«У нас в голове не укладывается, потому что мальчишка хороший был, все время с бабушкой, нормально все было», — говорят друзья семьи об убийце майора полиции. 19-летнего Рустама Кодирова, застреленного при нападении на полицейского, помнят некогда веселым и общительным. Замкнутым и апатичным он стал лишь с этой зимы, когда его страничка в соцсети наполнилась призывами вроде «Хочешь Джихада — начни с себя». Особенно же его, судя по всему, взволновал недавний теракт в Новой Зеландии.
Проблем с полицией у парня, судя по всему, не было. Единственный случай трехлетней давности припомнила мать Кодирова: «Один раз он паркурил как-то на строящемся здании в 11 часов вечера, прыгал. Там его поймали»
ЗАГАДКА ДЛЯ СЕМЬИ
Рустам Кодиров, застреленный в минувшую пятницу у здания УВД Нижнекамска при нападении на майора полиции, еще не похоронен. Придя в дом к его матери Ирине Кодировой, корреспондент «БИЗНЕС Online» застал там родственников, которые съехались, чтобы помочь и поддержать ее. Она недоумевает, что такое произошло с ее 19-летним сыном, почему он решил напасть на сотрудника полиции. «Я вообще сама в шоке. Я никак этого от него не ожидала. Он такой был скромный, тихий парень. На школьные соревнования ездил. Ничего такого не было», — говорит мать. Беседа продлилась недолго, женщина разговаривала с неохотой, в ее голосе звучали нотки оправдания.
Между тем страница юноши «ВКонтакте» со статусом «Птицы, рожденные в клетке, думают, что полет — это болезнь» пестрит видео проповедей приверженцев радикального ислама, например, таких как проповедник из Махачкалы Надир абу Халид, присягнувший ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической группировки «ИГИЛ» — прим. ред.). Также на своей странице Кодиров размещал различные высказывания. Среди прочего — цитата арабо-мусульманского теолога Шейха аль-ислам Ибн Таймия: «Если испытание становится тяжелым, то это возможность для верующего достичь высокой степени и получить великую награду». Были и посты с критикой — например, праздника «Навруз». Или просто абстрактные фразы вроде «этот мир пахнет испорченным». А в начале марта юноша разместил картинку с цитатой Имама Шамиля: «Хочешь Джихада — начни с себя».
Судя по всему, Кодиров остро переживал трагические события, произошедшие две недели назад в Новой Зеландии. Новости об убитых во время молитвы мусульманах он обильно репостил и сопровождал своими комментариями.
Весь день накануне убийства с 6:00 до 19:00 юноша размещал у себя на странице различные видео с проповедями и цитаты о греховности, смерти, раскаянии. Предыдущий день он тоже провел за этим занятием — впрочем, как и последние несколько месяцев. Если отмотать посты на странице Кодирова глубже в прошлое, то еще в ноябре–декабре прошлого года он публиковал стандартные для 19-летнего юноши размышления о том, что «жизнь прекрасна, если только научиться это замечать», «надо уметь радоваться мелочам»… Иначе говоря, создается впечатление, что в сознании Кодирова что-то перевернулось в декабре прошлого года. Если сопоставить это с незнанием матери о проблемах сына, то получается стандартная история одинокого юноши, который сложно переживал свое взросление. Добавим, что он рос в неполной семье, вместе с матерью и бабушкой. Отец, по словам знакомых Кодирова, живет с другой семьей.
Сразу после произошедшего убийства в мечети города отправились сотрудники полиции с фотографиями юноши, но никто его не вспомнил. «Он не был прихожанином ни в одной из мечетей. Никто его не знает вообще. Кодиров преступник, сделал это коварно и подло. Никак невозможно его причислить к какой-либо религии вообще. В пятницу сотрудники побывали в трех мечетях, показывали его фотографию, в соцсетях распространили — никто не сказал, что видел его хотя бы один раз в мечети», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» имам-мухтасиб Нижнекамска Салих хазрат Ибрагимов.
Мать Кодирова, по ее словам, ничего о взглядах сына не знала. «В мечеть ходил только за водой», — поясняет женщина. Корреспондентам удалось поговорить с подругой бабушки Кодирова, которая пришла поддержать семью. «Не знаем, вот именно не знаем, что случилось с ним. Не сообразим никак, в голове не укладывается! Или его подставили, или ему угрожали. Не понимаем. У нас в голове не укладывается, потому что мальчишка хороший был, все время с бабушкой, нормально все было. Не понимаем, что это такое, — говорит женщина. — Вы уж бабушку не спрашивайте. Она после операции. Ей тяжело».
Проблем с полицией у юноши, судя по всему, тоже не было. Единственный случай трехлетней давности припомнила мать Кодирова: «Один раз он паркурил как-то на строящемся здании в 11 часов вечера, прыгал. Там его поймали. Я его забирала [из полиции]. Говорю ему: чтобы больше такого не было, а то мать с работы приходит, кушать готовит, спать ложиться, а ты куда пошел…»
«НАДОЕЛО ЭТО ДЕРЬМО, ПУСТЬ ОТЧИСЛЯЮТ»
Учился Кодиров в последнее время неважно, много прогуливал. Напомним, что он был студентом третьего курса Нижнекамского политехнического колледжа, учился на механика. Директор учебного заведения Татьяна Куприянова отказалась давать какие-либо характеристики и повесила трубку во время разговора с корреспондентом.
О личной жизни погибшего в колледже знают мало — судя по всему, с одногруппниками юноша не дружил, общался исключительно в стенах учебного заведения
«Он неделю что-то вот пропустил. Я ему говорю: „Учись, ради бога, ты что! Сдавай лабораторные“», — говорит мать Кодирова. В распоряжение «БИЗНЕС Online» попали скрины переписки юноши с сокурсником накануне убийства. Молодой человек тяжело переживал за несданные учебные работы, а на все просьбы товарища по учебе отказывался приходить на занятия.
Сокурсник Кодирова: Ты где?
Кодиров: Да забейте на меня.
Сокурсник: Приходи давай.
Кодиров: Не смогу я ничего сдать.
Сокурсник: Дух твой где?
Кодиров: Да тут не вывезешь. Надоело это дерьмо, пусть отчисляют. Долгов полно. 10 практических вывезешь?
Сокурсник: Ходи главное.
Далее молодые люди обсуждают варианты сдачи экзаменов. Одногруппник уверяет Кодирова, что кто-то из преподавателей может поставить зачет, главное — посещать занятия. Юноша же на это отвечает: «Не хочу, чтобы за меня бегали». В диалогах он вставляет слова «я такой же, как и вы». На очередную просьбу прийти завтра на занятия Кодиров отвечает отказом. «Учитесь, забейте на меня. У каждого свой путь в этой жизни», — пишет он. На следующий день утром юноша вместо занятий пошел к зданию УВД, где и произошла трагедия, потрясшая всю республику.
Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось поговорить с участником данной переписки — одногруппником Кодирова Максимом. По его словам, тот был замкнутым и мутным. При этом товарищ по учебе подтверждает, что юноша не ходил в мечеть и «проповедовал не ислам, а что-то не то». Впрочем, судя по всему, Кодиров о своих духовных исканиях не распространялся ни в семье, ни в колледже — одногруппники об этом практически не слышали.
О личной жизни погибшего в колледже знают мало — судя по всему, с одногруппниками юноша не дружил, общался исключительно в стенах учебного заведения. Однако товарищ по учебе опровергает информацию в Telegram-каналах, что Кодиров ходил к психологу — мол, это вранье.
О том, почему он напал именно на сотрудника полиции, одногруппник лишь строит предположения — может, личная неприязнь, может, еще что. Отмечает, что тот на полицию никогда не жаловался, в разговорах не упоминал. Одноклассник Кодирова Виталий говорит, что тот в школе был веселым и безобидным, ни с кем не конфликтовал, был общительным и позитивным, а замкнутым стал относительно недавно.
На странице Кодирова «ВКонтакте» все выходные светился значок «онлайн». Судя по всему, следком отрабатывает версии…
УБИЙСТВО ПОЛИЦЕЙСКОГО
Напомним, что трагедия произошла в прошлую пятницу в Нижнекамске. События развернулись в нескольких метрах от изолятора временного содержания, который находится недалеко от городского УВД.
Саматов скончался по пути в больницу. Следственный комитет возбудил дело по факту посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), однако единственный на данный момент фигурант дела уже мертв
Утром в ИВС приехал сотрудник полиции Юрий Рандошкин. Он должен был конвоировать задержанного. На проходной к нему подбежала женщина, сообщившая, что на улице драка. Позже установят, что за несколько минут до этого за воротами УВД курил майор Динар Саматов. К нему подошел прохожий, между мужчинами якобы завязалась перепалка. Неизвестно, что именно они наговорили друг другу, но через пару минут прохожий вернулся и со спины напал на курившего офицера. Отбиться от ножевых ранений в шею полицейскому не удалось, хотя на кадрах с камеры регистратора проезжавшей машины видно, что он пытался.
Примерно в это же время на крики прибежал сотрудник Рандошкин. Он достал табельное оружие. Молодой человек, только что зарезавший Саматова, бросился с ножом и на него. По версии канала Mash, мужчина сопровождал набег экстремистскими выкриками. Официально силовики эту информацию не комментируют. На первый выстрел нападавший не отреагировал. Рандошкину, судя по видео, пришлось бежать, продолжая стрельбу. Одна из пуль, попавшая в грудь, все-таки остановила преступника. В тот же день стала известна личность нападавшего.
Саматов же скончался по пути в больницу. Следственный комитет возбудил дело по факту посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), однако единственный на данный момент фигурант дела уже мертв. В субботу Нижнекамск прощался с убитым полицейским.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 135
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.