Минниханов на протяжении последнего времени занимался активно лоббированием интересов инвестора, решившего обосноваться в «Алабуге» и поверившего в российский рынок Минниханов на протяжении последнего времени активно занимался лоббированием интересов инвестора, решившего обосноваться в «Алабуге» и поверившего в российский рынок Фото: president.tatarstan.ru

ПЕРЕКЛЮЧИЛИСЬ С FORD НА PEUGEOT И CITROEN

Проблемы, которые обрушились на бывших партнеров ушедшей из России компании Ford, приходится разруливать лично президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Накануне в Екатеринбурге на выставке «Иннопром-2019» он вместе с министром торговли РФ Денисом Мантуровым и его турецкими коллегами — министром промышленности и технологий Мустафой Варанк и заместителем министра торговли Ганжа Элмаз Бату принял участие в подписании соглашения о сотрудничестве между СП «Пежо Ситроен Автомотив Рус» компанией «Джошкуноз» в производстве и поставке штампованных деталей крупной и средней штамповки для автомобилей, планируемых к производству в Калуге. Со стороны «ПСМА Рус» договор подписал директор по закупкам Александр Смолянкин, а со стороны «Джошкуноз» — гендиректор завода «Джошкуноз Алабуга» Эджевит Октем.

Параметры контракта на церемонии озвучены не были, поэтому можно лишь гадать о возможных будущих объемах поставок. Напомним, что на прошлой неделе официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова на еженедельном брифинге отметила, что одной из целей визита Минниханова в Екатеринбург станет его участие в совещании с Мантуровым и Варанком. Планировалось, что на нем будет определен новый потребитель для продукции «Джошкуноз», который на своем заводе в ОЭЗ «Алабуга» был занят производством кузовных деталей, значительную долю которых потребляли как раз челнинский и елабужский заводы СП Ford-Sollers.

Турецкая компания, по ее словам, с 2014 года инвестировала в Татарстан 2,5 млрд рублей и создала около 170 рабочих мест, но теперь, в связи с уходом из России Ford, на предприятии остро встал вопрос о новом потребителе ее продукции. Как сообщила Галимова, Минниханов на протяжении последнего времени активно занимался лоббированием интересов инвестора, решившего обосноваться в «Алабуге» и поверившего в российский рынок. Представитель казанского Кремля напомнила также, что, помимо подписания соглашения на реализацию производимой предприятием продукции для калужского завода «ПСМА», «Джошкуноз» в перспективе планирует поставки кузовного железа и для проекта «Аурус», производство которого в 2021 году планируют развернуть на площадях Sollers в «Алабуге». 

У группы «Джошкуноз» за плечами 60-летняя историю развития в Турции, в активе 14 заводов по производству автокомпонентов, отопительных приборов, изделий для оборонной и авиационной промышленности У группы «Джошкуноз» за плечами 60-летняя история развития в Турции, в активе 14 заводов по производству автокомпонентов, отопительных приборов, изделий для оборонной и авиационной промышленности Фото: «БИЗНЕС Online»

КТО ПОСТРАДАЛ ОТ УХОДА FORD?

Перед самым закрытием своих заводов в Ford-Sollers заявляли, что на выплату компенсаций поставщикам и работникам, согласившимся на программу добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций, глобальный Ford выделил $200 миллионов. «БИЗНЕС Online» в компании подтвердили эту информацию, однако не смогли оперативно ответить, завершились ли уже выплаты смежникам.

Кого в наибольшей степени коснулось решение американской компании уйти из легкового сегмента и сконцентрировать свои усилия в России лишь на производстве коммерческой техники? Если говорить о татарстанских производителях, то, конечно же, в первую очередь речь о крупняках — «Нижнекамскшине», которая была поставщиком Ford с 2015 года, об уже упомянутом турецком заводе «Джошкуноз» в ОЭЗ «Алабуга», производящем кузовные детали и построившем специально под контракт с американской корпорацией свой завод в России, а также о «Казаньоргсинтезе» и «Нижнекамскнефтехиме», которые поставляли первичные полимерные композиции, применяющиеся в дальнейшем при производстве деталей интерьера и экстерьера российских моделей Ford, таких, например, как бамперы, обшивки дверей, панели приборов и другие.

Интересно отметить, что, к примеру, расположенный по соседству с елабужской площадкой Ford-Sollers турецко-французcкий производитель автомобильных стекол «Аутоматив Гласс Альянс Рус» поставщиком Ford не был. Лобовые и боковые стекла Ford-Sollers закупал на Борском стекольном заводе в Нижегородской области, входящем в консорциум AGС.

«Объемы, которые занимал в «Форд-Соллерс» в производственной линейке «Джошкуноз», «ПСМА Рус» сразу заместить не сможет, только в какой-то более отдаленной перспективе» «Объемы, которые занимал в Ford-Sollers в производственной линейке «Джошкуноз», «ПСМА Рус» сразу заместить не сможет, только в какой-то более отдаленной перспективе» Фото: «БИЗНЕС Online»

Свои ниши были и у татарстанских производителей компаундов. К примеру, поставщиком сырья для изготовления более 150 различных пластиковых деталей была казанская компания «Татхимпласт». Из сырья, разработанного и поставляемого этой компанией, нижегородская «Магна Автомотив Рус» и завод Faurecia Interior Systems в Луге Ленинградской области производили различные комплектующие из пластика. И если тот же самый «Татхимпласт», когда прозвенели первые звоночки о тяжелом положении на Ford, смог переориентироваться на производство полимеров для упаковки, строительных материалов и бытовой техники, то «Джошкуноз» оказался в очень сложном положении. Ford-Sollers был для него якорным заказчиком. Ситуация для компании усугубилась еще и в связи с ее решением два года назад инвестировать в строительство сервисного металлоцентра здесь же, в «Алабуге», совместно с Магнитогорским металлургическим комбинатом. В мае прошлого года металлоцентр был запущен. Напомним, в проект вложился ММК Виктора Рашникова — 35%, остальное — турецкие инвестиции: всего — 1 млрд рублей. Поучаствовала и «Алабуга», которая за 670 млн рублей построила здание, которое затем сдала инвестору в аренду. Новый сервисный металлоцентр площадью 8,6 тыс. кв. м, разместившийся в 300 метрах от производства «Джошкуноз», оснастили новейшим оборудованием для раскроя листового проката. Его главной задачей стало обеспечение заготовками штамповочного производства. Запланированный объем производства «ММК-Джошкуноз-Алабуга» составляет 60 тыс. т металлопроката в год, а трудиться на предприятии должны были 72 человека.

Что известно о турецком производителе? У группы «Джошкуноз» за плечами 60-летняя история развития в Турции, в активе 14 заводов по производству автокомпонентов, отопительных приборов, изделий для оборонной и авиационной промышленности, а также в сфере возобновляемой энергии. Якорная компания холдинга — «Джошкуноз Метал Форм» — является одной из крупнейших в Турции по штамповке и сборке изделий из листовой стали для автомобильной промышленности, а также по проектированию и изготовлению штамповочного оборудования. Основные клиенты — крупные автопроизводители, имеющие производства в Турции. 

Запланированный объем производства «ММК-Джошкуноз-Алабуга» составляет 60 тыс. тонн металлопроката в год, а трудиться на предприятии должно было 72 человека Запланированный объем производства «ММК-Джошкуноз-Алабуга» составляет 60 тыс. т металлопроката в год, а трудиться на предприятии должны были 72 человека Фото: «БИЗНЕС Online»

«Джошкуноз Метал Форм» занимает 156-е место в списке 500 крупнейших промышленных предприятий Турции. Производственные мощности занимают в общей сложности 100 000 кв. м, а само производство потребляет более 100 тыс. т листовой стали в год.

Статус резидента ОЭЗ «Алабуга» «Джошкуноз» получил в 2012 году. В январе 2013-го компания приступила к строительству своего завода, а уже в августе 2014 года производство было введено в эксплуатацию. Здесь на двух полностью автоматических линиях прессов начали серийно производить более 100 видов крупных, лицевых и внутренних кузовных деталей для автомобилей Ford Explorer, Kuga, Transit, Fiesta и EcoSport. В 2017 году, компания начала экспортировать штампованные детали для автомобилей Ford EcoSport на завод Ford в Румынии. Известно также, что основными клиентами завода помимо Ford-Sollers были КАМАЗ и Mercedes-Benz. Производственные площади завода в «Алабуге» занимают 15 тыс. кв. метров. На предприятии на начальном этапе были трудоустроены более 120 человек. Затем штат был увеличен до 260, но дальнейшем, в связи с падением объемов производства и последующей оптимизации, снижен до 170. Стоит отметить также, что елабужский завод для группы «Джошкуноз» стал первым зарубежным активом.

В ТД «КАМА», занимающемся дистрибуцией шин нижнекамского производства, «БИЗНЕС Online» заявили, что уход Ford, безусловно, негативно сказался на предприятии, но цифр не раскрыли.

По словам председателя машиностроительного кластера РТ Сергея Майорова, в Татарстане поставками на Ford занималось не более 10 предприятий. В их числе были названы и уже упомянутые крупные («Казаньоргсинтез», НКНХ), называлась также компания «Хитон Пласт-2», но, по словам ее технического директора Андрея Петрова, компания как занималась ранее производством и поставками передних бамперов на модель Transit, так занимается этим и в настоящее время. Деталей на легковой модельный ряд Ford его компании не производила.

Известно, что сидения на завод Ford поставляло и ООО «Магна Ситинг Рус» — структурное подразделение канадской корпорации «Магна» в России. Цех по производству сидений находится в настоящее время в челнинском КИП «Мастер», но уход Ford там не комментируют.

Статус резидента ОЭЗ «Алабуга» «Джошкуноз» получил в 2012 году. В январе 2013 компания приступила к строительству своего завода, а уже в августе 2014 года производство было введено в эксплуатацию Статус резидента ОЭЗ «Алабуга» «Джошкуноз» получил в 2012 году. В январе 2013 компания приступила к строительству своего завода, а уже в августе 2014 года производство было введено в эксплуатацию Фото: «БИЗНЕС Online»

Известно, что на момент полного закрытия производства легковых автомобилей у Ford-Sollers насчитывалось около 70 российских поставщиков, которые обеспечивали ее более 300 локальных компонентов. Российские производители поставляли на сборочные конвейеры предприятия и стекла, и сиденья, а также боковые и пассажирские подушки безопасности, ремни безопасности, пластиковые детали интерьера и обивку потолка, ковры пола салона, панели приборов и электропроводку, тормозные и топливные трубки, мультифункциональные дисплеи и мультимедийные системы, аккумуляторные батареи, выхлопные системы, алюминиевые колеса, дверные замки, уплотнители капота, багажника и дверных проемов. Значительная доля этих комплектующих также изготавливалась из российского сырья. В России также производятся автокраски, герметики и воски, жидкости для охлаждения двигателя и омывания стекол для первичной заливки в автомобиль.

В среднем общая доля локализации по всему модельному ряду, по словам представителей американской компании, достигала 60%, а по двигателю процент локализации дошел и вовсе до 78. К примеру, алюминиевые заготовки для производства деталей двигателей на своем елабужском заводе, компания закупала у «РусАла» Олега Дерипаски. Отливки коленвалов Ford-Sollers закупал у группы «ГАЗ», также подконтрольной Дерипаске. Отливки блоков цилиндров и головок блоков, а также крышки коренных подшипников на завод поставлял Заволжский моторный завод — структурное подразделения самого Sollers. Поршни двигателей приходили с Костромского завода автокомпонентов, свечи зажигания закупались у ООО «Роберт Бош Саратов», а моторное масло на завод поставлял «Лукойл».

Помимо компонентов двигателя, сплавы «РусАла» также использовались для локального производства колесных дисков всего модельного ряда легковых Ford в России. Их выпуск был налажен на заводе ЛМЗ «СКАД» в городе Дивногорске Красноярского края.

На момент полного закрытия производства легковых автомобилей у «Форд-Соллерс» насчитывалось около 70 российских поставщиков, которые поставляли ей более 300 локальных компонентов На момент полного закрытия производства легковых автомобилей у Ford-Sollers насчитывалось около 70 российских поставщиков, которые поставляли ей более 300 локальных компонентов Фото: president.tatarstan.ru

ПОМОЖЕТ ЛИ СОГЛАШЕНИЕ С ПСМА РУС УЛУЧШИТЬ САМОЧУВСТВИЕ «ДЖОШКУНОЗ»?

Завод «ПСМА Рус» способен по полному циклу производить до 125 тыс. автомобилей в год, однако на сегодняшний день его мощности загружены лишь на треть.

В настоящее время завод, кроме коммерческой техники — Peugeot Traveller / Expert и Citroen SpaceTourer / Jumpy — производит седаны Peugeot 408 и Citroen С4, а также внедорожники Mitsubishi Outlander и Mitsubishi Pajero Sport. Согласно официальным данным, в 2017 году завод произвел 15,9 тыс. автомобилей. В прошлом году было изготовлено в 2,5 раза больше — 38,1 тыс. авто. При этом надо учитывать, что калужский завод на 70% принадлежит французам и на 30 японцам из Mitsubishi, но модели японского автопроизводителя составляли бо́льшую часть выпускаемых заводом автомобилей. Более того, надо учитывать также и тот факт, что Mitsubishi привлечен в рамках кампании по подписанию российского правительства с автопроизводителями СПИКов (специальный инвестиционный контракт, предоставляющий автопроизводителю налоговые льготы в обмен на инвестиции) в коалиции с АвтоВАЗом и в ближайшее время может уйти из Калуги. Его место, согласно просочившимся в прессу данным, может занять Opel. По данным «Авторевю», многострадальная немецкая марка, которая уже 17-й год генерирует убытки, вернется на российский рынок уже в этом году. Напомним, в General Motors весной 2017 года объявили, что марка Opel, как и ее дочерний бренд Vauxhall, вместе со всеми европейскими финансовыми структурами GM проданы концерну Groupe PSA (Peugeot и Citroen) за 2,2 млрд евро. 1,3 млрд евро за автомобильный бизнес и 0,9 млрд — за финансовый. 

По информации все того же «Авторевю», до конца года на калужском заводе «ПСМА Рус» должно начаться производство больших минивэнов Opel Zafira Life и фургонов Opel Vivaro. От моделей Peugeot Traveller / Expert и Citroen SpaceTourer / Jumpy эти машины отличаются минимально. Кроме этого, во втором полугодии производственную программу должны дополнить и «каблучки» Peugeot Partner и Citroen Berlingo. Но это будут не автомобили новейшего поколения, а машины образца 2008 года. В последние годы, до выхода нового поколения, их собирали на заводе в Испании.

«Если «Джошкуноз» уже работал с «Фордом» и у «Форда» не было никаких вопросов к качеству производимой им продукции, то думаю, что найдутся и другие покупатели» «Если «Джошкуноз» уже работал с Ford и у автопроизводителя не было никаких вопросов к качеству производимой им продукции, то думаю, что найдутся и другие покупатели» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сам завод «ПСМА Рус» впоследствии также полностью перейдет концерну Groupe PSA. По информации издания, Mitsubishi покинет калужскую площадку уже в 2021 году. Как раз тогда должен появиться кроссовер Mitsubishi Outlander нового поколения, созданный на одной платформе с моделью Nissan X-Trail. Соответственно, и выпускать эти машины станут на одном конвейере — на заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Не исключено, что после этого калужское предприятие могут загрузить выпуском легковых моделей или кроссоверов Opel.

«То, что там не опустили руки, — это уже здорово!»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, сможет ли «ПСМА Рус» заместить для «Джошкуноз» в ближайшее время прежние объемы Ford.

Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора журнала «За рулем»:

— Конечно, сложно говорить о том, насколько данное соглашение перекроет соглашение «Джошкуноз» с Ford, не имея информации ни о сроках, ни об объемах, ни о номенклатуре продукции, которую планируется выпускать для «Пежо Ситроен Митсубиси Автомотив Рус», но могу сказать, что «Джошкуноз», конечно, ребята большие молодцы! Ищут и находят замену выбывшему клиенту. То, что там не опустили руки, — это уже здорово! Наверное, нужно благодарить за это и президента Татарстана, что не дает в обиду предприятия, которые работают на его территории. Это тоже здорово! Власти должны заботиться о предприятиях, на которых работают татарстанцы. Надеюсь, что в дальнейшем найдутся и другие потребители данного предприятия. Если «Джошкуноз» уже работал с Ford и у автопроизводителя не было никаких вопросов к качеству производимой им продукции, то думаю, что найдутся и другие покупатели, благо сейчас автомобильный рынок в России довольно разнообразный, есть и другие производители.

Сергей Удалов — исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»:

— Вопрос в том, сколько и чего на «Джошкуноз» станет производить для «Пежо Ситроен Митсубиси Автомотив Рус». Пока такие данные не обнародованы. Если объемы производства у «ПСМА Рус» останутся на прежнем уровне, то думаю, что это турецкому производителю поможет, но не сильно. А если французы будут увеличивать объемы, в том числе и производить на калужском заводе автомобили марки Opel, то соглашение для «Джошкуноз» действительно может стать спасительным. Учитывая тот факт, что У «ПСМА Рус» имеются планы по развитию производства в России (в частности, они ведут речь о строительстве завода двигателей, то есть французы вкладываются в российский рынок основательно), можно предположить, что дальнейшая локализация производства позволит им удержать конкурентоспособные цены на свою продукцию и они смогут увеличивать свои продажи. В прошлом году Ford продал на российском рынке 49,7 тысячи легковых и коммерческих автомобилей. «ПСМА Рус» за этот же период смог реализовать 38,1 тысячи легковых и коммерческих машин. Объемы, которые занимал в Ford-Sollers в производственной линейке «Джошкуноз», «ПСМА Рус» сразу заместить не сможет, только в какой-то более отдаленной перспективе.