Богатые татарстанцы умеряют свой пыл: спрос на дорогие авто в РТ падает, но их продажи соответствуют уровню благополучного 2013 года. Сильнее других брендов провалился Lexus, а лучше всех чувствует себя BMW. Он вернул себе корону чемпиона Казани, которую год назад отобрал Mercedes. Более того, впервые в истории наших наблюдений бэха обошла мерс в федеральном зачете. О том, какие модели ускоряли продажи премиальных игроков, а какие загоняли в «турбояму», читайте в обзоре «БИЗНЕС Online».
Регистрации новых премиум-автомобилей в Татарстане упали на 48 единиц, или 5,5%, до 819 авто по итогам января – марта, следует из данных аналитического агентства «Автостат»
ОТКАТ, А НЕ ПАДЕНИЕ: ПРЕМИАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ ВСПОМНИЛ 2013 ГОД
Ситуация в премиальном сегменте авторынка Татарстана в первом квартале 2019 года напоминала игру команды, где большинство спортсменов заняты непонятно чем, теряя позиции, и только один игрок (в нашем случае пара) пытается вытащить всю «бригаду». Регистрации новых премиум-автомобилей упали на 48 единиц, или 5,5%, до 819 авто по итогам января – марта, следует из данных аналитического агентства «Автостат».
Новость малоприятная для производителей и дилеров, но бить тревогу им пока рано: картина выглядит как обычный откат после крутого роста продаж в 2018 году. До провального результата первого квартала 2015-го (681 авто), как и до рекордного января – марта 2014-го (1201 авто), так же далеко. Зафиксированный в начале текущего года результат соответствует аналогичному периоду вполне благополучного 2013 года. Другими словами, спад продаж дорогих тачек является таковым лишь по сравнению с выдающимися прошлогодними показателями. Гораздо хуже выглядит ситуация на рынке в целом, о чем мы поговорим во второй части нашей статьи.
Напомним, в обзорах авторынка «БИЗНЕС Online» использует данные, предоставленные аналитическим агентством «Автостат». Агентство учитывает количество зарегистрированных (не купленных) в регионе авто за определенный период. Динамику цен отслеживают наши аналитики, пользуясь открытыми данными в интернете. Если динамика не указана в тексте (например: от 3,75 млн — на 190 тыс. дороже января), значит, цена автомобиля за отчетный период не изменилась.
BMW 7-й серии удачно закрыл квартал, и пока его спурт продолжается. И это притом, что минимальный апрельский ценник (от 5,48 млн рублей) на 790 тыс. выше самого доступного январского
BMW РОС ПРИ ПАДЕНИИ ДРУГИХ ФАВОРИТОВ И ВПЕРВЫЕ ОТОБРАЛ РОССИЙСКУЮ КОРОНУ У MERCEDES
Бессменный республиканский лидер BMW в противоход всему сектору продемонстрировал крутой подъем почти на пятую часть, или на 47, до 287 регистраций. Это самая большая абсолютная прибавка среди всех брендов и сильнейшая относительная среди игроков из топ-5. Впрочем, с учетом того, что прочие фавориты сдавали назад, захватить лидерство в этих условных номинациях было несложно. В Казани баварцы прибавили 24% до 154 авто. Этого оказалось достаточно, чтобы вернуть себе первенство в столице РТ, которое в прошлом году дерзко отобрал у них Mercedes-Benz. А главному местному дилеру марки, «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева, впору принимать поздравления.
По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), на федеральном рынке BMW рванул с той же скоростью: плюс 22% до 9685 авто. То есть крутое ускорение бело-синих носило общероссийский масштаб. А в результате на люксовом олимпе случился переворот.
Лидером премиального сегмента в РФ, в отличие от Татарстана, из года в год становился Mercedes. Но по итогам первого квартала BMW — впервые в истории наших наблюдений — отобрал российскую корону у «трехлучевых». Лидерство баварцы захватили уже в январе, не сбавив темп в феврале – марте. И теперь одна из главных интриг: удержит ли BMW пальму первенства в следующих кварталах и в целом в 2019 году, а также смирится ли Mercedes с непривычным для него вторым местом.
Пока же разберем персональные успехи и провалы бело-синих. Новый бестселлер BMW — среднеразмерный кроссовер Х3 в классическом кузове, без всяких купейных примочек, который убедил в своих преимуществах 52 местных автолюбителей — на 18 человек, или на 53%, больше, чем в январе – марте 2018 года. Подводя итоги прошлого года и четвертого квартала, мы отмечали, что продажи Х3 показали лучшую динамику в линейке баварцев: спрос на него вырос на 64 единицы. Похоже, осенне-зимний ценник в 3,12 млн за вариант 20i показался покупателям вполне уместным. К 20-м числам апреля он вырос на относительно скромные 60 тыс. до 3,18 млн рублей. На ту же сумму до 3,48 млн подорожал за квартал купейный брат Х4, спрос на который увеличился на 5 до 16 регистраций.
Еще одним гвоздем программы стал младший брат кроссоверного семейства Х1, записавший в свои ряды 36 новобранцев — на 21 больше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ). На 23 апреля минимальная цена этого компактного кроссовера составляла 2,02 миллиона. За купейный вариант Х2 (девять регистраций против одной в январе – марте 2018-го) продавцы просили от 2,07 миллиона. Напомним, что Х2 столь же круто добавил очков в копилку BMW и в прошлом году. Не исключено, что свою роль сыграли спецпредложения: этой весной реклама в интернете и на радио предлагала купить Х1 и Х2 по цене от 1,98 млн рублей.
Третье место по абсолютной прибавке — 12 до 41 авто — осталось за седанами 5 Series (от 3,03 млн). Четвертую позицию, с приростом на 9 регистраций, разделили седаны 3 Series (от 2,58 млн) и серия Gran Turismo 6GT (от 3,75 млн — на 190 тыс. дороже января), собравшие по 31 и 9 баллов соответственно. Бодро стартовавший в прошлом году 6GT пока, как видим, продолжает набирать обороты.
Из прочих перемен в конюшне BMW отметим, что дела у представительской 7-й серии пошли на лад: три регистрации против полного отсутствия оных в первом квартале 2018-го. «Семерка» очень удачно закрыла четвертый квартал, и пока ее спурт продолжается. И это притом, что минимальный апрельский ценник (от 5,48 млн рублей) на 790 тыс. выше самого доступного январского. Без какого-либо разбега 3 балла в корзину баварцев добавила новинка — топовое купе 8 Series от 6,83 млн рублей, а если ваш выбор остановится на кабриолете, готовьте как минимум 9,4 миллиона.
Но и у бело-синих были свои разочарования. Наибольшие потери понес долгое время удерживавший лидерские позиции, но сдавший во второй половине 2018-го полноразмерный кроссовер Х5: минус 36 до 50 авто. Что касается стоимости, то минимальный ценник здесь подрос на 160 тыс. до 4,75 млн за вариант 30d. На сайте ТТС самый доступный 30d в наличии стоит от 5,41 млн, а минимальная цена на базовую комплектацию заявлена от 3,9 миллиона. Если такой провал продаж Х5 сохранится и в ближайшем квартале, будет уже сложно объяснить такое фиаско нехваткой на стоках новинки, с помпой презентованной в минувшем декабре.
Куда лучше шли дела у купейного Х6 (от 4,94 млн — на 50 тыс. дороже января), добравшего два голоса до 25 покупателей.
Второй аутсайдер в баварской линейке — самое маленькое купе 2 Series (от 1,97 млн): минус 10 единиц до двух регистраций. А на хетчбэк 1 Series (от 1,6 млн) и вовсе не нашлось покупателей против двух годом ранее.
Итак, тащили BMW среднеразмерные Х3 и малые кроссоверы Х1 и Х2, которым помогали седаны 3-й и 5-й серии при поддержке 7-й. А вот спрос на Х5 хромает уже третий квартал подряд. Сможет ли четвертое поколение многолетнего хита продаж стать таким же востребованным, как предыдущие?
Следующий по абсолютному приросту — Volvo: плюс 9 авто, или 33%, до 36 единиц. А главная заслуга принадлежит Казани, где спрос на «шведов» вырос на 11 до 21 авто
VOLVO ПОКАЗАЛ ВТОРОЙ РЕЗУЛЬТАТ В ИСТОРИИ
Заметно прибавивших в спросе премиальных брендов в начале 2019 года оказалось немного. Следующий по абсолютному приросту регистраций — шведский Volvo: плюс 9 авто, или 33%, до 36 единиц. На минуточку, это второй в истории результат, уступающий только первой четверти 2014 года, с чем и поздравляем местных дилеров марки. Главная заслуга принадлежит Казани, где спрос на «шведов» вырос на 11 до 21 авто. Впрочем, эти достижения блекнут на фоне успехов Volvo в федеральном масштабе: в целом по стране продажи бренда росли вдвое быстрее — плюс 72% до 1616 авто.
Тем не менее отдадим должное среднеразмерному кроссоверу XC60 (к слову, самой востребованной модели марки и на глобальном рынке). Его стоимость на агрегаторе цен начинается от 3,23 млн, у местного дилера VolvocarGorki авто в наличии можно приобрести от 3,3 миллиона.
Второй тяговой лошадкой Volvo стал компактный кроссовер XC40 (от 2,25 млн), который нашел в Татарстане 6 поклонников взамен прошлогоднего нулевого результата.
Из тех, кто также оказался в плюсе, отметим американский Jeep: четыре регистрации против отсутствия таковых в АППГ. Татарстанцы купили два внедорожника Wrangler (от 3,5 млн) и по одному Cherokee (от 2,26 млн) и Grand Cherokee (от 3,23 млн).
Mercedes-Benz собрал под своими знаменами 195 татарстанских неофитов — на 32 покупателя, или на 14%, меньше, чем годом ранее
MERCEDES: прошлогодний ХИТ ПРОДАЖ GLE-CLASS ПОЧТИ НЕ ВИДЕН
Следующий гранд премиум-класса, Mercedes, собрал под своими знаменами 195 татарстанских неофитов — на 32 покупателя, или на 14%, меньше, чем годом ранее. В Казани «трехлучевые» недосчитались 28 регистраций (больше, чем кто-либо еще) и ограничились 120 авто, так что главный виновник снижения спроса — столица РТ. В то же время по РФ продажи Mercedes увеличились на 5% до 8936 авто, хотя, как мы отметили выше, этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить за собой титул чемпиона премиального сегмента.
Как и у баварцев, у Mercedes укрепили свои позиции среднеразмерные кроссоверы. Первую скрипку среди них играет классический GLC-Class, ускорившийся на 7 корпусов до 40 авто. Странно, но на официальном сайте марки ценника на GLC не оказалось, в «КАН Авто» машину предлагали от 3,17 млн, а на агрегаторе цен — от 3,53 миллиона. Купейный вариант бестселлера обеспечил марке 27 регистраций — на 6 больше, чем в АППГ. Что касается актуальных ценников, то доступный на агрегаторе минимум не изменился за последний квартал — от 3,98 миллиона.
Неплохо шли дела и у купейного GLE-Class Coupe (от 5,6 млн): число его регистраций выросло на 3 до 29 авто. Помогал выправить посредственное начало года обновленный G-Class. В республике на него нашлось 7 покупателей, не пожалевших минимум 9,5 млн целковых. Но не секрет, что такие машины редко приобретаются в стоке, их цена в процессе кастомизации может легко удвоиться до 18–19 миллионов. Так что продажа подобных авто — это бальзам на душу дилера и хорошая маржа в его кармане.
Теперь об аутсайдерах. «Потеряшка» номер один — хит продаж 2018 года GLE-Class, недосчитавшийся 33 регистраций и ограничившийся всего лишь пятью покупателями. Объективной причиной такого провала могут служить смена поколений модели и пока не подоспевшие в салоны обновленные авто. Так, если на официальном сайте марки ценник GLE стартует от 4,73 млн, то в «КАН Авто» статус 9 автомобилей — «в пути», на 24 апреля ценника нет. Впрочем, остается открытым вопрос, насколько потенциальных владельцев, привыкших «фаршировать» авто по своему вкусу, устроит установленный производителем жесткий лимит: в России новинка будет продаваться только в трех возможных комплектациях, изменить которые будет невозможно. Эксперты не исключают, что это обусловлено открытием Mercedes в 2019 году российского завода, где одной из четырех собираемых моделей будет именно GLE.
Серьезные потери зафиксировали представители бизнес-класса, седаны Е-Class (от 3,15 млн): минус 9 до 15 авто. Неприятный сюрприз преподнес представительский S-Class: всего одна регистрация против семи в январе – марте 2018 года. И его новый минимальный ценник… от 13 млн (!) — это почти вдвое больше январских 7,1 млн рублей. Похоже, пока S-Class поставляют в топовых или «предтоповых» комплектациях, о вариантах с силовыми агрегатами индексов 350–450 речи не идет: не мелочись, бери с размахом сразу «шестисотый»! В «КАН Авто» статус трех авто без ценников — «в пути».
В январе Maybach предлагался от 9,2 млн рублей, но уже в апреле без 15 млн можно было даже не приходить
В то же время татарстанский автопарк пополнился двумя еще более «упакованными» представительскими Maybach. В январе флагманы штутгартской роскоши предлагались от 9,2 млн рублей, но в апреле, судя по информации на официальном сайта марки, без 15 млн за моделью текущего года выпуска можно было даже не приходить. А вот в «КАН Авто» в наличии имелся вариант за 12,8 млн, хотя и это заметно выше январского минимума.
Как видим, и у BMW, и у Mercedes спросом пользовались среднеразмерные кроссоверы и купейные версии, а вот спрос на бестселлеры Х5 и GLE-Class основательно просел. Удастся ли им вернуть прежние позиции и кто будет успешнее после состоявшегося обновления — одна из интриг 2019 года.
Усталость Lexus от непрерывного восхождения стала заметна еще в 2018 году. По итогам первого квартала бренд отминусовал в Татарстане 35 баллов, или 27%, до 93 регистраций
LEXUS ВПЕРВЫЕ ПОЕХАЛ ВНИЗ И ОТКАТИЛСЯ В 2015 ГОД
Усталость Lexus от непрерывного восхождения стала заметна еще в 2018 году. По итогам первого квартала бренд отминусовал в Татарстане 35 баллов (наибольшая абсолютная потеря среди всех производителей), или 27%, до 93 регистраций. Напомним, что республиканский спрос на Lexus без пауз рос с первого квартала 2012-го (38 регистраций) до первого квартала 2017-го (130 регистраций) и только в прошлом году затормозил, чисто символически недосчитавшись двух единиц. И вот по итогам января – марта мы наблюдаем откат до уровня первой четверти 2015 года.
В Казани популярность люксового «японца» упала на треть, или на 26 голосов, до 48 покупателей. Большие абсолютные потери, как мы отметили выше, понес только Mercedes. И в федеральном масштабе продажи Lexus шли на спад: минус 21% до 3938 авто.
И вновь подтверждается справедливость поговорки «Большой шкаф громче падает». В данном случае речь идет о былых лидерах рынка, время которых ушло. В 2015–2018 годах компактный кроссовер NX (от 2,56 млн — на 60 тыс. дороже января) ставил рекорды продаж. Теперь же на его счету самое глубокое падение в модельном ряду Lexus — минус 34 до 24 регистраций. И это притом, что у BMW с его компактными X1 и X2, у которых ценники на полмиллиона меньше, все просто отлично. Сможет ли сдвинуть чашу весов в пользу Lexus новинка — еще более компактный UX (от 2,32 млн), со старта взявший пока только 3 очка, — вопрос открытый.
Второй виновник падения спроса у Lexus — старший брат кроссоверного семейства LX стоимостью от 6,41 миллиона. Он привлек внимание 17 состоятельных покупателей в Татарстане, что на пять клиентов меньше результата в АППГ. Третий аутсайдер — внедорожник GX (от 4,61 млн), закрывший первый квартал с нулевым результатом против трех авто годом ранее.
Из хорошо знакомых и любимых татарстанцами моделей Lexus в плюс удалось выйти среднеразмерному кроссоверу RX (от 3,01 млн). В его активе плюс пять регистраций с итоговыми 46 авто, а также звание бестселлера бренда.
Audi откатился в первый квартал 2015 года, потеряв 23 единицы до 91 авто. В Казани у «четырехкольцевых» примерно такая же картина: минус 14 до 47 регистраций
ОБНОВЛЕННЫЕ AUDI НЕ ДОЕХАЛИ ДО САЛОНОВ, В РОССИЙСКОЙ ЛИНЕЙКЕ ПОЯВИЛСЯ ЭЛЕКТРОКРОССОВЕР
Как и представитель Страны восходящего солнца, германский Audi откатился в первый квартал 2015 года, потеряв 23 единицы до 91 авто. В Казани у «четырехкольцевых» примерно такая же картина: минус 14 до 47 регистраций. Тем временем в целом по России продажи концерна хоть и символически, но выросли на 2% до 3363 авто.
Татарстанскую статистику Audi сильно подпортила тройка «лузеров». Хуже всего выступила модель А6 (от 4 млн), проданная в двух экземплярах, — в 10 раз меньше, чем годом ранее. В чем дело, ведь традиционно этот седан пользуется высоким спросом, а его цена аналогична стоимости Q7? Но, судя по всему, здесь уже знакомая история: обновленная в прошлом году модель еще не подоспела в салоны дилеров.
Упомянутый полноразмерный кроссовер Q7 (от 4 млн), в свою очередь, растерял 17 регистраций до 15 авто. Некоторым оправданием для него может служить возникший спрос на купейную новинку линейки Q8 (от 5 млн), которая с места в карьер сагитировала 9 покупателей. Ситуация опять-таки напоминает картину в конюшнях BMW и Mercedes, где купейные версии упорно тянут одеяло на себя. Кроме того, медвежью услугу Q7 мог оказать нафаршированный до отказа обновленный родственник по концерну — VW Touareg.
В серьезном минусе — на 11 баллов до 4 очков — оказался и компактный кроссовер Q3. Но даже на официальном сайте пока не вывешен ценник на его новую инкарнацию, и, скорее всего, резкий провал продаж опять-таки связан с отсутствием авто у дилеров. Так или иначе, пока Lexus и Audi попали в своеобразную турбояму, баварцы пришпорили свои компактные модели.
Что роднит мастеров из Ингольштадта с предыдущими участниками нашего обзора, так это успешное выступление среднеразмерного кроссовера. Речь идет о модели Q5 (от 3,27 млн), популярность которой среди татарстанцев выросла на 15 голосов до 48 регистраций. При этом спрос на кроссовер уступил только первому кварталу 2013 года, когда модель привлекла 55 покупателей из РТ.
Из прочих событий в мире Audi можно отметить появление в российской линейке электрокроссовера е-tron. Впрочем, это можно считать фальстартом или же анонсом, ведь рублевая цена «коллеги» Tesla пока не объявлена.
У Land Rover намечается падение после подавшего надежду 2018 года. Потеря 6 регистраций в РТ привела британца ко второму слабейшему в истории результату — 40 авто
LAND ROVER: ХУЖЕ БЫЛО ТОЛЬКО В 2017-М, НО СПРОС НА ФЛАГМАН ОКОЛО МАКСИМУМОВ
Пока одни игроки охлаждаются после недавних рекордов или цепляются за средние значения продаж последних лет, у британского Land Rover намечается очередное падение после подавшего надежду 2018 года. Потеря 6 регистраций в РТ привела премиального британца ко второму слабейшему в истории результату — 40 авто. Хуже было только в январе – марте 2017 года — 25 машин.
В Казани любимчик местного бомонда, похоже, лишается этого звания: в столице РТ его популярность упала на 10 баллов до 23 голосов. Федеральные продажи Land Rover также идут на убыль, но снижаются только на 2% до 2132 авто.
В небольшом татарстанском гараже производителя с Туманного Альбиона нашлась своя тройка «вредителей». Его статистику тянули вниз потерявший 6 баллов Velar (от 4,07 млн — на 130 тыс. дороже января), а также Range Rover Sport (от 5,15 млн) и компактный Evoque (от 2,93 млн), уступившие по 5 очков.
Флагман марки Range Rover в одиночку не смог компенсировать эти утраты, но выступил весьма достойно. Плюс 9 голосов — и в итоге 16 покупателей, не пожалевших минимум 7,13 млн рублей (на 270 тыс. дороже января). Спрос на Range Rover близок к максимальным значениям первого квартала: столько же было в «хорошем» 2013-м, а больше — только в ажиотажном 2014 году. А поскольку ездить на базовом «рейнджике» самолюбивым татарстанцам не комильфо, можно смело брать за ориентир цены вариантов Autobiography, то есть 10–14 млн целковых.
Jaguar после абсолютного рекорда в прошлом году переживает легкое похмелье. Минус 3 до 12 зарегистрированных в Татарстане авто
Родственный Jaguar после абсолютного рекорда в прошлом году переживает легкое похмелье. Минус 3 до 12 зарегистрированных в Татарстане авто — в общероссийский тренд такая динамика не укладывается, поскольку в целом по РФ продажи «кошачьих» увеличились на 25 до 562 авто.
Первый в истории бренда кроссовер F-Pace (от 3,61 млн — на 210 тыс. дороже января) потерял пять покупателей, а его младший брат E-Pace (от 2,66 млн — на 120 тыс. дороже января) «нашел» четыре голоса. Точки над i в этом перетягивании каната поставила модель XF (от 3,38 млн). Спрос на нее обнулился, хотя годом ранее в республике нашлись два автолюбителя, пожелавших припарковать в своем гараже эту изящную машину.
Неравнодушный к «крылатой» марке казанец приобрел Bentley Continental GT: ценник на этот автомобиль крут даже для люксового сегмента, стартуя от каких-то 14,3 млн деревянных (200 тыс. евро)
PORSCHE ОСТАЛСЯ ПРИ СВОИХ, КАЗАНЕЦ КУПИЛ BENTLEY ЦЕНОЙ ОТ 14 МЛН РУБЛЕЙ
Какой же обзор премиального авторынка РТ без Porsche? Первый квартал оказался для немецкого производителя нейтральным. Спрос на Porsche в РТ уменьшился чисто символически: на 1 балл до 29 авто, а в Казани бренд и вовсе остался при своей 21 регистрации. А это, заметим, недалеко от исторических максимумов: 22 новых авто в 2016 году и 24 регистрации в 2013-м. Все бы ничего, только в целом по России продажи Porsche взлетели на 39% до 993 машин, текущая стагнация в Татарстане на подобном фоне выглядит как поражение. Впрочем, оправданием для дилеров может служить мощное закрытие четвертого квартала и всего прошлого года с прибавкой на 75% против федеральных 12%.
В модельном зачете при 18 покупателях остался главный «шлягер» Porsche последнего десятилетия Cayenne (от 5 млн), среднеразмерный кроссовер Macan (от 4,13 млн — на 400 тыс. дороже января) даже прибавил 3 балла до 11 регистраций. А вот купе Panamera (в базе от 6,65 млн — на 370 тыс. дороже января) осталось с «баранкой», хотя годом ранее за него проголосовали кошельком четыре татарстанских автолюбителя.
По традиции на десерт редкие экземпляры автомобильного искусства. Казанский автопарк пополнился сразу двумя кроссоверами Maserati Levante. Откровенно говоря, стартовый ценник здесь относительно умеренный — от 5,65 млн; для сравнения: «гелик» стоит от 9,5 миллиона. А неравнодушный к «крылатой» марке казанец приобрел Bentley Continental GT: ценник на этот автомобиль точно крут даже для люксового сегмента, стартуя от каких-то 14,3 млн деревянных (200 тыс. евро).
Подведем итоги. Среди премиальных авто повышенным спросом в первом квартале 2019 года пользовались среднеразмерные и купейные кроссоверы. При этом BMW, несмотря на текущий провал предыдущего бестселлера Х5, удалось воспользоваться пересменкой моделей своих главных конкурентов и существенно укрепить свои позиции в премиальном сегменте авторынка РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 139
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.