В конце мая в Челнах откроется совместный проект Daimler и КАМАЗа, оборудованный по последнему слову немецкой техники В конце мая в Челнах откроется совместный проект Daimler и КАМАЗа, оборудованный по последнему слову немецкой техники Фото: tatarstan.ru

DAIMLER И КАМАЗ СКИНУЛИСЬ ПО-БРАТСКИ

Открыв в начале апреля в подмосковном Солнечногорске завод по сборке легковых Mercedes, концерн Daimler продолжает шествие по России. В Челны на открытие завода каркасов кабин для грузовиков съедутся 2 тыс. VIP-гостей. Мероприятие обещает быть грандиозным, по крайней мере так говорят близкие к его организации источники. Предполагается, что вести церемонию будет некий звездный ведущий, выступит не менее звездный артист. На перерезание ленточки, разумеется, звали и президента России Владимира Путина, однако в его график визит пока, по нашим данным, не уложился. Менялась и дата: сначала торжество намечали на начало июня, потом — на 28 мая, в итоге остановились на 27-м — ее назвал, в частности, приезжавший на днях в Челны вице-премьер РФ Дмитрий Козак. Запуск производства в целом был перенесен почти на год в связи с задержкой по сдаче самого здания ценой в 3 млрд рублей, которое, к слову, возводила челнинская компания «Евростиль» Ильнара Гайсина.

Отметим, что на КАМАЗе пока не готовы рассказывать про новое производство. «До официального открытия завода каркасов кабин мы не будем давать какие-либо интервью и раскрывать подробности, кроме тех, которые уже были озвучены», — такой ответ на свой запрос получил «БИЗНЕС Online» от пресс-службы КАМАЗа. 

Строительство завода каркасов кабин началось в марте 2016 года с целью увеличить долю локализации в России автомобильных комплектующих немецкого концерна Строительство завода каркасов кабин началось в марте 2016 года с целью увеличить долю локализации в России автомобильных комплектующих немецкого концерна Фото: tatarstan.ru

Между тем событие действительно историческое. С самого начала стройки неоднократно говорилось о том, что это будет один из самых современных автомобильных заводов в Европе, а уж в России точно самый передовой. Напомним, что строительство завода каркасов кабин началось в марте 2016 года с целью увеличить долю локализации в России автомобильных комплектующих немецкого концерна. Расположен он в самом сердце промзоны, на месте, где была стоянка готовых камазовских автомобилей. Площадь комплекса составляет свыше 60 тыс. кв. метров. Завод состоит из четырех цехов: окраски, сварки, логистики и энергоцентра.

Объем инвестиций — 400 млн евро (28,7 млрд рублей по текущему курсу), которые идут через совместное детище КАМАЗа и Daimler — ООО «Даймлер Камаз Рус» (с 2009 года занимается сборкой четырех моделей грузовиков Mercedes: Axor, Actros, Atego и Unimog). Юрлицо на 100% принадлежит австрийскому «Даймлер Камаз Тракс Холдинг Гмбх», на своем сайте компания сообщает, что у КАМАЗа и Daimler — равные доли. В пропорции 50/50 планировалось разделить и вложения.

Сообщалось также, что проект предполагает четкое разделение ролей: КАМАЗ гарантировал обеспечить землей, зданием, инфраструктурой, коммуникациями, предоставляя преференции по аренде территории, а Daimler — технологиями, высококвалифицированными кадрами и высокотехнологичным оборудованием.

В кузовном цеху установлено 105 роботов Kuka, в покрасочном — 10 роботов Dürr В кузовном цеху установлено 105 роботов Kuka, в покрасочном — 10 роботов Dürr Фото: tatarstan.ru

ЧУДЕСА ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ: И РОБОТЫ, И КРЫША НЕ ТЕЧЕТ

Производство и правда с головой накроет пятая волна прогресса — так называемая Integra Wave 5 с самыми последними стандартами, по которым программируются роботы и устанавливается оборудование. Источник «БИЗНЕС Online», подробно рассказавший о заводе, отметил, что Daimler никогда не жалеет деньги на оборудование и все свои заводы оснащает по последнему слову немецкой техники. И завод в Челнах — это фактически точная копия самых лучших практик Daimler на его исторической родине.

Уровень автоматизации, основной показатель эффективности нового камазовского производства, по данным наших источников, будет составлять около 70%. Аналогичным уровнем роботизации в России среди автозаводов может похвастать лишь Hyundai в Санкт-Петербурге и Volvo в Калуге. В кузовном цеху установлено 105 роботов Kuka, в покрасочном — 10 роботов Dürr. Труд человека будет использоваться только при варке мелких подпорок, перевозке и загрузке самих роботов, а также во время ремонта при замечаниях к качеству. В цехе покраски ручной труд и вовсе будет применяться только в процессе нанесения герметика. Правда, изначально, по нашим сведениям, планировался больший уровень автоматизации — под 90%. Например, в кузовной цех предполагалось закупить 150 роботов, однако потом аппетиты умерили — видимо, в связи с экономией.

Наш источник побывал на старом производстве кабин и выяснил, как выглядит КАМАЗ, не оборудованный «пятой волной прогресса». «Меня поразило много моментов, но больше всего, конечно, текущая крыша. Новый завод кабин совсем иное впечатление производит. Это большой светлый завод. Очень хорошо просчитана эргономика. На каждом рабочем месте проводится риск-анализ, так что это будут безопасные рабочие места, полностью оборудованные под нужды людей. Комнаты отдыха, душевые для персонала — в общем, комфортные условия», — поделился источник «БИЗНЕС Online».

Сейчас на тягачи КАМАЗ-5490 и ряд других моделей ставят кабину от снятой с производства в Европе модели Mercedes Axor, но и эта кабина не соответствует запросам времени Сейчас на тягачи «КАМАЗ-5490» и ряд других моделей ставят кабину от снятой с производства в Европе модели Mercedes Axor, но и эта кабина не соответствует запросам времени Фото: «БИЗНЕС Online»

Каждые 245 секунд — с такой частотой с конвейера нового завода будет сходить по одной кабине нового поколения SFTP (Strategic Future Truck Program). Такими в Германии оснащают магистральный грузовик Actros MP4 и строительный Arocs.

Отметим, что за несколько десятилетий российский автогигант пытался «посадить» на свои грузовики разные кабины: финские Sisu, китайские Shaanxi, голландские DAF, немецкие MAN. Сейчас на тягачи «КАМАЗ-5490» и ряд других моделей ставят кабину от снятой с производства в Европе модели Mercedes Axor, но и эта кабина не соответствует запросам времени, да и цветовая палитра не такая обширная.

Новая кабина made in Chelny шире, длиннее и прочнее прежней. Палитру тоже обещают расширить примерно до 7–8 цветов. Кроме того, производители хотят дать гарантию на 12 лет до сквозной коррозии.

Руководство челнинского автогиганта рассчитывает на КАМАЗе 54901 семейства К5 въехать в элиту производителей грузовиков премиум-класса Руководство челнинского автогиганта рассчитывает на «КАМАЗ-54901» семейства К5 въехать в элиту производителей грузовиков премиум-класса Фото: Александр Ерашов, tatarstan.ru

Сейчас в одну смену производят три-четыре кабины только для дальнейшего тестирования. Проверяется геометрия, идет отладка оборудования, процесса сварки. Завод готовится отправить первую партию автомобилей с 11 новыми кабинами в Германию на самый большой завод грузовиков Daimler — в Верте (пригород Штутгарта). Кабины пройдут полную проверку — от толщины слоя краски до краш-тестов. После этого будет дано разрешение на серийный запуск этих кабин и их продажу. Серийное производство планируется наладить к сентябрю.

На площадке завода будет производиться пять типов кабин. Как писало «Авторевю», с двумя исполнениями по длине (S и L) и двумя — по ширине (2,3 и 2,5 м). Три каркаса станут общими для «ДК Рус» и КАМАЗа, самая компактная «эска» будет поставляться лишь камазовцам, наиболее крупная «элька» — только на «ДК Рус». А вот наиболее просторный вариант GigaSpace с ровным полом, равно как и исполнение размера M, не предназначен для России.

Историческое фото: Первый коллектив нового завода с первой кабиной Историческое фото: первый коллектив нового завода с первой кабиной Фото предоставлено источником

ДЕЛО ЗА МАЛЫМ — ПРОДАВАТЬ ПО 50 ТЫС. ГРУЗОВИКОВ

Руководство челнинского автогиганта рассчитывает на «КАМАЗ-54901» семейства К5 въехать в элиту производителей грузовиков премиум-класса. Напомним, что новую машину впервые презентовали на выставке Comtrans 2017 в Москве. «Это очень болезненно, непросто для компании, но тем не менее другого пути нет», — комментировал тогда гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Он утверждал, что стоимость нового камазовского грузовика будет несильно отличаться от прайсов немецких партнеров. «Цена автомобиля точно будет ниже, чем Mercedes, но ненамного», — пояснил Сергей Анатольевич.

Сколько в итоге будет стоить «КАМАЗ» с новой кабиной, на предприятии пока не раскрывают. Но, скорее всего, существенно дороже прежнего — на себестоимость будет влиять и плата за использование патентов Daimler, которая ляжет на плечи СП. Наши источники среди автодилеров утверждают, что в среднем стоимость челнинского грузовика с кабиной от Daimler вырастет на миллион рублей. Сейчас «КАМАЗы» разных модификаций стоят где-то от 3 до 6 млн рублей.

И здесь у нового производства могут возникнуть проблемы. Идея состоит в том, что примерно 90% кабин СП будет продавать КАМАЗу, а лишь 10% пойдет на крупногабаритную сборку грузовиков Mercedes и Mitsubishi Fuso Canter.

Сергей Когогин: «Цена автомобиля точно будет дешевле, чем Mercedes, но ненамного» Сергей Когогин: «Цена автомобиля точно будет ниже, чем Mercedes, но ненамного» Фото: «БИЗНЕС Online»

Мощность завода при работе в три смены составит 55 тыс. кабин в год, то есть на КАМАЗ должно пойти около 50 тысяч. На такие цифры производство должно выйти к 2024 году. Однако реальность сурова: продажи «КАМАЗа» в России в 2018 году снизились на 1,4% и составили только 32,6 тыс. грузовиков. По данным «Авторевю», в прошлом году продажи Mercedes на российском рынке также показали падение — на 14,2%, было реализовано 4823 грузовика. Fuso Canter, напротив, показал рост на 17% — продажи поднялись, но лишь до 1026 штук. В целом это около 38,5 тыс. машин. Понятно, что планируемые 55 тыс. кабин для таких объемов продаж не нужны. А удорожание, пусть и с другим уровнем качества, грозит еще больше снизить спрос.

Радует локализация производства. Собственно, одна из целей его строительства — выполнение со стороны Daimler соглашения о промсборке с российским правительством.  В итоге 80% деталей кабин будут штамповать в России. На новую площадку металл для сварки камазовских кабин будет поступать от резидента «Алабуги» — турецкого завода «Джошкуноз». Впрочем, для Mercedes и Fuso сырье от греха подальше будут возить из Германии.

Мощность завода при работе в три смены составит 55 тыс. кабин в год Мощность завода при работе в три смены составит 55 тыс. кабин в год Фото: tatarstan.ru

ЧТО РУССКОМУ ХОРОШО, ТО НЕМЦУ НЕ ЗАРПЛАТА

«Даймлер КАМАЗ Рус» привлек на строительство завода большое количество высококвалифицированных специалистов со стороны, т. к. оборудование суперсовременное, а кадров в Челнах, чтобы его отладить, не нашлось. Подыскивать профессионалов в области автомобилестроения, робототехники, сварки, покрасочного оборудования, катафореза и проводить собеседования пришлось чуть ли не лично куратору проекта Нильсу Венеру. В итоге на новое производство съехались специалисты из Москвы, Тольятти, Санкт-Петербурга, Калуги. Руководитель кузовного цеха приехал с турецкого завода по производству грузовиков Mercedes-Benz в Аксарае. Также были привлечены немецкие специалисты с завода в Верте.

А вот с набором тех, кто будет здесь работать, возникли сложности. Обычно Daimler готов создавать ценным специалистам самые комфортные условия для работы. Так, немецкая компания предоставляет так называемый релокационный пакет для иногородних специалистов. Приезжающим этих средств обычно хватает на билеты на самолет и полгода безбедной жизни в Челнах. Кроме того, каждый год происходит индексация зарплаты от 3% до 8%. Если сотрудник выполняет свои KPI, компания платит дополнительный бонус — 15% от месячного оклада. Кроме того, каждому работнику индивидуально повышают зарплаты ежегодно за особые достижения. Сотрудникам от уровня мастера компенсируют оплату фитнес-зала на сумму 10 тыс. рублей в год, оплачивают языковые курсы, а успешным сотрудникам предоставляют дополнительные оплачиваемые дни отпуска — от 1 до 3–4 дней в году. Начиная от уровня инженеров, компания оплачивает телефонную связь, выдает ноутбуки, средства мобильной связи…

Однако, как утверждают наши источники, в случае со строительством завода кабин Daimler оказался в заложниках у челнинского автогиганта, который выстраивает очень жесткую зарплатную политику, установив четкую границу, за которую немецкий партнер не может переступить, дабы персонал не стал перебегать с КАМАЗа на новое производство. Получается, что, например, хорошего инженера по автоматизации найти в Челнах невозможно, а из других городов и стран такой специалист на предлагаемую зарплату не едет. Проблема частично решается тем, что набранному в автограде персоналу передают технические навыки прямо на заводе, возят на обучение в Москву и на практику в турецкий Аксарай.

Как там ни было, процесс рекрутинга в самом разгаре. По разным данным, на завод наберут от 600 до 800 сотрудников. Правда, окончательное их число будет опять-таки зависеть от того, насколько востребованным окажется новый грузовик.

В целом новый завод — и прорыв, и одновременно отчасти грустный итог полувековой истории КАМАЗа. За эти десятилетия автогигант оказался так и не способен разработать свои собственные кабины и теперь пребывает в полной технологической зависимости от своего немецкого партнера. 

Процесс рекрутинга в самом разгаре. По разным данным, на завод наберут от 600 до 800 сотрудников Процесс рекрутинга в самом разгаре. По разным данным, на завод наберут от 600 до 800 сотрудников Фото: tatarstan.ru

«МЫ ПОНЯЛИ, ЧТО СВОЕЙ КАБИНЫ У КАМАЗА НЕ БУДЕТ НИКОГДА»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, выйдет ли новый завод на заявленные производственные мощности в ближайшей перспективе и какой спрос ожидает камазовские грузовики с новой кабиной.

Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс» издательства «За рулем»:

— Сейчас потребности в 50 тысячах кабин или даже в 40 тысячах нет. Она гораздо меньше на самом деле. Дело в том, что свою классическую кабину КАМАЗ неплохо модернизировал. И для определенного сегмента рынка именно эта кабина востребована, в частности для строительной техники. Потом здесь нужно учитывать еще и армию. Для нее старая кабина вполне нормальная. Так что мощности нового завода будут постепенно наращиваться. Но ведь кабины там будут делать не только для КАМАЗа, но и для Daimler. Если грузовик Mercedes станет интересен по цене с предложением по лизинговым схемам... Новый «КАМАЗ-54901» выйдет на 50 тысяч за два-три года, если экономическая обстановка будет благоприятная. А то эта череда кризисов выматывает любое производство, любой бизнес.

Не проще ли из Германии кабины возить? Возили-то какие — на «КАМАЗ-5490», у которых кабины от Mercedes Axor. И то для этой кабины фактически возили панели, а потом на месте сваривали, красили, собирали. А тут мы говорим о полноценном лицензионном производстве. КАМАЗ максимально будет использовать те лицензии, которые предоставил Daimler. И я думаю, что от этого хуже заводу и стране не будет. На самом деле это большое достижение. Данное событие по значимости для страны примерно такое же, как в 1976 году, когда Камский автозавод запустили на полную мощность (в 1969 году вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о строительстве автогиганта в Набережных Челнах, с этого момента отсчитывает история завода — прим. ред.).

Насколько КАМАЗ в новой кабине будет дороже? Говорить об этом сложно. Производства еще нет. У «КАМАЗ-5490» (или «Камаксор», как его зовут) фактически цены были выставлены такие, что многие продавцы импортных грузовиков головы пеплом посыпали. Цены были демпинговые, и КАМАЗ этого даже не отрицал. На подобные ценники вынуждена была ориентироваться вся «Большая семерка». Машина была процентов на 20 дешевле. А когда спрашиваешь водителей, которые на этих «Камаксорах» ездят, они говорят: «Mercedes — он и в Африке Mercedes».

До строительства в Челнах калужский завод Volvo был лучшим из тех, где подобное производство организовано в России, но после запуска завода кабин Челны точно переплюнут Volvo и по объемам производства, и по технологиям. Там будет использоваться сварочное, покрасочное оборудование производителей с мировыми именами. То, что один каркас будут использовать и Daimler, и КАМАЗ, но с разными деталями экстерьера, — это общепринятая практика. В свое время была кабина, которая называлась Club — она делалась общей для Volvo, DAF и Iveco.

И последнее: «КАМАЗ-54901» — название не очень удачное и, надеюсь, временное. Эта единица в конце раньше обозначала модификацию машины. А сейчас фактически КАМАЗ делает не модификацию, а новый грузовик. 

«Это событие по значимости для страны примерно такое же, как в 1976 году, когда Камский автозавод запустили на полную мощность» «Это событие по значимости для страны примерно такое же, как в 1976 году, когда Камский автозавод запустили на полную мощность» Фото: Владимир Зотов

Федор Лапшин — редактор рубрики «Грузовики и автобусы» издания «Авторевю»:

— Конечно, проект такого масштаба — это очень серьезный шаг для Daimler на нашем рынке. И в общем, понятно, к чему он в итоге приведет. Рано или поздно подавляющее большинство «КАМАЗов», за исключением самых простых вариантов типа военных, коммунальных и предназначенных для самого далекого экспорта в район Эфиопии, будут оснащаться этими новыми кабинами. Понятно, что мощности определены с расчетом на рост рынка. Правда, по рынку в ближайшие годы какого-то взрывного роста ждать не приходится. Но это, скорее всего, говорит о том, что Daimler решил очень солидно тут обосноваться.

Плюс в том, что появятся, наконец, «КАМАЗы» с современными кабинами, которые, будем надеяться, быстро не устареют. Но мы также поняли, что своей кабины у КАМАЗа не будет никогда. Надо уже сказать правду. Все попытки с 1980-х годов закончились неудачно. Очень жалко, что за столько лет, имея такой дизайнерский и конструкторский потенциал, КАМАЗ так и не смог сделать свою кабину. Кабина Daimler — это не худший вариант. С точки зрения бизнеса он, наверное, оптимален. Но жалко, хотелось бы, чтобы было свое.

В задачи Daimler это вписывается, потому что его цель — быть глобальным игроком и подмять под себя все рынки. Они подмяли под себя Америку, подминают Китай и Индию. А теперь Россия. Этот проект подразумевает, как ни грустно, тотальную зависимость от Daimler.

А так в целом глобальный проект. По слухам, существуют некие планы в правительстве РФ относительно того, что львиную долю на рынке грузовиков у нас будут занимать КАМАЗ и два европейских производителя, максимально локализовавших свою продукцию. Какие именно, пока непонятно. Но, учитывая все, что мы знаем, учитывая то, с какой помпой открывался легковой завод под Москвой, логично предположить, что в их числе точно будет Mercedes, поддерживаемый в том числе и государственной политикой. Вообще, все возвращается на круги своя. В Челнах завод изначально должен был быть построен под производство 100 тысяч грузовиков Mercedes-Benz в год для Советского Союза. Об этом никто не говорит, но я данные документы видел лично в даймлеровском архиве. На них в советское время был гриф секретности. Почему-то подобного рода планы не осуществились, мы перешли на ту систему под названием «КАМАЗ», которую и имеем все эти годы.