IEK Group выкупила 64% доли в казанском предприятии светодиодов Ledel Артема и Артура Когданиных. Федеральный игрок с 10-миллиардным оборотом давно искал стратегического партнера, а Ledel мечтал о расширении, объясняют компании. Теперь производитель выключателей, щитков и удлинителей расширит ассортимент, что позволит ему увеличить долю на рынке светотехники до 5%. Как выяснил «БИЗНЕС Online», конкурентный рынок светотехники России консолидируется под давлением китайцев.
Братья Артем (слева) и Артур (справа) Когданины продали контрольный пакет акций своего казанского бизнеса по производству светотехники московской IEK Group
«IEK GROUP не один год занималась поиском стратегического партнера»
Братья Артур и Артем Когданины продали контрольный пакет акций своего казанского бизнеса по производству светотехники московской IEK Group. Сделка состоялась 3 июля, сообщается на сайте IEK. ООО «ИЭК Холдинг» приобрело 64% уставного капитала ООО «Ледел». Оба брата, по нашим данным, остались совладельцами остальных 36%, в каких пропорциях — не сообщается.
Московская IEK Group известна как один из крупнейших российских производителей электротехники и светотехники. Компания выпускает выключатели, предохранители, счетчики, шкафы, системы для прокладки кабеля, удлинители, коммутаторы, щитки и светотехнику, в том числе бытовую, коммерческую, промышленную и уличную. IEK работает на рынке с 1999 года, сказано на сайте компании. По данным «Контур.Фокус», по 38,3% ООО «ИЭК Холдинг» принадлежит Михаилу Петрову и Алексею Степашину, по 11,7% — Игорю Воршеву и Сергею Лалакину. В 2017 году компания получила выручку в 10,8 млрд рублей и чистую прибыль в 846,8 млн рублей (к слову, этот показатель за последние три года вырос в десятки раз). У «ИЭК Холдинг» и тех же бизнесменов есть еще две небольшие «дочки» — ООО «Иэк Нск» и ООО «ИЭК-Инжиниринг».
У IEK Group уже имеется несколько производств в Тульской и Новосибирской областях. В апреле, к примеру, компания открыла новое производство гофротруб, в которое вложила 139 млн рублей (часть средств добавил фонд развития промышленности). Она открыла свой ресурсный центр в Киргизии, а кроме того, выступала организатором чемпионата по электромонтажу в рамках WorldSkills в Казани. Организация участвует в строительстве крупных и мелких объектов по всей стране: в Татарстане, к примеру, поставляла продукцию на КГПТО ТАИФа и ТАНЕКО, «Челны-Бройлер» и «Камский Бекон», в промпарк «Сокуры».
Как объясняется в пресс-релизе, слияние позволит компаниям расширить долю на российском рынке светотехники до 5%. (Рынок же конкретно светодиодов, как ранее сообщал Ledel, фирма охватывает плотно — около 10–16% в России.) При этом IEK Group расширит продуктовый ряд: в ее ассортименте светотехники появится сложный технический свет российского производства, на котором специализируются казанцы. Выживут и оба бренда: торговая марка Ledel останется на рынке наряду с линейкой светотехники IEK Lighting.
ООО «ИЭК Холдинг» приобрело 64% уставного капитала ООО «Ледел». Оба брата остались совладельцами остальных 36%
Как подчеркивается в пресс-релизе, Ledel сохранит самостоятельность как бизнес-единица. «Партнерство с IEK Group не повлечет кадровых изменений в команде Ledel. Компания продолжает работать под руководством Артура и Артема Когданиных», — отмечает в пресс-релизе Артур Когданин.
Подобный союз на электротехническом рынке между двумя российскими компаниями — уникальное явление, говорится в пресс-релизе. «Сделка стала результатом большой подготовительной работы и хорошо просчитанного решения, — сказано в пресс-релизе. — IEK Group не один год занималась поиском стратегического партнера, в свою очередь, Ledel искал новые возможности для интенсивного роста. Компании видят пути развития одинаково и взаимодополняюще, их интересы, взгляды на сотрудничество удачно совпали». «Понимаем, что такое знаковое событие, как союз двух российских компаний, станет неожиданностью для многих игроков рынка. Нас ждет серьезная работа, и в первую очередь необходимо донести совместную коммерческую политику до рынка», — говорит исполнительный директор IEK Group Андрей Забелин.
«Ledel всегда стремился стать лидером рынка, и объединение с IEK Group позволит максимально реализовать наш потенциал, — добавляет Артур Когданин. — Мы рассчитываем развиваться быстрее, планомерно расширять дилерскую сеть и в перспективе стать одной из лучших компаний в сфере профессионального светодиодного освещения».
Связаться с основателями компании, чтобы прояснить, что заставило их расстаться с контролем над своим детищем, «БИЗНЕС Online» накануне не удалось.
В 2008 году Ledel разработал первый офисный светодиодный светильник в России и запатентовал его. Сейчас на счету у компании более 80 запатентованных решений
«Lamborghini среди светильников»
Казанская компания «Ледел» существует уже 12 лет. Еще с детства Артем Когданин увлекался моделированием, техникой, а его старший брат Артур занимался предпринимательством и впоследствии помог ему с бизнес-планом. «Моя истинная страсть — не только бизнес. По своей сути я изобретатель, а компания помогает мне реализоваться в этой сфере», — говорил Артем в интервью «БИЗНЕС Online». Еще будучи молодым человеком, Артур сколотил первоначальный капитал в торговле игровым оборудованием, а затем вложился в бизнес светодиодов, идею которого предложил ему младший брат. Само увлечение сложными световыми решениями, как неоднократно рассказывал СМИ Артем Когданин, родилось от необходимости кататься в темноте на велосипеде — он собрал своими руками светодиодный фонарик (в 2005–2006 годах они только появились) и понял, что это может стать золотой жилой. В 2007 году братья договорились о бизнес-модели и потихоньку запустили производство (на тот момент даже рынка светодиодов еще не существовало). Сейчас завод Ledel в Казани насчитывает более 10 тыс. кв. м производственных площадей, здесь выпускают около 750 тыс. единиц готовой продукции в год. Компания работает не только по всей России, но и в Азии, Европе и на Ближнем Востоке. На производстве задействованы около 350 человек.
«Мне хотелось создать Lamborghini среди светильников», — говорил в интервью Артем Когданин. В 2008 году Ledel разработал первый офисный светодиодный светильник в России и запатентовал его. Сейчас на счету у компании более 80 запатентованных решений, два десятка из которых — международные.
Компания освещала целые энергосберегающие кварталы, детские площадки и муниципальные детсады в Казани
Резкий взлет светодиодной отрасли в России начался в 2009 году, когда был принят знаменитый закон об энергосбережении, который окрестили законом о «лампочке Медведева». Продажу обычных ламп накаливания попросту запретили в пользу энергосберегающих. С одной стороны, производить такую светотехнику стало востребовано, с другой — выросла и конкуренция. Завод стал производить все виды экономичного освещения, включая бытовое, промышленное, офисное и уличное. «Мы были одними из первых, кто стал освещать целиком города. До этого на такие масштабные проекты не решался никто. Наши экономичные и надежные светодиодные системы освещают не только города, но и такие важнейшие объекты, как, например, федеральный памятник героям Сталинградской битвы „Родина-мать“ в Волгограде, автомобильную трассу федерального значения М4 „Дон“», — рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» Артем Когданин. Компания освещала целые энергосберегающие кварталы, детские площадки и муниципальные детсады в Казани, несколько объектов Универсиады, улицы Иннополиса и IT-деревни в Усадах, сети АЗС, казанский IT-парк и многое другое, не говоря уже о федеральных и муниципальных дорогах, промышленных предприятиях по всей стране (объекты «РусГидро», «Лукойл», «Татнефть», «Газпром», «Башнефть») и офисах известных компаний.
В 2015 году вторую очередь завода Ledel в Казани запустили президент РТ Рустам Минниханов и Алексей Кудрин. Бизнесмены Когданины участвовали и в проекте «Фабрики предпринимательства», поддерживая молодые таланты. По данным «Контур.Фокус», ООО «Ледел» в 2017 году получило выручку в 1,1 млрд рублей и чистую прибыль в 81,3 миллиона. Братья владеют и долями в других небольших фирмах, например, Артему принадлежит доля в туристической компании Казани «Аист Бизнес Тревэл».
Конкурентный рынок светотехники России консолидируется под давлением китайцев
Игроки ждут консолидации рынка
Удивительно, что братья Когданины решились на потерю контроля над бизнесом, но, видимо, рынок заставил: за последний год его участники отмечают серьезный рост конкуренции. Так, руководитель проекта «Светотехника», АО «Марийский машиностроительный завод», Евгений Клюжев ожидает в 2019 году ухода части производителей с рынка. По его мнению, выиграют те, кому удастся заключить крупные контракты на поставку оборудования, например, для модернизации уличного освещения в городах и поселениях. В свою очередь, генеральный директор группы компаний «Вилед» Дмитрий Смолин указывает на продолжение экспансии китайских светильников. «Соответственно, выживать и развиваться на рынке будет тот, кто предложит адекватные решения с хорошими техническими характеристиками за разумную стоимость. Задача же покупателя — сэкономить не только при покупке ламп, но и на последующей эксплуатации», — отмечает он. По словам директора по развитию ТД «ЭлектроМир» Евгения Козлова, развитие светотехнического рынка склоняется в сторону экономсегмента (категория С) в связи с тем, что рынок в премиум- и среднем сегментах (А и В) сформирован, маловероятно, что на нем произойдут глобальные изменения. «Скорее всего, электротехнический рынок будет укрупняться среди производителей и дистрибьюторов», — считает он.
По оценкам экспертов, в 2018 году российский рынок светотехники составил порядка 1,1 млрд евро. В том числе рынок профессиональной светотехники оценивается в 823 млн евро. Ожидается, что к 2020-му проникновение технологии LED-решений для потребительского и профессионального применения превысит 77%. Общий объем рынка профессиональной светотехники в 2018 году оценивался в 823 млн евро, в том числе 218 млн евро — потребительский рынок LED-освещения. При этом рынок традиционных источников света в потребительском сегменте в России в 2018-м оценивался в 60 млн евро (годом ранее — 95 млн евро).
Ожидается, что проникновение умных систем освещения в потребительский сектор будет проходить медленнее, чем в профессиональный. Сейчас интегрированные системы освещения занимают не более 1% рынка потребительской светотехники, в то время как системы освещения, созданные для бизнеса, занимают уже 23% рынка профессиональных световых решений.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.