СОВРЕМЕННЫЙ ЦЕХ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ ОБОЙДЕТСЯ В 10 - 12 МЛН. РУБЛЕЙ И ОКУПИТСЯ ЗА ГОД
XI международная выставка «Машиностроение. Металлообработка. Казань» и VI специализированная выставка TECHNOСВАРКА открылись вчера в Казани. Что предлагают бизнесу производители оборудования? На чем делают стальные двери? Есть ли смысл вкладывать средства в такую капиталоемкую отрасль как металлообработка? На открытии выставок побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».
130 ЭКСПОЗИЦИЙ
В рамках выставок с 15 по 17 июня проходит также ряд деловых мероприятий – VI международная научно-практическая конференция «Автомобиль и техносфера» (ICATS’2011), международный круглый стол «Научно-технические разработки – КАМАЗу». На площадке Казанской ярмарки в рамках выставки также действует международная биржа субконтрактов.
Экспозиции развернули свыше 130 предприятий из 20 регионов и городов России. Свою продукцию представляют компании из Германии, Австралии, Австрии, Голландии, Израиля, Испании, Италии, Тайваня, США, Турции, Чехии, Южной Кореи, Японии. Выставка объединяет пять направлений машиностроительного комплекса: автомобилестроение, авиастроение, общее машиностроение, специальное машиностроение, приборостроение.
В церемонии открытия приняли участие премьер-министр РТ Ильдар Халиков, министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, вице-премьер - министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров.
МАШИНОСТРОЕНИЕ В РТ ВЫРОСЛО НА ЧЕТВЕРТЬ
Металлообработка и машиностроение в Татарстане, как известно, относятся к ведущим отраслям промышленности. «Не каждый регион может похвастать, что рост объемов машиностроительной продукции за год – почти на четверть», - сказал премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков после осмотра экспозиции.
Впервые на выставке широко представлены научные разработки вузов республики. «Это то, к чему мы стремимся, - подчеркнул Халиков. - Оборудование мы видели всегда - как правило, нам все это привозят иностранные компании. Но сегодня мы видим здесь не только конечный продукт, но именно высокотехнологичное оборудование на базе собственных российских, я бы даже сказал - татарстанских технологий».
Изюминка выставки в этом году – работа площадки субконтрактации. «Отделение субконтрактации подготовило конкретные заказы для наших товаропроизводителей, - рассказал журналистам Равиль Зарипов. - Сумма, конечно, небольшая – 300 милионов рублей, однако, это тоже впервые. Сегодня здесь обсуждаются условия контрактов, которые будут подписаны в рамках этой выставки. Я думаю, этот опыт мы будем использовать и в дальнейшем».
«БОЮСЬ, СЕЛЬСКИЙ ТРУЖЕНИК ЭТОТ АВТОМОБИЛЬ НЕ ПРОГЛОТИТ…»
«Автомобиль и техносфера» - VI международная научно-практическая конференция начала свою работу в бизнес-центре Казанской ярмарки. Флагманом машиностроения Татарстана, безусловно, является КАМАЗ, показавший 40-процентный рост производства в 2010 году.
О планах производства автомобилей на КАМАЗе рассказал Ильдар Гильфанов, заместитель директора по развитию компании. «Идет глобализация, идет укрупнение масштабов бизнеса, развивается кооперация - как в области производства, так и в области НИОКР, - отметил он. – Отмечается стагнация рынка в развитых странах, однако, растет рынок развивающихся стран. И сегодня КАМАЗ, следуя этой тенденции, открывает сборочные заводы в разных регионах мира. Идет ужесточение законодательства в области экологии и безопасности автомобиля – здесь началась настоящая гонка, и мы принимаем в ней активное участие. На сегодняшний день идет подготовка к выпуску грузовиков по стандарту ЕВРО-4, начаты работы по ЕВРО-5, планируется ЕВРО-6…»
Выпуск грузовиков по стандарту ЕВРО-4 начнется уже на следующий год. По стоимости этот автомобиль отличается от ЕВРО-3 процентов на 12 - 15. Однако проблема, по мнению Гильфанова, не в цене. Потребители в России могут оказаться не готовыми к эксплуатации машины более высокого класса. Требования к обслуживанию и компонентная база грузовика усложняется многократно. «Я боюсь, что сельский труженик не проглотит этот автомобиль, - сказал Гильфанов. Но оставаться на уровне ЕВРО-3 или ЕВРО-2 – это тупиковый путь, поэтому мы развиваем нашу продукцию согласно требованиям европейских стандартов».
В перспективе КАМАЗ планирует создать настоящую химическую лабораторию на колесах. Машина класса ЕВРО-6, разработка которой начнется на КАМАЗе после 2016 года, загрязнять воздух уже не будет.
ОСНОВНОЙ КЛИЕНТ – КРУПНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Каков современный завод? Визг фрезы, запах машинного масла и брызги горячей стружки канули в прошлое. Современные обрабатывающие центры практически бесшумны и многофункциональны. В этом можно было убедиться, пройдясь по стендам «Казанской ярмарки».
Тихое жужжание, изредка треск компрессора. Сквозь стекло видно, как фреза вытачивает деталь – и вот алюминиевая копия яйца Фаберже извлекается из станка. На ней уже выгравировано название фирмы…
Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с представителями компаний, которые участвуют в выставке.
Роман Резников, начальник отдела токарно-фрезерного оборудования «Финвал Индастри»: «Интерес к оборудованию большой, в основном интересуются государственные предприятия, акционерные общества, которые выполняют государственные заказы. Был так называемый отложенный спрос – очень многие предприятия в кризис заморозили свои инвестиционные программы, однако, обновлять станочный парк все-таки необходимо, и сейчас практически все наши предприятия имеют программы перевооружения».
Рушан Аликбиров, ООО «Вебер Комеханикс»: «Малый бизнес предпочитает общетехнологическое оборудование. Как правило, доля рынка у частников небольшая – они обычно нацелены на какой-то проект, заказ, под который приобретается оборудование. А предприятия ВПК, крупные машиностроительные заводы заказывают оборудование на перспективу. Что заказывают? Станки с ЧПУ, обрабатывающие центры, сводящие к минимуму человеческий фактор, обеспечивающие высокую точность изготовления. И соотношение цена-качество такого клиента интересует сильно».
Егор Резников, ООО «УралПромСталь»: «Мы предлагаем сварочную технику, изделия из металлической сетки, электроды, метизы… Спрос на нашу продукцию есть, интерес растет. Но не всегда у заказчика есть деньги. Как бы ни говорили, что растет промышленность, растет потребление, надо отметить, что у малых производственных предприятий практически нет запасов, у них не хватает оборотных средств. Чтобы начать что-то делать, нужно оборудование и материалы, а денег недостаточно… Растет на нашем рынке и конкуренция, особенно со стороны «азиатских тигров».
ЦЕНА ВОПРОСА
Сколько стоит оборудование для полного цикла металлообработки? Миллион для станка – совсем немного. Однако и оборот в этом производстве серьезный.
Андрей Соколов, директор регионального представительства компании «Абамет», рассказал следующее: «Представитель в Татарстане у нас появился в 2007 году, хотя первые поставки оборудования клиентам из республики начались еще в девяностых годах. Сколько стоит оборудование? Если говорить о завершенном производственном решении, то необходимо располагать примерно 10 - 12 миллионами рублей. Так можно оснастить заготовительный цех площадью 120 - 150 квадратных метров. Эти затраты окупаются примерно за год. Что можно изготавливать? Вот, к примеру, одной из крупных торговых сетей требуется 40 тысяч мангалов – они будут проданы за летний сезон. Многие наши заказчики изготавливают металлические двери – спрос на эту продукцию есть всегда. Вообще, в последнее время интерес к оборудованию стал намного больше, однако продажи сейчас идут достаточно стабильно. Хотя рано говорить о возвращении этого рынка к докризисному уровню. Рынок в Татарстане не насыщен – есть перспективы, поэтому мы сегодня представляем широкую экспозицию оборудования».
ЧТО ДЕЛАТЬ С БРАКОМ?
Рамиль Мусин, «БАРС Авто»: «Наша компания занимается электродуговой металлизацией – мы восстанавливаем изношенные детали, наносим упрочняющие покрытия. Сколько это стоит? Скажем, возьмем коленвал КАМАЗа – новый стоит более 65 тысяч рублей, восстановление – 20 тысяч. При этом повышается износостойкость детали… Но речь не только о ремонте автомобилей, сельхозтехники, инвентаря или деталей турбин. Мы оказываем услуги по восстановлению производственного брака – методом напыления можно восстановить кривизну деталей, закрыть сколы, изменить размеры и так далее. Поэтому мы активно сотрудничаем с предприятиями группы КАМАЗа в этой области. Ведь чем отправлять деталь на переплавку, выгоднее восстановить ее!».
ПАСПОРТ В МЕТАЛЛЕ
Помимо компаний, занимающихся производством, продажей, обслуживанием станков, в павильоне «Казанской ярмарки» широко представлено сварочное оборудование – от аппаратов до спецодежды, шлифовальные «расходники», аппаратура для напыления спецпокрытий и так далее. Однако завершающую точку на любом изделии ставит маркировка. Можно, конечно, налепить какую-нибудь бумагу с печатью – однако современные технологии и здесь шагнули далеко вперед. На глазах у посетителей выставки на отшлифованной до блеска металлической пластине появлялись буквы и линии, логотипы и фотографии…
Денис Чехановский, ООО «Лазерный центр РТ»: «Рынок нашего маркирующего оборудования – в основном крупные предприятия. Практически вся информация об изделии может быть нанесена непосредственно на нем самом – дата выпуска, производитель… Никаких наклеек, красок – носителем информации становится само изделие, и в этом преимущество лазерной техники. Стоимость аппарата лазерной маркировки, конечно, немалая – более миллиона рублей, но и преимущества она дает серьезные, особенно при выходе на европейский рынок. Ведь лазерная гравировка придает изделию законченный внешний вид, обеспечивая к тому же надежную защиту товарной марки производителя».
Дмитрий Катаргин
Фото автора
Видео Максима Тимофеева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.