Похоже, начинается новая волна «похудения» упаковок, и в ход идут запасы просроченных товаров Похоже, начинается новая волна «похудения» упаковок, и в ход идут запасы просроченных товаров

РОССТАТУ И НЕ СНИЛОСЬ: ОБЕ КОРЗИНЫ ПОДЕШЕВЕЛИ

Закончился очередной квартал, и пришло время оценить продуктовую инфляцию, а также новшества продавцов и производителей в рамках нашего проекта «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“». Напомним, что отслеживать цены на ряд ключевых продуктов «БИЗНЕС Online» начал с «черного декабря» 2014 года, и с тех пор на регулярной основе мы закупаем два набора продуктов: бюджетный в сети «Магнит» и более дорогой в магазинах «Бахетле». Основная цель проекта — независимый мониторинг динамики цен на продовольствие. Ценовой срез, который мы представляем читателям сегодня, был сделан в последнюю декаду июня, начиная с 20-го числа.

Между тем на днях свои данные по инфляции, в том числе продовольственной, опубликовал Росстат. По его данным, отслеживаемые ведомством продукты в июне подешевели на полпроцента относительно мая, но выросли в цене на 3,2% к декабрю-2018 и на 6% — за год. По сезонной традиции, на итоговый индекс существенно повлияло снижение цен на овощи и фрукты в 78 субъектах РФ. Сильнее всего это было заметно в Карачаево-Черкесии (минус 15%), Калининградской области (11%), Брянской и Тверской областях (9,6%).

В личном зачете лидируют овощи, урожай которых в разгаре как минимум в южных регионах России. Это капуста, цены на которую в среднем снизились на 37,5%, помидоры — на 32,6%, огурцы — на 26,3%, репчатый лук — на 7,5%. Вместе с тем наблюдался рост цен на картофель на 16,1%, свеклу — на 9,2%, яблоки — на 7,7%, виноград — на 5,8%, апельсины — на 5,1%, морковь — на 4,5%, лимоны — на 2,2%.

«В группе мясопродуктов свинина и баранина стали дешевле на 0,6%, печень говяжья — на 0,4%», — сообщает ведомство. В то же время был зафиксирован рост цен практически на все «подотчетные» виды круп. Больше всего подорожали пшено, крупы овсяная и перловая — на 1,5%, рис шлифованный — на 1,4%. Среди остальных наблюдаемых продуктов на 0,6–1,0% подорожали: рыба живая и охлажденная, мороженая неразделанная, сельдь соленая, консервы мясные и овощные для детского питания, йогурты, глазированные шоколадом творожные сырки, мороженое, шоколад, какао, безалкогольные напитки и «сэндвич типа „Гамбургер“».

А следует из этой статистики, что инфляция в апреле – июне еще ускорилась. Ведь в апреле Росстат констатировал, что продовольственные товары подорожали на 2,6% за первый квартал и на 5,8% за год. Для сравнения: по итогам первого полугодия – 2018 продуктовые цены выросли только на полпроцента, а не на 6% с хвостиком, как сейчас. Впрочем, независимые эксперты предупреждали о подобных последствиях повышения НДС — что бы там ни говорили члены правительства и «Единой России». Хотя на днях первый вице-премьер Антон Силуанов в интервью «Московскому комсомольцу» снова взялся горячо защищать это решение властей. «Если говорить об общем воздействии на экономику, то НДС — это нейтральный налог. Если рынок является конкурентным, то закладываемое повышение НДС может и не привести к росту цен на товары. Кстати, на социально значимые и продовольственные товары НДС не был увеличен», — заявил глава минфина, допустив важную оговорку про конкурентность российского рынка, что является правдой лишь с некоторой натяжкой. А реплику насчет продовольственных товаров вообще странно слышать от Силуанова, в котором сильна бухгалтерская жилка. Кому как не ему знать, что в цену продуктов также входят коммунальные платежи, доставка товара и производственные расходы? Более уместным выглядит высказывание Натальи Мильчаковой из финансовой группы «Альпари»: «НДС — это налог на бедность. Его увеличение всегда усиливает давление на те слои населения, которые больше всего нуждаются в защите».

Но обратимся к нашим закупкам. Как ни странно, казанский индекс цен двигался в обратном направлении. Во всяком случае за квартал с 20 марта по 21 июня корзина «Магнита» подешевела на 7,2%, с 2136 до 1982 рублей. С начала года (к декабрю-2018) снижение составило 0,2%, а за год — 4,9%. Однако эта странность исчезает при ближайшем рассмотрении. Падение индекса произошло в основном за счет продукта далеко не первой необходимости — растворимого кофе, предлагавшегося со скидками 40-50%. Впрочем, в последние годы подобные акции, на фоне снижения реальных доходов населения, стали актуальными для многих россиян, пополнивших ряды «черипикеров» (тех, кто покупает товары исключительно со скидками, от англ. cherry picking — избирательный подход — прим. ред.), так что игнорировать красные и желтые ценники не следует.

«Весящая» втрое больше корзина «Бахетле» за квартал подешевела на 1,9%, с 6432 до 6307 рублей, с декабря снижение составило 5,6%, за 12 месяцев — 4,8%. О главных виновниках этого явления речь пойдет далее. Пока же отметим, что стоимость корзины «Бахетле» ушла ниже стартовой отметки декабря 2014 года — 6398 рублей. Но здесь обязательно надо учесть, что с тех пор ряд резко подорожавших продуктов был замещен сетью Муслимы Латыповой на более доступные. К примеру, «стартовое» чилийское красное вино в нашей корзине пришлось заменить российским аналогом (ценители могут поморщиться, но что делать, если на дворе импортозамещение).

ДОРОЖАЮЩИЙ КАРТОФЕЛЬ, ПОДСОЛНЕЧНЫЙ «ХАЛЯЛЬ» ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА И ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК С «ОЛЕЙНОЙ»

Начнем с товаров, которые подорожали сильнее всего в относительном выражении за последний квартал. Их список объясняет, почему в глазах значительной части населения продовольственная инфляция выглядит больше, чем следует из данных Росстата и даже альтернативных замеров. Ведь многие наши сограждане вынуждены покупать лишь самые дешевые продукты, исключая из своего рациона всякие «излишества». Фактически их обыденная корзина состоит из десятка продуктов, а цена этого «социального продовольственного набора» может расти гораздо быстрее стандартного. Кроме того, различается и удельный вес различных продуктов в меню — вспомним пресловутые «макарошки», которыми рекомендовала питаться прославившаяся в одночасье чиновница. Многие граждане действительно вынуждены употреблять их (а значит, и покупать) гораздо чаще, чем следует по физиологическим нормам — и расхождение между ценой «социальной» корзины с общепринятой растет еще сильнее. Не в последнюю очередь поэтому в 2011 году, например, наблюдаемые покупателями цены повысились на 15–20%, хотя показатель Росстата плавал ниже 10%. Этот разрыв резко увеличился в 2015–2016 годах, когда «народная» инфляция взлетела почти до 20% против официальных 6–7 процентов. Впрочем, такая проблема существует во всем мире. Например, в США, население которых вообще финансово подковано лучше россиян, под критику государственной статистики подвели солидную теоретическую базу. Здесь, например, существует сайт Shadowstats, который публикует инфляцию в стране, рассчитанную по альтернативным методикам. Его популярность в массах столь высока, что бюро трудовой статистики США даже решило поспорить с авторами сайта, защищая свою правоту на 19 страницах этого документа.

Закончим наше лирическое отступление. Итак, сильнее всего в корзине «Магнита» за квартал подорожал картофель — плюс 67%, или 15,4 рубля до 38,3 рубля. Конечно, картошка — продукт сезонный, но ведь и за год его ценник увеличился на 7%. В сети Латыповой второй хлеб также лидировал в антирейтинге, подорожав вообще на 82% за квартал и на 18% за год до 39,9 рубля за килограмм. По сравнению с декабрем картофель прибавил к своей цене «всего» 62% — против 47% по данным Росстата.

На третьем месте по росту цены в «Магните» майонез — плюс 16% за квартал до 83,2 рубля за упаковку 0,8 л, хотя это на 14% дешевле, чем годом ранее. Но здесь есть свой нюанс. На этот раз мы не обнаружили на полках ультрадешевый майонез собственной марки «Магнита», а лучший ценник оказался у «Московского провансаля». Впрочем, в «Бахетле» более качественный Mr. Ricco тоже подорожал, причем одинаково и за три, и за 12 месяцев — на 38% до 54,9 рубля за 0,4 литра. Что ж, бесконечно сдерживать цену продавцы и производители просто не в состоянии.

Прямой родственник майонеза, подсолнечное масло — точнее, самый дешевый его вариант, — подорожал до 54,6 рубля за 0,9 литра: за квартал — на 11%, за год — на 3%. В данном случае самую выгодную цену предложила марка «Подворье». А вот другой участник корзины «Магнита», масло «Олейна», отсутствовал на полках нескольких магазинов сети, которые мы посетили в ходе закупок. До прояснения, временное это явление или постоянное (мы направили соответствующий запрос в пресс-службу «Магнита»), этот ценник остался неизменным, дабы его отсутствие не повлияло на динамику корзины. К слову, в «Бахетле» «Олейна» предлагалась по 84,9 рубля за литр — на 34,1 рубля или на 29% дешевле, чем в «Магните» в марте.

Также стоит отметить, что местный фаворит, нэфисовский Mr. Ricco, вывел на полки «Магнита» две новинки: масло с экстрактом черного перца и с экстрактами прованских трав. Их цена оказалась весьма привлекательной — 64,9 рубля за литровую бутылку.

И еще любопытный факт. Изучая полки с подсолнечным маслом, на одной из этикеток мы заметили знак «Халяль». Казалось бы, заход с такой маркировкой можно ожидать от татарстанских производителей, но так обозначила свою продукцию под названием «Чишминское» челябинская группа «Сигма». Это масло (как оказалось, лауреат выставки Moscow Halal Expo 2012) стоило 81,7 рубля за литр — в полтора раза дороже июньского «Подворья», но чуть дешевле «Олейны».

МЕТАМОРФОЗЫ «НОВОГО»: УМЕНЬШЕННЫЙ И НАРЕЗАННЫЙ БАТОН ЗА ГОД ПОДОРОЖАЛ НА 30%

Как заявляют производители хлеба, потребление продукта снижается из-за выросшего благосостояния граждан и изменения самой культуры потребления. Кто-то и вовсе отказывается от традиционного хлеба, переходя на воздушные хлебцы из взорванных злаков. Тем не менее за квартал «Сельский» в сети «Магнит» прибавил 3,6%, а за год — 21% до 28,9 рубля за буханку, причем уже после того, как производитель отказался от упаковки. Как видим, даже такая экономия не спасла от роста на одну пятую за 12 месяцев.

Что касается хлеба «Новый», то его подорожание обусловлено в определенной мере техническим фактором. Сразу в нескольких магазинах «Магнит у дома» мы не обнаружили цельный «Новый» и вместо него были вынуждены купить уже нарезанный. Можно вспомнить, на какие ухищрения шли производители «Нового» в попытках сохранить спрос. Сначала, в четвертом квартале 2017-го, они снизили его массу с 800 до 600 г (потому мы регулярно пересчитываем цену некоторых продуктов для сопоставимости), а потом вроде как услугу покупателям оказали, порезав его ломтями. Как бы то ни было, за год наш условный 800-граммовый батон подорожал на 31%. Иная картина в «Бахетле», где ценник «Бородинского» за квартал вырос на 2%, но в годовом разрезе снизился на 0,3% до 34,9 рубля за буханку. Здесь же другое мучное изделие, главный символ татарстанской кухни чак-чак, подорожал на обоих временных отрезках на 1,1% до 179 рублей за 350 граммов.

Для кого-то из сограждан хлеб всему голова, а для кого-то, как ни печально, рюмка водки. Для них у нас плохие новости. Классические «поллитра» «Усадской хлебной» от «Татспиртпрома» подорожали за квартал и за год на «червонец» до 230 рублей.

Из прочих продуктов в «Магните» прибавил в стоимости сахар до 39,6 рубля за кило: за квартал — плюс 1,8%, за год — плюс 3,9%.

Цена Coca-Cola увеличилась за три месяца на 25%, а за 12 — на 27% до 99,9 рубля за двухлитровую бутылку Цена Coca-Cola увеличилась за три месяца на 25%, а за 12 — на 27% до 99,9 рубля за двухлитровую бутылку

ПОРА ХУДЕТЬ: «ИЗЛИШЕСТВА» СТАНОВЯТСЯ ДОРОЖЕ

Вернемся к упомянутым гастрономическим «излишествам». Второе место «с конца» заняла Coca-Cola, цена которой увеличилась за три месяца на 25%, а за 12 — на 27% до 99,9 рубля за двухлитровую бутылку. Впрочем, цена этого символа Запада, как и других содержащих кофеин продуктов, вообще нестабильна — на нее влияют регулярные акции, да и ценник газировки в июне был далек от максимума 116 рублей, зафиксированного нами в сентябре 2018-го.

Стограммовая плитка шоколада в корзине «Магнита» подорожала до 74,6 рубля на 21 июня, за квартал — на 7%, за год — на 1%. Речь идет о входящем в наш индексе шоколаде «Очень молочный» от фабрики «Россия», принадлежащей швейцарской компании Nestlе. При этом на темный шоколад того же производителя была объявлена акция, и такую плитку можно было купить со скидкой 50% за 39,9 рубля — для сладкого и бакалейного «допинга» случай классический, на этих полках красные ценники не переводятся.

Из прочих «вкусняшек» нас не порадовала в «Бахетле» куда более полезная губадия с кортом, подорожавшая до 359 рублей за килограмм — на 16% за квартал и на 3% за год.

По сезонной традиции, на итоговый индекс существенно повлияло снижение цен на овощи-фрукты в 78 субъектах РФ По сезонной традиции на итоговый индекс существенно повлияло снижение цен на овощи и фрукты в 78 субъектах РФ

КАПУСТА И КУРИЦА ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ, МЕТЕОРОЛОГИ ВСТУПИЛИСЬ ЗА ГРЕЧКУ

Теперь о более приятном — продуктах, которые заметнее всего подешевели за последний квартал. В корзине «Магнита» по этому показателю лидирует капуста: ее июньская цена 32,1 рубля за килограмм — на 41% ниже мартовской (практически по Росстату, который зафиксировал снижение на 37,5%) и на 20% меньше, чем годом ранее.

В «Бахетле» свой лидер — на 15% на обеих «дистанциях» до 255 рублей за кило упала цена куриного филе. При этом бедро куриное охлажденное в «Магните» подешевело за квартал на 4,9% до 119,9 рубля, но все же стоило чуть дороже, чем прошлым летом.

Практически та же история с куриным яйцом, которое в обеих торговых сетях подорожало примерно на процент за год, но относительно мартовского уровне подешевело: в «Магните» — на 24,2% до 42,4 рубля за десяток категории С1 в сбросил, в «Бахетле» — на 11,6% до 66,2 рубля за десяток яиц категории С0. В целом и яйца, и курятина приятно удивили. Согласно данным Росстата, с начала года по конец июня без учета плодоовощной продукции сильнее всего подешевели именно яйца — на 8,9%, курятина сбросила 4,2%.

Из других социально важных продуктов отметим снижение цен в «Магните» на гречку — за квартал на 19% до 21 рубля за 800 г, хотя это на 8,8% дороже прошлогоднего. Производителям крупы вообще не везло последние годы: рекордные — или просто хорошие — урожаи сильно уронили цены на гречку. Но в начале июля их обнадежил научный руководитель гидрометцентра РФ Роман Вильфанд. «Сложная ситуация с гречихой. На юге Западной Сибири, в Алтайском крае очень поздно ее посеяли — условия были неподходящие (почти половина посевных площадей культуры приходится на Алтайский край — прим. ред.). Примерно через месяц можно будет давать прогноз, но вероятность очень большая, что урожай гречихи будет меньше, чем в прошлом году», — сказал он. Ранее специалисты «Финэкспертизы» выяснили, что цена гречки в этом году может обогнать инфляцию из-за желания производителей отыграть потери 2017 года, плюс выросла стоимость удобрений и средств защиты растений. Согласно тому же прогнозу, подорожать выше инфляции могут молочные продукты — из-за выросших на 36% цен на корма и увеличения тарифов на энергоносители на 30%. В этом же ряду упоминается хлебобулочные изделия: на бизнес пекарей давит растущая стоимость зерна, расходов на ЖКХ, аренды помещений и земли.

Продолжают держать оборону «макарошки» Продолжают держать оборону «макарошки»

КТО ТОЛКАЛ КОРЗИНЫ ВВЕРХ И ТЯНУЛ ВНИЗ

Тем временем продолжают держать оборону «макарошки», которые в «МАГазине НИзких Тарифов» не просто «сто́ят одинаково», но стали еще дешевле — 31,3 рубля в переводе на 900-граммовую упаковку: за квартал минус 6,8%, за год — минус 10,3%. Это третий по доступности ценник за всю историю наших наблюдений, дешевле было только в декабре 2018-го (28,6 рубля) и в сентябре 2016 года (29,9 рубля).

В корзине «Бахетле» цены на макаронные изделия (как местные, так и импортные) за последние три месяца не изменились. Зато круто — на 12,5% и за квартал, и за год до 388,3 рубля за килограмм — подешевело сливочное масло жирностью 72,5%. Здесь одинаковые ценники за пачку массой 180 г выставили два фаворита местного рынка — Зеленодольский молкомбинат с брендом «Очень важная корова» и «Агросила-Молоко» (марка «Просто молоко»).

И очередной квартал «Бахетле» уделывает по молоку «Магнит». В сети Латыповой за стабильные в текущем году 49,9 рубля мы купили продукцию «Агросила –Молоко» жирностью 3,2% в упаковке с клапаном объемом 970 мл, а в «Магните» — за 51,9 рубля 2,5% жирности, без клапана, 973 мл (в таблице цена приведена к изначальным 0,9 литра). При этом молоко от федерального производителя в «Магните» подорожало на одну пятую.

Очередной квартал «Бахетле» уделывает по молоку «Магнит» Очередной квартал «Бахетле» уделывает по молоку «Магнит»

Подешевел и еще один, наряду со сливочным маслом, представитель бутербродного братства. Цена сырокопченой «Брауншвейгской» в «Бахетле» снизилась до 1047 рублей за килограмм: за квартал — на 9,8%, за год — на 5,5%. Впрочем, колбаса (в отличие от сахара, картофеля, риса и т. д.) является сложным продуктом, что дает широкое поле для манипуляций как с количеством, так и с качеством ингредиентов. И разобраться, ухудшилось или улучшилось качество конечного продукта, рядовому покупателю непросто.

Именно колбаса, цена которой в абсолютном выражении упала на 114 рублей за квартал, стала главным «виновником» удешевления корзины «Бахетле». А помогали ей все то же сливочное масло (минус 55,6 рубля) и куриное филе (минус 44 рубля). На другой чаше весов оказались более демократичные продукты — губадия (плюс 50 рублей), картофель (плюс 18 рублей) и майонез (плюс 15 рублей), которые пытались толкать индекс «МиБ» вверх.

Корзине «Магнита» позволили подешеветь кофе (минус 121 и минус 30 рублей за Nescafe Gold и Jacobs Monarch соответственно) и куриное яйцо (минус 13,5 рубля). На другом полюсе ситуация напоминала ту, что сложилась в магазинах Латыповой: больше всего дорожали Coca-Cola (плюс 20 рублей) и опять-таки картофель и майонез (плюс 15,4 и плюс 11,6 рубля).

Красный ценник на 150-граммовую пачку кофе с суперскидкой обеспечил снижение цены за квартал на 13% до 199 рублей Красный ценник на 150-граммовую пачку кофе с суперскидкой обеспечил снижение цены за квартал на 13% до 199 рублей

МЕРТВЫЙ «ЖИВОЙ КОФЕ» И НОВЫЕ ХИТРЫЕ УПАКОВКИ

Особого внимания заслуживает ситуация с кофе. С Jacobs Monarch все оказалось предельно просто: красный ценник на 150-граммовую с суперскидкой, обеспечившей снижение цены за квартал на 13% до 199 рублей, — почти как в июне-2018.

С Nescafe Gold дела обстояли сложнее. С одной стороны, здесь также присутствовал красный ярлык, уронивший цену на 36% в квартальном и на 43% в годовом разрезе. Вот только привычную упаковку в 150 граммов нам обнаружить не удалось, вместо них предлагались пачки массой 120 и 130 г (итоговую стоимость для индекса пришлось приводить к общему знаменателю). Мы неоднократно фиксировали подобные случаи внезапного «похудения» упаковок различных продуктов (молока, масла, шоколада и т. д.), а также сокращение доли важных составляющих (например, прошлогоднее снижение жирности майонеза). А что делать: покупательская способность снижается, так что цену повышать нельзя, и тут в ход идут приемы так называемой скрытой инфляции.

Читатели «БИЗНЕС Online» неоднократно высказывали пожелания журналистам — оценить динамику и соотношение цен не только сублимированного кофе. Застав в «Магните» такое изобилие акций, мы решили расширить свое «меню». С весьма заманчивой скидкой в 50% магазин предлагал молотый «Живой кофе», производимый по запатентованной авторской технологии ООО «Лайв кофе». (На тыльной стороне упаковки можно было прочитать целых шесть абзацев о пользе кофе из «Большой медицинской энциклопедии»).

Вот только срок годности у нашего «Живого кофе» закончился 14 июня, а в этот шоппинг мы отправились неделей позже, 21 июня. Как утверждают ценители напитка, лежалый кофе (даже в зернах) утрачивает многие качества. «Главное, никогда не следует забывать, что даже качественный кофе теряет свои вкусовые и ароматические свойства при неправильном или слишком долгом хранении!» — напоминают эксперты. А к истечению срока годности кофе и вовсе становится «мертвым», теряя свой главный, бодрящий эффект. Не говоря уже о том, что продавать просроченные товары запрещено законом.

Срок годности у нашего «Живого кофе» закончился 14 июня, а в этот шоппинг мы отправились неделей позже, 21 июня Срок годности у нашего «Живого кофе» закончился 14 июня, а в этот шоппинг мы отправились неделей позже, 21 июня

Озадачившись кофейным вопросом, мы заглянули в другие магазины сети, где нас ждала еще одна сомнительная находка. На этот раз нас смутил кофе «Мокко „Московской кофейни на паях“», упаковка которого выглядела так, словно побывала в руках многих посетителей «Магнита» и в итоге была оставлена далеко от своего места на полках. Предположим, что резонные сомнения у потенциальных покупателей вызвал все тот же срок годности, но по другой причине — дата его окончания была обозначена обычной ручкой. Было ли это исправлением ошибки при маркировке, шуткой покупателей или диверсией недоброжелателей — в любом случае приобретать такой продукт специалисты не рекомендуют. «Дата производства не может быть нанесена шариковой ручкой или фломастером — она выбивается, как правило, на краю упаковки специальным станком или печатается штампом на этикете» — указывает Роспотребнадзор.

Что характерно, подобных находок в «Магните» в бытность основателя сети Сергея Галицкого нам ни разу сделать не удавалось. Просроченную пачку «Живого кофе» из первого магазина мы приобрели и в пресс-службу «Магнита» направили запрос по поводу продажи товара с просрочкой в не один и не два дня, а в неделю. Дедлайн давно истек, но ответа мы не получили.

Исправился ли «Магнит» в плане сроков годности, вернется ли на его прилавки «Олейна», на какие хитрости пойдут маркетологи производителей и чем казанских покупателей будут заманивать торговые сети, читатели «БИЗНЕС Online» узнают из следующего выпуска индекса «МиБ».