Корзина «Магнита» выросла в цене в 4 раза сильнее официальной продуктовой инфляции. «Весящая» в три раза больше корзина «Бахетле» за квартал подешевела на 3,7%, с 6681 до 6432 рублей Корзина «Магнита» выросла в цене в 4 раза сильнее официальной продуктовой инфляции. «Весящая» в три раза больше, корзина «Бахетле» за квартал подешевела на 3,7%, с 6681 до 6432 рублей

КОРЗИНА «МАГНИТА» ПОДОРОЖАЛА В 4 РАЗА БОЛЬШЕ КОРЗИНЫ РОССТАТА

Миновал первый квартал, и пришла пора подсчитать продуктовую инфляцию в рамках нашего проекта «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“». Напомним, что фиксировать цены на ряд продуктов мы начали с «черного» декабря 2014 года и с тех пор на регулярной основе закупаем два набора продуктов: бюджетный в сети «Магнит» и более дорогой в магазинах «Бахетле». Основная цель проекта — независимый мониторинг динамики цен на продовольствие.

Замер цен, который мы представляем читателям сегодня, был сделан в последнюю декаду марта, с 20-го числа. А в пятницу, 5 апреля, Росстат опубликовал официальную статистику по динамике цен, и теперь мы можем сравнить ее с данными «БИЗНЕС Online». Сам Росстат заявил, что за квартал с декабря 2018 года индекс потребительских цен вырос на 1,8%, а год к году (март 2019-го к марту 2018-го) — на 5,3%. Конкретно продовольственные товары подорожали на 2,6% за квартал и на 5,8% за год.

Теперь обратимся к нашим закупкам. Итак, за квартал с 19 декабря по 20 марта корзина «Магнита» выросла в цене в 4 раза сильнее официальной продуктовой инфляции, на 7,6% — с 1986 до 2136 рублей. Хотя к марту прошлого года прирост составил только 3,5%.

«Весящая» в три раза больше, корзина «Бахетле» за квартал подешевела на 3,7% с 6681 до 6432 рублей, за год снижение составило 0,9%. Короче говоря, дешевое дорожает, дорогое дешевеет. Почему так получилось и какие продукты подвели Росстат?

После предновогоднего ажиотажа пошли вниз и цены на куриные яйца: сразу минус 17% до 55,9 рубля за десяток категории С1 После предновогоднего ажиотажа пошли вниз и цены на куриные яйца: сразу минус 17% до 55,9 рубля за десяток категории С1

КОНЕЦ ХЛЕБНО-ЯИЧНОГО РАЛЛИ И ЭКОНОМИЯ НА УПАКОВКЕ

Разбор полетов мы начнем с товаров, сильнее всего подешевевших в относительном выражении. По праву продукта, который, как известно, «всему голова», первым пойдет хлеб. После резкого взлета ценника в декабре 2018 года до рекордных отметок, «социально значимый» хлеб «Сельский» смог откатиться назад на 5% до 27,9 рубля за буханку. Это значение идентично уровню декабря 2017-го, но на 17% выше уровня марта прошлого года.

Впрочем, хлебное удешевление могло быть вызвано элементарной сменой поставщика: приобретенный нами в марте «Сельский» был выложен на полки без упаковки, а на ценнике производителем был указан БКК. Раньше мы покупали в «Магните» аналогичный хлеб Казанского хлебозавода №3 в полиэтиленовой (или полипропиленовой) пленке. Ностальгирующие по СССР могут вспомнить времена, когда покупатели даже не подозревали, что любой хлеб или сдобные булочки могут продаваться в упаковке. А граждане, неравнодушные к проблемам экологии, должны обрадоваться: меньше полимерной упаковки, которая слишком долго разлагается на природе, образуя «нетленные» кучи мусора.

После резкого взлета ценника в декабре 2018 года до рекордных отметок, «социально значимый» хлеб «Сельский» смог откатиться назад на 5% до 27,9 рубля за буханку После резкого взлета ценника в декабре 2018 года до рекордных отметок, «социально значимый» хлеб «Сельский» смог откатиться назад на 5% до 27,9 рубля за буханку

После предновогоднего ажиотажа пошли вниз и цены на куриные яйца: сразу минус 17% до 55,9 рубля за десяток категории С1. В «Бахетле» самый доступный источник животного белка остался при своих 74,9 рубля, но при этом в продаже появилась экономичная упаковка на 30 штук отборных яиц высшей категории стоимостью 183 рубля (или 61 рубль за десяток). Ранее в такие «клетки» на три десятка, по нашим наблюдениям, фасовали только яйца категорий С1 и С2.

Но и тут не обошлось без ложки дегтя: отборный десяток С0 в «Бахетле» производства ООО «Возрождение» (Кировская область) под торговой маркой «Добрые яйца» был промаркирован 9 февраля 2019 года — то есть мы его приобрели спустя 38 дней с даты упаковки (ей занималось высокогорское ООО «Рус Прод»). Десяток лежал на открытой полке, а срок годности яиц при температуре от 0 до 20 градусов составляет только 25 суток, при температуре от -2 до 0 срок 90 суток, но по нашим ощущениям на полке казанского супермаркета было явно выше ноля.

В «Магните» молоко жирностью 2,5% от федерального производителя подешевело на 12,4% или 6,8 рубля до 48,1 рубля в пересчете на объем 900 милилитра В «Магните» молоко жирностью 2,5% от федерального производителя подешевело на 12,4%, или 6,8 рубля, до 48,1 рубля в пересчете на объем 900 миллилитров

ИЛЬШАТ ФАРДИЕВ И МУСЛИМА ЛАТЫПОВА СДЕЛАЛИ ЛУЧШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО МОЛОЧКЕ

Третий кит базовой корзины — молоко. В «Магните» молоко жирностью 2,5% от федерального производителя подешевело на 12,4%, или 6,8 рубля, до 48,1 рубля в пересчете на объем 900 миллилитров. В оригинале ценник составил 51,9 рубля за 973 мл (1000 г) в жесткой «тетрапаковской» упаковке, и годом ранее молоко от «федералов» стоило на 15% дешевле. На этот раз честь варягов защищал торговый дом «Сметанин», чья продукция производится ОАО «Милком» на мощностях «Сарапул-молоко» специально для АО «Тандер» (то есть для сети «Магнит»). Марку «Добрая буренка», более года державшую лучшую цену среди заезжих поставщиков, мы вообще не обнаружили: по нашим наблюдениям, этот продукт исчез с полок в январе текущего года.

Молоко татарстанской «Агросилы» в асептическом пакете также подешевело, но не так существенно — минус 1,9%, или один рубль, до 52,9 рубля.

Приятные сюрпризы по молочке ждали нас в «Бахетле». Здесь «Агросила» Ильшата Фардиева выступила куда круче, предложив молоко жирностью 3,2% в жесткой пачке с клапаном по 49,9 рубля — на 22%, или на 14 рублей, дешевле, чем самое выгодное предложение декабря 2018-го и на 21,5% ниже прошлогодней цены. Напомним, что молочная упаковка с клапаном — наше обязательное требование при закупке в «Бахетле», но если это для вас не принципиально, то в жесткой «тетрапаковской» упаковке здесь же предлагалось молоко «Кружева» всего за 39,9 рубля. Похоже, снабженцам «Магнита» пора пошевеливаться; впрочем, не исключено, что «Агросила» и «Бахетле» просто пожертвовали наценкой, причем весьма серьезно.

Сильно выступил тандем «Агросилы» и «Бахетле» и в зачете по сливочному маслу. Хотя его ценник и вырос относительно декабря на 8% до 443,9 рубля за кило или 79,9 за пачку массой 180 г, относительно марта 2018-го цена не изменилась. Но главная фишка в том, что мы приобрели свежайшее масло жирностью 80% — как ни странно, это было выгоднее, чем купить самое дешевое сливочное масло жирностью 72,5%. В то же время бренд «Очень важная корова» Зеленодольского молочного комбината сдает свои позиции, но ЗМК хотя бы отдувался за местных поставщиков, предлагая 220-граммовые пачки, в то время как многие производители стремятся облегчить массу нетто до 180 и даже 175 граммов и тем самым замаскировать реальную стоимость продукта.

Добавим, что обогащенная полезными бактериями «Активия» также подешевела на 1% до 32,9 рубля — это на 11% дешевле, чем годом ранее.

А вот с подсолнечным маслом ситуация иная: «Олейна» прибавила в цене за квартал 20% до 119 рублей за литровую бутылку, и это на 4% дороже прошлогоднего уровня. Но масло в таре объемом 0,9 л подешевело на 3,5% до рекордно низких 49,2 рубля и стоило на 8% дешевле, чем в марте 2018-го. Напомним, что самую низкую цену неоднократно устанавливал «Нэфис» с его «Миладорой». На этот раз за команду поставщиков бюджетного подсолнечного масла под торговой маркой «Раздолье» играло ООО «МЭЗ Юг Руси», известное своим брендом «Золотая семечка».

В магазинах Муслимы Латыповой подешевел один их самых популярных пирогов — та самая губадия с кортом, которая, по мнению первого зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадия Онищенко, «не мужская еда» В магазинах Муслимы Латыповой подешевел один их самых популярных пирогов — та самая губадия с кортом, которая, по мнению первого зампреда комитета Госдумы по образованию и науке Геннадия Онищенко, «не мужская еда»

ЗАГАДКА ЦЕННИКА СЕМГИ И сюрприз ОТ ГУБАДИИ

Заметнее всего в относительном выражении — на 17% до 38,9 рубля за «кило» — в корзине «Магнит» подешевел сахарный песок. Но, по сути, это лишь возвращает нас в сентябрь 2018 года, еще до крутого роста цен на сахар в четвертом квартале, и достигнутый сейчас уровень на 9,9% выше прошлогоднего.

В «Бахетле», похоже, решили «разорвать» по ценам если не вся и всех, то многих. Так, шоколад «Очень молочный» бренда «Россия» здесь обошелся нам всего в 39,9 рубля, тогда как в «Магните» он стоил 69,9 рубля. Справедливости ради отметим, что в «Магните» были свои желтые и красные ценники со скидками 35–40% и ценой по 49,9 рубля за плитку шоколада, но в данном случае он был разбавлен наполнителями в виде изюма, орехов и печенья.

Хотя кардинального улучшения ситуации с курсом рубля не случилось, слабосоленая семга в «Бахетле» подешевела сразу на 23% или 330 рублей до 1090 рублей за «кило» Хотя кардинального улучшения ситуации с курсом рубля не случилось, слабосоленая семга в «Бахетле» подешевела сразу на 23%, или 330 рублей, до 1090 рублей за килограмм

Хотя кардинального улучшения ситуации с курсом рубля не случилось, слабосоленая семга в «Бахетле» подешевела сразу на 23%, или 330 рублей, до 1090 рублей за кило — на 16% дешевле, чем год назад. Этот ценовой уровень, на минутку, оказался самым низким с августа 2015 года с его 990 рублей за килограмм. Неужели глава Росрыболовства Илья Шестаков был прав? Напомним, в сентябре глава ведомства заявил, что рекордный улов рыбы в России может привести к падению ее цены в рознице. Конкретно лососевых было добыто более 610 тыс. тонн, и прежний рекорд 2009 года (530 тыс. тонн) был перекрыт с большим запасом. Более того, рыбный сезон на Дальнем Востоке оказался самым богатым за последние 110 лет. Однако это не имеет никакого отношения к предмету нашего разговора. Во-первых, значительная часть улова превратилась в гигантские свалки гниющей рыбы. И главное, семга — это атлантический лосось, который отечественными рыбаками вылавливается в небольших (относительно уровня потребления) объемах. Основными поставщиками семги на наш стол являются Чили, Фарерские острова и такая великая морская держава, как... Беларусь. При этом импорт рыбы, по данным федеральной таможенной службы, в прошлом году сократился на 5,8% до 431,6 тыс. тонн, и ничто не предвещало его увеличения в первом квартале 2019-го. Более того, при сокращении объема в денежном выражении импорт вырос на 10% до $1,45 млрд — то есть привозная рыба дорожала и предпосылок для ее удешевления не было, и тот же Росстат отчитался о подорожании мороженой рыбы на 2,2% за квартал. За чей счет был организован «банкет» для покупателей в «Бахетле» — производителя, поставщика или самой сети — вопрос открытый.

Тем временем в магазинах Муслимы Латыповой подешевел один их самых популярных пирогов — та самая губадия с кортом, которая, по мнению первого зампреда комитета Госдумы по образованию и науке Геннадия Онищенко, «не мужская еда»: минус 12%, или 40 рублей, до 309 рублей за килограмм. Мартовская цена оказалась на 9% ниже прошлогоднего уровня, и ниже она за всю историю наших наблюдений была только в сентябре 2017 года — 289 рублей за кило.

Перечень подорожавших товаров начнем с чая. «Голден Цейлон» подорожал на три четверти до абсолютного рекорда 113,9 рубля за 100-граммовую пачку Перечень подорожавших товаров начнем с чая. «Голден Цейлон» подорожал на три четверти до абсолютного рекорда 113,9 рубля за 100-граммовую пачку

«МАГНИТ» ВЫСТАВЛЯЕТ НА «ЗОЛОТЫЕ» ПОЛКИ СОБСТВЕННЫЙ ЧАЙ И МАЙОНЕЗ

Перечень подорожавших товаров начнем с чая. «Голден Цейлон» подорожал на три четверти до абсолютного рекорда 113,9 рубля за 100-граммовую пачку — это на 27% дороже, чем в марте 2018-го!

Более дешевый вариант, мелколистовая «Принцесса Канди», обошелся нам в 47,2 рубля за пачку, на 13% дороже декабрьской закупки и на 15% — прошлогодней. Но абсолютный максимум  здесь по-прежнему остается за сентябрем 2018 года — 55,9 рубля за упаковку.

Пока импортные чаи дорожают, с самых нижних рядов, откуда покупатели еще квартал назад не без труда доставали недорогие товары, на «золотые полки» (на уровне глаз — вот, пожалуйста, есть дешевый продукт!) переместился «ноунейм»-чай по 16,9 рубля за 100 г, сохранивший свой ценник в неприкосновенности. Чтобы убедиться, что это явление распространяется на всю сеть, мы посетили несколько магазинов — и во всех самый дешевый чай переместился на премиальные полки. Вкусовые качества продукта за такие деньги — вопрос отдельный, но чай черный по ГОСТ 32573-2013 по факту есть.

Продолжила расти цена и одного из врагов здоровья: сигареты подорожали на 5 рублей до рекордных 125 рублей за пачку, аналогичная динамика и за 12 месяцев. Впрочем, стоимость табака вообще стабильно повышается из-за постоянного роста акцизов: в декабре 2014-го аналогичная пачка стоила 67 рублей, или в 1,9 раза дешевле.

Что касается другого бодрящего напитка, то, к примеру, кофе Nescafe Gold прибавил 13% до 339 рублей за 150-граммовую пачку, а Jacobs Monarch подешевел на 4% до 229 рублей за аналогичную упаковку. Подчеркнем, что в случае с чаем и кофе на цену сильно влияют акции магазинов: экономия часто достигает 30–50%, и при желании можно подгадать нужный день для покупки. И, как мы отмечали ранее, все больше потребителей записываются в армию охотников за скидками, так называемых «черрипикеров» (от англ. cherry picking — избирательный подход — прим. ред.). Да и сами ретейлеры — будь то вездесущие «Магнит» и «Пятерочка» или преимущественно столичный «Мираторг» — охотно идут им навстречу, выставляя уже на кассе товары с максимальными скидками, чаще всего именно чай, кофе и шоколад.

На упакованном специально для него молоке и чае «Магнит» останавливаться не стал. Приличное пространство на полках с майонезом занимает продукция под торговой маркой «Секрет кулинара»; впрочем, название самой торговой сети пропечатано шрифтом раз в 10 крупнее, и его опознать проще, нежели с расстояния вытянутой руки разобрать название свежеиспеченного бренда. Для АО «Тандер» постарался кировский производственный холдинг «Здрава».

Самый доступный майонез, «Секрет кулинара», в «Магните» обошелся нам в 44,9 рубля за нестандартную пачку объемом 500 миллилитров. Это соответствует 71,6 рубля за упаковку 800 мл — на 2,6% дороже декабря, но на 28% дешевле, чем годом ранее.

В «Бахетле» пальму первенства по-прежнему держит соус  Mr. Ricco с его неизменными относительно декабря 39,9 рубля за пачку 400 мл — на 15% дешевле марта 2018-го.

Из прочих неприятных сюрпризов можно отметить цену бананов в «Бахетле», взлетевшую на 23% до 89,9 рубля за килограмм Из прочих неприятных сюрпризов можно отметить цену бананов в «Бахетле», взлетевшую на 23% до 89,9 рубля за килограмм

ГРЕЧКА И МАКАРОШКИ ДОРОЖАЮТ, КАПУСТА ТЯНЕТСЯ К ХОЛОДНОму лету 2017-ГО

Понижательный тренд по макарошкам, похоже, выдохся, их цена в «Магните» за три месяца выросла на 17,5% до 33,6 рубля за 900 граммов. Но до максимума образца июля 2017-го запас хода еще есть. В нашей второй корзине импортные спагетти подорожали за квартал на 8% до 128 рублей, а их дешевизна по сравнению с мартом прошлого года обусловлена тем, что в продуктовом наборе из «Бахетле» во второй половине 2018-го сменился их производитель. Цены на пасту Garofalo ушли в космос и, видимо, поэтому руководство «Бахетле» исключило ее из своего портфеля.

Гречка за квартал подорожала на 26% до 25,9 рубля за пачку массой 800 граммов и стала стоить дороже, чем год назад. Напомним, что цена «царицы круп» стабильно снижалась с максимума 64,1 рубля (сентябрь-2016) до минимума 18,9 рубля (сентябрь-2018). Теперь же мы наблюдаем определенную восходящую коррекцию. Хотя по данным Росстата, за квартал гречка подорожала лишь на 4,7%.

А вот капуста не ограничилась полумерами. Ее цена за квартал взлетела в 2,6 раза до 54,1 рубля за килограмм, и новый ценник оказался в 2,9 раза выше, чем год назад! Это не так уж и далеко от рекорда, установленного капустой в июле 2017 года, 58,4 рубля, но тогда дороговизна ряда овощей и фрукты объяснялись их поздним созреванием из-за холодной весны. И вновь Росстат насчитал рост только в 1,5 раза, тем не менее это самая сильная динамика за квартал из всех продуктов, представленных в его индексе. Ближайшие «преследователи» капусты — ее соседи по овощному прилавку, свежие помидоры — подорожали, по данным ведомства, в 1,3 раза.

Из прочих неприятных сюрпризов можно отметить цену бананов в «Бахетле», взлетевшую на 23% до 89,9 рубля за килограмм. Хотя такой уровень и идентичен прошлогоднему, но вопрос, чем эти бананы настолько лучше «магнитовских» за 59,9 рубля, остается без ответа.

Итак, подведем итог: торговые сети пытаются найти ответ росту цен, предлагая покупателям продукты, произведенные  по заказу самого продавца. Они экономят на упаковке, маркировке, рекламе и прочих накладных расходах и активно изыскивают резервы для снижения цен (яркий пример в марте — красная рыба в «Бахетле») в том числе за счет маржи производителей и поставщиков.