвижного состава не от хорошей жизни. По его словам, сегодня на городские линии выходит 32 трамвая, 60 автобусов ПАТП и около 276 автобусов осуществляют вахтовые перевозки.

«Если сложить две эти транспортные системы — вахтовые и городские автобусы, то мы увидим, что в сумме цифры вроде бы неплохие. Но при этом сегодня у вахтовых автобусов интервалы большие, часто мы видим их незаполнение, они ходят порой полупустыми. Поэтому та система, которую мы собираемся выстраивать, будет выгодна всем! И населению с точки зрения качества передвижения и по городу, и на промышленную зону. И для предприятий. А для перевозчиков это еще и возможность выйти на самоокупаемость. Сегодня у них экономика не складывается. А мы хотим, чтобы она там появилась. Если экономика у них будет, то мы в контракте оговорим, чтобы перевозчики брали на себя обязанность ежегодно обновлять автопарк», — заявил он. ПАТП, по его словам, не обновлял свой автобусный парк с 2013 года.

Почему город обратился к услугам питерских проектировщиков? По словам Ахметова, специалистов пригласили в том числе из-за того, что они смогут на основе имеющихся замеров пассажиропотока показать сразу несколько вариантов транспортной модели. «Только у них есть специальное программное обеспечение, на котором можно смоделировать нашу транспортную сеть в нескольких вариантах. Они нам все это покажут, и мы работу будем принимать. Цифровые технологии, индустрия 4.0 в общественном пространстве тоже должны присутствовать. Мы не должны эти маршруты обкатывать на жителях, если все это можно сделать в цифровой модели с учетом и пассажиропотоков, и всех других параметров, которые в эту программу будут заведены», — объяснил он. Проектировщик, по его словам, кроме этого должен будет еще дать свое заключение по технико-экономическому обоснованию строительства новой трамвайной ветки «Южная».

По словам Ахметова, новая транспортная схема должна создать предпосылки для того, чтобы работа на муниципальных маршрутах стала интересна для перевозчиков, тогда, мол, можно будет спрашивать и о качестве предоставляемой услуги. «Если помните, мы 47-й маршрут и в 2017, и в 2018 году „торговали“. Никто ведь из действующих перевозчиков Нижнекамска, Челнов или Казани не заявился. Они знают, что существующая маршрутная сеть убыточна. Как только мы покажем ее эффективность, думаю, желающих, по крайней мере зайти в нашу городскую сеть, будет гораздо больше. И мы рассчитываем, что это будет не один перевозчик. Сегодня к нам не идут, а не то что к нам не пускают».

Контуры транспортной революции пока просматриваются плохо, но суть сводится к тому, что и городские, и вахтовые автобусы в Нижнекамске будут работать в одной сети

экономия на НДС — ОКОЛО 300 МЛН РУБЛЕЙ

Ахметов уверен, что новая схема работы должна стать интересной в том числе и для промышленных предприятиях Нижнекамска, на которые сегодня рабочих доставляют 276 вахт. «Мы понимаем, что на нашей промзоне работает не просто группа каких-то предприятий. Это объекты первого и второго класса опасности. Пассажиры не должны опаздывать на свои рабочие места. Это все, естественно, будет учитываться. Мы ни в коем случае не говорим, что должно что-то ухудшиться для промышленных предприятий и для пассажиров. Наоборот — соблюдая порядок и сроки доставки жителей до своих рабочих мест в промзоне, хотим наладить ситуацию в транспортной сфере и внутри города», — доложил Ахметов.

Почему, по мнению нижнекамских властей, участвовать в новой транспортной сети предприятиям Нижнекамска будет интересно? Потому что сегодня, согласно законодательству, городские регулярные маршруты не облагаются НДС. А услуги, которые оказывают перевозчики промышленным предприятиям, НДС облагаются. По прикидкам исполкома, крупные и средние предприятия Нижнекамска, войдя в общую сеть, сэкономят только на уплате НДС около 300 млн рублей. Плюс к этому после оптимизации маршрутной сети количество подвижного состава уменьшится, потому что пустые и полупустые автобусы на промзону ездить уже не будут. В этом тоже будет экономия.