«БИЗНЕС Online» представляет рейтинг татарстанских королей госзаказа в новом формате. О том, как чуваши переплюнули подрядчиков из РТ с подъемом цены вместо скидки, а фирме Талгата Абдуллина достались первые госконтракты, с кем на самом деле соревнуется на торгах Ильнар Гайсин, кому доверили строительство аэровокзала в Бегишево и как Ильшат Аминов за счет «Шаян ТВ» увеличил бюджетный поток в ТНВ почти на 200 млн рублей, читайте в нашем обзоре.
В декабре возглавляемое Рафкатом Кантюковым ООО «Газпром трансгаз Казань» арендовало основные средства за 3,5 млрд рублей и разместило контракт ценой почти 1,2 млрд на распространение спонсорской рекламы
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОСТАВЩИК и общественные слушания без общественности
Мы представляем обновленную версию традиционного обзора «БИЗНЕС Online», посвященного татарстанским королям госзаказа. Формат сменился вынужденно — после Нового года главный сайт госзакупок радикально обновился. И не в лучшую сторону: с обновлением ликвидировали раздел рейтингов юридических лиц, отняв у посетителей возможность выбирать самых удачливых поставщиков.
На этот раз наши аналитики отобрали организации, которые в отчетном квартале получили просто самые большие контракты. Вашему вниманию предлагается обзор достижений 30 компаний, оказавшихся в четвертом квартале прошлого года самыми успешными в деле освоения бюджетных денег.
Сначала несколько слов о том, что часто остается за кадром. Самые крупные в РТ госзаказы в указанный период были размещены монополиями на условиях единственного поставщика. Так, в декабре возглавляемое Рафкатом Кантюковым ООО «Газпром трансгаз Казань» арендовало основные средства за 3,5 млрд рублей и разместило контракт ценой почти 1,2 млрд на распространение спонсорской рекламы. Данные по исполнителям этих договоров отсутствуют. Но напомним, что, например, в августе 2016-го казанский волейбольный клуб «Зенит» получил от ГТК спонсорский контракт на 549 млн, а в марте 2017 года — на 956 млн рублей.
Сетевая компания в декабре закупила электроэнергию на 2,8 млрд и 2,95 млрд рублей в целях «осуществления действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов». Данных на поставщиков снова нет, вероятно, ввиду закупок с оптового рынка мощности, а не только у «Татэнерго».
Пока что санкции заокеанских партнеров, видимо, не мешают укомплектовывать надежду КВЗ — вертолет «Ансат»
Можно отметить и закупку Казанским вертолетным заводом канадских двигателей PW207K на 1,3 млрд рублей, причем в заявке прописана сумма в твердой валюте — $19,4 миллиона. Пока что санкции заокеанских партнеров, видимо, не мешают укомплектовывать надежду КВЗ — вертолет «Ансат».
Как минимум на одно из призовых мест мог бы претендовать очередной контракт от «Волго-Вятскуправтодора». Но, как говорится, что-то пошло не так. Заказ суммой 2,1 млрд рублей на капремонт очередного участка автодороги М7 «Волга» в Чувашской Республике должен был пройти обязательное общественное обсуждение. Высказывать свои замечания желающие могли на сайте госзакупок в специальном разделе, но, судя по записи в протоколе обсуждений, с 28 сентября и по 18 октября от граждан не поступило ни одного комментария.
Публичные слушания должны были пройти в Казани 24 октября в здании «Волго-Вятскуправтодора». Кто же в них принял участие? Первый участник слушаний — замначальника управления «Волго-Вятскуправтодора» Илдар Насибуллин, второй — другой зам Сергей Автономов, третий — начальник отдела размещения заказов все той же компании Евгения Николаева. Отсутствие общественности не помешало заказчику принять решение «продолжить подготовку к закупке без учета результатов обязательного общественного обсуждения». Впрочем, 5 декабря закупка все-таки была переведена на этап «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено». Мы будем следить за судьбой этого увесистого контракта, исполнитель которого неизбежно окажется в списке татарстанских королей госзаказа.
Контракт на строительство аэровокзала международных воздушных линий аэропорта Бегишево ценой 770 млн оказался в портфеле компании «Евростиль» Ильнара Гайсина
ГАЙСИН ПОСТРОИТ АЭРОВОКЗАЛ ЗА 770 МЛН И ИНФРАСТРУКТУРУ ДЛЯ ЗАВОДА СТИРАЛЬНЫХ МАШИН HAIR
Переходим к лидеру нашего зачета. Компания «Алабуга Девелопмент» (1) стала единственным участником тендеров с суммами 1,98 млрд (корпус 4–1) и 1,6 млрд (корпус 4–2) рублей на возведение парка «Синергия» в материнской ОЭЗ «Алабуга». Для строителей особой экономической зоны это не самые крупные объекты: скажем, в августе 2018-го они получили куда более значимый подряд, первый за пределами ОЭЗ. Точнее, субподряд на 3,3 млрд рублей, который компании передало ПАО «КамГЭСэнергострой», ранее выступившее генподрядчиком на объекте минобороны. Речь шла о производстве двигателя РД-191, где надо было провести реконструкцию и техническое перевооружение механосборочного и гальванического цехов. Заказчиком строительства стало объединение «Протон-Пермские моторы».
Без каких-либо конкурентных процедур аэропорт Бегишево в декабре закупился топливом на 1,5 млрд у ООО «ТН-Авиасервис» (2), подконтрольного «Татнефти». Видимо, чтобы не обижать самую крупную российскую нефтяную компанию аэропорт в феврале купил — также на условиях единственного поставщика — топливо у ООО «РН-Авиа», которое контролирует «Роснефть».
Между тем размещенный 17 декабря контракт на строительство аэровокзала международных воздушных линий аэропорта Бегишево ценой 770 млн в самом начале нового года оказался в портфеле компании «Евростиль» (17) Ильнара Гайсина. Один из самых известных застройщиков Закамья должен будет управиться к 1 мая 2021 года.
Что ж, новый аэровокзал нужен Бегишево как никогда. Прошлый год стал рекордным для воздушной гавани — пассажиропоток достиг исторического максимума и составил 777 тыс. пассажиров, превысив итоговые показатели 2017-го на 32%. И, похоже, данная динамика не собирается идти на спад. В январе этого года услугами международного аэропорта Бегишево воспользовались более 53 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го в наступившем году пассажирский трафик увеличился на внутренних рейсах на 10%, на международных — на 56%. При этом постоянно расширяется и география полетов. Из последнего: 4 апреля авиакомпания «Азимут» возобновит выполнение регулярных рейсов в Краснодар. Летать по этому маршруту самолеты Sukhoi Superjet будут дважды в неделю. А 24 мая вновь откроются чартерные перевозки из Бегишево в турецкий Даламан на сезон лето-2019.
Впрочем, аэровокзалом «Евростиль» не ограничился, положив в октябре–декабре в свой портфель еще несколько крупных контрактов. Договор суммой в 330 млн рублей на создание внеплощадочных сетей завода стиральных машин Haier достался Гайсину от ГИСУ. Строительство самого завода стартовало в мае прошлого года. Напомним, предприятие по плану будет выпускать 500 тыс. единиц бытовой техники в год. Ожидается, что первая стиральная машина сойдет с конвейера в июле 2019-го. Сумма заявленных инвестиций составляет 3 млрд рублей, будет создано 385 рабочих мест.
Заявившись единственным участником на аукцион ГИСУ, «Ак таш» подрядился за 620 млн рублей построить три детских сада в многострадальном «Салават Купере»
почему короли госзаказа так любят детсады и как КОМПАНИЯ АБДУЛЛИНА ПОЛУЧИЛА ПЕРВЫЕ ГОСКОНТРАКТЫ
Еще 215 млн «Евростиль» получил на строительство детского сада в нижнекамском 49-м микрорайоне. И здесь есть любопытная деталь. Конкуренцию победителю во время тендера составило актанышское ООО «Газстройсервис», оформленное на Равиля Ярмиева. Бизнесмен работал ранее директором в ООО «Гарант Недвижимость», принадлежащем Гульсие Галиевой. В свою очередь у нее есть ООО «Галактика», в котором по 20% владеют Зиннур и Ильнар Гайсины. Что же получается, Гайсин конкурирует с представителем своей деловой обоймы?
Кроме того, «Евростилю» досталось несколько контрактов с практически одинаковой ценой 193–194 млн рублей на строительство двух детсадов в Набережных Челнах и одного в Елабуге. В последнем тендере конкурентом Гайсина был «РАМ-Строй» Рамиля Галиуллина. Вряд ли этот предприниматель сильно расстроился из-за проигрыша: ему достался более солидный кусок. За рекордную для него сумму в 338,4 млн «РАМ-Строй» согласился построить детсад для казанского ЖК «Весна» на Мамадышском тракте. Что характерно, компания «Грань» Нины и Леонида Анисимовых, предложившая выполнить тот же контракт за 338,5 млн, осталась не у дел.
Заявившись единственным участником на аукцион ГИСУ, «Ак таш» (6) подрядился за 620 млн рублей построить три детских сада в многострадальном «Салават Купере»: два — на 260 и один — на 220 детей. Так что сакраментальный вопрос гендиректора агентства по госзаказу РТ Якова Геллера «Почему только „Ак таш“ должен строить?» пока останется без ответа вместе с канувшей в Лету стройбиржей бывшего главы Госжилфонда Талгата Абдуллина. С детсадами компания Газинура Ахметова должна уложиться к 30 ноября текущего года.
Впрочем, и Талгат Мидхатович не упустил своего. Совместная компания Абдуллина и Мунира Гайнуллова «Домкор Строй» (30) получила 216 млн на детсад в 35-м микрорайоне Нижнекамска. Этого хватило, чтобы «на флажке» войти в наш рейтинг, заняв в нем последнее место. Чуть меньшая сумма, 193 млн, была выделена строителям на детсад в 20-м микрорайоне (Замелекесье) Челнов. Надо сказать, что за свою 10-летнюю историю «Домкор Строй» до четвертого квартала 2018-го, то есть до момента отставки из Госжилфонда Абдуллина, госзаказов не получал, при том что годом ранее собрал солидную выручку в 3,2 миллиарда. Заказы от ГЖФ, который не считается госзаказчиком, не в счет…
Совместная компания Талгата Абдуллина и Мунира Гайнуллова «Домкор Строй» получила 216 млн на детсад в 35-м микрорайоне Нижнекамска
«СУБчиком» «ГРИНТЫ» ОКАЗАЛСЯ ДИРЕКТОР ЕЕ ПРЕЖНЕЙ ИНКАРНАЦИИ
Субподряды на 980 млн и 860 млн рублей в четвертом квартале разместил региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — ООО «Гринта», прошлым летом без особого напряга выигравшее в тендере минстроя РТ.
Итак, первый «мусорный» контракт, предполагающий транспортировку ТБО в границах таких муниципальных образований, как Ютазинский, Азнакаевский, Муслюмовский, Актанышский, Мензелинский, Агрызский Аксубаевский, Елабужский, Мамадышский, Нурлатский, Чистопольский, Менделеевский, Тукаевский, Сармановский, Заинский, Нижнекамский, Новошешминский, Черемшанский районы, достался учрежденному в сентябре 2018 года азнакаевскому ООО «Зеленый город» (3). Совсем недавно возникшая фирма уже успела сменить владельца: изначально учредителем удачливого «субчика» была Рамиля Ахмадуллина, но 21 ноября компания была переоформлена на Ильназа Колтыкаева. Уточним, что контракт заключен по максимальной цене.
Второй договор на вывоз мусора (городской округ Набережные Челны, Альметьевский, Лениногорский, Бавлинский, Бугульминский районы) ушел в портфель челнинскому ООО «Камвторполимер» (4), образованному в апреле 2016-го. Среди недавних соучредителей компании числилось небезызвестное АО «Ядран-Ойл», но сегодня «Камвторполимер» оформлен на экс-директора ООО «Мехуборка-Прикамье» Ильнура Хузина.
И вновь любопытные подробности — уже насчет «Гринты». Если заглянуть в прошлое, мы обнаружим прямую связь оператора ТБО с «Камвторполимером». Следите за руками: в сентябре 2016-го «Мехуборка-Прикамье» (директор Хузин) переименовывается в «Закамскую экологическую компанию», а в декабре 2017 года последняя превращается в ООО «Гринта». И теперь «мусорный» договор по Набережным Челнам и еще четырем районам достался не чужим людям, а человеку, который возглавлял прежнюю инкарнацию регоператора ТБО. Добавим, что ключевым бенефициаром питерской компании «Мехуборка Групп» через «УК Мехуборка» выступал Константин Жаркевич, миноритарии — Дмитрий Серебрянников, Валерий Ловягин, Александр Рудаков, гендиректор — Денис Лебедев.
«Гринта» же с августа 2017-го оформлена на некоего Сайфуддина Нурова, в декабре того же года директором была назначена Светлана Ярлыченко.
Субподряды на 980 млн и 860 млн рублей разместил региональный оператор по обращению с ТКО — ООО «Гринта», прошлым летом без особого напряга выигравшее в тендере минстроя РТ
КОМПАНИИ-«ТЕЛЕПАТЫ» и «ТАТЛИЗИНГ» БЕЗ «СУБЧИКОВ»
Один из фаворитов-субподрядчиков «Транснефти», ООО «Трубострой» (5) Фуата Гарифова, в октябре заполучил подряд на 591 млн на реконструкцию подводного перехода магистрального нефтепровода «Сургут-Полоцк» через Каму. Конкуренцию татарстанцам пыталось составить арзамасское ООО «СУ-7 СМТ», однако борьбы не получилось: скидка от стартовой цены составила лишь 0,8%.
Аналогичную скидку компания «Трубострой» сделала в ноябре по контракту ценой 675 млн на замену участка МН «Альметьевск — Куйбышев 1». Здесь ее напарником по аукциону стал хорошо известный нам «Спецстройсервис» сенатора Дмитрия Савельева. Одна из крупнейших строительных организаций Татарстана, отчитавшаяся в 2017 году о выручке 15,6 млрд, также не осталась без заказов. «Спецстройсервису» от той же «Транснефти» достался договор суммой 120 млн на строительство резервуара.
Другой благодетель местных «субчиков», государственный «Татлизинг» (10), тоже не остался в стороне, получив 458 млн на три дошкольных учреждения: два в Альметьевске и один в селе Мамыково Нурлатского района. Причем, как бы странно это ни выглядело, «Татлизинг» и его конкурент на торгах — ООО «Стройсервис» (20) Ильдара и Назии Мингалиевых — выставили предложения с идентичной ценой (458 177 723,83 рубля) вплоть до копейки. Но при одинаковой, стандартной для строителей скидке в полпроцента лучшим оказался все же «Татлизинг».
Аналогичная история произошла в секторе телекоммуникаций: «Таттелеком» и «Ростелеком» соглашались за 323,9 млн предоставить услуги министерству информатизации и связи РТ, но, разумеется, выбор пал на местного «связиста».
Для упомянутого «Стройсервиса» четвертый квартал оказался весьма успешным. Самая большая рыба в его сетях — подряд на 320 млн все на те же детсады в Арске и селе Усады Лаишевского района. Здесь его партнером на торгах стала компания «РСС Инжиниринг» (16). Окучивая сельскую местность, «Стройсервис» взялся также строить за 214 млн рублей детские сады в Кушманах, Мензелинске и Старом Ильдиряково, оставив за бортом «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова.
Другой подряд принес Мингалиевым 157 млн рублей, выделенных на строительство нежилых зданий в промпарках «Буинск» «Арский». А МУП «Городское благоустройство» не смогло составить серьезной конкуренции в борьбе за 81,5 млн рублей. Этим подрядом предусмотрен ремонт ряда административных зданий: Буинского лесничества, строения по Алафузова, 4 для размещения мировых судей Кировского района Казани, а также на улице Большой Красной, 15/9, где располагается АИЖК РТ.
Итого четыре самых больших контракта принесли «Стройсервису» 773 млн рублей. Для сравнения: за весь 2017 год выручка компании составила 432 миллиона.
Сам «Татлизинг» также получил от ГИСУ заказ на 160,7 млн, который ООО «Лифт-НК» Екатерины Федотовой хотело «купить» за 161,5 млн целковых. Большую часть этой суммы «Татлизинг» потратит на административное здание и открытый каток с тентовым навесом, 10,2 млн — на реконструкцию тренировочной площадки стадиона «Электрон» и 27,6 млн — на спорткомплекс в рамках обустройства площадки в селе Старое Дрожжаное под возведение 105 односемейных домов.
На пополнение запасов труб, задвижек, насосов, котлов и т. д. минстрой РТ выделил «Татлизингу» еще 80,4 млн рублей.
Что характерно, пока по упомянутым договорам компания не нанимала субподрядчиков.
«РСС Инжиниринг» подтверждает свою «медицинскую» специализацию — ей доверили ремонт ряда городских больниц
«РСС ИНЖИНИРИНГ» СНОВА ВЫПИСАЛИ «БОЛЬНИЧНЫЙ»
Контракт на 337 млн и 16-е место в нашем рейтинге достались уже упоминавшемуся ООО «РСС Инжиниринг». В компании продолжаются подвижки в структуре капитала. С сентября 2018 года ключевой учредитель фирмы – завсегдатая наших обзоров — Ирина Резванова с долей 54,5%, еще около 44,6% у Шамиля Кулеева, а у директора Александра Таунова осталось чуть менее 1%. Напомним, в ноябре 2017-го 99% капитала ООО «РСС Инжиниринг» было переоформлено с Таунова на Кулеева. Компания подтверждает свою «медицинскую» специализацию — ей доверили ремонт ряда городских больниц: в частности, 18,6 млн выделено на здание 7-й горбольницы на улице Химиков, 20,8 млн — 2-й горбольницы на улице Столярова, 20,2 млн — 16-й больницы на улице Гагарина. Борьба с неким анонимным участником аукциона принесла только 0,5% экономии.
При первом рассмотрении удивил исход тендера на ремонт 13 детсадов и станции детского и юношеского туризма. Все выглядело так, будто при стартовой цене в 264 млн «РСС Инжиниринг» предоставил ГИСУ невероятную скидку, заключив контракт за 159 млн рублей. Но все встало на свои места, когда в той же закупке на нарисовался второй контракт стоимостью 104,6 млн, призрак 100-миллионной скидки растаял.
Дорожникам «Алексеевскдорстроя» достались 231 млн рублей от «Главтатдортранса», предмет договора — ремонт участка автодороги Базарные Матаки — Болгар
ЧУВАШСКИЕ «РЭМИСС» И «ДОРИСС» СОРЕВНОВАЛИСЬ С АНОНИМАМИ И ПОДНИМАЛИ ЦЕНЫ
Изредка всплывающее в наших обзорах канашское ООО «Рэмисс» (12) Минхайдяра Юсупова выиграло у «Волго-Вятскуправтодора» тендер на 378 млн на капремонт автомобильной дороги А-151 «Цивильск — Ульяновск» в Чувашской Республике. Кроме компании Юсупова в тендере участвовал некий анонимный претендент, после чего цена не снизилась, а выросла на 1,7%, или 6 млн рублей. Похоже, уступающим по привычке 0,5% татарстанским подрядчикам еще есть куда стремиться.
Здесь же отметим и чебоксарское ПАО «Дорисс» (14) Всеволода Рощина. Компания подписалась за 350 млн провести капремонт «кормилицы» дорожников — трассы М7 на участке в Чувашии. Вновь, как и в случае с «Рэмиссом», на торги заявился некий аноним и цена выросла на заколдованные 1,7%, или чуть менее 6 млн рублей.
Один из признанных королей госзаказа — «Алексеевскдорстрой» (28), совладельцами которого являются депутат госсовета РТ Фоат Валиеев и экс-министр транспорта РТ Владимир Швецов. Дорожникам достались 231 млн рублей от «Главтатдортранса», предмет договора — ремонт участка автодороги Базарные Матаки — Болгар. Символическую конкуренцию составлял «Волгадорстрой» Олега Иванова и Айрата Миннулина.
Также компания получила 219,6 млн от «Волго-Вятскуправтодора» на содержание участка автомобильной дороги Р239 и сооружений на нем. Кроме «Алексеевскдорстроя» на конкурс более никто не заявился.
Возглавляемая Ильшатом Аминовым компания подрядилась за 241 млн рублей создавать и размещать в 2019 году в эфире телеканалов программы на государственных языках Татарстана
СУБТИТРЫ И ДЕТСКИЙ КАНАЛ ПРИНЕСЛИ ТНВ 200 МЛН РУБЛЕЙ
АО «Татмедиа» (21), подконтрольное МЗИО РТ, за историю своего существования собрало приличный портфель госзаказов на 4,5 млрд рублей. Последний крупный контракт от ноября 2018 года суммой 319,8 млн рублей «Татмедиа» получило от одноименного республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям. Договор предполагает изготовление и распространение социально значимой, общественно-политической информации и информирование населения Татарстана о социально значимых темах и мероприятиях республики в периодических печатных СМИ в 2019 году.
Таифовская телерадиокомпания «Новый Век» (27) также не была обойдена вниманием государства. Возглавляемая Ильшатом Аминовым компания подрядилась за 241 млн рублей создавать и размещать в 2019 году в эфире телеканалов, вещающих на территории РТ, телевизионные программы на государственных языках Татарстана. Видимость конкуренции на аукционе создавало АО «Татмедиа», которое запросило за свои услуги на 3,6 тыс. рублей больше.
Еще 191 млн ТНВ получил на трансляции в эфире детского телеканала (видимо, «Шаян ТВ»), плюс 93 млн — на трансляции в эфире канала культурно-просветительской направленности. Ну и по мелочам: 10 млн — на создание и размещение радиопрограмм, 6,6 млн — на трансляции теле- и радиопрограмм просветительского характера, знакомящих с культурой, традициями разных народов; 4 млн — на наложение субтитров на русском языке на телевизионные программы, транслируемые на татарском; 1,7 млн — на создание и размещение в эфире телевизионных программ антикоррупционной направленности; 1 млн — на производство и трансляцию телевизионной обучающей передачи «Учимся вместе».
Существенное отличие от четвертого квартала 2017 года — наличие подрядов на детский канал (191 млн) и наложение субтитров (4 млн). Итого госзаказ квартал к кварталу вырос на 195 млн до 548 млн рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.