Итоги января–марта в ОСАГО можно сравнить с похмельем после бурных гуляний 2017–2018 годов. Премии чуть сократились, а выплаты взлетели более чем на 50%, до 1,3 млрд рублей. И хотя сегмент в целом вышел в плюс, львиная доля профита пришлась на… попавшую под санкции ЦБ компанию НАСКО, успевшую заполучить, как выяснилось, четверть местного рынка. О том, как Татарстан нивелировал все достижения организации Михаила Прохорова, а сверхустойчивая фирма «Чулпан» впервые в истории ушла в минус, — в материале «БИЗНЕС Online».
ИТОГИ КВАРТАЛА: ДОГОВОРОВ — БОЛЬШЕ, СБОРОВ — МЕНЬШЕ
Итоги первого квартала на рынке ОСАГО весьма показательны. Сборы по «автогражданке» в Татарстане сократились на 2% — с 1,49 млрд рублей в январе–марте 2018 года до 1,46 млрд рублей в январе–марте 2019-го. Аналогичным темпом сократились сборы и в целом по России до 45,1 млрд рублей.
С натуральными показателями ситуация прямо противоположная. Количество заключенных договоров ОСАГО в РТ выросло на 12,2 тыс., или 5% — до 248,8 тыс. единиц. И здесь республика явно не в тренде: российский рынок увеличился на 2% — до 8,1 млн договоров. То есть число выданных полисов росло, а сумма сборов падала.
Собственно, об этом и предупреждали ряд экспертов. Такое расхождение специалисты объясняют просто: отдельные игроки занялись откровенным демпингом, установив предельно низкие расценки. Но, набивая свои портфели, они и не рассчитывали долго прожить — о некоторых таких компаниях речь пойдет ниже. Кроме того, сформировалась целая прослойка страхователей, которые с помощью нечистоплотных брокеров покупали ОСАГО по сниженным ценам, искажая данные своего авто (грубо говоря, вместо «крузака» вписывая в полис «чепырку»). Конечно, в случае ДТП страховщики отказывались возмещать убытки, что стало одной из причин падения выплат в предыдущих кварталах.
И, как расплата за шикарный 2018 год, в котором выплаты по «автогражданке» рухнули, теперь возмещения взлетели в республике на 54% — до 1,3 млрд рублей. На российском рынке похожая картина, разве что тона мягче — плюс 11% до 36,1 млрд рублей.
Как следствие, сальдо сборов и выплат у игроков из татарстанского топ-10 по возмещениям обвалилось в четыре раза — до 156 млн, а по РФ — на треть, до 9 млрд рублей. Динамика выглядит несопоставимой, однако все дело в низкой, относительно всей страны, татарстанской базе. Здесь плюс-минус 300 млн вызывают взлет или падение показателей в два-три раза.
БЫСТРЕЕ И БОЛЬШЕ ВСЕХ: ПОСЛЕДНИЕ РЕКОРДЫ «НАСКО»
Разбор полетов начнем с тех, кто сильнее прочих нарастил сборы ОСАГО. Отличилась тут компания НАСКО, которая увеличила портфель на 96 млн, или 38% — до 348 млн рублей. Для сравнения: остальные прибыльные участники топ-15 собрали в сумме лишь 59 млн рублей. На этом все и закончилось: второй квартал компания уже не доиграла — со страхового поля ее удалил регулятор. Напомним, что 15 мая АО НАСКО лишилось лицензии из-за нарушений прав страхователей, в частности из-за систематических задержек выплат и занижений компенсаций по ДТП.
Слухи о том, что дела у НАСКО неважные, ходили по рынку последние несколько лет. Но в 2017 году организация была продана группе компаний, за которыми стоял Александр Кондратенков. В народе он получил широкую известность в ноябре того же года, когда его прославил Mash. Как заявил популярный канал, у Кондратенкова исчезли деньги из банковской ячейки в отделении ВТБ на Тверской улице в Москве. Пропажу обнаружила его безработная родственница, почему-то отказавшаяся писать заявление в полицию. И хотя бизнесмен потерял почти 23 млн рублей, его адвокат заявил, что Кондратенков не имеет претензий к банку.
Между тем владельцы СК «Опора» в лице компании «Открытый мир», на которую была записана большая часть активов, развели такую бурную деятельность, что о группе Кондратенкова заговорил весь страховой мир. Происходящее в ней напоминало мелькание карт в руках опытного банкомета, заставляющее новичков лишь в изумлении открыть рты. В апреле все того же 2017-го свой страховой портфель «Опоре» передала СГ «Уралсиб». Эта группа, по данным РСА, в 2016 году собрала 1,8 млрд рублей премий по ОСАГО и выплатила 3,4 млрд рублей возмещения. Автокаско за три квартала обеспечило компании 1,1 млрд рублей премий, но выплаты превысили 2,2 млрд рублей. Осенью «Опора» заявила, что принимает портфель ОСАГО от ООО «Муниципальная страховая компания „Страж“ им. С. Живаго» — крупного регионального игрока из Рязани, лицензия которого была отозвана вскоре после этого, 1 декабря. Вскоре «Опора» передала НАСКО практически весь немоторный портфель — страхование от несчастных случаев, гражданской ответственности, имущества, медицинское страхование и т. д. Заметим, что все это исправно генерировало прибыль.
Количество заключенных договоров ОСАГО в РТ выросло на 12,2 тыс., или 5% — до 248,8 тыс. единиц. И здесь республика явно не в тренде
В январе 2018-го «компании, которые одновременно являются акционерами АО НАСКО», купили доли в иркутской СК «Ангара». Еще через несколько дней москвичи объявили, что свой моторный портфель отправляют в Иркутск. (Заметим, что и до этого бизнес «Ангары» шел с огромным креном в сторону ОСАГО, доля которого в страховом портфеле к концу 2016 года достигла 85%.) А уже в феврале «Ангара»объявила о передаче немоторного портфеля в НАСКО. Помимо этого, «Открытый мир» успел подать ходатайство в ФАС, испрашивая разрешения на покупку 100% государственной СК «Югория» из Ханты-Мансийска (21-е место по объему собранных премий в РФ, чистая прибыль в 2017 году — 664 млн рублей). Далее на очереди стояла страховая группа «ХОСКА» родом из Хабаровска…
Думаем, этого достаточно, чтобы проиллюстрировать очевидное. Акционеры «Опоры» активно скупали моторные портфели или целые компании, как в случае с НАСКО или «Ангарой». В результате сегмент автострахования, оказавшийся под контролем Кондратенкова, всего за год увеличился в десятки раз. По итогам 2016-го только у «Уралсиба» насчитывалось около 270 тыс. договоров ОСАГО, у НАСКО — более 360 тыс., у «Ангары» — более 100 тысяч. Если бы выгорело с «Югорией», группа «Открытого мира» могла бы рассчитывать на попадание в число крупнейших российских страховщиков по величине клиентской базы «автогражданки». Впрочем, и без того темпы роста были феноменальные. Если в 2016 году «Опорой» было продано 13,2 тыс. полисов ОСАГО, то к 2018-му армия ее клиентов по автогражданке перевалила за полтора миллиона. Но, по сути, Кондратенковым был организован федеральный агрегатор проблемных страховых активов — такой своеобразный «плохой банк», только для страхового рынка.
К слову, «Ангара» тоже успела попастись на татарстанской поляне, хотя единственным серьезным ее активом оставалось ОСАГО. В республике компания за 9 месяцев 2018 года собрала на «автогражданке» 43 млн, возместив попавшим в ДТП лишь 2 млн рублей. Всего же на 30 сентября 2018-го в портфеле «Ангары» лежало 5072 договора ОСАГО с автовладельцами из РТ. А 21 марта компания неожиданно прекратила выплаты по ОСАГО, получив массу судебных исков и жалоб. Спустя несколько дней Центробанк отозвал у нее лицензию и назначил временную администрацию сроком на 6 месяцев. Стало ясно, что тучи сгущаются и над НАСКО и гром вот-вот грянет…
Итак, вернемся к последним успехам НАСКО. Сборы ОСАГО у нее росли столь стремительно, что даже взлетевшие на 58%, до 214 млн рублей, выплаты не смогли за ними угнаться. Поэтому сальдо компании, перед тем как та распрощалась с клиентами, улучшилось на 18 млн, до 135 млн рублей — и это в то время, как в целом положительное сальдо страховщиков по РТ составило всего 155 миллионов.
В федеральном масштабе все выглядело значительно хуже. Сборы по «автогражданке» у НАСКО просели на 40 млн — до 1,39 млрд рублей, зато выплаты подскочили в три (!) раза — до 999 миллионов. Подчеркнем в очередной раз: показатель сальдо сборов и выплат далеко не равен чистой прибыли. Из этого надо еще вычесть зарплату персонала, аренду, штрафы и т. д., вплоть до налогов. Но если сальдо резко ухудшается или, того хуже, держится в минусе несколько кварталов — это очень плохой сигнал при большой доле ОСАГО в портфеле. Общероссийское сальдо НАСКО по «автогражданке» в 1-м квартале 2019-го просело с 1,01 млрд до 391 млн рублей, а ведь компания и при лучшей разнице несла убытки — так что, похоже, смысла дальше «банковать» не было. Наверное, к решению прекратить чехарду портфелей и остановить разрастание «плохой страховой», успевшей абсорбировать изрядную массу токсичных активов, пришли и в ЦБ.
Добавим, что по итогам января–марта в Татарстане всего у НАСКО было заключено 94 тыс. договоров страхования — на 14 тыс. больше, чем годом ранее. При этом на ОСАГО приходилось две трети, или 62,9 тыс. договоров — на 18,3 тыс., или на 41% (!) больше, чем на 1 апреля 2018 года. Фактически бизнес компании рос только за счет автогражданки. И теперь другим игрокам предстоит перераспределить эти 62,9 тыс. клиентов, или целую четверть (!) от республиканского рынка «автогражданки» ОСАГО. Разумеется, качество собранного впопыхах портфеля вызывает вопросы.
В целом же падение НАСКО выглядит как отсроченное погребение «Аско», которую владельцы скинули за пару месяцев до отзыва лицензии. Структуры, близкие к Акибанку и его председателю правления Ильдару Галяутдинову, продали компанию новым владельцам, имевшим репутацию «могильщиков» страховых компаний. Вскоре последовали отзыв лицензии и банкротство. Разве что НАСКО успело гораздо мощнее «попылить» до этого, а от объявления об ее покупке московским финансистом Александром Маем прошел буквально один день.
В целом падение НАСКО выглядит как отсроченное погребение «Аско», которую владельцы скинули за пару месяцев до отзыва лицензии
«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» — ТЕНЕВОЙ ЛИДЕР ПО СБОРАМ
Продолжим успехами тех, кто еще в седле и не боится отхватить побольше от татарстанского пирога ОСАГО. «Серебро» по абсолютному приросту сборов — плюс 16,5 млн, или 40%, до 58,2 млн — получает «Ингосстрах», долгое время отсиживавшийся на галерке. Выплаты компании, напротив, сократились на 17 млн — до 44 млн рублей, а результат — положительное сальдо 14 млн против отрицательного 19 млн в январе–марте 2018 года.
По России «Ингосстрах» нарастил сборы «автогражданки» на 2,1 млрд, или на 53% — до 6 млрд рублей. Как видим, даже при низкой татарстанской базе миллиардная федеральная статистика оказалась сильнее. А значит, речь идет не о случайной флюктуации, когда показатели могут взлететь или упасть от любого чиха, а о сознательной политике компании.
Тройку призеров замыкает «АльфаСтрахование» с прибавкой премий на 13 млн, или 8%, до 188 млн рублей — это почти в два раза меньше, чем у выбывшей из гонки компании НАСКО. Однако с учетом «дисквалификации» последней именно СК «АльфаСтрахование» должна стать лидером татарстанского ОСАГО на первом промежуточном финише.
При этом выплаты в РТ у компании Михаила Фридмана и Ко подскочили в 2,6 раза, до 186 млн, по итогам первой четверти 2019 года, так что положительное сальдо просело до едва заметных 2 млн рублей. Общероссийская картина была столь же динамична: здесь «Альфа» увеличила сборы на 21% — до 6,8 млрд рублей, но и выплаты выросли в 2,3 раза — до 5,3 млрд рублей. Заметим, что компания «АльфаСтрахование» заметно нарастила свой портфель, идеально выбрав момент, аккурат под введение приоритета натурального возмещения в апреле 2017-го. Однако, как показывает опыт предыдущих лидеров, это ничего еще не гарантирует, и пока мы вынуждены констатировать, что текущий год в плане ОСАГО для компании начался заметно хуже 2017–2018 годов.
«ТАЛИСМАН» — САМЫЙ БЫСТРЫЙ СРЕДИ МЕСТНЫХ, «ЧУЛПАН» — С АНТИРЕКОРДОМ
Почти вдвое, до 155 млн рублей, выросли выплаты по «автогражданке» и у сугубо местного игрока, СО «Талисман». Как следствие, в первом квартале компания Айрата и Илшата Хайруллиных заработала отрицательное сальдо 9 млн против «положительных» 55 млн за аналогичный период прошлого года (АППГ). Зато «Талисман» занял четвертое место по абсолютному приросту сборов — плюс 11 млн, до 146 млн рублей, оказавшись самым «быстрым» аборигеном.
Пятой в этом зачете стала СК «Чулпан», у нее объем собранных премий увеличился на 9 млн — до 164 млн рублей. Увы, выплаты компании, входящей в сферу влияния Шафагата Тахаутдинова, взмыли в три раза (!), или на 124 млн, до 187 млн рублей. Результат — сальдо минус 23 млн против прошлогодних плюс 92 млн рублей. И это первый в истории наших наблюдений заход «Чулпан» на отрицательную территорию. Скажем больше, это худшее сальдо среди всех наших участников.
К сожалению, в «околонефтяной» страховой компании отказались прокомментировать текущую динамику показателей и итоги квартала. Со своей стороны отметим, что в прошлом году чистая прибыль «Чулпан» по МСФО сократилась с 575 млн — до 399 млн рублей.
Отдельные игроки занялись откровенным демпингом, установив предельно низкие расценки
ПОКА «РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ» ЧИСТИЛО ПОРТФЕЛЬ, «СОГЛАСИЕ» НАШЛО СВОЕ НОУ-ХАУ?
Отправимся на другой полюс и заглянем в портфели игроков, сокративших присутствие в сегменте с повышенными рисками. Сильнее всего — минус 87 млн, или 42%, до 120 млн — татарстанские сборы ОСАГО сократились у группы «Ренессанс Страхование». По России компания снизила сборы на 16% — до 1,3 млрд рублей; получается, республиканский портфель менеджеры Бориса Йордана чистили куда энергичнее.
Еще заметнее разницы по статье «возмещения». Федеральные выплаты «Ренессанс Страхования» по ОСАГО поднялись на 22%, до 1,2 млрд, а татарстанские — в 2,9 раза, до 128 млн рублей. И опять все можно было бы списать на низкую базу, но и сальдо компании провалилось до минус 8 млн рублей против плюс 162 млн за АППГ. Вот и ходи после такой статистики в регион, еще недавно считавшийся «токсичным», а ныне носящий имидж высокорискового.
В группе «Ренессанс Страхование» «БИЗНЕС Online» не смогли объяснить причины зачистки татарстанского портфеля.
Второй по абсолютным темпам падения сборов стала СК «Согласие» — минус 35 млн, до 40 млн рублей. Причем ситуация тут интересная. По России у страховщика Михаила Прохорова сборы снизились на чисто символические 20 млн — до 1,15 млрд рублей. То есть, если отбросить Татарстан, компания «Согласие» продемонстрировала бы рост премий ОСАГО.
Что касается выплат, то возмещения по «автогражданке» у «Согласия» удалось уменьшились на 5 млн — до 33 млн в республике и на 483 млн — до 882 млн рублей в целом по стране.
Отнюдь не тривиальна ситуация, когда в предыдущих периодах портфель страховщика рос, а в текущем ему удается уменьшить выплаты. С чем и поздравим команду «Согласия», которая, возможно, смогла найти свое ноу-хау, о чем свидетельствуют и финансовые результаты 2018 года.
Впрочем, и компания Прохорова не поделилась с нашими журналистами своими инновационными секретами
Бронзу по абсолютному снижению сборов ОСАГО в Татарстане — минус 30 млн, или 18%, до 133 млн — завоевал «Росгосстрах»
«РОСГОССТРАХ» ЗАМЕСТИЛ ТАТАРСТАН ДРУГИМИ РЕГИОНАМИ
Наконец, бронзу по абсолютному снижению сборов ОСАГО в Татарстане — минус 30 млн, или 18%, до 133 млн — завоевал «Росгосстрах». Заметим, в федеральном масштабе урожай премий РГС увеличился на 1,2 млрд, или 31%, до 5,1 млрд рублей. Похоже, спасенный от банкротства за счет бюджета страховщик учел горький опыт и решил «подсушить» татарстанский портфель, заместив эти потери продажами в менее рисковых регионах.
Татарстанские выплаты «Росгосстраха» снизились на 5 млн — до 109 млн рублей, что выглядит логично, ведь в течение прошлого года компания планомерно сокращала «посевную» в сегменте ОСАГО. Но по-настоящему впечатляет общероссийская статистика: в масштабах всей страны возмещения сократились сразу на 2,3 млрд — до 3,85 млрд рублей.
«Весной 2017 года в связи с высокой убыточностью ОСАГО была разработана и начала осуществляться антикризисная программа. Она была успешно реализована, и в результате ОСАГО стало прибыльным для „Росгосстраха“. Снижение сборов отчасти связано с введением жесткого контроля за продажами и борьбы с разного рода мошенниками и так называемыми „автоюристами“. Этот тренд распространяется и на Татарстан», — пояснила «БИЗНЕС Online» замдиректора по розничному страхованию филиала компании ПАО СК «Росгосстрах» в РТ Ирина Теплякова.
Впрочем, по ее же словам, в 2019 году «Росгосстрах» уже несколько увеличил свою рыночную долю в сегменте ОСАГО. «По количеству договоров доля „Росгосстраха“ достигла порядка 13,5%. Дальнейшие наши действия будут диктоваться в первую очередь соображениями экономической целесообразности. „Росгосстрах“ предпринимает шаги только после всестороннего анализа экономики „автогражданки“ для того или иного региона и изучения действий конкурентного окружения», — добавила Теплякова.
Почему при увеличении количества договоров ОСАГО «в штуках», сборы «в деньгах» у компании уменьшились? Напомним, именно на этот момент мы обратили внимание в самом начале нашего обзора, и Теплякова указала нам еще на одну причину. «Снижение объема сборов с одновременным ростом количества договоров связано с тем, что филиал стал активнее работать в удаленных районах республики. Кроме того, клиенты в целях экономии стали чаще выбирать неполный год использования автомобилей», — пояснила разные векторы числа договоров и объема сборов замдиректора по розничному страхованию татарстанского филиала РГС.
Подводя итоги, отметим, что «Согласие», «Ренессанс Страхование» и «Росгосстрах» охотно чистили портфель «автогражданки» в РТ, замещая выбывшие активы более качественными в других регионах России. Не будем исключать и того, что жаждущая ликвидности НАСКО в январе–марте «пропылесосила» рынок, собрав, мягко говоря, не самых лучших клиентов. Но после краха бывшего чемпиона кого-то придется нагрузить его наследием. В свою очередь, страховщики после проведенной либерализации ОСАГО могут установить более объективные ценники для граждан с проблемной историей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.