В Татарстане с благословения Рустама Минниханова планируют написать программу развития онлайн-ретейла. Этим займется федеральный гигант Ozon, который только что получил 10 млрд рублей от своих акционеров на агрессивное развитие. «Другие игроки этим никак не будут ущемлены. Нельзя ущемить то, что положительно влияет на всех людей», — надеются в Alibaba. В самой компании обещают построить в Татарстане целый «логистический хаб», через который смогут расширить продажи и местные компании.
Александр Шульгин: «Татарстан всегда был центром инноваций, поэтому именно здесь мы будем не просто инвестировать в логистический хаб, но и активно развивать экосистему онлайн-продаж для всего рынка»
Стратегия агрессивного завоевания рынка, усиленная 10 миллиардами, запустится с Татарстана
Правительство Татарстана выбрало компанию Ozon для разработки стратегической программы по развитию рынка электронной коммерции в республике. Это подтвердили «БИЗНЕС Online» в минэкономики РТ, решение было принято на рабочем совещании президента РТ Рустама Минниханова с участием министра экономики республики Фарида Абдулганиева и гендиректора Ozon Александра Шульгина.
Подробности о проекте стратегии пока не разглашаются, однако ожидается, что она будет презентована на петербургском международном экономическом форуме, который пройдет 6–8 июня. «Потенциал рынка электронной коммерции огромный, а Республика Татарстан всегда была центром инноваций, поэтому именно здесь мы будем не просто инвестировать в логистический хаб, но и активно развивать экосистему онлайн-продаж для всего рынка. Это позволит увеличить доступность миллионов товаров для жителей Татарстана и дать новый драйвер развития для местного бизнеса», — передает пресс-служба минэкономики РТ слова Шульгина.
Из конкретных шагов — компания запускает второй логоцентр в Татарстане: на площади ТОСЭР «Зеленодольск» (первый склад открылся под Казанью в сентябре 2016 года за 100 млн рублей). О планах расширяться компания говорила уже давно, но сегодня стало известно, что на новый проект дал добро президент РТ.
«Для Татарстана старт такого масштабного проекта совместно с Ozon — это в первую очередь создание новых условий для татарстанских производителей. Предприниматели республики получат дополнительный современный канал продаж. Кроме того, это крупные инвестиции, новые рабочие места и расширение потенциала экономического развития района», — цитирует Абдулганиева пресс-служба минэкономики РТ.
Сегодня стало же стало известно, что крупнейшие акционеры Ozon — АФК «Система» Евгения Евтушенкова и Baring Vostok (основатель и управляющий партнер Майкл Калви) — вложили в компанию 10 млрд рублей в виде конвертируемого займа сроком до конца 2019 года. Сейчас «Системе» принадлежит 38,2% Ozon, а структурам Baring Vostok, по данным на 13 декабря 2018 года, — 39,16%. «Ozon должен поддерживать стратегию агрессивного завоевания рынка», — пояснил «Ведомостям» управляющий партнер АФК «Система» Алексей Катков. Как пишет издание, с конца 2018 года у Ozon были сложности с обработкой и доставкой заказов, имелось множество жалоб на несвоевременную доставку или отмену оплаченных заказов. На середину марта более 90% заказов доставлялось вовремя, заявлял «Ведомостям» представитель компании. Теперь в планах — открытие в Московской области нового центра обработки заказов площадью свыше 100 тыс. кв. м и расширение логистической инфраструктуры в регионах. Получается, Татарстан в этом ряду.
Сам Ozon в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» не стал раскрывать подробностей программы, но отметил актуальность проекта. «Детали о новом логистическом хабе мы раскроем чуть позже. Можно отметить, что недостаток логистической инфраструктуры — это фактор, сдерживающий развитие электронной коммерции в нашей стране. Именно поэтому мы нацелены развивать в Республике Татарстан и крупный логистический хаб, и другие элементы цепи поставок», — сообщили в компании.
Ozon запускает второй логоцентр в Татарстане — на площади ТОСЭР «Зеленодольск» (первый склад (на фото) открылся в сентябре 2016 года за 100 млн рублей)
«В Татарстане привлекают всех потенциальных инвесторов в регион, кого только можно»
Амбициозные планы на татарстанский (да и российский) рынок e-commerce есть и у других компаний, в частности, строительство крупнейшего распредцентра планировал казанский вариант Alibaba — онлайн-ретейлер KazanExpress. Компания хочет построить в Иннополисе логоцентр площадью 40 тыс. кв. м, на первый этап нужно около 500 млн рублей. Впрочем, ее основатель и директор Линар Хуснуллин не видит в усилении Ozon серьезных проблем для своего бизнеса.
«У нас своя ниша, полностью отличающаяся от Ozon, так что по нам их усиление в Татарстане сильно не ударит. Это больше усиление к рынку. Рынок растет, все игроки растут: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Ozon вырос на 67 процентов, если я не ошибаюсь, в 2018 году. Мы растем на 38–39 процентов в месяц, но у нас низкая база, нам легче в этом плане. Но понятно, что в Татарстане привлекают всех потенциальных инвесторов в регион, кого только можно. Сейчас с этим сложно, а Ozon — хороший потенциальный игрок. Кроме того, в текущем году он перешел на активную модель маркетплейса. Раньше у него много своего товара было, теперь он открыл двери и всех продавцов приглашает — это очень похоже на нашу модель. Но Ozon рассчитан на средний класс, у данной компании, например, доставка платная, даже до пункта выдачи. Там высокая средняя стоимость исполнения заказа — у нас демократичнее», — уверяет Хуснуллин.
Он допускает, что кроме открытия в Татарстане второго логоцентра компания может зайти в Иннополис с офисом разработок: «Сейчас там сидят „Магнит“, Х5, „Тинькофф“, „Яндекс“ — Ozon только не хватало», — считает директор KazanExpress.
Понятно, что Ozon в Зеленодольске привлекают преференции, которые получат резиденты ТОСЭРа: пониженная ставка налога на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога, пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%. По словам Хуснуллина, кроме этого, на выбор локации в Зеленодольске повлиял зарплатный фактор. «Рабочая сила там дешевле, чем в Казани, при этом город — ближайший к столице РТ по трассе М7. Получается точка, откуда идет распределение во все города», — объясняет логику он.
Ozon в Зеленодольске привлекают преференции, которые получат резиденты ТОСЭРа: пониженная ставка налога на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога, пониженные тарифы страховых взносов
«Концепция развития электронной торговли может подразумевать все что угодно»
Другие опрошенные нами игроки отрасли тоже нисколько не опечалены выбором татарстанского правительства и уверены, что их работе это не помешает. «Желание властей Татарстана разработать собственную стратегию развития рынка электронной торговли говорит о намерении нарастить свою экспертизу в этой довольно важной и перспективной сфере. Республика уже не раз демонстрировала, что, досконально разобравшись в какой-то теме, она может генерировать идеи, которые способны помочь в разрешении проблем на федеральном уровне. Мнение республики звучит весомо, к нему прислушиваются», — рассуждает владелец группы Fix, основатель «Банка 131» Дмитрий Еремеев.
Правда, на данном этапе совершенно непонятно, о какой программе развития рынка может идти речь. «Концепция развития электронной торговли может подразумевать все что угодно. Надо ее почитать, конечно, но, скорее всего, имелось в виду, что для жителей Татарстана товары станут более доступными, люди получат сервис, который им ранее был недоступен», — говорит директор Boxberry Михаил Конев.
«Планы Ozon на расширение своего присутствия в Татарстане могут повлиять на планы других игроков рынка, таких как KazanExpress или интернет-площадки типа WildBerries, но, разумеется, не такого гиганта, как AliExpress, — считает Еремеев. — Я не знаю, какова будет роль Ozon в разработке стратегии, но очевидно, что чем шире эта тема станет обсуждаться среди участников рынка, тем более сбалансированным получится документ. Ozon построил хороший и крупный бизнес, но, насколько я знаю, он пока генерирует убытки. Я считаю, что при разработке стратегии желательно узнать мнение лидеров российского рынка электронной торговли и локальных игроков, знающих местную специфику».
Ozon — это крупная динамично развивающаяся торговая площадка, почему бы ее не выбрать, соглашается Борис Нейман, генеральный директор компании PAL — официального сервисного партнера торговой площадки Alibaba.com. «В ней все только хорошее, ничего плохого. Другие игроки этим никак не будут ущемлены. Нельзя ущемить то, что положительно влияет на всех людей в нашей стране. Никто подобного делать не будет, так что я думаю, что все в порядке, просто заявлен очередной очень хороший и полезный для российского общества проект», — говорит он.
По его словам, для других площадок это прекрасное событие, потому что «подогреет рынок и интерес людей к использованию данных каналов для продаж как в Россию, так и из нее». «Мне неизвестно о том, чтобы подобные соглашения заключались в других регионах, но это связано не с тем, что их нет, а с тем, что не все регионы подобные проекты озвучивают на уровне властей региона», — говорит Нейман.
Возможно, Ozon сам вышел на руководство республики, это соответствует его политике по открытию своих складов в регионах, считает Конев. «Другие крупные игроки пока не ведут такой активной политики, поэтому, я думаю, тут в принципе нет ущемления их интересов», — согласен он.
По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка ООО «Интернет-решения» (официальное юрлицо Ozon) составила по итогам 2017 года 21,5 млрд рублей, увеличившись на 46%, но компания зарегистрировала чистый убыток в 1,4 млрд рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.