Выручка ПАО «КАМАЗ» в январе – марте 2019-го упала на 6,5% до 25,5 млрд рублей. Это печально, но куда хуже то, что автогигант извлек самый слабый результат в своей истории из основной деятельности — операционный убыток составил 3,7 млрд рублей. На заводе делают ставку на обновление модельного ряда, загрузившись займами на рекордные 93 млрд рублей. В нюансах финансовой отчетности автогиганта разбирался «БИЗНЕС Online».
КАМАЗ сегодня, пользуясь карточной терминологией, идет all in, сделав ставку на обновление модельного ряда и повышение качества комплектующих
«СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ВЕРНУЛАСЬ К ОБЫЧНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ — ОН ПАДАЕТ»
КАМАЗ начал год не самым позитивным образом. Выручка головного ПАО в первом квартале упала год к году на 6,5% до 25,5 млрд рублей, следует из опубликованной бухгалтерской отчетности предприятия по российским стандартам (РСБУ). С финансовым результатом все гораздо печальнее: чистый убыток автогиганта вырос в 10 раз до 2,15 млрд рублей.
Незадолго до Нового года финансовый директор КАМАЗа Андрей Максимов сообщил, что компания планирует избежать убытков по РСБУ по итогам 2018 года (по международным стандартам прибыль всей группы составила 1,6 млрд рублей, пусть и просела в два с лишним раза) и не ожидает роста рынка в 2019 году. С первым челнинцы еле-еле, но справились: год они закрыли с символическим плюсом на 27 млн рублей. Но сумеют ли повторить это на стагнирующем рынке — большой вопрос. «Второе полугодие гораздо хуже, чем первое. Обычно у нас в коммерческом транспорте всегда было наоборот: не очень высокий спрос в первом полугодии, стабильно высокий рост всегда ложился на второе полугодие. В этом году происходит наоборот. Первое полугодие росло. Во втором полугодии рынок сначала стабилизировался, летом, а сегодня определяется небольшой долей при падении. Стало сложнее», — объяснял в прошлом году Сергей Когогин.
Традиционную «проблемность» первого квартала подтверждает руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. «Это вызвано сезонностью рынка грузовиков, когда практически до марта низкий спрос, при этом затраты остаются на среднегодовом уровне. Однако в первом квартале 2018 года рынок показывал нетрадиционное поведение и существенно рос за счет завершения крупных инфраструктурных проектов. В 2019 году ситуация на рынке вернулась к обычным показателям, он падает. Это подтверждает как наша статистика, так и „Автостата“. При этом наша доля на рынке 14–40 тонн увеличилась до 45 процентов, что говорит, что мы чувствуем себя лучше, чем весь рынок. Кроме того, у нас настоящий прорыв в магистральном семействе, где мы, благодаря новому модельному ряду, заняли долю более 30 процентов (ранее было не более 5 процентов). То есть без нового модельного ряда мы бы скатились до показателей 2007 года в 27 процентов доли рынка», — пояснил «БИЗНЕС Online» Афанасьев. Впрочем, тот же 2018 год показал, что провал может произойти и во втором полугодии.
Разбирая прошлогодние успехи моделей КАМАЗа, мы выяснили, что семейство «6520/1/7» набрало только 3388 голосов — на 30%, меньше, чем в 2017 году; на классический самосвал пришлись наибольшие потери в линейке. В то же время лучше всех чувствовал себя камазовский магистральный тягач. Похоже, основные акценты сохранилась и в первой четверти текущего года. Но, судя по всему, на заводе рассчитывают, что новые модели все же улучшат картину со спросом, а одной из причин текущего спада видят сравнительно высокую базу 2018 года.
«Падение есть, но опять же по сравнению с прошлым „урожайным“ первым кварталом 2018 года. Новый модельный ряд постепенно заменяет прошлый, спрос на автомобили нового модельного ряда постоянно растет. Сейчас до трети продаваемых автомобилей — это новый модельный ряд», — уточнил Афанасьев.
Судя по всему, на заводе рассчитывают, что новые модели все же улучшат картину со спросом, а одной из причин текущего спада видят сравнительно высокую базу 2018 года
«ЭТО ГРУЗОВИКИ ДРУГОГО УРОВНЯ И КАЧЕСТВА»
Казалось бы, падает оборот — должна сократиться и себестоимость. Однако основные издержки КАМАЗа выросли на… 1,8 млрд до 26,7 млрд рублей (7,3%) и, в отличие от выручки, установили новый рекорд для первого квартала. Похожая ситуация с превышением основных производственных затрат (не говоря уже про накладные) над поступлениями наблюдалась в провальных 2015–2016 годах. Другими словами, несмотря на больший объем поступлений, чем в самых худших периодах, ситуация выглядит тревожной.
При этом главной причиной роста себестоимости в 2018-м на заводе называли переход на новые экологические стандарты. Теперь же к ним прибавились и более качественные комплектующие, которые жаждут видеть клиенты. «Основная причина роста себестоимости — это введение „Евро-5“ и новый модельный ряд. Это грузовики другого уровня и качества. По требованию потребителей в них применяются агрегаты лучших мировых производителей, которые стоят значительно дороже и не все локализованы в России», — сказал Афанасьев.
Отметим, что отсутствие локализации означает не что иное, как покупку комплектующих за твердую валюту. На фактор ослабления рубля на 16% по отношению к доллару США обращает внимание и эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. «В росте издержек отразилось не только увеличение количества выпущенных автомобилей, но и валютная стоимость импортных комплектующих. Средний курс доллара в первом квартале 2019 года (65,743 рубля) оказался на 15,7% выше, чем в первом квартале 2018 года (56,815 рубля)», — уточнил он.
Эксперт-аналитик Алексей Калачев призывает не торопить события, ведь отчетность одного квартала, да еще и неконсолидированная, это еще не показатель
Со своей стороны добавим, что и во втором квартале относительно слабый рубль опять сыграл не в пользу издержек. Как мы отмечали ранее, именно гордость КАМАЗа, его тягач «5490», сильно зависит от импортных комплектующих. Все логично: пока идет спрос на магистральные тягачи, челнинский автогигант старается удержать долю рынка, но себестоимость из-за ослабления рубля бьет по рентабельности. Но насколько хватит у челнинцев запаса прочности, чтобы выдерживать такой диспаритет?
Впрочем, на заводе ведут работу по обузданию себестоимости. «[На это направлено] увеличение локализации автомобилей нового модельного ряда. Например, раньше кабины НМР были локализованы менее чем на 20 процентов, сейчас уже более 40, и будет увеличиваться. Этот процесс идет по всем зарубежным компонентам: мы что-то осваиваем сами, как, например, алюминиевые баки, и приводим производителей в Россию, WABCO, например», — говорит Афанасьев.
Ближайшим заметным мероприятием в этом направлении станет «русификация» кабины. «Новая кабина (54901) будет локализована на более чем 90 процентов», — уточнил глава пресс-службы завода.
КАМАЗ старается удержать долю рынка, но себестоимость из-за ослабления рубля бьет по рентабельности. Но насколько хватит у челнинцев запаса прочности, чтобы выдерживать такой диспаритет?
Так или иначе, но пока что КАМАЗ как результат производственной деятельности получил валовой убыток 1,12 млрд рублей против валовой прибыли 2,43 млрд рублей в январе – марте 2018 года. Это даже не та ситуация, когда вы выходите в символический плюс, закрывая глаза на ставку дисконтирования и возможность альтернативного использования капитала — скажем, под 7–8% годовых на рублевом депозите. В подобных случаях говорят скорее о проедании ресурсов.
Следующий неприятный сюрприз — коммерческие расходы (хранение, транспортировка, сбыт, реклама и т. д.) подскочили на 32% до 1,07 млрд рублей. Как объяснил нам представитель завода, все дело в расходах на команду «КАМАЗ-Мастер», которые обычно случаются во втором квартале, а сейчас прошли в первом.
А результатом основной деятельности КАМАЗа по итогам января – марта — без финансовых и инвестиционных операций — стал убыток от продаж в размере 3,72 млрд рублей. Для сравнения: в прошлом году за тот же период была получена прибыль от продаж на сумму 155 млн рублей. Подчеркнем, что это худший показатель за всю историю предприятия, раскрытую в публичном доступе. Предыдущий антирекорд 2016 года с потерей 2 млрд рублей перекрыт с размахом.
«У КАМАЗА НЕТ ПЕРСОНАЛЬНЫХ СУБСИДИЙ»
Часть потерь, причем заметную, КАМАЗу удалось отбить за счет участия в капитале других компаний. Доходы от этого выросли в 371 раз, или на 1,478 млрд, до 1,482 млрд рублей. Уточнить предприятия-источники спасительных поступлений на заводе отказались, лаконично заявив: «Не раскрываем».
Напомним, что анализируя успехи всей группы в 2018 году, мы отметили, что СП с «Даймлер КАМАЗ Рус» принесло 448 млн (годом ранее — 707 млн), с «ЦФ Кама» — 216 млн (годом ранее — 148 млн), а также с финансовым австрийским предприятием «КАМАЗ Файненшл Сервисиз ГМбХ» — 173 млн (годом ранее — 150 млн рублей). Итого 837 млн рублей против миллиарда с хвостиком в 2017-м. Также мы отметили, что доля чистых активов в «ДК Рус» выросла на 1,2 млрд до 3,7 млрд рублей.
Далее, хотя проценты к получению увеличились на 269 млн до 797 млн рублей, проценты к уплате выросли на 681 млн до 1,89 миллиарда. В итоге чистое отрицательное сальдо по процентным платежам выросло на 412 млн почти до 1,1 млрд рублей. Суммарно кратко- и долгосрочные займы КАМАЗа за последние три месяца выросли на 1,4 млрд, а за 12 месяцев — на 30 млрд до 93 млрд рублей на 1 апреля 2019 года. Это рекордная долговая нагрузка.
Положительное сальдо прочих расходов и доходов выросло на 215 млн до 519 млн рублей, но это уже не спасало. Напомним, что в прочие доходы на КАМАЗе регулярно включают увеличивающиеся год к году государственные субсидии. Ранее мы отметили и то, что реструктуризацию долгов дочерней «ОАТ» челнинцы также оприходовали в доходы на сумму 2,55 миллиарда.
Текущий состав прочих поступлений на предприятии не раскрывают. «Эффективная работа подразделений финансового блока и блока корпоративного директора», — кратко пояснил улучшение ситуации с непроизводственными поступлениями Афанасьев. При этом он сделал акцент на равные условия работы для всех производителей. «У КАМАЗа нет персональных субсидий. Все субсидии идут в рамках поддержки отечественных производителей и автопрома, которые получают все российские производители, если соответствуют предъявляемым требованиям. Вся господдержка идет на реализацию программы модернизации производства и создание нового модельного ряда, в чем государство, которое вместе с РТ владеет почти 50 процентами акций КАМАЗа, крайне заинтересовано», — заявил глава пресс-службы автогиганта.
«РОСТ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЯВИТ СЕБЯ В СЛЕДУЮЩЕМ КВАРТАЛЕ»
Итак, КАМАЗ сегодня, пользуясь карточной терминологией, идет all in, сделав ставку на обновление модельного ряда и повышение качества комплектующих. Отобьются ли многомиллиардные вложения, мы можем лишь гадать. Пока же себестоимость опередила сумму поступлений, и, что еще более странно, резко выросли сбытовые расходы, обусловив исторически худший операционный результат.
Однако Калачев призывает не торопить события, ведь отчетность одного квартала, да еще и неконсолидированная, еще не показатель. Как минимум стоит дождаться выхода консолидированной отчетности по МСФО, чтобы оценить картину более полно.
«В выручке первого квартала по РСБУ, например, может быть не учтена выручка за еще не проданные автомобили, в то время как себестоимость их производства в отчете уже есть. Или не отражены еще не поступившие средства от продажи автомобилей дочерними подразделениями. Реальная картина выглядит более оптимистичной. На фоне общего снижения продаж грузовых автомобилей на российском рынке на 2,1 процента в первом квартале, продажи КАМАЗа продолжают расти. По данным агентства „Автостат“, в январе – марте 2019 года было продано на 17,1% больше „КАМАЗов“ (6809 единиц), чем в аналогичном периоде прошлого года (5817 единиц). Очевидно, этот рост еще не нашел отражения в финансовом отчете за первый квартал, но он обязательно проявит себя в следующем квартале», — заключает аналитик «Финама».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.