Генеральный директор УК «Уютный дом» Марат Нуриев Генеральный директор УК «Уютный дом» Марат Нуриев Фото: Андрей Титов

«В СЧЕТЕ-ФАКТУРЕ НЕТ ТАКОЙ СТАТЬИ, КАК БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ»

— Марат Абдулхаевич, вопросов по ремонту внутридворовых проездов и благоустройству дворов поступило больше всего. Об этом спрашивают с Амирхана, 85а; Четаева, 25; Коллективной, 25; Лаврентьева, 26 и 28.

— Люди просят благоустройство двора, но за это не хотят платить. К сожалению, подобное невозможно без финансового источника. Там, где люди принимают решение о софинансировании, есть возможность данные работы сделать быстрее.

— Закон о самообложении касается только сельской местности, он не распространяется на города? А условия там хорошие: на 1 рубль собранных жителями денег бюджет добавляет 4 — можно что-то полезное сделать.

— Действительно, закон хороший, но, к сожалению, в городе он не работает, поскольку решение о самообложении надо принимать на уровне муниципалитета. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи людей, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования разовых платежей решаются на местном референдуме или на сходе граждан. В деревнях и поселениях, где зарегистрировано до 100 граждан-избирателей старше 18 лет, проводится обычный сход граждан, а в Казани уже придется проводить референдум, что нереально в городе-миллионнике. Но есть возможность проведения местного референдума в границах внутригородского района, например Авиастроительного и Ново-Савиновского.

— У города есть статья расходов на такое софинансирование?

— Дворы отмежеваны жилым домам, все права и обязанности по его содержанию — у собственников жилья. А за счет каких средств город должен благоустроить дворы? Он же не может снять деньги с других статей расходов, например с образования или здравоохранения.

Но благодаря руководству нашей республики президенту Рустаму Нургалиевичу Минниханову, а также мэру города Казани Ильсуру Раисовичу Метшину выделяются денежные средства из бюджетов разного уровня на благоустройство дворов, асфальтирование внутриквартальных проездов и дорог. Однако этих денег недостаточно, чтобы в один год сделать всё.

Но все равно жителям надо быть активнее и отнестись с полной ответственностью к состоянию и содержанию придомовой территории. Это старая привычка — ждать, что кто-то придет и всё нам сделает. Такие времена прошли. Если жители отнесли определенную территорию к своему дому, то и должны ее содержать. Бюджет выделяет определенные средства на асфальтирование придомовой территории, межквартальных проездов и дорог. Районная администрация ежегодно составляет план ремонта с учетом мнения депутатов, актива района. А когда жители многоквартирного дома (МКД) готовы принимать участие, естественно, их дом можно включить в текущую программу и отремонтировать двор в первую очередь. К сожалению, тех денег, которые выделяет бюджет, многократно недостаточно для всего объема работ. И в первую очередь ремонтируются проезды к социальным объектам — детским садам, школам, медицинским и спортивным учреждениям.  

— Но люди не только асфальт просят, но и детскую площадку, озеленение, парковку.

— Нам говорят: «Когда вы в нашем дворе сделаете благоустройство?» Но возникает ответный вопрос: «Если двор ваш, то кто должен его благоустраивать?» Ведь по Жилищному кодексу придомовая территория — это общая собственность собственников МКД. Без решения общего собрания собственников в данном дворе город даже дерево посадить не может. Требований по благоустройству дворов очень много, но, к сожалению, никто не оплачивает эту работу. В счете-фактуре нет такой статьи, как благоустройство территории. А если нет статьи доходов, то не может быть и расходов. Если же мы со статьи расходов, например, на текущий ремонт инженерных коммуникаций деньги перенаправим на установку скамейки во дворе, то нарушим закон, нас накажут за нецелевое использование средств, поэтому мы и ведем соответствующую работу с населением через старших по домам: если уж двор ваш, то надо найти источник финансирования на его благоустройство.

— А каким образом можно это сделать?

— По решению общего собрания МКД надо обратиться в управляющую компанию, чтобы в счет-фактуру внесли статью расхода на благоустройство придомовой территории. И эти деньги целевым образом будут расходоваться на благоустройство данного двора. Мы разъяснительную работу с населением ведем, но народ воспринимает это очень тяжело. Но здесь надо принимать решение: или жить так, как жили предыдущие 30 лет, и ничего не платить, или включить в счет-фактуру эти услуги и дальше жить в хороших дворах. Надо понимать, что на подобных территориях стоимость вашей квартиры возрастает! Мы на практике видим, что в благоустроенных дворах востребованность и стоимость квартир увеличиваются. Да, собственник 100–200 рублей будет платить за благоустройство, зато цена его квартиры возрастет.

— Есть примеры, когда дом решил внести новую статью расходов в счет-фактуру?

— По городу такие примеры есть, а у нас сегодня имеется несколько домов, где проводятся общие собрания по этому вопросу.

— У вас есть такой институт, как совет собственников. Чем он занимается?

— Законом предусмотрено, что каждый дом обязан создать совет многоквартирного дома, избрать его председателя и членов. Советы домов, обслуживающихся одним ЖЭКом, создают свой совет во главе с председателем. Таких советов у нас 11. Затем в управляющей компании создают комитет собственников жилья, в состав которого входят председатели 11 советов собственников МКД. Но быть председателем совета МКД желающих особо нет. Закон говорит, что оплачивать их труд должны собственники жилья, приняв соответствующее решение общим собранием. Платить никто не собирается, а бесплатно работать мало кто хочет. Наверное, сами понимаете, каков уровень этих советов. Мы стараемся дать им знания, но это не помогает финансово, чтобы человек активно работал. Управляющая компания выплачивает вознаграждение, которое зависит от суммы оплаченных средств за жилищно-коммунальные услуги жителями.

— На вашей территории есть примеры, когда собрание собственников приняло решение оплачивать работу председателя совета МКД?

— Таких примеров у нас нет, но есть работающие советы, например по адресу Ямашева, 74. Там живет и трудится председателем совета МКД Иван Алексеевич Барышников. Когда мы делали благоустройство данной придомовой территории, жители собрались и решили, что в их дворе нет места автомобилям. Они собрали по 20 тысяч рублей с каждого автовладельца и свободную территорию с другой стороны дома заасфальтировали под стоянку. Или, к примеру, по адресу Амирхана, 35, 37 собрали деньги и приобрели игровой комплекс для детской площадки, а мы ее установили на условиях софинансирования. Жители домов на Голубятникова, 30 и Мусина, 71 в текущем году на общем собрании собственников приняли решение о софинансировании работ по благоустройству двора, оформили протокол и направили его в управляющую компанию, в настоящее время мы приступили к выполнению данных работ.

Фото предоставлено ООО «Управляющая компания «Уютный дом»

ПРЕЗИДЕНТ РТ ПОДДЕРЖАЛ ПРОГРАММУ «НАШ ДВОР»

В городе не думают разработать единый план благоустройства дворов? Наша читатель Ирина задает такой вопрос: «Когда город возьмется за дворы по-настоящему?! Не надо надеяться на то, что жители сами их сделают: нет ни денег у них, ни сознания. А двор — это как „своя рубашка к телу“, которая всегда ближе человеку, и по своему двору мы судим о городе в целом. Парки делают — это хорошо, но двор-то у каждого рядом!»

— После приведения в надлежащее состояние инженерных коммуникаций и снятия многих других проблем в жилом фонде в последние несколько лет жители справедливо поднимают вопрос по асфальтированию внутриквартальных проездов и благоустройству дворовых территорий. Наша управляющая компания уже более 10 лет проводит работу по благоустройству дворовых территорий с учетом мнения населения и при его активном участии. Каждое открытие нового двора — это праздник для наших жителей, почетными гостями которого были президент республики и мэр города Казани. И мы неоднократно на данных встречах говорили о важности проведения подобных работ.

Этим вопросом плотно занимаются депутаты от партии «Единая Россия». Радостно, что на днях президентом РТ была поддержана программа «Наш двор», предложенная партией «Единая Россия», и соответствующим министерствам даны поручения по формированию пятилетней программы благоустройства дворовых территорий. Мы также со своей стороны начали заниматься инвентаризацией дворовых территорий с привлечением активных жителей домов.

— Дело-то в том, что населению даже не сообщили, что они стали собственниками какой-то территории, поэтому, наверное, у многих и возникает непонимание.

— Так или иначе, но, в соответствии с Жилищным кодексом, придомовая территория находится в собственности жителей многоквартирного дома. Вот если власти захотят сделать в этом дворе то, чего не хотят жители там видеть, то последние сразу сорганизуются и скажут: «Вы не имеете права!» Значит, они понимают, что двор принадлежит им. Просто надо поменять психологию. И она постепенно уже трансформируется, у нас есть примеры, где жители это поняли. И чем раньше люди поймут, тем быстрее у них во дворе появится благоустройство. А вообще, на нашей территории больше половины благоустроенных дворов, потому что мы активно занимаемся данным вопросом.

— По адресу Адоратского, 34, 36, 38, 40, 42 одна большая дворовая территория. В прошлом году убрали все аварийные горки, поломанные песочницы и так далее, но за летний сезон нового ничего не построили. Теперь у нас просто пустой двор. Планируется ли благоустройство двора по данному адресу? Если да, то в какие сроки? (Марина, Дмитрий).

— Да, во дворах есть изношенное спортивное оборудование и детские площадки, которые уже небезопасно эксплуатировать. Опасное оборудование мы обязаны демонтировать. Но для того, чтобы поставить новое, нет источника финансирования, как я уже сказал. Люди должны определиться сами.   

 Вот что написал наш читатель в комментарии: «Пусть, наконец, займутся обустройством парковочных мест или уж приведут в порядок газоны, пусть борются с нелегальными платными парковками во дворах, с самозахватом земли под парковки личного авто и убирают с газонов покрышки, цепи, столбики, табуретки и прочий мусор, обозначающий самовольно захваченное место».

— Этим должны заниматься сами жители дома. Кто захватил место под парковку? Его соседи. Собрание собственников должно решить, газон разбивать или парковку делать. А у нас как всегда: владельцы машин хотят иметь парковку у дома, а те, у кого нет авто, выступают за газон или детскую площадку. Но надо прийти к какому-то общему решению. Наверное, закон так и написан, чтобы жители все-таки сплотились, чтобы у них был лидер в лице председателя совета многоквартирного дома. Если проблему не решить внутри дома, ее никто другой решить не сможет. Таков сегодня закон.

— Другой читатель написал в комментариях: «Обратите внимание на ларьки (растут как грибы на зеленых зонах) — ужасные на вид, без условий».

— Благодаря активной работе мэра и его команды ситуация с ларьками в Казани изменилась в лучшую сторону. Действительно, раньше их было очень много, вид у них был неряшливый. На сегодня количество ларьков намного сократилось, им отвели определенные места, с внешним видом проблем нет. Поскольку на улицах за ларьками строгий контроль, многие предприниматели переместили их во дворы. Я против этих ларьков, борюсь с ними уже не первый год. Мы обращались и в правоохранительные органы, есть у нас и судебные решения, но управляющие организации не имеют права даже подавать заявление в суд за незаконную установку ларька во дворах, потому что данная инстанция принимает заявление только от собственников территории, поэтому мы ищем неравнодушного человека в этом доме, чтобы он подал в суд. Мы потом юридически сопровождаем подобное дело.

С другой стороны, эти ларьки не будут стоять там, где не покупают их продукцию. Может быть, жители сами виноваты, что приобретают там товары? Знаю, на проспекте Ямашева стоял ларек без электричества, а в нем продавали молочную продукцию, люди покупали ее. Спрашиваю их: «Вы понимаете, что покупаете?» Отвечают: «Дешевле же…» Да, дешевле, потому что за аренду земли и за электричество не платят. Но какое там качество товара, как можно продавать молочные изделия без холодильника?! А люди приобретают продукцию, даже в очереди стоят… Наверное, выход прост: не надо покупать — и ларек сам исчезнет. 

Фото предоставлено ООО «Управляющая компания «Уютный дом»

«ЕСТЬ ЧЕТЫРЕ СПОСОБА ПОДАЧИ ПОКАЗАНИЙ ПРИБОРОВ УЧЕТА»

— На дворе XXI век, в руках у каждого — мобильные телефоны, а общаться с жилищниками мы вынуждены по старинке: звонить по единственному телефону, который всегда занят, несколько кварталов идти до ЖЭКа, чтобы подать заявку на ремонт и тому подобное, а потом отпрашиваться с работы на неопределенное время, потому что электрик, сантехник и прочие придут «в течение дня». Как вы планируете изменить эту ситуацию? (Альфия)

— Не хочу обидеть задавшую этот вопрос, но, видимо, она не в теме. Во-первых, наша управляющая компания с первого дня своего существования имеет сайт, подать заявку можно через него. Сегодня по телефону нам практически не звонит никто. Во-вторых, заявка через портал «Открытая Казань» доходит до исполнителя в течение трех минут. В-третьих, через опцию «Госуслуги» сайта правительства можно подать показания приборов учета и заплатить за квартиру.    

— А вот читатель Сергей спрашивает: «На основании какого закона подачу показаний некоторые делают только в электронном виде? Можно ли подавать показания на бумажном носителе? И в какие числа это делается?»

— Есть несколько способов подачи показаний приборов учета. На бумажном носителе можно передать сведения в ЖТО по месту жительства с 15-го по 18-е число, при этом указать адрес, услугу, номер счетчика и его показания на момент снятия. Можно зарегистрироваться на сайте uslugi.tatar.ru и через него передавать показания счетчиков до 25-го числа включительно. Есть возможность передать показания приборов учета в пунктах приема платежей при оплате жилищно-коммунальных услуг до 18-го числа включительно. Для этого жителю необходимо указать показания счетчиков в квитанции и оплатить. Оператор по приему платежей обрабатывает показания приборов учета, внося их в реестр оплат. Также показания приборов учета можно передать через кол-центр по телефону 205-37-34 до 22-го числа, через веб-портал «Открытая Казань» до 22-го числа. Кстати, сайты госуслуг и «Открытая Казань» имеют мобильные приложения.

— Какими нормативными документами определяется стоимость платных услуг? (Сергей)

— Расценки на платные услуги есть на сайте управляющей компании и на информационных стендах в каждой подрядной организации. Цены определяет исполнитель данных услуг, потому что это рынок. Но сегодня желающих оказывать подобные услуги очень много, конкуренция большая, поэтому ни одна организация не заинтересована завышать цены. Кстати, ЖЭКи могут предоставить льготы жителям своего участка на отключение и слив воды. К тому же ЖЭКи территориально находятся рядом с домами, поэтому услуга может быть оказана быстро, и они несут ответственность за качество работы. Местные ЖЭКи никуда «не потеряются», а вот исполнители со стороны могут исчезнуть в неизвестном направлении. Для заказа платных услуг надо подать заявку (можно через сайт УК) и оплатить работу. 

 Нет в счете-фактуре в графе «Недопоставка услуг» ни одного дня о недопоставке услуг, хотя она бывает, тем более пересчета платежа. Исправно платим по выставленным с/ф, а в следующей с/ф в графе 13 появляется перерасчет — опять начисление с нас. И это происходит периодически. «Уютный дом» умудряется по 3–9 рублей да накинуть. (Наиль)

— Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» обязывает всех собственников жилья устанавливать приборы учета потребления коммунальных услуг и в соответствии с их показаниями оплачивать. Но если отключено водоснабжение или электричество, в это время счетчик расход не показывает. Что касается отопления, то на моей памяти нет такого случая, чтобы зимой было отключение отопления. Но случается, что батарея внутри квартиры забита или кто-то вентиль перекрыл.

С 1 января 2017 года ОДН как коммунальная услуга не начисляется, на сегодняшний день расчет начислений производится на основании Правил предоставления коммунальных услуг. Изменения, которые отображаются в счете-фактуре в графе «Перерасчет», обычно возникают в случаях несвоевременного предоставления показаний индивидуальных приборов учета. В домах, оснащенных индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), перерасчет производится по причине изменения объема тепловой энергии по отоплению за предыдущий расчетный период, связанный с изменением объема горячей воды ввиду несвоевременного предоставления показаний квартирных приборов учета. Так и появляются эти 3–9 рублей, причем не только у того человека, который не вовремя передает показания счетчика, но и у всех собственников квартир в этом доме. Перерасчеты могут быть как «положительными», так и «отрицательными», но, как правило, жильцы «отрицательные» перерасчеты не замечают.


«НЕ ДОЛЖНО ЖЕ БЫТЬ ТАК, ЧТО ПОЛЬЗУЕШЬСЯ УСЛУГАМИ И ГОДАМИ НЕ ПЛАТИШЬ ЗА НИХ»

— Выходит, все жильцы дома невольно «несут ответственность» за тех, кто по каким-то причинам вовремя не подает показания своих приборов учета? А как быть с должниками по уплате за коммунальные и жилищные услуги? Здесь коллективной ответственности ведь нет?

— На жителях чужие долги никоим образом не отражаются. Кстати, на долг начисляются еще и пени. Но все-таки 80–90 процентов собственников жилья платят регулярно. К сожалению, есть и такие, кто по три-пять-десять лет не платит. Но все равно приходит время, когда они вынуждены долги по квартплате погасить, например при продаже квартиры.      

— Какой на сегодня долг населения за коммунальные и жилищные услуги?

— Долг с 2006 года накопился большой — 350 миллионов рублей. И это только по одной нашей управляющей компании. Суды у нас идут практически ежедневно, на взыскании долгов с населения у нас работают 6 юристов, платим огромные суммы пошлины. Затем материалы дела передаются судебным приставам, но, к сожалению, не в каждом случае удается деньги взыскать, потому что многие не имеют собственности или работают без официальной зарплаты. Наша задача — не пропустить срок давности, который в таких делах установлен в три года. Но не надо надеяться на то, что три года пройдет — и все долги спишут! Мы каждые три года все такие дела фиксируем через суд. 

— Вы сказали, что судебные пошлины большие. А из какого кармана они выплачиваются?

— Из кармана управляющей компании. Эти расходы и оплата труда 6 юристов в конечном итоге идут за счет собственников жилья по статье «Управление жилым фондом». А ведь в Европе нет таких долгов! Мы же — тысяча человек — вынуждены ходить по квартирам должников и напоминать о квартплате. Наша обязанность — качественно предоставлять услуги, обязанность населения — ежемесячно их оплачивать. Если бы собственники вовремя платили, нам не было бы необходимости впустую тратить деньги и время, мы направили бы их на полезные дела.

— Отключение за неуплату услуг (свет, вода) критикуют, а как иначе вы долги «выбиваете»? (Маршида)

— В Жилищном кодексе прописано, на что мы имеем право в таких случаях. Если человек имеет задолженность свыше двух расчетных периодов, то мы ограничиваем поставку коммунальных услуг. Кроме холодной воды и отопления все остальные услуги можно ограничивать: и электричество, и водоотведение. Закон не то что позволяет нам это делать, а обязывает! И власть, и прокуратура, и другие контролирующие органы требуют с нас, чтобы население своевременно оплачивало коммунальные и жилищные услуги. Управляющая компания в ответе перед поставщиками за полученные коммунальные услуги: мы подписываем акт выполненных работ и тем самым обязаны оплатить их. И если не все собственники жилья платят, то мы все равно обязаны эти деньги поставщикам отдать, поэтому и приходится отключать услуги, чтобы подстегнуть нерадивых…

— Когда в СМИ появляются истории об отключении газа или воды у пенсионеров, многодетных семей, общество очень негативно это воспринимает…

— И данные категории населения обязаны платить! Мы стараемся не отключать услуги у таких людей, но и с их стороны тоже должно быть понимание. Не должно же быть так, что пользуешься услугами и годами не платишь за них. Тогда законом надо принять решение, что подобные категории населения освобождаются от жилищно-коммунальных платежей, и определить источник финансирования выпадающих доходов поставщиков услуг.

— Поставщики коммунальных услуг платят управляющим компаниям за то, что они всеми возможными законными способами за их услуги собирают деньги с нерадивых собственников жилья?

— Мы ни копейки не получаем от поставщиков, делаем для них подобную работу бесплатно. Законодатель считает, что мы обязаны делать это в рамках статьи «Управление жилым фондом». Плюс ко всему своими активными действиями мы наживаем недоброжелателей среди жителей, вынуждены входить с ними в конфликт, и они во всем обвиняют нас, потому что мы с ними судимся, делаем замечания, присылаем предписания, ограничиваем поставку услуг. И естественно, они жалуются на нас зачастую необоснованно, по выдуманным причинам, и некоторые СМИ такое подхватывают и развивают.

Фото предоставлено ООО «Управляющая компания «Уютный дом»

«В ИННОПОЛИСЕ МЫ ОРГАНИЗОВАЛИ РАБОТУ НА НЕВЫГОДНЫХ ДЛЯ НАС УСЛОВИЯХ»

 Возьмите к себе в УК, пожалуйста, наш дом по адресу село Высокая Гора, ул. Мичурина, 17. Наша УК ничего не делает который год: крыша течет, света нет, зимой снег не убирают. Сколько жаловались, все бесполезно. (Р.Ф. Галлямов)

— Географически это очень далеко находится от нас, поэтому я, поблагодарив задавшего вопрос за высокую оценку нашего труда и доверие, отвечу отказом, потому что подобное будет неудобно для всех и очень дорого. Но если жителей не устраивает работа данной управляющей компании, то надо или взять дом на самоуправление, создав товарищество собственников жилья, или нанять другую УК, которая находится в этом же районе.

— Тем не менее в свое время вы взялись за обслуживание домов в Иннополисе. Как это произошло?

— Тема особая… Когда в 2014 году там начали вводить жилые дома, было необходимо найти управляющую компанию. Данный проект был финансово невыгодный, затратный, так как оплаты не имелось, а содержать и заселять дома надо. А там есть и лифты, и охранная сигнализация, и домофоны, и различные коммуникации — и все это надо было обслуживать.

Жители заселялись не сразу, а по три-пять человек. Очень нерентабельно обслуживать такие дома, где жителей мало, а его содержание требует таких же сил, как и полностью заселенный дом. Но нам объяснили ситуацию и предложили взять дома на обслуживание, так как наша управляющая компания одна из самых крупных и надежных. И мы за эту работу взялись. Была создана новая управляющая компания на базе УК «Уютный дом». Сегодня мы обслуживаем там 16 домов. В перспективе есть развитие данного города, и по мере строительства новых домов мы хотим участвовать в конкурсах на управление и увеличить жилой фонд до выхода на положительный финансовый результат. Управление жилым фондом с небольшой площадью является экономически невыгодным, или же необходимо повышать тариф.

В Иннополисе мы взялись организовать работу на невыгодных для нас условиях. Пришлось и дополнительные финансы вкладывать, и покупать технику, механизмы, и находить людей на работу, и создавать аварийную службу, и газоны разбивать, привлекать денежные средства на покрытие долгов перед поставщиками коммунальных ресурсов и на оплаты выполненных работ подрядчикам. Дома построены, люди заселяются, но, к сожалению, конкурсы на управление не проводятся. Возвели еще три больших дома, но их будет обслуживать другая УК. Нами вложены средства в организацию работы, и я не вижу логики в создании еще одной УК на такой небольшой жилой фонд. Тем не менее решение такое принято. Работа сегодня идет там неплохо. Замечания бывают, но мы их устраняем в текущем режиме. Возможно, нашу компанию попросят уйти оттуда. Но тогда возникает вопрос: а где же гарантия малому бизнесу? Как создавать предприятия, вкладывать деньги, если могут без объяснения причин отказаться от услуг?

— А где вы нашли людей на работу в Иннополисе?

— Сначала мы возили работников из Казани, потом обошли все близлежащие населенные пункты и нашли желающих, обучили. Мы были вынуждены арендовать для них квартиры в Иннополисе и платить за это. Сегодня организована работа по типу семейного подряда. Каждую «коробку» из четырех домов обслуживает одна семья, проживая там же. Это очень хорошая форма обслуживания, потому что семья находится на работе 24 часа в сутки.

— Что семья в состоянии делать, какие там специалисты?

— Делает все, что необходимо по обслуживанию дома: уборка территории и подъездов, ремонт сантехники и электрики.

— От жителя Иннополиса Азата пришел такой вопрос: «Дома находятся в предаварийном состоянии, требуют ремонта подъезды, входные группы. Не работает система вентиляции и кондиционирования. Придомовая территория в грязи, неухоженная. Дома-то все новые, а хозяина УК нет. На вопрос к руководству Иннополиса о причинах столь плачевного состояния разводят руками: «Все вопросы к УК „Уютный дом“». Как быть? Что делать?»

— Если речь идет о тех домах, которые обслуживает «Уютный дом», то такой картины там нет. Территория неплохо убирается. Мы даже получаем замечания от жителей за то, что зимой снег убираем до асфальта и им трудно возить детей на санках. По поводу кондиционирования: дома имеют общую систему; чтобы ее запустить, требуется согласие всех жителей. Но тем, кто живет на северной стороне дома, кондиционирование не нужно, они отказываются за него платить. С самого начала заселения дома его жители не могут принять общее решение, которого нет и у собственника жилого фонда. А система единая, ее надо обслуживать, расходовать на нее электричество — все это затраты.

— А собственник жилья там ГЖФ?

— Да, Государственный жилищный фонд РТ, который сдает квартиры в аренду.

— Дома там новые — пять лет от силы, почему же подъезды в плачевном состоянии оказались? Либо строители некачественно построили, либо жители так относятся к арендному жилью…

— Ничего такого страшного там нет, но к строителям действительно замечаний было очень много. Первые три года мы активно занимались устранением недоделок, работали с заказчиком, с инвесторами. Да, есть ряд дефектов, которые не устранили, но никакой предаварийной ситуации там нет. Это утверждение жителя Иннополиса является преувеличением. Нормальные красивые дома. А если подъезды обшарпались, то в этом есть вина и жителей данных домов. Нормативный срок проведения текущего ремонта подъезда — пять лет, в текущем году планируем начать.

Фото предоставлено ООО «Управляющая компания «Уютный дом»

«ЧЕМ МЕНЬШЕ МУСОРА БУДЕТ ОТПРАВЛЕНО НА СВАЛКУ, ТЕМ ЛУЧШЕ ДЛЯ ЭКОЛОГИИ»

— Что станет со сбором, вывозом и оплатой за вывоз мусора? Много всего понаписали в СМИ, а как реально будет? (Хуснутдинов И.)

— С 1 января 2019 года вступил в силу закон об обращении с ТКО, в том числе и в нашей республике. У нас создано два региональных оператора по обращению с ТКО. Само название поменялось: раньше было «твердые бытовые отходы», а сейчас «твердые коммунальные отходы». Раньше вывоз ТБО считался жилищной услугой и оплачивался населением из расчета с квадратного метра жилья, сегодня вывоз ТКО — это коммунальная услуга, расчет оплаты ведется с человека. Поскольку вывоз отходов стал коммунальной услугой, решение о тарифе принимает не собственник жилья, а госкомитет РТ по тарифам. Надо сказать, в нашем регионе тарифы самые низкие.

Наша управляющая компания тоже начала работать по новому закону. Во-первых, перезаключили договоры на вывоз отходов с региональным оператором. Во-вторых, мы ведем информационную работу с населением относительно новых норм закона об обязательном раздельном сборе отходов. Чем больше мы отсортируем и переработаем отходов, тем меньше уйдет на свалку. На контейнерах для мусора уже появились наклейки на двух языках с указанием видов отходов, чтобы люди понимали, куда что выбрасывать. Кроме того, еще раньше мы установили желтые контейнеры для отдельного сбора ПЭТ-бутылок.

— Кто все-таки отходами должен заниматься — управляющие компании или региональный оператор?

— Это надо делать сообща — и управляющая организация, и региональный оператор, и, самое главное, население.

— В чем интерес УК, если деньги получает региональный оператор?

— У нас интерес, как и у всех граждан, — экология. Чем меньше мусора будет отправлено на свалку, тем лучше для окружающей среды. Да, у нас дополнительная работа появилась, но этот вопрос нельзя мерить только деньгами. Нам предстоит построить еще несколько контейнерных площадок. Кроме того, наш район отличается тем, что во многих домах есть работающие мусоропроводы, поэтому сортировку мусора организовать трудно. Мы вечерами и в выходные дни проводим опросы населения: узнаем, согласны ли они с закрытием мусоропровода в своем подъезде и строительством контейнерной площадки на придомовой территории. Чтобы принять решение, должно быть две трети согласных с этим, а нежелающих сегодня пока больше.  

— Читатель с улицы Голубятникова, 21а спрашивает: «Почему в нашем дворе установили 9 мусорных контейнеров вместо двух по нормативу?»

— Это временное явление, пока по адресу Гашека, 3 идет реконструкция контейнерной площадки. Потом все восстановим по-прежнему.

Фото предоставлено ООО «Управляющая компания «Уютный дом»

«ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ПОДЪЕЗДОВ МЫ УКЛАДЫВАЕМСЯ В НОРМАТИВНЫЙ СРОК»

 «На Гаврилова, 48 провели косметический ремонт подъездов. После этого посвежело, спасибо. Но есть замечание: не разобрались с пучками проводов, по ним просто распылили побелку. Весь подъезд продырявили под проводку интернет-каналов. Сколько компаний, столько и дырок. Кто дает разрешение? Не подъезд, а термитник».. (Дина Халиуллина)

— Это наш больной вопрос… Разрешение никто не дает. Операторы связи работают по заявительной системе с самими собственниками жилья. Если житель сделал заявку оператору на подключение интернет-связи или кабельного телевидения, разрешения на это не требуется. А операторов связи у нас много, житель может выбрать любого. В итоге проводов много, картина неприглядная, а виновата почему-то управляющая компания…

Операторы связи активно вошли в дома в 2003–2005 годах, в то время действовал Жилищный кодекс РСФСР, не было понятий «общее собрание собственников» и «общее имущество». В 2010–2011 годах мы через суды и УФАС добились того, чтобы операторы заключили договоры и для вхождения в новые дома проводили собрания собственников, но во время ремонта мы все-таки пытаемся убедить операторов связи навести порядок со своими кабелями.

— «Зашарпанные подъезды на Амирхана, 22 уже много лет. Когда же кончится бардак?» (Дмитрий)

— Ремонт подъездов по этому адресу был четыре года назад, а по нормативу текущий ремонт мы делаем раз в пять лет, на 2020-й он там запланирован. Надо сказать, что «Уютный дом» — первая управляющая компания, которая укладывается в нормативный срок по текущему ремонту подъездов. В самом начале работы мы взяли на себя обязательство за три года привести все подъезды в нормативное состояние, а потом раз в пять лет проводить там косметический ремонт.

Как только мы заканчиваем с ремонтом, приглашаем старшего по дому или активного жителя и просим высказать все замечания. Если они есть, мы их устраняем и сдаем подъезд жителям. Некоторые подъезды через пять лет выглядят так, будто ремонта там не было много лет, а в других и через пять лет его не требуется — все в идеальном состоянии сохранено. Очень многое зависит от самих жителей! Пример: пока донесут какой-то крупногабаритный предмет до своей квартиры, в подъезде все угли обобьют и стены исцарапают. И никто даже не подумает отремонтировать то, что сам испортил! Поэтому и появляются обшарпанные подъезды. Никто ведь со стороны не приходит ваши подъезды ломать.

— «Когда будут менять трубы отопления и водопровод по адресу Адоратского, 35?» (Наиль)

— Замена труб производится во время капитального ремонта, срок проведения которого можно узнать на портале госуслуг и на сайте мониторинга жилищного фонда РТ, а наша задача — поддерживать трубы в рабочем состоянии, чтобы не оставлять дом без коммунальных услуг. Ежегодно мы проводим опрессовку, промывку и испытание трубопроводов, а также текущий ремонт. 

«В начале февраля 2019 года мною направлялось заявление о проведении тепловизионной съемки в моей квартире, однако уже май, а данное обследование проведено не было. Прошу объяснить, возможно ли надеяться». (Тукаев Альберт)

— По данной заявке я разберусь, но там нужна не столько тепловизионная съемка, сколько устранение проблемы. Наверное, там или стены холодные, или другая причина. Возьмем в работу.

Фото предоставлено ООО «Управляющая компания «Уютный дом»

«ИМЕННО СОБСТВЕННИКИ РЕШАЮТ, СКОЛЬКО ОПЛАЧИВАТЬ ЗА ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ»

— Как сегодня обстоят дела с кадрами в сфере ЖКХ? Есть ли дефицит специалистов? И каких именно? Какая зарплата у жилищников, кто определяет ее размер?

— Я работаю в системе ЖКХ почти 30 лет, и у меня свое видение данного вопроса. Зарплата в ЖКХ всегда была небольшая, но раньше в эту сферу многие шли потому, что там давали жилье. Я сам из деревни приехал в Казань, мне негде было жить. Устроился слесарем-сантехником в ЖЭУ-8 ПТЖХ Вахитовского района — с надеждой, что мне дадут какое-нибудь жилье, и мне его выделили. В конце 90-х — начале 2000-х годов не было денег на зарплату, ее по полгода не платили или выдавали вещами. Вот в это время из системы ЖКХ специалисты ушли. Заработная плата в ЖКХ так и осталась низкой, а жилье сегодня никто не дает.

Когда меня спрашивают, в чем секрет успеха нашей компании, я могу смело сказать: в том, что мы сумели сохранить свои прежние кадры. Наша организация в рамках реализации федерального проекта «Старшее поколение» и национального проекта «Демография» в Республике Татарстан на 2019–2021 годы участвует в реализации мероприятий по профессиональной переподготовке лиц предпенсионного возраста, тем самым мы решаем проблему нехватки узких специалистов и поддерживаем лиц предпенсионного возраста, которые работают у нас по много лет. У нас до сих пор трудятся люди, которые работали еще в системе ПТЖХ. Кстати, я считаю, что ПТЖХ — это самая лучшая система обслуживания жилищного фонда.

— Какая сегодня зарплата в ЖКХ?

— Скажу правду — зарплата у нас очень низкая. Если сегодня дворники получают порядка 20 тысяч рублей, то лишь потому, что убирают две нормы. Если по советским нормативам мерить, то на территории нашей УК должны бы работать около 900 дворников, а сегодня трудятся порядка 250. Мы вынуждены идти от обратного: сколько человек можно нанять на собранную сумму денег.

— А кто размер зарплаты определяет?

— Собственник жилья. У нас многие дворники и сантехники являются собственниками жилья в домах, которые обслуживает наша УК. Когда они совершенно справедливо спрашивают у меня, почему зарплату много лет не поднимали, я им объясняю, что заработная плата напрямую зависит от тарифа, который принимают они же сами — как собственники жилья. А за последние четыре года тарифы на жилищные услуги не менялись. Согласно закону, именно собственники решают, сколько оплачивать за жилищные услуги, как изменить тариф — в большую или меньшую сторону. Да, мы показываем свои расходы, предлагаем свои тарифы, но окончательное решение принимают собственники жилья.

— Но кто же из собственников жилья примет решение увеличить тариф?! 

— Вот именно! И получается парадокс: человек как собственник не хочет поднимать тарифы на содержание двора, и он же, но уже как дворник хочет увеличения зарплаты. Замкнутый круг, и управляющие компании оказываются заложниками этой ситуации. А если мы не можем дать людям нормальную зарплату, то они, конечно, у нас не задерживаются, ищут другую работу. Наверное, Жилищный кодекс рассчитан на настоящего собственника, а у нас, к сожалению, он до сих пор не появился. Сегодня Жилищным кодексом практически все права переданы собственнику: именно он решает, как быть его дому и по тарифам на жилищные услуги, и по плановым работам. 

— Это ведь проблема не только вашей управляющей компании, а по России в целом. Вы как-то ее обсуждаете с коллегами, свои предложения высказываете?

— И с руководством обсуждаем, и вот вам об этом говорю. Но, к сожалению, в целом по стране создали не очень хороший образ управляющих компаний, нас никто не слушает: ни те, кто законы принимает, ни собственники жилья. А на самом деле у нас очень много хорошего сделано за последнее время: и дворы в порядок приводим, и подъезды ремонтируем, и коммуникации в рабочем состоянии содержим. Если помните, раньше во многих подвалах было по колено воды, в подъездах имелись искрящаяся электропроводка и текущие трубы. На фотографиях у меня все это сохранилось.

— Каких работников у вас сегодня не хватает?

— Дворников, уборщиц, инженерно-технических работников, мастеров. Молодые люди после колледжа или института приходят к нам только потому, что в других местах без опыта работы их не взяли. Мы берем их, вкладываем в обучение энергию и время наставников, а они, проработав три-четыре года и получив опыт, уходят туда, где другие условия труда и больше платят. В системе ЖКХ не каждый выдерживает: сказываются и негативное отношение населения, и низкая зарплата, и жесткие условия законодательства в отношении УК.

— В свое время вы создали учебный центр. Для чего — для повышения квалификации своих сотрудников, для населения?

— Во-первых, мы обучаем старших по домам и советы многоквартирных домов, чтобы они параллельно с нами работали с населением. Наши активные жители должны быть более грамотными в вопросах ЖКХ, чтобы мы могли с ними разговаривать на одном языке. Во-вторых, повышаем квалификацию своих сотрудников. Даже приглашаем психологов, которые учат бесконфликтному общению с населением. И ИТР обучаем, и дворников. Например, приходит к нам шофер, который по каким-то причинам остался без прав, и мы его обучаем на сантехника или другую специальность, но таких немного.

— За чей счет идет обучение? Психолог, наверное, бесплатно работать не будет?

— Это все за счет управляющей компании. За свой счет мы и оплачиваем коммунальные услуги, и нанимаем преподавателей из вузов. Но на подготовку специалистов и повышение квалификации активистов денег не жалко, потому что все это делается во имя качественной работы. Несмотря на те проблемы, которые сегодня есть в системе ЖКХ, наша управляющая компания и ее коллектив в состоянии решать задачи, поставленные руководством республики и города, а самое главное — жителями обслуживаемых нами домов. При этом мы в своей деятельности ищем новые формы управления, которые улучшают качество обслуживания населения, внедряем их как пилотный проект и затем транслируем в другие УК. Деятельность управляющей компании стала образцом инновационных технологий, площадкой для реализации многих идей, возникающих на современном этапе развития жилищно-коммунального хозяйства в Татарстане и в целом в России.

Многолетний опыт работы доказал, что мы в системе ЖКХ не «случайные прохожие» и пришли не на один год. С 2006 года трудимся — и ни разу не было смены юридического лица и места нахождения компании. В 2016-м управляющая компания «Уютный дом» одна из первых не только в Татарстане, но и в России отметила свое 10-летие, что говорит о нашей стабильности и постоянстве. Многое сделано за это время, но еще больше предстоит, ведь реформа в сфере жилищно-коммунального комплекса продолжается.

 Марат Абдулхаевич, спасибо за полезный разговор!