ШОЙГУ ВЫСЫЛАЕТ В ТАТАРСТАН ИЛ-76 С ВОДОЛАЗАМИ, ХАЛИКОВ РУКОВОДИТ СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИЕЙ, МИННИХАНОВ ЭКСТРЕННО ПРЕРЫВАЕТ ОТПУСК

Сегодня в Татарстане произошла крупнейшая речная катастрофа на Волге с начала 80-х годов. Недалеко от Болгара в считанные минуты затонул туристический теплоход «Булгария», совершавший круиз выходного дня по Волге. На судне 1955 года постройки, судя по сообщениям МЧС, находились полторы сотни человек. Масштаб трагедии таков, что в ситуацию вмешался лично российский президент Дмитрий Медведев.

СОВЕТОВАЛИ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ПОЕЗДОК

Сегодня ленты российских информагентств буквально взорвались сообщениями о гибели на Волге теплохода «Булгария» с более чем 180 пассажирами на борту. «БИЗНЕС Online» восстановил хронологию событий.    

Суббота, 16.15

Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды направляет главному управлению МЧС России по РТ штормовое предупреждение. Синоптики сообщают о том, что вечером 9, а также ночью 10 июля ожидаются грозы, сильные ливневые  дожди, шквалистые усиления ветра 22 – 27 м/с, крупный град.

"В связи с ухудшением погодных условий воздержаться от поездок, - сказано в сообщении. - В случае ухудшения погодных условий владельцам маломерных судов в связи с плохой видимостью, а также осложненной обстановкой на воде необходимо воздержаться от выезда на своих плавсредствах без особых на то причин".

Воскресенье, 14.00

В ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от диспетчера движения казанского водного пути поступает сообщение от капитана проходившего теплохода о том, что у деревни Сюкеево Камско-Устьинского муниципального района потерпел бедствие и затонул прогулочный теплоход «Булгария». На борту находились, по предварительным данным, 22 человека. Теплоход «Булгария» следовал рейсом из Болгар в Казань. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах и других самодельных плавсредствах.

Около 14.30 - 15.00

На место выезжают силы Камско-Устьинского гарнизона пожарной охраны, Центра ГИМС и Поисково-спасательной службы. Из Казани вылетает вертолет Ми-8 авиазвена МЧС России с группой спасателей на борту.

16.00

МЧС обновляет данные - с теплохода спасены 78 человек из 173 находившихся на теплоходе, из них 140 пассажиров и 33 члена команды. Их переправляют в Казань на трехпалубном судне «Арабелла». Также из Казани поплыл теплоход ОМ-249. Одного пострадавшего доставили в районную больницу Болгар, становится известно, что одна женщина утонула.

Сотрудники МЧС докладывают - теплоход затонул на глубину 20 метров. Место ЧС от берега на расстоянии 3 км Камско-Устьинский район.

В главном управлении МЧС РФ по РТ создан оперативный штаб. Работает телефон горячей лини: 227-46-56 для уточнения текущей обстановки и списков спасенных и пострадавших.

19.00

Обновляются данные о спасенных. По состоянию на 19.00 известно, что спасено 77 человек. По последним данным, на теплоходе «Булгария» находились 148 туристов, из них трое детей.

 

МИННИХАНОВ ПРЕРЫВАЕТ ОТПУСК

В настоящее время в казанском речном порту собрались родственники спасенных, около 50 человек, которые ожидают прибытия «Арабеллы».

ЧП вызвало реакцию на самом высоком уровне: президента РФ Дмитрий Медведев поручил главе Татарстана оказать помощь пострадавшим. Президент РТ Рустам Минниханов экстренно прервал свой отпуск, в который он ушел в начале недели, сообщает пресс-служба президента РТ. Спасательной операцией сейчас руководит лично и. о. президента - премьер-министр РТ Ильдар Халиков. МЧС России по распоряжению министра Сергея Шойгу направляет в Татарстан Ил-76 с водолазами на борту. В том месте, где произошла катастрофа, ширина Куйбышевского водохранилища составляет 7,5 км, теплоход затонул ориентировочно в 3 км от берега на глубине около 20 м. 

Параллельно со спасательной операцией ведется расследование обстоятельств случившегося: следственный комитет РФ по факту ЧП с теплоходом возбудил уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности эксплуатации судов». По одной из версий, озвученной федеральными телеканалами, причиной ЧП могла стать разгерметизация днища судна. В интервью телеканалу НТВ директор компании ООО «Агороречтур» (арендатор судна) Светлана Имякина утверждала, что «Булгария» находилась в технически исправном состоянии. Судно выполняло тур выходного дня по маршруту Казань - Болгар. Стоимость путевок (основной оператор их продажи – казанское агентство "Интурволга") составляла от 1200 до 5000 рублей в зависимости от уровня каюты. Сегодня теплоход должен был доставить пассажиров в Казань, а завтра отправиться в Самару. Судя по расписанию, опубликованному на сайте агентства «Интурволга», этим летом предполагалась очень интенсивная эксплуатация теплохода. Гендиректор агентства Александр Елисеев сообщил РИА "Новости", что пассажиры «Булгарии» не были застрахованы.  

Напомним, что подобное крупное ЧП на Волге произошло 5 июня 1983 года. Пассажирский теплоход "Александр Суворов" (проекта 92016, Волго-Донское пароходство) в 22.45 зашел под несудоходный 6-й пролет Ульяновского железнодорожного моста, по которому в тот момент проходил товарный поезд. В результате столкновения теплохода с мостом у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Погибло 176 человек. Причины катастрофы по официальной версии стали халатность и разгильдяйство рулевого теплохода и вахтенного штурмана (погибли при аварии).

ЧТО ПИШУТ В БЛОГАХ О «БУЛГАРИИ»

ЧП на Волге активно обсуждается интернет-пользователями. Так, в блоге пользователя lyan-lyanych сообщается следующее:

«Щас выяснили, что мы не раз с Димычем  на этом теплоходе "развлекателями" работали. Правда раньше он назывался "Украина".  И вот что я вам скажу- этот теплоход не просто старый, а очень старый. Скорость у него очень низкая, из-за этого он постоянно опаздывал в порты, и вот шли мы например в Нижний, вместо 6 остановок- ну там монастырь Дивеево например- не останавливались потому, что шли  оочень медленно. А медленно шли потому, (повторюсь) что он - старый. 50-х годов выпуска. Раритет, ага. Как-то мы на нём встали на мель, дёрнуло адски, внизу потом матросы латали и чинили до глубокой ночи.

Там вообще нарушений столько, что можно завести стописят уголовных дел если что. Нарушения на каждом шагу, пассажиров всегда берут больше, во всех рейсах где были мы спали пассажиры на матрасах на полу, про качество жрачки молчу. В каждом порту они его ремонтировали, латали- ну о чём вообще речь! И главное на всех сайтах реклама ему такая»

Затонувший теплоход "Булгария"

Вот отзыв о недавнем путешествии на «Булгарии».

"Старая калоша, помпезно именуемая "Булгария", по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры - люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый "сервис"!"

«БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.

БИЗНЕС Online,
Фото пресс-службы МЧС по РТ,
форума речных путешественников

Справка

Дизель-электроход «Булгария» проекта 785 был построен в 1955 году, первоначально принадлежал Волжскому пароходству, затем было передан в Камское пароходство (порт Чайковский). С 2003-го по 2010 г. судно не эксплуатировалось. В навигацию 2010 г. работало от компании «Водафлот», с 2011 г. - от ООО «АргоРечТур» (Казань). С момента постройки и до февраля 2010 г. называлось «УКРАИНА».

Основные характеристики:

Количество палуб: 2

Скорость хода: 20,5 км/ч

Мощность двигателя: 273 кВт

Количество двигателей: 2

Класс речного регистра: "о"

Пассажировместимость: 233

Длина: 80,2 м

Ширина: 14 м

Осадка: 1,9 м