Артур Хосровян выступил с инициативой превращения улицы Профсоюзной в пешеходную, но только частично — две полосы останутся для автомобилистов, третью отдадут посетителям баров и кафе Артур Хосровян выступил с инициативой превращения улицы Профсоюзной в пешеходную, но только частично: две полосы останутся для автомобилистов, третью отдадут посетителям баров и кафе Фото: «БИЗНЕС Online»

«не любой мегаполис может похвастаться подобными территориями, это чуть ли не главные визитные карточки»

Руководитель ночной мэрии Казани Артур Хосровян выступил с инициативой превращения улицы Профсоюзной в частично пешеходную. При этом две полосы останутся для автомобилистов, третью отдадут посетителям баров и кафе. Впрочем, уже на этапе обсуждения понятно, что в действительности владельцам машин останется одна полоса, т. к. третью съедают парковки по обеим сторонам улицы.  

По словам Хосровяна, идея с пешеходной Профсоюзной давно витала в воздухе. «Мы действуем по инициативе, проявленной представителями заведений на улице Профсоюзной, которая превратилась уже в такой развлекательный вечерний кластер. Они попросили оказать содействие в работе по формированию из этой улицы официального городского вечернего и ночного развлекательного пространства, — сообщил Хосровян корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Уже сейчас на улице работает более 25 различных заведений, а в ближайшее время планируется к открытию еще около 10».

«Мы все понимаем, что не любой мегаполис может похвастаться подобными территориями, они зачастую являются чуть ли не главными визитными карточками туристических городов, позволяют не только удобно организовать ночное пространство и дать возможность людям централизованно посещать какие-то интересные места, но и серьезно влияют на привлекательность жизни и посещаемость города», — считает руководитель «ночной мэрии» Казани.

Хосровян говорит, что несколько месяцев назад «ночная мэрия» обратилась к руководству Казани и республики с инициативой рассмотреть возможность организации такого пространства при планировании развития этой территории. Были проведены и встречи с собственниками заведений. «Нет задачи сделать из данной улицы полностью пешеходную. Было бы здорово, если бы это было так, но Профсоюзная является важной транспортной артерией города. И после первой встречи с собственниками заведений стало очевидно, что сделать ее полностью пешеходной не получится. Есть сложности, связанные с обеспечением технических подъездов и курсированием машин и такси», — признает Хосровян. Поэтому речь пока идет о частичном ограничении движения автотранспорта — фактически дорогу предлагается в ночное время, а также в выходные и праздничные дни сузить до одной полосы на участке от улицы Астрономической до Чернышевского и ввести ограничение по скорости движения.

В числе больших плюсов улицы как развлекательного пространства является то, что на Профсоюзной практически нет жилых домов, так что громкая музыка и шум никому не мешаютФото: Любовь Симонова

Для того чтобы опробовать новый формат, летом на Профосоюзной планируется провести некое мероприятие, связанное с ограничением автомобильного движения. «В июне совместно с минмолодежи планируется провести тестовое событие, в рамках которого пройдут интересные мастер-классы, шоу в барах и ресторанах, вечеринки в клубах, будут организованы активности на улицах. Мы поймем пропускной потенциал улицы, риски, связанные с ее перекрытием, и готовность участников ночной жизни и бизнеса взаимодействовать друг с другом», — говорит он.

Первоочередной вопрос, который предстоит решить, — это безопасность. Ночью у баров зачастую происходят стычки, решать конфликты приходится владельцам заведений с помощью сотрудников ЧОПов, со стороны же правоохранительных органов реакция на подобные инциденты бывает слабой. Фактически Профсоюзная охраняется в ночное время так же, как и любая другая улица города, но, как считает Хосровян, ее патрулирование должно быть усилено. 

В числе больших плюсов данной улицы как развлекательного пространства он видит то, что на Профсоюзной практически нет жилых домов, так что громкая музыка и шум никому не мешают.

Мария Леонтьева: «Речи о превращении Профсоюзной в еще одну пешеходную улицу не идет» Мария Леонтьева: «Речи о превращении Профсоюзной в еще одну пешеходную улицу не идет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Будущее профсоюзной. транспорт или туризм? 

Координатор центра прикладной урбанистики Казани Марья Леонтьева согласилась с идеей частично ограничить движение на Профсоюзной в летнее время и по выходным. «Я в курсе предложения Артура Хосровяна летом в вечернее время в выходные дни перекрывать одну полосу. Из-за большого количества открывшихся замечательных и разнообразных ночных клубов тротуар улицы Профсоюзной стал слишком узок для того, чтобы вместить всех, кто выходит из этих заведений подышать воздухом», — полагает собеседница издания. Леонтьева добавила, что инициатива частичного перекрытия Профсоюзной продиктована опытом чемпионата мира по футболу в прошлом году: из-за того что туристический поток был очень большим, жители Казани и гости города все равно использовали эту полосу, что создавало опасную ситуацию для всех участников дорожного движения. «Речи о превращении Профсоюзной в еще одну пешеходную улицу не идет, — подчеркнула Леонтьева. — Более того, насколько я слышала комментарий специалистов, полное ее перекрытие сложно себе вообразить».

Зато в комитете по транспорту исполкома Казани идею Хосровяна не приветствуют. В ведомстве напомнили, что сейчас Профсоюзная является одним из важнейших транспортных коридоров в центре Казани. «Она принимает значительную часть автомобильного потока с улицы Тихомирнова и проспекта Универсиады, а также разгружает улицу Право-Булачная, — добавили в ведомстве на запрос нашего издания. — Перекрытие улицы Профсоюзной для организации пешеходного пространства значительно замедлит автомобильное движение в центре города, где в силу специфики территории оно и без того осложнено узкими улицами с невозможностью их расширения».

Действительно, для гостей города и праздной молодежи свободное передвижение по улице, тем более в состоянии подшофе, — это благо, чего не скажешь об автомобилистах. На и без того перегруженном движении в центре города исчезновение еще одной одной полосы скажется едва ли не катастрофически. С другой стороны, вместо попыток защитить нетрезвых посетителей питейных заведений перекрытием центральной улицы не лучше ли обеспечить на ней порядок?

Инициатива частичного перекрытия может создать опасную ситуацию для всех участников дорожного движенияФото: Любовь Симонова

«ХОТЕЛОСЬ БЫ УЛИЦУ ДЛЯ ГОРОЖАН с УЮТом И ГАСТРОНОМИЧЕСКИми ПРИКЛЮЧЕНИями, А НЕ БОМЖами И УЛИЧНЫми МУЗЫКАНТами»

Мнения самих рестораторов по поводу последствий от частичного прекращения автодвижения на Профсоюзной разделились.

Андрей Блинов — сооснователь бара Kommunalka:

— Я обеими руками поддерживаю идею сделать улицу пешеходной. Это очень крутая задумка, если она воплотится в жизнь. Данная мера обезопасит людей от машин, которые часто ездят по улице и не соблюдают скоростной режим в ночное время, а с четверга по воскресенье там очень людно.

Если сделать улицу пешеходной, это даст дополнительный поток туристов, потому что, если взглянуть на пример Токио, Стамбула, какого-то китайского крупного города или европейских столиц, везде есть барные улицы. В Санкт-Петербурге есть улица Рубинштейна — и она тоже привлекает туристов. Молодежь приезжает в Казань и интересуется именно такими заведениями, которые есть на Профсоюзной. Это принесет городу дополнительный эффект — туристы будут чаще приезжать, больше останавливаться в отелях и хостелах, чаще посещать другие туристические объекты.

На одной из встреч с «ночной мэрией» города и владельцами заведений общепита данной улицы обсуждалось, что можно развивать и закоулки Профсоюзной — пространство между заведениями сделать арт-пространством, привлечь художников, уличных артистов, добавить инсталляций. Не как на Баумана, где играют музыканты, а создать именно арт-объекты.

Зуфар Гаязов — председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, генеральный директор компании ООО «ТатинтерРесторантс»:

— Это просто парализует движение в городе. У нас уже сейчас ощущаются проблемы с проездом по центру. К Универсиаде-2013 в городе была создана хорошая транспортная инфраструктура, но с каждым годом количество проданных автомобилей увеличивается, мы уже начинаем задыхаться в пробках. Потому я против данной идеи — не вижу необходимости делать улицу Профсоюзную пешеходной. Там нет тех зданий, тех заведений, которые есть на улице Баумана, ради которых стоило бы это делать. Это несравнимые величины. Можно еще вернуться с этой задумкой к улице Островского, но никак не к Профсоюзной.

Кафе и баров на Профсоюзной очень мало. Если эта улица станет пешеходной, количество гостей у них прибавится, но незначительно. У них там и так хорошая тротуарная зона есть, можно подняться с Баумана и пройти по тротуарам.

Вы говорите, это идея ночного мэра Казани? Ну ночью Профсоюзную точно можно сделать пешеходной — в это время там никто не ездит. Днем нам по ней необходимо перебираться на ту сторону Казанки. Я живу в Ново-Савиновском районе и знаю, какая там проблема в утренние и вечерние часы.

Олег Шибанов — бар «Пятница»:

— Для баров и ресторанов это, безусловно, хорошо, но вы же понимаете, что ничего не получится. Там гостиницы, дома, к которым нужно как-то проезжать. Например, гостиница «Ногай» — ее что, закрыть придется? Она же сразу просядет. Собственник бизнеса, естественно, будет против. Вообще, идея хорошая, но тогда нужны объездные пути, а там это никак не получится.

Пару месяцев назад мы встречались в «Штабе» с собственниками бизнесов на Профсоюзной (баров 15), обсудили все, послушали. Идея интересная, но это нереализуемо — объездные пути невозможно сделать.

Закария Туктаров — совладелец «Фошной»:

— Мы в курсе этой идеи. Создана инициативная группа предпринимателей. Прекращение автодвижения — не самое главное, даже немного спорная тема. Есть другие важные вопросы: освещение улицы, узкие тротуары, недостаточное количество полиции на выходные в ночное время (в уик-энд небезопасно). В частности, наше кафе тоже больше переживает из-за недостатка освещенности и всего, что я назвал выше.

Прекращение движения может привести к нагрузке на других участках города, но если все сделать грамотно, прислушиваясь к людям, то все будет хорошо.

Конечно, Казани нужны пешеходные улицы, велодорожки — этого не хватает. Помимо нагруженной туристами и пьяными людьми, громкой рекламой и вездесущими промоутерами Баумана, хотелось бы все-таки улицу для горожан, которым хочется уюта спокойствия, гастрономических приключений, а не бомжей и уличных музыкантов в придачу.

Будет ли пешеходной Профсоюзная, решит только администрация при помощи инициативной группы. Минус только один: если сделать быстро и абы как, будет затруднено движение в центре. Но и люди из администрации, и группа все это учитывают и находят решения. Не стоит бояться инициатив, даже самых смелых.