Сколько всего ДТП произошло с участием каршеринговых машин и сколько аварий случилось по вине водителей сервиса, пока не известно. В управлении ГИБДД по РТ пообещали уточнить эти данные Фото: vk.com

«ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ МОГУТ АДЕКВАТНО И БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ТАЧКАМ? БОЛЬНО СМОТРЕТЬ! ЛИШЬ БЫ ИСПОРТИТЬ»

Очередное ДТП с участием каршерингового автомобиля «Яндекс.Драйва» произошло накануне в столице РТ. В группе «ВКонтакте» «Каршеринг Казань» размещено фото автомобиля Volkswagen Polo — передняя правая часть смята от удара, правое колесо практически оторвано. «Как с поля боя», — прокомментировал снимок Динар Ахметшин. «Боже, почему люди не могут адекватно и бережно относиться к тачкам? Больно смотреть! Вот почему в России всегда так — лишь бы испортить?» — присоединилась к обсуждению Айгуль Дресвянина.  

Напомним, компания «Яндекс» запустила каршеринг в Казани вечером 27 мая. Для жителей столицы РТ стали доступны Škoda Rapid, Volkswagen Polo, Hyundai Creta, Renault Capture, Mercedes E200 и несколько фургонов. Всего по городу было разбросано более 200 автомобилей, которые застрахованы по каско и расширенному тарифу ОСАГО. С запуском каршеринга практически каждый день в сети стали появляться фотографии или истории происшествий с арендованными машинами. Уже 28 мая с машиной «Яндекс.Драйва» произошло первое ДТП. Около 7 утра клиент каршеринга на Hyundai Creta столкнулся с другой машиной на улице Восход. Водитель Creta сбежал с места происшествия. 9 июня в аварии пострадал уже самый дорогой доступный автомобиль для аренды — Mercedes E200. Водитель, скорее всего, не заметил, что на дороге возле «Тандема» вырыта строительная яма и влетел в нее, перевернув автомобиль. 3 июля арендованный Polo столкнулся с KIA Rio на улице Дементьева, получив серьезные повреждения передней правой стороны. 5 июля сразу же два автомобиля каршеринга — Volkswagen Polo и Hyundai Creta — попали в массовое ДТП на перекрестке Чуйкова — Мусина, в котором участвовало пять машин. 

Сколько всего дорожно-транспортных происшествий произошло с участием каршеринговых машин и сколько аварий случилось по вине водителей сервиса, пока не известно. В управлении ГИБДД по РТ пообещали уточнить эти данные, а запрос нашего издания по статистике ДТП в сам сервис «Яндекс.Драйв» остался без ответа.  

Некоторых арендаторов каршеринговых автомобилей выделяет откровенно беспощадное отношение к арендованным машинам. Так, 6 июня водитель на Volkswagen Polo устроил дрифт на парковке ТЦ «Парк Хаус». 16 июня на кроссовере Renault Capture молодые люди пытались проехать по пляжу у «Ривьеры», однако застряли на песке. В соцсетях также можно найти видео и фотографии, как с каршеринговых авто предприимчивые водители сливают топливо или снимают колеса.


Такое поведение водителей каршеринговых машин нередко объясняют контингентом водителей — чаще всего арендованными транспортными средствами пользуются малолетние лихачи, а их низкому уровню ответственности потакают невысокие штрафы. В договоре сервиса «Яндекс.Драйв» отдельно прописаны пункты о возмещении ущерба в случае ДТП. Если стоимость повреждений в результате дорожно-транспортного происшествия, виновником которого стал водитель арендованного автомобиля, составляет менее 30 тыс. рублей, то клиенту каршеринга придется оплатить нанесенный ущерб в полном объеме. Но этой суммой его ответственность и ограничивается. Если стоимость повреждений превышает 30 тыс. рублей, ущерб погашается за счет страховки. Так чего бы не покуражиться?

В сети также встречаются предложения о продаже фейковых каршеринговых аккаунтов. Авторы объявлений, размещаемых в группе «ВКонтакте» «Акккаунты для каршеринга!», обещают (орфография и пунктуация здесь и далее сохранены — прим. ред.): «За относительно небольшие деньги вы получаете активированный аккаунт зарегистрированный на другого человека, а в базу уже загружены его копии паспорта и прав. Покупаете и катаетесь не имея проблем!» В числе преимуществ таких аккаунтов — полная анонимность и безответственность владельца. «Можно ездить на машине, не имея водительских прав и самой машины, и даже если вам меньше 18 лет, если у вас забрали права, но на машине ездить хочется, каршеринг под чужим именем, это ваш выбор, можно спокойно нарушать под камеры и не платить штрафы, можно избежать ответственности при дтп, или любой другой порче каршерингового авто», — убеждают продавцы фейковых аккаунтов. Большая часть предложений касается каршеринговых служб в Москве и Санкт-Петербурге. В границах этих городов стоимость аккаунта любого оператора, будь то «Делимобиль», Anytime, Belka Car, составляет около 2,5 тыс. рублей. Есть предложения и для казанцев — столько же стоит аккаунт к еще одному каршеринговому оператору, «Карусель» (заработал с мая текущего года, предлагает отечественные Granta, Largus и Vesta, в планах — вывести на рынок около 200 автомобилей).

В соцсетях можно найти фотографии, как с каршеринговых автомобилей предприимчивые водители сливают топливо или снимают колеса Фото: vk.com

«люди будто специально отлавливают случаи ДТП с яндексовскими машинами, чтобы написать в соцсетях»

«На сегодняшний день этот сервис, к сожалению, представляет прямую угрозу для всех участников дорожного движения», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. Как показывает практика, получить такой автомобиль могут даже несовершеннолетние, указывает депутат. Проблема требует законодательного регулирования, но с учетом загруженности профильного комитета по транспорту и строительству как минимум в этом году никаких законодательных инициатив по каршерингу рассматриваться не будет.

Лысаков полагает, что поездка на арендованном авто расслабляет даже ответственного водителя. «За исключением патологической группы агрессивных водителей в 5–7 процентов, основная масса автовладельцев к своей машине относятся более бережно и выбирают более щадящую тактику вождения. А когда автомобиль чужой и взят на короткое время, водитель начинает подсознательно более небрежно относиться и к транспортному средству, и к ПДД», — считает он.

Вячеслав Лысаков: «Когда автомобиль чужой и взят на короткое время, водитель начинает подсознательно более небрежно относиться и к автомобилю, и к ПДД» Вячеслав Лысаков: «Когда автомобиль чужой и взят на короткое время, водитель начинает подсознательно более небрежно относиться и к транспортному средству, и к ПДД» Фото: участник:Yvbystr - собственная работа, CC0 1.0, ru.wikipedia.org

Гендиректор ООО «Форвард» (запускало первый в Казани проект каршеринга TimCar — прим. ред.) Артур Еникеев прежде всего связывает большое число ДТП с участием каршеринговых машин с возрастом пользователей сервиса. «Большое число ДТП что у „Яндекс.Драйва“, что у „Карусели“ было вполне ожидаемо — чаще всего к каршерингу прибегают молодые люди студенческого возраста: у них правосознание и чувство самосохранения не очень развиты, поэтому они и совершают ДТП или провоцируют их, — рассказал собеседник издания. — В развитых странах каршеринг — это ступень перед приобретением своего авто: сначала люди без опыта вождения садятся и бьют чужие машины, потом приобретают навыки и покупают свой автомобиль. Я помню, как сам начинал машину водить, сейчас же управляю иначе — стараюсь беречь свою жизнь и жизни окружающих. В сравнении с 18-летними водителями 30-летние и техникой управляют лучше, и аварии допускают реже».

По мнению гендиректора «Форварда», приструнить арендаторов каршеринговых авто может либо увеличение возрастного ценза, либо введение минимальных требований к водительскому стажу. «По условиям работы TimCar у нас в прокате также предполагалась минимальная ответственность, даже если водитель не виноват в ДТП, — пояснил Еникеев. — Это дисциплинирует автолюбителей, они ведут себя на дороге аккуратнее». Однако 30-тысячные штрафы не пугают молодежь. «В компании TimCar была проблема с взысканием даже этой суммы — водители использовали специальные карты с минимальным остатком, чтобы оттуда нельзя было списать деньги за ущерб после ДТП, а судебные приставы у нас особо не работают», — заметил руководитель ООО «Форвард».


Представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин не считает, что «Яндекс Драйв» выделяется по количеству дорожно-транспортных происшествий, просто к этим машинам приковано пристальное внимание. «Такое ощущение, что люди специально отлавливают случаи ДТП с яндексовскими машинами, чтобы написать в соцсетях: „Вот, мы же говорили!“ — объясняет Хайруллин. — Особенно интересная картинка, когда сталкиваются обе машины „Яндекс Драйва“. Вот и ощущение, что „Яндекс Драйв“ во всех ДТП виноват».

Зато у сервиса, по его мнению, есть другие, совершенно явные, недоработки: в частности, многие водители просто бросают машины во дворах, после чего те могут простоять там неделями, а то и месяцами, создавая неудобства жителям. Также эксперт отмечает слабость системы проверки водителей, которая не отсеивает злостных нарушителей. Для этого нужно не просто фиксировать наличие прав, а проверять водителя через ГИБДД. «Он же может быть лишенный, а права не сдал. Там только фотографию с правами требуют. Или он злостный нарушитель, а тут еще и машина чужая. Почему бы и не нарушить?» — воспроизводит эксперт логику недобросовестных пользователей.

Что касается агрессивного стиля вождения, то Хайруллин считает, что пользователи «Яндекс Драйва» просто копируют его у окружающих. «За руль садятся наши водители, которые видят, как все вокруг передвигаются, и точно так же себя ведут», — объясняет представитель федерации автомобилистов. Ну а местный стиль вождения связан с тем, что на дорогах стало меньше сотрудников ГИБДД. «У нас стиль вождения стал агрессивным именно в последние два-три года, лет пять назад он точно был более аккуратный. Дело в том, что сейчас всё передоверяют камерам, которые работают только на два-три вида нарушений. Это в Москве хорошо: камеры даже рядность отслеживают. Там контроль жестче, практически 100-процентный. А то, что у нас камеры стоят на скорость и на автобусную полосу, плюс вафельницу где-то там нарисовали, — это, я считаю, не контроль, не профилактика. Если уж передоверять камерам, то надо идти по пути Москвы», — уверен Хайруллин.